Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

12 страниц

191.00 ₽

Купить ОСТ 1 00444-81 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает методы (расчетный, измерительный и экспертный) оценки обзора из кабины экипажа самолета и вертолета с рабочего места летчика, оборудованного средствами для определения главной линии визирования.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Расчётный метод

2. Измерительный метод

3. Экспертный метод

Приложение 1. Термины и определения

Приложение 2. Построение предельной траектории визирной точки

Приложение 3. Пример построения диаграммы обзора из двухместной кабины самолёта для левого лётчика

 
Дата введения01.01.1983
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Организации:

21.12.1981УтвержденМинистерство087-16
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12

УДК 629.7.042 3.001.4    Группа    Д19

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ


САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ

Методы оценки обзора из кабины


ОСТ 1 00444-81

На 1£ страницах Введен впервые


Ннв. К» дубликата__I_ I    [К*    изм.


2

css

*


Распоряжением Министерства от 21 декабря 1981 г,    Hi    087-16

срок введения установлен с 1 января 1983 г.


Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт устанавливает методы (расчетный, измерительный и экспертный) оценки обзора из кабины экипажа самолета и вертолета с рабочего места летчика, оборудованного средствами для определении главной линии визирования.

Термины и их определения приведены в обязательном приложении 1.


Издание официальное


ГР 8240937 от 03.03.82


Перепечатка еоспрещека


ОСТ 1 00444-8] Стр. 2

1. РАСЧЕТНЫЙ МЕТОД

1.1,    Расчетный метод применяется на этапах проектирования и макетирования.

1.2,    Для проведения оценки обзора расчетным методом на чертеже общего вица фонаря кабины должны быть заданы:

-    система координат СХУХ рабочего места летчика;

-    координаты контурных точек (точки следует назначать через интервалы от 5 до 10°) по зонам обзора на границах остекления;

-    координаты главной визирной точки и визирных точек, образующих предельную траекторию С^А .


Перечисленные требования должны соответствовать приведенному чертежу.

cxyz - система координат рабочего места летчика; СуА- предельная траектория визирной точки в главной визирной плоскости; - главная визирная точка (азимутальный центр); ВК - линия визирования; В К'"- проекция линии визирования на главную визирную плоскость;    проекция    ВС2    на ось X ;

Z_ сХ - горизонтальный угол обзора; Z.J3 - вертикальный угол обзора; Б - гранила остекления


ОСТ 1 00444-81 с*. 11

-    провести дугу С^А окружности, равную 60°, с центром в точке Of радиусом R « 90 мм, найти точку А S

/    л    "    А

-    дуги с1 В, ■ с2 Л соединить прямой, касательной к ним;

-    линия С7 А образует предельную траекторию визирной точки;

-    в зоне горизонтальных углов обзора более 105° (см. черт. 1) и 115°

(см. черт. 2) азимутальный центр переносится в точку А .

Для случаев управления, непосредственно не связанных с пилотированием, допускается в зоне горизонтальных углов обзора от 90 до 135° отклонение траектории CjA от рекомендуемой на черт. 1, 2 за счет наклона тела летчика до ограничения конструкцией кабины самолета и вертолета.

Инв. Ns дубликата__№    нзм.

Нив. № подлинника__4743    Ц*    изв.


ОСТ 1 00444т81 с,р. 12


ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Рек ом ендуемое


ПРИМЕР ПОСТРОЕНИЯ ДИАГРАММЫ ОБЗОРА ИЗ ДВУХМЕСТНОЙ КАБИНЫ САМОЛЕТА ДЛЯ ЛЕВОГО ЛЕТЧИКА


Влраба


Нив. № дубликата_ взи.

Нив. Jfe щимнна_ 4743__>fem.


ОСТ 1 00444-81 ор.3

1.3.    При расчете горизонтальных углов реального обзора необходимо:

-    соединить азимутальный центр с точкой К - проекцией заданной контурной точки К на главную визирную плоскость;

-    определить горизонтальный угол обзора ОС как угол между линией К и осью X :

В В*

оС=атс^1Тг

где В'С2 - проекция В Cg на ось X .

1.4.    При расчете вертикальных углов реального обзора необходимо:

-    определить визирную точку В при заданном положении контурной точки К и известном горизонтальном угле обзора ОС как точку пересечения прямой С^К* и траектории Су А ;

_ соединить визирную точку В с контурной точкой К и вертикальный угол обзора рассчитать как угол между линией визирования В К и ее проекцией В К* на главную визирную плоскость:

р^атсЦЩг-

1.5.    Расчет углов обзора для крайних боковых положений туловища и макси» мальных поворотов головы летчика производится с учетом поля зрения летчика при движении его глаз.

1.6.    Построение предельной траектории визирной точки для одноместной кабины самолета с катапультируемым креслом и ручкой управления приведено в ОСТ 1 03955-79.

1.7.    Построение предельной траектории визирной точки в кабине самолета для одного и двух летчиков со штурвалом и некатапультируемым креслом приведено в рекомендуемом приложении 2.

