Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

54 страницы

389.00 ₽

Купить ОСТ 1 00151-88 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на авиационные вращающиеся электрические машины с радиальными шарикоподшипниками мощностью не менее 1 Вт (генераторы, электродвигатели, преобразователи) и устанавливает методы расчета количественных показателей безотказности (вероятности безотказной работы и средней наработки на отказ) этих машин на этапе проектирования.

 Скачать PDF

Зарегистрирован ЦГО за № 100 от 10.01.1989

Оглавление

1. Общие положения

2. Расчёт количественных показателей безотказности электрической машины

3. Расчёт вероятности безотказной работы шарикоподшипниковых опор

4. Расчёт вероятности безотказной работы обмоток

5. Расчёт показателей безотказности встроенных выпрямительных устройств (схем выпрямления тока возбуждения основного генератора, схем выпрямления тока якоря основного генератора и т.п.)

6. Вероятность безотказной работы щеточно-коллекторного узла

7. Вероятность безотказной работы прочих узлов и деталей

Приложение 1

Приложение 2. Пример расчёта показателей безотказности генератора постоянного тока

     1. Исходные данные

     2. Краткое описание генератора

     3. Расчёт вероятности безотказной работы шарикоподшипникового узла

     4. Расчёт вероятности безотказной работы обмоток

     5. Расчёт показателей безотказности блока вращающихся выпрямителей

     6. Расчёт вероятности безотказной работы расцепителя

     7. Расчёт вероятности безотказной работы БТТ

     8. Расчёт вероятности безотказной работы генератора

     9. Расчёт наработки на отказ

     10. Заключение

Информационные данные

Лист регистрации изменений

 
Дата введения01.07.1989
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Организации:

УтвержденМинистерство
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

it'


УДК 629.7.064.5.001.24

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ


Группа ДО2


ОСТ 1 00151-88


МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ АВИАЦИОННЫЕ

Методы расчета количественных показателей безотказности


На 54 страницах


ОКП 7553


Ит. № дубликата__1 № нзи

Мне. № подлинника    5813    |№изТ


Дата введения 1 июля 1989 г.


Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на авиационные вращающиеся электрические машины с радиальными шарикоподшипниками мощностью не менее 1 Вт (генераторы, электродвигатели, преобразователи) и устанавливает методы расчета количественных показателей безотказности (вероятности безотказной работы и средней наработки-на отказ) этих машин на этапе проектирования.

Приведенные методы расчета количественных показателей безотказности распространяются также на аналогичные по конструкции электрические машины, используемые в изделиях специального назначения (в том числе наземных).


Издание официальное



Перепечатка воспрещена


OCT I 00151-88 С. 2

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящие методы позволяют:

1)    оценить соответствие расчетных показателей безотказности электрической машины требованиям технического задания (ТЗ);

2)    выявить наименее надежные узлы и элементы конструкции электрической машины с целью разработки мероприятий по повышению показателей безотказности электрической машины в1 целом;

3)    выбрать вариант конструкции электрической машины или отдельных узлов;

4)    определить необходимые исходные данные для расчета показателей безотказности по видам отказов систем генерирования, электроснабжения или приводов, в состав которых входит электрическая машина.

1.2.    Блочная структура расчета обеспечивает итерационную процедуру выбора вариантов конструкции узлов и электрической машины в целом.

Если расчетные показатели безотказности окажутся ниже заданных, то оценивается влияние отдельных составных частей на безотказность электрической машины в целом и разрабатываются необходимые меры по обеспечению заданной надежности, после чего производится повторный проверочный расчет.

1.3.    Расчет количественных характеристик показателей безотказности электрической машины необходимо производить в следующем порядке:

1)    анализируются влияния отказов составных частей на работоспособность электрической машины в целом применительно к определенным условиям, режиму и -продолжительности работы;

2)    составляется формула расчета;

3)    вычисляются количественные показатели безотказности составных частей электрической машины;

4)    вычисляются количественные показатели безотказности по видам отказов;

5)    вычисляются количественные показатели безотказности электрической машины в целом, которые сравниваются с заданными в ТЗ.

нв Ns дубликата__

hi. Nt подлинника    5813

1.4.    К методам повышения показателей безотказности электрической машины

*

относятся:

1)    совершенствование составных частей;

2)    облегчение режимов и условий работы составных частей;

3)    резервирование;

4)    правильное установление сроков службы, частоты проверок и регламентных работ.

ОСИ 00151-88


С. 11


3.1.1.4. Значение коэффициента Кg берется из расчетного формуляра ца данную электрическую машину.

Значения коэффициента Кт, учитывающего влияние температурного режима, выбираются в соответствии с табл. 3.


