Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

269 страниц

1432.00 ₽

Купить ОДМ 218.4.005-2010 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ рекомендуется к применению при проектировании новых, реконструкции, ремонте и эксплуатации существующих автомобильных дорог общего пользования, а также при разработке нормативных документов в области обеспечения безопасности движения

 Скачать PDF

Документ имеет рекомендательный характер.

Оглавление

Раздел 1. Область применения

Раздел 2. Нормативные ссылки

Раздел 3. Термины и определения

Раздел 4. Общие положения

     4.1. Показатели степени аварийности

     4.2. Основные мероприятия по обеспечению безопасности движения

     4.3. Характерные участки дорог повышенной аварийности

Раздел 5. Методы оценки безопасности движения

     5.1. Метод коэффициентов безопасности

     5.2. Метод коэффициентов аварийности

     5.3. Выявление опасных участков дорог на основе анализа данных о ДТП

     5.4. Учет неблагоприятных погодно-климатических условий

Раздел 6. Оценка безопасности движения на отдельных участках дорог

     6.1. Пересечения автомобильных дорог в одном уровне

     6.2. Железнодорожные переезды

     6.3. Транспортные развязки в разных уровнях

Раздел 7. Планирование мероприятий по повышению безопасности движения

     7.1. Планирование мероприятий на участках концентрации ДТП

     7.2. Планирование мероприятий при проектировании строительства, реконструкции и капитальном ремонте дорог

     7.3. Создание служб организации движения

Раздел 8. Рекомендации по назначению геометрических параметров дорог

     8.1. Поперечный профиль

     8.2. Кривые в плане

     8.3. Участки подъемов и спусков

Раздел 9. Методы повышения безопасности движения в различных дорожных условиях

     9.1. Участки с ограниченной видимостью

     9.2. Пересечения в одном уровне

     9.3. Транспортные развязки в разных уровнях

     9.4. Организация движения на железнодорожных переездах

     9.5. Населенные пункты

     9.6. Мосты и путепроводы

     9.7. Автомобильные магистрали

     9.8. Транспортно-эксплуатационные качества покрытий проезжей части

     9.9. Повышение безопасности движения и в неблагоприятных погодно-климатических условиях

     9.10. Участки дорог в местах обитания диких животных

Раздел 10. Инженерное оборудование дорог

     10.1. Дорожные знаки

     10.2. Дорожная разметка

     10.3. Дорожные ограждения, противоослепляющие экраны и направляющие устройства

     10.4. Освещение

     10.5. Рекомендации по проектированию шумозащитных сооружений

     10.6. Автобусные остановки

     10.7. Дорожные зеркала

Ключевые слова

Приложения

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ОДМ 218.4.005-2010 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)

Москва 2011

ОДМ 218.4.005-2010

Предисловие

1.    РАЗРАБОТАН: Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ), ФГУП “РосдорНИИ” с участием ИТС ВолгГАСА.

2.    ВНЕСЕН: Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

3.    ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 12.01.2011 № 13-р.

4.    ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

ОДМ 218.4.005-2010

обычную методику расчета скоростей вносят изменения, направленные на учет опасных ситуаций:

а)    для реконструируемых дорог не принимают во внимание общие ограничения скорости движения Правилами дорожного движения и местные ограничения скорости (в населенных пунктах, на переездах железных дорог, на пересечениях с другими дорогами, на кривых малых радиусов, в зонах действия дорожных знаков и др.);

б)    в случае резкого различия условий движения по дороге в разных направлениях (например, на затяжных подъемах горных дорог) график коэффициентов безопасности можно строить только для того направления, в котором может быть развита наибольшая скорость;

в)    не учитывают участки постепенного снижения скорости, необходимые для безопасного въезда на кривые малых радиусов, на пересечения, узкие мосты, т. е. берут соотношение скорости, обеспечиваемой данным участком, и максимально возможной скорости в конце предшествующего участка.

Таблица5.1

Степень опасности участка дороги

Коэффициент безопасности при отрицательных ускорениях, м/с2

0,5. ..1,5 f 1,5...2,5

Начальная скорость движения 60... 80 км/ч

Неопасный

более 0,6

более 0,65

Опасный

0,45... 0,6

0,55...0,65

Очень опасный

менее 0,45

менее 0,5

Начальная скорость движения 85... 100 км/ч

Неопасный

более 0,7

более 0,75

Опасный

0,55...0,7

0,6... 0,75

Очень опасный

менее 0,55

менее 0,6

Начальная скорость движения 105... 140 км/ч

Неопасный

более 0,8

более 0,85

Опасный

0,65... 0,8

0,7... 0,85

Очень опасный

менее 0,65

менее 0,7

5.1.3.    При построении графика коэффициентов безопасности (рис. 2.1) в конце каждого участка определяют максимальную скорость, которую можно развить без учета условий движения на последующих участках, для расчета рекомендуется использовать стандартные программы для ЭВМ.

