Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

18 страниц

Купить ОСТ 32.18-92 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на все виды систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики и устанавливает состав, порядок и общие правила задания требований по безопасности для включения их в нормативно-техническую (НТД) и конструкторскую документацию (КД)

 Скачать PDF

С 30.06.2003 г. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" прекратил действие Закон РФ от 10.06.1993 N 5154-1 "О стандартизации", который причислял стандарты отраслей к нормативным документам по стандартизации. В 184-ФЗ не предусмотрена отраслевая стандартизация, осуществляемая федеральными органами исполнительной власти. В нем установлены только два уровня стандартизации (ст. ст. 13 - 17):

- национальная стандартизация, закрепленная за национальным органом РФ по стандартизации (Ростехрегулированием);

- стандартизация на уровне организаций, проводимая коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями и объединениями юридических лиц.

Более того, в п. 3 ст. 4 184-ФЗ специально отмечено, что федеральные органы исполнительной власти, к которым относятся и разработчики отраслевых стандартов) вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера.

После завершения переходного периода в 7 лет (п.7 ст. 46) с 30.06.2003г. (с 30.06.2010 г.) на территории РФ в сфере техрегулирования и стандартизации в т.ч. Имеют право на хождение только указанные в законе документы. Отраслевых стандартов в числе таких документов нет.

Ростехрегулирование на своем официальном сайте разъясняет, что пути легитимизации отраслевых нормативных документов (ОСТ, ТУ, РД и др.) по установившейся практике выбирают сами отрасли, перерабатывая эти документы либо в национальные стандарты (ГОСТ или ГОСТ Р), либо в стандарты организаций. Специальными актами на федеральном уровне отраслевые стандарты отменяться не будут.

Оглавление

1 Основные положения

2 Порядок задания требования по безопасности на различных стадиях жизненного цикла изделий ЖАТ

3 Выбор номенклатуры задаваемых ПБ

4 Выбор и обоснование значений ПБ

Приложение 1 (справочное). Примеры возможных модификаций и определений стандартизированных показателей

Приложение 2 (рекомендуемое). Методы нормирования количественных показателей безопасности

Приложение 3 (справочное). Примеры построения и изложения разделов "Требования по безопасности"

 
Дата введения01.01.1993
Добавлен в базу05.05.2017
Завершение срока действия30.06.2003
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

22.07.1992УтвержденМПС РФГ-640у
РазработанМПС России
РазработанПетербургский институт инженеров железнодорожного транспорта
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ

ВЫБОР И ОБЩИЕ ПРАВИЛА НОРМИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ОСТ 32.18—92

Издание официальное

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

УДК 656. 25


Группа Я50


ОТРАСЛЕВОЙ


СТАНДАРТ


ЬВЗОПАСНОСТЬ юуйунодоромноя АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ


Выбор и общие- правила нормирования показателей безопасности


ОСТ

32.18-92


ОКСТУ 4202


Дата введения 1.01.1993 г.


Настоящий стандарт распространяется на все виды систем и устройств (в дальнейшем - изделий) железнодорожной автоматики и телемеханики и устанавливает состав, порядок и общие правила задания требований по безопасности для включения их в нормативно-техническую (НГД) и конструкторскую (IUD документации.

Стандарт является обязательным для изделий, разрабатываемых по заказам Министерства путей сообщения и выпускаемых как заводами МПС, так и другими ведомствами для железнодорожного транспорта

Требования настоящего стандарта могут быть конкретизированы в НТД по видам систем и устройств железнодорожной автоматики и

телемеханики.

Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их определения по ОСТ 32.17-92. Безопасность лклевнодорожной автоматики и телемеханики. Основные понятия. Термины и определения.


С. 10 ОСТ 32.18-92

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочное

ПРИМЕРЫ ВОЗМОЖНЫХ МОДИФИКАЦИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ СТАНДАРТИЗИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

1.    Определения ПБ в ОСТ 32.17-92 сформулированы в общем виде. без учета возможной специфики назначения, использования, этапов создания изделий ЖАТ и других факторов. При задании ПБ для многих видов изделий ЖАТ возникает потребность конкретизации их определений и наименований с учетом:

специфики функций обеспечения безопасности; этапа эксплуатации, применительно к которому вадан ПБ; принятой для рассматриваемых изделий классификации отказов и сбоев.