Таблица 3

с

КТ

*7

До 100

1,00

200

1,25

125

1,05

225

1,33

150

1,10

250

1,40

175

1Д7

-

-


3.1.1.5. При использовании электрической машины в переменных режимах работы, характеризуемых Мн различными значениями эквивалентной нагрузки Q и длительности режима £ следует определить эквивалентную приведенную нагруз-ку (Qpp ) в Ньютонах по формуле



где С - номер режима нагрузки.

3.1.1.6. В случае, если на предприятии действуют руководящие технические материалы (программы, методики, СТП) по расчетам значений технических параметров электрических машин, используемых при оценке надежности подшипниковых опор (сила одностороннего магнитного притяжения, реакция в опорах) при схемах нагружения, отличных от приведенных в стандарте и др., рекомендуется при работе с настоящим стандартом использовать результаты расчетов по этим руководящим материалам.


3.1.2. Вероятность невозникновения усталостного разрушения шарикоподшипников по причине потери смазкой смазочных свойств Р; определяется по формуле

f    1    СМ


РГ


1'ср


(26)


см


где


-    расчетное время работы, ч;

-    средняя наработка до отказа шарикоподшипника по причине потери консистентной смазкой смазочных свойств, ч, определяемая по формуле


L;


*ср


<ср ' 60П 9


ОСТ 1 00151-88 с. 12


(27)


где /    -    среднее    число    циклов    вращения    шарикоподшипников    до    от~

1ср

кааа по причине потери консистентной смазкой смазочных свойств;

/7- средняя частота вращения, об/мин,


- . 2800 '9 L'ca =К + 273 + tw'


(28)


где К - коэффициент, зависящий от типа консистентной смазки;

,    с>

fw - температура нагрева шарикоподшипников, С.

В случае, когда температура нагрева шарикоподшипников одинаковая,

'см    2см

Значения коэффициента К выбираются в соответствии с табл. 4.

Таблица 4


Тип смазки

Значение коэффициента К

ОКБ-122-7 ГОСТ 18179

3,60

ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433

ВНИИ НП-207 ГОСТ 19774

2,95


Инв Ni дубликата__Ns    изм.

Ин». Ht подлинника    5813     Ht    изв.


3.1.2.1. При жидкой смазке значение ным 1.



в формуле (7) принимается рав-


3.1.2.2. При смазке и охлаждении шарикоподшипника посредством жидкого масла в формулу (11) номинальной 90 %-ной расчетной долговечности шарикоподшипника вводится сомножителем поправочный коэффициент режима трения Н > , зависящий от параметра А , характеризующего режим трения.

Параметр А определяется по формуле


где % • *аг


тт



Ь/тип


(29)


-    средние квадратические отклонения шероховатостей поверхностей контактирующих тел, мм;

-    минимальная толщина смазочного слоя в зоне контакта, мм, определяемая по формуле


.    _    2,04f °'7*(вЦ)0'711

min~ (и/*)0,0Г*


(30)


ОСТ 1 00151-88 с. 13


где f - коэффициент геометрии шарикоподшипника, определяемый по формуле

'Ттт-

1 + -Z--

3 г„


(31)


где Р - приведенный радиус кривизны шарика по внутреннему кольну в направлении качения, мм;

Гу - приведенный радиус кривизны шарика по внутреннему кольну в направлении, перпендикулярном качению, мм;


(32)


- г*

ГУ "    - d,ti '


(33)


Ж


Инв. Н« дубликата__Ms    изм.

Инв. Ms подлинника__5813__Ns    иэв.|


где dw - диаметр шарика, мм;

гж - радиус желоба кольца, мм; Гж » 0,515&ш\ dCp - средний диаметр шарикоподшипника, мм, определяемый по формуле

где d - посадочный диаметр внутреннего Кельна шарикоподшипника, мм;

Dиар - посадочный диаметр наружного кольца шарикоподшипника, мм;

6 - коэффициент смазки и материала трущихся поверхностей, определяемый по формуле

(35)

где - коэффициент, характеризующий зависимость динамической вязкости смазки от давления (пьезокоэффиниент вязкости), 1/Па;

В' - приведенный модуль упругости материала трущихся поверхностей, Па;

U - коэффициент вязкости смазки и скорости качения, определяемый по формуле


£*г„


(36)


где JUQ - динамическая вязхость смазки при атмосферном давлении, Па-с;

V - полусумма скоростей контактирующих тел качения, мм/с, определяемая по формуле

ГСП


7


(37)


где П - средняя частота вращения, об/мин;

W1 - коэффициент нагрузки, определяемый по формуле

,./    F-10'*

W 9


*•4


(38)


ОСТ 1 00151-88 с. 14

где Р - максимальная нагрузка на шарик, Н, определяемая по формуле

so,

F = —£L,    (39)

где 2 - количество шариков подшипника.

Зависимость //• в функции от параметра А, характеризующего режим трения, выбирается в соответствии с табл. 5.

