Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

43 страницы

Купить ОДМ 218.2.100-2019 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Отраслевой дорожный методический документ содержит рекомендации по определению расчетной величины санитарных разрывов между автомобильной дорогой и жилой застройкой, а также другими нормируемыми объектами при проектировании автомобильных дорог и направлен на снижение негативного воздействия автомобильных дорог на окружающую среду и улучшение качества жизни населения, проживающего на прилегающих к дороге территориях.

 Скачать PDF

Документ имеет рекомендательный характер

Оглавление

1 Область применения

2 Термины и определения

3 Общие требования по охране окружающей среды при проектировании автомобильной дороги

4 Порядок расчёта санитарного разрыва по критерию качества атмосферного воздуха

5 Порядок расчёта санитарного разрыва по шумовым характеристикам

6 Учёт других параметров при расчёте санитарного разрыва

7 Определение границы санитарного разрыва по совокупности факторов воздействия автомобильной дороги на окружающую среду

Приложение А Среднесуточные предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов. Извлечение (4)

Приложение Б Поправки, учитываемые при расчете эквивалентного уровня звука транспортного потока. Извлечение (7)

Приложение В Предельно допустимые уровни звука на территории населенных пунктов. Извлечение (6)

Приложение Г Пример расчёта величины санитарного разрыва

Библиография

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

11.06.2019УтвержденФедеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации1428-р
РазработанРОСДОРНИИ
ИзданРосавтодор2019 г.
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО

роспвтопор

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАСЧЕТНОЙ ВЕЛИЧИНЫ САНИТАРНЫХ РАЗРЫВОВ МЕЖДУ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГОЙ И ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКОЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)

МОСКВА 2019

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФАУ «РОСДОРНИИ») Министерства транспорта Российской Федерации

2    ВНЕСЕН Управлением строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

3    ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 11.06.2019 № 1428-р

4    ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

И

ОДМ 218.2.100-2019

регламентируются санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.562-96 [6]: днём с 7^ до 23^ ч и ночью с 23^ до 7^ ч.

Определение шумовой характеристики транспортного потока от автомобильных дорог рекомендуется выполнять в соответствии с ОДМ 218.2.013-2011 [7].

Водные объекты, их прибрежные полосы входят в перечень объектов с нормируемыми требованиями к качеству окружающей среды.

Расчёт санитарных разрывов осуществляется в соответствии с требованиями по охране водных объектов. Величина санитарного разрыва должна обеспечивать размещение требуемых очистных сооружений и инженерных коммуникаций по подведению загрязнённого стока на очистку и сброса очищенного стока из очистных сооружений.

Водоотвод и очистка поверхностных стоков с участков автомобильных дорог на подходах к мосту, самом мост>' в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе выполняется с целью защиты водных объектов от загрязнений.

При проектировании и строительстве очистных сооружений следует применять простейшие очистные сооружения по ОДМ 218.8.005-2014 [8].

При невозможности очистить загрязненный сток простейшими очистными сооружениями следует применять пруды-отстойники каскадного типа или гидроботанические площадки по ОДМ 218.8.005-2014 (8J.

В исключительных случаях, при невозможности размещения в полосе отвода прудов-отстойников каскадного типа или гидроботанических площадок, применяются другие очистные сооружения: сборные модульного типа, модульные станции полной заводской готовности и т. д. в соответствии с ОДМ 218.8.005-2014 [81.

Систему организации поверхностного водоотвода с участков автомобильных дорог на подходах к мосту, с самого моста в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе выбирают индивидуально, применительно к конструктивным особенностям очистного сооружения.

ОДМ 218.2.100-2019

На очистные сооружения должна отводиться наиболее загрязненная часть поверхностного стока, которая образуется в периоды выпадения дождей, таяния снега и от мойки дорожных покрытий, в количестве не менее 70 % годового объема стока.

4 Порядок расчета санитарного разрыва но критерию качества атмосферного воздуха

При расчете и установлении величины санитарного разрыва по критерию качества атмосферного воздуха на период разработки и утверждения расчетных методик для автомобильных дорог рекомендуется руководствоваться следующими документами:

-расчетная инструкция (методика) по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух [9];

-методика расчета выбросов в атмосферу загрязняющих веществ автотранспортом на городских магистралях [10];

-рекомендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов [II].

