Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

72 страницы

470.00 ₽

Купить ОСТ 32.181-2001 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на технические средства - железнодорожную технику (ЖТ), приобретаемую предприятиями Министерства путей сообщения Российской Федерации для обеспечения перевозочного процесса. Стандарт устанавливает функции юридических и физических лиц, вступающих между собой в отношения на различных этапах жизненного цикла ЖТ, а также процедуры определяющие порядки разработки технических требований к образцам ЖТ; заказа на разработку ЖТ; проведения предварительных, приемочных и квалификационных испытаний ЖТ; размещения заказа на изготовление серийной продукции; постановки на производство ЖТ; допуска к эксплуатации и утилизации ЖТ

 Скачать PDF

С 30.06.2003 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" прекратил действие Закон РФ от 10.06.1993 N 5154-1 "О стандартизации", который причислял стандарты отраслей к нормативным документам по стандартизации. В 184-ФЗ не предусмотрена отраслевая стандартизация, осуществляемая федеральными органами исполнительной власти. В нем установлены только два уровня стандартизации (ст. ст. 13 - 17):

- национальная стандартизация, закрепленная за национальным органом РФ по стандартизации (Ростехрегулированием);

- стандартизация на уровне организаций, проводимая коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями и объединениями юридических лиц.

Более того, в п. 3 ст. 4 184-ФЗ специально отмечено, что федеральные органы исполнительной власти, к которым относятся и разработчики отраслевых стандартов) вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера.

После завершения переходного периода в 7 лет (п.7 ст. 46) с 30.06.2003г. (с 30.06.2010 г.) на территории РФ в сфере техрегулирования и стандартизации в т.ч. имеют право на хождение только указанные в законе документы. Отраслевых стандартов в числе таких документов нет.

Ростехрегулирование на своем официальном сайте разъясняет, что пути легитимизации отраслевых нормативных документов (ОСТ, ТУ, РД и др.) по установившейся практике выбирают сами отрасли, перерабатывая эти документы либо в национальные стандарты (ГОСТ или ГОСТ Р), либо в стандарты организаций. Специальными актами на федеральном уровне отраслевые стандарты отменяться не будут.

Оглавление

Введение

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Определения

4 Основные функции заказчика, разработчика, изготовителя и потребителя железнодорожной техники

     4.1 Основные функции заказчика

     4.2 Основные функции разработчика

     4.3 Основные функции изготовителя

     4.4 Основные функции потребителя

5 Порядок заказа на разработку и изготовление опытных образцов железнодорожной техники

     5.1 Разработка технических требований к образцам железнодорожной техники

     5.2 Организация и проведение конкурсов на разработку и изготовление опытного образца железнодорожной техники

     5.3 Принятие решения конкурсной комиссией, заключение договора на разработку и изготовление опытного образца железнодорожной техники

6 Порядок проведения испытаний железнодорожной техники

     6.1 Предварительные испытания

     6.2 Приемочные испытания

7 Порядок приемки результатов разработки

8 Порядок постановки на производство

9 Порядок допуска к применению на железнодорожном транспорте железнодорожной техники и порядок приобретения серийно выпускаемой железнодорожной техники предприятиями МПС России

10 Порядок утилизации железнодорожной техники предприятиями МПС России

Приложение А. Состав и содержание технических требований

Приложение Б. Состав, содержание и оформление технического задания

Приложение В. Состав, содержание и оформление аванпроекта

Приложение Г. Порядок организации и проведения конкурсов по размещению заказов на приобретение железнодорожной техники для нужд предприятий МПС России

Приложение Д. Квалификационная анкета соискателя

Приложение Е. Форма извещения, направляемого соискателю

Приложение Ж. Форма заявки на участие в конкурсе

Приложение И. Библиография

 
Дата введения01.01.2002
Добавлен в базу01.01.2021
Завершение срока действия30.06.2003
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

05.10.2001УтвержденМПС РоссииМ-1674у
РазработанГУП ВНИИЖТ МПС России
ПринятГУП ВНИИЖТ
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

СТАНДАРТ ОТРАСЛИ

СИСТЕМА РАЗРАБОТКИ И ПОСТАНОВКИ ПРОДУКЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВО

Порядок заказа, разработки, постановки на производство, проведения испытаний и утилизации железнодорожной техники

МПС России

Предисловие

1    Разработан Государственным унитарным предприятием “Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения Российской Федерации” (ГУП ВНИИЖТ МПС России)

ВНЕСЕН Департаментом технической политики МПС России

2    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Указанием МПС России от 5 октября 2001 г. № М-1674у

3    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения МПС России

OCT32.181-2001

-    выполняет первичную поверку (калибровку, аттестацию) выпускаемой продукции вида СИ (ИО) в лабораториях, аккредитованных на право проведения этих работ;

-    обеспечивает возможность проведения инспекционного контроля за производством продукции со стороны заказчика, авторского надзора за изготовлением продукции;

-    проводит сертификацию продукции, подлежащую обязательной сертификации, а при необходимости, сертификацию продукции в добровольной сфере.

