|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО |
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
РОСПВТОПОР
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ЭФФЕКТИВНЫХ НЕКАПИТАДОЕМКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ АВАРИЙНОСТИ В МЕСТАХ КОНЦЕНТРАЦИИ ДТП НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)
МОСКВА 2017
ОДМ 218.6.025-2017
5.5 В число приоритетных мероприятий включаются дорожные работы, обеспечивающие приведение транспортно-эксплуатационных показателей в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597 и ГОСТ 33220.
5.6 В рассмотрение рекомендуется включаются как одиночные мероприятия, которые способствуют предотвращению отдельных видов ДТП (направленны на локальные изменения дорожных условий), так и комплексы мероприятий, направленные на предотвращение всех ДТП.
5.7 Мероприятия также рекомендуется проводить для предотвращения транспортных заторов, внедрения эффективных маршрутных систем.
5.8 Для обеспечения однородности условий движения помимо мероприятий в местах концентрации ДТП рекомендуется также предусматривать мероприятия по улучшению транспортноэксплуатационных показателей на смежных с ними участках.
5.9 При разработке мероприятий целесообразно осуществлять вариантную их оценку на основе экономических показателей с учетом ожидаемого (расчетного) снижения уровня аварийности.
5.10 Прогнозируемое снижение аварийности после реализации планируемых мероприятий устанавливается расчетным путем. В качестве показателя, характеризующего ожидаемое изменение аварийности в результате проведения мероприятий, рекомендуется использовать среднюю вероятность снижения количества ДТП.
5.11 При выборе мероприятий прогноз их эффективности рекомендуется осуществлять по методике, изложенной в разделе 6 настоящих Рекомендаций.
5.12 Мероприятия в местах концентрации ДТП назначаются с учетом планов проведения работ по капитальному ремонту и ремонту соответствующих участков дорог.
5.13 Приоритетность мероприятий определяется:
-степенью опасности мест концентрации ДТП, характеристиками стабильности их местоположения;
6
ОДМ 218.6.025-2017
-наличием недостатков транспортно-эксплуатационного состояния УДС, выявленных по карточкам учета ДТП, и других дефектов дороги, влияющих на безопасность движения, выявленных в результате анализа исходных данных;
-соответствием выбранных мероприятий актам технического регулирования.
5.14 Этапы разработки некапиталоемких мероприятий по снижению аварийности в местах концентрации ДТП представлены на рисунке 1.
5.15 Оценка эффективности мероприятий после их реализации выполняется на основе сопоставления наблюдаемого уровня аварийности до выполнения соответствующих дорожных работ с уровнем аварийности после их проведения в соответствии с разделом 7 настоящих Рекомендаций.
6 Технико-экономическое обоснование мероприятий
6.1 Эффективность планируемых мероприятий по снижению аварийности в местах концентрации ДТП определяется сопоставлением затрат, необходимых на их реализацию, и эффекта, ожидаемого от снижения числа ДТП [6; 7].
6.2 Оценка результатов эффективности рассматриваемого мероприятия осуществляется за весь срок его службы.
При сравнении двух и более вариантов реализации комплексов мероприятий оценка эффективности производится за один и тот же расчетный период. При определении расчетного периода следует ориентироваться на наиболее долговечный вариант.
6.3 Расчет стоимости дорожных работ выполняется в соответствии с нормативными документами в области ценообразования.
6.4 Решение о целесообразности применения мероприятия рекомендуется принимать с учетом значения показателя чистого дохода от проведения данного мероприятия.
7
I
1
Прогноз эффективности планируемых мероприятий по БДД |
J |
! |
Реализация мероприятий |
J |
1 |
|
С
Опенка эффективности реализованных МС|ЮПрНИ1ИЙ методом «до» и «после» |
Рисунок I Этапы разработки мероприятий по снижению аварийности в
местах концентрации ДТП
6.5 Сальдо определяется для каждого года отдельно и накопленным потоком за весь расчетный период по формулам (I), (2):
(1)
(2)
ОДМ 218.6.025-2017
где Р, - приток денежных средств (результат) в год t из расчетного периода
тР;
3, - затраты, отток денежных средств в год, t.
