Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

78 страниц

471.00 ₽

Купить ОДМ 218.2.061-2015 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методический документ устанавливает рекомендации по определению теплофизических свойств дорожно-строительных материалов и грунтов, возможного диапазона изменения влажности, плотности и температуры материалов и грунтов, расположенных в дорожных конструкциях в районах сезонного промерзания (оттаивания) транспортных сооружений, выбора приборов, обеспечивающих достоверные результаты изменения теплофизических характеристик материалов дорожных одежд и грунтов земляного полотна.

 Скачать PDF

Имеет рекомендательный характер.

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Обозначения и сокращения

5 Общие положения

6 Процессы водно-теплового режима земляного полотна и основания дорожной одежды

7 Факторы, влияющие на теплофизические характеристики грунтов

8 Факторы, влияющие на теплофизические характеристики дисперсных материалов

9 Методики определения теплофизических свойств дорожно-строительных материалов и грунтов

Приложение А. Теплофизическая характеристика – теплопроводность

Приложение Б. Теплофизическая характеристика – теплоемкость

Библиография

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу12.02.2016
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

18.01.2016УтвержденФедеральное дорожное агентство85-р
РазработанФГБУ РОСДОРНИИ
ИзданРосавтодор2015 г. (сайт)
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РОСПВТОПОР

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕПЛОФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ДОРОЖНОСТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ГРУНТОВ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)

МОСКВА 2015

ОДМ 218 2.061-2015

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФГБУ «РОСДОРНИИ») Министерства транспорта Российской Федерации

2    ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения

3    ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 18.01.2016 2016 г. № 85-р

4    ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

II

ОДМ 218 2 061-2015

Содержание

1 Область применения.................................................................. 1

2Нормативные ссылки................................................................. 1

ЗТермины и определения............................................................. 2

40бозначения и сокращения.......................................................... 4

5    Общие положения..................................................................... 5

6    Процессы водно-теплового режима земляного полотна и основания

дорожной одежды....................................................................... 11

7    Факторы, влияющие на теплофизические характеристики    грунтов........ 17

8    Факторы, влияющие на теплофизические характеристики дисперсных

материалов................................................................................ 32

9    Методики определения теплофизических свойств дорожностроительных материалов и грунтов............................................... 41

Приложение А Теплофизическая характеристика - теплопроводность.....    63

Приложение Б Теплофизическая характеристика - теплоемкость............ 65

Библиография............................................................................. 67

ill

О ДМ 218 2 061-2015

ОТРАСЛЕВОЙ дорожный методический документ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕПЛОФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ

дорожно-строительных материалов и грунтов

1    Область применения

1.1    Отраслевой дорожный методический документ «Рекомендации по

определению теплофизических свойств дорожно-строительных материалов и грунтов» (далее - методический документ) разработан в соответствии с планом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Федерального дорожного агентства на 2013-2015 гг. подпрограммы «Автомобильные дорога» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы), утвержденный распоряжением Росавтодора 06.08.2013    №    1120-р,    с    изменениями,

внесенными распоряжением Росавтодора от 27.12.2013 № 2310-р.

1.2    Настоящий методический документ устанавливает рекомендации по определению теплофизических свойств дорожно-строительных материалов и грунтов, возможною диапазона изменения влажности, плотности и температуры материалов и грунтов, расположенных в дорожных конструкциях в районах сезонного промерзания (оттаивания) транспортных сооружений, выбора приборов, обеспечивающих достоверные результаты изменения теплофизических характеристик материалов дорожных одежд и грунтов земляного полотна.

2    Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

Федеральный закон от 27 декабря 2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в редакции Федеральных законов от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от

1

ОДМ 218 2 061-2015

01.05.2007 № 65-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от

18.07.2009    № 189-ФЗ, от 23.11.2009 № 261-ФЗ, от 30.12.2009 № 384-ФЗ, от

30.12.2009    № 385-ФЗ (далее - ФЗ «О техническом регулировании»)

ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

ГОСТ    23250-78    «Материалы    строительные.    Метод    определения

удельной теплоемкости»

ГОСТ    30290-94    «Материалы    строительные.    Метод    определения

теплопроводности поверхностным преобразователем»

СНиП II-3-79* Строительная теплотехника СНиП 2.02.01-83. Основания зданий и сооружений СНиП 2.02.04-88. Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах СНиП 2.06.05-84 Плотины из грунтовых материалов СНиП 23-02-2003. Тепловая защита зданий СНиП 23-101-2004 Проектирование тепловой защиты зданий СП22.13330.2011 Основания зданий и сооружений. Акту ализированная редакция СНиП 2.02.01-83*

СП 25.13330.2012 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах. Актуализированная редакция СНиП 2.02.04-88

ОДН 218.046-01 Проектирование нежёстких дорожных одежд Руководство по определению физических, теплофнзических и механических характеристик мёрзлых грунтов, 2010 г.

СТО 218.3.001-2006 Проектирование и устройство теплоизолирующих слоев из экструдированного пенополистирола "STYROFOAM" на автомобильных дорогах России

3 Термины и определения

В настоящем ОДМприменены следующие термины с соответствующими определениями, соответствующие СНиП II-3-79*, СНиП

ОДМ 218 2 061-2015

23-02-2003, СНиП 23-101-2004, СП 25 .13330.2012, СНиП 2.02.04-88, СП

22.13330.2011, ОДН 218.046-01 ,СТБ 4.206-94:

автомобильная лорога: Инженерное сооружение, предназначенное для движения автомобилей, основными элементами которого являются земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть, обочины, искусственные и линейные сооружения и все виды дорожной обстановки.

водопоглощение при капиллярном подсосе: Способность образца затвердевшего раствора (бетона), высушенного до постоянной массы, к поглощению воды при атмосферном давлении за счет капиллярных или адсорбционных сил.