2.    Изделия ЖАТ имеют различные функции по регулированию движения поездов, связанные с обеспечением безопасности:

поддержание безопасного интервала между поездами на перегонах в системах интервального регулирования движения поездов;

регулирование скорости движения путем задания допустимой скорости на путевых и локомотивных светофорах;

управление маршрутами движения подвижных единиц на станции; управление переездной сигнализацией и т. п.

Примерами ПБ для ЖАТ с различными функциями могут быть: вероятность безопасной работы за поездку, рейс; вероятность опасного искажения ответственной команды; вероятность искажения информации о сохранении безопасного интервала между поездами;

вероятность искажения информации о непревыаении скорости, допустимой по соображениям безопасности; вероятность своевременного обнаружения автотранспортного средства на переезде и т.п.

3.    Для некоторых изделий ЖАТ следует задавать ПБ применительно к отдельным этапам их эксплуатации (создания) или применительно к отдельным составным частям:

вероятность обнаружения опасного отказа при предрейсовом

ОСТ 32.18-92 С. 11 (после рейсовой) контроле локомотивных устройств;

вероятность появления опасного отказа в программном (аппаратном) обеспечении;

вероятность появления опасных отказов (ошибок) в процессе включения изделия ЖАТ в эксплуатацию.

4. Для многих изделий ЖАТ (в основном микроэлектронных) разделяет ПБ из-за отказов и сбоев:

вероятность опасного искажения ответственной команды в телемеханическом канале связи;

вероятность появления сбоя, приводящей к опасному отказу; средняя наработка на сбой, приводящий к опасному нарувениг алгоритма.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рекомендуемое

МЕТОДЫ НОРМИРОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕН БЕЗОПАСНОСТИ

При нормировании показателей безопасности систем КАТ необходимо учитывать функциональные возможности и число объектов управления в этих системах. Поэтому целесообразно ввести условные намерите ли, по отношению к которым необходимо производить нормирование. В таблице приведены условные измерители для различных систем управления.

— Система автоматики

Условный измеритель нормирования

1. Электрическая и горочная

Централизованная стрелка

централизации

2. Диспетчерская централизация.

управляемый, контроли-

станционная кодовая

руемай объект

централизация

(двухпозиционный)

3. Центры диспетчерского

Пункт управления или

управления

контроля

4. Каналы телемеханики

1 км какала

5. Автоблокировка

Сигнальная точка

6. Переездная сигнализация

Переезд

7. Автоматическая локомотивная

Дешифратор или локомотив-

сигнализация

ны? устройства

8. Полуавтоматическая

Перегон

блокировка

Таким образом, если известны аппаратурные затраты на условный измеритель (стрелку, перегон, управляемый объект), показатели безопасности элементов и число таких элементов в разрабатываемой системе, то можно получить значения нормированных показателей системы.

ОСТ 32.18-92 С. 13 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Справочное

ПРИМЕРЫ ПОСТРОЕНИЯ И ИЗЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛОВ

"ТРЕБОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ" В ТТЗ (ТЗ), ТУ ИЗДЕЛИЯ ЖАТ

1.    Требования по безЪпасности оформляют в виде подраздела "Требований по надежности".

2.    В первом пункте подраздела приводят перечень требований, номенклатуру и значения ПБ, которые записываются в следующей последовательности:

качественные требования;

количественные требования общие и при необходимости частные.

Рекомендуемая формулировка;

"Безопасность (наименование изделия) в условиях и режимах

эксплуатации, установленных пп._настоящего    ТТЗ    (ТЗ),    ТУ,

должна характеризоваться качественными и кодичественньыи ПБ .....(приводятся эти показатели).н

Пример.

Безопасность микроэлектронной автоматической локомотивной сигнализации определяется:

аппаратурным резервированием 2Л2;

мягкой синхронизацией резервированных вычислительных каналов;

периодическим тестированием и сравнением работы вычислительных каналов (период диагностирования Ц*£ 200 мс);

несимметричными отказами внешнего интерфейса;

интенсивностью необиаруживаемых (опасных) отказов

A <i. Z 10'* 1/ч.