Таблица 5

А

“i

От 0,600 до 0,999

0,9

' 1,000 ' 1,499

1,0

* 1,500 ' 2,000

1.3

Св. 2,000

1,5

Следует отметить, что при значении Л < 0,600 режим смазки считается неудовлетворительным.

3.1.3. Вероятность обеспечения внутреннего зазора шарикоподшипника { р, (р >О)) определяется по формуле

г1

Ртах -

р-Я(гр)]‘

Инв. И» дубликата_____ Na    нзм.

Инв Ns подлинника__5813__Ns    изв.

функция Лапласа;

, (40)

где

I

т (Гр) - математическое ожидание рабочего внутреннего зазора шарикоподшипника, мм;

(f (Гр) - среднее квадратическое отклонение рабочего внутреннего зазора шарикоподшипника, мм.

Математическое ожидание рабочего внутреннего зазора шарикоподшипника {/Я (Гр)) в миллиметрах определяется по формуле

ф

Г?>(гр) » №(г0)- т(дг,)- В(лг2)~ т(лг3) ,    (41)

где rf) (го) - математическое ожидание начального внутреннего зазора шарикоподшипника, мм;

т(лг^) - математическое ожидание величины уменьшения внутреннего зазора шарикоподшипника от посадочного натяга, мм;

т(дг2) - математическое ожидание величины уменьшения внутреннего зазора шарикоподшипника от углового смешения колец, мм;

ОСТ 1 00151-88 с. 15


т (лг?) - математическое ожидание величины уменьшения внутреннего зазора шарикоподшипника от перепада температуры между кольцами, мм;

(42)


г + г

о так о тт


где г» „

О ШОХ


п>(г0) = ■    2

- максимальный начальный внутренний зазор шарикоподшипника, мм;


гот/п “ минимальный начальный внутренний зазор шарикоподшипника, мм;


п>(дг1)=? т (6),

где J - коэффициент влияния посадочного натяга;

т(б)~ математическое ожидание посадочного натяга, мм;

d.


(43)


(44)


dw


(45)


где dj - номинальный посадочный диаметр вала, мм;

dj - номинальный внутренний диаметр вала кольцеобразного сечения, мм; d^ - условный наружный диаметр внутреннего кольца шарикоподшипника, мм;

/ \ т(6)~ а’[о,4в **    -    0,00442](у)рц,    (46)


где /7)(у) - математическое ожидание зазора или натяга, мм;

& - среднее квадратическое отклонение зазора или натяга, мм;

Рц - вероятность возникновения натяга при посадке шарикоподшипника;


т(у) =


б -А “max max


СГ —


^max *^тах


(47)

(48)


где Атах - максимальный зазор при посадке шарикоподшипника, мм;

^max ~ максимапы1ый натяг при посадке шарикоподшипника, мм.

Вероятность возникновения натяга при посадке шарикоподшипника (Р^) определяется по формуле


Ках    г-    ,7

" *-Ч^-


(49)


ОСТ 1 00151-88 с. 16


При этом

/77 (& Г2) = 0*278 8у ifimax ,

ГЯе ^ ” коэффициент влияния углового смешения, мм;

If - угловое смещение колеи шарикоподшипника, рад;

dcp

ВУ-125^’


(50)


(51)


4т(е„)


r/vax


(52)


Ш(аг3) = СТ m(At),


(53)


где Ст - коэффициент влияния перепада температуры между кольцами шарикоподшипника;

Стгс/Ж,    (54)


где (Хт

mfat)


коэффициент линейного температурного расширения'стали, 1/мм

т = 11-10"6);

диаметр беговой дорожки внутреннего кольца шарикоподшипника, мм; математическое ожидание перепада температуры между кольцами шарикоподшипника, °С,


m(At) =


(55)


где A tmax , 4 tmjn    - верхнее и нижнее возможное значение перепада темпе-

оЛ

ратуры между кольцами, С.

Среднее квадратическое отклонение рабочего внутреннего зазора шарикоподшипника ( (Т(гр) ) в миллиметрах определяется по формуле

CT(rp)=\jD(rp),    (56)

где D (Гр) - дисперсия рабочего внутреннего зазора шарикоподшипника, мм ;

Dfr^^Dfr^+DfAr,) +D(Ar2)+D(Ars),    (57)


где D(r0) n(Art) D(ap2) П(лг3)


дисперсия начального значения внутреннего зазора шарикоподшипни-2

ка, мм ;

дисперсия уменьшения величины внутреннего зазора от посадочного 2

натяга, мм ;

дисперсия уменьшения величины внутреннего зазора от углового сме-

2 1 щения колец, мм ;

дисперсия уменьшения величины внутреннего зазора от перепада тем-

2

пературы между кольцами, мм .