Допускается применять:

-программные продукты, разработанные для расчета вазовых выбросов загрязняющих веществ на дорогах общего пользования и городских улицах и согласованные в установленном порядке для применения на автомобильных дорогах и городских улицах;

-программные продукты, разработанные для построения графиков распределения загрязняющих веществ в придорожной полосе от транспортных потоков на дорогах общего пользования и городских улицах и согласованные в установленном порядке для применения на дорогах общего пользования или городских улицах.

Расчет рекомендуется выполнять для следующих загрязняющих веществ, выбрасываемых автомобилями с отработавшими газами:

ОДМ 218.2.100-2019

-СО (Углерод оксид), код 0337;

-VOC (углеводороды в пересчете на СНш), код 2754;

-NO* (оксиды азота в пересчете на NO2), код 0301;

-РМ (твердые частицы в пересчете на Углерод), код 0328;

-SO2 (Серы диоксид), код 0330.

Оценку уровня загрязнения воздушной среды указанными отработавшими газами следует производить на основе прогнозов, полученных по результатам расчетов.

Расчет основан на поэтапном определении эмиссии (выбросов) отработавших газов и концентрации загрязняющих веществ на различном удалении от дороги и затем - сравнении полученных данных с предельно допустимыми концентрациями (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе жилой застройки или другого нормируемого объекта.

Расчет рекомендуется выполнять по «Расчетной инструкции (методике) по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух» [9]. Методика согласована Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Методика включает в себя усредненные удельные показатели выбросов загрязняющих веществ для экологических классов автотранспортных средств (АТС) от ЕВРО-О до ЕВРО-3 и выше.

При выполнении расчетов загрязнения атмосферного воздуха на расчетный год рекомендуется учитывать повышение экологических классов автомобилей и увеличение доли автотранспортных средств с ЕВРО-4, ЕВРО-5 и выше в расчетном году по сравнению с существующим транспортным потоком.

При выполнении расчетов выбросов загрязняющих веществ от транспортного потока на автомобильной дороге транспортный поток делится на следующие типы автомобилей (исходя из имеющихся удельных показателей выбросов, методика [9]):

-легковые автомобили;

ОДМ 218.2.100-2019 -грузовые автомобили и автобусы полной массой до 3500 кг;

-грузовые автомобили и автобусы полной массой более 3500 кг; -автобусы полной массой более 3500 кг.

Кроме этого, транспортный поток делятся на подтипы в зависимости от вида используемого топлива.

Для установления величины санитарного разрыва между автомобильной дорогой и жилой застройкой или нормируемыми объектами следует использовать усредненные удельные показатели выбросов автотранспорта, приведённые в методике [9].

При наличии на автомобильной дороге регулируемых или нерегулируемых перекрестков, при установлении выбросов от транспортного потока в таких местах рекомендуется дополнительно руководствоваться «Методикой расчета выбросов в атмосферу загрязняющих веществ автотранспортом на городских магистралях» [10].

Удельные выбросы загрязняющих веществ, представленные в методике [9], определены для автомобильных дорог для скоростей движения 90 и 110 км/час и городского движения.

Выброс /'-го загрязняющего вещества от движения всех типов АТС на участке автомобильной дороги рекомендуется определять по формуле (1):

q = 2,78x10-7хУ(т, х N,),    (1)

где q - мощность эмиссии в воздушную среду /-го вещества на конкретном участке дороги, г/м с;

т, - удельные показатели выбросов /-го вещества при пробеге на отрезке дороги в 1 км (г/км) для выделенного типа автомобиля в зависимости от вида используемого топлива; принимаются по методике [9];

2,78 х 10‘7- коэффициент перехода к принятым единицам измерения;

Н - расчётная пиковая перспективная интенсивность движения каждого выделенного типа автомобиля в зависимости от вида используемого топлива (авг./ч).

ОДМ 218.2.100-2019

При переходе от суточной интенсивности движения к расчетной часовой интенсивности, авт./ч, рекомендуется использовать формулу (2):

Н = 0,076х Ncyr.    (2)

При расчете рассеивания выбросов от автотранспорта и определения концентрации загрязняющих веществ на различном удалении от дороги рекомендуется использовать модель Гауссового распределения примесей в атмосфере на небольших высотах.

