Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

19 страниц

Купить ПР 50-733-93 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Основные положения определяют содержание работ по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации и унификации документации, категории классификаторов и унифицированных форм документов, стадии их разработки, порядок введения в действие и применения, методы и принципы проведения работ по классификации, кодированию и унификации документации, международное сотрудничество Российской Федерации в этой области

 Скачать PDF

Заменен на ПР 50.1.019-2000

См. ПР 50.1.019-2000; 3-2001; ВНИИКИ

Рекомендуется использовать вместо ГОСТ 6.01.1-87 (ИУС 4-94), ГОСТ 6.10.1-88 (ИУС 4-94)

Оглавление

1. Область применения

2. Общие положения

3. Задачи ЕСКК и УСД

4. Категории классификаторов и унифицированных форм документов

5. Стадии разработки и ведения общероссийских классификаторов и унифицированных форм документов

6. Методы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информация и унификация документация

7. Регистрация классификаторов и унифицированных форм документов

8. Ведение классификаторов и унифицированных форм документов

9. Основные задачи, функции и принципы построения автоматизированного банка общероссийских классификаторов

10. Введение в действие и применение классификаторов и унифицированных форм документов

11. Международное сотрудничество в области ЕСКК и УСД

Приложение А Основные понятия в области ЕСКК и УСД

Приложение Б Нормативные и методические документы в области ЕСКК и УСД

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19

ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ И УНИФИЦИРОВАННЫХ СИСТЕМ ДОКУМЕНТАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Издание официальное

ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва

ПР 50-733-93

Предисловие

1.    РАЗРАБОТАНЫ Госстандартом России, Госкомстатом России, Минэкономики России, Центром экономической конъюнктуры, Центральным банком России

ВНЕСЕНЫ Главным управлением технической политики в области стандартизации Госстандарта России

2.    ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 г. № 307

3.    ВЗАМЕН ГОСТ 6.01.1-87, ГОСТ 6.10.1-88 на территории Рос-■ сийской Федерации

4.    Переиздание с изменением № 1

ИПК Издательство стандартов, 1995

Настоящие правила по стандартизации не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России

ПР 50-733-93

К методам содержательной унификации относятся: установление ограничительных номенклатур действующих форм; создание типовых форм; построение единой модели документов для групп однородных задач (использование формуляра-образца); унификация и стандартизация информационных элементов и используемых показателей.

Методами формальной унификации являются: унификация структур документов; создание общих синтаксических правил построения документа; унификация методов контроля информации документа.

6.7    Наименования показателей унифицированных систем документации и наименования объектов технико-экономической и социальной информации в общероссийских классификаторах должны быть построены по единым требованиям с учетом Р 50—113—89. При унификации документации в качестве основы должен использоваться классификатор технико-экономических и социальных показателей.

6.8    Запись информации унифицированных документов в коммуникативном формате и требования, обеспечивающие придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники, регламентируются ГОСТ 6.10.3-83 и ГОСТ 6.10.4-84 соответственно.

7 РЕГИСТРАЦИЯ КЛАССИФИКАТОРОВ И УНИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ

7.1    Принятые в установленном порядке классификаторы подлежат регистрации.

7.2    Общероссийские классификаторы подлежат государственной регистрации. Государственную регистрацию принятых Госстандартом России классификаторов осуществляет ВНИИКИ Госстандарта России в соответствии с ПР 50—734—93.

7.3    Обозначение общероссийского классификатора состоит из обозначения его категории (ОК), отделенного пробелом трехзначного регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения классификатора.

8

7.4    Порядок регистрации и обозначение отраслевых классифи-

75

ПР 50-733-93

каторов и классификаторов предприятий устанавливают соответственно министерства, ведомства и предприятия.

7.5    Унифицированные формы документов, утвержденные в установленном порядке, подлежат регистрации.

7.6    Регистрацию общероссийских унифицированных форм документов осуществляет ВНИИКИ Госстандарта России путем их включения в Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД).

7.7    Порядок регистрации отраслевых унифицированных форм документов и унифицированных форм документов предприятия устанавливают министерства, ведомства и предприятия.

8 ВЕДЕНИЕ КЛАССИФИКАТОРОВ И УНИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ

8.1    Ведение классификаторов предусматривает разработку и внесение в классификаторы изменений.

8.2    Ведение общероссийских классификаторов обеспечивают министерства, ведомства, ответственные за разработку этих классификаторов или их разделов. Порядок ведения общероссийских классификаторов определен ПР 50—735—93.

