^pqrPA IkHAfl Г7\-уКд__
по экологическому, тнологиу*С£ому И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
I (РОСТЕХНАДЗОР)
1 WiS|fifS **?ЛЮV* ФГДГВДИ i
j ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
| Регистрационным &
j от ->Yfi !
Об утверждении федеральных нцрм н правил
в области использования атомной энергии «Правила расследования и учета нарушений при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами»
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. X® 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, X® 7, ст. 808; 2001, X® 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, X® 46, ст. 4436; 2004, X® 35, ст. 3607; 2006, X® 52, ст. 5498; 2007, X® 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, X® 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, X® 1, ст. 17; X® 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; X® 30, ст. 4590, ст. 4596; X® 45, ст. 6333; X® 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, X® 27, ст. 3451), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, № 5, ст. 544; X® 23, ст. 2527; X® 52, ст. 5587; 2008, X® 22, ст. 2581; X® 46, ст. 5337; 2009, X® 6, ст. 738; X® 33, ст. 4081; X® 49, ст. 5976; 2010, X® 9, ст. 960; X® 26, ст. 3350; X® 38, ст. 4835; 2011, X® 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; X® 41, ст. 5750; X® 50, ст. 7385; 2012, X® 29, ст. 4123; X® 42, ст. 5726; 2013, X® 12, ст. 1343; X® 45, ст. 5822; 2014, X® 2, ст. 108; X® 35, ст. 4773; 2015, X® 2, ст. 491; X® 4, ст. 661), приказываю:
Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила расследования и учета нарушений
2
при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами» (НП-014-16).
11
определить уровни загрязнения РВ систем/элементов/упаковок,
помещений, транспортных средств на территории объекта использования атомной энергии и в районе возможного загрязнения; оценить повреждение систем/элементов;
оценить достаточность проведенных мероприятий по локализации и ликвидации последствий нарушения;
оценить последствия нарушения для безопасности объекта использования атомной энергии, транспортируемой упаковки, персонала организации, населения, окружающей среды, которые могли бы иметь место в случае иного развития нарушения, и способность систем/элементов безопасности предотвратить или смягчить такие последствия (исходя из имеющихся сведений о состоянии указанных систем/элементов); выявить нарушения (недостатки, ошибки) в: действиях персонала;
работе систем/элементов нормальной эксплуатации; работе систем/элементов, важных для безопасности; техническом обслуживании и ремонте; технической и эксплуатационной документации; организации эксплуатации; организации транспортирования; представить предложения по дополнительным проверкам соответствия персонала квалификационным требованиям, предъявляемым к занимаемой (замещаемой) должности, по изменению нормативной и эксплуатационной документации, а также по следующим мероприятиям в отношении систем/элементов: ремонт; замена; эксплуатация; конструирование; проектирование;
12
изготовление;
сооружение;
монтаж;
наладка;
поверка;
возобновление работы;
оценить уровень нарушения по шкале ИНЕС.
21. По результатам расследования нарушения комиссия оформляет отчет. Рекомендуемый образец титульного листа отчета о расследовании нарушения приведен в приложении № 3 к настоящим Правилам. В приложении № 4 к настоящим Правилам указаны обязательные сведения, которые должны содержаться в отчете о расследовании нарушения.
Отчет подписывается председателем и членами комиссии.
Особые мнения членов комиссии (при их наличии) оформляются в виде приложений к отчету.
22. Организация, в которой произошло нарушение, должна обеспечить направление копий отчета о расследовании нарушения на бумажном носителе в течение 5 рабочих дней с момента окончания работы комиссии:
в Ростехнадзор;
в орган управления использованием атомной энергии;
в подразделение МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение.
23. Категория нарушения считается окончательно установленной, если с момента получения копии отчета МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение, мотивированно не потребует в течение 15 рабочих дней у должностного лица, подписавшего приказ о создании комиссии по расследованию нарушения, дополнительного расследования, переоценки категории нарушения, уточнения причин нарушения и (или) корректирующих мер.
13
24. Оригинал отчета о расследовании нарушения вместе с приложениями хранится в организации, в которой произошло нарушение, до завершения работ по выводу из эксплуатации РИ, ПХ РВ или РАО, прекращения работ по обращению с РВ и РАО.
