|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО |
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
роспвтопор
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ И КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА ГЕОС ИНТЕТИЧЕС КИХ МАТЕРИАЛОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСА ВТОДОР)
МОСКВА 2014
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН: Обществом ограниченной ответственности «Мегатех инжиниринг» совместно с Автономной Некоммерческой Организацией «Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса» (АНО «НИИ ТСК») и Обществом ограниченной ответственностью «Роспромтекс инжиниринг»
2 ВНЕСЕН: Управлением проектирования и строительства
автомобильных дорог. Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства Министерства Транспорта РФ
3 ПРИНЯТ распоряжением Федерального дорожного агентства от
«11» августа 2014 г. №1472-р.
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
С) Издательство ФГУП «Информавтодор», 2014 г.
II
I Определение облает пртмеиекж. ■
ОДМ 218 2.046-2014
I Покрытие I |
(Х'ПОЫПЖ |
|
Лсеххтгапг.тыше |
j |
акает I |
Ос нотами» |
Осионакяе |
Дренажные |
|
ЯОрвЯМОЯ одгк» |
|
ают |
1 _ |
|
ИКЫП1 |
■ ЫГМ1И |
' ‘ ' — |
|
Определение аыпоаиаеме* ф икция ГМ |
I Армяроимие II P«w««* II Фнамршим II Д|»нкроыяе I I b|»ta с фняеЯ I | Гщюкютом |
Определение приыеяееыых строительных шпршп
Определена» ЛК) ■ угттшЛ рьАош строятс/асты
| Выбор неполною сшил I'M |
| ИЛ |[~'Ш II пэ~ Ц| ПЭТ j | СТ | | ИВС |П S3 |
I Определение игоЛчуимт фтпмюшпкиа характеристик ГЫ
- =-
Оцени далтокниосга ГМ > иятмии
Выбор айда ГМ с необко
ЯССО
Рисунок 5.1 - Алгоритм выбора гсосинтстичсского материала
5.1.1.4 Определение условий района строительства, то есть комплекса
погодно-климатических, инженерно-геологических (включая
геоморфологические), гидрологических и геокриологических показателей и характеристик. Выбирается геосинтетический материал и вид исходного сырья по устойчивости к температурным воздействиям, уровням PH и биологической устойчивости.
5.1.1.5 Определение необходимых физико-механических характеристик геосинтстического материала производится на основании инженерных расчетов дорожных конструкций.
5.1.2 Современные геосинтетические материалы по способу производства и применения различных добавок и пропиток значительно расширяют традиционные области и условия применения. Для определения возможности применения геосинтетического материала должны быть использованы данные результатов испытаний, подтвержденные в специализированной лаборатории на соответствующие показатели, указанные в таблицах 6.5-6.7.
5.1.3 В зависимости от прогнозируемого срока службы дорожной конструкций в инженерных расчетах с геосинтетическими материалами необходимо учесть поправочные коэффициенты запаса. При отсутствии подтвержденных специализированной лабораторией коэффициентов рекомендуется воспользоваться данными таблицы 6.11.
5.2 Виды и функции геосинтетических материалов
5.2.1 Геосинтетические материалы в дорожных конструкциях выполняют различные функции, в том числе и их комбинации.
5.2.2 Основными функциями применения геотекстильных материалов в строительстве дорог могут быть следующие: армирование (А); разделение (Р); фильтрация (Ф); дренирование (Д); борьба с эрозией (Э); гидроизоляция (Г).
ОДМ 218.2.046-2014
5.2.3 Комбинированными функциями применения геотекстильных материалов в строительстве дорог могут быть следующие: армирование и разделение (А+Р), фильтрация и армирование (Ф+А); фильтрация и разделение (Ф+Р); фильтрация, армирование и разделение (Ф+А+Р) и др. Комбинированные функции выполняются одним видом геосинтетического материала, например, функция А+Р слоев основания дорожной одежды выполняется георешеткой пластмассовой экструдированной (ГРТ-ПЭ).
