ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПА ИНВАЛИДОВ К ОБЪЕКТАМ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)
МОСКВА 2013
ОДМ 218.2.007-2011
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН: Открытым акционерным обществом «Научно-
исследовательский институт автомобильного транспорта»
2. ВНЕСЕН: Управлением строительства и проектирования
автомобильных дорог Федерального дорожного агентства
3. ИЗДАН: на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 05.06.2013 № 758-р
5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
II
ОДМ 218.2.007-2011
дорог для всех людей, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения;
- единством методологии и положений нормативных правовых актов, других нормативных документов системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства и автомобильного транспорта применительно к инвалидам и другим маломобильным группам населения;
- комплексностью применения элементов обустройства автомобильных дорог для всех пешеходов, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения;
- непрерывностью связи элементов обустройства автомобильных дорог, приспособленных для инвалидов и других маломобильных групп населения на всем протяжении маршрутов их движения: между собой, со зданиями, сооружениями, стоянками (парковками), остановочными пунктами пассажирского транспорта общего пользования и т.д.;
- доступностью, беспрепятственностью и безопасностью элементов обустройства автомобильных дорог для всех пешеходов, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения.
4.2 Основанием для проектирования элементов обустройства автомобильных дорог, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, являются требования и условия, указанные в задании на проектирование автомобильной дороги.
4.3 Условия взаимодействия заказчиков, инвесторов, научно-исследовательских, проектных и строительных организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности между собой и с органами государственной власти, а также порядок подготовки исходноразрешительной документации, разработки, согласования, утверждения и реализации проектной документации для строительства и реконструкции автомобильных дорог с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения принимается в соответствии с положениями РДС 35-2001-99.
4.4 В составе основных видов и стадий разработки утверждаемой части проектной документации на строительство или реконструкцию автомобильной дороги выполняется специальный раздел проекта с пояснительной запиской «Основные решения по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения».
ОДМ 218.2.007-2011
4.5 Нормы на проектирование элементов обустройства автомобильных дорог устанавливаются исходя из трех основных условий их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения:
а) комфортные - наилучшие по уровню удобства условия движения (при отсутствии ограничений на условия проектирования применяются в качестве основных);
б) нормальные - менее удобные, по сравнению с комфортными, условия движения, обеспечивающие приемлемый уровень доступности элементов обустройства автомобильных дорог при наличии незначительных ограничений применения основных норм проектирования;
в) стесненные - минимально допустимые (ограниченные в пространстве и, преимущественно, временные) условия движения, характеризуемые значительными ограничениями применения основных норм проектирования.
Применение норм проектирования с учетом комфортных и/или нормальных условий доступности устанавливается в задании на проектирование автомобильной дороги.
Применение норм проектирования с учетом стесненных условий, а также условий, менее удобных для инвалидов и других маломобильных групп населения, чем установлено в задании на проектирование автомобильной дороги, обосновывается в проекте и имеет согласование со всеми заинтересованными организациями в порядке, установленном РДС 35-2001-99.
4.6 Элементы обустройства автомобильных дорог, доступные для инвалидов и других маломобильных групп населения, в соответствии с положениями ГОСТ Р 52766-2007, СНиП 2.05.02-85, СП 42.13330.2011 и СП 35-105-2002, располагают в пределах населенных пунктов, на подходах к ним, а также на подходах к объектам, расположенным вблизи автомобильных дорог вне населенных пунктов:
- в зонах жилой застройки;
- в зонах исторической застройки;
- в зонах общественных центров, в том числе торговых центров, пунктов питания, объектов бытового обслуживания, учреждений культуры, спорта, мест культового назначения, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов государственной власти и др.;
- в зонах специализированных центров, в том числе в местах размещения домов престарелых и инвалидов, специализированных учреждений здравоохранения, предприятий, относящихся к обществу инвалидов и др.;
9
ОДМ 218.2.007-2011
- на подходах к контрольно-пропускным пунктам (входам) предприятий и организаций;
- в рекреационных зонах;
- в местах пересечения пешеходных и транспортных потоков;
- на подходах и в зоне размещения остановочных пунктов и объектов дорожного сервиса (автовокзалы, автостанции, авто- и газозаправочные станции, и др.).
4.7 Элементы обустройства автомобильных дорог, подлежащие адаптации для инвалидов и других маломобильных групп населения, проектируются на перспективный срок, устанавливаемый в задании на проектирование автомобильной дороги.