2.1. В стандартах ОТТ требования по безопасности приводят в виде предельно допустимых значений ПБ для изделий данной группы.

2.2. В стандартах видов ОТТ (ТУ) и в ТУ требования по безопасности устанавливаются в виде предельно допустимых значений тех показателей, которые контролирую'! при изготовлении изделей ЖАТ данной группы, и приводят в качестве справочных значения показа-

С. И ОСТ 32.18-92

телей, заданных в ТЗ на разработку изделия, но в процессе изготовления не контролируемых.

3.    Во втором пункте приводят определения (критерии) опасных отказов.

Пример.

Опасным отказом реле 1 класса надежности является создание цепи через замыкающий контакт при отсутствии тока в обмотке.

Опасным отказом схемы управления светофором является более разрешающее показание сигнала (вместо красного - желтый или зеленый, вместо желтого - зеленый и т. п.).

4.    В третьем пункте приводят общие требования к методам оценки безопасности и исходные данные для оценки каждым из методов соответствия изделий требованиям безопасности.

Рекомендуемая формулировка:

"Соответствие (наименование изделия) требованиям по безопасности, установленным в пп.......на этапе проектирования оценивают расчетным методом на основании данных:    об интенсивности

отказов комплектующих по (наименование НТД), о достоверности испольэуеьел мер контроля; на этапе предварительных испытаний методом имитационного моделирования по (наименование НТД); на этапе серийного производства контрольными : питаниями на стендах, физическим моделированием отказов по (наименование НТД) с использованием следующих, исходных данных для проведения испытаний: ..... (перечисляются состав и значения исходных данных для испытаний) .

5.    В четвертом пункте раздела при необходимости приводят ограничения по способам и средствам обеспечения заданного уровня безопасности.

ОСТ 32.18-92 С. 15

список ж:пользованных источников

1.    Надежность и эффективность в технике:    Справочник

/Ред. совет: Е С. Авдуевский (пред.) и др.

Т. 5: Проектный анализ надежности /Под ред. R И. Патрушева и А. И. Рембеэы - М.: Машиностроение. 1988.- 316 с.

2.    ГОСТ 27. 003-90. Надежность в технике. Состав и общие правила задания требований по надежности - М.:    Изд-во    стандартов,

1991 г. - 27 с.

3.    Г а в з и в Д. R Методы определения норм надежности мик

ропроцессорных систем автоматики и телемеханики // Микропроцессорные системы на железнодорожном транспорте:    Сб.    науч.    тр.    -

А: ЛИИЖГ, 1991. - С. 15 - 19.

4.    ФеннерВ., ХристовХА. Требования к надежности микроэлектронных устройств СЦБ // Железные дороги мира. -1986. -N 10.

5.    Е ф и мов В. КХ Об оценке безопасности действия устройств железнодорожной автоматики и телемеханики и способов достижения заданной величины безопасности // Нэвые элементы и системы железнодорожной автоматики и телемеханики: Сб. науч. тр. -А: ЛИИЛГ. 1973. - С. 118 - 125.

6.    Справочник по безопасности космических полетов / Г. Т. Береговой, В. И. Ярополов, Е И. Баранецкий и др. - М.: Машиностроение, 1989. - 336 с.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    стандартом определяются количественные и качеевенные требования к системам и устройствам железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ). обеспечивающим необходимый уровень безопасности дпиavhия’’поездов при оптимальных затратах трудовых и материальных ресурсов, а также требования на обеспечение составляющих качества, зависящих от безопасности ЖАТ. и на обеспечение возможности применения данных устройств и систем как составной части других устройств и систем с заданным уровнем безопасности.

1.2.    Требования по безопасности включаются:

в тактико-технические задания (ТТЗ), в технические задания (ТЗ) на разработку или модернизацию изделий ЖАТ;

в технические условия (ТУ) на изготовление опытной и серийной продукции;

в стандарты общих технических требований (ОТТ), общих техни ческих условие (ОТУ) и технических условий (ТУ).