1.8. Построение предельной траектории визирной точки в кабине вертолета для одного и двух летчиков приведено в рекомендуемом приложении 2.

1,9. При определении конструктивного обзора принимается, что глаз летчика находится в главной визирной точке, зрение летчика монокулярно и обзор ограничен конструкцией кабины, самолетом и вертолетом.

Горизонтальный угол конструктивного обзора рассчитывается как утоп между проекцией линии визирования на главную визирную плоскость и осью X. Вертикальный угол конструктивного обзора рассчитывается как угол между линией визирования и ее проекцией на главную визирную плоскость.

для левого глаза, по правому

1,10. На основе вычисленных значений углов обзора следует построить диаграмму обзора в прямоугольной системе координат, откладывая по горизонтальной оси значения горизонтальных углов обзора, по вертикальной оси - вертикальных углов обзора. При этом считается: обзор по левому борту самолета и вертолета -

для правого глаза. Пример построения диаграммы

ОСТ 1 00444-81 ор. 4

обзора приведен в рекомендуемом приложении 3.

1.11. Кроме расчетов по п.п 1.3 - 1.5 проводится расчет углов обзора при других положениях самолета и вертолета в пространстве и определению видимости наземных ориентиров для случаев, которые оговариваются действующей документацией.

1.12. При расчете углов .обзора следует учитывать снаряжение летчика. Влияние переплетов остекления оценивается с учетом бинокулярности зрения.

2. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД

2.1.    Измерительный метод применяется при макетировании к летных испытаниях.

2.2.    Процесс измерения углов обзора с помощью угломерного инструмента должен состоять из ряда последовательных операций,

2.3.    Приведение угломерного инструмента в рабочее состояние и установка его измерительных устройств в положение, учитывающее положение самолета и вертолета или макета. Следует приводить строительную горизонталь самолета и вертолета в горизонтальное положение.

2.4.    Разметка контурных точек, в направлении которых определяются углы обзора, в соответствии с п. 1.2.

2.5.    Совмещение экспериментатором оси иэмерителыюго устройства угломерного инструмента с линией визирования, проходящей через контурную точку, соответственно программе измерений (см. п. 1.11) с учетом снаряжения летчика

(см. л. 1.12).

2.6.    Считывание и запись экспериментатором значений углов обзора в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

2.7.    Построение диаграммы обзора.

2.8.    Измерительный метод должен обеспечивать измерение углов обзора с абсолютной погрешностью +1°

3. ЭКСПЕРТНЫЙ МЕТОД

3.1.    Экспертный метод применяется при макетировании и летных испытаниях.

3.2.    Экспертный метод должен состоять в выявлении преобладающего мнения специалистов в обстановке, которая исключает прямые дебаты, но позволяет взвешивать свои суждения с учетом доводов всех экспертов.

3.3.    Процедура экспертной оценки должна состоять из этапов:

-    организация опроса;

-    проведение опроса;

ОСТ 1 00444-81 огр, 5

-    обработка результатов опроса и получение оценок;

-    анализ и представление результатов в виде обобщенной опенки.

3.4. Опрос'экспертов должен соответствовать следующим требованиям:

-    ответы экспертов обязаны содержать характеристику обзора по пятибалльной системе, по зонам обзора или комплексно, в соответствии с таблилэй;

-    размеры зон обзора и их число определяются назначением самолета и вертолета;

-    количество туров опроса должно быть не менее двух;

-    опрашиваемые эксперты после каждого опроса знакомятся с ответами других экспертов;

-    мнения экспертов должны быть обоснованы и обоснования доводятся до сведения всех участников экспертизы;

Инд. Jfg дубликата___Jfe    изм.

Инв. Ns яодялнинка__4743__№    изв.

-    статистическая обработка ответов экспертов проводится после каждого тура.

Словесная опенка

Балл

Замечаний нет. Отлично.........

5

Нравится, но есть замечания» Хорошо , . .

4

Допустимо. Но не ясно, нравится или нет

Удовлетворительно ............

3

Допустимо, Но не нравится. Неудовлет-

ворительно ..... ...... .....

2

Недопустимо. Плохо ...........

1

В:


гп


3.5. Для расчета индивидуальной комплексной опенки следует использовать

I 777 у

где В - индивидуальная комплексная опенка эксперта;

41,42,    ..., Ат - оценки экспертом зон обзора 1, 2, 3,

, К^ у    Кт - коэффициент весомости зон обзора;

тп - число зон обзора»

3.6.    Коэффициент весомости зон обзора определяется из условий эффективности и безопасности полета, качества пилотирования и выполнения основной и дополнительных задач, стоимости производства.