5.3 Выбор геосинтетического материала для дорожной конструкции в зависимости от выполняемой функции
5.3.1 Выбор вида геосинтетического материала в дорожных конструкциях при выполнении различных функций осуществляется в соответствии с таблицей 5.1. В таблице представлены наиболее распространенные виды геосинтетических материалов применительно к дорожным конструкциям с учетом многолетнего опыта практического применения, а также технологии производства и структуры материала.
10
Таблица 5.1 - Выбор вида геосинтетического материала в дорожной конструкции по выполняемым функциям |
ФУНКЦИИ гм |
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО |
и
Р
3
а.
5
О |
“ж
X С Л
2 & й
СОИ
Т CU СЯ
иОО
W ^ |
л
=> = ыо
= и
О £ с -
о
«=с |
о
и
э
о
а
<
о. |
с
3
и
<
X
с
5
н |
ш
и __ —
< Е
со А х<
V-/ “
о |
U
ZZ
5 5
=2 Г
с ±
£*
с |
тт щт
Л X ^ X
О л 'Л и н < О X |
из jj£j 3 Ег
X 'Л
р |
АРМИРОВАНИЕ |
ГРТ-ТК
ГРТ-ВЗ |
ГРТ-ПЭ
ГРТ-ТК
ГРТ-ВЗ
гсв-пс
гпт-тк |
ГРТ-ПЭ
ГРТ-ТК
ГРТ-ВЗ
ГРТ-ПС
гпт-тк
ГПТ-ВЗ
ГСВ-ПС |
ГРТ-ПЭ
ГРТ-ТК
ГРТ-ВЗ
ГРТ-ПС
гпт-тк
ГПТ-ВЗ
ГСВ-ПС |
ГРТ-ПЭ
ГРТ-ТК
ГРТ-ВЗ
ГРТ-ПС’
ГПТ-ТК
ГПТ-ВЗ
ГСВ-ПС |
ГРТ-ПЭ
ГРТ-ТК
ГРТ-ВЗ
ГРТ-ПС
гпт-тк
ГПТ-ВЗ
ГСВ-ПС |
ГРТ-ПЭ
ГРТ-ТК
ГРТ-ВЗ
ГРТ-ПС'
гпт-тк
ГПТ-ВЗ
гсв-пс |
ГРТ-ПЭ
ГРТ-ТК
ГРТ-ВЗ
гпт-тк
ГПТ-ВЗ
ГСВ-ПС |
|
РАЗДЕЛЕНИЕ |
- |
ГРТ-ПЭ
ГРТ-ТК
ГРТ-ВЗ
ГРТ-ПС
гпт-тк
ГПТ-ВЗ
ГПТ-НТ
гст-пэ |
ГРТ-ПЭ
ГРТ-ТК
ГРТ-ВЗ
ГРТ-ПС
гпт-тк
ГПТ-ВЗ
ГПТ-НТ
гст-пэ |
гпт-тк
ГПТ-ВЗ
ГПТ-НТ |
гпт-тк
ГПТ-ВЗ
ГПТ-НТ |
гпт-тк
ГПТ-ВЗ
ГПТ-НТ |
гпт-тк
ГПТ-ВЗ
ГПТ-НТ |
|
ГПТ-НТ |
ФИЛЬТРАЦИЯ |
|
ГПТ-НТ |
гпт-тк
ГПТ-ВЗ
ГПТ-НТ |
гпт-тк
ГПТ-ВЗ
ГПТ-НТ |
гпт-тк
ГПТ-ВЗ
ГПТ-НТ |
гпт-тк
ГПТ-ВЗ
ГПТ-НТ |
гпт-тк
ГПТ-ВЗ
ГПТ-НТ |
ГПТ-НТ |
ГПТ-НТ |
из
<
X
О
-
из
— |
|
|
ГПТ-НТ |
ГПТ-НТ |
ГПТ-НТ |
ГПТ-НТ
ГОБ-ТК
ГОБ-ВЗ |
ГПТ-НТ
ГОБ-ТК
ГОБ-ВЗ |
ГПТ-НТ |
ГПТ-НТ
ГММ-ПЭ
ГММ-БТ |
|
ОДМ 218.2.046-2014
Продолжение таблицы 5.1 |
БОРЬБА С ЭРОЗИЕЙ |
|
|
|
|
|
|
|
ГРТ-ПЭ
гст-вз
гст-пл
гмт-тк
гмт-вз
гмт-нт
гмт-пл
гмт-пэ
БМТ
гсв-нт
гсв-пс
ГОБ-ТК |
ГПТ-НТ |
ГИДРОИЗОЛЯЦИЯ |
|
|
|
|
|
ГММ-ПЭ ГМ М-КП ГММ-БТ
гмт |
ГММ-ПЭ гм М-КП ГММ-БТ
гмт |
|
ГММ-ПЭ ГММ-БТ гм М-КП |
|
5.4 Рекомендации по выбору геосинтетических материалов в дорожных конструкциях
5.4.1 Выбор геосинтетического материала в дорожных конструкциях с учетом конструктивного элемента, выполняемой функции, исходного сырья, дорожно-климатической зоны и вида осуществляется в соответствии с таблицей 5.2. В таблице представлены наиболее распространенные схемы применения геосинтетических материалов в дорожных конструкциях.