8.3    Порядок ведения отраслевых классификаторов и классификаторов предприятий определяют соответственно министерства, ведомства и предприятия.

8.4    Ведение общероссийских унифицированных форм документов включает внесение изменений и дополнений в общероссийские унифицированные формы документов, Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) и предусматривает замену форм, корректировку их реквизитов и показателей.

8.5    Ведение унифицированных систем документации осуществляют министерства, ведомства-разработчики общероссийских унифицированных форм документов.

8.6    Ведение отраслевых унифицированных форм документов и унифицированных форм документов предприятия осуществляют соответственно министерства, ведомства и предприятия по установленному ими порядку.

9

ПР 50-733-93

9 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО БАНКА ОБЩЕРОССИЙСКИХ КЛАССИФИКАТОРОВ

9.1    В целях обеспечения информационно-технологического взаимодействия классификаторов разных категорий и получения достоверной и актуальной информации по общероссийским классификаторам создается Автоматизированный банк общероссийских классификаторов (АБК).

9.2    АБК создается на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России, содержащей распределительный автоматизированный банк классификаторов и территориальные банки для сбора, хранения и обработки статистических данных.

9.3    Распределенный АБК предусматривает наличие распределенной базы данных, организацию АБК на федеральном и территориальном уровнях, определение потоков информации и увязку территориальных банков в единую систему.

9.4    Распределенный АБК, как и каждый территориальный банк в отдельности, представляет собой сложную информационно-справочную систему, предназначенную для хранения и обеспечения актуальности данных распределенной базы общероссийских классификаторов и представления необходимых данных различным пользователям и системам обработки технико-экономической и социальной информации.

9.5    Основными задачами распределенного АБК является:

—    организация распределенной базы общероссийских классификаторов и поддержание ее в актуальном состоянии;

—    создание условий для оперативного представления актуальной и достоверной информации по общероссийским классификаторам пользователям и системам обработки данных, функционирующим на различных уровнях;

—    рациональное распределение потоков информации (изменений к общероссийским классификаторам, запросов, ответов на запросы) по уровням иерархии системы;

10

—обеспечение эффективного информационного взаимодействия АБК с различными системами автоматизированной обработки информации в части формирования на базе общероссийских классификаторов или изменений к ним в регламентном или запросном

77

ПР 50-733-93

режимах необходимых данных для нормативно-справочной информации этих систем;

—    решение на базе общероссийских классификаторов задач аналитического характера, т. е. получение сводно-группировочных таблиц о количественных данных общероссийских классификаторов и задач информационно-справочного обслуживания пользователей в регламентном и диалоговом режимах;

—    организация рационального взаимодействия АБК с системами ведения общероссийских классификаторов в части получения от них изменений.

9.6    Распределенный АБК должен выполнять следующие функции:

—    хранение, увязку, актуализацию и многократное использование базы общероссийских классификаторов;

—    поиск и выдачу на видеотерминальное и печатающие устройства необходимых данных базы общероссийских классификаторов в наиболее удобной для пользователя форме;

—    реализацию работы в пакетном и диалоговом режимах;

—    формирование и запись на МЛ, ГМД (гибкие магнитные диски) массивов данных изменений общероссийских классификаторов для нормативно-справочной информации, АБД, регистров и других аналогичных систем или передачу этих данных;

—    обеспечение сохранности, целостности, контроля и защиты базы данных от несанкционированного доступа.

9.7    При создании распределенного АБК обеспечивается выполнение следующих принципов:

—    минимизация хранимых данных, их актуальность и высокая достоверность;

—    целостность базы общероссийских классификаторов;

—    оптимизация потоков информации;

—    множественность доступа к информационным ресурсам в режиме чтения, многократное и многоцелевое использование этих ресурсов;

—    возможность получения различных данных по набору кодов объектов общероссийских классификаторов и (или) содержательных признаков (наименований и характеристик объектов);

—    удобство общения пользователей с АБК;

—    незамкнутость (открытость) системы;

11

Г1Р 50-733-93

— автономность территориальных АБК в части взаимодействия с соответствующими территориальными системами автоматизированной обработки информации, решения аналитических задач и задач информационно-справочного обслуживания пользователей.

10 ВВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ КЛАССИФИКАТОРОВ И УНИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ

10.1    При принятии Госстандартом России общероссийского классификатора организация-разработчик с учетом мнений заинтересованных министерств, ведомств устанавливает дату введения его в действие, исходя из необходимости проведения разрабатываемых ею мероприятий, обеспечивающих применение общероссийского классификатора.

