Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

32 страницы

300.00 ₽

Купить ОСТ 108.001.17-82 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на конструкторскую документацию и нормативно-техническую документацию по стандартизации.

 Скачать PDF

С 30.06.2003 г. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" прекратил действие Закон РФ от 10.06.1993 N 5154-1 "О стандартизации", который причислял стандарты отраслей к нормативным документам по стандартизации. В 184-ФЗ не предусмотрена отраслевая стандартизация, осуществляемая федеральными органами исполнительной власти. В нем установлены только два уровня стандартизации (ст. ст. 13 - 17):

- национальная стандартизация, закрепленная за национальным органом РФ по стандартизации (Ростехрегулированием);

- стандартизация на уровне организаций, проводимая коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями и объединениями юридических лиц.

Более того, в п. 3 ст. 4 184-ФЗ специально отмечено, что федеральные органы исполнительной власти, к которым относятся и разработчики отраслевых стандартов) вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера.

После завершения переходного периода в 7 лет (п.7 ст. 46) с 30.06.2003г. (с 30.06.2010 г.) на территории РФ в сфере техрегулирования и стандартизации в т.ч. Имеют право на хождение только указанные в законе документы. Отраслевых стандартов в числе таких документов нет.

Ростехрегулирование на своем официальном сайте разъясняет, что пути легитимизации отраслевых нормативных документов (ОСТ, ТУ, РД и др.) по установившейся практике выбирают сами отрасли, перерабатывая эти документы либо в национальные стандарты (ГОСТ или ГОСТ Р), либо в стандарты организаций. Специальными актами на федеральном уровне отраслевые стандарты отменяться не будут.

Оглавление

1. Основные положения

2. Организация нормоконтроля

3. Порядок проведения нормоконтроля

4. Нормоконтроль конструкторской документации основного и вспомогательного производства

5. Нормоконтроль нормативно-технической документации по стандартизации

6. Оформление замечаний и предложений нормоконтролера

Приложение 1. Рекомендуемые нормы на проверку технических документов нормоконтролерами

Приложение 2. Перечень замечаний нормоконтролера

Приложение 3. Классификатор ошибок, выявленных при нормоконтроле

Приложение 4. Журнал учета документов, поступающих на нормоконтроль

 
Дата введения01.01.1984
Добавлен в базу12.02.2016
Завершение срока действия30.06.2003
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

18.11.1982УтвержденМинистерство энергетического машиностроения СССРВВ-002/8951
РазработанНПО ЦКТИ
ИзданНПО ЦКТИ1983 г.
ПринятВНИИНМАШ
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НОРМОКОНТРОЛЯ КОНСТРУКТОРСКОЙ И НОРМАТИВНОТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

ОСТ 108.001.17—82

Издание официальное

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ указанием Министерства энергетического машиностроения от 18.11.82 № ВВ-002/8951

ИСПОЛНИТЕЛИ: П. М. ХРИСТЮК, канд. техн. наук (руководитель комплексной темы); Б. М. БЕЙЛИНСОН (руководитель темы); Е. В. ЧЕРНЫХ; Л. А. ЧЕРЕХОВИЧ

СОГЛАСОВАН с Всесоюзным научно-исследовательским институтом по нормализации в машиностроении (ВНИИНмаш)

Директор    В.    Ф.    КУРОЧКИН

© Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И. И. Ползунова (НПО ЦКТИ), 1983.

УДК 62:002

Группа Т62 СТАНДАРТ

ОТРАСЛЕВОЙ

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ


НОРМОКОНТРОЛЯ КОНСТРУКТОРСКОЙ И НОРМАТИВНОТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ


ОСТ 108.001.17-82

Введен впервые


Указанием Министерства энергетического машиностроения от 18.11.82 № ВВ-002/8951 срок введения установлен

с 01.01.84

Настоящий стандарт распространяется на конструкторскую документацию и нормативно-техническую документацию по стандартизации.

Стандарт устанавливает основные требования к нормоконтролю и порядок проведения нормоконтроля конструкторской документации и нормативно-технической документации по стандартизации, разрабатываемой предприятиями и организациями Министерства энергетического машиностроения (Минэнергомаша) на изделия основного и вспомогательного производства, а также конструкторской документации, передаваемой предприятию-изготовителю отрасли организациями сторонних министерств (ведомств) и предприятиями (организациями) Минэнергомаша.

