ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
БЕЗОПАСНОСТЬ КОНСТРУКЦИИ СИДЕНЬЯ ВОДИТЕЛЯ АВТОБУСА И ТРОЛЛЕЙБУСА Технические требования
Срок введения установлен с 1/1 1972 г.
1. Настоящий отраслевой стандарт распространяется к а сиденья-водителей и их крепления на всех типах автобусов и троллейбусов.
Стандарт устанавливает технические требования, предъявляемые к безопасности конструкций сидений водителя -на всех типах автобусов и троллейбусов.
Стандарт не распространяется на сиденья с раздельным креплением остовов подушки и спинки к кузову.
2. Основные размеры, система демпфирования, подрессорива-ния и свойства обивочного материала сиденья водителя должны отвечать требованиям ГОСТ 12024-66.
3. Формы подушки и спинки сиденья водителя должны отвечать требованиям ГОСТ 12024-66 (п. 2.2).
4. Сиденье водителя должно быть регулируемым. Количество органов управления устройствами для регулирования должно быть минимальным, а проведение регулировок .не должно требовать применения специального инструмента.
5. Расположение сиденья водителя в кабине и количество основных регулировок должны отвечать требованиям ГОСТ 12024-66.
Регулировка должна позволять продольное перемещение сиденья водителя .в пределах ±80 мм. Регулировка плавная или ступенчатая, с шагом -не более 20 мм.
В вертикальном направлении перемещение сиденья должно быть плавным или ступенчатым, с шагом не более 10 мм. Регулировка подушки и спинки сиденья должна быть плавной.
6. Система регулирования положения сиденья водителя должна иметь стопорные устройства, исключающие самопроизвольное изменение положения сиденья во время движения при резком замедлении движения или аварии.
Перепечатка воспрещена-
ОСТ 37.001.019—71
7. Сиденье, детали крепления, устройства для регулирования его положения, а также стопорные устройства должны выдерживать:
в направлении вперед и назад статическую нагрузку Р, равную 20-кратной массе сиденья в сборе;
статический момент М относительно задних точек крепления основания сиденья величиной 50 кгс ■ м, направленный назад.
8. В случае крепления ремней безопасности непосредственно к сиденью само сиденье, детали крепления, устройства для регулирования его положения, а также стопорные устройства должны выдерживать суммарную нагрузку, создаваемую одновременным нагружением всех ремней, закрепленных на сиденье, и нагрузку Р, равную 20-кратной массе сиденья в сборе, направленную вперед.
9. Стопорные устройства механизма регулирования положения спинки сиденья должны, не раскрываясь и без поломок, выдерживать нагрузку, равную 20-кратной массе спинки .в сборе.
В случае крепления ремней безопасности к спинке сиденья стопорные устройства механизма регулирования положения спинки должны выдерживать одновременно с вышеуказанной нагрузкой нагрузку, создаваемую ремнями безопасности.
188
ПРИЛОЖЕНИЕ
Термин |
Определение |
Примечание |
Зона возможного удара |
1. Поверхность панели приборов, за исключением:
а) части поверхности панели приборов, ограниченной проекцией рулевого колеса в направлении, параллельном оси рулевой колонки, и уширенной периферийной полосой в 127 мм; |
Относится к автобусам, имеющим вынесенный вперед пост управления |
|
б) части поверхности панели приборов шириной 127 мм, прилежащей к боковой стенке кузова со стороны, противоположной рулевому управлению |
|
|
2. Пространство под определенной в п. 1 настоящего приложения частью поверхности панели приборов |
|
158