4.3.7 Применение процедур сертификации на иных, чем серийное производство, этапах изготовитель должен согласовывать с разработчиком и заказчиком (потребителем).

4.4 Основные функции потребителя

Потребитель:

-    участвует в приемочных испытаниях продукции в составе приемочной комиссии; при невозможности воспроизведения условий испытаний или необходимости проведения испытаний на полигонах или железнодорожных путях общего пользования в форме подконтрольной эксплуатации, определяет место их проведения с учетом литеры в документации на изделие и осуществляет необходимую подготовку;

-    обеспечивает сбор информации и представление достоверных сведений (по согласованию с изготовителем) при проведении испытаний на надежность методом сбора и обработки статистических данных результатов эксплуатации согласно [3] (для тепловозов - согласно ОСТ 32.70).

5 Порядок заказа на разработку и изготовление опытных образцов железнодорожной техники

Основными этапами заказа железнодорожной техники регламентируемыми настоящим стандартом являются:

-    разработка технических требований к образцам ЖТ;

-    организация и проведение конкурсов на разработку и изготовление опытных образцов ЖТ.

ОСТ 32.181-2001

5.1    Разработка технических требований к образцам железнодорожной техники

5.1.1    Формирование технических требований к продукции является начальным этапом ее жизненного цикла. Оно предусматривает:

-    выявление необходимой потребности в данной продукции;

-    установление условий эффективного использования продукции;

-    определение необходимых свойств продукции;

-    определение значений основных показателей качества.

5.1.2    Технические требования должны обеспечивать реальную возможность создания по ним продукции необходимого технического уровня, сокращение сроков и затрат на разработку и постановку продукции на производство за счет тщательной предварительной проработки основных вопросов и снижения вероятности ошибок в процессе дальнейших работ.

5.1.3    Технические требования к образцам новой железнодорожной техники в обязательном порядке должны учитывать прогнозы изменения объема перевозочного процесса, соответствующих маркетинговых исследований, задания действующих Федеральных программ и ежегодных анализов использования ЖТ, выполняемых департаментами и управлениями МПС России.

Технические требования к продукции, подлежащей разработке, формируются с учетом тенденций ее развития, а также развития производственных процессов и услуг, в сфере которых используется продукция.

Тенденции развития данного вида продукции определяют в процессе патентных исследований. При этом выявляют приоритетное развитие отдельных свойств продукции и прогрессивные технические и художественные решения, а также закономерность изменения технического уровня продукции данного вида.

Технические требования должны отражать основные потребительские свойства заказываемой продукции и данные по условиям ее применения.

Технические требования должны отражать техническую совместимость данной ЖТ с эксплуатирующейся.

5.1.4    Техническис требования к образцам ЖТ разрабатывают департаменты и управления МПС России с привлечением, при необходимости, компетентных организаций отрасли.

5.1.5    Номенклатура технических требований устанавливается в соответствии с [4], при этом должна учитываться номенклатура показателей, установленных

OCT32.181-2001

в соответствующих стандартах системы показателей качества на конкретную продукцию.

5.1.6    В состав технических требований в обязательном порядке включают требования, установленные всеми распространяющимися на данный вид ЖТ техническими регламентами и требования безопасности, установленные в стандартах.

Экспертизу полноты охвата обязательными требованиями образцов ЖТ, подлежащих обязательной сертификации, проводит аккредитованный в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ) орган по сертификации данного вида ЖТ.

5.1.7    Нормирование показателей безопасности, энерго- и ресурсоэф-фективности в форме удельных их значений, а также показателей стандартизации и унификации обязательно.

5.1.8    Согласование и утверждение технических требований осуществляют в порядке, установленном МПС России. Ответственность за полноту согласования несут руководители департаментов и управлений МПС России, которым поручена разработка технических требований.

Состав и содержание технических требований приведены в приложении А.

5.2 Ор1ан11зация и проведение конкурсов на разработку и изготовление опытного образца железнодорожной техники

5.2.1    С целью размещения заказа на разработку и изготовление опытного образца ЖТ МПС России проводит конкурс среди потенциальных разработчиков и изготовителей ЖТ.

Условия конкурса, сроки его проведения и другая информация о нем публикуется МПС России в средствах массовой информации за 40 дней до даты проведения конкурса не менее чем в двух изданиях (обязательной является публикация в официальном издании МПС России газете “Гудок”).

5.2.2    Общий состав документов, включаемых в состав конкурсного предложения участника конкурса, правила процедуры проведения конкурсов на разработку и изготовление ЖТ, устанавливает МПС России.

