Купить ОСТ 1 03841-76 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Распространяется на механическую заделку шариковых, роликовых и шарнирных подшипников (в дальнейшем изложении - заделку подшипников) в детали, изготовленные из сталей, титановых, алюминиевых и магниевых сплавов, предназначенную для применения в узлах конструкций самолетов, вертолетов и средствах наземного оборудования.
1. Типы и основные размеры
2. Технические требования
Приложение Указания по контролю качества заделанных подшипников
Дата введения | 01.07.1977 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Актуализация | 01.01.2021 |
18.06.1976 | Утвержден | Министерство | 087-16 |
---|
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
1 | |
ю |
12 721 |
г- |
L2420 |
со |
10-168 |
со |
9419 |
xf |
8748 |
СО |
7616 |
гН |
со со со со |
ЭЕ со i |
г» ас а* |
VAK 621.822.002.72:629.7 Группа Г16
ЗАДЕЛКА МЕХАНИЧЕСКАЯ ШАРИКОВЫХ, РОЛИКОВЫХ И ШАРНИРНЫХ ПОДШИПНИКОВ
Типы, основные размеры и технические требования
ОКП 75 9540
ОСТ 1 03841-76
На 20 страницах
Взамен 105СТ57
Распоряжением Министерства от 18 июня 1976 г. № 087-16
О)
ю
СО
ОТ
срок действия установлен с 1 июля 1977 г.
Срок действия до 1 января 200 2 г.—.
$сс/, 4Z-,
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт распространяется на механическую заделку шариковых, роликовых и шарнирных подшипников (в дальнейшем изложении - заделку подшипников) в детали, изготовленные из сталей, титановых, алюминиевых и магниевых сплавов, предназначенную для применения в узлах конструкций самолетов, вертолетов и средствах наземного оборудования.
Издание официальное
ГР 800466 от 17.08.76 Перепечатка воспрещена
ю |
9419 |
00 00 | |
СО |
7616 |
N° изм. |
00 со X OI |
ОСТ 1 03841-76 стр. 2
1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ
1.1. Стандарт предусматривает 5 типов задепки подшипников в зависимости от предела прочности материала детали под заделку подшипника и конструкции заделки, как указано в табл. 1.
Таблица 1
Тип
заделки
Исполнение
Предел прочности материала детали б*_ , МПа (кгс/мм;
Конструкция заделки
От 160(16) до 590(60) включ.
Сплошная завальцовка обкатыванием шариками без проточки в детали
Св. 590(60) до 1275(130) включ.
От 160(16) до 1275(130) включ, с относительным удлинением не менее 4%
Св. 1275(130) до 1770(180)
От 160(16) и более
Сплошная завальцовка обкатыванием шариками по специальной проточке в детали или обжатием кольцевым пуансоном
Обжатие пуансоном без проточки в детали: - в 6 точках для подшипников с наружным диаметром до 30 мм;
_ в 8 точках для подшипников с наружным диаметром свыше 30 мм
Обжатие шариками без проточки в детали: _ в 6 точках для подшипников с наружным диаметром до 30 мм;
- в 8 точках для подшипников с наружным диаметром свыше 30 мм
Обжатие пуансоном по специальной проточке в детали:
- в 6 точках для подшипников с наружным диаметром до 30 мм;
- в 8 точках для подшипников с наружным диаметром свыше 30 мм
Обжатие шариками по специальной проточке глубиной 0,6 - 1,0 мм в детали:
- в 6 точках для подшипников с наружным диаметром до 30 мм;
- в 8 точках для подшипников с наружным диаметром свыше 30 мм
Установка пружинных упорных плоских внутренних эксцентрических колец в специальную канавку в детали для подшипников с наружным диаметром от 14 мм и более.
Заделка не распространяется на подшипники, имеющие выступание защитной шайбы за торец наружного кольца подшипника.
г- |
12420 |
ю |
9419 |
8748 | |
СО |
7616 |
СУ |
7236 |
N; изм. |
•е со * |
ОСТ 1 03841-76 стр.11
- типы 2 и 4 - следы рисок от проточки на детапи посте обкатывания ити обжатия шариками.