Концентрация загрязнений атмосферного воздуха вдоль автомобильной дороги определяется по формуле (3) (Рекомендации [11]):

C = -j=——-+ F,    (3)

V27TX axv х sirup    v '

где С - концентрация данного вида загрязнения в воздухе, г/м ;

а- стандартное отклонение Гауссового рассеивания в вертикальном направлении, м (принимается по таблице 1 или в соответствии с «Рекомендациями по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов»);

V - скорость ветра, преобладающего в расчетный месяц летнего периода,

м/с;

Ф - угол, составляемый направлением ветра к трассе дороги; при угле от 90° до 30° скорость ветра следует умножать на синус угла, при угле менее 30° - коэффициент 0,5;

F - фоновая концентрация загрязнения воздуха, г/м3.

Таблица 1 - Стандартное отклонение Гауссового рассеивания при удалении от кромки проезжей части

Приходящая

солнечная

радиация*

Значения стандартного Гауссового отклонения о при удалении от кромки проезжей части, в метрах

10

20

40

60

80

100

150

200

250

Сильная

2

4

6

8

10

13

19

24

30

Слабая

1

2

4

6

8

10

14

18

22

* Сильная солнечная радиация соответствует ясной солнечной погоде, слабая - пасму рной (в т. ч. дождливой). Величина должна приниматься в расчетный период наибольшей интенсивности движения

(летним период). Уровень солнечной радиации принимается в и вис и мост и от того, какая погода превалирует в расчетный месяц.


Необходимые исходные данные для расчета загрязняющих веществ на различном расстоянии от источника воздействия представлены в таблице 2.

Табл и ца 2 - Исходные данные для расчета загрязняющих веществ

Исходные данные

Параметры для проведения рассеивания

Картографический материал

План автомобильной дороги с проектными решениями, жилыми и другими нормируемыми объектами (существующими и проектируемыми) в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений (в масштабе)

Расчетные параметры

Состав транспортного потока Суточная интенсивность движения Направление участка дороги Роза ветров

Скорость ветра в расчетный период

Угол, составляемый направлением ветра к трассе

дороги (из розы ветров)

Фоновые концентрации загрязняющих веществ в воздухе

Расстояния от источника шума до границ жилых и нормируемых объектов

По    полученным результатам строится    график загрязнения

отработавшими газами придорожной зоны, сопоставляется с предельно допустимыми концентрациями (ИДКс.с.), установленными в атмосферном воздухе населенных мест или других нормируемых объектов, и определяется величина санитарного разрыва. Пример расчета представлен в приложении Г.

При необходимости уменьшения величины санитарного разрыва следует предусматривать на рассматриваемом участке дороги реализацию экологических мероприятий.

ОДМ 218.2.100-2019

Допускается проведение расчета выбросов загрязняющих веществ и рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе от автомобильных дорог с использованием автоматизированных программ, разработанных для автомобильных дорог и согласованных в установленном порядке.

5 Порядок расчета санитарною разрыва но шумовым характеристикам

При расчёте санитарного разрыва по шумовым характеристикам от автомобильных дорог оценку ожидаемых уровней звука проводят на основании акустических расчётов.

Величину санитарного разрыва определяют в результате сопоставления расчётных уровней звука в расчётной точке с требованиями Санитарных норм СН 2.2.4/2.1.8.562-96 [6].

Шумовыми характеристиками источников внешнего шума являются: для транспортных потоков на улицах и автомобильных дорогах -эквивалентный уровень звука, ЬЛ^в7.5 (дБА), и максимальный уровень звука, дБА, на расстоянии 7,5 м от оси первой полосы движения.

Эквивалентный уровень звука ЬЛэкв7,5 на расстоянии 7,5 м от оси первой полосы движения рекомендуется рассчитывать по ОДМ 218.2.013 - 2011 [7] по формуле (4):

La 7 5 = La 75+ A La    + ALa + A La    + A La    + A La + A La    ,    (4)

яэк*/>3 /*трп,*э    rtrpyj    'Чк    Лук    ЛИОК    Лрп    Л    персе    7    '    '

где La 7iS - расчетное значение эквивалентного уровня звука транспортного потока на расстоянии 7,5 м от оси ближайшей полосы движения и на высоте 1,5 м над уровнем проезжей части. Определяется в зависимости от интенсивности движения по формуле (4) или таблице Б. 1 приложения Б (прямой горизонтальный участок дороги, мелкозернистое асфальтобетонное покрытие проезжей части в составе транспортного потока 40 % грузовых автомобилей и автобусов).