Стандарт разработан на основе и в дополнение ГОСТ 2.111-68.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Порядок проведения нормоконтроля конструкторской документации и нормативно-технической документации по стандартизации (далее по тексту — техническая документация) должен соответствовать требованиям ГОСТ 2.111-68 и настоящего стандарта.

1.2.    Нормоконтроль проводится с целью обеспечения высокого качества разрабатываемой документации, повышения уровня стан-

дартизации и унификации изделий, уменьшения объема и сокращения сроков выпуска разрабатываемой предприятиями и организациями (далее по тексту — предприятия) технической документации.

1.3. Основными задачами нормоконтроля являются следующие.

1.3.1.    Обеспечение соблюдения в разрабатываемой технической документации норм, правил и требований, установленных государственными, отраслевыми, республиканскими стандартами, руководящими нормативными документами Госстандарта и стандартами предприятий, а также правил и норм, утвержденных Госстроем СССР, транспортными министерствами и органами государственного надзора (Госгортехнадзором СССР, Регистром СССР, Речным регистром РСФСР, Минздравом СССР и др.).

1.3.2.    Обеспечение правильного оформления технической документации в соответствии с требованиями стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), Государственной системы стандартизации (ГСС), руководящих нормативных документов Госстандарта и нормативно-технических документов (НТД) по стандартизации Минэнергомаша.

1.3.3.    Обеспечение высокого уровня стандартизации и унификации разрабатываемых изделий на основе использования ранее спроектированных и освоенных в производстве стандартных и унифицированных сборочных единиц и деталей, типовых конструкторских решений и исполнений.

1.3.4.    Рациональное сокращение типоразмеров применяемых изделий, материалов, покрытий, диаметров, шлицевых и шпоночных соединений, модулей зубчатых колес, резьб, допусков и посадок, конусности, радиусов скруглений, фасок, канавок и других конструктивных элементов.

1.3.5.    Максимальное использование ранее разработанной конструкторской документации во вновь разрабатываемой и недопущение в производство технической документации с отступлениями от требований документов, указанных в подпунктах 1.3.1 и 1.3.2.

1.3.6.    Обеспечение однозначности терминов, обозначений и определений, используемых в технической документации.

1.3.7.    Проверка соблюдения требований к документации, подлежащей микрофильмированию.

1.3.8.    Обеспечение оформления документации с учетом применения вычислительной техники.

1.3.9.    Проверка соблюдения параметрических рядов, рядов предпочтительных чисел.

1.3.10.    Проверка внешнего вида предъявляемой документации на аккуратность и неповрежденность.

1.3.11.    Проверка комплектности документов и наличия установленных подписей.

1.3.12.    Консультирование разработчиков технической документации.

ОСТ 108.001.17—82 Стр. 3

1.3.13. Анализ и систематизация ошибок, выявленных при нор-моконтроле, их учет; информирование подразделений-разработчи-ков о качестве предъявляемой ими на нормоконтроль технической документации.

1.4.    Нормоконтролю подлежат следующие разрабатываемые предприятиями документы:

техническое задание (ТЗ) на проектирование и модернизацию изделий в соответствии с требованиями ОСТ 108.001.08—81;

техническое задание (ТЗ) на разработку стандартов в соответствии с требованиями ГОСТ 1.11-75;

конструкторские документы на всех стадиях их разработки по ГОСТ 2.103-68 в составе, установленном стандартами ЕСКД;

первые и последующие редакции проектов государственных и отраслевых стандартов, стандартов предприятий, технических условий (ТУ), проектов экспортных дополнений к стандартам и ТУ, а также сопроводительная документация к ним в составе, установленном стандартами ГСС и ЕСКД, руководящими нормативными документами Госстандарта и отраслевыми нормативно-техническими документами Минэнергомаша;

изменения к стандартам и экспортным дополнениям к ним, а также извещения об изменении (далее по тексту — извещения) конструкторских документов и ТУ;

дела отраслевых стандартов и стандартов предприятий.

1.5.    Конструкторская документация, передаваемая предприя-тию-изготовителю предприятиями и организациями сторонних министерств и ведомств, а также предприятиями Минэнергомаша, на изделия, подлежащие освоению в производстве, при необходимости должна подвергаться входному контролю нормоконтролерами предприятия-изготовителя.