2.10. Посте заватьцовки ити обжатия поверхности мест задетки и торца стыка подшипника с детатью дотжны быть допотнитетьно защищены в соответствии с технической документацией, утвержденной в установтенном порядке.
2.11. При задетках подшипников допускаются ремонтные варианты:
- тип 1 - повторная заватьцовка. При этом прочностные данные задетки уста на впиваются разработчиком издетия с обязатепьным указанием об этом в рабочих чертежах;
- тип 2 - заватьцовка обкатыванием шариками по проточке ипи без проточки в промежуточной втутке из нержавеющих марок статей, запрессованной в летать, по технической документации, утвержденной в установтенном порядке. При этом задетка производится до прилегания кромок втулки после обкатывания шариками по фаскам посадочного отверстия в детали и наружного кольца подшипника;
- типы 3 и 4 - повторное обжатие (кроме подшипников типа ШН .. .ЮТ, ШНР ... ЮТ). При этом новые точки обжатия не должны попадать в ранее выполненные (расстояние между краями соседних точек должно быть не менее половины длины лунки
от обжатия по поверхности детали).
2.12. При заделках подшипников допускается обжатие в 3 точках для типов 3 и 4. При этом осевые усилия невыпоессовки принимаются равными половине усилий, указанных в табл. 3.
2.13. Заделка должна обеспечивать невыпрессовку подшипников при осевых усилиях, указанных в табл. 3, для интервала температур от минус 60 до
плюс 120 С. При применении заделки при температурах, отличных от указанных, допускаемые осевые усилия невыпрессовки подшипников устанавливаются разработчиком изделия.
Таблица 3
О
Ю
00
сч
Допускаемое осевое усилие невыпрессовки для материала детали под заделку подшипника, Н (кгс), не менее
Алюминиевые
сплавы
Стали и титановые сплавы
Магниевые сплавы
Тип заделки
1-5
От 14 до 20 включ.
981(100)
19 61(200)
490(50)
490(50)
Св. 20 " 30
19 61(200)
39 23(400)
981(100)
98 1( 100)
30 ' 40
3923(400)
5884(600)
1961(200)
19 61(200)
ХО
э*.
е*
«С
е
5
40
50
5884(600)
7850(800)
3923(400)
ОСТ 1 03841-76 сТр. 12
Продопжение табп. 3
Допускаемое осевое усилие невыпрессовки для материала детали под заделку подшипника, Н (кгс), не менее
мм
Алюминиевые
сплавы
Стали и титановые сплавы
Магниевые сплавы
Тип заделки
1-5
Св. 50 до 60 включ
7850(800)
9807( 1000)
5390(550)
60
70
9807( 1000)
12260(1250)
6374(650)
70 ' 80
11770(1200)
14 710(1500)
7850(800)
1961(200)
80 ' 90
12750(1300)
16671( 1700)
8830(900)
90 ' 100
14710(1500)
Инв. № дубликата__ № *зи. 2__3__4__5__
Инв. № под/гнннина_ 1 2859 I 1к» изв. | 7236 | 761б] 8748 | 9419 110468
18633 (1900)
980 7( юоо;
Примечание. Проверка на выпрессовку заделанных в деталь подшипников не производится.
2.14. Заделанный в деталь подшипник должен вращаться легко, без заеданий. После заделки в подшипнике допускается хруст, соответствующий хрусту подшипника в состоянии поставки или по контрольному образцу (эталону), утвержденному разработчиком изделия, применяющим подшипники.
2.15. Контроль качества заделанных подшипников производить по указаниям, приведенным в обязательном приложении.
2.16. В случае, когда мо>. нт вращения ко.пец шарнирных подшипников превышает значения, указанные в обязательном приложении (табл. 1), допускается (как исключение) приработка сферических поверхностей притирочными пастами путем покачивания, поворота и вращения в различных направлениях внутреннего кольца
в наружном. Допускается неоднократное проворачивание внутреннего кольца на 360 .
После приработки шероховатость сферической поверхности на внутреннем
0,160/ 0,63/
кольце должна быть не более V , а на наружном - V •
В местах трения поверхностей после приработки допускается снятие слоя антикоррозионного покрытия.
