Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

36 страниц

239.00 ₽

Купить ОДМ 218.3.063-2016 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методический документ содержит рекомендации по методам определения реологических свойств битумных вяжущих материалов и критерии выбора битумных вяжущих материалов для повышения устойчивости к колееобразованию различных асфальтобетонов. Методический документ распространяется на битумные дорожные вяжущие материалы, предназначенные в качестве вяжущего материала при строительстве и ремонте дорожных покрытий и оснований.

 Скачать PDF

Имеет рекомендательный характер.

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Обозначения и сокращения

5 Общие положения

6 Требования безопасности, охраны окружающей среды

7 Отбор проб

8 Определение реологических свойств битумных вяжущих материалов

9 Рекомендации по выбору битумных вяжущих материалов для повышения устойчивости к колееобразованию асфальтобетонов

Приложение А. Методика определения реологических свойств битумных вяжущих с использованием динамического сдвигового реометра (DSR)

Приложение Б. Методика определения упругих свойств битумных вяжущих материалов с использованием динамического сдвигового реометра (DSR)

Приложение В. Методика определения расчетной максимальной температуры

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

27.04.2016УтвержденФедеральное дорожное агентство664-р
РазработанООО ЦМИиС
ИзданРосавтодор2015 г.
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ОДМ 218.3.063-2016

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ БИТУМНЫХ ВЯЖУЩИХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ РЕОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ к КОЛЕЕОБРАЗОВАНИЮ АСФАЛЬТОБЕТОНОВ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)

МОСКВА 2015

ОДМ 218.3.063-2016

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Центр Метрологии, Испытаний и Стандартизации» (ООО «ЦМИиС») по заказу Федерального дорожного агентства.

2    ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения.

3    ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от27.04.2016 № 664-р.

4    ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

II

ОДМ 218.3.063-2016

3.15    температурное равновесие:    Состояние,    при    котором

температура битумного вяжущего материала, расположенного между плитами, остается постоянной в течение требуемого периода времени.

3.16    стерическое затвердевание:    Процесс    ассоциации    молекул

битумного вяжущего материала во время хранения при комнатной температуре в результате молекулярной ассоциации.

Примечание - Стерическое затвердевание может увеличит!» комплексный модуль сдвига битумных вяжущих материалов. Величина стерического затвердевания зависит от сорта битума и может быть весьма значительной даже после нескольких часов хранения.

3.17    цикл ползучести и восстановлении (далее - цикл): Деформация образца битумного вяжущего под действием постоянной сдвиговой нагрузки в течение фиксированного периода времени с последующим восстановлением деформации при нулевой постоянной сдвиговой нагрузке в течение фиксированного периода времени. Цикл ползучести и восстановления состоит из двух последовательных фаз (ползучести и восстановления).

3.18    фаза ползучести: Часть цикла, когда происходит деформация образца под действием постоянной нагрузки в течение фиксированного периода времени.

3.19    фаза восстановления: Часть цикла, когда происходит частичное восстановление деформации при нулевой постоянной нагрузке в течение фиксированного периода времени.

3.20    сдвиговая устойчивость битумного вяжущего материала: Показатель, определяемый значением отношения комплексного модуля сдвига (G*) к синусу фазового угла (6).

3.21    устойчивость к многократным сдвиговым деформациям: Показатель, определяемый значением относительной необратимой деформации (J33) и изменением величины относительной необратимой деформации (J).

5

ОДМ 218.3.063-2015

4    Обозначения и сокращения

4.1    G*/sin(6): отношение комплексного модуля сдвига (G*) к синусу фазового угла (5) (показатель, определяющий сдвиговую устойчивость битумного вяжущего материала);

4.2    относительная необратимая деформация;

4.3    J: изменение величины относительной необратимой деформации.

4.4    Т: максимальная расчетная температура слоя дорожного покрытия

4.5    X: температурное значение предельной сдвиговой устойчивости битумного вяжущего.

5    Общие положения

5.1 Для испытаний по определению реологических свойств для оценки применимости битумных вяжущих материалов повышающих устойчивость к колееобразованию асфальтобетонов необходимо использовать битумные вяжущие материалы стабильного качества, имеющие однородный состав и соответствующих требованиям ГОСТ 33133, либо ГОСТ Р 52056, либо ГОСТ 22245, Перед началом испытаний по определению реологических свойств необходимо убедиться, что используемое битумное вяжущее соответствует требованиям указанных стандартов для соответствующей марки.