ОДМ 218.2.100-2019

Рассчитывается величина ЬЛ т 7>5 по формуле (5), результат следует округлять с точностью до 0,5 дБА:

Чр.7,5 =50 + 8,8xlgN,    (5)

где N - расчетная интенсивность движения, авт./ч,

Д— поправка, дБА, учитывающая грузовые автомобили и автобусы в составе транспортного потока. Определяется по таблице Б.2 приложения Б (к грузовым относят автомобили, масса которых составляет более 3500 кг);

ДLAck - поправка, дБА, учитывающая среднюю скорость движения; определяется по таблице Б.З приложения Б;

ДLAi - поправка, дБА, учитывающая величину продольного уклона;

**ук

определяется по таблице Б.4 приложения Б;

Ala - поправка, дБА, учитывающая тип покрытия проезжей части дороги; определяется по таблице Б.5 приложения Б;

Д LApa - поправка, дБА, учитывающая ширину    центральной

разделительной полосы; определяется по таблице Б.6 приложения Б;

Д^псрсс ” поправка, дБА,    учитывающая    наличие    пересечения

автомобильной дороги.

При наличии пересечений со светофорным регулированием поправка определяется по таблице Б.7 приложения Б. В случае нерегулируемого пересечения определяется в соответствии с ОДМ 218.2.013-2011 (подраздел 6.5) [7].

При переходе от суточной интенсивности движения к расчетной часовой интенсивности движения, авт./ч, в дневной или ночной периоды времени рекомендуется использоваться формулами (6) и (7):

Ыл= 0,076х Ncyr,    (6)

N„ = 0,039х Ncyr,    (7)

где NT - расчетная интенсивность движения, авт./ч, за час наиболее интенсивного движения в дневное время (с 7^ до 23^);

N„ - расчетная интенсивность движения, авт./ч, за час наиболее интенсивного движения в ночное время (с 23^ до 7^);

Ncyr - среднегодовая суточная интенсивность движения на рассматриваемом участке, авт./сут.

За расчётное значение эквивалентного уровня звука принимается наибольшее по результатам расчёта в дневное и ночное время шумовых характеристик транспортного потока.

(8)


+ Д La    + ALa + ALa + ALa + ALon + AL.

л1руа    лск    лиок    Н"    1



’псрес»


Максимальный уровень звука ЬЛшк7,5 на расстоянии 7,5 м от оси первой полосы движения рекомендуется рассчитывать по ОДМ 218.2.013 - 2011 [7] или по формуле (8):

где ^Ищкстрп7.5 ” максимальный уровень звука принимают в соответствии с ОДМ 218.2.013-2011 (подраздел 6.6) при установленной скорости движения.

Ожидаемый эквивалентный уровень звука La-жврт в расчетных точках, которые выбираются в соответствии с требованиями СП 51.13330.2011 [12], рекомендуется рассчитывать но ОДМ 218.2.013-2011 или по формуле (9):

(9)

где ALApac - снижение уровня звука транспортного потока, дБА, в зависимости от расстояния до расчетной точки, определяется по ОДМ 218.2.013-2011 (пункт 7.2.2);

LLa    - снижение уровня звука, дБА, вследствие его затухания в

воздухе; определяется по ОДМ 218.2.013-2011 (пункт 7.2.3);

ДLAiifr - поправка, учитывающая влияние турбулентности воздуха и ветра на процесс распространения звука, дБА; определяется по ОДМ 218.2.013-2011 (пункт 7.2.4);

ДLa    - снижение уровня звука, дБА, вследствие его поглощения

поверхностью территории; определяется по ОДМ 218.2.013-2011

(пункт 7.2.5);

ДLA - снижение уровня звука, дБА, полосами зеленых насаждений; определяется по ОДМ 218.2.013-2011 (пункт 7.2.6);

