Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

81 страница

486.00 ₽

Купить ОСТ 1 00149-82 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на гидроприводы поступательного движения с гидромеханическим и электрогидравлическим регулированием при определении для них режимов ускоренных ресурсных испытаний и испытаний на усталость, а также на гидроприводы вращательного движения - при испытании на усталость. Стандарт не распространяется на насосы, насосные станции и гидромоторы.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Принятые допущения и методические указания

3. Расчет режимов ускоренных ресурсных испытаний гидроприводов

4. Расчет режимов ускоренных ресурсных испытаний гидроприводов

5. Расчет режимов ускоренных ресурсных испытаний гидроприводов при

6. Расчет режимов работы гидроприводов с постоянным управляющим сигналом при ускоренных ресурсных испытаниях

7. Расчет режимов ускоренных испытаний на усталость одноканальных (однокамерных) гидроприводов

8. Расчет режимов ускоренных испытаний на усталость многоканальных (многокамерных) гидроприводов

9. Расчет усталостной долговечности по результатам испытаний на усталость

Приложение 1. Термины и их определения

Приложение 2. Условные буквенные обозначения параметров

Приложение 3. Коэффициенты старения резиновых уплотнений

Приложение 4. Показатели степени а, а1 и m

Приложение 5. Определение коэффициента чувствительности

Приложение 6. Пример расчета режимов ускоренных ресурсных испытаний гидроприводов

Приложение 7. Пример расчета режимов ускоренных ресурсных испытаний гидроприводов

Приложение 8. Пример расчета режимов ускоренных ресурсных испытаний гидроприводов

Приложение 9. Пример расчета режимов ускоренных испытаний многоканальных (многокамерных) гидроприводов на усталость за назначенный ресурс

 
Дата введения01.07.1983
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Организации:

28.06.1982УтвержденМинистерство087-16
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

УДК 629*7*064.3.018    гРУппа    Д19

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ


ГИДРОПРИВОДЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ Расчет режимов ускоренных испытаний


ОСТ 1 00149-82


На


страницах


Взамен ОСТ 1 00X49-74


Нив. № дубликата _ »     1    |№    нзн.


8

§


О

В

*

lI:


Распоряжением Министерства от 28 июня 1982 г.    Ns    087-16

срок введения установлен с 1 июля 1988 г.


Настоящий стандарт распространяется на гидроприводы поступательного движения с гидромеханическим и эпектрогидравпическим регулированием при определении для них режимов ускоренных ресурсных испытаний и испытаний на усталость, а также на гидроприводы вращательного движения - при испытании на усталость.

Стандарт не распространяется на насосы, насосные станции и гидромоторы.


Издание официальное


ГР 8254848 от 06.08.82


Перепечатка воспрещена


ОСТ t 00149-82 Стр. 2

Стандарт устанавливает расчет режимов ускоренных испытаний гидроприводов систем управления летательных аппаратов при:

-    ресурсных испытаниях в опытном производстве;

-    испытаниях на усталость за назначенный ресурс для оценки прочностных характеристик конструкции гидроприводов в опытном производстве;

-    испытаниях на подтверждение назначенного ресурса по сопротивлению усталости на этапе установочной серии;

-    периодических испытаниях (ресурсных и на усталость) в установившемся серином производстве.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Гидроприводы, для которых определяются режимы ускоренных испытаний, должны:

-    работать на жидкостях: АМГ-10 ГОСТ 6794-75; 7-50С-3 ГОСТ 20734-75; НГЖ-4 ТУ 38 101740-80;

-    работать при температуре рабочей жидкости и окружающей среды от минус 60 до плюс 220 °С, давлении до 27,5 МПа (280'кгс/см^), скорости движения выходного звена до 250 мм/с;

-    выполняться с уплотнениями подвижных и неподвижных соединений из фторопласта Фт-4 ТУ 6-05-810-76; из резиновых смесей: В-14, В-14-1, ИРП-1353, ИРП-1078, ИРП-1054, НО-68-1, ИРП-1287, ИРП-1316, ИРП-1375,

ИРП-1377, ВР-7 по ТУ 38 005 1166-73, 51-1668НТА по ТУ 38-40334-77 и с силовыми деталями из стальных, титановых, алюминиевых и других сплавов;

-    нарабатывать ресурс посредством подачи периодически меняющегося электрического управляющего сигнала от генератора периодических колебаний или управляющего сигнала от механического (гидравлического) 3 LT7 - задатчика.