6

ОДМ 218.3.063-2016

6 Требования безопасности, охраны окружающей среды

6.1    Битумные вяжущие материалы являются горючими веществами с температурой вспышки выше 220 °С и минимальной температурой самовоспламенения 368 °С - по ГОСТ 12.1.044.

6.2    Содержание паров углеводородов в воздухе рабочей зоны по ГОСТ 12.1.014, не должно превышать предельно допустимой величины 300 мг/м , в соответствии с требованием ГОСТ 12.1.005.

6.3    Битумные вяжущие материалы являются малоопасными веществами и по степени воздействия на организм человека относятся к 4-му классу опасности - по ГОСТ 12.1.007.

6.4    При попадании расплавленного битумного вяжущего материала на кожу человека необходимо пораженное место охлаждать под проточной водой. Битумное вяжущее с кожи не удалять, так как он образует защитный стерильный барьер на пораженной коже, а пострадавшего немедленно отправить в лечебное медицинское учреждение. При попадании на слизистую оболочку глаз обильно промыть водой и немедленно обратиться к врачу.

6.5    Помещение, в котором производится работа с битумным вяжущим материалом, должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией.

6.6    При загорании небольших количеств битумного вяжущего материала его следует тушить песком, кошмой или пенным огнетушителем. Резвившиеся пожары битумного вяжущего следует тушить пенной струей.

6.7    При работе с битумными вяжущими материалами используют одежду специальную защитную - по ГОСТ 12.4.131 или ГОСТ 12.4.132. Для защиты рук используют перчатки - по ГОСТ Р 12.4.252.

6.8    При выполнении измерений соблюдают правила по электробезопасности - по ГОСТ Р 12.1.019 и инструкции по эксплуатации оборудования.

7

ОДМ 218.3.063-2015

6.9    Эффективными мерами защиты природной среды является герметизация оборудования и предотвращение разливов битумного вяжущего материала. В целях обеспечения защиты природной окружающей среды рекомендуется принимать меры для предотвращения разливов битумного вяжущего, включая хранение битумных вяжущих в изолированных емкостях (таре, предотвращающей утечку).

6.10    Испытанный битумный вяжущий материал утилизируют в соответствии с рекомендациями завода изготовителя, в том числе указанными в стандарте организации на материал.

7    Отбор проб

Отбор проб битумного вяжущего материала производят в соответствии с ГОСТ 2517.

8 Определение реологических    свойств    битумных

вяжущих материалов

8.1    При определении реологических свойств битумных вяжущих материалов требуется не менее 100 г исходного битумного вяжущего для проведения испытаний.

8.2    Исходный битумный вяжущий материал необходимо подготовить искусственным старением в соответствии с ГОСТ 33140

8.3 Для испытаний необходимо    использовать    полученный

(состаренный) в соответствии с п. 8.2 битумный вяжущий материал (далее битумное вяжущее).

8.5 Выполняют испытания битумного вяжущего в соответствии с приложением А при различных температурах испытания, используя

ОДМ 218.3.063-2016

получаемые результаты испытаний проводят расчет G*/sin(5) для каждой температуры испытания. Начальная температура испытания выбирается равной 58 °С. Если значение G*/sin(6), полученное при начальной

температуре испытания меньше 2,20 к11а, дальнейшие температуры испытания выбирают пошаг ово уменьшая значение с интервалами по 6 °С до тех пор, пока при очередной выбранной температуре испытания, полученное значение G*/sin(5) не превысит 2,20 кПа. Если значение G*/sin(6), полученное при начальной температуре испытания больше 2,20 кПа, дальнейшие температуры испытания выбирают пошагово увеличивая их значения с интервалами по 6 °С до тех пор, пока при очередной выбранной температуре испытания, полученное значение G*/sin(5) не окажется ниже 2,20 кПа.

Температуру предельной сдвиговой устойчивости битумного вяжущего (X) принимают равной максимальному значению температуры испытания, когда значение G*/sin(5) больше, либо равно 2,20 кПа.

Выполняют испытания битумного вяжущего в соответствии с приложением А выбирая температуру испытания 60 “С и проводят расчет G*/sin(5) для данной температуры испытания.