10.2    При утверждении министерствами, ведомствами Российской Федерации общероссийских унифицированных форм документов организация-разработчик устанавливает дату введения их в действие, исходя из необходимости проведения разрабатываемых ею мероприятий, обеспечивающих внедрение общероссийских унифицированных форм документов.

10.3    Общероссийские классификаторы и унифицированные формы документов применяют в определенных для них сферах деятельности министерства, ведомства, другие органы государственного управления Российской Федерации, органы местного управления, предприятия независимо от форм собственности и подчинения, общественные организации при межотраслевом обмене, сборе и обработке информации на бумажных и машинных носителях.

10.4    Отраслевые классификаторы и унифицированные формы документов применяют предприятия, входящие в систему данного министерства, ведомства, при внутриотраслевом обмене, сборе и обработке информации на бумажных и машинных носителях.

Применение отраслевого классификатора другими министерствами, ведомствами и отдельными предприятиями другой подчиненности возможно по согласованию с министерством, ведомством, утвердившим классификатор.

12

10.5    Классификаторы и унифицированные формы документов предприятий применяют при обработке информации внутри предприятия.

79

ПР 50-733-93

Применение классификатора предприятия другим предприятием возможно по согласованию с предприятием, утвердившим классификатор.

10.6 Общероссийские, отраслевые классификаторы и классификаторы предприятий могут применять другие государства, их юридические и физические лица на основе соответствующих соглашений (договоров) о сотрудничестве или с разрешения соответствующих органов, предприятий Российской Федерации, принявших эти классификаторы.

11 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЕСКК И УСД

11.1    Международное сотрудничество по вопросам классификации, кодирования и унификации документации осуществляют по линии международных организаций, занимающихся указанными вопросами, а также на двусторонней и многосторонней основе с соответствующими организациями других стран.

11.2    Международное сотрудничество в области ЕСКК и УСД осуществляется в рамках международных организаций (ООН, ИСО, ЕЭК, Евростат и других), при этом в рамках ИСО оно осуществляется Техническим комитетом по стандартизации ТК 257 «Документы и информации в управлении, торговле, промышленности и банковском деле» во взаимосвязи с Техническими комитетами ИСО/ТК154 «Документы и информационные элементы в управлении, торговле и промышленности» и ИСО/ТК 68 «Банковское дело и соответствующие финансовые операции».

11.3    Международное сотрудничество по линии международных организаций заключается в участии в разработке международных классификаторов и стандартов, подготовке замечаний и предложений по проектам международных классификаторов и стандартов.

11.4    Организация и проведение работ по международному сотрудничеству в области классификации, кодирования и унификации документации осуществляется с учетом нормативных и методических документов, принятых соответствующими международными организациями.

13

11.5    Совместные работы по классификации и кодированию в странах-членах СНГ осуществляются в соответствии с документами, разработанными и принятыми в рамках Содружества.

80

ПР 50-733-93

11.6    Применение международных классификаторов обеспечивается путем полного или частичного включения их содержания в отечественные классификаторы либо путем разработки переходных ключей.

11.7    Двустороннее или многостороннее сотрудничество по вопросам классификации, кодирования и унификации документации включает работы по гармонизации национальных классификаторов стран-партнеров, совместную разработку классификаторов, нормативных документов, проведение взаимных консультаций, обмен опытом и информацией.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В ОБЛАСТИ ЕСКК И УСД

1 Основные понятия ЕСКК

1.1    Классификация — разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

1.2    Объект классификации — элемент классифицируемого множества.

1.3    Признак классификации — свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация.

1.4    Классификационная группировка — подмножество объектов, полученное в результате классификации.

1.5    Ступень классификации — этап классификации при иерархическом методе, результатом которого является совокупность классификационных группировок.

1.6    Глубина классификации — число ступеней классификации.

1.7    Код — знак (символ) или совокупность знаков (символов), принятых для обозначения классификационной группировки или объекта классификации.

1.8    Кодирование — присвоение кода классификационной группировке или объекту классификации.

1.9    Алфавит кода — система знаков (символов), принятых для образования кода.

1.10    Классификатор технико-экономической и социальной информации (классификатор) — нормативный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации.

81

1.11    Общероссийский классификатор (ОК) — классификатор, принятый Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Гос-

14

ПР 50-733-93

стандарт России) и обязательный для применения в определенных сферах деятельности, установленных разработчиком по согласованию с заинтересованными министерствами, ведомствами.