5.2.3    В обязательном порядке в состав конкурсного предложения участника включаются:

-    проект технического задания на ЖТ, разработанный на основе утвержденных технических требований к образцу ЖТ (для новой техники);

-    сертификат соответствия ССФЖТ на систему качества или производство, либо (до 01.01.2003) акт анализа состояния производства аналогичной ЖТ,

ОСТ 32.181-2001

проведенного органом по сертификации, аккредитованным в ССФЖТ (если данный вид ЖТ подлежит обязательной сертификации в Российской Федерации);

- гарантийные обязательства по объемам поставок и лимитной цене ЖТ.

5.2.4    Техническое задание на разработку ЖТ.

5.2.4.1    ТЗ на разработку продукции является основным исходным техническим документом, определяющим необходимые и достаточные требования к разрабатываемой ЖТ.

В ТЗ предусматривают реализацию в полном объеме технических требований и всех обязательных требований, распространяющихся на данный видЖТ.

В ТЗ указывают предусмотренную законодательством форму подтверждения соответствия данного вида ЖТ обязательным требованиям (сертификация, декларирование).

Не допускается включать в ТЗ требования, которые противоречат законам Российской Федерации и обязательным требованиям.

5.2.4.2    Разработка ТЗ должна обеспечить формирование, как правило, полного комплекта функциональных, технологических, эксплуатационных, экономических и других требований к разрабатываемой (модернизируемой, модифицируемой) продукции.

Состав, содержание и оформление ТЗ приведены в приложении Б (для магистральных тепловозов - в соответствии с [5]).

5.2.5    В составе конкурсного предложения могут быть предъявлены материалы технического предложения по ГОСТ 2.118 или аванпроекта.

Необходимость их разработки устанавливается условиями проведения конкурса на размещение заказа на разработку и изготовление опытного образца ЖТ.

5.2.6    Разработка аванпроекта является самостоятельным видом работ, выполняемых до начала разработки продукции для более глубокой предварительной проработки комплекса вопросов, определяющих необходимость и целесообразность создания новой продукции, пути ее разработки, производства и эксплуатации.

5.2.7    Необходимость разработки аванпроекта на конкретный вид продукции устанавливается совместным решением заказчика и изготовителя (разработчика) и определяется условиями проведения конкурса на размещение заказа на разработку и изготовление опытного образца ЖТ.

5.2.8    При разработке аванпроекта в общем случае выполняют следующие работы:

ОСТ 32.181 -2001

-    исследование состояния вопроса в области создания, производства и эксплуатации (потребления) данного вида продукции;

-    обоснование технико-экономических показателей продукции и изыскание путей ее разработки;

-    разработка предложений по организации разработки, производства и эксплуатации изделий;

-    разработка предложений по математическому, информационному и другим видам обеспечения в зависимости от особенностей продукции;

-    оформление комплекта документов аванпроекта.

5.2.9 В процессе разработки аванпроекта, как правило, проводят патентные исследования технического уровня и тенденций развития техники, техникоэкономические расчеты, конструкторские проработки (включая в необходимых случаях изготовление и испытание макетов, моделей), осуществляют прогнозирование основных работ по всему жизненном циклу продукции.

Состав, содержание и оформление аванпроекта приведены в приложении В.

5.3 Принятие решения конкурсной комиссией, заключение договора на разработку' и изготовление опытного образца железнодорожной техники

5.3.1    Решение конкурсной комиссией принимается на основе анализа всего пакета документов, представленных каждым участником конкурса.

5.3.2    При прочих равных условиях предпочтение отдают участнику:

-    имеющему опыт создания аналогичной продукции для железнодорожного транспорта;

-    имеющему штат квалифицированного персонала в данной области ЖТ;

-    обеспечившему полный цикл разработки и изготовления опытного образца;

-    имеющему сертификат соответствия на систему качества или производство;

-    доказавшему представленным пакетом документов возможность серийного производства данного вида ЖТ;

-    заявившему наименьшую стоимость проекта и сроки его реализации, наилучшие показатели экономической эффективности продукции, стоимости ее жизненного цикла.

5.3.3    С участником, выигравшим конкурс, МПС России или уполномоченное им, на основании нотариальной доверенности, юридическое лицо заключает договор на разработку и поставку опытного образца ЖТ.

OCT32.181-2001

5.3.4    Договор разрабатывается департаментом или управлением МГ1С России, разрабатывавшим технические требования, на основе типовых форм договоров принятых в МПС России.

5.3.5    В случае, если ЖТ подлежит обязательной сертификации, в условия договора включают требование о необходимости в месячный срок с даты подписания договора подачи в аккредитованный в ССФЖТ орган по сертификации данного вида ЖТ заявки на проведение сертификации и заключения с ним договора на проведение этих работ

Ответственность за внесение этих условий в текст договора несет руководитель департамента или управления МПС России, разрабатывавшего исходные технические требования.