V. Учет нарушений
25. Должностные лица организаций должны осуществлять анализ сведений о нарушениях в целях учета опыта обеспечения безопасности при эксплуатации, выводе из эксплуатации РИ, ПХ и обращении с РВ и РАО, в том числе при транспортировании РВ и РАО, и принятия мер по предотвращению аналогичных нарушений.
26. Организации должны обеспечить ведение учета всех нарушений. Перечень обязательных сведений, которые должны содержаться в журнале учета нарушений на объекте использования атомной энергии при эксплуатации, выводе из эксплуатации РИ, ПХ и обращении с РВ и РАО, приведен в приложении № 5 к настоящим Правилам. Журнал учета нарушений при эксплуатации, выводе из эксплуатации РИ, ПХ и обращении с РВ и РАО хранится в организации.
VI. Корректирующие меры
27. По каждому нарушению комиссия формирует предложения в перечень организационно-технических мероприятий, направленных на предотвращение повторения нарушений в дальнейшем, а организация, в которой произошло нарушение, разрабатывает и утверждает перечень организационно-технических мероприятий с указанием сроков их реализации.
28. Организация представляет в Ростехнадзор и в подразделение МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение, отчет о выполнении корректирующих мер.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 |
|
к федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии «Правила расследования и учета нарушений при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами», утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от « г. № УУ.
Список сокращений |
ИНЕС |
международная шкала ядерных событий (International Nuclear Event Scale) |
МТУ ЯРБ |
- межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора |
ПХ |
- пункт хранения |
РАО |
- радиоактивные отходы |
РБ |
радиационная безопасность |
РВ |
радиоактивные вещества |
РИ |
радиационный источник |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Jfe 2 к федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии «Правила расследования и учета нарушений при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами», утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от « /#7> f 6 г. №
Таблица № 1
Категорирование нарушений при эксплуатации и выводе из эксплуатации РИ, ПХ и при обращении с РВ и РАО (за исключением транспортирования)
Категория
нарушения |
Описание и последствия нарушения |
А
(авария) |
Потеря управления РИ, нарушение пределов и/или условий нормальной эксплуатации РИ, несанкционированный доступ к РИ, РВ и РАО, утеря и/или хищение РИ, РВ и РАО, ошибка персонала (далее - событие), в результате которого имеет место любое из следующих последствий:
прогнозируемые дозы облучения лиц из числа населения превышают основные пределы доз, установленные нормами радиационной безопасности; незапланированное облучение персонала превысило основные пределы доз, установленные нормами радиационной безопасности |
16 |
Категория
нарушения |
Описание и последствия нарушения |
П1 |
Событие, не приведшее к нарушениям категории А, в |
(радиационное
происшествие) |
результате которого имеет место любое из следующих последствий:
произошло превышение установленных квот облучения населения;
произошло незапланированное облучение персонала выше установленного в организации контрольного уровня годовой эффективной дозы |
П2 |
Событие, которое могло привести, но не привело к |
(нерадиационное
происшествие) |
нарушениям категорий А и П1 |
|
Таблица № 2
Категорирование нарушений при транспортировании РВ и РАО
Категория
нарушения |
Описание и последствия нарушения |
ATI |
Аварии, при которых груз радиоактивных материалов в |
(авария I категории) |
результате механических воздействий не получил видимых повреждений, или имеет незначительные повреждения, ослабление или обрыв отдельных элементов крепления на транспортном средстве, или груз подвергся небольшому тепловому воздействию (без непосредственного контакта с огнем) в результате пожара вне грузового помещения или транспортного средства |
3
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <<{$>> 20^“г. №
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила расследования и учета нарушений при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами» (НП-014-16)
I. Назначение н область применения
1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила расследования и учета нарушений при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами» (НП-014-16) (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, Ns 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, Ns 1, ст. 2; Ns 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, Ns 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; Ns 49, ст. 6079; 2008, Ns 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, Ns 1, ст. 17; Ns 52, ст. 6450; 2011, Ns 29, ст. 4281; Ns 30, ст. 4590; Ns 30, ст. 4596; Ns 45, ст. 6333; Ns 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025; 2012, Ns 26, ст. 3446; 2013, Ns 27, ст. 3451), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 1511 «Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, Ns 49, ст. 5600; 1999, № 27, ст. 3380; 2000, Ns 28, ст. 2981; 2002, Ns 4, ст. 325; № 44, ст. 4392; 2003, Ns 40, ст. 3899; 2005, Ns 23, ст. 2278; 2006, Ns 50, ст. 5346; 2007, № 14, ст. 1692;
4
№ 46, ст. 5583; 2008, № 15, ст. 1549; 2012, № 51, ст. 7203).