ОСТ 1 00151-88 с. 17


D(r0) =


(гс


о max ~ ro min


Г


SS


(58)


2(лг,)’]г*д(а),

где D(6) — дисперсия посадочного натяга, мм^;

D(6) = т(6)[ш(у) - т(6)]+    Ри - О,00442 Smax ffy ,

О(дг2).0,028В* <p-*max,

D(&r3)= CZTD(M),    (62)

где О (At) - дисперсия величины перепада температуры между кольцами, °С;


(59)


(60)

(61)


Я(М)


S6


(63)


Инв. Ns дубликата_I    I    Ns    изм.

Нив. На подлинника    |    5813    |_Ns    изв.


4. РАСЧЕТ ВЕРОЯТНОСТИ БЕЗОТКАЗНОЙ РАБОТЫ ОБМОТОК

Расчет вероятности безотказной работы обмоток ( Р0$м (?) ) производится по формуле

Ро5м № ~ /]} Ро5м{

где    mQ    - число обмоток;

р0$м. (?) - вероятность безотказной работы / -й обмотки;


?**/*)*• Ъмр**Ъл*


-(^KS + ^oSp + ^tt)*


(64)


(65)


где    -    вероятность    невоэникновения    отказа    от    короткого замыкания обмотки;

Р05р ~ веР0ЯТН0СТЬ невоэникновения отказа от обрыва обмотки;

Рп - вероятность невоэникновения отказа от обрыва паяного контакта;

- интенсивность коротких замыканий обмоток, 1/ч, определяемая по

л 3

формуле

«ГОС+Ав'вп)


ЛК.3~ ^0K.3We


(66)


где АЛ 0 - интенсивность короткого замыкания одного I витка обмотки при рабочей

v#A &

температуре обмотки, соответствующей предельно допустимой для данного класса нагревостойкости, в зависимости от типа электрической машины, исполнения обмотки и условий эксплуатации, 1/ч;

W - число витков обмотки;


к Отказы, вызванные износом и старением изоляции в пределах срока службы электрических машин, не учитываются.


ОСТ 1 00151-88 с. 18


&т - температурный коэффициент класса нагревостойкости изоляции, 1/ С; 9 - температура охлаждающей среды, °С;

Л 6 - перегрев обмотки относительно температуры окружающей среды при работе, °С;

Оп - предельно допустимая температура нагрева изоляции при заданном о.


Х0бр


сроке службы, С;

-    интенсивность обрыва обмотки, определяемая:

1)    для генераторов    2    А^ $ ;

2)    для электродвигателей электромеханиэмов А0^р = 0,30 А^ ^ ;

3)    для трансформаторов Ар§р = 0,2$ Л к ^ ;

-    интенсивность обрыва паяного контакта, определяемая по формуле


*nsmn ^опк»

где    Я)п    - число паяных контактов;

- интенсивность отказов одного паяного контакта, 1/ч; -6


(67)


ал к %опк


олк = 0,002-10'


1/ч - для паек с механическим закреплением (неподвижных);


к0ЛК


0,006*10 ,/ 1/ч - для паек вращающихся контактов; —б

- 0,005*10”    1/ч    -    для    обычных паек (неподвижных).


Инв. На дубликата__N*    изм.

Мне Hi подлинника_    5813     Ns    нзв.


Значение 9^с берется из ТЗ или ТУ на электрическую машину.

Значения W, фп определяются по конструкторской документации на электрическую машину.

Значение Л 9 берется из теплового расчета электрических машин или из материалов тепловых испытаний опытных образцов.

Значения 9П и (Xт выбираются в соответствии с табл. 6.


Таблица 6

Обозначение класса нагревостойкости электроизоляционного матепиала

Максимально допустимая температура нагрева (длительная) изоляционного материала, °С

Температурный коэффициент нагревостойкости ос г,

i/°c г

Предельно допустимая температура нагрева изоляции

^•°с

nv* V tviM a vi/MuiiM

Срок службы, ч

500

1000

10000

20000

А

105

0,060 - 0,090

160

150

115

105

В

130

0,070 - 0,075

205

190

145

130

Г

155

0,060 - 0,065

220

'205

165

155

Н

180

0,050 - 0,550

235

225

190

180

200

200

0,040 - 0,045

260

250

210

200

220

220

.

0,035 - 0,040

285

270

225

220


Значение 6р может быть также определено из графика, приведенного в приложении 1.


i.

OCT 1 00151-88 C. 19

Значение величины hQK3 выбирается в соответствии с табл. 7.