5.1.4.    Участки по опасности для движения оценивают исходя из значений коэффициента безопасности. В проектах новых дорог

7

ОДМ 218.4.005-2010

недопустимы участки с коэффициентами безопасности, меньшими 0,8. В проектах реконструкции и капитального ремонта допустимые значения коэффициента безопасности принимаются по табл. 5.]. Начальные скорости и ускорения определяются наблюдениями на дороге или с помощью ходовых лабораторий.

120

100

Скорость движения 80 одиночного 60 автомобиля,

км/ч 40 20

Л (\ г\

\/ \/\ Г\ ГVy

- \ W

\J

1,0

Коэффициент ов безопасности

Kj

0.4

0.2

Интенсивность движения, авт/сут

3500

Ширина проезжей части, м

7,5

Ширина обочин, м

3,0

Расстояние видимости, м

в плане

, TW° ~

в профиле

_ 14-100 _________ 200 +1

Пересечения, ж/д переезды, видимость на пересечениях

50 40

Продольный уклон, %о

VS0 ш

1

Прямые и кривые

г-1

1—' R = 400 м

План дороги

/ Л IZ2///ZZ1

1 "р CZ223 Г7ТП

1 / д. Карабаново

Километры

65 66 67 69 69

Рис. 5.1. Линейный график скоростей движения одиночных автомобилей и график коэффициентов безопасности

8

ОДМ 218.4.005-2010

5.1.5. Метод коэффициентов безопасности учитывает движение одиночного автомобиля, что характерно для условий движения на дорогах с малой интенсивностью или часов спада движения на более загруженных дорогах. Это не препятствует его использованию для дорог всех типов, поскольку при высокой интенсивности движения обгоны практически исключаются, а расчет для одиночного автомобиля направлен на повышение безопасности.

5.2. Метод коэффициентов аварийности

5.2.1.    Метод коэффициентов аварийности основан на определении итогового коэффициента аварийности

(5.1)

1=1

где К - частные коэффициенты аварийности, основанные на результатах анализа статистических данных о ДТП и характеризующие влияние на безопасность движения параметров дорог и улиц в плане, поперечном и продольном профилях, элементов обустройства, интенсивности движения, состояния покрытия;

п - число частных коэффициентов аварийности, учитываемых при оценке безопасности движения на дорогах или городских улицах различной категории.

5.2.2.    Значения частных коэффициентов аварийности для дорог и улиц разных категорий приведены в прил. 1.

Разработанные частные коэффициенты аварийности не охватывают всего разнообразия дорожных условий и по мере накопления данных анализа ДТП могут уточняться. Рекомендации по совершенствованию элементов дорог, влияние которых на безопасность движения не отражено соответствующими частными коэффициентами аварийности, назначаются согласно требованиям соответствующих норм.

5.2.3.    Дорожным организациям, осуществляющим учет и анализ ДТП, при выявлении опасных участков дороги рекомендуется учитывать местные условия, например, частоту расположения кривых, наличие вблизи дороги аллейных насаждений, водотоков, неогражденных крутых склонов и т. д.

5.2.4.    Итоговые коэффици енты аварийности устанавливают путем перемножения частных коэффициентов.

5.2.5.    По значениям итоговых коэффициентов аварийности строят линейный график (рис. 5.2). На него наносят план и профиль дороги, выделив все элементы, от которых зависит безопасность движения

9

ОДМ 218.4.005-2010

(продольные уклоны, вертикальные кривые, кривые в плане, мосты, населенные пункты, пересекаемые дороги и др.). На графике фиксируют по отдельным участкам среднюю интенсивность движения по данным учета дорожных организаций или специальных изыскательских партий, а для проектируемых дорог - перспективную интенсивность движения. Условными знаками обозначают места зарегистрированных в последние годы ДТП. Дорожно-эксплуатационные организации должны пополнять графики данными о ДТП. Над планом и профилем выделяют графы для каждого из учитываемых показателей, характеризуемых определенными коэффициентами аварийности.

5.2.6.    При построении графика коэффициентов аварийности необходимо учитывать, что влияние опасного места распространяется на прилегающие участки, где возникают ощутимые помехи для движения (табл. П-1.6,П-1.8, П-1.9).

5.2.7.    В проектах реконструкции дорог II-IV категории и нового строительства рекомендуется перепроектировать участки, для которых итоговый коэффициент аварийности более 15... 20.