Затраты определяются по формуле (3):
Зг = *■ + £//,«„ (3)
где К - затраты из соответствующего сметного расчета;
И, - затраты на эксплуатацию оборудования в год I (без амортизационных отчислений и для элементов обустройства дороги принимаются 3 % от стоимости капитальных работ);
а, - коэффициент приведения разновременных затрат к году пуска объекта в эксплуатацию; рассчитывается на основе нормы дисконта Е„, которая должна быть равна фактической ставке процента по кредитам в банках по формуле (4):
где Ен - норма дисконта; t - номер текущего года.
6.6 Все результаты и затраты, получаемые (совершаемые) в различные периоды времени, приводятся к началу расчетного периода путем умножения их на коэффициент, определяемый нормой дисконта.
6.7 При расчете социально-экономического ущерба от ДТП используются средние значения потерь, наносимых обществу, в соответствии с нормативами данными.
При упрощенных расчетах социально-экономический ущерб за год определяется из выражения (5):
Слтл = NJ. * N,r, + N~rm, > (5)
где С£п - социально-экономический ущерб, руб.;
N количество пострадавших («п» - погибло взрослых, «р» - раненых, «тс» - количество автомобилей, получившие повреждение);
9
ОДМ 218.6.025-2017
Y - нормативные социально-экономические оценки ущерба в случае гибели и ранения людей, повреждения транспортных средств и прочего ущерба.
6.8 При расчетах в ценах 2014-2017 гг. рекомендуется использовать значения социально-экономического значения, приведенные в таблице 1 [8]. Таблица 1 - Оценка социально-экономического ущерба при ДТП, в млн. руб. на период 2015-2017 гг. в Российской Федерации
Показатели |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Гибель человека |
13,172 |
14,191 |
15,138 |
16,085 |
Ранение человека |
0,401 |
0,438 |
0,467 |
0,496 |
Материальный ущерб ТС |
0,210 |
0,230 |
0,244 |
0,258 |
6.9 Прогноз эффективности комплекса мероприятий рекомендуется выполнять в соответствии с ОДМ 218.4.004-2009 [2].
6.10 Средние значения коэффициентов вероятности снижения количества ДТП, прогнозируемые после проведения типовых
некапиталоемких мероприятий по сокращению аварийности в местах концентрации ДТП, приведены в Приложении Б.
6.11 Пример технико-экономического обоснования мероприятий по сокращению аварийности в местах концентрации ДТП приведен в Приложении А.
7 Оценка эффективное! и мероприятий методом «до» и «после»
7.1 Эффективность мероприятий определяется в долях (процентных) и абсолютных значениях по отношению к базовому периоду времени. За базовые периоды берется период (обычно 1 год) до реализации мероприятия и такой же период после реализации мероприятия. В качестве показателей аварийности используются: количество ДТП, число погибших и раненых, а также ущерб от ДТП.
ОДМ 218.6.025-2017
7.2 Оценку эффективности мероприятий рекомендуется выполнять по формулам (8), (9):
К % = - (8)
где \D - доля сокращения количества ДТП на участке дороги в результате внедрения мероприятия;
I) - количество ДТП на участке дороге до реализации мероприятия;
(9)
где SU - доля сокращения социально-экономического ущерба ДТП после на участке дороги в результате внедрения мероприятия, руб.;
С - стоимость мероприятия, руб.
7.3 При изменении интенсивности движения транспортных средств более чем на 10 % рекомендуется при расчетах эффективности учитывать изменение интенсивности движения.
7.4. Если период до проведения мероприятия длительнее времени, прошедшего после проведения мероприятия, то расчетное количество ДТП в период «до» определяется по формуле (10) [9]:
/У Db -K, В „/(N* В J, (10)
где Д*> - количество ДТП в период «до»;
Ntli - интенсивность движения «после»;
В ni - число дней «после»;
Мм - интенсивность движения «до»;
- число дней «до».