ALa^ - снижение уровня звука, дБА, существующими шумозащитными сооружениями на пути звуковых лучей от автомобильной дороги к расчетной точке; определяется по ОДМ 218.2.013-2011 (подраздел 11.4);

ALAikp .    -    снижение уровня звука, дБА, существующими

экранирующими препятствиями (зданиями, насыпями, холмами, выемками, и т.п.) на пути звуковых лучей от автомобильной дороги к расчетной точке; определяется по ОДМ 218.2.013-2011 (подраздел 11.4);

ALAiтрластр ~ поправка, дБ А, учитывающая влияние придорожной застройки; определяется по ОДМ 218.2.013-2011 (пункт 7.2.7);

ALa - поправка, дБА, учитывающая отражение звука от ограждающих конструкций зданий (обычно принимают равной минус 3 дБА);

Д LAe - поправка, дБ А, учитывающая снижение уровня звука вследствие ограничения угла видимости (О) улицы (дороги) из расчетной точки; определяется по ОДМ 218.2.013-2011 (пункт 7.2.8).

Ожидаемый максимальный уровень звука Ьдшксп в расчётной точке рекомендуется рассчитывать по ОДМ 218.2.013-2011 или по формуле (10):

LА рт = La 75 — (ALa ■+■ ДLa ■+■ AL,\. -Ь ALa ■+■ ДLa -Ь ALa ■+■

Лмаксг 1    /1макс'>;>    4    Лрас    п    воз    ЛВ    'мюк    Лзсл    лэкр

+AL


+AL,

т (10)

•экр. застр п отрластр    лотр    '

При необходимости уменьшения величины санитарного разрыва следует предусматривать на рассматриваемом участке дороги реализацию экологических мероприятий.

Допускается задание шумовых характеристик транспортного потока на основе натурных измерений.

За величину санитарного разрыва принимается расстояние, на котором уровень шума достигает ПДУ (предельно допустимого уровня) для

Содержание

1    Область применения............................................................... j

2    Термины и определения.......................................................... 1

3    Общие требования по охране окружающей среды при

проектировании автомобильной дороги.......................................... 2

4    Порядок расчёта санитарного разрыва по критерию качества

атмосферного воздуха............................................................... 8

5    Порядок расчёта санитарного разрыва по шумовым

характеристикам....................................................................... 13

6    Учёт других параметров при расчёте санитарного разрыва............... 18

7    Определение границы санитарного разрыва по совокупности факторов воздействия автомобильной дороги на окружающую

среду.............................................................................................. 20

Приложение А Среднесуточные предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов.

Извлечение [4]........................................................................ 23

Приложение Б Поправки, учитываемые при расчете эквивалентного

уровня звука транспортного потока. Извлечение [7]................................. 24

Приложение В Предельно допустимые уровни звука на территории

населенных пунктов. Извлечение [6].............................................. 26

Приложение Г Пример расчёта величины санитарного разрыва............ 27

Библиография......................................................................... 35

ОДМ 218.2.100-2019

соответствующего типа нормируемых объектов. Пример расчёта представлен в приложении Г.

Исходные данные, которые необходимы для расчёта шума, представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Исходные данные, необходимые для расчета шума

Исходные данные

Параметры для проведения расчёта шума

Картографический материал

План автомобильной дороги с проектными решениями, жилыми и другими нормируемыми объектами (существующими и проектируемыми) в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений (в масштабе)

Ширина автомобильной дороги (количество полос и ширина раздел 1ггельной полосы)

Шумозащитные экраны Прочие ограждения вдоль дороги Зелёные насаждения

Тип поверхности между дорогой и жилыми и нормируемыми объектами Тип покрытия дороги Граница жилой застройки

Расчётные параметры

Состав транспортного потока

Суточная интенсивность движения

Скорость движения транспортного потока

Высота автомобильной дороги

Ширина разделительной полосы

Высота шумозащитных экранов (существующих (если

имеются) и проектируемых)

Прочие экранирующие ограждения вдоль дороги Ширина полосы лесонасаждений Постоянная затухания звука в зеленых насаждения (если известна)

Тип дорожного покрытия

Тип поверхности между дорогой и жилыми и

нормируемыми объектами

Продольный уклон

Расстояние от источника шума до расчетных точек на границах жилых или нормируемых объектов

Полученные результаты сопоставляются с нормативными значениями для жилых и нормируемых объектов в соответствии с СН 2.2.4/2.1.8.562-96 [6] или приложением В. Величина санитарного разрыва принимается равной расстоянию, на котором достигаются установленные нормативы.