1.12    Отраслевой классификатор — классификатор, принятый министерством, ведомством Российской Федерации и обязательный для применения всеми предприятиями данною министерства, ведомства, государственными корпорациями и объединениями, на которые возложены функции осуществления научно-технической политики в отрасли.

1.13    Классификатор предприятия — классификатор, принятый предприятием или объединением предприятий и применяемый только этими хозяйствующими субъектами.

1.14    Международный классификатор — классификатор, принятый международной организацией.

1.15    Ведение классификатора — поддержание классификатора в достоверном состоянии.

2 Основные понятия УСД

2.1    Унифицированная форма документа (УФД) — совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации.

2.2    Общероссийская унифицированная форма документа — унифицированная форма документа, входящая в состав унифицированной системы документации и обязательная для применения на всей территории Российской Федерации в определенной сфере деятельности

2.3    Отраслевая унифицированная форма документа — унифицированная форма документа, утвержденная министерством, ведомством и обязательная для применения всеми предприятиями данного министерства, ведомства.

2.4    Унифицированная форма документа предприятия — унифицированная форма документа, утвержденная предприятием или объединением предприятий и применяемая только на данном предприятии или объединении предприятий.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное)

НОРМАТИВНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ В ОБЛАСТИ ЕСКК И УСД

1.    ГОСТ 6.10.3-83 УСД. Запись информации унифицированных документов в коммуникативном формате

2.    ГОСТ 6.10.4-84 УСД. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения

3.    ГОСТ 6.10.5-87 УСД. Требования к построению формуляра-образца

4.    ГОСТ 6.38-90 УСД. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов

82

5.    ПР 50—734—93 Порядок разработки общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации. — М.: ВНИИКИ, 1993

15

ПР 50-733-93

6.    ПР 50—735—93 Положение о ведении общероссийских классификаторов на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России. — М.: ВНИИКИ, 1993

7.    РДМ 71—76 Методика расчета и применения контрольных чисел для защиты кодов общесоюзных классификаторов технико-экономической информации. — М.: ВНИИКИ, 1983

8.    Р 50—113—89 Рекомендации. Построение и написание объектов в общесоюзных классификаторах технико-экономической информации. — М.: Изд-во стандартов, 1990

9.    РД 50—613—86 Методические указания по внедрению и применению ГОСТ 6.10.4—84 «УСД. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения». — М.: Изд-во стандартов, 1987

83

ПР 50-733-93

С ОД Е РЖАН И Е

1.    Область применения     1

2.    Общие положения .............2

3.    Задачи ЕСКК и УСД ............4

4.    Категории классификаторов и унифицированных форм документов .    4

5.    Стадии разработки и ведения общероссийских классификаторов и унифицированных форм документов...........6

6.    Методы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унификации документации.....7

7.    Регистрация классификаторов и унифицированных форм документов    8

8.    Ведение классификаторов и унифицированных форм документов .    .    9

9.    Основные задачи, функции и принципы построения автоматизированного

банка общероссийских классификаторов .......10

10.    Введение в действие и применение классификаторов и унифицированных форм документов............12

11.    Международное сотрудничество в области ЕСКК и УСД .    .13

Приложение А Основные понятия в области ЕСКК и УСД ...    14

Приложение Б Нормативные и методические документы в области ЕСКК

и УСД     15

67

УДК 025.41(008.03):389.6(470)

ПР 50-733-93

ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Основные положения Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации Российской Федерации

ОКСТУ 0006

Дата введения 1994—07—01 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие основные положения определяют содержание работ по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации и унификации документации, категории классификаторов и унифицированных форм документов, стадии их разработки, порядок введения в действие и применения, методы и принципы проведения работ по классификации, кодированию и унификации документации, международное сотрудничество Российской Федерации в этой области.

Основные положения Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) и унифицированных систем документации (УСД) Российской Федерации предназначены для применения предприятиями и объединениями предприятий, в том числе союзами, концернами, ассоциациями, акционерными обществами, межотраслевыми, региональными и другими объединениями (далее — предприятия) независимо от форм собственности и подчинения; министерствами, ведомствами и другими органами управления в Российской Федерации, общественными организациями (объединениями), участвующими в работах по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации и унификации документации.

Издание официальное

2, ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1    Создание и развитие Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 октября 1992 г. № 3708—1 и Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 121.

2.2    ЕСКК и УСД устанавливают единые методологические и организационные основы проведения работ по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации, унификации документации в Российской Федерации, состав, содержание и порядок проведения этих работ.