4.8 В случае невозможности реализации мероприятий по обеспечению доступности элементов обустройства автомобильных дорог для инвалидов и других маломобильных групп населения, приведенных в настоящем отраслевом дорожном методическом документе, необходима разработка рациональных маршрутов обхода проблемного участка или иные альтернативные решения (например, организация транспортного обслуживания инвалидов), обеспечивающие потребности указанных групп населения в передвижении, в порядке, установленном РДС 35-2001-99, другими нормативными и методическими документами.
4.9 Тротуары и пешеходные дорожки, включая пешеходные улицы, подходы к зданиям, сооружениям и объектам транспортной инфраструктуры, а также лестницы, пандусы, пешеходные переходы, пешеходные мосты, зоны отдыха и остановочные пункты выполняются с твердым покрытием.
Материал поверхности покрытия и его структура выбирается с коэффициентом сцепления 0,6...0,75, обеспечиваемым при любых погодных условиях. Для открытых участков объектов, расположенных в климатических районах России со среднемесячной температурой воздуха не более 0°С, допускается снижение нижнего допустимого предела коэффициента сцепления в эти периоды года до 0,4.
4.10 Поверхность покрытия объектов, указанных в пункте 4.9, не может иметь повреждений, просадок, выбоин и выступов (кроме технологических).
В случае выполнения поверхности указанных объектов в виде плитки, брусчатки или других подобных материалов, все элементы покрытия плотно подгоняют друг к другу (расстояние между ними не может превышать 5 мм), а при невозможности - стыки между элементами покрытия заполняют твердым материалом (рисунок 1).
10
ОДМ 218.2.007-2011
Неправильно!
Неправильно! Изгибы или рифленность поверхности Правильно!
Избегайте открытых стыков должны использоваться только Плитки ровные, стыки заполнены
как направляющие линии для слепых |
|
Рисунок 1 - Неправильная и правильная формы поверхности покрытия пешеходной части элементов обустройства автомобильных дорог |
4.11 Решетки ливневой канализации, при необходимости их расположения в пределах объектов, указанных в пункте 4.9, следует предусматривать в стороне от их пешеходной части.
В сложных условиях, когда избежать обустройства решеток ливневой канализации в пределах пешеходной части указанных объектов не представляется возможным, их допускается выполнять только на основании соответствующего технико-экономического обоснования в проекте в виде решеток с шириной ячеек не более 10 х 10 мм или с продольными ячейками, шириной не более 13 мм, которые следует располагать перпендикулярно направлению движения людей в кресле-коляске.
В пределах ширины пешеходной части элементов обустройства автомобильных дорог, предназначенных для движения и нахождения на них инвалидов и других маломобильных групп населения, не допускается размещение люков любого назначения.
Раздел 5 Технические рекомендации к тротуарам и пешеходным дорожкам
5.1 Общие рекомендации
5.1.1 К тротуарам, расположенным на автомобильных дорогах, и пешеходным дорожкам предъявляются требования по геометрическим параметрам, типу, их обустройству и состоянию покрытия в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52875-2007, СП 42.13330.2011, СНиП 2.05.02-85, «Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» (утв. Распоряжением Минтранса России от 24.06.2002 № OC-557-p).
5.1.2 При проектировании тротуаров и пешеходных дорожек следует соблюдать следующие рекомендации:
- тротуары и пешеходные дорожки необходимо проектировать в целях обеспечения непрерывности связей элементов комплекса пешеходных и транспортных путей, а также свободного доступа для всех людей, в том числе
11
ОДМ 218.2.007-2011
инвалидов и других маломобильных групп населения, к объектам их тяготения (зданиям, сооружениям, включая объекты транспортной инфраструктуры);
- тротуары и пешеходные дорожки следует прокладывать по кратчайшим (наиболее удобным) путям движения инвалидов и других маломобильных групп населения, с учетом обеспечения беспрепятственности и безопасности движения по ним указанных групп пешеходов;
-тротуары и пешеходные дорожки следует, по возможности, выполнятьбез изменения уровня продольного профиля, с минимальным числом пересечений с проезжей частью автомобильных дорог;
- необходимо обеспечение частичного или полного разделения основных встречных и пересекающихся потоков пешеходов в зонах массового тяготения населения, в том числе посредством организации одностороннего движения пешеходов с выделением в пределах тротуаров или пешеходных дорожек специальных полос, предназначенных для движения инвалидов и других маломобильных групп населения.
