Купить ОСТ 1 00374-80 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Устанавливает требования к размещению датчиков магнитного курса (ДМК) при разработке, изготовлении и ремонте самолетов и вертолетов.
Приложение 1 Методы и средства проверки магнитного состояния места размещения ДМК
Приложение 2 Термины и определения, используемые в стандарте
Дата введения | 01.01.1981 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Актуализация | 01.01.2021 |
18.06.1980 | Утвержден | Министерство | 087-16 |
---|
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
УДК 629.7.054.002.72
Группа Д15
ОСТ 1 00374-80
Ия». К; дубликата_№ изн. 1__2 ;
Ии». № подлинника__4308_ № изв. Ю007 11364;
ДАТЧИКИ МАГНИТНОГО КУРСА Требования к размещению на самолетах и вертолетах
На 10 страницах
Введен впервые
ОКСТУ 7541
Проверено в 1985 г. Проверено в 1989 г.
Распоряжением
Министерства от 18 июня 1980 г. № 087-16
срок введения установлен с 1 января 1981 г.
1. Настоящий стандарт устанавливает требования к размещению датчиков магнитного курса (ДМК) при разработке, изготовлении и ремонте самолетов и вертолетов.
Издание официальное ГР 8170805 от 24.07.80 Перепечатка воспрещена
★
2. Размещение ДМК определяет разработчик самолета (вертолета).
3. Размещение ДМК должно обеспечивать доступ к крепежным винтам ДМК и девиационному прибору, а также обеспечивать возможность поворота ДМК и его замены с помощью стандартного инструмента.
4. В месте размещения ДМК должна быть риска (отметка), совпадающая с направлением продольной оси самолета или вертолета, с отклонением не более 2°.
5. Кронштейны (планки), используемые для крепления ДМК, должны располагаться в горизонтальной плоскости с отклонением не более 2° при установке самолета (вертолета) на горизонтальной площадке.
6. Источники магнитных и электромагнитных полей (деталей из магнитных материалов, жгутов электропроводов и т.д.) должны размешаться от центра ДМК на расстоянии не менее 300 мм при выполнении п. 8.
За центр ДМК принимается точка вертикальной оси симметрии ДМК, расположенной на расстоянии 30 мм от его фланца.
7. Кронштейны (планки), используемые для крепления ДМК, и элементы крепления ДМК должны быть прочными, стойкими и устойчивыми к внешним воздейст^-вующим факторам, соответствующим условиям эксплуатации ДМК.
8. Параметры магнитного состояния места размещения ДМК должны соответствовать указанным в таблице.
Наименование параметра |
Норма |
Компоненты индукции магнитного поля (МП), обусловленного остаточной намагниченностью механизмов, деталей, оборудования самолетов (кроме самолетов-истребителей), нТл, не более.......................... |
650* |
Компоненты индукции МП, обусловленного остаточной намагниченностью механизмов, деталей, оборудования самолетов-истребителей и вертолетов, нТл, не более....... |
1300** |
Компоненты индукции МП, обусловленного индуктивной намагниченностью механизмов, деталей, оборудования самолетов и вертолетов, нТл, не более.............. |
150*** |
Индукция МП, создаваемого системами электроснабжения самолетов или вертолетов, нТл, не более: при абсолютной погрешности измерителей курса не более 0,7°............................ |
50 |
при абсолютной погрешности измерителей курса не более 1,5°............................ |
80 |
Продолжение | ||||||||||
|
Примечания: .
1. Для горизонтальной составляющей напряженности магнитного поля Земли (МПЗ) от 13,7 до 14,3 А/м (от 0,16 до 0,18 Э) (район г, Москвы) норма, отмеченная:
соответствует 2° - для полукруговой девиации $ и С ; соответствует 4 - для полукруговой девиации В и С ;
'***' соответствует 0,5° - для четвертной девиации Д и £ и приведена для горизонтальной составляющей напряженности МПЗ от 13,7 до 14,3 А/м (от 0,16 до 0,18 Э).
2. Определение нормы, отмеченной '«ж', ( L ) в нанотеслах для произвольного значения горизонтальной составляющей напряженности МПЗ производится
по формуле
i - 0,0087р.0Н -10s,
где i - компоненты индукции МП, обусловленного индуктивной намагниченностью механизмов, деталей, оборудования самолетов и вертолетов, нТл; Н - горизонтальная составляющая напряженности МПЗ в месте нахождения самолета или вертолета, А/м;
/uQ - абсолютная магнитная проницаемость в вакууме, Г/м.
3. Определение коэффициентов девиации в угловых градусах производится
по формуле
rrQrctg^.
9. Методы и средства проверки магнитного состояния места размещения ДМК приведены в рекомендуемом приложении 1.