Финансирование работ по договору открываю! только после подачи заявки на проведение сертификации в орган по сертификации.

Ответственность за соблюдением данного положения возлагается на финансовые службы МПС России.

5.3.6    В условия договора вносится положение о том, что эксклюзивным собственником КД, 'ГД (ЭД) и опытного образца является заказчик.

6 Порядок проведения испытаний железнодорожной техники

В процессе разработки и постановки на производство образец железнодорожной техники подвергается следующим видам испытаний:

-    приемо-сдаточным;

-    предъявительским;

-    предварительным;

-    приемочным;

-    квалификационным;

-    сертификационным.

Объем, правила и место испытаний определяют в программе и методике испытаний. Для ЖТ, испытания которых возможны только у потребителя, в программе устанавливаются сроки проведения отладочных работ, опытной эксплуатации и проведения приемочных испытаний, а в случае необходимости сборки изделия у потребителя - также срок предварительных испытаний и доводки.

Настоящим стандартом регламентируется порядок организации и проведения предварительных и приемочных испытаний железнодорожной техники.

11орядок проведения испытаний аппаратуры железнодорожной автоматики телемеханики и связи регламентируется ОСТ 32.91.

6.1    Предварительные испытания

6.1.1    Предварительные испытания проводят с целью оценки соответствия технических характеристик (в том числе определяющих безопасность продукции) и параметров (показателей) качества опытного образца, его составных частей требованиям технического задания (ТЗ) и комплекта конструкторской документации (КД), качества отработки рабочей конструкторской, эксплуатационной и технологической документации, а также для определения возможности предъявления опытного образца на приемочные испытания.

6.1.2    В состав предварительных испытаний входит эксплуатационная наработка или эксплуатационный пробег (далее по тексту эксплуатационная наработка), которая является заключительной частью предварительных испытаний опытного образца ЖТ.

Эксплуатационную наработку проводят для предварительной оценки работоспособности и взаимодействия всех агрегатов и систем опытного образца в условиях эксплуатации перед предъявлением его на приемочные испытания.

Эксплуатационная наработка опытного образца должна составлять не менее 10% годового объема наработки ЖТ данного типа.

Для опытных образцов локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава эксплуатационный пробег проводят в порядке и объемах, установленных [6].

В случае повреждения деталей и узлов опытного образца ЖТ при проведении эксплуатационной наработки разработчик и изготовитель принимают меры по ремонту или замене вышедшего из строя оборудования.

Результаты эксплуатационной наработки оформляются в виде акта, в котором указывается фактическая эксплуатационная наработка, неисправности и отказы, имевшие место в период проведения эксплуатационной наработки.

По согласованию с причастными департаментами и управлениями МПС России допускается проводить эксплуатационную наработку ЖТ в условиях испытательных центров ССФЖТ.

Необходимость эксплуатационной наработки, длительность и место ее проведения устанавливается в технических требованиях заказчика.

6.1.3    Объем, последовательность и место проведения испытаний определяются программой предварительных испытаний. Для сложных технических изделий (подвижного состава, системы энергоснабжения,

ОСТ 32.181-2001

железнодорожной автоматики, СЦБ и т.п.) проводят испытания составных частей (СЧ) опытного образца по частным программам и методикам.

6.1.4    Для технического обслуживания и ремонта в процессе проведения испытаний опытного образца изготовитель формирует бригаду специалистов, укомплектованную персоналом, прошедшим специальную подготовку, знающим устройство, принципы работы систем и агрегатов, порядок их обслуживания и ремонта. Допускается в состав бригады включать специалистов разработчиков систем.

6.1.5    Порядок проведения испытаний.

6.1.5.1    Предварительные испытания проводятся изготовителем при участии разработчика.

В случае если полная сборка опытного образца и (или) его испытания на предприятии-изготовителе невозможны (или по другим причинам), то предварительные испытания в полном объеме проводят на месте эксплуатации (на объекте заказчика), при этом заказчик определяет место испытаний и обеспечивает cm подготовку. Организует и проводит испытания изготовитель.

6.1.5.2    В случае если изготовитель, разработчик и заказчик принимают решение о необходимости предъявления результатов предварительных испытаний для зачета в качестве приемочных, то предварительные испытания:

-    для ЖТ, не включенной в номенклатуру объектов, подлежащих обязательной сертификации, проводит комиссия, состав которой формируется из представителей изготовителя, разработчика и заказчика (а при его отсутствии, представителя потребителя);

-    на соответствие требованиям безопасности, охраны здоровья и природы, установленным в технических регламентах к данному виду продукции проводятся в ИЦ, аккредитованных в ССФЖТ;

-    для ЖТ, включенной в номенклатуру объектов, подлежащих обязательной сертификации, испытания по показателям контролируемым при сертификации, проводятся в ИЦ, аккредитованных в ССФЖТ.