5.1.3 Рекомендации по обеспечению доступности тротуаров и пешеходных дорожек для инвалидов и других маломобильных групп населения распространяются на тротуары мостовых сооружений и пешеходные мосты.
5.2. Параметры продольного и поперечного профиля
5.2.1 Продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорожек, по которым осуществляется или предполагается передвижение инвалидов и других маломобильных групп населения, устанавливаются с учетом следующих пространственно-территориальных ограничений:
а) Для обеспечения комфортных условий движения продольный уклон в проектных решениях следует принимать не более 25%о.
При наличии уклонов 20...25%о через каждые 100 м наклонной поверхности необходимо предусматривать устройство промежуточных горизонтальных площадок длиной не менее 5,0 м.
б) Для нормальных условий движения продольный уклон следует принимать не более 50%о, а в климатических районах России со среднемесячной температурой воздуха в холодные периоды года 0°С и ниже -не более 40 %о. При наличии уклонов более 25%о необходимо предусматривать устройство промежуточных горизонтальных площадок, расстояние между которыми и их длина устанавливаются по таблице 5.1 (рисунок 2).
Таблица 5.1
12
О ДМ 218.2.007-2011 |
Уклон, °/оо |
Расстояния между горизонтальными площадками (не более), м |
длина площадки не менее 1,8 м |
длина площадки не менее 5,0 м |
26. |
.28 |
50,0 |
90,0 |
28. |
.31 |
45,0 |
32. |
.34 |
40,0 |
85,0 |
35. |
.37 |
30,0 |
38. |
.40 |
25,0 |
80,0 |
41. |
.42 |
24,0 |
43. |
.44 |
23,0 |
75,0 |
45. |
.46 |
22,0 |
47. |
.48 |
21,0 |
70,0 |
49. |
.50 |
20,0 |
|
|
26... 40%о |
|
41...50%с _ |
|
1 |
25.0...50.0 , |
> 1.8 ^ |
к 20.0...24.0 t |
>5.0 ^ |
|
|
70.0. |
.90.0 |
|
|
|
|
|
Рисунок 2 - Пример планировки тротуара (пешеходной дорожки) с продольным уклоном, соответствующим нормальным условиям движения инвалидов |
в) В стесненных условиях, когда по условиям рельефа местности невозможно обеспечить указанные для случаев а) и б) значения продольного уклона, допускается его увеличение до 80%о, а в горных условиях и в районах с сильно пересеченной местностью - до 100%о, совокупной протяженностью не более 100 м, при этом через каждые 10 м наклонной поверхности необходимо предусматривать устройство промежуточных горизонтальных площадок длиной не менее 1,5 м, а через каждые 21,5...25,0 м - длиной не менее 5,0 м (рисунок 3).
Применение в этих условиях подъемника(ов) или лифта(ов) (см.пункт 5.4.4) обеспечивает комфортные условия для движения инвалидов и других маломобильных групп населения.
|
Рисунок 3 -Пример планировки тротуара (пешеходной дорожки) с продольным уклоном, соответствующим стесненным условиям движения инвалидов |
13
ОДМ 218.2.007-2011
5.2.2 При невозможности выполнения условий, перечисленных в пункте 5.2.1, следует предусматривать альтернативные способы передвижения данных групп пешеходов (например, обходные маршруты или организация специализированных перевозок инвалидов).
5.2.3 На участках тротуаров и пешеходных дорожек, имеющих разные уклоны, длина промежуточных горизонтальных площадок, расположенных между этими уклонами, устанавливается по наибольшему уклону согласно пункту 5.2.1 (рисунок 4).
|
■> 41...50%о 1 |
|
51. ..100%^ |
1 |
20,0...24,0 |
t >1.8 » |
10,0 |
( >5.0 ^ |
1 * |
|
|
|
|
Рисунок 4 - Пример планировки тротуара (пешеходной дорожки) с различнымипродольными уклонами |
5.2.4 На уклонах 80%о и более тротуары и пешеходные дорожки рекомендуется выполнять в продольном профиле в виде отдельных участков, соединенных между собой лестницами и пандусами. Пандус допускается не выполнять, если в пределах указанных объектов предусматривается специальный подъемник или лифт, обеспечивающий необходимую пропускную способность инвалидов и других маломобильных групп населения.