10, Термины и определения, используемые в стандарте, приведены в справочном приложении 2.
О) |
11364 |
г*Ч |
6 о о 1 |
ж п * |
<3 i |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рекомендуемое
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ МАГНИТНОГО СОСТОЯНИЯ МЕСТА РАЗМЕЩЕНИЯ ДМК
1. Расчет параметров магнитного состояния места размещения ДМК производится на этапе разработки конструкторской документации на самолет или вертолет.
2. Расчет компонентов индукции МП, обусловленного остаточной и индуктивной намагниченностями механизмов, деталей, оборудования самолетов или вертолетов должен производиться в соответствии с ОСТ 5.6031-78.
3. Расчет индукции МП, создаваемого системами электроснабжения в месте размещения ДМК, должен производиться в следующем порядке:
а) определить индукцию МП, создаваемого однопроводной системой электроснабжения постоянного тока ( &/ ) в нанотеслах, по формуле
Ъ=к4 2.,
где Kf~ 200 нГ/м;
3 - сила тока, А;
Г - кратчайшее расстояние от проводника до центра ДМК, м;
б) определить индукцию МП, создаваемого двухпроводной системой электроснабжения постоянного тока ( 8%) в нанотеслах, по формуле
в,-к.
1
11
г, г.
где 3 - сила тока, А;
Tj - расстояние меж^у осями проводов, м;
Г - кратчайшие расстояния от осей проводов до центра ДМК, м;
в) определить индукцию МП, создаваемого системами электроснабжения (£3,8#,
8
со
8$ ) в нанотеслах, которые представляют собой контура с постоянным током:
- ДМК расположен на перпендикуляре к плоскости контура с постоянным током, проведенном из центра контура (черт. 1)
в5
*1
яз rf
?
где J - сила тока, А;
Г - расстояние от центра контура до центра ДМК, м; rj - радиус контура, м;
- ДМК расположен в плоскости контура с постоянным током (черт. 2)
где Кг ~ 100 нГ/м;
3 - сила тока, А;
Г - расстояние от центра контура до центра ДМК, м;
Г| - радиус контура, м;
— ДМК расположен произвольно относительно контура с постоянным током (черт. 3)
Черт. 3
В?=~7*Г| V>+3C0SZ8 >
где Q - угол между направлениями Г и перпендикуляром к плоскости контура... °;
7 - сила тока, А;
Г - расстояние от центра контура до центра ДМК, м;
/у - радиус контура, м;
г) определить индукцию МП, создаваемого системами электроснабжения самолетов или вертолетов ) в нанотеслах, по формуле
где 8j , Вг , S3 , By , - индукции МП, создаваемых однопроводной систе
мой электроснабжения постоянного тока, двухпроводной системой электроснабжения постоянного тока и контурами с постоянным током.
4. При размещении ДМК на самолете или вертолете должна быть предусмотрена возможность применения переходного устройства, обеспечивающего выставку условной оси чувствительности ДМК и оптического средства для проведения деви-ационных работ без поворота самолета или вертолета.
Инв. Ns дубликата_ Ns изм. l 2
Инв N* подлинника 4303 Na ИЗВ. 10007 11364
5. Измерение параметров магнитного состояния места размещения ДМК должно производиться трехкомпонентным измерителем горизонтальной составляющей индукции МП с тремя взаимно перпендикулярными чувствительными элементами, стабилизированными в плоскости горизонта с абсолютной погрешностью не менее 5'.
Диапазон измерений измерителя по каждой компоненте индукции МП должен находиться в пределах +64 ООО нТл.
Погрешность измерений измерителя по каждой компоненте индукции МП должна быть не более 50 нТл.
6. Измерение МПЗ должно выполняться непосредственно на девиационной площадке в отсутствии самолета (вертолета) в следующем порядке:
- установить датчик измерителя на высоту, соответствующую размещению штатного ДМК на самолете или вертолете при измерениях на площадках, имеющих ферромагнитные массы, или на высоту (1,5+0,5) м на площадках без ферромагнитных масс;
- измерить измерителем индукции МП компоненты горизонтальной составляющей индукции МПЗ в6 и 8? и вертикальную компоненту индукции МПЗ В$ ;
- рассчитать горизонтальную составляющую индукции МПЗ (8) в нанотеслах, по формуле
В- VSf + *7*<
где 8& , В? - компоненты горизонтальной составляющей индукции МП, нТл.