Подшипники типов ШС . . . Ю2УТ, 2ШС . . . Ю2УТ прирабатываются внутренним технологическим притиром с последующей установкой кольца с серебряным покрытием сферы.
После приработки поверхности должны быть промыты бензином по ГОСТ 443-76 до полного удаления продуктов притирки (пасгы,смазки) с последующим контролем по ГОСТ 3635-78 осевого зазора подшипника, значение которого не должно превышать значения, указанного в табл. 4, и восстановлением смазки подшипника.
Подшипники типов ШН .. .ЮТ, ШНР.. .ЮТ прирабатываются с использованием пластичных смазок без применения абразивных порошков. После приработки подшипники типов ШН .., ЮТ, ШНР... ЮТ в бензине не промывать.
| |||||||||||||||||||||||||||||
Табпица 4 |
Размеры, мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ОСТ 1 03841-76 стр. 13
OCT 1 03841-76 Стр. 15
Г- |
12420 |
ю |
[ 9419 |
8748 | |
со |
7616 |
ЭЕ п |
as РО ж |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Обязательное
УКАЗАНИЯ ПО КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА ЗАДЕЛАННЫХ ПОДШИПНИКОВ
1. Контроль качества заделанных шарнирных подшипников производить на:
- легкость поворота и вращения внутреннего кольца в сфере наружного по данным, указанным на схемах черт. 1 и 2 и в табл. 1. При проверке легкости поворота внутреннее кольцо подшипника под действием момента М^р должно повернуться на угол J3. При проверке легкости вращения (для подвижных соединений) внутреннее кольцо подшипника под действием момента МКр должно повернуться на один оборот, у приработанных подшипников должны быть произведены измерения осевого зазора;
- отсутствие проворачиваемости и осевого перемещения наружного кольца в детали по данным, указанным на схемах черт. 3 и 4 и в табл. 2 и 3.
2. Контроль качества заделанных шариковых и роликовых подшипников производить на:
- легкость вращения путем вращения от руки внутреннего кольца подшипника в плоскости его вращения при неподвижном наружном кольце. При этом параметры легкости вращения должны соответствовать контрольному образцу (эталону), утвержденному разработчиком изделия, применяющим подшипниковые узлы;
- отсутствие осевого перемещения наружного кольца в детали по данным, указанным на схеме черт. 4 и в табл. 3.
Примечания: 1. При контроле легкости поворота и вращения подшипники проверяются в смазанном состоянии.
2. Проверку на отсутствие осевого перемещения наружного кольца подшипника в детали со сквозным посадочным отверстием производить поочередно с одной и с другой стороны; подшипники, заделанные в глухие посадочные отверстия детали, не проверять.
©
LO
aO
cj
3. При обнаружении осевого перемещения или вращения в детали наружного кольца подшипника допускается дополнительная подвальцовка или обжатие (в те же углубления) до устранения дефектов. При этом размеры /У, и Нг> выполнять с предельным отклонением +0,3 мм, не более.
4. Подшипники типа ШН...ЮТ, ШНР...ЮТ после заделки и подшипники с заделкой по типу 5 на отсутствие проворачиваемости в детали не проверять.
5. Допускается не производить проверку по части параметров с обязательным указанием об этом в чертеже, например: "Проверку на отсутствие проворачиваемости наружного кольца в детали не производить".