грунт:    Горные породы, почвы, техногенные образования,

представляющие собой многокомпонентную и многообразную геологическую систему и являющиеся объектом инженерно-хозяйственной деятельности человека.

морозостойкость: Свойство материала в водонасыщенном состоянии выдерживать требуемое число циклов попеременного замораживания и оттаивания при допустимом снижении прочности и потере массы.

структура грунта: Пространственная организация компонентов грунта, характеризующаяся совокупностью морфологических (размер, форма частиц, их количественное соотношение), геометрических (пространственная композиция структурных элементов) и энергетических признаков (тип структурных связей и общая энергия структуры) и определяющаяся составом, количественным соотношением и взаимодействием компонентов грунта.

теплопроводность: Способность материала пропускать тепловой поток при условии разных температур поверхности. Степень теплопроводности материалов характеризует коэффициент, который равен количеству тепла, проходящего через стену из испытуемого материала толщиной 1 м площадью 1 м2 за 1 ч при разности температур противоположных поверхностей стены 1 К. Коэффициент теплопроводности измеряют в Вт/(м*К).

3

ОДМ 218.2.061-2015

теплоемкость: Свойство материала поглощать при нагревании определенное количество тепла. При охлаждении материалы выделяют тепло, причем тем больше, чем выше их теплоемкость. Коэффициент теплоемкости равен количеству тепла (Дж), необходимого для нагревания 1 кг материала на 1 К.

температуропроводность Физическая величина, характеризующая скорость изменения (выравнивания) температуры вещества в неравновесных тепловых процессах. Численно равна отношению теплопроводности к объёмной теплоёмкости при постоянном давлении, в системе СИ измеряется в м2/с.

химическая или коррозионная стойкость: Свойство материалов противостоять разрушающему действию жидких и газообразных агрессивных сред. Химическую стойкость оценивают специальным коэффициентом, который рассчитывают по отношению прочности (массы) материала после коррозионных испытаний (в случае кислот и щелочей образцы в течение двух часов кипятят соответственно в концентрированном растворе кислоты или щелочи) к прочности (массе) до испытаний. При коэффициенте 0,90 - 0,95 материал признается химически стойким по отношению к исследуемой среде. Органические материалы - древесина, битумы, пластмассы - при обычных температурах относительно стойки к действию кислот и щелочей слабой и средней концентрации. Свойства неорганических материалов зависят от их состава.

4 Обозначения и сокращения

z\: Толщина морозоустойчивого слоя дорожной одежды.

р: Ялотность, кг/м3.

А /коэффициент теплопроводности, Вт/(мК).

С: Удельная теплоемкость, Дж/(кг К).

ер: Объемная теплоемкость, Дж/(мЗ К) (р- плотность вещества, кг/м3).

к. Коэффициенттемпературопроводностн£=Х/ср, м/с.

4

ОДМ 218 2 061-2015

W: Влажность,% или д.е.

D4„i: Засоленность, %.

N: Пористость ,д.е.

G: Степень влажности,д.е.

qwf: Интенсивность миграционного потока влаги.

vf: Скорости промерзания.

vfom: Оптимальная скорость промерзания.

Ть/. Температура намаза замерзания грунта, °С.

ем: Коэффициент пористости мерзлого грунта, доли ед.

Р(км. Плотность грунта в сухом виде.

А

*: Плотность частиц грунта.

Sr: Степень заполнения пор влагой.

C,h: Объемная теплоемкость талого грунта.

Сг Объемная теплоемкость мерзлого грунта.

lth: Теплопроводность талого и грунта.

I/ Теплопроводность мерзлого грунта.

5 Общие положения

5.1    Оценка степени промерзания дорожных одежд и грунтов земляного полотна является важной задачей, так как результаты такой оценки учитываются при проектировании автомобильных дорог на большой территории Российской Федерации. При этом нормативные методы расчета глубин промерзания до настоящего времени базируются на полуэмпирических подходах, разработанных до начала активного использования ЭВМ в инженерной практике.

5.2    В настоящее время существуют вычислительные комплексы и отдельные программы, позволяющие решать задачи промерзания дорожных одежд и грунтов земляного полотна с точностью, удовлетворяющей

5

ОДМ 218.2061-2015

современным требованиям автоматизированного проектирования строительства и ремонта автомобильных дорог. Для обеспечения высокой точности результатов необходим соответствующий уровень адекватности в задании исходных данных. Основное место здесь отводится теплофизическим характеристикам дорожно-строительных материалов и грунтов.

5.3    В современных подходах к решению теплотехнических задач по промерзанию дорожных конструкций полностью используется годовой цикл изменения температуры воздуха с учетом радиационного баланса на свободной поверхности. В зимне-весенний период происходит основной процесс - промерзание дорожной одежды и грунтов земляного полотна, а в летне-осенний период осуществляется аккумуляция тепла в толще земляного полотна, оказывающая серьезное влияние на процесс его промерзания. Поэтому важно иметь данные о теплофизических свойствах дорожностроительных материалов и грунтов в реальном интервале изменения температур. В особой степени это относится к водонасыщенным грунтам, свойства которых меняются в зависимости от процентного содержания в них замерзшей воды, которое является функцией температуры.

5.4    Термину «теплофизические характеристики» обычно придается широкий смысл, под которым имеется в виду комплекс параметров, характеризующих одновременно реакцию материала на процессы тепло- и массообмена. К последним относят в первую очередь:

а)    термические характеристики:

1)    коэффициент теплопроводности X,;

2)    коэффициент температуропроводности/:;

3)    объемную теплоемкость^

4)    теплоусвояемостьЬ = VXC;

б)    массообменные характеристики:

1) коэффициент влагопроводности/\;

6