5.2.5 Участки тротуара или пешеходной дорожки, на которых предполагается размещение лестницы совместно с пандусом, подъемником или лифтом не должны превышать:
- для стесненных условий 80%о;
- для нормальных условий 50%о;
- для комфортных условий 25%о.
5.2.6 Поперечный уклон тротуара или пешеходной дорожки не рекомендуется устанавливать более (рисунок 5):
- для комфортных и нормальных условий, а также для открытых участков, расположенных в климатических районах России со среднемесячной температурой воздуха в холодные периоды года 0°С и ниже 10%о;
- для стесненных условий - 20%о.
14
Э
Рисунок 5 - Максимально допустимые значения поперечного уклона
5.3 Габаритные размеры
5.3.1 Габаритные размеры тротуара и пешеходной дорожки устанавливают по ГОСТ Р 52766-2007, СП 42.13330.2011, а также с учетом «Рекомендаций по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений» (составлены к главе СНиП 2.07.01-89*, утв. ЦНИИП градостроительства Минстроя России 01.01.1994) и настоящего отраслевого дорожного методического документа.
5.3.2 Расчет ширины тротуаров, пешеходных дорожек и других элементов обустройства автомобильных дорог следует выполнять для смешанных пешеходных потоков, при этом выбор ширины полос и определение их числа следует выполнять раздельно для полос, предназначенных для движения маломобильных групп населения (включая инвалидов) и полос, предназначенных для движения пешеходов, не имеющих физических ограничений.
5.3.3 Ширина одной полосы тротуара или пешеходной дорожки, предназначенной для движения инвалидов и маломобильных групп населения, устанавливается по приложению А путем выбора максимального ее значения между предполагаемыми группами пешеходов и с учетом условий доступности, установленных заданием на проектирование автомобильной дороги.
5.3.4Пропускная способность одной полосы пешеходной части тротуара или пешеходной дорожки определяется с учетом их назначения, места расположения и условий пешеходного движения в соответствии с таблицей 5.2.
Таблица 5.2 |
Пешеходные пути |
Пропускная способность одной полосы движения инвалидов н других МГН(1), чел./ч(2) |
Тротуары вдоль общественных зданий и сооружений |
280 |
Тротуары вдоль жилых зданий |
245 |
Тротуары, обособленные разделительными полосами |
210 |
Пешеходные дороги н улицы |
175 |
Пешеходные дорожки |
140 |
|
*МГН - маломобильные группы населения;(2) фактическая интенсивность
15 |
ОДМ 218.2.007-2011
5.3.5 Значение ширины пешеходной части тротуара или пешеходной дорожки не следует принимать меньше установленного в таблице 5.3.
Таблица 5.3 |
Категория автомобильной дороги |
Ширина пешеходной части тротуара, м |
Магистральные улицы: |
|
общегородского значения: |
|
- непрерывного движения |
4,5 |
- регулируемого движения |
3,0 |
районного значения: |
|
- транспортно-пешеходные |
2,25 |
- пешеходно-транспортные |
3,0 |
Сельские улицы и дороги: |
|
дороги |
- |
главные улицы |
2,25 |
|
Для других категорий автомобильных дорог, в том числе улиц, переулков, проездов, ширина пешеходной части тротуара или пешеходной дорожки принимается не менее:
- для условий двухстороннего движения пешеходов - 1,8 м;
- для условий одностороннего движения пешеходов (в отношении каждой стороны) - аналогично пункту 5.3.3.
При наличии расхождения ширину пешеходной части тротуара или пешеходной дорожки следует привести в соответствие нормативной.
5.3.6 В местах, где предполагается изменение направления движения людей в кресле-коляске, необходимо выделять соответствующие зоны, габаритные размеры которых в плане следует принимать не менее (длина х ширина):
- для комфортных условий движения пешеходов - 1,8 х 1,8 м;
- для прочих условий 1,5 х 1,5 м (рисунок 6).
|
Рисунок 6 - Пример выполнения зоны изменения направления движения людей в кресле-коляскедля стесненных условий |
5.3.7 При необходимости обеспечения встречного разъезда людей в кресле-коляске, а также в случае наличия пространственно-территориальных
16
ОДМ 218.2.007-2011
возможностей, уширение тротуара в плане следует выполнять размером не менее (длина х ширина):
- для комфортных условий движения пешеходов 3,0 х 1,8 м (рисунок 7);
- для нормальных условий движения пешеходов 2,0 х 1,7 м.