Порядок проведения нормоконтроля указанной в настоящем пункте документации должен устанавливаться стандартами предприятия, разработанными с учетом требований ОСТ 108.001.08—81 и специфики предприятия.

1.6.    Нормоконтролер, кроме выполнения требований, предусмотренных ГОСТ 2.111-68, обязан:

тщательно и всесторонне проверять техническую документацию в строгом соответствии с требованиями настоящего стандарта и действующих на предприятии НТД;

делать обоснованные замечания о недостатках проверенных документов и давать рекомендации по их исправлению с обязательной ссылкой на конкретные документы, регламентирующие соответствующие требования, правила или нормы по данному вопросу. Кратко и четко фиксировать свои замечания на проверяемых документах в установленном порядке;

консультировать разработчиков по вопросам содержания и изменения стандартов ЕСКД, ГСС, руководящих нормативных документов Госстандарта и других документов по стандартизации;

Стр. 4 ОСТ 108.001.17—82

вносить предложения по изменению и дополнению стандартов, действующих на данном предприятии, а также по повышению эффективности нормоконтроля;

вести систематический учет своей работы по установленной форме;

повседневно повышать свою квалификацию, изучая действующие и вновь утверждаемые НТД и изменения к ним;

посещать занятия и семинары по изучению стандартов ЕСКД н ГСС.

1.7.    Нормоконтролер несет ответственность (кроме указанной в ГОСТ 2.111-68):

за выполнение установленных планом сроков и последовательности проверки;

за сохранность и опрятность принятой на нормоконтроль документации;

за своевременность и правильность оформления замечаний, учета и анализа выявленных ошибок и информации о качестве проверенной технической документации;

за правильность и обоснованность своих замечаний и предложений по исправлению проверяемой документации; за качество проверки технической документации.

1.8.    Нормоконтролер не несет ответственность за разработанную конструкцию изделия, принятые конструктивные размеры, не регламентированные действующими стандартами, увязку размерных, электрических и монтажных цепей, всех видов расчетов, за выбор номенклатуры комплектующих изделий, марок материалов, покрытий и термической обработки, но в случае обнаружения ошибок должен сообщить об этом разработчику.

1.9.    Нормоконтролер имеет право:

—    прекратить проверку и вернуть на доработку проверяемые технические документы, если в них, кроме несоблюдения требований, предусмотренных ГОСТ 2.11 Г—68, обнаружено:

большое количество ошибок (устанавливается практикой нормоконтроля);

несоответствие требованиям документов, указанных в подпунктах 1.3.1 и 1.3.2;

несоблюдение требований к документам, подлежащим бескопи-ровальному способу размножения и микрофильмированию;

несоблюдение требований к документам, подлежащим государственной регистрации;

нарушение правил оформления;

—    вызывать разработчиков для разъяснений по вопросам, возникшим в процессе проверки;

—    требовать предоставления помещения, надлежащим образом оборудованного;

—    не подписывать (не визировать) представленный на проверку документ в случае невыполнения требований нормоконтролера.

ОСТ 108.001.17-82 Стр. 5

2. ОРГАНИЗАЦИЯ НОРМОКОНТРОЛЯ

2.1.    Нормоконтроль технической документации на предприятиях должен осуществляться централизованно специальным подразделением (сектором, бюро, группой) службы стандартизации предприятия или выделенными для этого работниками службы стандартизации.

2.2.    Сектор (бюро, группа) нормоконтроля предприятия должен укомплектовываться высококвалифицированными специалистами, имеющими большой опыт производственной и конструкторской работы.

2.3.    Структура, штатное расписание и численный состав сектора (бюро, группы) нормоконтроля должны определяться на каждом предприятии в зависимости от характера разработок и норм проверки, установленных на предприятии в соответствии с рекомендуемым приложением 1.

2.4.    Для ускорения работ по нормоконтролю и повышения их качества рекомендуется специализация нормоконтролеров по следующим видам технических документов:

чертежам, спецификациям, ведомостям;

текстовым конструкторским документам (техническое описание, инструкция по эксплуатации, формуляр или паспорт и др.);

НТД (стандарты и ТУ), экспортным дополнениям и сопроводительной документации к НТД.

2.5.    Нормоконтроль извещений и изменений рекомендуется проводить нормоконтролеру, проверявшему изменяемый документ.