2. Настоящие Правила определяют категории нарушений, структуру,
содержание и порядок передачи сообщений о нарушениях при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов
хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами (далее -нарушения), порядок расследования и учета нарушений, отчетность о нарушениях.
Расследование нарушений проводится с целью определения
непосредственных и коренных причин нарушений, а также для разработки организационно-технических мероприятий, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшем.
Список используемых сокращений приведен в приложении № 1 к настоящим Правилам.
3. Требования настоящих Правил распространяются на организации, осуществляющие деятельность (далее - организации):
по эксплуатации, выводу из эксплуатации РИ, не входящих в состав ЯУ и не являющихся объектами ядерного топливного цикла;
по эксплуатации, выводу из эксплуатации ПХ РВ и ПХ РАО, не входящих в состав ЯУ и не являющихся объектами ядерного топливного цикла;
по обращению с РВ и РАО, в том числе по их транспортированию, за исключением обращения с РВ и РАО на ЯУ и на объектах ядерного топливного цикла;
по транспортированию РВ и РАО вне территории организаций, за исключением перевозок, при которых порядок расследования нарушений установлен федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии «Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов ядерного топливного цикла» (НП-047-11), утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 декабря 2011 г. № 736 (зарегистрирован
5
Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2012 г., регистрационный № 22965; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, № 15) с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 июля 2013 г. № 310 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2013 г., регистрационный № 29338; «Российская газета», 2013, № 187).
Требования настоящих Правил не распространяются на деятельность по обращению с РВ и РАО при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях.
II. Категории нарушений
4. Категории нарушений, не связанных с транспортированием РИ, РВ и РАО и подлежащих расследованию и учету в соответствии с требованиями настоящих Правил, определены в таблице № 1 приложения № 2 к настоящим Правилам.
5. Категории нарушений при транспортировании РВ и РАО определяются в соответствии с таблицей № 2 приложения № 2 к настоящим Правилам.
6. Категория нарушения должна определяться по значениям характеристик, определяющих радиационную обстановку, замеренным (рассчитанным) на месте нарушения (мощности дозы излучения или других параметров).
III. Структура, содержание и порядок передачи сообщений о нарушениях
7. Организации, в которых произошло нарушение, должны обеспечить подготовку и своевременную передачу информации в виде оперативного и предварительного сообщений.
Предварительное сообщение о нарушении передается в случае, если предварительно установленная категория нарушения была определена как А
6
или АТЗ, или в течение 24 часов с момента нарушения категории П1, П2, ATI, АТ2 были пересмотрены.
Предварительно установленная категория нарушения определяется исходя из последствий нарушений в соответствии с главой II настоящих Правил.
Пересмотр предварительно установленной категории нарушения осуществляется в случае выявления дополнительной информации об обстоятельствах и последствиях нарушения.
Решение о пересмотре предварительно установленной категории нарушения принимает должностное лицо, уполномоченное руководителем организации, в которой произошло нарушение.
8. Оперативное сообщение о нарушениях всех категорий передается должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, в которой произошло нарушение, по телефону или с помощью других средств связи, обеспечивающих получение информации в течение 1 часа с момента выявления нарушения:
оперативному дежурному Ростехнадзора;
в орган управления использованием атомной энергии, выдавший документ о признании в соответствии с Положением о признании организации пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. № 88 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 9, ст. 1248; 2012, № 44, ст. 6023; 2013, № 14, ст. 1700) (далее - орган управления использованием атомной энергии);
7
в подразделение МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение.
9. В оперативном сообщении приводятся:
полное наименование организации с указанием сведений о выданных лицензиях или регистрации юридического лица;
наименование объекта использования атомной энергии, на котором произошло нарушение;
место выявления нарушения;
дата и время (местное/московское) выявления нарушения; краткая характеристика нарушения с указанием предполагаемых причин нарушения;
сведения о радиационной обстановке (по данным штатных систем автоматизированного контроля радиационной обстановки, по переносным приборам и по данным лабораторного контроля);
предварительные сведения о наличии пострадавших, подвергшихся облучению, и сведения о радиоактивном загрязнении окружающей среды;
предварительно установленная категория нарушения на момент передачи сообщения;
должность, фамилия, имя, отчество уполномоченного должностного лица, передавшего сообщение.