5.2.8.    Для ремонтируемых участков дорог тех же категорий (в условиях равнинного или холмистого рельефа) предусматривают перестройку участков с коэффициентами аварийности более 25.. .40.

5.2.9.    На горных дорогах с позиции безопасности движения допустимыми можно считать участки со значениями итогового коэффициента аварийности менее 35 и более 350. Однако следует иметь в виду, что при его значениях более 350 скорости движения и пропускная способность дороги значительно снижаются.

5.2.10.    Допустимые значения итоговых коэффициентов аварийности для вновь строящихся дорог I категории* не более 10,0, для эксплуатируемых- 12,0.

5.2.11.    В городских условиях при реконструкции улиц и новом строительстве не допускаются участки, итоговый коэффициент аварийности которых превышает 25.

5.2.12.    Если возможность быстрого улучшения всей дороги ограничена, особенно при стадийной реконструкции, при установлении очередности перестройки опасных участков, необходимо дополнительно учитывать тяжесть ДТП. При построении графиков итоговые коэффициенты аварийности следует умножить на дополнительные коэффициенты тяжести (стоимостные коэффициенты, учитывающие возможные потери народного хозяйства от ДТП):

^Согласно ГОСТ Р 52398-2005 в ОДМ к I категории отнесены дороги категории IA, 1Б, Ш.

ОДМ 2X8.4.005-2010


Кип-

Эпюра итоговых 40 коэффициентов 30 аварийности 20 10

№ участка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

X

3,4

51,8

20,-

1

25,6

3.4

№,9

2.6

2,6

Частные коэффициенты аварийности

К1

Интенсивность движения

0,75

К?

Ширина проезжей части

1,75

Ширина обочин

1.0

К,

Продольный уклон

2.5

к5

Радиусы кривых в плане

2,25

1 1-25 |

К,

Видимость

2,25

К;

Ширина мостов

2

к,

Длина прямых участков

1.0

к*

Тип пересечения

3

K,d

Интенсивность на пересечении

2

к„

Видимость на пересечении

1,1

К»

Число полос движения

Кп

Застройка

5

Км

Длина населенного пункта

1,2

К,Ь

Подходы к населенным пунктам

2

2 | 1.5 j 1.2

к«

Характеристика покрытия

1,3

Интенсивность движения, авт/сут

1890

Ширина проеэжей части, м

7.0

Ширина обочин, м

3-3

Расстояние видимости, м

j 200

Пересечения, ж/д переезды, видимость на пересечения»

, 50 м ~р 300 ант/сут

Продольный уклон, %о

F1

Прямые

R=300 м ________,

с и кривые

1-1 R=1Q00м

Мосты и путепроводы

X Г-6-2Х1.5 L=150 м

План pi

ороги

шш

¥£////& II Д ■- Пашня ^ д. Выселки *. И ^ ;

1У//ШЛ

■V» II Пашня

ш/ш ■'

Километры

—-1-——1--

8 9 10


Рис. 5.2. Пример графика итогового коэффициента аварийности


14

мт=пт<;

i=l


(5.2)


ту-ст

XV итог


■^т^итог»


(5.3)


где ш. - коэффициенты тяжести (табл. 5.2).


11


Таблица 5.2

п/п

(0

Учитываемые факторы

Средние значения коэффициента тяжести пд

1

2

3

1

Ширина проезжей части дорог, м:

4,5

0,7

6

1,2

7...7,5

1,0

9

1,4

10,5

1.2

14

1,0

15 и более для дорог с разделительной полосой

0,9

2

Ширина обочин, м:

менее 2,5

0,85

более 2,5

1,0

3

Продольный уклон дорог, %о\

менее 30

1,0

более 30

1,25

4

Радиусы кривых в плане, м:

менее 350

0,9

более 350

1,0

5

Сочетание кривых в плане и профиле

-

1

2

3

6

Видимость в плане и профиле, м:

менее 250

0,7

более 250

1.0

7

Мосты и путепроводы

2,1

8

Нерегулируемые пересечения в одном уровне

0,8

9

Пересечения на разных уровнях

0,95

10

Населенные пункты

1.6

П

Число полос движения:

1

0,9

2

1,0

3

1,3

4 и более

1,0

12

Наличие деревьев, опор путепроводов и т. д. на обочинах и разделительной полосе

1,5

13

Отсутствие ограждений в необходимых местах

м

14

Железнодорожные переезды

0,6

Поправку к итоговым коэффициентам аварийности вводят только при значениях К >15.

г    итог

5.2.13. Стоимостные коэффициенты вычислены на основании данных о средних потерях от одного ДТП при различных дорожных условиях.