1.3.    При задании требований по безопасности определяют (обосновывают) и согласовывают между заказчиком (потребителем) и разработчиком (изготовителем) изделия ЖАТ:

типовую модель (модели) эксплуатации, применительно к которой (которым) устанавливают требования по безопасности;

критерии опасных отказов;

перечень и значения показателей безопасности (ПБ);

методы контроля соответствия изделий ЖАТ заданным требованиям безопасности;

требования и (или) ограничения по конструктивным, технологическим и эксплуатационном способам обеспечения безопасности (при необходимости - с учетом экономических ограничений);

программу обеспечения безопасности (преимущественно для систем ЖАТ).

1. 4. Типовая модель эксплуатации изделия ЖАТ определяется по ГОСТ 27.003-90 (п. 1.3 ) и дополнительно с учетом специфики изделий СЖАТ предполагает проведение периодического контроля, подтверждающего сертификат на безопасность в процессе эксплуатации.

1.5. Требования по безопасности изделий СЖАТ подразделяют на

ОСТ 32. 18-92 С. 3

количественные и качественные.

1.5.1. Количественные требования задают в виде групповых и индивидуальных норм ПБ. Групповые нормы устанавливаются для совокупности изделий RAT данного типа (вида, марки, модели), индивидуальные - для единичного изделия ЖАТ данного типа (вида, марки, модели).

Номенклатура задаваемых ПБ выбирается в соответствии с положениями настоящего стандарта и согласовывается в установленном порядке между заказчиком (потребителем) и разработчиком (изготовителем). Показатели, как правило, должны выбираться из числа тех, которые определены в ОСТ 32.18-92 и приведены в таблице. Допускается применять показатели, наименования и определения которых конкретизируют соответствующие термины, установленные С7Т 32.17-92, с учетом особенностей изделия ЖАТ и (или) специфики его применения, но не противоречащие стандартизированным терминам.

Примеры возможных модификаций стандартизированных показателей приведены в прил. 1.

Таблица

Номенклатура показателей безопасности -1--

Наименование показателя    |    Обозначение

Вероятность безопасной работы    |    P6(t)

Вероятность опасного отказа    |    Qon(t)

Средняя наработка до опасного    |

отказа    |    Топ

Средняя наработка на опасный    |

отказ    |    Тб ср

Интенсивность опасных отказов    I    Xon(t)

Параметр потока опасных отказов !    (i)on(t)

КояДОпдачт безопасности    |    Кб

1.5.2.Качественные требования регламентируют конструкцион-ные,производственные ^эксплуатационные способы обеспечения бе зопасности изделий ЖАТ.

С. 4 ОСТ 32.18-92

1.5.2.1.    Конструкционные способы обеспечения безопасности предъявляют требования:

к способам и кратности резервирования;

к способам снижения интенсивности опасных отказов составных частей и комплектующих изделий;

к ограничению номенклатуры комплектующих изделий и материалов;

к деградации и реконфигурации структуры изделия;

к аппаратуре индикации и фиксации отказов, тестового и функционального контроля.

1.5.2.2.    Цюиз во детве иные способы обеспечения безопасности предъявляют требования:

к стабильности технологических процессов, к свойствам сырья, материалов, к комплектующим изделиям;

к способам и средствам контроля уровня безопасности в ходе производства;

к способам и продолжительности технологического прогона изделий;

к периодичности, объемам и методам испытаний на безопасность серийно изготавливаема или разрабатываема опытных изделий ЖАТ.

1.5.2.3.    Эксплуатационные способы обеспечения безопасности ЖАТ содержат требования:

к системе технического обслуживания (ТО) и ремонта в части числа видов, периодичности, объемов ТО и плановых ремонтов;

к средствам материально-технического оснащения ТО и ремонтов;

к системе учета, сбора, обработки и представления информации о безопасности ЖАТ. если контроль нормируема показателей осуществляется в условиях эксплуатации;

к способам устранения отказов и повреждений, к правилам регулировок;

к численности и квалификации обслужаещего персонала

1.6.    Общее количество задаваемых требовании и показателей безопасности должно быть минимальным, и они должны характеризовать все этапы и режимы эксплуатации изделия ЖАТ.

1.7.    Критерии опасных отказов устанавливаются с целью одноз-

ОСТ 32.18-92 С. 5 начного определения технического состояния изделий ЖАТ при задании требований по безопасности, испытаниях и эксплуатации.