Распространение настоящего стандарта на гидроприводы, работающие в других условиях и изготовленные из других материалов, возможно после проведения необходимого объема испытаний для определения коэффициентов KQT » Ф, 177, Ct,

ЬС,Г-

1.2.    Сокращение времени ресурсных испытаний достигается за счет форсирования режимов испытаний гидроприводов - скорости движения выходного звена, давления и температуры рабочей жидкости, нагрузки на выходном звеце при сохранении остальных условий, состава, методик, по испытанию на соответствие трёбова-ниям технических условий (ТУ) на гидропривод

,iHB № дубликата Инв. № подлинника

1.3.    Сокращение времени испытаний гидроприводов на усталость за назначенный ресурс достигается проведением испытаний при увеличенных нагрузках с сохранением эквивалентности по накоплению усталостных повреждений и (или) за счет

$

$

Нив № дублмн; Нив. № подлит


ОСТ 1 00149-82 с*, и


1 ускоренного режима необходимо производить следу ишим иироаим; ------- t    V    ?    ,    Ы#'., ty. J tпо формулам

среднюю температуру рабочей жидкости при подъеме с t и ■


то расчет

-    определить

(1) - (7);    /

-    определить среднюю температуру рабочей жидкости при подъеме с tу.

и    t    и    г

до    и    с    ^    до    tу ПО формуле:

^    V    £    /    //

«/ _ +tj. .

v'    »

i

-    определить П К пна каждом подрежиме в интервале температур от

i*i ст*

I    I

tu.    до    itu,    + Д£у.    )    по    формуле    (8);

"/■    V    /

I

-    определить скорость 7^. на каждом подрежиме по формуле (9);

V

скоростей постоянной для всех подрежимов, ориентируясь з них;

L    L

tu i &t* .    *    П    К    пт . добиться приближенного равенства

V    to    V

L

скоростей    ‘У£/    с    погрешностью    +10%;

V

£ ^ £

- определить время испытаний на каждом подрежиме Ти s    п и ’ t

где Пн.    -    количество    температурных    циклов;

/

-    определить количество циклов перемещений выходного звена на каждом подрежиме:


—    принять одну из на самый длительный из них;

-    изменяя

“j-


Ч= ч ч >■


сп

-    определить время старения Ту' на каждом ускоренном подрежиме по формуле (15);

-    определить частоту перемещения выходного звена на ускоренном режиме по формуле (10);

-    определить количество циклов перемещений выходного звена на каждом ускоренном подрежиме по формуле (12);

L

-    определить время испытаний Ту, на каждом ускоренном подрежиме

по формулам (13) и (14);    ^


ОСТ 1 00149-82 сТр. !2


-    выбрать время подъема и снижения температуры рабочей жидкости ** ц.у. из условий сохранения скорости изменения температуры в пределах до 10 С/мин;

-    определить количество температурных циклов на ускоренном режиме по фор


муле:


nL


ГГШ    <[п

if*— \UJ1U пУ;*Ттг~

1 цу \    *    ь    i


?


V    'V

- определить время испытаний в температурном цикле на каждом ускоренном подрежиме по формуле:

vS


.3,16. Проверить суммарную эквивалентность по старению резиновых уплотнений на всех режимах испытаний:


д


ж


} пр    +    СТ    ггр

ч


гг/


ioa.


(1б)

Л | $ 5% - условие эквивалентности;

/ „СТ пр

У,

значение которой выбирается произвольно. 3.17. Определить минимальные    и    максимальные ( R yj**')

значения нагрузки на каждом ускоренном режиме по форк^улам:


где


+ тпР

L и. и ъ и - величины, приведенные к одной температуре t/jp.


/-t    V


_ min nmcn ( пн, 4

%    ^{~ф)


JL

frj


(17)


mas

Ri/j_ "    *


n


H,


1

en


(IS,)

/7.


Показатель степени П7 привода и в рекомендуемом приложении 4 и выбираемся в зависимости от ожидаемой долговечности на режимах.


3.18 При постоянной заданной нагрузке следует принимать Ру —    -

3.19. Определить переменные    и    постоянные    {Rmj^)    составляющие

нагрузки на каждом длительном и ускоренном режимах испытаний по формулам:


л та.* ь /псп


1


(19)


/?

