ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АСФАЛЬТОБЕТОНА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (Росавтодор)
Москва 2015
ОДМ 218.3.047-2015
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Институт «СТРОЙПРОЕКТ» (ЗАО «Институт «СТРОЙПРОЕКТ») совместно с Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса» (АНО «НИИ ТСК»).
2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства.
3 ИЗДАНна основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 08.10.2015 № 1869-р.
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
II
ОДМ 218.3.047-2015
Содержание
1 Область применения.........................................................................................1
2 Нормативные ссылки........................................................................................1
3 Термины и определения...................................................................................1
4 Требования к испытательному оборудованию, средствам измерения,
вспомогательным устройствам, реактивам....................................................2
5 Метод измерений..............................................................................................4
6 Требования безопасности, охраны окружающей среды...............................5
7 Требования к условиям измерений.................................................................5
8 Подготовка к проведению испытания............................................................5
9 Порядок проведения испытания......................................................................7
10 Обработка результатов испытания..................................................................8
11 Оформление результатов испытания..............................................................9
12 Контроль точности результатов испытания.................................................10
Библиография........................................................................................................11
III
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Методические рекомендации по определению низкотемпературных характеристик асфальтобетона
1 Область применения
Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее -ОДМ) распространяется на асфальтобетонные смеси, применяемые для устройства конструктивных слоев дорожной одежды, и устанавливает методикупровсдения испытаний на определение низкотемпературных характеристик асфальтобетона.
2 Нормативные ссылки
В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 12.4.131-83Халаты женские. Технические условия.
ГОСТ 12.4.132-83 Халаты мужские. Технические условия.
ГОСТ Р 12.1.019-2009 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты
ГОСТ 12.4.252-20 ^Межгосударственный стандарт. Система
стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной зашиты рук. Перчатки. Общие технические требования. Методы испытаний
3 Термины и определения.
В настоящем ОДМ применяются следующие термины с соответству ющи м и определен и ям и:
3.1 низк'отсмпературное трсщинообразование: Разрушение образца асфальтобетона под воздействием отрицательных температур.
ОДМ 218.3.047-2015
3.2 образец: Образец асфальтобетона призматической формы с квадратным сечением полученный из образца-плиты.
3.3 образец-плита: Образец асфальтобетона уплотненный с помощью секторного либо роликового уплотнителя.
3.4 термическое напряжение:Напряжение, возникающее в образце асфальтобетона за счет внутреннего сжатия, вызванного понижением температуры окружающей среды.
3.5 кривая напряжения: Зависимость между температурой и возникающим при ей понижении напряжением.
4 Требования к испытательному оборудованию, средствам измерения, вспомогательным устройствам, реактивам
4.1 Испытательное оборудование.
4.1.1 Установка для проведения испытаний на определение низкотемпературных характеристик, приведенная на рисунке!, способная возвращать образец к первоначальному размеру после сжатия при воздействии низких температура оснащенная электронным считывающим устройством,которое должно фиксировать показатели датчика напряжения, датчика перемещения, температуру образца асфальтобетона, и температуру внутри климатической камеры.
4.1.2 Климатическая камера, с функцией принудительной циркуляции воздуха, способная поддерживать постоянную температуру в диапазоне отминус 50 °С до 50 °С с точностью 0,5 °С, а так же понижать температуру образца асфальтобетона со скоростью 10 °С в час.
ОДМ 218.3.047-2015
4.1.7 Монтажное устройство,приведенное на рисунке 2, с зажимом для приклеивания образцов асфальтобетона к крепежным устройствам, обеспечивающее центрическое и перпендикулярное расположение граней образца.
5 Метод измерений
Сущность метода заключается в определении температуры при которой образец асфальтобетона разрушается под воздействием внутренних сжимающих напряжений, вызванных низкотемпературным сжатием асфальтобетона. В течение испытания необходимо постоянно фиксировать температуру, напряжение, и деформацию в образце.
4
ОДМ 218.3.047-2015
6 Требования безопасности, охраны окружающей среды
При работе с асфальтобетонными смесями используют одежду специальную защитную - по ГОСТ 12.4.131 или ГОСТ 12.4.132. Для защиты рук используют перчатки - по ГОСТ Р 12.4.246.