7.5 Для определения средней интенсивности движения на участке дороги с перекрестками суммируют число транспортных средств, проходящих непосредственно около пересечения или примыкания в одном уровне, и делят полученную сумму пополам.
7.6 Если период «после» больше периода «до», то расчетное количество ДТП в период «после» определяется по формуле (11):
/9*’ А,„ Мм • Ад, (N,„ A J, (11)
11
ОДМ 218.6.025-2017
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФАУ «РОСДОРНИИ») по заказу Федерального дорожного агентства
2 ВНЕСЕН Управлением строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства
3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 31.08.2017 № 2362-р
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
II
ОДМ 218.6.025-2017
Содержание
1 Область применения............................................................... 1
2 Нормативные ссылки............................................................... I
3 Термины, определения и сокращения.......................................... 3
4 Общее положения.................................................................. 3
5 Основные этапы разработки мероприятий и их классификация...... 5
6 Технико-экономическое обоснование мероприятий..................... 7
7 Оценка эффективности мероприятий методом «до» и
«после»................................................................................. 10
Приложение А Пример технико-экономического обоснования мероприятий по сокращению аварийности в местах концентрации
ДТП.................................................................................... 14
Приложение Б Прогнозируемое снижение аварийности после реализации типовых некапиталоемких мероприятий по сокращению
аварийности в местах концентрации ДТП.................................... 18
Приложение В Пример построения диаграммы для оценки
эффективности мероприятия..................................................... 23
Приложение Г Типовые решения применения некапиталоемких мероприятий по сокращению аварийности в местах концентраций
ДТП..................................................................................... 26
Библиография......................................................................... 47
111
ОДМ 218.6.025-2017 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Рекомендации по выбору эффективных некапнталоемкнх мероприятий но снижению аварийности в местах концентрации ДТП на автомобильных дорогах общею пользования
1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее -Рекомендации) определяет принципы (подходы) по выбору некапиталоемких мероприятий по снижению аварийности в местах концентрации ДТП на автомобильных дорогах общего пользования.
1.2 Рекомендации предназначены для организаций, осуществляющих работы по разработке мероприятий по снижению аварийности в местах концентрации ДТП на автомобильных дорогах общего пользования.
ОДМ рекомендуется к применению для планирования работ по организации и безопасности дорожного движения при ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 31994-2013 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
ГОСТ 32759-2014 Дороги автомобильные общего пользования.
Дорожные тумбы. Технические требования
ГОСТ 32843-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Столбики сигнальные дорожные. Технические требования
ГОСТ 32866-2014 Дороги автомобильные общего пользования.
ОДМ 218.6.025-2017
Световозвращатели дорожные. Технические требования
ГОСТ 32944-2014 Дороги автомобильные общего пользования.
Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования
ГОСТ 32945-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования
ГОСТ 32953-2014 Дороги автомобильные общего пользования.
Разметка дорожная. Технические требования
ГОСТ 33025-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Полосы шумовые. Технические условия
ГОСТ 33128-2014 Дороги автомобильные общего пользования.
Ограждения дорожные. Технические требования
ГОСТ 33150-2014 Дороги автомобильные общего пользования.
Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования ГОСТ 33151-2014 Дороги автомобильные общего пользований.
Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения
ГОСТ 33220-2015 Дороги автомобильные общего пользования.
Требования к эксплуатационному состоянию
ГОСТ 33385-2015 Дороги автомобильные общего пользования.
Светофоры дорожные. Технические требования
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52605-2006 Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. 11равила применения
ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования
ОДМ 218.6.025-2017
3 Термины, определения и сокращения
В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями и следующие сокращения:
3.1.1 Диаграмма разброса: Точечная диаграмма в виде графика, получаемого путем нанесения в определенном масштабе полученных в результате наблюдений точек.
