ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ КАРТАМ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДОРОЖНЫХ РАБОТ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)
МОСКВА 2015
ОДМ 218.3.044-2015
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН обществом с ограниченной ответственностью «ДОГ АР»
2 ВНЕСЕН Управлением проектирования и строительства автомобильных дорог,У правлен нем научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации
3 ИЗДАН распоряжением Федерального дорожного агентства от «28» июля 2015 г. №1334-р
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
II
218 3 044-2015
Содержание
1 Область применения..................................................................................................................1
2 Нормативные ссылки.................................................................................................................1
3 Термины и определения.............................................................................................................2
4 Разработка технологических карт на выполнение дорожных работ.....................................3
5 Форма технологических карт на выполнение дорожных работ............................................7
6 Методика заполнения технологических карт на выполнение дорожных работ..................8
6.1 Титульный лист...................................................................................................................8
6.2 Содержание..........................................................................................................................9
6.3 Область применения...........................................................................................................9
6.4 Организация выполнения работ.........................................................................................9
6.5 Технология выполнения работ.........................................................................................11
6.6 Требования к качеству работ............................................................................................12
6.7 Потребность в материально-технических ресурсах.......................................................14
6.8 Техника безопасности и охрана труда, экологическая и пожарная безопасность......16
6.9 Технико-экономические показатели................................................................................18
Приложение А..............................................................................................................................19
Библиография...............................................................................................................................23
III
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ КАРТАМ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДОРОЖНЫХ РАБОТ
1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой методический документ (далее ОДМ) устанавливает рекомендации по разработке и применению технологических карт на выполнение дорожных работ.
1.2 Настоящий ОДМ предназначен для применения организациями (предприятиями) осуществляющими дорожную деятельность (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог) на федеральных автомобильных дорогах.
1.3 Настоящий ОДМ может быть использован организациями (предприятиями) при осуществлении дорожной деятельности на автомобильных дорогах регионального, межмуниципального и местного значения, частных автомобильных дорогах.
2 Нормативные ссылки
В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы:
- "СП 14.13330.2014. Свод правил. Строительство в сейсмических районах. СНиП 11-7-81*"
"СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*"
1
О ДМ 218.3.044-2015
3 Термины и определения
В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответству ющи м и о п редел е н и я м и:
3.1 дорожная деятельность: Деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.[ 1 ]
3.2 дорожное строительство: Комплекс всех видов работ,
выполняемых при строительстве автомобильных дорог, мостовых и других инженерных сооружений и дорожных линейных зданий. [2]
3.3 капитальный ремонт автомобильной дороги: Комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.[1]
3.4 проект производства работ: Организационно-технологический документ, разрабатываемый для реализации проекта и рабочейдокументации и определяющий технологию дорожно-строительных и ремонтных работ, качество их выполнения, сроки, ресурсы и мероприятия по безопасности.
3.5 реконструкция автомобильной дороги: Комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.[1]
3.6 ремонт автомобильной дороги: Комплекс работ по
восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дорога, при выполнении которых не затрагиваются
218.3 044-2015
конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.[1]
3.7 содержание автомобильной дороги: комплекс работ по
поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. [1]
3.8 строительство: Создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
3.9 технологическая карга (ТК): Организационно-технологический документ, разрабатываемый для выполнения определенного вида дорожных работ (технологического процесса) и определяющий состав и сроки технологических процессов (операций) и средств механизации, требования к качеству, трудоемкость, ресурсы и мероприятия по безопасности.
3.10 технологическая операция (часть технологического процесса): Этап технологического процесса по устройству конструктивного элемента (или его части) автомобильной дороги
3.11 технологический процесс (часгь технологии дорожных работ): Совокупность технологических операций по устройству конструктивного элемента (или его части) автомобильной дороги.
3.12 технология: Совокупность и последовательность выполнения технологических операций и процессов.
4 Разработка технологических карт на выполнение дорожных работ
ТК на выполнение отдельных видов дорожных работ входят в состав проекта производства работ. Проект производства работ, а также иные документы (включая технологические карты), в которых содержатся решения по организации строительного производства и технологии строительномонтажных работ, относятся к организационно-технологической
О ДМ 218.3 044-2015
документации и оформляются, согласовываются, утверждаются и регистрируются в соответствии с правилами, действующими в организациях, разрабатывающих, утверждающих и согласующих эти документы.
Разработку ТК рекомендуется выполнять в следующих случаях:
- при осуществлении видов работ в дорожном хозяйстве (отдельных технологических процессов этих работ), приведенных в Приложении А;
при осуществлении дорожных работ в горной местности (в соответствии с СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги) и сейсмических районах (в соответствии с СП 14.13330.2014 Строительство в сейсмических районах);
при осуществлении инновационных дорожных работ, а также работ, при которых технологии, технологические решения, оборудование или материалы впервые используются подрядной организацией;
при строительстве уникальных объектов, к которым относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик: высота более чем 100 метров; пролеты более чем 100 метров;
- наличие консоли более чем 20 метров;
- заглубление подземной части (полностью или частично)
ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.