/77 ,


ОСТ 1 0 0149 "82 стр. 1з


(20)

о max D mi 77 где К т и К т выбираются из табп 1

(Г *

3.20 О пре де ттитъ значения приведенной нагрузки ( Rj ) на каждом дпи-теньном и ускоренном режимах по формуле:


*CL.

+ (fj

Rm.

n


(21)

Значения коэффициента чувствительности к асимметрии цикла Ч* приведены в рекомендуемом приложении 5 к настоящему стандарту.

Для знакопостоянных режимов нагружения нагрузкой растяжения рекомендуется приведение по формуле Одинга к отнупевому циклу:

"7


Rj ^Rfox(RJ7r,a*-Rjminj.


(22)


3.21 Проверить суммарную эквивалентность по накоплению усталостных повреждений на всех режимах длительных и ускоренных испытаний для выходного звена по формуле:


Jl 1 гтр \m i пЫ. (яУ: / ~]Гт


дг> =


X п

J = 1 "+


Ht \&н


-1


100,


(23)


Ии в № дубликата__№    нзм

Инв. № подлинника__4835_ N°    нзв.


где -10%^AZ7 ^ 200% - условие эквивалентности.

3.22. Необходимо уточнить при наличии инерционных масс нагрузку на выход


ном звене по следующим зависимостям:

Z R Н = RН + RUH >

(24)

2Г Ry - Ry + RUy i

(25)

Ruн ~ Мн А у ЧЖ J

(26)

RUy = Му J-y А у ЧЗГ2.

(27)

При Пуф71 н сохранить равенство г[Яу =

Ф

Vm

( изменяя

Ray

или Ry в формуле (25)


ОСТ 1 00149-82 стр. 14


ср


3.23. Определить средние значения нагрузок на растяжение(Rpj^ ) и на

сжатие (ЯШ) штока по формулам:

**    так    min

ср _ KpJ + KpJ .


R


PJ-


(28)


T-, ГЛОХ _ ГГ7СГ7

CJ- 2


(29)


3.24. Проверить суммарную эквивалентность по износу выходных силовых подшипников, нагружаемых внешней нагрузкой на всех режимах длительных и ускоренных испытаний отдельно для нагрузок на растяжение (A Jp) и на сжатие (AJC ) штока по формуле:



-7


100 ?


(30)


J5 %' Ahj-

где |ДЛр] ^ 20% - условие эквивалентности*,

К = 3,33 для роликовых подшипников;

К - 3 для шариковых подшипников и для подшипников скольжения:


Инв № дубликата__Ns    изм

Инв. Ns подшннна__4835__Ns    нзв




где | ДЛС I ^ 20% - условие эквивалентности.


(31)


3 25. В случае несоблюдения эквивалентности по накоплению усталостных повреждений и по износу подшипников на длительных и ускоренных режимах, определить нагрузку на выходном звене по формуле.



(32)


/


>J AvJnyj-


уточнить ее методом последовательных приближений с соблюдением эквивалентности по накоплению усталостных повреждений (-10% ^Д£? ^ 200%) и по износу подшипников ( IА €'1^20%) на длительных и ускоренных режимах, используя

формулы (23), (30), (31).


ОСТ 1 00149-82 ОРД5


3.26.    Дпя многоканальных гидроприводов определить экспериментально (например, осциллографированием) давление в полостях цилиндра и перепад давления рабочей жидкости на поршне дпя каждого канала гидропривода на длительных режимах и на ускоренных режимах. Значения давлений в полостях ( Р) и перепадов давлений на поршне (ДР) свести в табл. 2.

3.27.    Определить приведенные давления на каждом длительном и ускоренном режимах по формуле:

”    (33)


рГР-р™сп).


3.28 Определить критичную полость цилиндра, для которой приведенные давления рабочей жидкости будут максимальными на каждом длительном и ускоренном режимах.

3 29. Проверить эквивалентность длительных и ускоре иных испытаний по накоплению усталостных повреждений по формуле:


Пр\ГГ7



ТОО


(34)


Инв № дубликата__ №    изм

Ннв № подчини яка___ 4835__№    язв


где - 10%    ^200%    -    условие    эквивалентности.

3.30 Определить переменные (Д/^ ' ) и постоянные (Д£, -) составляющие

Q    <7

перепадов давления рабочей жидкости на поршне в каждом канапе на каждом длительном и ускоренном режимах по формулам:

/7так А ъГ77СГ?