8.7 Выполняют испытания битумного вяжущего в соответствии с приложением Б при температуре испытания 60 ”С и при температуре испытания равной максимальной расчетной температуре слоя дорожного покрытия (Т). Фиксируют значения относительной необратимой деформации (J32) и изменения величины относительной необратимой деформации (J) для данных температур испытания.

9

ОДМ 218.3.063-2015

9 Рекомендации по выбору битумного вяжущих материалов для повышения устойчивости к колееобразован и ю асфальтобетонов

9.1    Для района строительства объекта, где предполагается использовать проектируемую асфальтобетонную смесь, для устройства слоя асфальтобетонного покрытия необходимо определить расчетную максимальную температуру слоя дорожного покрытия (Т), рассчитанную с 98 % надежностью. Определение данной максимальной расчетной температуры производят соответствии с приложением В.

9.2    Рекомендуется, для повышения устойчивости к колееобразованию асфальтобетонов, применять битумные вяжущие, значение предельной температуры сдвиговой устойчивости (X) которых, более, чем на 6 *С выше расчетной максимальной температуры слоя дорожного покрытия (Т), то есть (X - Т) > 6.

9.2    В случае, если значение предельной температуры сдвиговой устойчивости битумного вяжущего (X) менее, чем на 6*С выше расчетной максимальной температуры слоя дорожного покрытия (Т), то есть 0 < (X - Т) < 6, то рекомендуется, для повышения устойчивости к колееобразованию асфальтобетонов, применять битумные вяжущие, значение относительной необратимой деформации (J^) которых при температуре испытания, равной расчетной максимальной температуре слоя дорожного покрытия (Т), не более 1 кПа'1 и значение изменения величины относительной необратимой

9.3    Не рекомендуется применять битумные вяжущие, значение предельной температуры сдвиговой устойчивости которых (X) ниже расчетной максимальной температуры слоя дорожного покрытия (Т), то есть (X - Т) < 0, в связи с возможной недостаточной устойчивостью к колееобразованию асфальтобетонов, изготовленных с применением таких

ОДМ 218.3.063-2016

Содержание

1    Область применения............................................................................................1

2    Нормативные ссылки...........................................................................................I

3    Термины и определения......................................................................................3

4    Обозначения и сокращения.................................................................................6

5    Общие положения................................................................................................6

6    Требования безопасности, охраны окружающей среды..................................7

7    Отбор проб ...........................................................................................................8

8    Определение реологических свойств битумных вяжущих материалов.........8

9    Рекомендации по выбору битумного вяжущих материалов для    повышения

устойчивости к колееобразованию асфальтобетонов...............10

Приложение А Методика определения реологических свойств битумных вяжущих с использованием динамического сдвигового

реометра (DSR).............................................................................12

Приложение Б Методика определения упругих свойств битумных вяжущих материалов с использованием динамического сдвигового

реометра (DSR).............................................................................21

Приложение В Методика определения расчетной максимальной температуры .........................................................................................................27

III

ОДМ 218.3.063-2016

Введение

Оценка реологических свойств битумных вяжущих материалов является важной задачей, так как по результатам такой оценки возможен выбор битумных вяжущих материалов, повышающих устойчивость к колееобразованию асфальтобетонов, при проектировании асфальтобетонных покрытий и оснований, автомобильных дорог на территории Российской Федерации.

В настоящее время существуют высокоточное оборудование позволяющее определять свойства битумных вяжущих материалов. Данные, получаемые при испытаниях с использованием такого оборудования, имеют размерность системы СИ и позволяют проводить корректные сравнения модифицированных и не модифицированных битумных вяжущих материалов.

В современных подходах к выбору битумных вяжущих материалов для дорожного строительства используются универсальные методы, подходящим для всех видов дорожных битумных вяжущих материалов

Представленные в настоящем методическом документе критерии позволяют при проектировании асфальтобетонных смесей выбрать битумные вяжущие материалы, позволяющие повышать устойчивость к колееобразован ия    асфальтобетонных покрытий, являющийся

результирующим под действием сдвиговых деформаций и деформаций на сжатие-растяжение. Необходимо учитывать, что на динамику колееобразован ия асфальтобетонных покрытий могут оказывать влияние различные факторы, в том числе эластичность применяемых битумных вяжущих. Подбор оптимального битумного вяжущего материала не гарантирует, что покрытие нс будет подвержено колсеобразованию, но означает, что риск образования повышенного уровня колееобразован ия вызванного факторами, связанными с битумным вяжущим материалом будут минимальным. В случае выбора битумного вяжущего материала, не

ОДМ 218.3.063-2016

соответствующего критериям, рекомендованным настоящим методическим документом, возможен риск повышенного    колееобразован ия

асфальтобетонных покрытий.