При устройстве земляного полотна для автомобильных дорог разработка ТК может быть ограничена следующими случаями:
- для насыпей с высотой откоса более 12 м;
- для насыпей на участках временного подтопления, а также при пересечении постоянных водоемов и водотоков;
4
218.3 044-2015
для насыпей, сооружаемых на болотах глубиной более 4 м с выторфовыванием или при наличии поперечных уклонов дна болота более 1:10;
для насыпей, сооружаемых на слабых основаниях: при использовании в насыпях грунтов повышенной влажности; при возвышении поверхностей покрытия над расчетным уровнем воды менее, указанного в пункте 7.11 СП 34.13330.2012;
при использовании в насыпях прослоек из геосинтетических материалов (разделительных, армирующих, дренирующих, капилляропрерывающих, гидроизолирующих, теплоизолирующих и т.п.) для регулирования водно-теплового режима верхней части земляного полотна, а также при специальных поперечных профилях;
- при сооружении насыпей на просадочных грунтах;
при сооружении насыпей из крупнообломочных грунтов размерами обломков более 0,2 м;
для выемок высотой откоса более 12 м в нескальных грунтах и более 16 м в скальных при благоприятных инженерно-геологических условиях;
- для выемок в слоистых толщах, имеющих наклон пластов в сторону проезжей части;
для выемок, вскрывающих водоносные горизонты или имеющих в основании водоносный горизонт, а также в глинистых грунтах с коэффициентом консистенции более 0,5;
для выемок высотой откоса более 6 м в пылеватых грунтах в районах избыточного увлажнения, а также в глинистых грунтах и скальных размягчаемых грунтах, теряющих прочность и устойчивость в откосах под воздействием погодно-климатических факторов;
для выемок в набухающих грунтах при неблагоприятных
условиях увлажнения;
5
ОДМ 218 3 044-2015
для насыпей и выемок, сооружаемых в сложных инженерногеологических условиях: на косогорах круче 1:3, на участках с наличием или возможностью развития склоновых процессов, оврагообразования, карста, наледи, вечной мерзлоты и т.п.;
при возведении земляного полотна с применением взрывов или гидромеханизации;
- при сооружении периодически затопляемых дорог при пересечении водопотоков;
при применении теплоизоляционных слоев на участках вечномерзлых грунтов;
- в иных случаях производства работ, требующих внимания к производственной и экологической безопасности.
При составлении ТК разрабатываются и принимаются решения по выбору технологии дорожных работ (состава и последовательности технологических процессов, операций), определяется состав и количество машин и оборудования, технологической оснастки, инструмента и приспособлений, выявляется необходимая номенклатура и подсчитываются объемы материально-технических ресурсов, устанавливаются требования к качеству и приемке работ, предусматриваются мероприятия по охране труда и безопасному производству работ, пожарной безопасности и охране окружающей среды.
При разработке ТК используются действующие нормативные и технические документы (технические регламенты, своды правил, государственные стандарты, строительные нормы и правила). Для повышения конкурентоспособности подрядных организаций, выполняющих работы в сфере дорожного хозяйства рекомендуется предусматривать в ТК внедрение инновационных материалов и технологий.
Материально-технические ресурсы, затраты труда и машинного времени приводятся в технологических картах на технологический процесс и
о
218.3 044-2015
его операции, на весь объем работ или укрупненные измерители конечной продукции, например: на площадь — 10,100 или 1000 м2; на объем — 10, 100 или 1000 м\ на расстояние — 100 или 1000 м; на массу — 100 или 1000 т; на количество — 10 или 100 шт.
ТК может разрабатываться, в том числе на основе привязки к местным условиям типовой технологической карты. Привязка типовой технологической карты к конкретным объектам и условиям дорожных работ состоит в уточнении объемов работ, количества машин и оборудования, данных потребности в трудовых и материально-технических ресурсах. При необходимости производится замена машин, оборудования, технологической оснастки, строительных материалов и изделий, пересматривается казькуляция, и пересчитываются технико-экономические показатели.
5 Форма технологических карт на выполнение дорожных работ
ТК состоит из следующих структурных элементов:
- титульный лист; содержание; область применения; организация выполнения работ;
- технология выполнения работ;
- требования к качеству выполнения работ;
- требования к приемке работ;
- потребность в материально-технических ресурсах;
техника безопасности и охрана труда, экологическая и пожарная безопасности;
технико-экономические показатели.
ТК оформляется в соответствии с требованиями к оформлению рабочей документации.