Определения критериев опасных отказов додхны бьггь четкими, конкретными, не допускающими неоднозначного толкования. Критерии должны обеспечивать простоту обнаружения факта опасного отказа визуальным путем или с помощью предусмотренных средств технического диагностирования. Критерии опасных отказов должны устанавливаться в той документации, где приведены значения ПБ (см. п. 1.2).

1.8.    Под методами контроля безопасности изделия ЖАТ понимается проверка качественных и количественных характеристик на соответствие установленный требованиям по безопасности. Виды контроля можно разделить:

по объему контролируема изделий:    сплошой    и выборочный

(статистический);

по стадии производственного процесса:    входной,    текущий, вы

ходной;

по используемьк методам и средствам:    экспертный,    расчетный,

экспериментальный и рас четно-экспериментальный;

по времени проведения:    циклический    (периодический),    однора

зовый, плановый, внеплановый (инспекционный).

1.9.    Программа обеспечении безопасности (ПОБ) разрабатывается только для систем ЖАТ.

ПОБ является организационно-техническим документом, определяющим перечень работ и мероприятий, проводима на всех стадиях создания и эксплуатации систем ЖАТ.

Работы и мероприятия, определяемые ПОБ, должны обеспечивать выполнение и подтверждение выполнения заданных требований по безопасности систем ЖАТ.

ПОБ должна быть оформлена в виде отдельного самостоятельного документа или входить в состав программы обеспечения надежности.

2. ПОРЯДОК ЗАДАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ ПО БЕЭОПАСЮСТИ НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИЗДЕЛИЯ ЖАТ

2.1. Требования по безопасности, включаемые в ТТЗ (ТЗ), пер-

С. 6 ОСТ 31?. 18-92

воиачально определяют на стадии исследовании и обоснования разработки путем выполнения следующих работ:

анапза требований заказчика (потребителя), назначения и условий эксплуатации изделия (или его аналогов). ограничений по всем видам затрат, в том числе по конструктивному исполнению, технологии изготовления и стоимости эксплуатации:

выработки и согласования с заказчиком (потребителем) критериев опасных отказов;

выбора рациональной номенклатуры задаваемых ГШ; установления значений (норм) ПБ изделий КАТ и их составных частей.

2.2.    На стадии разработки изделия по согласованию между заказчиком (потребителем) и разработчиком допускается уточнять (корректировать) требования по безопасности при соответствующем технико-экономическом обосновании путем:

рассмотрения возможных вариантов построения изделия и расчета для каждого ив них ожидаемого уровня безопасности» а также показателей. характеризующих виды затрат, включая эксплуатационные, и возможности выполнения других заданных ограничений;

уточнения значений ПБ изделия и его составных частей.

2.3.    При формировании ТУ на серийные изделия в него включают. как правило, те требования к ПВ из заданных в ТТЗ (ТЗ). которые предполагается контролировать на этапе изготовления изделия ЖАТ (например, для микроэлектронных систем качественными требованиями могут быть: независимость отказов в резервированных элементах структуры, период и длительность диагностирования).

2.4.    На стадиях серийного производства и эксплуатации допускается по согласованию между заказчиком и разработчиком (изготовителем) корректировать значения отдельных ПБ по результатам испытаний или подконтрольной эксплуатации.

2.5.    Для сложных изделий ЖАТ при их разработке, опытном и серийном производстве допускается по согласованию между заказчиком и разработчиком поэтапное задание значений ПБ с учетом накопленных статистических данных по предшествующим изделиям-аналогам.

ОСТ 32.18-92 С. 7

3. ВЫБОР НОМЕНКЛАТУРЫ ЗАДАВАЕМЫХ ПБ

3.1.    Выбор номенклатуры ПБ осуществляется на основе классификации изделий ЖАТ но признакам, характеризующим их назначение, особенности режимов эксплуатации и др.

3.2.    Определение классификационных признаков изделий ЖАТ осуществляют путем анализа ТТЗ (ТЗ) на разработку изделия в части характеристик его назначения, условий эксплуатации и данных о безопасности изделий-аналогов.