ДА'77" -Д р-

&paj. S-f-6

*ЬР:’ПП

АР - - _<£_

Глу-    г


(3S)


(36)


3.31. Определить приведенные перепады давления на каждом длительном и ускоренном режимах по формуле:


ApPp = APaJ + УЛР


(37)


Ннв„№ дубликата

№ нзм.

Инв № подшмка

4835

№ нзв


Таблица 2

1 ........ ................"Т" 1

Давление рабочей жидкости, МПа (кгс/см )

Режим

испытания.

Канал X

Канал II

Полость 1

Полость 2

Поршень ;

L

Полость 1

Полость 2

Поршень 2

max

~1-1

Г77СП

1-7

/770ГХ

Т-2

пип

1-2

АР™

max

й~1

ршп

И-7

/Т-2

min

//-г

пЯ7ах

аре

J7TLT7

йРЛ

йР-Р

//

Длительные (по ТУ)

Ускорен нЫе


ОСТ 1 00149-82 сТр.16


ОСТ 1 00149-82 стр.17

3.32.    Определить критичный канал (цилиндр), для которого приведенные значения перепадов давления рабочей жидкости на поршне будут максимальными на каждом длительном и ускоренном режимах

3.33.    Проверить эквивалентность длительных и ускоренных испытаний по накоплению усталостных повреждений по формуле:

(38)

где -10% ^ Д£? ^200% - условие эквивалентности.

3.34,    При -10%>Д£7 > 200% добиться необходимых значений давлений и перепадов давлений рабочей жидкости регулировкой распределительных устройств.

3.35,    Проверить суммарную эквивалентность по износу подшипников, нагружаемых внутренними нагрузками (рассогласование каналов) на длительных и ускорен-ных режимах отдельно для нагрузок на растяжение и на сжатие штока по формуле:

(39)

где | Д J | < 20% - условие эквивалентности.

3.36. Определить время регламентных работ (смазка шарнирных соединений, осей) при ускоренных испытаниях:

(40)

ОСТ 1 00149-82 Стр, 18


3.37. Расчетные данные режимов ускоренных ресурсных испытаний свести в табп. 3.


Таблица 3


Инв. № дубликата__№    изм.

Яна. № яодшиика__4835__Н«    ш.


3.38. В случае,если стендовое оборудование не позволяет увеличить температуру рабочей жидкости работающего гидропривода, допускается производить ускорение испытаний только по скорости при ty~tH в соответствии с пп. 3.1 -3.16. Необходимо заполненный рабочей жидкостью неработающий гидропривод выдержать в конце каждого этапа наработки ресурса в тепловой камере при максимально допустимой температуре ^дап в течение времени, определяемого по формуле:


ОТ /

Л Ту


по

V - я


Гпр


(41)


,пр


где


ГГ пР    *    t-np

Lн. и    Lу.    - величины, приведенные к одной    температуре


3.39.    Пример расчета режимов ускоренных ресурсных испытаний гидроприводов при А у = АИу Пу ф T?HyRy    приведен    в    справочном    приложении 6.

3.40.    При проведении испытаний на усталость в опытном и серийном производстве (кроме ресурсных испытаний) принимается йЮ -<.200%, так как эквивалентность по накоплению усталостных повреждений элементов привода защищается испытаниями на усталость.


ж

п

ж

£

м

Л

ж

£


ОСТ 1 00149-82 с*р. 19


1. РАСЧЕТ РЕЖИМОВ УСКОРЕННЫХ РЕСУРСНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ГИДРОПРИВОДОВ ПРИ Ли = Пу,АуфАн>Иуф!*н

1,1. Исходные данные для расчета режимов ускоренных ресурсных испытаний приведены в табп, 1.

/ ^

4,2, Определить 7?н ,    ,    Vu    *    .    t».    .    ^ц.    ,    П    Кст

<h RH^    V    V    </=/    V

по формулам (1) - (9).


4 3. Определить амплитуду перемещений выходного зьена на каждом ускоренном режиме по формуле:



2Чн


tjj.+Atx.

■V /



(42)



Инв № дубликата Ккв № подлинника


4.4.    Определить частоту перемещения выходного звена на каждом ускоренном режиме faj- по формуле (10) или (11)

4.5.    Принять количество циклов перемещений выходного звена на каждом ускоренном режиме, равным количеству циклов на каждом длительном режиме соответственно:

* (43)

4.6.    Определить время ресурсных испытаний на каждом ускоренном режиме Vy по формулам (13) и (14).