Таблица 7

____,_

Вид

обмотки

Конструктивное

исполнение

Обозначение класса нагрево-стойкости электроизоляционного материала

Интенсивность отказа одного витка обмот^

ки *екз'10'

1/ч . _

Обмотка возбуждения и ро-

Катушечная рядовая из круглого

А

0,03

тора переменного тока при

и прямоугольного провода на полю-

В

0,10 Л о с

коротком замыкании внутри

сах статора

Г

0,25

одной из фаз

Н

0,15

200

0,05

220

_

Катушечная рядовая из прямоуголь-

В

0,01

ного провода вращающаяся

Катушечная нерядовая из круглого

А

0,01

тонкого провода на полюсах ста

В

0,40

тора

Г

0,10

Н

0,06

200

-

220

-

Обмотка якоря постоянного

Обмотка, распределенная в пазах из

л мен iA vfTV4 fiLuAi^rt ттгч/чв/чпй HtAAnAlztmA

А

О

одо

О 03

1

*

тока и ротора переменного

прямоугольного проводя, шаолониро-

D

s

tt

A

X

w

X

тока при коротком замыка

ванная

г

0,01

£

•1

нии между фазами

н

Q,03

200

t

220

__

Обмотка , распределенная в пазах

А

0,02

из круглого провода, всыпная или

В

0,01

CO

ручная намотка

Г

0,05

H

00

Н

0,03

Ю

200

-

220

-

Обмотка статора перемен

Обмотка, распределенная в пазах

А

0,55

ного тока

из круглого провода, всыпная или

В

0,04

X

i-

rt)

x

ручная намотка

Г

0,25

я

X

X

X

■t

X

X

X

Н

0,15

•§.

5

200

f

о

e

Ж

1

220

0,30

X

m

X

ОСТ 1 00151-81

Продо лжение

3 С. 20 табл. 7

Вид

обмотки

Кон структивное исполнение

Обозначение класса нагрево-стойкости эпек-троизолянионно-го материала

Интенсивность отказа одного витка обмот-

к» W10

1/4

Обмотка статора перемен-

Обмотка, распределенная в пазах,

А

1,55

ного тока

из прямоугольного провода,

В

1,00

шаблонированная

Г

0,60

Н

0,40

200

0,07

220

-

Обмотка электромагнитных

Катушечная рядовая из круглого

А

0,02

муфт

провода

В

0,02

Г

0,15

Н

0,10

200

-

220

0,06

Катушечная рядовая из прямо

В

0,25

угольного провода

Для получения видов отказов генератора из-за отказа обмоток необходимо проанализировать, какие виды отказов обмоток приводят к снижению напряжения, короткому замыканию в якоре генератора и т.д., и просуммировать отдельно интенсивности этих видов отказов.

Инв. N« дубликата_________    На    изм.

Инк Ns подлинника    5813    N;    изв.

5. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЕЗОТКАЗНОСТИ ВСТРОЕННЫХ ВЫПРЯМИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ (СХЕМ ВЫПРЯМЛЕНИЯ ТОКА ВОЗБУЖДЕНИЯ ОСНОВНОГО ГЕНЕРАТОРА, СХЕМ ВЫПРЯМЛЕНИЯ ТОКА ЯКОРЯ ОСНОВНОГО ГЕНЕРАТОРА и тп.)

5.1.    Под встроенным выпрямительным устройством понимается совокупность Я)ф параллельных цепей, каждая из которых состоит из фазы обмотки, диода и одного или двух паяных контактов в зависимости от типа схемы выпрямления.

5.2.    Исходя из формулировки критерия отказа конкретного выпрямительного устройства, т.е. в зависимости от максимального количества фаз, при потере мощности которых выпрямительное устройство исправно, и, используя приемы теории вероятности, составляются формулы для определения вероятности безотказной работы выпрямительного устройства.

ОСТ 1 00151-88 С. 3


1.5. Источниками информации для расчета количественных показателей безотказности электрической машины в целом являются показатели безотказности ее составных частей.

Исходные данные для определения количественных показателей безотказности составных частей электрической машины:

1)    ТЗ на данную электрическую машину;

2)    чертежи;

3)    расчетные формуляры;

4)    действующая техническая документация;

5)    статистические данные об-отказах аналогичных электрических машин, выявленных при эксплуатации.


2. РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЕЗОТКАЗНОСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

2.1. Расчет вероятности безотказной работы электрической машины при условии независимости отказов ее составных частей производится по формуле

/77



где ф - число составных частей;

Pj(t) - вероятность безотказной работы / -й составной части (/ = электрической машины; t - расчетное время работы электрической машины (1ч полета, 1 полет, ресурс и т.д.), ч.


2.2. Средняя наработка на отказ ( TQ ) в часах определяется по формулам:

t


т° *’-рэмw


при Р > 0,99 >


(2)


тош


при Р 4 0,99 .


(3)



рэм<»


2.3. При расчете рассматриваются:

1)    шарикоподшипниковые опоры;

2)    обмотки;

3)    встроенные выпрямительные устройства;

4)    щеточно-коллекторные узлы;

5)    элементы зашиты и прочие узлы и детали.