2.6.    Нормоконтроль проекта стандарта, начиная от проекта технического задания и кончая проектом окончательной редакции с сопроводительной документацией, должен проводить один нормо-контролер.

2.7.    Для сектора (бюро, группы) нормоконтроля в распорядок рабочего дня рекомендуется включать определенные часы для проведения консультаций по вопросам оформления и содержания документов, изучения новой нормативно-технической и информационной документации и выполнения работ, указанных в п. 1.6.

2.8.    Сектор (бюро, группа) нормоконтроля должен быть обеспечен всеми действующими документами, перечисленными в подпунктах 1.3.1 и 1.3.2, а также другими необходимыми для проведения нормоконтроля документами.

2.9.    Нормоконтролеры должны иметь полную и подробную информацию о вновь разработанных НТД, сроках введения их в действие и об изменении действующих НТД.

3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НОРМОКОНТРОЛЯ

3.1. Технические документы должны предъявляться на нормоконтроль в соответствии с планом-графиком прохождения их по подразделениям предприятия, который должен составляться с уче-

Стр. 6 ОСТ 108.001.17—82

том трудоемкости и норм времени на нормоконтроль на месяц (квартал, год) и предусматривать равномерное предъявление документов в течение планируемого срока.

3.2.    На нормоконтроль технические документы должны предъявляться комплектно:

конструкторские документы — в соответствии с требованиями ГОСТ 2.111-68;

проекты ТУ — в соответствии с требованиями ГОСТ 2.115-70 и ОСТ 108.001.07—80;

извещения к конструкторским документам и ТУ — совместно с учтенными копиями изменяемых документов и с вновь разработанными документами;

проекты государственных и отраслевых стандартов, стандартов предприятий — в соответствии с требованиями стандартов ГСС, руководящих нормативных документов Госстандарта и ОСТ 108.001.04—80;

изменения к стандартам и экспортные дополнения к ним — в соответствии с требованиями ГОСТ 1.21-75.

3.3.    Копии ранее разработанных конструкторских документов, заимствованных для вновь разрабатываемых изделий, должны быть также предъявлены на нормоконтроль в составе всего комплекта документации во избежание возможных ошибок.

3.4.    Нормоконтроль технической документации должен проводиться после метрологического контроля этой документации.

3.5.    Предъявленные на нормоконтроль технические документы должны иметь аккуратный вид (не должны быть мятыми, порванными, запачканными, с разлившейся тушью или смазанными и стершимися карандашными линиями); цифры, буквы и знаки на документах должны быть отчетливо выполнены.

3.6.    Конструкторские документы и проекты ТУ должны представляться на нормоконтроль предприятия с подписями в графах «Разраб.», «Пров.» и «Т. контр.» основной надписи по ГОСТ 2.104-68 и визой ответственного за проведение метрологического контроля. Виза проставляется над дополнительными графами 19—23 к основной надписи на полях для подшивки оригиналов и подлинников чертежей, заглавных листов текстовых конструкторских документов и проектов ТУ.

Первые (вторые, третьи и т. д.) и окончательные редакции проектов государственных и отраслевых стандартов, стандартов предприятия, проекты экспортных дополнений и изменений к ним должны предъявляться на нормоконтроль предприятия с подписями разработчиков в соответствии с требованиями ГОСТ 1.0-68ГОСТ 1.2-68, ГОСТ 1.4-68, ГОСТ 1.21-75, ГОСТ 1.23-77, ОСТ 108.001.04—80 и визой ответственного за проведение метрологического контроля.

Виза ответственного за проведение метрологического контроля должна быть проставлена в первых (вторых, третьих и т. д.) редакциях проектов государственных и отраслевых стандартов на

ОСТ 108.001.17—82 Стр. 7

полях для подшивки последних страниц копий проектов стандартов, а в окончательных редакциях проектов государственных и отраслевых стандартов — на полях для подшивки вторых страниц копий проектов стандартов.

В первых (вторых, третьих и т. д.) и окончательных редакциях проектов стандартов предприятия виза ответственного за проведение метрологического контроля должна быть проставлена на полях для подшивки последних страниц копий проектов стандартов.

Виза ответственного за проведение мefpoлoгичecкoro контроле проставляется по образцу «Метрол. контр., фамилия, подпись, дата».

