НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ, МЕХАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ (НИИОМТП)
РУКОВОДСТВОПО ТЕХНИЧЕСКОМУ УХОДУ ЗА БАШЕННЫМИ КРАНАМИ
НП-61
МОСКВА 1961
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ, МЕХАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ (НИИОМТП)
РУКОВОДСТВОПО ТЕХНИЧЕСКОМУ УХО ЗА БАШЕННЫМИ КРАНА
НП-61
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, АРХИТЕКТУРЕ И СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛАМ
Москва — 1961
В руководстве освещены основные положения по техническому уходу за башенными кранами.
Рассматриваются вопросы смазки, виды технических уходов, определены периодичность, составы работ, трудоемкость и длительность их выполнения, а также даны организационная структура и оснащенность для проведения технических уходов за башенными кранами марок СБК-1; Т-128; БК-215; БКСМ-5-5А; БКСМ-5; МСК-3-5/20, МСК-5/20.
Руководство предназначается для инженерно-технических работников, занятых эксплуатацией башенных кранов, а также может служить пособием машинисту башенного крана при выполнении технических уходов.
ВВЕДЕНИ Е
Одним из основных условий улучшения использования машин, увеличения срока их службы и обеспечения надежности в эксплуатации является своевременное и высококачественное проведение всех видов ухода и ремонта на базе системы планово-предупредительных ремонтов (ППР).
Внедрение системы ППР способствует постоянному поддержанию парка машин в работоспособном состоянии и позволяет сократить простои машин в ремонтах.
Уход за машинами в межремонтный период обычно полностью передоверяется машинистам. В результате такого отношения к уходу за машинами имеются частые заявочные (аварийные ремонты), сокращаются межремонтные периоды и ремонтные циклы машин, увеличивается расход запасных частей.
Технический уход является неотъемлемой частью обслуживания строительных машин, важнейшим профилактическим мероприятием, направленным на создание нормальных условий работы деталей машин, на поддержание машин в работоспособном состоянии в межремонтный период.
Настоящая работа составлена с целью оказания помощи строительным организациям в проведении технического ухода за башенными кранами. Работа выполнена ин-
з
женерами В. К. Гоголиным, И. А. Кутыревым, А. С. Власовым.
Замечания и пожелания просим направлять по адресу: Москва, Дмитровское шоссе, 9, НИИОМТП, лаборатория эксплуатации и ремонта машин и механизмов.
Глава I технический уход Назначение технического ухода
1. В процессе эксплуатации башенного крана детали его изнашиваются: увеличиваются зазоры между сопряженными деталями, ухудшаются условия смазки, меняется характер нагрузки и пр. При этом различают износ естественный и преждевременный (аварийный). Естественный износ, приводящий к изменениям формы и размеров деталей, является следствием неизбежного поверхностного разрушения металлов; он возникает в результате длительной работы машины в условиях нормальной эксплуатации.
Преждевременный (аварийный) износ наступает вследствие нарушения нормального режима работы, изменения правильного взаимодействия деталей, возникающего чаще всего в результате неправильной эксплуатации и несоблюдения правил технического ухода и ремонта. Аварийный износ приводит к преждевременному выходу смежных деталей из строя.
2. Для обеспечения нормальной работы деталей машин необходимо:
а) соответствие условий работы деталей (сорт смазки, сроки ее замены) удельным нагрузкам и скоростям, предусмотренным конструктивным решением узла (открытые передачи или закрытые, предназначенные для работы в пыльных условиях, в условиях абразивной среды и т. д.);
б) соблюдение периодичности пополнения и смены смазки;
в) своевременное проведение регулировки и крепления узлов.
3. Для поддержания башенного крана в работоспособном состоянии, для создания нормальных условий работы
деталей проводится техническое обслуживание. От качественного и своевременного проведения технического обслуживания зависит срок службы деталей, узлов и самого крана.
4. Техническое обслуживание представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих исправность башенного крана при его эксплуатации и предупреждающих неожиданный выход башенного крана из строя из-за неисправностей.
5. В комплекс мероприятий по техническому обслуживанию входят два вида работ: плановый технический уход и плановый ремонт.
6. Технический уход представляет собой ряд работ, которые выполняются по определенной системе с целью обеспечения нормальных условий работы деталей и узлов башенного крана до достижения ими предельно допустимого износа.
Технический уход есть основное профилактическое мероприятие, которое проводится с целью предотвращения преждевременного износа деталей и узлов башенного крана и обеспечивает нормальные условия их работы, поэтому выполнение его является обязательным в требуемом объеме и в установленный срок.
7. Технический уход за башенными кранами осуществляется в соответствии с указаниями, содержащимися в данном руководстве.
Виды технических уходов
8. Технический уход бывает и периодический (табл. 1).
Таблица 1
Виды технических уходов |
Виды технических уходов |
Обозначение |
1. Ежесменный технический уход . . •......! |
ЕУ |
2. Периодический технический уход |
|
Технический уход: |
|
№ 1 ........ ............. |
ТУ! |
№ 2....................... |
ТУ, |
|
9. Каждый вид технического ухода характеризуется составом работ, присущим данному виду ухода. Количество уходов, содержание и объем работ зависят от сложности
конструкции башенного крана и от условий его эксплуатации.