3.3.    Основными признаками, по которым классифицируют изделия ЖАТ по безопасности, являются:

определенность назначения изделия; режим функционирования: возможные последствия отказов;

возможность восстановления работоспособного состояния после опасного отказа;

возможность и способ восстановления технического ресурса; характер основных процессов, определяющих переход изделия в предельное состояние;

возможность и необходимость технического обслуживания; возможность и необходимость контроля перед применением; наличие в составе изделия микроэлектронных схем и средств вычислительной техники.

По этим признакам изделия ЖАТ классифицируются следующим образом.

3.3.1.    По определенности назначения:

объекты конкретного назначения, имеющие один основной вариант применения по назначению;

объекты об ирго назначения, имеющие несколько вариантов применения.

3.3.2.    По режимам Функционирования: изделия непрерывного длительного применения; изделия многократного циклического применения;

3.3.3.    ГЬ последствиям отказов:

изделия, отказы которых приводят к снижению эффективности функционирования;

С. 8 ОСТ 32.18-92

изделия,отказы которых могут привести к последствиям катастрофического характера (к угрозе для жизни и здоровья людей, значительным экологическим и экономическим потерям).

3.3. 4. По возможности восстановления работоспособного состояния после опасного отказа в процессе эксплуатации: восстанавливаемые;

Hi* восстанавливаемые.

3.3.5.    По характеру основных процессов, определяющих переход в опасное и предельное состояния:

стареющие; изнашивав мые;

стареющие и изнашиваемые одновременно.

3.3.6.    По возможности и способу восстановления технического ресурса путем проведения плановых ремонтов:

ремонтируемые: нере монтируем».

3.3.7.    По возможности технического обслуживания в процессе эксплуатации:

обслуживаем»;

необслуживаемые.

3. 3. 8. По возможности (необходимости) проведения контроля: контролируемые перед применением; непрерывно контролируемые при применении; периодически контролируемые в процессе функционирования; периодически контролируемые с отключением от технологического процесса;

неконтролируемые.

3.3.9. При наличии в составе изделий ЖАТ микроэлектронных элементов и средств вычислительной техники их относят к объектам с опасными отказами ив-за сбоев и отказов, при отсутствии - к объектам без опасных отказов сбойного характера.

4. ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ПБ

4.1. Значения (нормы) ПБ изделий устанавливают в ТТЗ (ТЗ), ТУ с учетом назначения, достигнутого уровня и выявленных тенден-

ОСТ 32.18-92 С. 9 ций повышения безопасности изделий ЖАТ. технике-экономического обоснования, возможностей изготовителей и заказчика.

4.2.    Расчетные (оценочные) ПБ изделия ЖАТ и его составных частей, полученные после завершения очередного этапа (стадии) работ, принимают в качестве норм безопасности, действующих на последующем этапе (стадии), после завершения которого эти нормы могут быть уточнены (откорректированы).

4.3.    Для обоснования ПБ испольэуют экспертные, расчетные, экспериментальные (статистические) или расчетно - экспериментальные методы.

4.3.1.    Экспертные методы применяют в тех случаях, когда затруднительно использовать более объективные методы, например при разработке принципиально новых изделий ЖАТ, когда отсутствуют статистические данные, нет апробированных методик расчета ПВ, а также отсутствуют исходные данные и средства для определения ПБ экспериментальным методом.

4.3.2.    Расчетные методы используют для изделий ЖАТ, по которым отсутствуют достоверные статистические данные, полученные в ходе испытаний (эксплуатации) аналогов (прототипов).

4.3.3.    Экспериментальные методы применяют для изделий, по которым возможно получение статистических данных в процессе испытаний или имеющих аналоги (прототипы). позволяющие оценить их ПБ. а также тенденции изменения ПБ от одного аналога к другому. Такие оценки ПБ могут быть получены в ревультате сбора статистических данных об эксплуатации или при имитационном моделировании существующих аналогичных изделий ЖАТ.

4.3.4.    Расчетно- экспериментальные методы представляют комбинацию расчетных и экспериментальных методов. Их применяют в тех случаях, когда по отдельным составил* частям имеются статистические данные о безопасности, а по другим - результаты расчетов или когда предварительные результаты испытаний изделий, полученные в ходе разработки, позволяют уточнить расчетные значения ПК