Испытательные центры проводят испытания независимо от комиссии, образованной для проведения испытаний на основании заключенных договоров, и в соответствии с правилами процедуры, принятыми в ССФЖТ для ИЦ. Договор на проведение испытаний заключается между изготовителем и ИЦ.

6.1.5.3    Приказ о назначении комиссии и сроках проведения предварительных испытаний выпускает изготовитель по согласованию с разработчиком.

Комиссии по предварительным испытаниям предъявляются акты о завершении приемо-сдаточных испытаний и предъявительских испытаний,

ОСТ32.181-2001

подписанных представителем ОТК и инспектором МПС России (при наличии на заводе-изготовителе инспекции МПС России).

Комиссия, созданная для проведения предварительных испытаний опытного образца, обеспечивает полноту, достоверность и объективность оценки результатов испытаний, а также выполнение программы в установленные сроки.

6.1.5.4    В процессе испытаний ведут журнал испытаний опытного образца ЖТ и журналы испытаний его составных частей, в которых регистрируют:

-    тип изделия, изготовитель, дата изготовления, дата поступления на испытания, идентификационные номера испытуемых изделий, результаты внешнего осмотра;

-    ход и условия проведения испытаний;

-    выявленные дефекты, неисправности, отказы составных частей образца ЖТ;

-    способы и сроки их устранения;

-    данные о проведенных настройках, регулировках;

-    ежедневно выполняемую работу.

6.1.5.5    Результаты испытаний по проверке отдельных составных частей или параметров опытного образца оформляют протоколами.

6.1.5.6    Испытания должны быть приостановлены или прекращены решением комиссии при возникновении дефектов в узлах и деталях, препятствующих определению параметров ЖТ, угрожающих пожарной безопасности, безопасности обслуживающего персонала или безопасности движения поездов (при проведении испытаний на железнодорожных путях общего пользования).

6.1.5.7    Приостановленные испытания возобновляют после устранения причин приостановки решением председателя комиссии с оформлением соответствующего акта.

6.1.5.8    Прекращение испытаний оформляют актом, который должен быть подписан членами комиссии и утвержден ее председателем.

Прекращенные испытания возобновляют после реализации всех мероприятий, предусмотренных совместным решением разработчика и изготовителя с оформлением акта о готовности к продолжению испытаний, утверждаемого изготовителем.

6.1.5.9    По каждому выявленному дефекту, неисправности или отказу составляют акт с указанием причины, способа устранения и мероприятий по доработке. Акт подписывают члены комиссии.

6.1.5.10    Комиссия, проводящая испытания, имеет право увеличивать объем испытаний в случае обнаружения неисправностей или проведения доработки составных частей.

ОСТ 32.181-2001

В зависимости от результатов анализа неисправностей, обнаруженных при испытаниях, комиссия имеет право продолжить испытания, повторить их полностью или с определенного этапа.

6.1.5.11    Применяемое испытательное оборудование должно быть аттестовано в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.568, а используемые средства измерений должны быть поверены (откалиброваны) в соответствии с требованиями [7], [8].

6.1.5.12    Завершение предварительных испытаний оформляют актом, подтверждающим выполнение программы испытаний и содержащим конкретные и точные формулировки, оценки результатов.

В случае отрицательных результатов испытаний по отдельным составным частям или параметрам опытного образца указывают невыполненные требования ТЗ и рекомендации по устранению выявленных недостатков.

6.1.6 Порядок назначения и работы комиссии.

6.1.6.1    Комиссию по проведению предварительных испытаний назначает и утверждает изготовитель. До утверждения состав комиссии согласовывается с разработчиком и организациями * участниками испытаний.

В случае если изготовитель, разработчик и заказчик принимают решение о необходимости зачета результатов предварительных испытаний в качестве приемочных, комиссию по проведению предварительных испытаний назначает и утверждает заказчик.

6.1.6.2    Изготовитель направляет в организации, представители которых должны входить в состав комиссии, запрос на участие их представителей в работе комиссии. В запросе указывают место, время начала предварительных испытаний и ориентировочную продолжительность испытаний.

Организации сообщают данные о своих представителях, направляемых для работы в комиссии, в течение 20 дней с даты отправление запроса.

Организация, не направившая своего представителя, считается не заинтересованной в испытаниях и производстве данной продукции.

Копию приказа о назначении комиссии председатель комиссии рассылает организациям - участникам предварительных испытаний не позднее, чем за 15 календарных суток до начала работы комиссии.

6.1.6.3    Для проведения непосредственной работы по отдельным видам испытаний решением председателя комиссии формируются рабочие группы, состоящие из членов комиссии и привлекаемых специалистов разработчика и изготовителя.