3.1.2 место концентрации ДТП: Участок автомобильной дороги, не превышающий 1000 м вне населенного пункта, 200 м в населенном пункте или пересечение дорог, где в течение последних 12 месяцев произошло три и более ДТП одного вида или пять и более ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или ранены люди.
3.1.3 некапиталоемкие мероприятия: Работы, выполняемые при содержании и ремонте автомобильной дороги за исключением капитального ремонта [1].
3.2 В настоящем ОДМ применены следующие сокращения:
3.2.1 БДД: Безопасность дорожного движения.
3.2.2 ДТП: Дорожно-транспортное происшествие.
3.2.3 ТСОДД: Технические средства организации дорожного
движения.
3.2.4 УДС: Улич но-дорожная сеть.
3.2.5 ЧД: Чистый доход.
4 Общие положения
4.1 На эксплуатируемых дорогах к объектам аудита безопасности дорожного движения (далее - аудит) относятся места концентрации ДТП.
По результатам аудита определяются некапиталоемкие мероприятия по снижению аварийности в местах концентрации ДТП (далее - мероприятия).
4.2 Выбор мероприятий осуществляется на основе анализа:
3
ОДМ 218.6.025-2017
-данных о параметрах и об эксплуатационных характеристиках конструктивных элементов дороги;
-сведений учетных карточек ДТП и приобщенным к ним материалам; -сведений об интенсивности движения и составе движения;
4.3 Основными принципами выбора мероприятий являются: -соблюдение требований документов национальной системы
стандартизации и других нормативно-технических документов в сфере безопасности дорожного движения;
-снижение влияния (ликвидация) основных факторов аварийности; -приоритет профилактики ДТП с погибшими и ДТП из-за недостатков транспортно-эксплуатационного состояния УДС;
-комплексный подход к формированию мероприятий.
4.4 Назначение типовых мероприятий осуществляется на основе результатов анализа причин и условий возникновения ДТП.
При этом рекомендуется:
-проводить топографический анализ ДТП;
-использовать методы оценки влияния дорожных условий на риск возникновения ДТП в соответствии с ОДМ 218.4.004-2009 [2];
-использовать метод экспертных оценок в соответствии с ОДМ «Методические рекомендации по проведению аудита безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог».
4.5 При проведении анализа ДТП на участке дороги учитываются основные факторы аварийности:
-наличие пересечения транспортных и пешеходных потоков; -недостаточная видимость дороги в плане и профиле;
-установленная или выбранная скорость движения не соответствует дорожным условиям;
-наличие возможности неожиданного появления пешеходов и транспортных средств с прилегающей территории;
ОДМ 218.6.025-2017
-слияние или пересечение транспортных потоков на пересечениях дорог, съездах, переходно-скоростных полосах и пр.
4.6 Выбор мероприятий рекомендуется осуществлять с учетом ОДМ 218.4.004-2009 [2] и ОДМ 218.4.005-2010 [4].
5 Основные этапы разработки мероприятий и их классификации
5.1 Мероприятия назначаются по рекомендациям (или в соответствии с рекомендациями) аудиторов или других специалистов, разрабатывающих их для устранения характерных причин аварийности в местах концентрации ДТП.
5.2 Мероприятия в зависимости от очередности их выполнения рекомендуется разделять на первоочередные и второй очереди [5].
К первоочередным относятся мероприятия по устранению недостатков транспортно-эксплуатационного состояния дорог и мероприятия по оборудованию их элементами обустройства.
Ко второй очереди относятся мероприятия, реализуемые в рамках работ по ремонту дороги, планирование которых осуществляется в установленном порядке.
5.3 На предварительном этапе разработки мероприятий осуществляется анализ исходных данных о дорожных условиях, об интенсивности, составе транспортного потока и аварийности.
Проводится анализ причин возникновения отдельных видов ДТП, определяются характерные дорожные условия, способствующие возникновению ДТП.
5.4 Выбор мероприятий по снижению уровня аварийности в местах концентрации ДТП определяется необходимостью ликвидации основных факторов аварийности, определяющих повышенный риск возникновения ДТП.
5