ОТРАСЛЕВЫЕ СТАНДАРТЫ
ПОДШИПНИКИ ШАРИКОВЫЙ I Р01ИК0ВЫК
ОСТ 34-13-845-84 — ОСТ 34-13-856-84
Издание официальное
УТВЕЙСДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПШАЗОМ Министерства энергетики и электрификации СССР Я 4?6 от 15.ЮЛ964 г
ИСПОЛНИТЕЛИ: Ю.Н.МО РОЗОВ, А.В.ЗАХАРОВА, Б.М.ЕВДОКИМОВ, Ю.И.СНЫЧКОВ
СОГЛАСОВАН Министерством энергетики и электрификации СССР: В.Г.ЧУМАЧЕНКО, В.П.ПАНФИЛОВ, А.М.ХАЦКЕЛЕВИЧ, А.П.РОМАНШО
УДК621.882.7/8
ОТРАСЛЕВОЙ
подпишики ШАРИКОВЫЕ И РОЛИКОВЫЕ
Технические требования (ограничение ГОСТ 520- 71) |
Группа Г16
СТАНДА РТ ОСТ
34-13-847-84 |
Взамен ОСТ 34-13-847-78
Приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 15 октября 1984 г. I 426 срок введения установлен
о 01.05. 1965 г.
Несоблюдение отаядарта преследуется по закону На о таящий стандарт распространяется на шариковые и роликовые подшипники о внутренним диаметром от 6 до 400 мм.
Стандарт соотвеготвуег рекомендации СЗВ по стандартизации PC 434-70.
В отаядарте учтены требования рекомендаций ИСО PI99/I-68; PI99/11; Р492-66; P577/I-67 и P577/I1-68.
I. 1ШИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Шариковые и роликовые подшипники должны изготовляться в о о ответствии о требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
1.2. Устанавливаются два класса точноегд 0 и б.Класо точности 6 выше клаооа гочнооти 0.
Издание официальное Перепечатка воопрешена
ГР 8332543 от II.11.84
18
ОСТ 34-13-847-84 Стр.2
1.3. Кольца и тела качения подшипников должны изготовляться из стали марок ШХ15, ШХ15СГ по ГОСТ 801-78 и марок ШХ20СГ, 18ХГТ и20Х2Н'4А по техническим условиям, утвержденным в установленном порядке.
По согласованию с потребителем допускается изготовление деталей подшипников из других марок сталей.
1.4. Твердость колец и роликов, работающих при температурах до 100°С, должна быть в пределах:
из сталей марок ШХ15 и 18ХГТ - HRC 61... 65
из стали марки ШХ20СГ - HRC 60 ... 64
из стали марки ШХ15СГ - HRC 60 ... 64 при этом для колец толщиной стенки свыше 35 мм и роликов диаметром свыше 55 мм - HRC58...62.
из стали марки 20Х2Н44 - HRC 58,..65.
По заказу потребителя в технически обоснованных случаях твердость колец с толщиной стенки свыше 35 мм и роликов диаметром свыше 55 мм из стали ШХ15СГ должна быть НРС 60,..64.
1.5. Неоднородность кольца по твердости не должна превышать 3 единиц HRC.
1.6. Штампованные стальные сепараторы должны изготовляться из стальной холоднокатаной ленты I и 2-й групп поверхности по ГОСТ 503-81» тонколистовой качественной углеродистой конструкционной стали I и 2-й групп поверхности по ГОСТ 9045-80#
ГОСТ 16523-70 и толстолистовой качественной стали по ГОСТ 4041-71.
19
стр. 3 ОСТ 34-13-847-84
1.7. Шероховатость посадочных и торцовых поверхностей колец подшипников не должна превышать значений Ra , указанных в табл.}.
Таблица I
Наименование
поверхности |
Класс |
Ra,мкм.по Г0СТг7В9-73(СТ СЭВ 638-77 |
точности
подшип—
ников |
Номинальные диаметры d и 0 посадочных поверхностей колец подшипников,мм |
До
30 |
Св.ЗО
до 80 |
Св 30
ДО
150 |
Св.
150
ДО
250 |
Св.
250
ДО
500 |
Св. 500 до 600 |
Посадочная поверхность внутреннего кольца подшипника |
0 |
1,25 |
1,25 |
1,25 |
1,25 |
2,5 |
2,5 |
6 |
0,63 |
0,63 |
1,25 |
1,25 |
1,25 |
2,5 |
Посадочная поверх-ность наружного кольца подшипника |
0 |
0,63 |
0,63 |
1,25 |
1,25 |
1,25 |
2,5 |
6 |
0,32 |
0,32 |
0,63 |
0,63 |
0,63 |
1,25 |
Поверхность торцов колец подшипников |
0 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
6 |
1,25 |
1,25 |
1,25 |
1,25 |
2,5 |
2,5 |
Х.8. Посадочные поверхности подшипников класса точности 0 по соглашению между изготовителем и потребителем, а также подшипников, предназначенных для ремонтных целей, допускается хромировать. Технические требования к покрытию - по ОСТ 37.006.008-75.