12

ОДМ 218.4.005-2010

Для городских улиц и дорог значения коэффициента тяжести гп приведены в табл. 5.3.

Таблица 5.3

Учитываемые факторы

ПГ1;

Ширина проезжей части улиц, м:

4,5

1,0

6,0

1,02

7,75

0,98

8...9,0

1,02

10...14,0

1,01

15,0

1,08

Продольный уклон, %о:

менее 20

1,0

более 20

1,17

Радиусы кривых в плане, м:

менее 200

1,36

более 200

1,0'

Мосты и путепроводы

1,4

Нерегулируемые перекрестки

0,81

Регулируемые перекрестки

0,80

Пешеходные переходы

1,25

Остановки общественного транспорта

1,34

5.3. Методы выявления участков концентрации дорожно-транспортных происшествий

5.3.1.    Статистические модели распознавания участков дорожной сети с повышенным риском возникновения ДТП являются неотъемлемой частью общей системы выделения ресурсов на повышение безопасности дорожного движения. Способы, позволяющие эффективно выявлять и своевременно устранять опасные участки дорог, приводят к экономии значительных средств за счет адресного планирования й реализации мероприятий по снижению аварийности, связанной с дорожными условиями.

Модернизация мест с особо высоким количеством ДТП за счет их. ремонта и реконструкции позволяет достичь существенного снижения аварийности по сравнению с исходным уровнем при высокой экономической эффективности и достаточно быстрой окупаемости затрат.

Участки дорог, на которых относительные показатели аварийности за определенный период времени превышают установленный критический уровень, принято классифицировать как участки концентрации ДТП.

5.3.2.    Анализ распределения ДТП по протяжению дорог необходимо проводить ежегодно для выявления участков концентрации

13

ОДМ 218.4.005-2010

происшествий, изучения причин их возникновения на определенных участках и назначения мероприятий по совершенствованию дорожных условий.

5.3.3.    Для планирования дорожных работ с учетом требований безопасности движения, разработки и реализации мероприятий и программ по безопасности движения, имеющих цель снижение аварийности на участках концентрации ДТП, рекомендуется использовать “Методические рекомендации по назначению мероприятий для повышения безопасности движения на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий” (утверждены Росавтодором 30.03.2000 г.), в которых к местам концентрации ДТП отнесены участки с уровнем аварийности, превышающим установленные критические значения. Областью применения метода являются дороги общего пользования федерального и регионального значения при наличии достоверной информации о ДТП с пострадавшими за период не менее 3 -х лет и данных по интенсивности движения.

5.3.4.    При среднегодовой суточной интенсивности движения свыше 3000 авт/сут к участкам концентрации ДТП относят любые участки дорог, на которых абсолютное число ДТП за рассматриваемый период не менее значений, приведенных в табл. 5.3.1, а коэффициент относительной аварийности - не менее значений, приведенных в табл. 5.3.2.

Т аб лица5.3.1

Интенсивность движения, авт./сут

Минимальное количество ДТП за три года на участках их концентрации при длине участка, м

до 200

200-400

400-600

600-800

800-1200

3000-7000

3

3

3

4

4

7000-11000 ,

3

3

4

4

5

11000-13000

3

3

4

5

5

13000-15000

3

4

4

5

6

15000-17000

3

4

5

5

6

17^0°-20000

А

А

5

5

7

Более 20000

4

4

6

6

8

Местоположение участков концентрации ДТП устанавливают в соответствии с рекомендациями прил. 5, П-5.1.

ОДМ 218.4.005-2010

Таблица 53.2

Тип автомобильных дорог

Минимальное значение коэффициента относительной аварийности на участках концентрации ДТП, число ДТП на 1 млн. авт-км

вне пределов населенного пункта

в пределах населенного пункта

Многополосные с разделитель-ной полосой

0,06

0,10

Многополосные без раздели-тельной полосы с интенсив ностью движения, авт/сут

менее

14000

0,14

0,22

14000-

28000

0,12

0,20

более

28000

0,10

0,18

Двухполосные с интенсивностью

движения, авт/сут

менее

4000

0,14

0,24

4000-

8000

0,10

0,15

более

8000

0,08

0,12

53.5. При необходимости выявления участков концентрации ДТП на дорогах с интенсивностью движения свыше 3000 авт/сут в условиях отсутствия полных данных о местоположении ДТП (отсутствует метровая привязка) допускается применять упрощенный метод, являющийся частным случаем метода последовательных приближений (см. прил. 5).

5.3.6. Для выявления участков концентрации ДТП на дорогах с интенсивностью движения менее 3000 авт/сут используются критические показатели аварийности, представленные в табл. 5.3.3.