з,о |
|
Рисунок 7 - Пример выполнения зоны для встречного разъезда людей в кресле-коляске для комфортных условий движения |
5.3.8 Ширину полос, предназначенных для движения инвалидов и других маломобильных групп населения, следует принимать неизменной на всем протяжении маршрута их движения. Исключение могут составлять участки тротуара или пешеходной дорожки, которые отнесены к стесненным условиям движения указанных групп пешеходов и обоснованы в проекте.
В стесненных условиях участки минимальной ширины принимаются протяженностью не более 10,0 м, между которыми следует предусматривать зоны для разворота кресла-коляски, проектируемые в соответствии с пунктом 5.3.6.
5.3.9 Место расположения полос, предназначенных для движения инвалидов и других маломобильных групп населения в пределах тротуара, пешеходной дорожки или других элементов обустройства автомобильных дорог, определяется для каждого проекта индивидуально.
5.3.10 В пределах полос, предназначенных для движения инвалидов и других маломобильных групп населения, не допускается наличие каких-либо ограничений (узких мест, малых архитектурных форм, решеток любого назначения, припаркованных транспортных средств, выступающих частей зданий и сооружений, уличного оборудования, а также влияния открытых дверей зданий и др.), которые могут их уменьшить и, как следствие, привести к травмированию пешеходов.
5.3.11 Высота в свету свободного пространства (расстояние от поверхности пешеходногопутидо нависающих над ними препятствий) составляет не менее:
- для стесненных условий - 2,1 м;
- для прочих условий - не менее 2,3 м.
17
ОДМ 218.2.007-2011
Содержание
Стр.
Раздел 1 Область применения 1
Раздел 2 Нормативные ссылки 2
Раздел 3 Термины и определения 4
Раздел 4 Общие положения 7
Раздел 5 Технические рекомендации к тротуарам и пешеходным ^ ^
дорожкам
Раздел 6 Технические рекомендации к пешеходным переходам 27
Раздел 7 Технические рекомендации к остановочным пунктам 48
Раздел 8 Технические рекомендации к автомобильным стоянкам
(парковкам) 54
Раздел 9 Технические рекомендации к зонам отдыха инвалидов 58
Раздел 10 Технические рекомендации к обустройству мест проведения
дорожных и строительных работ 59
Раздел 11 Технические рекомендации к обустройству автомобильных
дорог средствами информирования и ориентирования инвалидов и других маломобильных групп населения 62
Ключевые слова 82
Приложение А 83
Приложение Б 84
Приложение В 86
Приложение Г 90
ш
ОДМ 218.2.007-2011
5.4 Элементы обустройства тротуаров и пешеходных дорожек5.4.1 Ступени и лестницы
5.4.1.1 Ступени и лестницы следует проектировать с учетом требований СП 59.13330.2012 и настоящего отраслевого дорожного методического документа.
5.4.1.2 Отдельные ступени (в том числе бортовые камни) и лестницы целесообразно применять на маршрутах движения слепых и слабовидящих людей, людей, использующих индивидуальные опоры (кроме опор на колесах), а также людей, не имеющих физических ограничений.
5.4.1.3 Все ступени, том числе ступени лестниц и бортовые камни, расположенные на маршрутах движения инвалидов и других маломобильных групп населения, выполняются в соответствии с пунктом 4.9-4.10 и оборудуются подступенками.
5.4.1.4 Ширина отдельных ступеней (в том числе бортового камня) и ступеней лестниц принимается не менее 1,35 м. Глубина проступей - не менее 0,4 м.
5.4.1.5 Резкие перепады высот пешеходных путей, в том числе высота отдельных ступеней и ступеней лестниц, принимаются не более 0,12 м - для комфортных условий движения и0,13...0,15м - для прочих условий движения (рисунок 8).
В местах применения бортового камня, его верхняя поверхность выполняется в одном уровне с поверхностью пешеходного пути.
|
Рисунок 8 - Пример обустройства места резкого перепада высот пешеходного пути на пересечении с проезжей частью дороги |
5.4.1.6Для обеспечения комфортных условий движения, ступени (отдельные и лестниц) следует выполнять без выступов. В нормальных и стесненных условиях допускается наличие сплошного выступа, величиной не более 20 мм. Ребро ступени рекомендуется выполнять с закруглением радиусом 10... 25 мм (рисунок 9).
