УДК 629.7,064.5 |
Группа Е-02 |
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ |
СЕТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ БОРТОВЫЕ |
0СТ1 00155-74 |
САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ |
На 4 страницах |
Требования к разработке |
|
|
Взаман 738АТ |
Распоряжением Министерства от 20 декабря 1974 г. |
Nt 087-16 |
|
срок введения установлен с 1 января 1976 г. |
Инв. Jfe дубликата Лнт.нзи.
Иив. № яодлненика__ 2321__№ изв.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт устанавливает требования к разработке бортовых электрических сетей, предназначенных для передачи электрической энергии от источников питания к потребителям, на стадии проектирования самолетов и вертолетов.
Издание официальное Перепечатка воспрещена
★
1.1. К бортовой электрической сети относятся следующие основные элементы:
а) электрическая проводка для передачи электрической энергии от источников питания к потребителям (провода, жгуты, шины и т.д.) и электрическая проводка межблочных соединений электрических систем распределения электрической энергии;
б) коммутационная аппаратура (реле, контакторы, выключатели, переключатели и т.п.);
в) аппаратура защиты от коротких замыканий и перегрузок (автоматы защиты, предохранители и т.п.);
г) устройства защиты от помех радиоприему и наводок (экранировка, фильтры и т.п.);
д) монтажное и установочное электрооборудование (распределительные устройства, коробки, пульты управления и сигнализации, соединители и т.п,).
1.2. Бортовая электрическая сеть должна обеспечивать параметры электроэнергии в соответствии с требованиями ГОСТ 19706-74.
1.3. Покупные изделия (электрические провода, коммутационная аппаратура, приборы контроля, аппараты защиты и др.) должны выбираться в соответствии с перечнями элементов, разрешенными для применения в отрасли. В технически обоснованных случаях составляются технические задания на разработку покупных изделий, отсутствующих в перечне элементов, разрешенных для применения в отрасли.
Инв № дубликата__Лиг изм
И ив № подлинника 2321 ' ГЙГкзв
1.4. При разработке электрической бортовой сети самолетов и вертолетов требования по изготовлению жгутов и их прокладке должны соответствовать нормали 739АТ; требования по экранированию проводов, жгутов и кабелей должны соответствовать ОСТ 1 00680-74.
1.5. При разработке конструкции самолета и вертолета (фюзеляжа, крыльев
и т.п.) необходимо предусмотреть отверстия, вырезы, ложементы, установку коробов, желобов, труб для прокладки проводов и жгутов бортовой электрической сети, обеспечивающие качественный монтаж, доступность его для осмотра и ремонта в эксплуатации и исключающие доработку конструкции самолета и вертолета по месту,
1.6. Конструкторская документация (принципиальные схемы, схемы соединений, сборочные чертежи и др.) должна выполняться в соответствии с требованиями единой системы конструкторской документации.
2. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ
2.1. На стадии эскизного проекта должны быть решены следующие основные задачи:
- определение состава и мощности потребителей электроэнергии;
- выбор рода тока;
- составление графика нагрузок на различных участках полета;
- выбор покупных изделий;
- разработка принципиальных схем;
- выполнение необходимых расчетов по выбору проводов;
- проработка вопросов компоновки электрооборудования;
- изыскание способов борьбы с радиопомехами.
2.2. На стадии эскизного проекта должна разрабатываться следующая документация:
- перечень потребителей электроэнергии;
- график нагрузок на различных этапах полета самолета и вертолета;
- ведомость покупных изделий из числа разрешенных для применения в отрасли;
- принципиальные схемы систем распределения электроэнергии (например, по электроснабжению постоянным током, переменным током). Состав принципиальных схем и степень их проработки определяет разработчик;
- чертежи компоновки электрооборудования и основных трасс электрических жгутов на самолете и вертолете.
2.3. Компоновка бортовой электрической сети должна быть отработана на макете самолета и вертолета, изготовленном в натуральную величину в соответствии с эскизным проектом.
На макете самолета и вертолета должны быть установлены макеты электроагрегатов, щитков, пультов, распределительных устройств и др., проверены рациональность их компоновки и конструкции, технологичность и удобства в эксплуатации.
2.4. На макете самолета и вертолета должны быть отработаны основные трассы прокладки бортовой электрической сети: прокладка жгутов по основным трассам?через шпангоуты и герметичные перегородки, места установки соединителей, кожухов, труб и т.п.
2.5. На стадии разработки рабочей документации должны быть решены следующие задачи:
- разработка электрических схем и их анализ;
- распределение потребителей по шинам распределительных устройств;
- окончательные расчеты потребляемых мощностей, уточнение графиков нагрузок источников питания, выполнение расчетов сечений проводов и защиты электрических сетей, а также уточнение перечней покупных изделий;
- конструирование распределительных устройств, приборных досок, пультов, щитков и т.д,
2.6. Рабочая документация, выполняемая на основе эскизного проекта, макета и лабораторных испытаний, должна разрабатываться в следующем составе:
а) принципиальные электрические схемы систем;
б) электрические схемы соединений систем и распределительных устройств;
в) таблицы соединений;
г) комплект сборочных чертежей*
Примечание. Дополнительно может выпускаться следующая документация: а) электрические схемы соединений (по отсекам); б) общие схемы; в) схемы'расположения ъ
2.7. Для оценки нормальных и аварийных режимов работы первичной распределительной сета и отдельных элементов вторичной распределительной сети, а также для проверки правильности разработки электрических схем должны проводиться лабораторные испытания с применением источников питания (основных и резервных), предназначенных для установки на самолете и вертолете.
2.7.1. Макет первичной распределительной сети для испытаний должен быть изготовлен в натуральную величину и собран в соответствии с проектируемыми принципиальными электрическими схемами и схемами соединений из агрегатов, приборов, коммутационной аппаратуры, соединителей, жгутов и проводов (или эквивалентных сопротивлений) и т.п.
2.7.2. Лабораторные испытания должны проводиться по программе, составленной разработчиком.
В программу испытаний должны быть включены:
- проверка на соответствие электрическим схемам;
- проверка качества электрического питания в нормальных и аварийных режимах работы бортовой электрической сети;
Инв № дубликата__Лит изн.
Инв К» подлинника 2321 № изв
- проверка электрического питания через аэродромную розетку;
- проверка защиты бортовой электрической сети от коротких замыканий;
- проверка токов и напряжений в различных участках бортовой электрической
сети;
- исследование работы бортовой электрической сети при нормальных и аварийных режимах;
- проверка системы резервирования в бортовой электрической сети при различных режимах ее работы.
2.8. В серийное производство разработчик направляет рабочую документацию, проработанную совместно с изготовителем, откорректированную по результатам заводских испытаний опытных образцов самолетов и вертолетов.
2.9. Согласование конструкторской документации при разработке бортовой электрической сети на стадии проектирования самолетов и вертолетов должно проводиться в соответствии с ГОСТ 2.902-68.