4.7.    Если температура рабочей жидкости задана температурным графиком (см, черт. 4), то расчет ускоренного режима следует производить в соответствии с п. 3.15, а амплитуды перемещения выходного звена определять в соответствии

j_ I .1

с формулой (42) для каждой температуры > ty (при Пу =/7/у), приведя их к средней амплитуде по формуле:



4,8, Произвести расчеты по п. п. 3.14 и 3 16.


(44)


Ж

«

£

W

ж

2


ОСТ 1 00149-82 стр.20


4.9. Определить нагрузку на выходном звене по формуле:



. СР\К

AhJ hJ)

Ayj Hyj-


1


(45)


4.10.    Проверить суммарную эквивалентность по накоплению усталостных повреждений и по износу подшипников на длительных и ускоренных режимах по формулам (23), (30), (31),

4.11.    В случае несоблюдения эквивалентности по накоплению усталостных повреждений на длительных и ускоренных режимах, определить методом последовательных приближений нагрузку на выходном звене с соблюдением эквивалентности по накоплению усталостных повреждений (-10% £ ДХ)£ 200%) и по износу подшипников (|Д? I £20%) на длительных и ускоренных режимах, используя формулы (23), (30), (31).

4.12.    Принять нагрузку на выходном звене, удовлетворяющую условию:

-10% £ АЛ £200%; j А^7[ £ 20%.


4.13. Для многоканальных гидроприводов выполнить расчеты по пп. 3.26 -3.35.


4.14. Расчетные данные режимов ускоренных ресурсных испытаний свести в табл. 4.


Таблица 4

_ ----

Номер

режима

Амплитуда

перемещения выходного звена, мм

Нагрузка на выходном звене, Н (кгс)

Температура,°С

g|

11 §

А 9 <0

g&8s

Sgiss

Частота перемещений выходного звена, ГИ

4 § *

* о

ф t* 1

£§

окружающей

среды

рабочей

жид

кости

1

min /пах **1 -•

^окр Н1

ч

2

ау2

я?Сп та% Ву2 ...Цу2

*ОМр Н 2

пнг

2

ч

/

Ч

men max

ч -ч

ьояр. Hj_

V

V

п н.

& ц. V

Ту

V

Итого:    X    л    -    Z    Ти/


Инв. № дубликата Инв. № подмшка


ОСТ 1 00149-82 Стр. 3

увеличения частоты циклов нагружения. При испытаниях на усталость производится блочное нагружение гидропривода. Оптимальное число блоков за назначенный ресурс составляет 10-15.

1.4.    В основу методики заложена эквивалентность режимов эксплуатации или режимов испытаний, заданных в техническом задании (ТЗ) на гидропривод, ускоренным режимам испытаний по основным разрушающим факторам для критичных деталей:

-    износу уплотнений подвижных соединений выходного звена;

-    тепловому старению резиновых уплотнений;

-    накоплению усталостных повреждений в силовых деталях;

-    износу подшипников.

1.5.    Степень ускорения ограничивается максимально допустимыми температурами рабочих жидкостей и материалов, максимально располагаемыми скоростями

и нагрузками.

1.6.    Оценку результатов ускоренных испытаний проводить в соответствии с действующей нормативно-технической документацией (НТД) на гидропривод.

1.7.    Программы ускоренных ресурсных испытаний и испытаний на усталость разрабатываются и опробируются предприятиями разработчиками гидроприводов

и вводятся в ТУ,

1.8.    Допускается объединение двух программ в единую программу испытаний на долговечность с соблюдением эквивалентности по всем основным разрушающим факторам и требований по обеспечению надежности.

£

£

1.9.    Термины, использованные в стандарте, и их определения приведены в справочном приложении 1.

1.10.    Условные буквенные обозначения параметров приведены в обязательном приложении 2.

2. ПРИНЯТЫЕ ДОПУЩЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

2.1.    Методика определения режимов ускоренных ресурсных испытаний построена на основе форсирования температуры рабочей жидкости (    ) при постоянной

температуре окружающей среды (ОКру = ^ОКр у ^ причем режимы, имеющие температуру минус 60°С ^ £у ^ 0°С для всех типов гидроприводов, ускорению не подлежат.