2.3    ЕСКК состоит из совокупности общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации; средств их ведения; нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению.

2.4    УСД состоят из совокупности взаимоувязанных общероссийских унифицированных форм документов, обеспечивающих документированное представление данных в определенных видах хозяйственной деятельности; средств их ведения; нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению.

2.5    Объектами классификации и кодирования в ЕСКК являются технико-экономические и социальные объекты и их свойства, используемые в различных областях хозяйственной деятельности.

2.6    Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее — общероссийские классификаторы) относятся к нормативным документам.

ПР 50—733—93


2

2.7. Работы по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации и унификации документации являются необходимой составляющей работ в таких областях деятельности как статистика, финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, производство продукции и предоставление услуг, таможенное дело, транспорт, торговля, внешнеэкономическая деятельность и осуществляются с целью унификации и стандартизации информационного обеспечения процессов хозяйственной деятельности.

69

ПР 50-733-93

2.8    Госстандарт России и Госкомстат России осуществляют межотраслевую координацию работ по ведению и развитию ЕСКК и УСД, а также по гармонизации общероссийских классификаторов с международными классификаторами и стандартами.

2.9    Госкомстат России обеспечивает функционирование информационно-вычислительной сети Госкомстата России в качестве основного средства представления заинтересованным организациям на всей территории Российской Федерации актуальной информации по общероссийским классификаторам, кроме Общероссийского Классификатора изделий и конструкторских документов (Классификатор ЕСКД), Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и других общероссийских классификаторов, не подлежащих распространению через указанную сеть, а также осуществляет ведение разработанных Госкомстатом России общероссийских классификаторов.

2.10    Министерства, ведомства Российской Федерации, ответственные за разработку и ведение общероссийских классификаторов, определяют организации, осуществляющие разработку и ведение этих классификаторов и при необходимости назначают головные организации по ведению ОК в отрасли.

Министерства, ведомства, ответственные за разработку и ведение классов и группировок Общероссийского классификатора продукции (ОКП) и (или) Классификатора ЕСКД, определяют головные, а при необходимости и ведущие организации по их разработке и ведению.

2.11    Настоящие основные положения вводятся на территории Российской Федерации взамен ГОСТ 6.01.1-87 «Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. Основные положения» и ГОСТ 6.10.1-88 «Унифицированные системы документации. Основные положения».

2.12    Термины и определения основных понятий, применяемых в области ЕСКК и УСД, приведены в приложении А.

2.13    Нормативные и методические документы, регламентирующие проведение работ в области ЕСКК и УСД, приведены в приложении Б.

3

3 ЗАДАЧИ ЕСКК И УСД

Основными задачами ЕСКК И УСД являются: классификация и кодирование технико-экономической и социальной информации;

упорядочение и унификация технико-экономических и социальных показателей;

обеспечение однозначности и сопоставимости данных, используемых при описании объектов технико-экономической и социальной информации;

создание условий для автоматизации процессов обработки технико-экономической и социальной информации, включая создание автоматизированных банков данных;

создание распределенного автоматизированного банка общероссийских классификаторов;

обеспечение методического и организационного единства в области разработки, применения и ведения общероссийских классификаторов и общероссийских форм документов;

создание комплекса взаимоувязанных общероссийских классификаторов и общероссийских форм документов и обеспечение их ведения;

использование в отечественной практике международного и зарубежного национального опыта работ по классификации, кодированию и унификации документации;

гармонизация общероссийских классификаторов с международными классификаторами и стандартами по классификации и кодированию объектов технико-экономической и социальной информации с учетом отечественной практики;

развитие практики прямого применения международных классификаторов и стандартов по классификации и кодированию объектов технико-экономической и социальной информации;

упорядочение и минимизация информационных документопо-токов.

4 КАТЕГОРИИ КЛАССИФИКАТОРОВ И УНИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ

ПР 50-733-93


4

4.1 В соответствии с областью применения классифицируемых объектов классификаторы подразделяются на следующие категории:

71

ПР 50-733-93

общероссийские классификаторы (ОК);

отраслевые классификаторы;

классификаторы предприятий.

4.2    Порядок разработки общероссийских классификаторов определен ПР 50—734—93.

4.3    Порядок разработки, принятия, учета, ведения, опубликования и применения отраслевых классификаторов и классификаторов предприятий устанавливают соответственно министерства, ведомства и предприятия.