ОДМ 218.2.007-2011
Раздел 1 Область применения
Отраслевой дорожный методический документ «Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступности инвалидов к объектам дорожного хозяйства» разработан в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ст. 48, и. 12, пи. 10), Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Настоящий методический документ содержит рекомендации по применению и соблюдению норм проектирования элементов обустройства вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог (за исключением пунктов весового контроля, пунктов взимания платы, сооружений, предназначенных для охраны автомобильных дорог и искусственных сооружений), а так же требований к их транспортно-эксплуатационному состоянию, обеспечивающие доступные и безопасные условия для самостоятельного движения инвалидов и других маломобильных групп населения.
Основные положения настоящего документа распространяются также на пешеходные улицы, тротуары мостовых сооружений, пешеходные мосты, пешеходные переходы через трамвайные пути и территорию объектов сервиса (за исключением зданий).
Раздел 2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
1) СП 35.13330.2011. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*
2) СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*
3) СП 52.13330.2011. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*
1
ОДМ 218.2.007-2011
4) СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001
5) СП 136.13330.2012. Свод правил. Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СП 35-101-2001
6) СП 35-105-2002. Свод правил. Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения
7) СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги
8) ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения
9) ГОСТ Р 50602-93. Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры
10) ГОСТ Р 50844-95. Автобусы для перевозки инвалидов. Общие технические требования
11) ГОСТ Р 50918-96. Устройства отображения информации по системе шрифта Брайля. Общие технические условия
12) ГОСТ Р 51090-97. Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов
13) ГОСТ Р 41.36-2004 (Правила ЕЭК ООН № 36). Единообразные предписания, касающиеся сертификации пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции
14) ГОСТ Р 51256-2011. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования
15) ГОСТ Р 51261-99. Устройства опорные стационарные
реабилитационные. Типы и технические требования
16) ГОСТ Р 51264-99. Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. Общие технические условия
17) ГОСТ Р 51630-2000. Платформы подъемные с вертикальным и
наклонным перемещением для инвалидов. Технические требования
доступности
18) ГОСТ Р 51648-2000. Сигналы звуковые и осязательные, дублирующие сигналы светофора, для слепых и слепоглухих людей. Параметры
19) ГОСТ Р 51671-2000. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности
2
ОДМ 218.2.007-2011
20) ГОСТ Р 41.52-2005 (Правила ЕЭК ООН № 52). Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств малой вместимости категорий М2и М3 в отношении их общей конструкции
21) ГОСТ Р 51764-2001. Устройства подъемные транспортные реабилитационные для инвалидов. Общие технические требования
22) ГОСТ Р 52131-2003. Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования
23) ГОСТ Р 1.12-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения
24) ГОСТ Р 1.5-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
25) ГОСТ Р 52282-2004. Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний
26) ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
27) ГОСТ Р 52290-2004. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
28) ГОСТ Р 52398-2005. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
29) ГОСТ Р 52605-2006. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения
30) ГОСТ Р 52765-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация
31) ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования
32) ГОСТ Р 52875-2007. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования
33) ГОСТ Р 51631-2008 (ЕН 81-70:2003). Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения
з
ОДМ 218.2.007-2011
34) ОСТ 218.1.002-2003. Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования
35) ВСН 37-84. Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ
36) РДС 35-201-99. Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
37) Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах (утв. Распоряжением Минтранса России от 24.06.2002 № OC-557-p)
38) МД С 35-10.2000. Промышленные предприятия, здания и сооружения для труда инвалидов различных категорий
Раздел 3 Термины и определения
В настоящем отраслевом дорожном методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 автомобильная дорога: объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитныедорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (автомобильная дорога включает улицы в городах и сельских поселениях, требования к которым установлены СП 42.13330.2011).
3.2дорожное хозяйство: часть отрасли материального производства, призванная совместно с автомобилями наиболее полно удовлетворять потребности народного хозяйства и населения в автомобильных перевозках (включает сеть автомобильных дорог общего пользования со всеми сооружениями, необходимыми для ее нормальной эксплуатации, а также предприятия и организации по строительству, ремонту и содержанию этих дорог).
3.3доступность: свойство элемента обустройства автомобильной дороги, обеспечивающее территориальную доступность и беспрепятственность
4
ОДМ 218.2.007-2011
движения по нему инвалидов и других маломобильных групп населения с учетом их безопасности.
3.4инвалиды: лица с устойчивыми физическими, психическими,
интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
3.5коэффициент продольного сцепления:отношение максимального касательного усилия, действующего вдоль дороги на площади контакта сблокированного колеса с дорожным покрытием, к нормальной реакции в площади контакта колеса с покрытием.