При необходимости уменьшения величины санитарного разрыва следует предусматривать на рассматриваемом участке дороги реализацию 18

ОДМ 218.2.100-2019

отраслевой дорожный методический документ

Методические рекомендации но определению расчётной величины санитарных разрывов между автомобильной дорогой и жилой застройкой при проектировании автомобильных дорог

1 Область применения

1.1    Настоящий отраслевой дорожный методический документ содержит рекомендации но определению расчётной величины санитарных разрывов между автомобильной дорогой 1 и жилой застройкой, а также другими нормируемыми объектами при проектировании автомобильных дорог и направлен на снижение негативного воздействия автомобильных дорог на окружающую среду и улучшение качества жизни населения, проживающего на прилегающих к дороге территориях.

1.2    Расчет санитарных разрывов для автомобильных дорог выполняется, если:

-автомобильная дорога относится к автомагистралям;

-в задании на проектирование автомобильной дороги, не относящейся к автомагистрали, установлено требование по расчет}' санитарных разрывов.

При отсутствии установленного расчетного санитарного разрыва его роль выполняет расстояние от бровки земляного полотна до линии застройки населенного пункта, установленное в соответствии с генеральным планом застройки населенных пунктов, а при отсутствии такого плана -расстояние до жилой застройки, установленное в соответствии с требованиями СП 34.13330.2012 «Свод правил. Автомобильные дороги.

ОДМ 218.2.100-2019

Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*» и СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*».

Установленное расстояние до жилой застройки, при отсутствии расчетного санитарного разрыва, проверяется только на акустическое воздействие и при необходимости проектируются шумозащитные экраны.

1.3 Положения настоящего методического документа предназначены для применения проектными организациями, выполняющими работы по проектированию автомобильных дорог. Методические рекомендации разработаны ФАУ «РОСДОРНИИ» Бобковым А.В., Мазеповой В.И., Морозовой Г.Ю., Бобковой О.А., Линьковой Ю.С.

2 Термины и определения

В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответству юти м и определениям и:

2.1    загрязняющее вещество: Вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышает установленные дня химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

2.2    линейный источник: Источник, выбрасывающий загрязняющее вещество по установленной линии (автомобильная дорога).

2.3    нормируемый объект: Объект, для которого устанавливается предельный уровень неблагоприятного экологического воздействия в соответствии с действующими нормативными документами.

2.4    предельно допустимая кон цен грация (ПДК) веществ в компонентах окружающей среды: Концентрация, соблюдение которой обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия проживания.

ОДМ 218.2.100-2019

2.5    пробеговый выброс: Суммарная масса выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух при движении на участке дороги длиной в 1 километр.

2.6    расчётные точки: Точки, назначаемые для оценки соответствия величины расчётного значения загрязняющих веществ, уровней шума или других нормируемых показателей в жилой застройке или нормируемом объекте требованиям санитарных норм.

2.7    санитарный разрыв: Минимальное расстояние от автомобильной дороги (источника воздействия) до границы жилой застройки (нормируемого объекта), уменьшающее это воздействие до значений гигиенических нормативов.

2.8    фоновая концентрация: Концентрация загрязняющего вещества, которая содержится в приземном слое атмосферы без учета вклада источника или группы источников воздействия на окружающую среду.

3 Общие требования по охране окружающей среды при нроек1ированин автомобильной дороти

Охрана окружающей среды при проектировании автомобильной дороги в Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «Об охране окружающей среды» [1], на основе следующих основных принципов:

-соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду;

-обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;

-научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

-охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ОДМ 218.2.100-2019

-платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде;

-независимости контроля в области охраны окружающей среды; -презумпции экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности;

-обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

-учета природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

-приоритетности сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

-допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;

-обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;

-сохранения биологического разнообразия;

-запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

-соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии

ОДМ 218.2.100-2019

решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

-ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Эксплуатируемая автомобильная дорога влияет на окружающую среду в непосредственной близости от места ее прохождения. Чем выше категория автомобильной дороги и интенсивность движения на ней, тем выше влияние.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [1] нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов от передвижных источников (автотранспорт, перемещающийся по автомобильным дорогам, относится к передвижным источникам) не определяются.

