Допуски и посадки ОСТ 1003
Основные понятия
Система допусков. Классы точности. Типы посадок.
Обозначения
а) Системой допусков называется планомерно построенная совокупность допусков и посадок.
б) Система допусков подразделяется:
1) по основанию системы —на систему отверстия и на систему вала,
2) по величине допусков—на несколько степеней (классов) точности,
3) по величине зазоров или натягов—на ряд посадок.
в) Система отверстия характеризуется тем, что в ней для всех посадок одной и той же степени точности (одного класса), отнесенных к одному
и тому же номинальному диаметру, предельные размеры отверстия остаются постоянными. Осуществление различных посадок достигается за счет соответствующего изменения предельных размеров вала.
В системе отверстия номинальный размер является наименьшим предельным размером отверстия.
г) Система вала характеризуется тем, что в ней для всех посадок одной и той же степени точности (одного класса), отнесенных к одному и тому же номинальному диаметру, предельные размеры вала остаются постоянными. Осуществление различных посадок достигается за счет соответствующего изменения предельных размеров отверстия.
В системе вала номинальный размер является наибольшим предельным размером вала.
Следствие. Обе системы являются несимметричными предельными, причем допуск отверстия в системе отверстия всегда будет направлен в сторону увеличения отверстия (в течо), а допуск вала в системе вала—в сторону уменьшения вала (в тело).
д) При графическом построении допусков пользуются понятием .нулевая линия*4.
Нулевая линия служит началом отсчета отклонений от номинального размера, причем в системе отверстия она определяет размер наименьшего отверстия, а в системе вала—наибольшего вала.
е) В зависимости от величины допусков зазора и натяга при одинаковых посадках и одних и тех же номинальных диаметрах различают посадки разной степени точности, группируемые по отдельным классам точности.
Установление нескольких классов точности имеет своею целью применение в производстве наипростейшего оборудования и наипростейших методов обработки применительно к отдельным объектам производства.
Все классы точности образуют 2 группы.
ж) Для соединений, требующих во все/ случаях вполне отчетливого характера, применяются классы точности первой группы, обозначаемые 1, 2, 3, в порядке убывающих степеней точности.
Классы обозначаются арабскими цифрами в виде индексов к обозначениям посадок.
Примечания. 1. Для облегчения начертания, во втором классе
точности, ввиду бечьшого его распространения, индекс 2 опускается.
2. Разрешается обозначать классы точности арабскими цифрами в
строчку с обозначением посадок во всех случаи, когда это вызывается удобством начертания.
s) Для более грубых соединений применяются классы точности 2-й группы, обозначаемые 4, 5, 6, в порядке убывающих степеней точности.
и) Посадкам присваиваются следующие наименования и обозначения (в порядке убывающих натягов и возрастающих зазоров):
Неподвижные посадки
Горячая . . Прессовая . Глухая . . . Тугая .... Напряженная Плотная . .
Подвижные посадки
Скользящая....................... С
Движения........................Д
Ходовая.........................X
Легко-ходовая......................Л
Широко-ходовая.....................Ш
к) Основания систем обозначают я: отверстие буквой А, вал—В.
Отверстие в системе вала и вал в системе отверстия обозначаются буквами
и цифрами соответствующих им погадок и классов точности.
л) В отдельных случаях, при невозможности по техническим и экономическим условиям уложиться в допуски, предписываемые системой, разрешается пользоваться комбинацией из отдельных элементов посадок системы отверстия и системы вала или комбинацией элементов посадок разных классов точности.
м) В отдельных, особо исключительных случаях, при наличии достаточного обоснования, допускается пользоваться не входящими в систему, яиндивидуаль-ными" допусками.
н) Допуски для размеров поверхностей, не входящих в какое-либо соединение или же не влияющих непосредственно на характер соединения, носят название .допуски свободных размеров*.
Утвержден Комитетом по стандартизации при Совете труда а обороны 27! VII 1929 г. как обязательный с ЦШ 1030 г.