2.2.    При температуре рабочей жидкости в интервале (ty + At# ] € 65°С изменение износа уплотнений от изменения температуры не учитывается (СХу =0). Если ty ^ 65°С, а (ty + At% J > 65°С, то в расчетных формулах следует принимать t н - 65 С.

ОСТ 1 00149-82 стр. 21

4.15.    В случае, если стендовое оборудование не позволяет увеличить температур? рабочей жидкости работающего гидропривода, допускается производить ускорение испытаний при ty -iH ъ соответствии с расчетами, изложенными в разделах 3 и 4, а для соблюдения эквивалентности по тепловому старению уплотнений необходимо заполненный рабочей жидкостью неработающий гидропривод выдержать в конце каждого этапа наработки ресурса в тепловой камере при максимально допустимой температуре tв течение времени, определяемого по формуле (41).

4.16.    Пример расчета режимов ускоренных ресурсных испытаний гидроприводов при Лн= Пу ; АуфАн; RyfRH приведен в справочном приложении 7.

5 РАСЧЕТ РЕЖИМОВ УСКОРЕННЫХ РЕСУРСНЫХ ИСПЫТАНИЙ гидроприводов ПРИ Пу f Пн> А у ф AH;Ry ф RH

5.1.    Исходные данные для расчета режимов ускоренных ресурсных испытаний приведены в табл, 1.

5.2.    Определить и    п0    формулам    (1)    - (3)

5.3.    Принять температуру и давление рабочей жидкости общие для всех ускоренных режимов.

С

5.4.    Определить ПКСТ по формуле (8).

с-7

5.5.    Определить скорость перемещения выходного звена общую для всех ускоренных режимов по формуле:

/

5.6.    Определить    по формуле (6).

5.7.    Определить %yj. по формуле (13).

5.8.    Проверить суммарную эквивалентность по старению резиновых уплотнений ча длительных и ускоренных режимах по формуле (16)-.

ОСТ 1 00149-82 Стр. 4

2.3.    Старение резиновых уплотнений при температуре рабочей жидкости

(ttf)    50°С    не    учитывается.    Если    ty ^ 50°С, a(iy    50°С,

то в расчетных формулах по старению следует принимать ty = 50°С.

2.4.    За нормы герметичности по уплотнениям подвижных соединений на ускоренном режиме принимаются нормы, указанные в ТУ дтш соответствующего режима эксплуатации.

2.5.    Если на ускоренных режимах будет установлено отклонение от норм герметичности, указанных в п. 2.4, то после наработки ресурса на данном ускоренном режиме должна быть произведена проверка утечек в течение 1 ч на соответствующем режиме, указанном в ТУ.

При удовлетворительных результатах проверки следует продолжить ускоренные испытания, а при неудовлетворительных - произвести работы в соответствии с действующей НТД и принятым решением.

2.6.    Критичными деталями по износу и тепловому старению являются резиновые (фторопластовые) уплотнения подвижных соединений, причем при наличии уплотнений из резины нескольких марок расчет слезет производить по резине, имеющей наименьший ресурс при максимальной температуре рабочей жидкости, заданной в ТУ.

Для гидроприводов, имеющих другие критичные детали по тепловому старению и (или) износу, расчет следует производить с учетом этих деталей.

Hus. Hi дубликата__Ni    изн.

Ннн. Jfe подшит__4835__№    нзв.

2.7.    Критичными деталями по накоплению усталостных повреждений являются детали, имеющие максимальные напряжения при работе гидропривода.

Критичные детали определяются для каждой группы деталей, классифицируемых по материалу, из которого они изготовлены (стальные, алюминиевые, титановые и другие материалы), и по характеру воспринимаемой нагрузки.

2.S. Испытания на усталость проводятся при нормальных температурах рабочей жидкости *Ь = (35 + Ю) °С и окружающей среда    (25+Ю)    °С.