К участкам концентрации ДТП относятся участки дорог, на которых фактическая плотность ДТП (среднее число ДТП в год на 1 км) не менее значений, указанных в табл. 5.3.3, при данной среднегодовой суточной интенсивности движения (см. прил. 5).

15

Таблица 5.3.3

Интенсивность движения, авт/сут

Минимальная плотность ДТП на участках их концентрации, шт. в год/1 км

вне населенных пунктов

в пределах населенных пунктов

Менее 1000

0,28

0,38

1000...1200

0,29

0,42

1200...1400

0,30

0,53

1400... 1600

0,32

0,60

1600... 1800

0,34

0,64

1800...2000

0,36

0,72

2000...2200

0,39

0,85

2200...2400

0,43

0,90

2400... 2600

0,46

0,94

2600...2800

0,50

1,00

2800...3000

0,54

1,20

3000...3200

0,60

1,25

5.3.7. При отсутствии сведений о фактической интенсивности движения (например, на автомобильных дорогах регионального значения) на период до их получения временно допускается применять метод выявления участков концентрации ДТП, основанный на использовании следующей исходной информации:

-    сведения об адресах ДТП (достаточна точность привязки к указателям километров на дороге), повлекших гибель или ранения людей, совершенных за расчетный период;

-    данные о фактических расстояниях между километровыми столбами на рассматриваемых дорогах.

В этом случае к участкам концентрации ДТП относят участки дорог, на которых абсолютное число ДТП за расчетный период не менее значений, указанных в табл. 5.3.4, при данной фактической плотности ДТП (см. прил. 5).

16

ОДМ 218.4.005-2010

Содержание

Раздел I. Область применения..........................................................1

Раздел 2. Нормативные ссылки.........................................................1

Раздел 3. Термины и определения.....................................................2

Раздел 4, Общие положения..............................................................3

4.1.    Показатели степени аварийности...................................3

4.2.    Основные мероприятия по обеспечению

безопасности движения..........................................................4

4.3.    Характерные участки дорог повышенной

аварийности.............................................................................5

Раздел 5. Методы оценки безопасности движения..........................6

5Л. Метод коэффициентов безопасности.............................6

5.2.    Метод коэффициентов аварийности...............................9

5.3.    Выявление опасных участков дорог на основе

анализа данных о ДТП............................................................13

5.4.    Учет неблагоприятных погодно-климатических

условий.....................................................................................18

Раздел 6. Оценка безопасности движения

на отдельных участках дорог.............................................................29

6.1.    Пересечения автомобильных дорог в одном уровне .... 29

6.2.    Железнодорожные переезды...........................................34

6.3.    Транспортные развязки в разных уровнях.....................39

Раздел 7. Планирование мероприятий

по повышению безопасности движения...........................................42

7.1.    Планирование мероприятий на участках

концентрации ДТП..................................................................42

7.2.    Планирование мероприятий при проектировании строительства, реконструкции

и капитального ремонта дорог...............................................45

7.3.    Создание служб организации движения........................49

Раздел 8. Рекомендации по назначению

геометрических параметров дорог...................................................50

8.1.    Поперечный профиль.......................................................50

8.2.    Кривые в плане.................................................................56

8.3.    Участки подъемов и спусков............................................61

Раздел 9, Методы повышения безопасности движения

в различных дорожных условиях.......................................................63

9.1.    Участки с ограниченной видимостью.............................63

9.2.    Пересечения в одном уровне............................................66

9.3.    Транспортные развязки в разных уровнях......................94

9.4.    Организация движения на железно

дорожных переездах.................................................................103

9.5.    Населенные пункты...........................................................110

9.6.    Мосты и путепроводы.......................................................120

9.7.    Автомобильные магистрали.............................................123

III

ОДМ 218.4.005-2010

Таблица 5.3.4

Плотность ДТП, шт. в год/1 км

Минимальное количество ДТП за три года на участках их концентрации при длине участка, м

менее 1000

1000...2000

2000...3000

Менее 0,20

3

4

4

0,20... 0,24

3

4

5

0,24... 0,28

3

4

5

0,28...0,32

4

4

5

0,32... 0,44

4

5

5

0,44...0,52

4

5

6

5.3.8. Для прогнозирования характера изменения аварийности и оценки эффективности мероприятий по повышению безопасности движения участки концентрации ДТП подразделяют на три типа в зависимости от стабильности наблюдаемого уровня аварийности;

-    прогрессирующие участки концентрации ДТП, на которых за последний год имеется существенный (статистически значимый) рост числа ДТП по сравнению со средним наблюдавшимся уровнем аварийности;

-    стабильные участки концентрации ДТП, на которых распределение числа совершенных ДТП по годам свидетельствует о постоянстве наблюдаемого уровня аварийности;

-    регрессирующие ('‘затухающие”) участки концентрации ДТП, на которых статистически значимое уменьшение числа совершенных ДТП свидетельствует о снижении наблюдавшегося уровня аварийности.

