ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
НАДЕЖНОСТЬ ИЗДЕЛИЙ ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЯ
СИСТЕМА СБОРА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ С МЕСТ ЭКСПЛУАТАЦИИ, РЕМОНТА И С ПРЕДПРИЯТИЙ-ИЗГОТОВИТЕЛЕЙ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОСТ 108.001.114-80
Издание официальное
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ указанием Министерства энергетического машиностроения от 07.04.80 № КЖ-002/2731, приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 01.02.80 № 53А и распоряжением Министерства газовой промышленности от 06.02.80 № ВД-196
ИСПОЛНИТЕЛИ
НПО ЦКТИ: А. И. ЕФИМОВ,
Ю. А. ГОЛЬДБЕРГ, 3. И. КАНТОР, Г. И. СЕДОВА
ПО «СОЮЗТЕХЭНЕРГО»: Г. П. ГЛАДЫШЕВ,
Э. Л. ФОШКО, И. А. ТЕРЕНТЬЕВ
ПО «СОЮЗОРГЭНЕРГОГАЗ»: В. П. ДЕЛЬСАЛЬ,
3. С. СЕДЫХ, И. А. ЦАРОВСКИЙ
© Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И. И. Ползунова (НПО ЦКТИ), 1980.
УДК 620.9 : 002 Группа Т51
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
НАДЕЖНОСТЬ ИЗДЕЛИЙ ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЯ
СИСТЕМА СБОРА и обработки ОСТ 108.001.114—80
ИНФОРМАЦИИ С МЕСТ ЭКСПЛУАТАЦИИ, РЕМОНТА И Взамен ОСТ 24.030.14
С ПРЕДПРИЯТИЙ-ИЗГОТОВИТЕЛЕЙ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Указанием Министерства энергетического машиностроения от 07.04.80 № ЮК-002/2731, приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 01.02.80 № 53А и распоряжением Министерства газовой промышленности от 06.02.80 № ВД-196 срок введения установлен
с 01.01.81
Настоящий стандарт разработан в соответствии с ГОСТ 16468-79, ГОСТ 17526-72 и устанавливает единую организационную структуру системы сбора и обработки информации о надежности энергетического оборудования (энергооборудования) с мест эксплуатации, ремонта и с предприятий-изготовителей, а также формы учетных документов.
Стандарт является составной частью комплекса документов по сбору и обработке информации о надежности оборудования, распространяется на тепломеханическое оборудование для ТЭС, АЭС, ГЭС и газоперекачивающих установок, изготовляемое предприятиями Министерства энергетического машиностроения (Минэнерго-маша), и обязателен как для предприятий и организаций этого министерства, так и для предприятий и организаций-заказчиков: Министерства энергетики и электрификации СССР (Минэнерго СССР) и Министерства газовой промышленности (Мингазпром).
1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ СБОРА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
1.1. Система сбора и обработки информации о надежности энергооборудования с мест эксплуатации, ремонта и с предприятий-изготовителей направлена на совершенствование его конструкции,
Стр. 2 ОСТ 108.001.114-80
технологии изготовления, качества ремонта и условий эксплуатации.
1.2. Задачами данной системы являются:
количественная оценка надежности энергооборудования на основе статистических данных о работе, отказах, повреждениях и ремонтах оборудования и его элементов;
оценка технического уровня энергооборудования в части надежности;
выявление сборочных единиц и деталей, лимитирующих надежность оборудования;
изучение характера и причин возникновения повреждений и отказов оборудования;
выявление и оценка конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов, снижающих надежность оборудования и влияющих на величину затрат труда, времени и средств при ремонте;
уточнение номенклатуры и норм запасных частей, разработка предложений по совершенствованию существующих систем технического обслуживания и ремонта энергооборудования;
использование опыта эксплуатации оборудования для расчета показателей надежности вновь проектируемого оборудования.
1.3. Система сбора, обработки и анализа информации должна обеспечивать:
эффективную связь и обмен информацией между разработчиками, изготовителями и заказчиками оборудования с целью повышения его надежности;
обобщение результатов обработки информации о надежности однотипного (по конструкции и условиям эксплуатации) оборудования в масштабе отрасли;
разработку мероприятий, направленных на повышение надежности оборудования, и определение их технико-экономической эффективности.
1.4. Информация о надежности оборудования в соответствии с указанными в п. 1.2 задачами может быть систематической и разовой. Информация должна быть полной, достоверной и своевременной. Систематическая информация должна обеспечивать возможность применения автоматизированных устройств поиска и обработки данных. Разовая информация состоит из оперативных сообщений о серьезных повреждениях и информации по специальным запросам.