При выполнении измерений соблюдают правила по электробезопасности - по ГОСТ Р 12.1.019 и инструкции по эксплуатации оборудования.
Испытанные асфальтобетонные смеси утилизируют в соответствии с рекомендациями завода изготовителя, указанными в стандарте организации на материал.
7 Требования к условиям измерений
При приготовлении образцов соблюдают следующие условия для помещений:
- температура (23 ± 3) °С;
- относительная влажность (55 ± 15) %.
8 Подготовка к проведению испытания
8.1 Испытательные образцы получают путём распила асфальтобетонных образцов-плит, приготовленных лабораторным методомна роликовом либо секторном уплотнителе. Образцы выпиливаются на циркулярной пиле, на расстоянии не менее чем 10 мм от краев образца-плиты.
Для поведения испытаний необходимо выпилитькак минимум два асфальтобетонных образца призматической формы с квадратным сечением размером от 45 до 55 мм и длинной от 245 до 255 мм.
8.2 После распиливания образцов необходимо измерить средний размер сторон поперечного сечения образца. Для этого производятся измерения в пяти точках по высоте образца и
5
ОДМ 218.3.047-2015
рассчнтываетсясреднеарифметическое значение размеров сторон сечения балки с точностью до 0,01 мм.Для вычисления средней площади сечения образца перемножаются средние размеры сторон поперечного сечения. Результат фиксируется с точностью до 0,001 мм2.
8.3 Для обеспечения достоверности полученных результатов необходимо у выпиленных образцов определить остаточную пористость. Для этого необходимо определить истинную плотность исходной асфальтобетонной смеси и среднюю плотность образцов в соответствии с ГОСТ 12801.
Остаточную пористость асфальтобетонных образцов вычисляют по формуле 1.
где: VIIop - остаточная пористость:
§Ср- средняя плотность, г/см3;
9исг - истинная плотность, г/см3;
Для проведения испытание необходимо чтобы остаточная пористость образцов не отличалась друг от друга более чем на 0,5 %.
8.4 Перед проведением испытания необходимо убедиться что поверхности крепежей, приклеиваемые к образцу чистые и гладкие. При необходимости можно очистить приклеиваемые поверхности крепежей от остатков образца от предыдущего испытания с помощью наждачной бумаги с зернистостью 240.
8.5 Для обеспечения правильного центрированного приклеивания образца необходимо нанести линии по центру,вдоль каждой грани образца, а так же необходимо нанести на крепеж четыре диаметральных линии под углом в 45°. При приклеивании образца к крепежам, линии на крепеже
ОДМ 218.3.047-2015
должны совпадать с рёбрами образца и линиями нанесенными по центру каждой грани образца.
8.6 Приклейте образец эпоксиднымклеемк крепежам с помощью монтажной подставки, как показано на рисунке 2, ось образца должна быть строго перпендикулярна поверхности стола. Выравнивание образца является основополагающим фактором для получения достоверных данных. При приклеивании образцов эпоксидной смолой с отвердителем строго следуйте инструкции производителя по дозировке компонентов, срокам отвердевания и т.д.
8.7 После полного отвердевания эпоксидного клея необходимо вручную открутить зажимное кольцо на монтажной подставке и изъять заготовку, состоящую из образца с приклеенными с двух торцов крепежами. Присоедините заготовку к креплениям испытательной установки и протермостатируйте до начальной температуры (5±2)°Св течение (6,25 ± 0,25) часов.
8.8 Прикрепите к образцу термодатчики с помощью формовочной глины в верхней части, по середине и в нижней части по одному на разные грани.
8.9 Закрепите заготовку в испытательном стенде и закрепите стержни из инварной стали расположенные между верхним и нижним крепежом для предотвращения кручения образца вдоль своей оси.
8.10 Подключите датчики измерения деформации между верхним и нижним крепежом.
9 Порядок проведения испытания
9.1 Доведите температуру в климатической камере до 5 °С.
9.2 Когда средняя температура поверхности образца будет равна (5 ± 1)°С необходимо приложить к образцу начальное усилие растяжения (50 ± 5) Н, путем поворачивания рукоятки шагового двигателя.