5.4.1.1 Выбор конструктивно-технологических мероприятий при строительстве и ремонте автодорог выполняют на основе техникоэкономического сравнения традиционных и конкурирующих вариантов.
5.4.1.2 Следует учитывать, что получаемый в результате эффект выражается в продлении сроков службы, повышении эксплуатационной надёжности дорожных конструкций, снижении эксплуатационных затрат.
12
ОДМ 218.2.046-2014
улучшении транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог.
5.4.2 При выборе геосинтетического материала, применяемого в конкретных слоях дорожной конструкции, применительно к ДКЗ необходимо учитывать морозостойкость исходного сырья. Так как современные геосинтетические материалы по способу производства и применения различных добавок и пропиток значительно расширяют условия применения, возможны дополнения в данную таблицу, при условии определения возможности применения геосинтетического материала в конкретных условиях и наличия испытаний на присвоение коэффициентов запаса и учета долговечности работы геосинтетического материала в дорожной конструкции.
ОДМ 218.2.046-2014
Содержание
1 Область применения............................................................ 1
2 Нормативные ссылки.......................................................... 1
3 Термины, определения и обозначения..................................... 2
4 Общие положения............................................................... 5
5 Выбор геосинтетического материала в зависимости от функции
применения......................................................................... 6
6 Контроль качества геосинтетических материалов....................... 27
7 Контроль качества на строительной площадке........................... 52
Библиография...................................................................... 63
Приложение А..................................................................... 64
III
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Рекомендации по выбору и контролю качества геосинтетических материалов, применяемых в дорожном строительстве
1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ содержит положения по выбору и контролю качества геосинтетических материалов, используемых в дорожном строительстве.
1.2 Настоящий методический документ применим к геосинтетическим материалам, используемым в дорожном строительстве, геотекстильным, геопластмассовым и геокомпозитам, и предназначен для использования предприятиями, осуществляющими строительство и ремонт автодорог, промышленными предприятиями, проектными, научно-исследовательскими, учебными институтами дорожной отрасли.