3.7,    При оценке по таблице эксперт должен учесть следующие особенности эксплуатации самолета и вертолета:

-    размещение летчика на рабочем месте, регулировка кресла, контроль положения глаз относительно главной линии визирования;

-    достаточность обзора из кабины при маневрировании по земле и пилотировании на всех этапах полета;

ОСТ 1 00444-81 стр. 6

3

£

т

«*

£

4743

I

1

*

т

«в

ж

ж

I

£

-    достаточность обзора для выполнения задач в соответствии с назначением самолета и вертолета;

-    достаточность обзора обеспечиваемого приборами и средствами отражения (зеркалами, перископами);

-    влияние затенения обзора элементами конструкции и оборудования кабины;

-    достаточность обзора при полете в сложных метеоусловиях, при посадке на необорудованном аэродроме, в особых случаях;

-    эффективность средств борьбы с обледенением, запотеванием, загрязнением остекления;

-    возможность дополнительных движений головой при недостаточном обзоре.

3.8.    Обобщенная средняя оданка рассчитывается по формуле:

в -*1+*2 + *Ж+'"+В„

Ср ~    п

где /7 - количество экспертов не должно быть менее трех.

При большом различии индивидуальных опенок рассчитывается по формуле:

Л В “ &тах “ ^mln '

3.9.    При проведении экспертизы может быть использован опрос в форме заполнения анкеты.

ОСТ 1 00444-81 стр.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Обязательное


Инв. Я» дубликата •__№    из    к.

Н*1. И* щшнкнй__4743__Ц*    Ш-


ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Термин

Определение

Обзор из кабины

Характеристика кабины, определяющая возможность наблюдения внекабинного пространства с рабочего места летчика

Поле обзора

Часть пространства, видимого с рабочего места летчика, члена экипажа, с учетом его движений глазами, головой, туловищем

Зона обзора

Часть поля обзора, имеющая определенное значение для выполнения летчиком действий по управлению самолетом и вертолетом

Точка визирная главная

Условная точка, соответствующая середине межзрачкового расстояния глаз летчика в рабочей позе при выполнении горизонтального полета

Точка визирная

Расчетное или экспериментально определенное место положения глаза летчика при наклоне туловища и повороте головы

Линия визирования главная

Условная линия, проходящая через главную визирную точку в плоскости симметрии кресла параллельно строительной горизонтали самолета и вертолета

Линия визирования

Линия, проходящая через визирную точку и наблюдаемую точку видимого пространства

Плоскость визирная главная

Плоскость, проходящая через главную линию визирования перпендикулярно плоскости симметрии кресла летчика

Угол обзора горизонтальный

Угол между главной линией визирования и проекцией линии визирования на главную визирную плоскость

Угол обзора вертикальный

Угол между линией визирования и ее проекдаей на главную визирную плоскость

Реальный обзор

Обзор, определяемый с учетом бинокуь* л яркости зрения летчика, его подвижности на рабочем месте (свободного без напряжения поворота головы и наклона туловища), защитного снаряжения и положения самолета и вертолета относительно плоскости горизонта


X

£

«А

СО

Ж

*!

ОСТ 1 00444-81 стр. 8

Продолжение

Термин

Определение

Конструктивный обзор

Обзор, определяемый при монокулярном

зрении летчика и при фиксированном положе

нии его глаза в главной визирной точке

Диаграмма обзора

Графическое представление обзора в

прямоугольной системе координат

1.


ОСТ 1 00444-81 стр. 9

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рекомендуемое

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ВИЗИРНОЙ ТОЧКИ Предельная траектория визирной тонки для кабины с одним и двумя лет


чиками со штурвалом и некатапультируемым креслом приведена на черт. 1.



Инв. Hi дубликата__

И». Кг подлиня и на__ 4743


160


Д — предельная траектория!    главная визирная точка (азимутальный

центр); О и 0? - центры вращения головы Черт. 1


ОСТ 1 00444-81 стр. ю

2. Предельная траектория визирной точки для кабины вертолета с одним и двумя летчиками приведена на# черт. 2 .

Ни. К» дубишп__К»    им.

И«1; № ИЦЛИМИШ__£МЗ__№    mi.

СуА - предельная траектория; Ср - главная визирная точка (азимутальный центр); О % Oj t - центры вращения головы летчика

' Черт. 2

3. Порядок построения предельной траектории визирной точки в главной визирной плоскости:

-    на перпендикулярах к оси ОХ из точки Cj и точки С2 отложить 32 мм, найти точку С,{ и точку С^ ;

- из точки С*2 (черт. 1) и из точки Cj (черт. 2) как из центров окружностей радиусом R «90 мм провести дугу до пересечения с осью ОХ , найти точку О (см. черт, 1), точки Q ъ 0^ (см, черт. 2);

-    Из точки С*2 (см. черт. 1) как из центра окружности радиусом ^-135 мм и из точки 0^ (см. черт. 2) как из центра окружности радиусом R =90 мм провести дугу Су Bf величиной не менее 60 °;

-    на перпендикулярах к оси 0Х из точки О отложить 160 мм (см. черт. 1) и 40 мм (см. черт. 2), найти точку ;

-    найти точку Скак точку пересечения дуги окружности радиусом

Я = 90 мм с центром в точке 0^ и перпендикуляра, восстановленного к оси QX из точки Cg ;