Количественные критерии отнесения участков концентрации ДТП к указанным типам приведены в табл. 5.3.5.

Таблица 5.3.5

Тип участка концентрации ДТП

Число ДТП за последний год при среднем числе ДТП за предшествующий расчетный период (не менее трех лет), шт.

1___1,2

1,2.. Л,5

1,5...2,2

2,2... 2,85

2,85...3,2

3,2...3,5

>3,5

Регрессирующи й

0

1

1

до 2

до 2

ДоЗ

до 3

Стабильный

1-2

2

2-3

3-4

3-5

4-5

4-6

Прогрессирующий

свыше 3

свыше 3

свыше 4

свыше 5

свыше 6

свыше 6

свыше 7

17

ОДМ 218.4.005-2010

9.8.    Транспортно-эксплуатационные качества

покрытия проезжей части........................................................128

9.9.    Повышение безопасности движения в

неблагоприятных погодно-климатических условиях............141

9.10.    Участки дорог в местах обитания диких животных.... 143

Раздел 10. Инженерное оборудование дорог....................................146

10.1.    Дорожные знаки..............................................................146

10.2.    Дорожная разметка..........................................................149

10.3.    Дорожные ограждения, противоослепляющие

экраны и направляющие устройства......................................150

10.4.    Освещение........................................................................158

10.5.    Рекомендации по проектированию

шумозащитных сооружений....................................................161

10.6.    Автобусные остановки....................................................180

10.7.    Дорожные зеркала...........................................................182

Ключевые слова............................................. 185

Приложение 1. Значения частных коэффициентов

аварийности для дорог различных категорий...................................186

Приложение 2. Скорость движения

транспортного потока..........................................................................194

Приложение 3. Методика оценки скорости движения транспортного потока на автомагистралях

с четырьмя полосами проезжей части...............................................197

Приложение 4. Оценка шероховатости покрытия............................200

Приложение 5. Методика определения место

положения участков концентрации ДТП...........................................206

Приложение 6. Выявление участков

концентрации ДТП..............................................................................209

Приложение 7. Расчет суточной и часовой

интенсивности движения....................................................................224

Приложение 8. Пример расчета расположения и

высоты светильников наружного освещения................ 227

Приложение 9. Методы и приборы для оценки

сцепных качеств покрытия .................................................................231

Приложение 10. Оценка экономической эффективности

и мероприятий по повышению безопасности движения.................236

Приложение 11. Перечень основных технических документов нормативного и рекомендательного характера, регламентирующих требования к обеспечению

безопасности движения на автомобильных дорогах........................251

Приложение 12. Оценка безопасности движения на основе

компьютерной имитации конфликтных ситуаций............................254

Приложение 13. Виды переходных кривых......................................258

Приложение 14. Пример значений частных коэффициентов аварийности по результатам анализа автоматизированного

банка данных АБДД «Дорога»...........................................................259

Приложение 15. Список участников разработки ОДМ....................264

ОДМ 218.4.005-2010 Раздел 1. Область применения

Отраслевой дорожный методический документ “Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах” разработан в соответствии с заданием Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации.

“Рекомендации” определяют и разъясняет принципы обеспечения безопасности движения путем совершенствования дорожных условий, методы оценки безопасности движения и назначения мероприятий по повышению транспортно-эксплутационных качеств автомобильных дорог, рекомендации по их планированию и согласованию.

ОДМ рекомендуется к применению при проектировании новых, реконструкции, ремонте и эксплуатации существующих автомобильных дорог общего пользования, а также при разработке нормативных документов в области обеспечения безопасности движения.

Раздел 2. Нормативные ссылки

1.    ГОСТ Р 52398-2005. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования.

2.    ГОСТ Р 52399-2005. Геометрические элементы автомобильных

дорог.

3.    ГрадостроителъныйкодексРоссийской Федерации от 29 декабря 2004 года№ 190-ФЗ.

4.    СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. - Госстрой СССР, 1986 (1997 г).-51 с.

5.    СНиП2.05.03.-84*. Мосты и грубы. - Минстрой России, 1996.

6.    ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности движения.

7.    ГОСТ Р 51256-99. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования.

8.    ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

9.    ГОСТ Р 52290-2004. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования.

10.    ГОСТ Р 50970-96. Технические средства организации движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения.