OCT1 00151-88


С. 21


5.3. В случае, когда не допустима потеря мощности ни одной из фаз, вероятность безотказной работы выпрямительного устройства ( Р^ (t) ) определяется по формуле


где


т



Ф


%o)^--PZ(t)P!9(t)'    (68)

-    число фаз в выпрямительном устройстве;

-    вероятность отсутствия отказов, приводящих к потере мощности одной фазы, определяемая по формуле


% (*) - •


~(лф о!м+*д*К1 лпр **гля + лкз о1м,) *

- Л    *


(69)


где



^ кз о5м 1


интенсивность обрывов обмотки в одной фазе, 1/ч; интенсивность отказов диода с учетом режима работы и условий эксплуатации, 1/ч; количество паек в фазе обмотки;

интенсивность обрывов проводов одной обмотки, 1/ч; количество паек на диодах от одной фазы обмотки; интенсивность обрывов паяных контактов диодов, 1/ч; интенсивность коротких замыканий обмоток, приводящих к потере мощности одной фазы, 1/ч;

вероятность отсутствия отказов, приводящих к потере мощности двух фаз, определяемая по формуле


р(*^е



к з одм% *


(70)


где


интенсивность коротких замыканий обмоток между фазами, приводящая к потере мощности двух фаз, 1/ч.


5.4. В случае, когда допустима потеря мощности одной фазы, вероятность безотказной работы выпрямительного устройства (    (t)    )    определяется    по

формуле

%) (t> =/м р7фЮ[*-%(*]}% ю-    (71)


5.5. В случае, когда допустима потеря Sфаз из т^ фаз, вероятность безо-казной работы выпрямительного устройства ( Р^^ t) ) определяется по формуле


Г sv*f/    \Q+1


(72)


Лп*1


Лп

ie    число    сочетаний    из    /77    no    S    +1\


am'


Ф


X

«

OI

ш

«

X

£


ОСТ 1 00151-И с. 4


2.4. Расчет показателей безотказности расцепителя, электромагнитной муфты торможения и других элементов, выполняющих роль защиты при отказе электрической машины или обеспечивающих нормальное нерабочее состояние электрической

машины (А. ), производится по формулам: j    mj

Л,


i, =Г л. ,

3j <-/ J


(4)


где Aj - интенсивность отказов I -го элемента зашиты j иго типа при условии независимости отказов ( / = 1, 2, . fi?j );

IPj - число элементов в защите j -го типа; ( у = 1, 2...../77^    );

.    .    -й t

(5)


3j i-p,

где Яу (tp) - вероятность безотказной работы элемента защиты у -го типа за назначенный ресурс tр .

3. РАСЧЕТ ВЕЮЯТНОСТИ БЕЗОТКАЗНОЙ РАЮТЫ ШАРИКОПОДШИПНИКОВЫХ ОПОР

3.1. Вероятность безотказной работы шарикоподшипниковых опор электрической машины kPm(t)) определяется по формуле


т,


•ш


,*г ш/


(е)


где Р (f) - вероятность безотказной работы / -й шарикоподшипниковой опоры


( / = 1, 2.....тш), определяемая по формуле

р.1Мш?,<Ь1смр1<гР0)'


(7)


где Р- (Lp) - вероятность невоэнихновения усталостного разрушения / -го шарикоподшипника,

Р:    -    вероятность    безотказной работы шарикоподшипни-

* см

ков, отказ которых происходит по причине потери консистентной смазкой смазочных свойств,

I ^    “    вероятность    обеспечения рабочего внутреннего за

зора / -го шарикоподшипника;

- число шарикоподшипниковых опор электрической машины


(/7?^= 1; 2).


ОСТ 1 00151-88 с. в


3.1.1. Вероятность невозникновения усталостного разрушения i -го шарикоподшипника (Lp)) за время последнего полета в течение наработки Lр, определяется по формуле


г/ /    . \t.it /I    \Ы11

чу.    -/-V-H7


(8)


Если


~Г~ £ 0,25, то Р- (L„) = 1,

LHi    '    и

наработка шарикоподшип

ределяемая по формуле

lp -60£ nj Ь >


где Lp - наработка шарикоподшипников за время полета в циклах вращения, оп-


N


(9)


где N - число типовых режимов работы электрической машины за время полета;

Pj - частота вращения электрической машины в j -м типовом режиме работы ( у - 1, 2,    об/мин;

t - длительность у -го типового режима работы в данном интервале, ч;

LpT - наработка шарикоподшипников, соответствующая техническому ресурсу

электрической машины, до 1-го ремонта в циклах вращения, определяемая по формуле


L *L рт LP t1


(10)


где Т^р - технический ресурс электрической машины до первого ремонта, ч;

t^ - наработка в интервале времени попета, ч;

- номинальная 90 %-ная расчетная долговечность / -го шарикоподшипника электрической машины в циклах вращения, определяемая по формуле


(11)


где а - коэффициент, характеризующий совместное влияние качества металла деталей и условий эксплуатации на долговечность шарикоподшипника;

-    динамическая грузоподъемная сила (-го шарикоподшипника, Н;

-    динамическая эквивалентная нагрузка /-го шарикоподшипника, Н.