1.5. Разовая информация (оперативное сообщение) о серьезных повреждениях оборудования (например, о повреждениях проточной части турбины, разрывах барабана или трубопроводов котла и т. п.) должна поступать на предприятия-изготовители и в головные организации по надежности Минэнергомаша и Минэнерго СССР в течение 24 часов с момента их возникновения.
1.6. Номенклатура и объем информации о работе и ремонтах оборудования устанавливаются не реже одного раза в три года на
ОСТ 108.001.114—80 Стр. 3
основании предложений предприятий, изготавливающих и эксплуатирующих оборудование, согласованным решением головных организаций по обору и обработке информации.
1.7. Головные организации по сбору и обработке информации назначаются соответствующими министерствами (ведомствами) из числа головных или ведущих организаций по надежности и ремонту отдельных видов изделий (см. справочное приложение 1).
1.8. Головные организации по сбору и обработке информации заинтересованных министерств и предприятия-изготовители для решения отдельных частных задач по обеспечению надежности энергооборудования по взаимному согласованию могут выделить группу предприятий для подконтрольной зксплуатации.
2. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СБОРА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
2.1. Структура системы сбора и обработки информации с мест эксплуатации, ремонта и с предприятий-изготовителей, представленная на чертеже, охватывает организации и предприятия министерств изготовителя и заказчиков (организации и предприятия-разработчики, предприятия-изготовители, ремонтные, монтажные и наладочные организации, эксплуатационные предприятия). Министерства— заказчики энергооборудования, не указанные на нем, должны иметь структурные связи с Минэнергомашем, аналогичные изображенным (см. чертеж) для Минэнерго СССР и Мингазпрома.
Организации и предприятия, не являющиеся постоянными потребителями информации, могут получать необходимые сведения о надежности энергооборудования по специальным запросам через головную организацию по сбору и обработке информации соответствующего министерства.
2.2. Сбор и передача информации о надежности энергооборудования по ГОСТ 16468-79 и ГОСТ 20857-75 производится предприятиями, эксплуатирующими это оборудование (ГРЭС, ТЭЦ, РК, ГЭС, АЭС, газоперекачивающими станциями и т. д.), ремонтными предприятиями и предприятиями-изготовителями.
2.3. Научно-методическое руководство проведением сбора информации с мест эксплуатации, ремонта и с предприятий-изготовителей (разработка методик, инструкций, согласованных с изготовителями и заказчиками форм учетных документов) осуществляют головные организации соответствующих министерств.
2.4. Учет (регистрация) первичных данных о надежности на местах эксплуатации, ремонта и изготовления энергооборудования возлагается соответственно на предприятия, обслуживающие, ремонтирующие и изготавливающие оборудование.
2.5. Ответственность за организацию сбора информации о надежности оборудования, за ее полноту, регулярность, достоверность и представление в установленные сроки несут руководители соответствующих предприятий (ом. п. 2.2).
Стр. 4 ОСТ 108.001.114—80
3. ОБЪЕМ И ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ,
ФОРМЫ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ
3.1. Объем информации с мест эксплуатации, ремонта и изготовления должен обеспечить решение задач, изложенных в разделе 1.
3.2. Информация по надежности энергооборудования должна содержать следующие обязательные данные:
паспортные данные поврежденного оборудования и дату возникновения неисправности (отказа);
адресные данные места повреждения (сборочной единицы, детали);
характеристику поврежденной сборочной единицы (марка, изготовитель, материал);
описание условий работы в момент возникновения неисправности;
причину неисправности (отказа); количество отказавших элементов; характер повреждения и его последствия;
временные показатели работы оборудования и отказавшей сборочной единицы (время включения, отключения, наработка с начала эксплуатации, от последнего планового ремонта, от последнего включения);
характеристику работы [технико-экономичеокие показатели оборудования— данные формы № 3-тех (энерго)].
3.3. Информация по ремонтам энергооборудования должна содержать следующие обязательные данные:
паспортные данные оборудования и дату его ремонта; адресные данные отремонтированного узла (детали); характер ремонта;
количество замененных и поврежденных элементов; продолжительность ремонта (в том числе время отыскания неисправности, подготовительных, ремонтных и послеремонтных операций);
трудовые затраты на ремонт; стоимость ремонта.
3.4. Информация с предприятий-изготовителей (материалы по совершенствованию оборудования) должна содержать данные об основных изменениях в конструкции и технологии изготовления серийного энергооборудования, повышающих его надежность.
3.5. Формы учета разрабатываются головными организациями министерства-заказчика и согласовываются с головными организациями министерства-изготовителя. До внедрения новых форм, отвечающих требованиям настоящего ОСТа, информация должна поступать в ранее существовавших формах.
3.6. Формы учета должны предусматривать возможность дальнейшей обработки информации на ЭВМ.
ОСТ 108.001.114-80 Стр. 7
Кодирование информации должно проводиться в соответствии с единой для заказчика и изготовителя нормативно-технической документацией.