1

ОДМ 218.4.005-2010

11.    ГОСТР 509971-96. Технические средства организации движения. Светоотражатели дорожные. Общие технологические требования. Правила применения.

12.    ОДН 218.012-99. Общие технические требования к ограждающим устройствам на мостовых сооружениях, расположенных на магистральных автомобильных дорогах.

13.    ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.

14.    Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России.-МПС России, 1997.

15.    ГОСТ 30413-96. Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием.

16.    ГОСТ 30412-96. Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений поверхностей оснований и покрытий.

17.    ОДН. 218.0.006-2002. Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог. Основные положения.

Раздел 3. Термины и определения

В настоящем методологическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1.    Аварийность - показатель безопасности движения в виде абсолютного числа дорожно-транспортных происшествий, числа погибших и раненных или в виде отношения количества ДТП к числу транспортных средств, численности населения или пробегу автомобилей за определенный промежуток времени.

3.2.    Безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

3.3.    Обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

3.4.    Дорожные условия - совокупность геометрических параметров, транспортно-эксплуатационных качеств дороги, дорожных покрытий, элементов обустройства и обстановки.

3.5.    Режим движения - комплексная характеристика движения транспортного потока, включающая скорости движения, интервалы между движущимися транспортными средствами, количество маневров (перестроений, обгонов).

3.6.    Условия движения - реальная обстановка на дороге, в которой

ОДМ 218.4.005-2010

находится, транспортное средство в данный момент (дорожные условия, режим движения, состояние окружающей среды),

3.7.    Планировочные решения - технические разработки в проектах плана, продольного и поперечного профилей дороги, направленные на повышение её транспортно-эксплутационных качеств, в том числе, на повышение безопасности движения (например, улучшение планировки пересечения посредством устройства переходно-скоростных полос, увеличения радиусов съездов и т.п.).

3.8.    Инженерное оборудование - комплекс дорожных сооружений и технических средств организации движения, относящиеся к элементам обустройства и обстановки дороги.

Раздел 4. Общие положения

4.1.    Показатели степени аварийности

Для оценки степени аварийности на отдельных дорогах или дорожной сети в целом пользуются системой показателей, основанных на анализе количества и тяжести дорожно-транспортных происшествий с учетом пробега автомобилей, состояния автомобильного парка и других факторов.

4.1.1.    Коэффициент относительной аварийности показывает число дорожно-транспортных происшествий по отношению к пробег у автомобилей или к числу проездов автомобилей. В первом случае коэффициент характеризует степень аварийности на длинных и однородных по геометрическим элементам участках дорог;

z-106

U =-,    ДТП    на    1    млн. авт-км;

TLN М

во втором случае - на коротких участках (пересечения и примыкания, небольшие мосты, путепроводы и т.п.):

z-106

U =} ДТП на 1 млн. авт-проездов,

где    Z - количество происшествий за период времени Т;

Т - период времени, сут.;

N - среднегодовая интенсивность движения (средняя за период времени Т), авт/сут;

L - длина участка дороги, Для получения надежных значений

3

ОДМ 218.4.005-2010

коэффициентов относительной аварийности следует располагать данными о ДТП за период времени, равный 3-5 годам. Для удобства пользования коэффициент относительной аварийности может измеряться числом ДТП на 10 или 100 млн. авт-км (авт- проездов).

4.1.2.    Показатель относительной тяжести характеризует число погибших в расчете на 100 млн. авт-км (авт-проездов), определяется так же, как коэффициент относительной аварийности с заменой числа ДТП на число погибших в них.

4.1.3 Тяжесть происшествий может быть оценена показателем числа погибших или раненых, приходящихся на одно (для удобства пользования на 10 или 100) ДТП.

4.1.4. Для общей оценки аварийности на улично-дорожной сети отдельных регионов или страны в целом может использоваться показатель, характеризующий годовое число происшествий в расчете на 10 тыс. зарегистрированных на данной территории автомобилей.

4.4.3.    В целях сопоставления показателей аварийности на дорогах с показателями, принятыми в системе здравоохранения (смертность от болезней, несчастных случаев в быту и других подобных причин), может определяться индекс “риск смертности” - число погибших в дорожно-транспортных происшествиях за год в расчете на 100 тыс. населения.

4.2. Основные мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения

Обеспечение безопасности движения и высоких транспортно-экспдутационных качеств автомобильных дорог является одной из главнейших направлений деятельности служб дорожного хозяйства.