2

со

«■

со

«

ж

01


ОСТ 1 00151-88


с. 6


Для шарикоподшипников, изготавливаемых по ЕТУ-100, значения коэффициента q в зависимости от класса точности выбираются в соответствии с табл. 1.


Таблица 1

Класс точности-шарикоподшипника

°23

0

1,5

2

4,0

4

5

3,0

6


Динамическая грузоподъемная сила (С) в Ньютонах цля радиальных и радиально-£ых шарикопод! ляется по формуле


упорных шарикоподшипников, диаметр ^соторых не превышает 25,4 мм, вычис-


Csfc (тт.к cos <xf'7ZJ o'J'",


(12)


где fg - коэффициент, зависящий от геометрии деталей шарикоподшипника, точности их изготовления и материала, выбираемый по табл. 2 в зависимос-

cL cos а

ти от типа шарикоподшипника и значения соотношения ----;

07гж - число рядов тел качения в шарикоподшипнике;

ОС - номинальный угол контакта шарикоподшипника (для радиальных шарикоподшипников ОС = 0°),..,°;

Z - число тел качения в одном ряду шарикоподшипника;

- диаметр шарика, мм;

Da - диаметр окружности центров комплекта шариков, мм.


Инв. Na дубликата_’_

MhbN* подлинника    5813


Таблица 2

oleosa

fc

c/ucos«

fc

4

4

0,05

467,0

0,22

596,0

0,06

491,0

0,24

590,0

0,07

511,0

0,26

582,0

0,08

529,0

0,28

572,0

0,09

544,0

0,30

560,2

0,10

556,0

0,32

548,0

0,12

575,0

0,34

533,0

0,14

589,0

0,36

517,0

0,16

596,0

0,38

500,0

0,18

599,0

0,40

483,0

0,20

599,0


ОСТ 1 00151-88 С. 7

Динамическая эквивалентная нагрузка (Q J для радиальных и радиально-упорных шарикоподшипников определяется по формуле

в sxv + %ау)Kg кт,    (13)

где - радиальная нагрузка на шарикоподшипник, Н;

X - коэффициент динамической радиальной нагрузки;

V - коэффициент вращения колец относительно вектора нагрузки ( V = 1,0 -при вращении внутреннего кольца, V = 1,2 - при вращении наружного кольца);

Rq - осевая нагрузка на шарикоподшипник, Н;

У - коэффициент динамической осевой нагрузки;

Kq - коэффициент безопасности;

Кт - коэффициент, учитывающий влияние температурного режима.

3.1.1,1. Для определения радиальных нагрузок на шарикоподшипники производится анализ конструкции ротора электрической машины и составляется схема радиальных нагрузок в соответствии с чертежом.

Анализ производится при условии, что нагрузки действуют сосредоточенно.

Указанная схема учитывает наиболее распространенный вариант конструкции авиационных электрических машин с двумя шарикоподшипниковыми опорами, а для четырех шарикоподшипниковых опор необходимо изменить схему и произвести расчет соответственно для четырех реакций в опорах.

При определении нагрузок от элементов ротора (якоря, индуктора) необходимо учитывать силу одностороннего магнитного притяжения (ОМП).

В результате анализа определяются:

1)    состав элементов ротора (якорь, индуктор);

2)    нагрузки от элементов ротора ( масса элемента - Gf, ,..., £,• ; значение силы ОМП - F^ , F^ F^ ; суммарная нагрузка -(&f s + Ft

* G1 * ’ ••• ' = 6! +F6f):

ОСТ 1 00151-88 С. 8


3) координата точек приложения суммарных нагрузок от элементов ротора

(sf , s2,.. ,st).

I При расчете значений реакций R1 и б опорах вала направление реакции передачи %п учитывается при условии наиболее неблагоприятного случая, а именно: вергиьально вверх - при расчете R^ ; вертикально вниз - при расчете R2 .

Расчет значений Rp производится только в случае передачи вращения посредством зубчатых шестерен или упругой муфты.

В случае шлицевого или шпоночного соединения между ведущим и ведомым


валом значение R1


П


О.


Сила реакции передачи (Rp) в Ньютонах определяется по формуле

Ни з

Rns кп


(14)


где Кп - коэффициент, учитывающий способ передачи вращения (для упругой муфты Кр - 0,30, а для зубчатых шестерен Кр - 1,05);

- номинальный вращающий момент, Н*мм;

н

Г*0 - радиус делительной окружности шестерен или окружности кулачков муфты, мм.