Для сохранения на территории жилой застройки или другого нормируемого объекта уровня экологического воздействия, не превышающего санитарные нормы, между автомагистралью и жилой застройкой или нормируемым объектом устанавливаются в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 [2] минимальные расстояния (санитарные разрывы).

Величина разрыва устанавливается на основании расчетов загрязнений атмосферного воздуха и физических факторов, воздействующих на атмосферн ы й воздух.

В качестве санитарных разрывов принимаются расстояния, уменьшающие экологическое загрязнение атмосферного воздуха, а также снижающие уровень шума до значений гигиенических нормативов.

Санитарный разрыв имеет режим санитарно-защитной зоны, но не требует разработки проекта его организации.

ОДМ 218.2.100-2019

Санитарные разрывы рассчитываются не на всем протяжении границы охраняемого объекта, а лишь в тех случаях, когда рядом расположена жилая застройка или нормируемый объект.

Размеры санитарного разрыва устанавливаются от проезжей части автомобильной дороги.

Для проведения расчетов санитарных разрывов используются нормативные методы оценки загрязнения атмосферы и разработанные на их основе программные продукты, согласованные в установленном порядке.

Размеры санитарных разрывов могут быть уменьшены при реализации мероприятий, ослабляющих неблагоприятное экологическое воздействие. Расчет санитарного разрыва рекомендуется проводить:

-для автомобильных дорог при скоростях движения - 90 км/час;

-для скоростных участков дорог - 110 км/час;

-в населенных пунктах - 60 км/час.

Главным фактором воздействия автомобильной дороги на атмосферный воздух служат отработавшие газы от проезжающих автомобилей. Степень загрязнения атмосферного воздуха определяется величиной пробегового выброса автомобиля, интенсивностью движения и скоростью движения автотранспортного средства (АТС).

Пробеговые выбросы зависят от удельных выбросов загрязняющих веществ, экологического класса АТС и вида используемого топлива.

При расчете санитарных разрывов в соответствии с требованиями закона «Об охране атмосферного воздуха», не допускается превышение нормативов качества атмосферного воздуха населенных мест, а также должен учитываться имеющийся фоновый уровень загрязнения атмосферы.

За нормативы качества атмосферного воздуха принимаются требования СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» [3].

При определении ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ, принимающих участие в проведении расчета

ОДМ 218.2.100-2019

загрязнения воздуха от автомобильной дороги, следует руководствоваться ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ» [4], ГН 2.1.6.1339-03 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых мест» [5].

Расчёт ведётся по среднесуточной предельно допустимой концентрации, мг/м\

Автомобильный транспорт оказывает неблагоприятное акустическое воздействие. Шум, создаваемый движущимися автомобилями, является частью шума транспортного потока. В общем случае наибольший шум создается грузовыми автомобилями.

Снижение шумового воздействия до нормируемых параметров является обязательным при расчете санитарных разрывов автомобильных дорог.

Уровень шума от транспортных потоков зависит от следующих параметров:

-часовой пиковой интенсивности движения АТС;

-состава АТС;

-скорости АТС;

-типа дорожного покрытия;

-типа подстилающей поверхности между автомобильной дорогой и жилой застройкой или нормируемым объектом;

-продольного уклона дороги;

-ширины разделительной полосы;

-экранирующих препятствий (рельефа местности, откосов насыпей и выемок, наличия лесопосадочной полосы и прочих сооружений); -шумозащитных экранов.

Допустимые значения уровней шума на территории, непосредственно прилегающей к жилой застройке или другому нормируемому объекту.

1

В соответствии с п. 2.6 СанПнН 2.2.1/2.1.1.1200-0.3 |2| требования по установлению и расчету санитарных разрывов устанавливаются в отношении автомагистралей.

В отношении других классов и категорий автомобильных дорог расчет саннтарных ратрывов может проводиться при включении техническим откатчиком (тас трон щи ком) данного требования в Таллине на проектирование автомобильной дороги.

Исходя ит скатанного, тдссь и далее по тексту вместо термина «автомагистраль» нспольтустся термин «автомобильная дорога».