4.4    Общероссийские классификаторы разрабатывают в тех случаях, когда классификатор:

—    обеспечивает сопоставимость данных в различных областях и уровнях хозяйственной деятельности (межотраслевое применение);

—обеспечивает гармонизацию с международным классификатором;

—    информационно связан с действующими общероссийскими классификаторами;

—    используется в общероссийских унифицированных формах документов.

4.5    Отраслевые классификаторы разрабатывают в тех случаях, когда они включают информацию, содержащуюся в унифицированных отраслевых формах документов, отсутствующую в общероссийских классификаторах или представляющую собой выборки из общероссийских классификаторов, в которых допускается перекодирование объектов классификации, дополнение отсутствующими в них объектами и (или) признаками классификации.

4.6    Классификаторы предприятий разрабатывают в тех случаях, когда они включают информацию, содержащуюся в унифицированных формах документов предприятия, отсутствующую в общероссийских или отраслевых классификаторах, либо представляющую собой выборки из общероссийских и (или) отраслевых классификаторов, в которых допускается перекодирование объектов классификации, дополнение отсутствующими в них объектами и (или) признаками классификации.

4.7    Унифицированные формы документов подразделяются на следующие категории:

общероссийские унифицированные формы документов;

5

отраслевые унифицированные формы документов;

72

ПР 50-733-93

унифицированные формы документов предприятия.

4.8    Общероссийские унифицированные формы документов утверждают министерства, ведомства-разработчики унифицированной системы документации, в состав которой входят данные унифицированные формы документов.

4.9    Отраслевые унифицированные формы документов и унифицированные формы документов предприятий разрабатываются на основе общероссийских унифицированных форм документов.

4.10    Отраслевые унифицированные формы документов утверждают министерства, ведомства. Формы этой категории включают наряду с показателями, содержащимися в общероссийских унифицированных формах документов, показатели, отражающие специфику конкретной отрасли.

4.11    Унифицированные формы документов предприятий утверждают предприятия. Формы этой категории включают наряду с показателями, содержащимися в общероссийских и отраслевых унифицированных формах документов, показатели, отражающие специфику конкретного предприятия.

5. СТАДИИ РАЗРАБОТКИ И ВЕДЕНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКИХ КЛАССИФИКАТОРОВ И УНИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ

В целях достижения организационно-методического единства, проведения работ в области ЕСКК и УСД, обеспечения своевременного внедрения и поддержания в достоверном состоянии (актуализации) общероссийских классификаторов и унифицированных форм документов предусмотрены определенные стадии их разработки и ведения.

5.1    Стадии разработки общероссийских классификаторов установлены ПР 50—734—93.

5.2    Для унифицированных форм документов установлены следующие стадии разработки и ведения:

1- я стадия —организация разработки общероссийских унифи

цированных форм документов;

2- я стадия — разработка проекта общероссийских унифициро

ванных форм документов;

3- я стадия — утверждение и регистрация общероссийских уни

фицированных форм документов;

б

4- я стадия — тиражирование бланков форм документов;

73

ПР 50-733-93

5-я стадия — ведение общероссийских унифицированных форм документов.

5.3 Информация о принятии, об отмене, о замене общероссийских классификаторов, о внесенных в них изменениях, а также тексты этих изменений публикуются Госстандартом России в ежемесячно выпускаемых информационных указателях «Государственные стандарты».

Перечень действующих на территории Российской Федерации общероссийских классификаторов публикуется Госстандартом России в ежегодно выпускаемых указателях «Государственные стандарты».

6 МЕТОДЫ КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ И УНИФИКАЦИИ ДОКУМЕНТАЦИИ

6.1    Основными методами классификации объектов технико-экономической и социальной информации являются иерархический и фасетный.

6.2    Основными методами кодирования объектов технико-экономической и социальной информации являются последовательный, параллельный, порядковый и серийно-порядковый.

6.3    Выбор методов классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в каждом конкретном случае осуществляется разработчиком классификатора.

6.4    В зависимости от специфики информации и области применения классификаторов в них возможно применение различных сочетаний основных методов классификации и кодирования.

6.5    Для защиты кодов классификаторов и обеспечения высокой достоверности информации на всех этапах информационного взаимодействия, а также контроля кодов классификаторов при их использовании, в классификаторы вводят контрольные числа. Расчет контрольного числа осуществляется в соответствии с РДМ 71—76. Контрольное число проставляют после кода объекта. Целесообразность применения контрольных чисел определяет разработчик классификатора.

6.6    При унификации документации применяют методы содержательной и формальной унификации.

7