Стр, 16
1 - летать под задатку подшипника, 2 - внутреннее кольцо подшипника; 3 - наружное котьцо подшипника
Черт 1
1 - летать под заделку подшипника;
2 - внутреннее котьцо подшипника; 3 - наружное кольцо подшипника Черт, 2
Hm Hi дубитHU__№ ши. 4 5 7
И» N; яодлиищии__2859__Н» ни. 8748 0419 12420
Таб тииа 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Стр.17
Инв К? дубликата Ms иэм. 4 5 7 |
Нив № подлинника 2859__№ ш. 8748 9419 12420|
Продопжение табп 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание. Данные таблицы распространяются на подшипники типов: |
Ш...ЮТ, 2Ш...ЮТ, ШС...Ю1Т, 2ШС...Ю1Т, НУШС...Ю1Т, НУ2ШС...Ю1Т (с отверстиями для смазки на наружном и внутреннем кольцах); 1-Ш...ЮТ, 1-ШС...ЮТ, 1-2ШС...ЮТ (с улучшенной геометрией сферических поверхностей
1 - деталь под задепку подшипника,
2 - наружное копьцо подшипника
Черт 3
Мне К: дубликата № изм 4 5 7
Ннв № подлинника _ 2859 Ms нзв 8748 94J9 12420
Таблица 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ю
сэ
а>
8
см
СО
Ж
S
1 - пуансон; 2 - деталь под заделку подшипника; 3 - подшипник; 4 - плита
Черт. 4
Таб лида 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Мм. Jfe mihiMTi |
1.2. Основные размеры задепок подшипников должны соответствовать указанным на черт. 1 - 7 и в табл. 2.
Тип 1
А-А
1 - деталь под задепку подшипника; 2 - подшипник; 3 - шарик по ГОСТ 3722-81
Черт. 1 Тип 2
До завальцовки |
А-А
1 - деталь под задепку подшипника; 2 - подшипник; 3 - шарик по ГОСТ 3722-81
Черт. 2
х.
Размер для справок. Размер обеспеч. инстр.
Тип 3
И»». № дубликата № нэм 1 2 3 4 s
И»|. К; подшита__2859__К» НЗВ 6866 7236 7616 8748 9419
Исполнение X А А |
_£
Дтш зацепки подшипников с наружным диаметром D
свыше 70 мм в детали из материала с (5^ > 981 МПа( 100 кгс/мм )
70°**
1 - деталь под заделку подшипника; 2 - подшипник Черт 3
Размер для справок.
**Размер обеспеч инстр.
***Допускается заделка с формой лунки от обжатия и размерами по типу заделки подшипников в детали из алюминиевых сплавов
Исполнение 2 Остальное - см. черт. 3
3 — шарик по ГОСТ 3722-81 Черт. 4
CD |
00 CD О ^—4 |
ю |
9419 |
8748 | |
СМ |
7236 |
Ж « ж £ |
т с* £ |
Тип 4 Исполнение 1
А-А
Б-Б ппЁшито
До обжатия
LQ+2L-0.5)Щ1
Щ1 |
V* |
SiV ^ т,, | |
1 |
R 0,15 ±0,05
1 - деталь под заделку подшипника; 2 - подшипник
Черт. 5
Исполнение 2 Остальное - см. черт. 5
Оэ*20±0,1 |
3 - шарик по ГОСТ 3722-81 Черт. 6
£
£
хк
Размер для справок. Размер обеспеч. инстр.
Г'- |
12420 |
8748 | |
О] |
7236 |
X п |
СО п i |
Тип 5 |
1 - летать под задепку подшипника; 2 - подшипник; 3 - пружинное упорное птоское внутреннее эксцентрическое котьцо (и канавка) по ОСТ 1 10790-85,
ОСТ 1 10 791-85
Черт. 7
a
ю
ос
CJ
Размер дтя справок. |
Таблица 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
г- |
12420 |
ю |
03 S |
т |
со ■ч* г- 00 |
СО |
| 7616 | |
ж ж |
£ |
| 2859 | | |
19 я ж «о £ |
«в ж •* е £ |
Допускается испопьзование диаметров шариков, указанных дня типа 1 задепки подшипников.
мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
И». № дубииката__К;»зм. 3 4 5 7
H«l И» ЮДтшта___2859___№ ИЗЯ 76 1 6 8748 04ig 12420
Продолжение табл 2
Примечание Размер /? - для определения толщины детали под заделку подшипника исходя из номинального размера ширины наружного кольца подшипника
ОСТ 1 03841-76 стр. 9
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Заделка запрессованных в летать подшипников дотжна производиться
в соответствии с требованиями настоящего стандарта по чертежам, утвержденным в установтенном порядке. Подшипники всех типов (кроме ШН ,.. ЮТ, ШНР...ЮТ) могут быть повторно перепрессованы до заделки с обеспечением посадок, предусмотренных п. 2.3.