3.6 кресло-коляска:мобильное средство реабилитации, предназначенное для передвижения при пользовании инвалидом или иным лицом с нарушением опорно-двигательных функций, имеющее ручной, механический или электрический привод, размеры которого не превышают, установленных ГОСТ Р 50602-93, а в сложенном виде, если это предусмотрено конструкцией, не превышают 350 х 1100 х 1200 мм.
3.7маломобильные группы населения: люди, испытывающие
затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, пожилые люди, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом).
3.8надземный (подземный) пешеходный переход: пешеходный
переход, выполненный над (под) проезжей частью автомобильной дороги с целью разделения транспортных и пешеходных потоков в пространстве.
3.9остановочная площадка: элемент обустройства остановочного
пункта, предназначенный для остановки маршрутных транспортных средств с целью посадки и высадки пассажиров.
З.Юостановочный пункт: элемент обустройства автомобильной дороги, предназначенный для остановки маршрутных транспортных средств, высадки и посадки пассажиров, а также ожидания людьми прибытия маршрутных транспортных средств.
3.11 павильон: элемент обустройства остановочного пункта,
располагаемый в пределах площадки ожидания и предназначенный для укрытия людей, ожидающих прибытие маршрутного транспортного средства.
5
ОДМ 218.2.007-2011
от воздействия неблагоприятных погодных условий (осадки, солнечная радиация, ветер и т.п.).
3.12пандус: Сооружение, имеющее сплошную наклонную по
направлению движения поверхность, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пешеходного пути на другой, в том числе на кресле-коляске.
3.13пассажирский транспорт общего пользования: совокупность видов пассажирского транспорта (автобус, трамвай, троллейбус), осуществляющих перевозки пассажиров и багажа на основании публичного договора перевозки по обращению любого гражданина и юридического лица.
3.14пассажир: лицо, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство или выходит из него, кроме водителя и других работников транспорта, находящихся в транспортном средстве с целью выполнения своих прямых служебных обязанностей (кондукторов, контролеров и пр.).
3.15перегон: участок автомобильной дороги, расположенный между двумя смежными перекрестками.
3.16пешеход: лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу (к пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалиднуюколяску).
3.17 пешеходные путигэлементы обустройства автомобильной дороги, предназначенные для движения и нахождения на них людей - тротуары, пешеходные дорожки, пешеходные дороги и улицы, тротуары мостовых сооружений, пешеходные мосты, а также лестницы, пандусы, пешеходные переходы, пешеходные галереи и др.
3.18 пешеходный переход:участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу и обозначенный знаками и/или разметкой согласно ГОСТ Р 52289-2004.
3.19 площадка ожидания: элемент обустройства остановочного пункта, предназначенный для ожидания людьми прибытия маршрутного транспортного средства.
3.20 посадочная площадка: элемент обустройства остановочного пункта, предназначенный для осуществления посадки людей в транспортное средство и высадки из него.
6
ОДМ 218.2.007-2011
3.21 объекты (пункты) тяготения: объекты народно-хозяйственного комплекса, являющиеся целями передвижения значительной части населения: жилые массивы, предприятия и учреждения, общественные и торговые центры, станции внеуличного транспорта, железнодорожные станции, вокзалы, порты, места массового отдыха и другие.
3.22стесненные условия: условия, при которых пешеходная часть элементов обустройства автомобильных дорог, предназначенная для движения инвалидов и других маломобильных групп населения, ограничена по ширине, длине или высоте препятствиями в виде объектов капитального строительства, временных построек, сложного рельефа местности.
3.23тактильная информация: информация, которая предназначена для тактильного восприятия и может быть воспринята (опознана) человеком путем прикосновения к источнику этой информации (тактильному объекту).
3.24тактильный наземный указатель: средство отображения
информации, представляющее собой полосу из различных материалов определенного цвета и рисунка рифления, позволяющих инвалидам по зрению распознавать типы дорожного покрытия путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение.
3.25элементы обустройства автомобильных дорог: сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения,предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Раздел 40бщие положения
4.1 Проектирование элементов обустройства вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог, а также их транспортноэксплуатационное состояние обеспечивается:
- выполнением в дорожном хозяйстве специальных государственных функций по обеспечению доступности элементов обустройства автомобильных
7