6.1.6.4    Комиссия руководствуется в своей работе следующими документами:

Введение

Содержание


1    Область применения    1

2    Нормативные ссылки    1

3    Определения    2

4    Основные функции заказчика, разработчика, изготовителя

и потребителя железнодорожной техники    3

4.1    Основные функции заказчика    3

4.2    Основные функции разработчика    4

4.3    Основные функции изготовителя    5

4.4    Основные функции потребителя    7

5    Порядок заказа на разработку и изготовление опытных

образцов железнодорожной техники    7

5.1    Разработка технических требований к образцам

железнодорожной техники    8

5.2    Организация и проведение конкурсов на разработку

и изготовление опытного образца железнодорожной техники    9

5.3    Принятие решения конкурсной комиссией, заключение

договора на разработку и изготовление опытного образца железнодорожной техники    11

6    Порядок проведения испытаний железнодорожной техники    12

6.1    Предварительные испытания    13

6.2    Приемочные испытания    21

7    Порядок приемки результатов разработки

8    11орядок постановки на производство

серийно выпускаемой железнодорожной техники предприятиями МПС России

10 Порядок утилизации железнодорожной техники предприятиями МПС России

Приложение Л Состав и содержание технических требований Приложение Б Состав, содержание и оформление технического задания Приложение В Состав, содержание и оформление аванпроекта Приложение Г Порядок организации и проведения конкурсов по размещению заказов на приобретение железнодорожной техники для нужд предприятий МПС России Приложение Д Квалификационная анкета соискателя Приложение Е Форма извещения, направляемого соискателю Приложение Ж Форма заявки на участие в конкурсе Приложение И Библиография


9    Порядок допуска к применению на железнодорожном транспорте железнодорожной техники и порядок приобретения

-    приказом о ее назначении;

-    техническим заданием на опытный образец;

-    техническими заданиями или техническими требованиями на разработку составных частей опытного образца;

-    программой предварительных испытаний опытного образца;

-    частными программами и методиками испытаний;

-    календарным планом - графиком проведения испытаний;

-    комплектами конструкторской (технологической) и программной документации;

-    действующими в системе МПС руководящими и нормативными документами, в том числе и по технике безопасности.

6.1.6.5 Комиссия обязана:

-    проверить готовность опытного образца ЖТ и его составных частей, а также участников испытаний к проведению испытаний;

-    сформировать рабочие группы из участников испытаний (членов комиссии и членов испытательной бригады);

-    проверить правильность применения и пригодность для проведения испытаний средств испытаний, контроля и измерений в соответствии с требованиями, установленными в нормативных документах (НД) на эти средства и в методиках испытаний;

-    разработать формы отчетных документов (протоколов, актов, журналов испытаний) и обеспечить ими рабочие группы;

-    провести испытания в соответствии с методиками испытаний;

-    обеспечить регистрацию и оформление результатов испытаний;

-    оценить достоверность данных, полученных при испытаниях;

-    оценить КД и ТД на соответствие требованиям ЕСКД, ЕСТД и ТЗ;

-    оценить соответствие характеристик и параметров испытываемого образца требованиям, установленным в ТЗ и КД;

-    составить акты о прекращении (приостановке) испытаний, если они имели место и об их возобновлении;

-    отразить в документах комиссии объем и результаты всех проведенных испытаний с приложением необходимых результатов измерений, графиков, фотографий и т.д.;

-    разработать, при необходимости, обоснованные предложения по совершенствованию методов (методик) испытаний, изменениям конструкции (доработки) опытного образца ЖТ со сроком их реализации, а также по улучшению технического обслуживания в условиях эксплуатации;

Введение

Настоящий стандарт разработан в развитие государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ 15.201-2000 и создает условия для информационной поддержки железнодорожной техники на протяжении всего жизненного цикла, содействует организации активного обмена согласованной информацией между разными организациями и фирмами, связанными участием в одном проекте. Ранее введенные в действие стандарты, регулирующие процедуры порядка заказа, разработки, постановки на производство, проведения испытаний и утилизации железнодорожной

техники, действуют в части не противоречащей настоящему стандарту.

СТАНДАРТ ОТРАСЛИ

СИСТЕМА РАЗРАБОТКИ И ПОСТАНОВКИ ПРОДУКЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВО

Порядок заказа, разработки, постановки на производство, проведения испытании и утилизации железнодорожной техники

Дата введения 2002-01-01

1    Область применения

1.1    Настоящий стандарт распространяется на технические средства -железнодорожную технику (ЖТ), приобретаемую предприятиями Министерства путей сообщения Российской Федерации для обеспечения перевозочного процесса.