10. Ежесменный технический уход выполняется регулярно перед началом и по окончании работы крана, а также во время перерывов.
11. Характерными работами для ежесменного технического ухода за башенным краном являются: осмотр, смазка, дозаправка картеров редукторов, проверка работы электрооборудования и защитных приспособлений и опробование крана до начала его работы (осмотр, смазка, в некоторых случаях очистка, проверка натяжения тросов, крепление деталей и регулировка узлов в течение рабочей смены) и по окончании рабочей смены (очистка, осмотр, крепление деталей, восстановление уплотнений, регулировка узлов, опробование крана).
12. Периодические технические уходы выполняются через определенное число часов работы крана, а в случае совпадения с ремонтом — во время его проведения. Может быть несколько видов периодических уходов, которые обозначаются номерами. Чем выше номер, тем больший объем работ выполняется при техническом уходе.
При выполнении технического ухода № 1 ведутся работы ежесменного ухода и добавляются работы по смазке и регулировке узлов, присущие этому уходу, кроме того, производится замена уплотнений, шплинтов, гаек и т. д,
13. В состав работы последующих номеров технического ухода входят все работы отдельных номеров предшествующих технических уходов и те, которые характерны для данного номера технического ухода (например, в состав работ технического ухода № 2 должны входить ежесменный технический уход, технический уход № 1, кроме того, работы, присущие техническому уходу № 2).
Периодичность проведения технических уходов
14. Сроки выполнения технического ухода за башенными кранами устанавливаются с определенной периодичностью, которая выражается в часах работы башенного крана (табл. 2).
Периодичность технического ухода определяется необходимыми сроками выполнения ряда смазочных, крепежных и регулировочных работ, которые должны проводиться через число часов работы башенного крана больших.
7
Таблица 2
Периодичность проведения технических уходов |
Виды технических уходов |
Периодичность проведения уходов в час |
1. Ежесменный технический уход . . |
7 |
2. Периодический технический уход Технический уход:
№ 1. . ............ |
80 |
№ 2.............. |
240 |
|
чем одна смена. Ведущими в периодических технических уходах являются работы по смазке и регулировке, которые главным образом и диктуют периодичность уходов.
Периодичность выполнения технических уходов за башенным краном должна быть кратной межремонтному периоду башенного крана, а последующих номеров технического ухода — кратной периодичности предыдущих номеров технического ухода.
Глава II
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ И ТРУДОЕМКОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УХОДА
15. Длительность проведения технического ухода складывается из времени, необходимого на работы по очистке, смазке, регулировке, крепежу деталей и узлов, проверке работы башенного крана на холостом ходу и подготовительно-заключительного времени, затрачиваемого при выполнении вышеперечисленных операций (табл. 3).
16. Подготовительно-заключительные операции сводятся к подготовке инструмента, обтирочного и смазочного материалов, переходов от узла к узлу, т. е. от одного места башенного крана к другому при выполнении работ по техническому уходу.
17. Длительность проведения технических уходов зависит от объема выполняемых работ, от количества человек, проводящих его, от технической оснащенности и от организации работы.
В табл. 4 приводится длительность проведения периодических технических уходов при рекомендуемом составе работ.
а
Таблица 3
Длительность ежесменного технического ухода (мин.) |
в
в
X |
Марка баш энного крана |
Длительность
ежесменного
технического
ухода |
Затраты времени на очистку, регулировку, крепеж и смазку |
Затраты времени на подго-товительно-заключитель* ные работы |
1 |
Т-128 |
58 |
41 |
17 |
2 |
СБК-1 |
59 |
41 |
18 |
3 |
БК-215 |
45 |
31 |
14 |
4 |
БКСМ-5 |
52 |
35 |
17 |
5 |
БКСМ-5-5А |
74 |
50 |
24 |
6 |
МСК-3-5/20 |
42 |
28 |
14 |
7 |
МСК-5/20 |
47 |
31 |
16 |
|
Примечание. Ежесменный технический уход выполняет один человек (машинист башенного крана) |
Таблица 4
Длительность проведения периодических технических уходов (мин.) |
в
"в
X |
Марка башенного крана |
ТУ № 1 |
ТУ М 2 |
1 |
Т-128 |
73 |
228 |
2 |
СБК-1 |
73 |
228 |
3 |
БК-215 |
63 |
207 |
4 |
БКСМ-5 |
70 |
240 |
5 |
БКСМ-5-5А |
75 |
262 |
6 |
МСК-З-5/20 |
77 |
250 |
7 |
МСК-5/20 |
71 |
232 |
|
Примечание. Технические уходы № 1 и 2 выполняет брига да из трех человек, в том числе и машинист башенного крана. |
18. Трудоемкость ежесменного технического ухода ука зана в табл. 5.
Таблица 5
Трудоемкость ежесменного технического ухода в чел.-мин. |
Марка башенного крана |
§
н |
СБК-1 |
БК-215 |
1Л
%
О
ad
to |
БКСМ-5-5А |
МСК-3-5/20 |
МСК-5/20 |
Трудоемкость ежесменного технического ухода ......... |
58 |
59 |
45 |
52 |
74 |
42 |
47 |
|
9 |