10. Предварительное сообщение, подписанное руководителем или уполномоченными на это должностными лицами организации, в которой произошло нарушение, передается должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, в которой произошло нарушение, с помощью средств связи, обеспечивающих получение информации не позднее 24 часов с момента выявления нарушения:
оперативному дежурному Ростехнадзора; в орган управления использованием атомной энергии; в подразделение МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение.
8
11. В предварительном сообщении о нарушении приводятся: полное наименование организации с указанием сведений о выданных лицензиях или регистрации юридического лица;
наименование объекта использования атомной энергии, на котором произошло нарушение;
дата, время (местное/московское) и место выявления нарушения; краткое описание возникновения нарушения, процесса его развития, предполагаемые причины нарушения;
описание отказавших, поврежденных систем (элементов), характер и возможная причина отказа, повреждения;
сведения о радиационной обстановке (по данным штатных систем автоматизированного контроля радиационной обстановки, по переносным приборам и по данным лабораторного контроля);
предварительные сведения о наличии пострадавших, подвергшихся облучению, и сведения о радиоактивном загрязнении окружающей среды;
сведения о принятых мерах по локализации и/или ликвидации последствий нарушения;
предварительно установленная категория нарушения; должность, фамилия, имя, отчество уполномоченного должностного лица, передавшего сообщение;
предварительная оценка нарушения по шкале ИНЕС.
IV. Порядок расследования нарушений. Отчетность о нарушениях
12. Организация, в которой произошло нарушение, должна организовать и провести расследование нарушения.
13. Целями расследования нарушений при эксплуатации, выводе из эксплуатации РИ, ПХ и обращении с РВ и РАО являются установление обстоятельств и причин возникновения нарушения, окончательное определение его категории.
9
14. Комиссию по расследованию нарушений создает организация, в которой произошло нарушение.
15. Комиссия по расследованию нарушения должна приступить к работе не позднее 3 суток с момента выявления нарушения. До начала расследования организация, создавшая комиссию, должна письменно известить МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение, о создании комиссии, месте и времени начала ее работы.
16. Продолжительность расследования нарушения не должна превышать 15 рабочих дней с момента выявления нарушения. В случаях, если для установления обстоятельств и причин возникновения нарушения, окончательного определения его категории требуется проведение сложных и (или) длительных исследований, испытаний и расследований, продолжительность расследования нарушения может быть увеличена, но не более чем на 15 рабочих дней). Мотивированное решение о продлении срока расследования принимает должностное лицо, подписавшее акт о создании комиссии.
17. До создания комиссии по расследованию нарушения организацией должны быть приняты меры по:
сохранению первичной обстановки (если это не влечет распространения последствий нарушения) и первичной информации, позволяющей уточнить исходное событие и причины возникновения нарушения;
удалению из возможно опасной зоны людей, за исключением персонала, участвующего в ликвидации последствий нарушения;
предотвращению распространения последствий нарушения.
18. Для работы комиссии должны быть созданы условия, в том числе: обеспечен доступ ко всей необходимой информации, проектным,
эксплуатационным, нормативным и другим документам;
обеспечен доступ на территорию и в помещения, имеющие отношение к расследованию нарушения, с проведением обязательного инструктажа по
10
радиационной безопасности, по охране труда и обеспечением членов комиссии средствами индивидуальной защиты и приборами индивидуального дозиметрического контроля;
проведены необходимые технические расчеты, лабораторные исследования, испытания и проверки, осуществлена фото и/или видеосъемка объектов, их систем/элементов;
предоставлены необходимые для работы помещения, средства связи, транспортные средства;
обеспечено получение объяснений от персонала, представителей других организаций, проводивших работы на момент выявления нарушения;
обеспечено получение информации об имевших место аналогичных нарушениях в организации.
Порядок и режим работы комиссии определяются председателем комиссии.
19. Организация должна обеспечить представителей органов государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии, осуществляющих надзор за ходом расследования, необходимой для расследования информацией, средствами связи, документацией и материалами расследования, а также обеспечить им доступ к месту нарушения.
20. При расследовании нарушения комиссия должна:
проанализировать необходимую для проведения расследования
документацию;
организовать проведение необходимых экспертиз;
выявить последовательность отказов систем/элементов, ошибок персонала при нарушении и их причины;
установить непосредственные и коренные причины нарушения; определить последствия нарушения;
установить количество облученных лиц из числа персонала организации
и населения;