2 Нормативные ссылки
В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ Р ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ 11358-89 Толщиномеры и стенкомеры индикаторные с ценой деления 0,01 и 0,1 мм. Технические условия
ГОСТ Р 50275-92 Материалы геотекстильные. Метод отбора проб
ГОСТ Р 50276-92 Материалы геотекстильные. Метод определения
толщины при определенных давлениях
ОДМ 218.2.046-2014
ГОСТ Р 50277-92 Материалы геотекстильные. Метод определения поверхностной плотности
ГОСТ Р 52608-2006 Материалы геотекстильные. Методы определения водопроницаемости
ГОСТ Р 53238-2008 Материалы геотекстильные. Метод определения характеристики пор
ГОСТ Р 55028-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Классификация, термины и определения
ГОСТ Р 55030-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод
определения прочности при растяжении
ГОСТ Р 55031-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод
определения устойчивости к ультрафиолетовому излучению
ГОСТ Р 55032-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод
определения устойчивости к многократному замораживанию и оттаиванию
ГОСТ Р 55035-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод
определения устойчивости к агрессивным средам
Примечание - При полыовании настоящим методическим док> ментом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов, составленных по состоянию на I января текущего года, и по соответствующим информационным указателям. опубликованным в теку щем году . Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует ру ководствокгться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный доку мент отменен 6ei замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, нс затрагивающей эту ссылку
3 Термины, определения и обозначения
термины с соответствующими определениями:
3.1 В настоящем методическом документе применяются следующие
2
ОДМ 218.2.046-2014
идентификация единицы: Информация, например, номер, который присваивается по порядку каждой единице продукции в процессе или по окончании производства, устанавливается производителем. Этот идентификационный номер включает обозначение места и даты производства.
контрольная партия изделии: количество одного вида продукта, которое рассматривается в качестве одной составляющей целой единицы для отбора проб для испытаний, например, полная площадь укладки на одной строительной площадке.
контрольная поставка: количество одного продукта, которое в определенный период времени было поставлено на строительную площадку и может рассматриваться в качестве контрольной партии. Каждая контрольная поставка должна испытываться в отдельности.
название продукта: название, которое присвоено определенному продукту или линейке продуктов. Иногда обозначается в качестве «названия торговой марки».
поставщик: персона или организация, у которой приобретаются геосинтетические материалы. Поставщик, который не является производителем, принимает и гарантирует полную юридическую ответственность за производителя.
проба (sample): количество материала, качественно представляющее партию продукции на объекте, результаты испытания которой распространяются на всю партию.
результат испытаний (test result): среднее значение результатов экспериментов, которые относятся к одной пробе.
вид материала: материал, определенный конкретной технологией, обуславливающей существенные особенности строения.
ОДМ 218.2.046-2014
серия изделий (product line): однородная продукция, однородные материалы, обладающие общим признаком, свойствами, качествами, показателями, однозначной идентификацией.
экспериментальная проба (specimen): часть пробы, которая берется для одного отдельного испытания.
Термины, относящиеся к определению геосинтетических материалов в соответствии с ГОСТ Р 55028.
3.2 В настоящем методическом документе применяются следующие обозначения:
3.2.1 Обозначения, относящиеся к функциям применения геосинтетических материалов
А - армирование;
Р - разделение;
Ф - фильтрация;
Д - дренирование;
Э - борьба с эрозией;
Г - гидроизоляция.
3.2.2 Обозначения, относящиеся к исходному сырью, используемому для изготовления геосинтетических материалов
ПА - полиамид;
ПП - полипропилен;
ПЭ - полиэтилен;
ПЭТ - полиэфир (полиэтилентсрефталат);
СТ - стекловолокно;
ПВС - поливиниловый спирт;
БЗ - базальтовое волокно.