Номинальный вращающий моментопределяется по формулам:


для электродвигателя для генератора


мн = 95500^-,

Рг


мн* 95500 J7T

где р - номинальная мощность, кВт; н

Р - активная мощность на выходе, кВт;

О

7) - КПД генератора;

П - средняя частота вращения, об/мин;

Ln


П -


N

50 Г t.

1=1 '


(15)


где Z. t- - суммарное время работы электрической машины во всех М {

режимах, ч.

Расчет значения силы ОМП (Ft ) в Ньютонах производится при условии жесткого вала и определяется по формуле

F6t0,й(е0),

г - количество элементов ротора ( /'« /,...,/77^). Для бесконтактных синхронных генераторов /77Q - 3;

Ку - коэффициент, определяемый как значение силы ОМП, возникающей при эксцентриситете воздушного зазора в 1 мм, Н/мм;


где


(16)


ОСТ 1 00151-88 С. 9

X

со

•<

со

OI

m[eQ) - математическое ожидание эксцентриситета воздушного зазора электрической машины, мм.

Расчет значения Kq. производится для каждого элемента ротора по формуле

(17)

392-Ю'30(д JtLDBfi

K°i Щ, ’

где - расчетный коэффициент полюсной дуги;

I - активная длина ротора, мм;

В - диаметр ротора, мм;

Bg - магнитная индукция в воздушном зазоре в эксплуатационном режиме работы машины, Тл;

К ft - коэффициент воздушного зазора (коэффициент Картера); би - номинальное значение воздушного зазора, мм.

П

Математическое ожидание эксцентриситета воздушного зазора (м(в0)) электрической машины в миллиметрах определяется по формуле

£

US)

^ /-/

где    { - количество шарикоподшипников;

rn( (gj - математическое ожидание эксцентриситета воздушного зазора

электрической машины, обусловленного / -Й опорой в миллиметрах, определяемое по формуле

w =0г5(£, A'+r°l)+0,21(J^ Б'м+)’ (19>

где Шд - число зазоров, определяющих эксцентриситет;

Д- - максимально возможный посадочный зазор между сопрягаемыми поверхностями деталей, мм;

Л/-л'-а",    (20)

где Д1 - верхнее предельное отклонение на сопрягаемый размер охватывающей детали, мм;

СО

i—l

СО

ю

А& - нижнее предельное отклонение на сопрягаемый размер охватываемой детали, мм.

Значения А* и Ы‘ подставляются в формулу с сохранением своего знака. При отрицательном результате принимается Д/= 0, Г - внутренний радиальный зазор шарикоподшипника, мм;

-    число рассматриваемых биений (&/(#) J, относящихся к статору;

-    максимально возможное биение цилиндрических поверхностей любой детали, относящейся к статору, мм;

ОСТ 1 00151-88 С. ю


ГПд - число рассматриваемых вращающихся биений (5( ^ ) , относящихся к ротору;

- максимально возможное вращающееся биение цилиндрических поверхностей детали, относящейся к ротору, мм.

Значения реакций в опорах ( и R ) в Ньютонах определяются по формулам:


*f-


(21)


pisi


(22)


где /р - число элементов ротора;

G- - суммарная нагрузка / -го элемента ротора, Н;

$0 - расстояние между опорами вала ротора, мм;

Sj - координата точки приложения нагрузки / -го элемента ротора, мм; Йп - сила реакции передачи, Н;

S„ - координата точки приложения силы реакции передачи, мм.


3,1.1.2. Осевая нагрузка шарикоподшипника (R ) рассчитывается'по фор


мулам:


Инв. Ns дубликата__Ns    язм.

Инг Ns подлинника    5813    Ns    язв.


1) для радиального плавающего подшипника

о _ ** V


(23)


где - коэффициент трения "сталь по стали" (    -    0,15);

2) для фиксированного подшипника

Ratp=Ae1i-9<8UGi'

где А0 - сила поджатия пружины (при наличии в конструкции осевого поджима),

1 Н;

- масса вала и деталей, находящихся на валу, кг.

3.1.1.3. Коэффициенты Л' и К для однорядных радиальных и радиально- упор-

&/у

ных шарикоподшипников при условии выполнения соотношения —— & 0,014

С0

применять

X» /; У = О,


где Сп - статическая радиальная грузоподъемная сила подшипника, Н.


о

В случае, когда а    л

— > 0,014, выбор коэффициентов X и К


(24)


производится


путем сравнения соотношения —— с параметром осевого нагружения в , выбираете

мою по справочнику-каталогу на подшипники качения.


1

Учет составляющей    проводить    при    наличии    достоверных    данных.