При испытании на усталость необходимо отрабатывать температурные режимы, если температура рабочей жидкости и окружающей среды по ТЗ (ТУ) более 120 °С для гидроприводов, в которых есть силовые детали из легких сплавов (кроме титановых) или более 250 °С для гидроприводов, в которых применяются другие сплавы (в том числе титановые)*

2.9, Коэффициент чувствительности к асимметрии цикла напряжений ( Ч*) для титановых сплавов принимается как для высокопрочного алюминиевого сплава В9 5,

ОСТ 1 00149-82 Стр. 5

i

*

«а

i

2.10.    Коэффициент чувствительности к асимметрии цикла по напряжениям

среза (Ч-*    ) принимается равным половине коэффициента по напряжениям изгиба

«Ъ )•

2.11.    При испытании на усталость частоту циклов (не рекомендуется повышать более 5 Гц. При испытании гидроагрегатов с деталями из титановых и алюминиевых сплавов частоту циклов более 3 Гц применять не рекомендуется.

Увеличение частоты выше рекомендуемой должно быть технически обосновано,

2.12.    Влияние на усталость шарнирных моментов трения и сил трения в соединениях с поступательным движением должно учитываться заданием амплитуды движения выходного звена не менее +0,5 мм с поворотом в шарнирном соединении.

2.13.    Число циклов при испытаниях на усталость задается с учетом необходимого коэффициента надежности (см. п. 7.19).

2.14.    Испытания на усталость проводятся до наработки числа циклов, необходимого для защиты назначенного ресурса по всем группам деталей.

2.15.    Несущая способность конструкции по сопротивлению усталости определяется испытаниями до разрушения и является неограниченной при наработке числа

7

циклов 5-10 ,

2.16.    В случае разрушения деталей при испытании на усталость, определение ресурса разрушившихся деталей производится по средней наработке идентичных деталей, а по всему гидроприводу - по общей наработке с начала испытаний.

2.17.    При определении ресурса по сопротивлению усталости следует исходить из несущей способности основных силовых деталей. Результаты испытаний на усталость учитываются при установлении ресурса до первого ремонта, межремонтного

и назначенного ресурсов гидропривода,

2.18 Для подтверждения наработок менее ресурса до первого ремонта производится отработка необходимого чиспа циклов и расширенный объем контрольных проверок, устанавливающих отсутствие разрушений без разборки гидропривода, или дополнительная отработка блока нагружения, эквивалентного 20% подтверждаемого ресурса, без разборки гидропривода.

Объем проверок устанавливается частным решением с участием представителя заказчика.

Инв. К» дубликата Ннв. № подлинника

2.19. При наличии комбинированных эксплуатационных нагрузок (наложение высокочастотных нагрузок на низкочастотные) испытания на усталость необходимо проводить, имитируя комбинированные нагрузки, при этом ускорение испытаний рекомендуется производить за счет увеличения высокочастотной составляющей нагрузки. Допускается приведение комбинированных нагрузок к эквивалентной при

ОСТ 1 00149-82 стР. в


наличии технически обоснованной методики, подтвержденной экспериментально.

2.20.    К испытаниям на усталость не допускаются гидроприводы, имеющие критические дефекты, и гидроприводы, прошедшие статические испытания на прочность.

2.21.    Модификация силовых деталей по материалам, конструкции и технологии их изготовления, влияющая на сопротивление усталости этих деталей, должна проверяться повторными испытаниями на усталость. Объем повторных испытаний согласовывается с представителем заказчика.


3. РАСЧЕТ РЕЖИМОВ УСКОРЕННЫХ РЕСУРСНЫХ ИСПЫТАНИЙ

гидроприводов при Ау=Ан, пу^пн, ЯуФЯн

3.1. Исходные данные для расчета режимов ускоренных ресурсных испытаний, заданные в ТЗ (ТУ), должны быть внесены в табл 1.


Таблица 1

Номер

режима

Амплитуда перемещения выходного звена, мм

Нагрузка на выходном звене, Н (кгс)

Температура,°С

Кол. циклов перемещений выходного звена

Частота пе-ремешений выходного эвена, Пц

Время испытаний на режиме ,ч

окружающей

среды

рабочей

жид

кости

1

t окр. т

"Hi

VHi

2

**

п тел 0 так КН2 **2

ЬОКр Hz

П*1

г

——

Ач

Dmu7 D так

% Ч

t окр Hj,

См черт4

J-

X


Umoeo;


п


И-



Примечания: 1. Один цикл перемещений состоит^из прямого и обратного

хода выходного звена, при этом количество циклов перемещения выходного звена может не совпадать с количеством циклов нагружения.

2.    Значения нагрузок в таблице следует приводить с учетом знака, определяющего направление их приложения к выходному звену.