1.2    Настоящий стандарт устанавливает функции юридических и физических лиц ( далее сторон), вступающих между собой в отношения на различных этапах жизненного цикла ЖТ, а также процедуры определяющие порядки:

-    разработки технических требований к образцам ЖТ;

-    заказа на разработку ЖТ;

-    проведения предварительных, приемочных и квалификационных испытаний ЖТ;

-    размещения заказа на изготовление серийной продукции;

-    постановки на производство ЖТ;

-    допуска к эксплуатации и утилизации ЖТ.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОС Т 2.102-68 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов

ГОСТ 2.103-68 Единая система конструкторской документации. Стадии разработки

ОСТ 32.181-2001

ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам

ГОСТ 2.118-73 Единая система конструкторской документации. Техническое предложение

ГОСТ 2.124-85 Единая система конструкторской документации. Порядок применения покупных изделий

ГОСТ 2.601-95 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 2.602-95 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы

ГОСТ 2.608-78 Единая система конструкторской документации. Порядок записи сведений о драгоценных материалах в эксплуатационных документах ГОСТ 16504- 81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

ОСТ 32.53-96 Система испытаний подвижного состава. Организация и порядок проведения приемочных и сертификационных испытаний тягового подвижного состава

ОСТ 32.54-96 Система испытаний подвижного состава. Организация и порядок проведения приемочных и сертификационных испытаний вагонной продукции

ОСТ 32.55-96 Система испытаний подвижного состава. Требования к составу, содержанию, оформлению и порядку разработки программ и методик испытаний и аттестации методик испытаний

ОСТ 32.70-96 Тепловозы. Система сбора и обработки информации о надежности с мест эксплуатации

ОСТ 32.91-97 Система разработки и пос тановки продукции на производство. Аппаратура железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Порядок создания и производства

3 Определения

В настоящем стандарте применяют термины и определения, данные в ГОСТ 16504, ГОСТР 15.201 и[1].

ОСТ 32.181-2001

4 Основные функции заказчика, разработчика, изготовителя и потребителя железнодорожной техники

Стороны, вступающие между собой в отношения на различных этапах жизненного цикла ЖТ, могут совмещать функции, установленные настоящим стандартом, например, заказчик может одновременно выполнять функции потребителя, разработчик может одновременно являться изготовителем и т.д.

Все взаимоотношения между сторонами осуществляются на договорной основе и регулируются законодательством Российской Федерации.

4.1    Основные функции заказчика

4.1.1    На этапах формирования технических требований (ТТ) и разработки технического задания (ТЗ):

-    определяет номенклатуру ТТ к ЖТ;

-    определяет организации, с которыми должно быть согласовано ТЗ или конструкторская документация (КД) на продукцию;

-    согласовывает количество испытываемых опытных образцов (опытных партий), образцов в установочной серии; и место проведения их испытаний;

-    согласовывает отнесение создаваемых средств измерения (СИ) к государственному метрологическому контролю и надзору или надзору юридических лиц;

-    устанавливает требования по ремонтопригодности ЖТ, по приспособленности ее к диагностированию и определяет необходимость разработки оборудования (далее - сервисное оборудование) для реализации задаваемых требований при сервисном обслуживании создаваемой продукции с учетом действующей в MI 1C России системы технического обслуживания и ремонта ЖТ;

-    объявляет конкурс на разработку и изготовление опытного образца ЖТ.

4.1.2    На этапе проведения опытно-конструкторских работ (ОКР):

-    утверждает ТЗ на создаваемую продукцию;

-    согласовывает программы и методики всех видов испытаний (ПМ);

-    участвует в приемочных и, при необходимости, в других видах испытаний;

-    согласовывает “Программу обеспечения безопасности” (для средств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи по ОСТ 32.91);.

-    согласовывает эксплуатационную (ЭД) и ремонтную документацию (РД), технические условия (ТУ) на ЖТ.

ОСТ 32.181-2001

4.1.3    В случае, если продукция, используемая при создании ЖТ или применяемая непосредственно в качестве ЖТ, поставлена на производство не но заказу МПС России, а эксплуатация ее предполагается в условиях и режимах, расширяющих область применения, а также при необходимости ее доработки для установки в разрабатываемой ЖТ, соответствующий департамент или управление МПС России контролирует полноту оформления и объективность протоколов разрешения применения такой продукции по ГОСТ 2.124.