1.9. Форма и размеры монтажных фасок колец подшипников должны соответствовать ГОСТ 4253-48. На поверхностях монтажных фасок грубые токарные риски не допускаются.
1.10» Детали подшипников должны быть размагничены. Остаточная
20
ОСТ 34-Р-ЙУ7-8» СЯ).»
намагниченность должна соответствовать технической документации, утвержденной в установленном порядке.
1.11. Нормы на средний радиальный или средний осевой зазор подшипников устанавливаются по технической документации, утвержденной в установленном порядке.
1.12. Предельные отклонения размеров, формы и взаимного расположения поверхностей подшипников, предъявляемых для окончательного производственного контроля, должны соответствовать указанным в габл. 2-13.
I.I3 Неустановленные настоящим стандартом предельные отклонения диаметров d и О , отмеченных звездочками в габл. 2-13, устанавливаются по технической документации, утверждэн-ной в установленном порядке.
1.14. Радиальное и осевое биения подшипников с диаметром отверстая d ^ 3 мм классов точности 0; 6 контролируется в собранном виде.
Биение колец подшипников, швссов точности 0 и 6, не имеющих механических клейм, контролируются от любого из торцов.
Нормы, указанные в таблицах для радиального и осевого биения подшипников с диаметром отверстия 3 мы классов точности 0; 6, предназначены как для контроля в собранном виде, так и в деталях.
1.15. Наружные кольца и неразъемный комплект, состоящий из внутреннего кольца, сепаратора и шариков разъемных радиально-упорных шариковых подшипников типа 6000 класса точности О, должны быть взаимозаменяемыми, класса точности 6, по согласованию с потребителем могут быть невзаимозаменяемыми.
1.16. Съемные кольца радиальных роликовых подшипников и
OCT 3VD-847-84 Стр.5
комплект, состоящий из кольца, сепаратора и роликов, могут быть не взаимозаменяемыми.
В обоснованных случаях, по согласованию предприятия -потребителя с изготовителем, съемные кольца этих подшипников должны быть взаимозаменяемыми.
Таблица 2
ПОДДИПНИКИ ШАРИКОВЫЕ И РОЛИКОВЫЕ РАДИАЛЬНЫЕ И ШАРИКОВЫЕ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЕ
Кольца внутренние Класс точности 6
Интерва- |
Предельное отклонение, мкм |
Непостоянство ширины колец
иР |
Ь!ение торца относительно отверстия
5/ |
Радиальное биение дорожки качения
*i |
лы номинальных диаметров
d, мм |
диаметра цилиндрического отверстия |
ширины
колец |
d ср. |
d |
# |
б |
|
НИ2Ш. |
верхи |
яижн |
вере |
верх |
яижн. |
м |
км, не бс. |
нее |
От.6 до 10 |
-8 |
0 |
-10 |
+2 |
0 |
-КО |
15 |
20 |
10 |
Св. 10 до 18 |
-8 |
0 |
-II |
+3 |
0 |
-120 |
20 |
20 |
10 |
Св.18 доЗО |
-10 |
0 |
-13 |
+3 |
0 |
-120 |
20 |
20 |
13 |
Св.30 до50 |
-12 |
0 |
-15 |
+3 |
0 |
-120 |
20 |
20 |
15 |
Св* 50 до80 |
-15 |
0 |
-19 |
+4 |
0 |
-150 |
25 |
25 |
20 |
Св, 8Qnol20 |
-20 |
0 |
-25 |
+5 |
0 |
-200 |
25 |
25 |
25 |
CsI2QuoI80 |
-25 |
0 |
-31 |
+6 |
0 |
-250 |
30 |
30 |
30 |
Св180до250 |
-30 |
G |
-38 |
+8 |
0 |
-300 |
30 |
30 |
40 |
:вАг50ло315 |
-35 |
0 |
-44 |
+9 |
0 |
-350 |
35 |
35 |
50 |
’в.315ц0400 |
-40 |
0 |
-50 |
4-10 |
0 |
-400 |
40 |
40 |
60 |
ОСТ 34-13-847-84 Crp.fi
* Только для подшипников серии диаметров 8,9,1,2,3 и 4, причем для серий диаметров 8,9 - до d ^ 10 мм,
I - до d < 40 мм и 2 - до d ^ 180 мм.
Примечания:
1. Для замены шариковых и роликовых подшипников во время ремонта автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных и других машин при наличии износа шеек валов допускается изготовление .подшипников класса точности 0, у которых поле допуска на диаметр отверстия внутреннего кольца смещено в минусовую сторону на величину допуска на средний диаметр. Такие подшипники должны иметь впереди условного обозначения букву "М".
2. Предельные отклонения ширины внутренних колец подшипников с коническим отверстием не нормированы, однако верхним пределом для ширины кольца должен быть номинал.
3. Непостоянство ширины внутренних колец с коническим отверстием самоустанавливаицихся подшипников не контролируется.