2.2. Шероховатость поверхности посадочного отверстия дтя подшипника в де-
1,25/ 2,5/
тати дотжна соответствовать: диаметром до 80 мм - ’ \ / , свыше 80 мм - \у.
Инв. N; дублнната__№ нзи. 2 3 4 5__6 7
Инв. № подлинника__2859__к» изв. 7236 7616 8748 9419 104В8 12420
Кромки посадочного отверстия для подшипника в детали не притуплять.
2.3. Предетьные отклонения размеров посадочного отверстия в детали должны соответствовать указанным в ГОСТ 25347-82:
а) при заделке шариковых и роликовых подшипников:
- для деталей из материала с пределом прочности (51^590 МПа (60 кгс/мм^) - М7;
О
- для деталей из материала с пределом прочности
2
>590 МПа (60 кгс/мм ) - К7 ; под подшипники типа 900000 (с тонко-
В
стенными кольцами) - 6 ;
б) при заделке шарнирных подшипников:
- для деталей из материала с пределом прочности (Jq^l590 МПа (60 кгс/мм^) - К 7 ;
- для деталей из материала с пределом прочности <J^>590 МПа (60 кгс/мм^) - К7 или 3^6 .
Подшипники типа ШН ...ЮТ, ШНР...ЮТ запрессовываются в деталь с натягом 0,005-0,015 мм (с предпочтительным полем допуска - Р7 ) с предварительной установкой до заделки во внутреннее кольцо подшипника жесткого распорного стержня с натягом 0,015 - 0,020 мм и удалением его после заделки Требования к стержню, его установке и удалению после заделки - по технической документации, утвержденной в установленном порядке.
Овальность и конусообразность посадочной поверхности в детали должны быть не более половины поля допуска на диаметр посадочного отверстия.
2.4. Для деталей под заделку подшипников допускаются:
а) из алюминиевых и магниевых сплавов при ZD $50 мм увеличение размера h до 0,4 мм;
б) из сталей и титановых сплавов изменение предельных отклонений:
I , +0,20 +0,30
- размера /7 с +0,05 на q qq и с ±0,10 на ^ q;
и +0,10 +0,2
“ размера Н С -0,05 на -0,1;
Селективная подборка.
Допускается увеличение натяга до 0,025 - 0,040 мм.
ОСТ 1 03841-76 стР. ю
Г- |
12420 |
to |
9419 |
т |
8748 |
СО |
7616 |
см |
7236 |
ж * |
т «*» ж * |
в) из материала с <5^ >981 МПа (100 кгс/мм^) для типа 2 заделки подшипников с наружным диаметром D > ТО мм изменение угла проточки с 55° на 45 .
2.5. Подшипник перед заделкой должен устанавливаться симметрично относительно действительной толщины детали. Несимметричность выступов детали должна быть не более половины допуска на размер h ■
2.6. Защитные покрытия (грунты, лакокрасочные покрытия, смазки, герметики) посадочных отверстий, необходимые при установке подшипников, должны быть в соответствии с технической документацией, утвержденной в установленном порядке.
2.7. При заделке шарнирного подшипника паз в наружном кольце (место стыка кольца подшипников типа ШН6ЮТ (ШНР6ЮТ) .. .ШН12ЮТ или металлофторопластовой прокладки, отмеченное риской на торце кольца подшипников типа ШН15ЮТ ... ШН55ЮТ) и цилиндрический поясок на сфере внутреннего кольца должны устанавливаться перпендикулярно направлению действующего усилия, как показано на черт. 8.
Стык на наружном кольце |
©
(Л
со
OJ
1 - деталь под заделку подшипника; 2 - наружное кольцо подшипника; 3 - внутреннее кольцо подшипника
Черт 8
2.8. В местах завальцовки или обжатия не должно быть трещин, морщин
и заусенцев. При заделке должна быть обеспечена защита от попадания стружки в подшипники. В зоне заделки допускаются местные надиры и вспучивание материала детали, которые не контролируются.
2.9. После заделки подшипников допускаются:
*
- типы 1 _ 4 - неприлегание материала детали по всему контуру по фаске подшипника;