3.2.3 Обозначения, относящиеся к видам геосинтетических материалов
ГПТ-ТК - Геополотно тканое;
ГПТ-ВЗ - Геополотно вязаное;
ГПТ-НТ - Геополотно нетканое;
4
ОДМ 218.2.046-2014
ГРТ-ТК - Георешетка тканая;
ГРТ-ВЗ - Георсшетка вязаная;
ГРТ-НТ - Георешетка нетканая;
ГРТ-ПЭ- Георешетка пластмассовая экструдированная;
ГРТ-ПС - Георешетка пластмассовая скрепленная;
ГСТ-ВЗ - Геосетка вязаная;
ГСТ-ПЛ - Геосетка плетеная;
ГСТ-ПЭ - Геосетка пластмассовая экструдированная;
ГМТ-ТК - Геомат тканый;
ГМТ-ВЗ - Геомат вязаный;
ГМТ-НТ - Геомат нетканый;
ГМТ-ПЛ - Геомат плетеный;
ГМТ-ПЭ - Геомат пластмассовый экструдированный;
БМТ - Биомат;
ГСВ-НТ - Геосотовый материал нетканый;
ГСВ-ПС - Геосотовый материал пластмассовый скрепленный; ГММ-ПЭ- Геомембрана пластмассовая экструдированная;
ГММ-КП - Геомембрана композиционная;
ГММ-БТ - Геомембрана битумная;
ГМТ - Глиномат;
ГОБ-ТК - Геооболочка тканая;
ГОБ-ВЗ - Геооболочка вязаная.
4 Общие положения
4.1 Рекомендации по выбору и контролю качества геосинтетических материалов позволяют сделать обоснованный выбор геосинтетических материалов, применяемых для ремонта, строительства и реконструкции автодорог.
ОДМ 218.2.046-2014
4.2 Область, эффективность и целесообразность применения геосинтетических материалов определяются их свойствами и характеристиками, которые зависят от состава исходного сырья, технологии производства, структуры материала.
5 Выбор геосинтетического материала в зависимости от функцнн применения
5.1 Алгоритм выбора геосинтетических материалов
5.1.1 Последовательность выбора геосинтетического материала осуществляется в соответствующем порядке, приведенном на рисунке 5.1, в несколько этапов.
5.1.1.1 Уточнение области применения, определение конструктивного элемента в дорожной одежде и земляном полотне. Обоснование применения.
5.1.1.2 Определение выполняемых геосинтетическим материалом функций в дорожной конструкции. Обоснование технического и экономического эффекта от применения.
5.1.1.3 Определение применяемых строительных материалов. Выбирается вид геосинтетического материала, применяемого в зависимости от выполняемой функции и условий взаимодействия с различными строительными материалами.
Например, для работы в конструкции с зернистыми фракционными материалами применяются георешетки с размером ячейки 25 - 40 мм, в зависимости от выполняемых фракций. Размер ячеек при армировании слоев асфальтобетона должен соблюдать требования формулы:
0,5(d + D)< 1,5 А (5.1)
где d - наименьший номинальный размер зёрен каменного материала в асфальтобетоне;
6
ОДМ 218.2.046-2014
D - наибольший номинальный размер зёрен каменного материала в асфальтобетоне;
А - средний размер ячейки (Среднее значение между шириной и высотой ячейки. Для георешеток текстильного происхождения значения определяются по средней линии ребер, для экструдированных между краями ребер).
Размер ячеек при армировании оснований и дополнительных слоев дорожной одежды и земляного полотна должен соблюдать требования формулы:
0,5 (d + D) < 0,8 А (5.2)
где d - наименьший номинальный размер зёрен каменного материала в основаниях и дополнительных слоях дорожной одежды;
D - наибольший номинальный размер зёрен каменного материала в основаниях и дополнительных слоях дорожной одежды.
Выполнение этих соотношения улучшает совместную работу армируемого и армирующего материалов, а также обеспечивает минимальную повреждаемость георешеток при уплотнении вышележащего слоя смеси в процессе устройства покрытия.
При расчетах конструкций с геосинтетическими материалами необходимо учитывать поправочные коэффициенты. Применяемые геосинтетические материалы должны обладать подтвержденными коэффициентами учета оценки долговечности согласно ОДМ «Методика оценки долговечности геосинтетических материалов». При отсутствии данных коэффициентов их необходимо вводить в расчеты, рекомендуемые таблицей 7.11.