4.1.4    На этапах постановки продукции на производство и серийного производства:

-    проводит приемку полного комплекта конструкторских документов по ГОСТ 2.102 с литерой “О,” но ГОСТ 2.103 от изготовителя серийной продукции;

-    осуществляет на договорной основе финансирование отдельных видов работ по постановке продукции на производство;

-    организовывает проведение квалификационных испытаний с привлечением представителей заинтересованных организаций (разработчика; организаций, проводивших экспертизу ТЗ и КД; проектных организаций; других организаций) и принимает участие в испытаниях;

-    согласовывает объемы доработки создаваемой продукции;

-    контролирует наличие необходимых документов о результатах сертификационных испытаний, анализе состояния производства ЖТ, системы качества изготовителя и полноту оформления представленных документов в соответствии с процедурами и правилами сертификации, действующими в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

4.2 Основные функции разработчика

4.2.1 При подготовке предложения для конкурса на разработку и изготовление опытного образца ЖТ:

-    рассматривает ТТ, представленные заказчиком и разрабатывает на их основе ТЗ;

-    представляет заказчику предложения: по выбору изготовителя создаваемой продукции; по выбору изготовителя создаваемого сервисного оборудования; по объемам изготовления опытных образцов (опытной партии) создаваемой продукции и установочной серии, достаточных для проведения всех видов испытаний;

-    представляет заказчику предложение о месте проведения испытаний на безопасность ЖТ (если создаваемая продукция является продукцией, влияющей на безопасность движения);

4.2.2 На этапах проведения ОКР:

-    разрабатывает рабочую КД, в том числе проект ТУ, на создаваемую продукцию с привлечением, при необходимости, проектной организации (организаций);

-    проводит патентные исследования с целью обеспечения патентной чистоты создаваемой продукции в отношении стран предполагаемого экспорта;

-    согласовывает проекты ТЗ и рабочую КД со всеми определенными заказчиком организациями, и представляет на утверждение согласованный проект ТЗ;

-    утверждает рабочую КД, обеспечивает при необходимости ее согласование;

-    обеспечивает своевременное изготовление опытных образцов (опытной партии) в требуемом объеме;

-    принимает участие во всех видах испытаний опытных образцов (опытной партии);

-    обеспечивает своевременную доработку опытных образцов и рабочей КД по результатам испытаний;

-    при разработке средств измерения (СИ), на которые распространяется сфера Государственного метрологического контроля и надзора, проводит комплекс мероприятий в соответствии с ОСТ 32.91 и ПР 50.2.009 [2];

-    разрабатывает эксплуатационную и ремонтную документацию;

-    утверждает ТУ;

-    передает заказчику учтенные копии конструкторских документов в соответствии с ведомостью спецификаций по ГОСТ 2.102 и другую необходимую документацию на создаваемую продукцию, в том числе материалы патентных исследований;

-    участвует в квалификационных испытаниях;

-    обеспечивает своевременную доработку создаваемой продукции и ее КД по результатам испытаний;

-    проводит авторский надзор за постановкой продукции на производство и изготовлением продукции, в том числе установочной серии.

4.3 Основные функции изготовителя

4.3.1    Согласовывает проект ТУ.

4.3.2    Принимает участие в разработке рабочей КД с целями:

-    обеспечения технологичности создаваемой продукции и создаваемого

ОСТ 32.181-2001

сервисного оборудования, в том числе, применения в создаваемой продукции составных частей, изготовляемых предприятиями изготовителя;

-    использования для производства продукции имеющихся у изготовителя средств технологического оснащения и испытаний (измерений);

-    определения потребности в оригинальном сервисном оборудовании и представления предложений заказчику по его разработке;

-    обеспечения своевременной подготовки производства для изготовления опытных образцов (опытной партии) в согласованных объемах.

4.3.3    Изготовитель согласовывает рабочую КД по мере ее готовности. При этом в случаях разногласия с разработчиком, изготовитель имеет право провести ее экспертизу (в том числе метрологическую) третьей стороной. В случае отрицательного для разработчика результата экспертизы КД, он оплачивает стоимость работ по экспертизе.

4.3.4    На этапах изготовления и испытаний опытных образцов (опытной партии) создаваемой продукции:

-    изготавливает опытные образцы (опытную партию);

-    участвует во всех видах испытаний опытных образцов (опытной партии);

-    осуществляет организационно-технические мероприятия с целью обеспечения возможности апробации методики поверки (калибровки, аттестации) создаваемой продукции, если эта продукция является продукцией вида СИ или испытательным оборудованием (ИО).

4.3.5    На этапе постановки продукции на производство:

-    осуществляет технологическую подготовку и освоение производства создаваемой продукции, в том числе и метрологического обеспечения контроля се качества;

-    выполняет организационно-технические мероприятия, связанные с постановкой на производство продукции вида СИ (ИО);

-    участвует в доработке технологических процессов и технологического оборудования, создаваемой продукции и ее КД по результатам испытаний;

-    выполняет организационно-технические мероприятия, связанные с обеспечением возможности инспекционного контроля и надзора за производством со стороны заказчика и авторского надзора разработчика;

-    проводит квалификационные испытания;

-    обеспечивает финансирование авторского сопровождения при постановке продукции на производство и установившемся производстве.

4.3.6    На этапе серийного производства:

-    обеспечивает стабильное качество выпускаемой продукции в планируемых объемах, подтверждаемое путем проведения ее периодических испытаний и (или) испытаний на надежность;