7. Измерение индукции МП в месте размещения ДМК на самолете или вертолете без включения систем электроснабжения необходимо производить в слудующем порядке:
- установить самолет или вертолет на девиационной плоиадке;
- установить датчик измерителя индукции МП на место ДМ К. курсовой системы самолета или вертолета с ориентацией с погрешностью не более 5° одного из двух чувствительных элементов в направлении продольной оси самолета или вертолета;
- измерить измерителем индукции МП компоненты горизонтальной составляющей
индукции МП и Вд и вертикальную компоненту индукции МП в месте
размещения ДМК на самолете или вертолете;
- рассчитать значение горизонтальной составляющей индукции МП ( В') в на-нотеслах в месте размещения ДМК по формуле
где Вд , Bf0 - компоненты горизонтальной составляющей индукции МП, нТл.
8. Измерение индукции МП, создаваемого системами электроснабжения самолетов или вертолетов, необходимо производить в следующем порядке:
- установить датчик измерителя индукции МП на место ДМК курсовой системы самолета или вертолета с ориентацией с погрешностью не более 5° одного из двух чувствительных элементов в направлении продольной оси самолета или вертолета;
- измерить без включения систем электроснабжения измерителем индукции МП
компоненты индукции МП Bf2 , ^ в месте размещения ДМК на самолете
или вертолете;
- рассчитать значение индукции МП ( В" ) в нанотеслах в месте размещения ДМК без включения систем электроснабжения по формуле
СО о |
- включить системы электроснабжения и измерить измерителем индукции МП компоненты индукции B^s , В^ , В^ в месте размещения ДМК на самолете или вертолете; - рассчитать значение индукции МП (Bff/) в нанотеслах в месте размещения ДМК с включением систем электроснабжения по формуле | |
id |
со rt |
B’r-\j4+e*+elz7. 9. Горизонтальная составляющая индукции суммарного МП механизмов, деталей и оборудования самолетов или вертолетов определяется как разность между горизонтальными составляющими индукции МП, измеренными согласно пп. 6 и 7 |
»— п ж |
ас ж X |
приложения. |
| |
X ж 5 |
Измеренное значение горизонтальной составляющей индукции МП механизмов, |
< |
о е |
деталей и оборудования должно соответствовать указанному в п. 8 стандарта. |
OI |
ж | |
to X |
» ж |
10. Вертикальная компонента индукции МП механизмов, деталей и оборудования самолетов или вертолетов определяется как разность между компонентами индукции МП В& и Bf/ , измеренными согласно пп. 6 и 7.
Измеренное значение вертикальной компоненты индукции МП механизмов, деталей и оборудования должно соответствовать указанному в п. 8 стандарта.
11. Индукция МП, создаваемого системами электроснабжения самолетов или вертолетов, определяется как разность между индукциями МП 8"' кВ", измеренными согласно п. 8 •
Измеренное значение индукции МП, создаваемого системами электроснабжения самолетов или вертолетов, должно соответствовать указанному в п. 8 стандарта.
Инв На подлинника__4303__№ ИЗВ. 10007 11364
^яшт^^шт—ш—мма^Wмн
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Справочное
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ
Ни. Jfe ицшит__4303__)fc И| 11364
Термин |
Определение |
Коэффициент полукруговой деви- |
Максимальное отклонение компасного курса |
ации В |
от магнитного, вызываемое действием на ДМК индукции МП, обусловленного остаточной намагниченностью механизмов, деталей, оборудования самолета или вертолета, в направлении продольной оси самолета или вертолета X |
Коэффициент полукруговой де |
Максимальное отклонение компасного курса |
виации С |
от магнитного, вызываемое действием на ДМК индукции МП, обусловленного остаточной намагниченностью механизмов, деталей, оборудования самолета или вертолета, в направлении поперечной оси самолета или вертолета Z |
Коэффициент четвертной деви |
Максимальное отклонение компасного курса |
ации д |
от магнитного, вызываемое действием на ДМК индукции МП, обусловленного индуктивной намагниченностью механизмов, деталей, оборудования самолета или вертолета, в направлении продольной оси самолета или вертолета X |
Коэффициент четвертной деви |
Максимальное отклонение компасного курса |
ации Е |
от магнитного, вызываемое действием на ДМК индукции МП, обусловленного индуктивной намагниченностью механизмов, деталей, оборудования самолета или вертолета, в направлении поперечной оси самолета или вертолета 2 |
Электромагнитная девиация |
Максимальные отклонения компасного курса от магнитного, вызываемые действием индукции МП, создаваемого системами электроснабжения самолета или вертолета |
ОСТ 1 00374-80 Стр. 10
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
ш ичитги щ ««II
iff ll||
>к ИЭМ. |
Номера страниц |
Номер 'Иэв. об нзм.*' |
Подпись |
Г~“ | ||||
изме ненных |
заме ненных |
новых |
анну лиро ванных |
Дата |
1 ч/рок введения изменения | |||