3.    Нагрузочная характеристика lT^=F(R) ^приведена на черт. 1.


R


OCT 1 00149-82 Стр. 7


■1У


4.    Наработка производится при заданных давлениях в напорной (Рп ) к сливной (Рс ) гидролиниях.

5.    Поимеры изменения нагрузки за цикл приведены:

-    для асимметричного цикла нагружения - на черт 2,

-    для симметричного цикла нагружения - на черт. 3.


Hut. Jfe дубликата__Jfe    ши.

Hhi. Kt ищшка__4835__)fe    mi.




£(мд)


ОСТ 1 00149-82 Стр. 8


6. Изменение температуры рабочей жидкости на режиме J-задано температурным графиком,' приведенным на черт. 4.


t



нв. Jfe дубликата__№    изя.

ив № подшивка__4835__Jfe    язв.


Черт. 4

3.2.    Расчет режимов ускоренных испытаний производить по критичной резине (см. п. 2.6)

3.3.    Определить скорость движения выходного звена на каждом режиме, заданном в табп. 1, по формуле:

2Я    (1)

Для прямоугольного или трапецеидального управляющего сигнала скорость движения выходного звена следует определять по формуле:

(2)

3.4.    Определить максимальную допустимую скорость движения выходного звена в соответствии с нагрузочной характеристикой гидропривода при нагрузке на каждом режиме, заданном в табл. 1, по формуле:



та.х


та*


may"


(3)


3,5. Определить скорость движения выходного звена на каждом ускоренном режиме по формуле:

Vy.*    .    (4)


ОСТ 1 00149-82 Op,


Если имеется нагрузочная характеристика для данного гидропривода, то допускается принимать

% * ^    (5)


3.6. Определить приращение температуры в резиновом уплотнении от увеличения скорости движения выходного звена на каждом ускоренном режиме по форк^ле:


(в)


3.7. Рекомендуется выбирать температуру рабочей жидкости на каждом ускоренном режиме в первом приближении из условий:

. о


% * 2 VH. i

Ч * %

+ С/г»

Ч * Ч

+ С/5.

it

ч-

п

Ч * Ч

+ ('го.

”.Ь~5\>ну,

ч * ч

+ (25.

ч ■ ч

+ (SO


)°1


(7)


3.8. Произвести разбивку интервала температуры от t у Д° (iy + At % )


на интервалы через 10 С, обозначив их по возрастающей последовательности: 1


от t0 до ±


от i>i до    до


где


* (*у+&*к) * *i-

Коэффициенты старения резиновых уплотнений Ксг ? КсТ }. . уКст, ?КСТ.

1    £    1    *    С

для критичной резины и соответствующих интервалов температур определяют по рекомендуемому приложению 3.


3.9. Определить произведение коэффициентов старения по формуле:

I    о,1    йt1    а,г    At;

ПКСТ, = Кст

1=1 6 у СТ1

где Ati = ti ~ tH ;

**l -- (*у+**к)    ■

3.10. Уточнить методом последовательных приближений с относительной погрешностью +5% температуру рабочей жидкости ty. при ~l3y. =const или

а"    (/■

скорость движения выходного звена 2^. при tyj = const на каждом ускоренном ,    о    <г

режиме при Ъу& 65 С по формуле:

1


CU


... к.


1-1


К.


СТ;


(8)


/    Г *

фу. r I П RСТ‘ V ✓ £** V


Ч‘


К:


1+а.Ь


(9)


ОСТ 1 00149-82 Стр. 10


Показатели степени Of и приведены в рекомендуемом приложении 4.

3.11. Определить частоту перемещения выходного звена на каждом ускоренном режиме по формуле:


Л/. -

Tyf 2TiAy. >

а для прямоугольного или трапецеидального управляющего сигнала по формуле:


(10)

(id


- 3.12. Определить количество циклов перемещения выходного звена на каждом ускоренном режиме по формуле:

.аЬ


%


пЪ'п


tu

V


(12)

3.13. Определить время ресурсных испытаний на каждом ускоренном режиме по формуле:

1+а.Ь


% *4 (lit


Ы4 <h


щ) ’


(13)


проверить по формуле:


П>


(14)


3.14. Определить время старения на каждом ускоренном режиме по формуле:


ОТ

Та =


ч


' Ц    i,

+    п    кст

1-1    ,f


(15)


где ПК ст, - по формуле (8). 1-1 /