3.7.    Оригинал конструкторского документа, предназначенный для изготовления по нему подлинника (копии) фото- или электрографическим способом, должен представляться на нормоконтроль без заполнения граф 12 и 13 основной надписи по ГОСТ 2.104-68. Разработчик и нормоконтролер должны поставить свои визы на поле для подшивки оригинала над дополнительными графами 19—23 по образцу «Разраб., фамилия, подпись, дата», «Н. контр., фамилия, подпись, дата». После изготовления фото- или электрографическим способом подлинника (копии) разработчик и нормоконтролер должны поставить на нем свои подписи в графе 12 и дату в графе 13 основной надписи. Подпись сотрудника, изготовившего подлинник (копию), фото- или электрографическим способом, следует помещать в графе 31 после надписи «копировал».

3.8.    Проверенная нормоконтролером конструкторская документация должна подписываться в порядке, установленном ГОСТ 2.111-68.

Конструкторские документы и проекты ТУ, подлежащие подписанию руководством предприятия, после проверки визируются нормоконтролером над дополнительными графами 19—23 к основной надписи на полях для подшивки подлинников чертежей, заглавных листов текстовых конструкторских документов и проектов ТУ по образцу «Н. контр., фамилия, подпись, дата».

Нормоконтролер подписывает подлинник документа в графе «Н. контр.» основной надписи после подписания документа руководством предприятия.

3.9.    В первых (вторых, третьих и т. д.) редакциях проектов государственных и отраслевых стандартов виза нормоконтролера должна быть проставлена на полях для подшивки последних страниц копий проектов стандартов, а в окончательных редакциях проектов государственных и отраслевых стандартов—на полях для подшивки вторых страниц копий проектов стандартов.

В первых (вторых, третьих и т. д.) и окончательных редакциях проектов стандартов предприятия виза нормоконтролера должна быть проставлена на полях для подшивки последних страниц копий проектов стандартов.

Виза нормоконтролера проставляется по образцу «Н. контр., фамилия, подпись, дата».

Стр. 8 ОСТ 108.001.17—82

Руководитель службы стандартизации не должен подписывать проекты НТД без визы нормоконтролера.

3.10.    Подписи и визы должностных лиц в основной надписи на титульных листах конструкторских документов и ТУ и на соответствующих страницах НТД должны быть выполнены тушью или чернилами черного цвета. На подлинниках документов, сделанных на кальке, подписи и визы должны быть выполнены только тушью.

3.11.    Нормоконтроль конструкторской документации рекомендуется проводить в два этапа:

I    — проверка оригиналов перед передачей на изготовление подлинников;

II    — проверка подлинников.

На 1 этапе проводится проверка оригиналов конструкторских документов в соответствии с требованиями раздела 4.

На И этапе проводится проверка подлинников на соответствие их оригиналам.

3.12.    Нормоконтроль проектов государственных и отраслевых стандартов, стандартов предприятий и ТУ рекомендуется проводить в четыре этапа:

I    — проверка проекта ТЗ на разработку стандарта;

II    — проверка первой редакции проекта стандарта (ТУ);

III    — проверка второй, третьей и т. д. редакций проекта стандарта (ТУ) —при их наличии;

IV    — проверка окончательной редакции проекта стандарта (ТУ).

На I—IV этапах проводится проверка проектов НТД в соответствии с требованиями раздела 5.

3.13.    При представлении на нормоконтроль второй, третьей и т. д. редакций проектов стандартов (ТУ) должны быть также представлены предыдущие их редакции с замечаниями нормоконтролера, а также документы, взамен которых они разрабатываются.

3.14.    Нормоконтроль проектов НТД, указанных в п. 3.12, проводится в два приема: проверка оригинала документа и изготовленного на его основе подлинника. Подлинник оформляется после проставления на оригинале визы нормоконтролера. На подлиннике после проставления визы нормоконтролера должен расписаться также руководитель службы стандартизации.

3.15.    При проведении экспертизы технической документации в соответствии с требованиями ОСТ 108.001.08—81 на продукцию, в производстве которой Минэнергомаш является ведущим, базовые организации по стандартизации отрасли по закрепленному за ними энергетическому оборудованию должны осуществлять нормоконтроль представленных документов независимо от ведомственной принадлежности разработчиков технической документации.

Порядок проведения нормоконтроля при экспертизе технической документации должен соответствовать требованиям настоящего стандарта и ОСТ 108.001.08—81.