3.7. Регистрация несистематизированной информации на предприятиях, эксплуатирующих, ремонтирующих и изготавливающих энертооборудование, производится в первичных формах учета.
Основными первичными формами учета являются журнал учета наработок, неисправностей (отказов) и ремонтов оборудования, карта отказа (неисправности), карта повреждений и ремонтных работ, технологические карты. К первичным формам учета относятся также оперативный журнал оборудования; акты входного контроля, расследования отказов; заключения лаборатории металла и сварки и водно-химической лаборатории; акты о выполненных объемах ремонтно-восстановительных работ; паспорта, формуляры и тому подобные документы.
3.8. Накопление информации, систематизированной по конкретному признаку, производится в банках сведений (картотеках карт отказа, карт повреждений и ремонтных работ и т. п.) и во вторичных формах учета (формах-накопителях), разрабатываемых головными организациями. Такими формами являются: «Причины остановов», «Характеристика работы», «Информация о надежности оборудования по результатам эксплуатации», «Сведения о ремонтах оборудования» и т. п.
3.9. Журнал учета наработок, неисправностей (отказов) и ремонтов оборудования (рекомендуемое приложение 2) предназначен для ведения всех записей, обеспечивающих систематический учет работы оборудования, и должен содержать все сведения, необходимые для заполнения карты неисправности (отказа).
3.10. Карта отказа предназначена для регистрации единичного отказа (неисправности) энергооборудования.
Конкретная форма и содержание карты отказа разрабатываются головными организациями заказчика и согласовываются заинтересованными организациями министерств изготовителя и заказчика энергооборудования.
Рекомендуемая форма карты отказа для теплосилового оборудования электростанций и порядок ее заполнения приведены в «Указаниях по заполнению карт отказа по авариям и отказам в работе электростанций, электрических и тепловых сетей, энергосистем и энергообъединений Министерства энергетики и электрификации СССР. Сводный классификатор теплотехнической части электростанций и тепловых сетей». СПО ОРГРЭС, М., 1976.
3.11. Предприятия-заказчики не позднее третьего числа месяца, следующего за отчетным, направляют карты отказа и другие формы (см. чертеж) энергоуправлениям по подчиненности, а формы, учитывающие причины остановов и характеристики работы, — головной организации министерства-изготовителя.
3.12. Энергоуправления Минэнерго СССР и производственные объединения Мингазпрома после рассмотрения и контроля утвер-
ждают карты с необходимыми дополнениями и изменениями и не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным, направляют их в головные организации по надежности своего министерства (см. справочное приложение 1). Карты, не утвержденные энергоуправлением, возвращаются на предприятие для доработки.
3.13. Головные организации министерств-заказчиков ежемесячно, не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным, направляют карты отказа головным организациям Минэнергомаша.
3.14. Головные организации Минэнергомаша размножают карты отказа и ежемесячно в согласованные сроки направляют их копии предприятиям-изготовителям.
3.15. Головные организации Минэнергомаша и министерств-заказчиков создают у себя банки по отказам соответствующего энергетического оборудования, проводят статистическую обработку и анализ информации о повреждениях, заполняя соответствующие формы, разрабатывают необходимые рекомендации и выпускают обобщающие (годовые или квартальные) отчеты о надежности энергооборудования.
3.16. Предприятия-изготовители (разработчики) анализируют причины повреждений, при необходимости исследуют образцы продукции, на которые получена рекламация, разрабатывают и внедряют мероприятия по повышению надежности энергооборудования.
При разработке этих мероприятий учитываются рекомендации головных организаций, содержащиеся в их обобщающих отчетах.
Об основных изменениях в конструкции и технологии изготовления серийного энергооборудования, влияющих на его надежность, предприятия-изготовители через головную организацию Минэнергомаша сообщают головным организациям министерств-потребителей в материалах по совершенствованию оборудования.
Объем этих материалов должен соответствовать паспорту (формуляру) оборудования или позициям специальных форм, согласованных головными организациями заинтересованных министерств. Кроме того, предприятия-изготовители представляют разовую информацию о надежности изготавливаемого оборудования по запросам головных организаций Минэнергомаша и министерств-заказчиков.
3.17. Материалы о ремонтах (карты повреждений и ремонтных работ, сведения о ремонтах) в формах, разработанных головной организацией по ремонтным работам совместно с головными организациями по надежности, после согласования с эксплуатационным предприятием высылаются персоналом ремонтной организации в энергоуправление или производственное объединение (по подчиненности) один раз в квартал не позднее 15 числа следующего за отчетным кварталом месяца.
3.18. Энергоуправление (производственное объединение) после проверки полноты и правильности заполнения форм направляет их в головную организацию по ремонтным работам энергооборудо-