V

ОДМ 218.3.063-2016

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ БИТУМНЫХ ВЯЖУЩИХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ РЕОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ к КОЛЕЕОБРАЗОВАНИЮ АСФАЛЬТОБЕТОНОВ

1    Область применения

Настоящий методический документ содержит рекомендации по методам определения реологических свойств битумных вяжущих материалов и критерии выбора битумных вяжущих материалов для повышения устойчивости к колееобразованию различных асфальтобетонов.

Настоящий методический документ распространяется на битумные дорожные вяжущие материалы (далее - битумные вяжущие материалы), предназначенные в качестве вяжущего материала при строительстве и ремонте дорожных покрытий и оснований.

2    Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы.

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.014-84 Система стандартов безопасности труда. Воздух рабочей зоны. Метод измерения концентраций вредных веществ индикаторными трубками

1

ОДМ 218.3.063-2015

ГОСТ 12.1.019-2009 Система стандартов безопасности труда. Элсктробсзопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

ГОСТ 12.1.044-89 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.4.131-83 Халаты женские. Технические условия ГОСТ 12.4.132-83 Халаты мужские. Технические условия ГОСТ 2517-2012 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб ГОСТ 3134-78 Уайт-спирит. Технические условия ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ 33133-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования

ГОСТ 33140-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения старения под воздействием высокой температуры и воздуха (метод RTFOT)

ГОСТ 12.4.252-2013 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Перчатки. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 52056-2003 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия

Примечание - При пользовании настоящим методическим документом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому

ОДМ 218.3.063-2016

регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем методическом документе применены термины по ГОСТ 33133, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    битумное вяжущее: Органический вяжущий материал, который производится из продуктов переработки нефти с добавлением при необходимости органических модифицирующих добавок.

3.2    реологические свойства: Свойства, характеризующие процессы деформации битумных вяжущих под действием внешних нагрузок.

3.3    напряжение сдвига, (т):    Отношение    силы,    производящей

сдвигающее действие, к единице площади.

3.4    заданное напряжение: Напряжение сдвига, приложенное к поверхности образца при испытании.

3.5    комплексный модуль сдвига, (G*): Величина, определяемая отношением максимального абсолютного напряжения сдвига (т), к максимальной абсолютной деформации сдвига (у).

3.6    фазовый угол, (б): Угол определяющий запаздывание между синусоидальной деформацией и синусоидальным напряжением при испытаниях с контролируемой деформацией или между синусоидально приложенным напряжением и деформацией при испытаниях с контролируемым напряжением.

ОДМ 218.3.063-2015

3.7    деформация сдвига (у): Отношение произведения максимального угла поворота плиты и радиуса плиты к величине зазора между поверхностями плит.

3.8    заданная деформация:    Максимальная    деформация    сдвига,

выраженная в процентах.

3.9    коррекционный температурный датчик:    Температурный

датчик, помещаемый между плитами динамического сдвигового реометра (DSR), применяемый для определения величины температурной коррекции.

3.]0 величина температурной коррекции:    Разница    между

температурой, которую показывает (DSR) и температурой образца, которую показывает корректировочный температурный датчик, помещенный между плитами.

3.11    нагрузочный цикл: Промежуток времени, равный периоду приложения синусоидальной нагрузки при определенной частоте и при заданном напряжении или заданной деформации.

3.12    испытательная система: Техническое устройство, состоящее из двух горизонтальных, параллельно расположенных поверхностей - плит, между которыми помещается образец битумного вяжущего материала, и которые подвержены вращательной знакопеременной нагрузке.

3.13 сдвиговая нагрузка:    Нагрузка,    создающая    сдвиговое

напряжение или сдвиговую деформацию, в результате чего сдвиговое напряжение или сдвиговая деформация меняют синусоидально свое значение.

3.14    линейность вязко-упругих свойств: Такое поведение образца, при котором комплексный модуль сдвига не зависит от сдвигового напряжения или деформации.

Примечание - Нели комплексный модуль сдвига изменяется менее чем на 15% при изменении величины деформации от 2 % до 12 %, то битумный вяжущий материал признается обладающим линейными вязкоупругими свойствами

4