4. Для подшипников с коническим отверстием, предназначенных
для монтажа на закрепительных или стяжных втулках, радиальное биение внутренних колец не должно превышать I50f величин, указанных в таблице, а отклонения диаметра d -3QC# величин, указанных в таблице для dop. со знаком + ,
три этом непостоянство диаметра отверстия не должно превышать поле допуска диаметра цилиндрического отверстия d •
23
£г£*2.КХ 34-13-647-М
Таблица 3
ПОДЦИПНИКИ ШАРИКОВЫЕ И РОЛИКОВЫЕ РАДИАЛЬНЫЕ И ШАРИКОВЫЕ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЕ
Кольца наружные Класс точности О
Интервалы
номинальных
диаметров
0, мм |
Предельное отклонение наружного диаметра, мкм |
Радиальные биения до-рожки качения
Ra |
0 ор. |
0 |
# |
верхи. |
нижн. |
верхи. |
нижн. |
мкм, не
более |
От 18 до 30 |
0 |
-9 |
ч2 |
-II |
15 |
Св. 30до 50 |
0 |
-II |
+3 |
-14 |
20 |
Св. 50 до 80 |
0 |
-13 |
+4 |
-17 |
25 |
Св. 80до 120 |
0 |
-15 |
+5 |
-20 |
35 |
Св. 120 до 150 |
0 |
-18 |
+6 |
-24 |
40 |
Св.150до 180 |
0 |
-25 |
+7 |
-32 |
45 |
Св. 180 до 250 |
0 |
-30 |
|
-38 |
50 |
Св.250до 315 |
0 |
-35 |
+9 |
-44 |
60 |
Св. 315 до 400 |
0 |
-40 |
+10 |
-50 |
70 |
Св. 400 до 500 |
0 |
-45 |
+12 |
-57 |
80 |
Св.500 до 800 |
0 |
-50 |
+14 |
-64 |
100 |
* Только для подшипников серий диаметров 8,9,1,2,3 и 4, причем для серий диаметров 8,9 - до О ^22 мм, I - до 0 ^ 80мм и 2 - до 0 < 315 мм
Примечания:
I* У роликовых подшипников типа 102000 по ГОСТ 8328-75 допускается расширение поля допуска наружного диаметра 0 на величину предельного верхнего отклонения.
гщ
ОСТ 34-13-847-84 Сгр.8
2. Для замены шариковых и роликовых подшипников во время ремонта автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных и других машин при наличии монтажного износа отверстий корпусов (стаканов) допускается изготовление подшипников класса 0, у которых поле допуска на наружный диаметр кольца смещено в плюсовую сторону на величину допуска на средний диаметр наружного кольца. Такие подшипники должны иметь впереди условного обозначения букву "Б",
3. Предельные отклонения ширины наружных колец соответствуют предельным отклонениям ширины внутренних колец, указанным в табл.2
Таблица 4
ПОДШПНИКИ ШАРИКОВЫЕ И РОЛИКОВЫЕ РАДИАЛЬНЫЕ И ШАРИКОВЫЕ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЕ
Кольца внутренние Класс точности 6 |
Интервал
номи
нальных |
Предельное отклонение, мкм |
Не постоял-ство ширины колец |
Биение
торца
относи
тельно
отвер
стия |
Радиальные биения дорожки качения |
диаметра цилиндрического отверстия |
ширины
колец |
диамет
ров |
|
|
|
|
в |
|
ир |
Si |
Я/ |
d > “I |
d op. |
d |
# |
|
'-'I |
|
нижн. |
верхи |
нижн |
верхя |
верхи |
жжн. |
мкм, |
не более |
|
От 6 до 10 |
-7 |
0 |
-8 |
+1 |
0 |
-120 |
10 |
10 |
6 |
Св. 10 до 18 |
-7 |
0 |
-8 |
+1 |
0 |
-120 |
10 |
10 |
7 |
Св.18 ДоЗО |
-8 |
0 |
-9 |
+1 |
0 |
-120 |
10 |
10 |
8 |
Св.30 ДО50 |
-ГО |
0 |
-II |
+1 |
0 |
-120 |
10 |
10 |
10 |
Св.50 до80 |
-12 |
0 |
-14 |
|
0 |
-150 |
12 |
12 |
10 |
Св.80цО120 |
-15 |
0 |
-18 |
+3 |
0 |
-200 |
! 12 |
12 |
13 |
Св.120до180 |
-18 |
0 |
-21 |
+3 |
0 |
-250 |
15 |
15 |
18 |
Св.180до250 |
-22 |
0 |
-26 |
+4 |
0 |
-300 |
15 |
15 |
20 |
Св.250до315 |
-25 |
0 |
-30 |
+5 |
0 |
-350 |
17 |
17 |
25 |
Св.315до400 |
-30 |
0 |
-35 |
+5 |
0 |
-400 |
20 |
20 |
30 |
|
ж Только для подшипников оеряй дааметров 8,9,1,7.2,3 1 4, прячем для о»* рлй диаметров 8 и 9 - до 10 ш, I - до 60 Ш. £ |