В комплексе мероприятий, объединяющих различные методы и способы улучшения условий движения на дорогах, основными являются:

-    планировочные мероприятия, обеспечивающие безопасность движения посредством совершенствования геометрических параметров плана, продольного и поперечного профиля дороги и её элементов;

-    совершенствование методов расчета и выбора параметров дорог, повышающих безопасность движения;

-    оборудование дорог техническими средствами организации движения, обустройство дорог;

-    повышение транспортно-эксплутационных качеств дорожных покрытий;

-    организационные мероприятия, направленные на создание в службах эксплуатации дорог специальных подразделений для решения вопросов обеспечения безопасности движения.

4

ОДМ 218.4.005-2010

4.3, Характерные участки дорог повышенной аварийности

4.3Л. При анализе причин дорожно-транспортных происшествий в качестве основных рассматривают техническое состояние автомобиля, состояние и действия водителя, дорожные условия, воздействие погодноклиматических факторов. Дорожные условия могут проявляться как основные, так и косвенные причины, способствующие возникновению ДТП.

4.3.2. Повышенным количеством происшествий и высокой вероятностью появления заторов чаще всего характеризуются участки:

1)    на которых резко уменьшается скорость движения преимущественно в связи с недостаточной видимостью. В этом случае при высокой интенсивности и большой скорости движения возможны столкновения автомобилей и съезды с дороги. Такие участки, как правило, имеют пониженную пропускную способность;

2)    у которых какой-либо элемент дороги не соответствует скоростям движения, обеспечивающим другими элементами (скользкое покрытие, узкий мост на длинном прямом горизонтальном участке, кривая малого радиуса в конце затяжного спуска, сужение дороги, неукрепленные обочины и т.д.), здесь чаще всего происходят опрокидывания или съезды автомобилей с дороги;

3)    где из-за погодных условий создается несоответствие между скоростями движения на них и на остальной дороге (низкие насыпи на участках, где часты туманы; на дорогах, проходящих по северным склонам гор и холмов; около промышленных предприятий, с производством, влияющим на состояние атмосферы; на путепроводах и мостах, на проезжей части которых возможны неожиданное образование гололеда ит.д.);

4)    где возможны скорости, которые могут превысить безопасные пределы (длинные затяжные спуски на прямых, прямые участки в открытой степной местности);

5)    где у водителя исчезает ориентировка в направлении дороги или возникает неправильное представление о нем ( поворот в плане непосредственно за выпуклой кривой, неожиданный поворот в сторону с примыканием второстепенной дороги по прямому направлению);

6)    слияния, разделения или перекрещивания транспортных потоков на пересечениях дорог, съездах, примыканиях, переходно-скоростных полосах;

7)    проходящие через малые населенные пункты или расположенные в зоне объектов сервиса, автобусных остановок, площадок отдыха и т.д., где имеется возможность неожиданного появления пешеходов и транспортных средств с придорожной полосы;

5

ОДМ 218.4.005-2010

8)    где однообразный придорожный ландшафт, план и профиль способствуют потере водителем контроля за скоростью движения или вызывают быстрое утомление и сонливость (например длинные прямые участки в степи);

9)    участки, на которых на обочине и в непосредственной близости от бровки расположены деревья или другие препятствия;

10)    участки многополосных дорог без разделительной полосы при высокой интенсивности движения;

11)    участки без стационарного освещения в темное время суток, например, транспортные развязки, а также участки кривых в плане, где возможно ослепление водителей светом фар встречных автомобилей.

Раздел 5. Методы оценки безопасности движения

Для выявления опасных участков, в пределах которых следует в первую очередь предусматривать мероприятия по обеспечению безопасности движения, могут быть использованы следующие методы: метод, основанный на анализе данных о ДТП; метод коэффициентов аварийности; метод коэффициентов безопасности.

Возможность применения того или иного метода зависит от стадии разработки мероприятий (обоснование мероприятий для существующей дороги, проектирование реконструкции или нового строительства), а также от наличия и полноты данных о ДТП на существующей дороге.

Методы выявления опасных участков на основе данных о ДТП применяют для оценки безопасности движения на существующих дорогах при наличии достаточно полной и достоверной информации о ДТП за период не менее 3-5 лет. При отсутствии таких данных, а также для оценки проектных решений при проектировании новых и реконструкции существующих дорог используется метод коэффициентов аварийности, основанный на анализе и обобщении данных статистики ДТП, и метод коэффициентов безопасности, основанный на анализе графиков изменения скоростей движения по дороге. Эти методы позволяют оценить влияние на безопасность движения геометрических элементов дороги, состояния покрытия, интенсивность движения.

5.1.    Метод коэффициентов безопасности

5.1.1.    Коэффициентами безопасности называют отношение максимальной скорости движения на участке к максимальной скорости въезда автомобилей на этот участок (начальная скорость движения).

5.1.2.    Для определения коэффициентов безопасности при построении теоретического графика скоростей движения по дороге в

6