Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

166 страниц

Купить НД 2-090601-006 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования Правил разработки и проведения морских операций распространяются на морские операции, выполняемые при строительстве объектов обустройства морских нефтегазовых месторождений, или других объектов, на которые распространяется деятельность Российского морского регистра судоходства по техническому наблюдению.

 Скачать PDF

Оглавление

Часть 1. Общие положения

     1 Область распространения

     2 Определения и пояснения

     3 Категории морских операций

     4 Техническая документация

     5 Организация технического наблюдения

Часть II. Общие требования

     1 Основные принципы разработки морских операций

     1.1 Состав морских операций

     1.2 Основные принципы планирования и проектирования морских операций

     2 Предельные состояния при проведении морских операций

     3 Естественные условия, прогноз погоды, изыскания

     4 Организация и руководство морскими операциями

     5 Защита окружающей среды

     5.1 Общие положения

     5.2 Основные направления снижения уровня воздействия на окружающую среду

     6 Обеспечение навигационной безопасности морской операции

     6.1 Обеспечение навигационной безопасности при буксировке/транспортировке

     6.2 Обеспечение навигационной безопасности при работах на точке установки

     7 Требования к конструкциям, системам и устройствам, обеспечивающим морские операции

     7.1 Устройства, оборудование и системы

     7.2 Конструкции

Часть III. Специальные требования

     1 Требования к плавучести и остойчивости объекта, сооружения и их элементам в процессе морских операций

     1.1 Общие требования к плавучести и остойчивости

     1.2 Дополнительные требования к плавучести и остойчивости

     1.3 Требования к устройствам, оборудованию, системам и конструкциям, влияющим на плавучесть и остойчивость

     2 Плавучие и технические средства, экипажи и персонал, задействованные в морской операции

     3 Операции перемещения объекта

     3.1 Общие требования

     3.2 Анализ конструкции

     3.3 Анализ нагрузки при подъеме объекта

     3.4 Статическая нагрузка на гак

     3.5 Краны и крановые суда

     3.6 Погрузочно-разгрузочные операции

     3.7 Подъем объекта в море

     3.8 Анализ нагрузки при надвижке/накатке

     3.9 Операции надвижки/накатки

     4 Транспортировка/буксировка объекта

     4.1 Местная и общая прочность плавсредств, нагружаемых в процессе морской операции

     4.2 Расчет и средства крепления объекта на плавсредствах

     4.3 Расчет полного буксировочного сопротивления буксируемого объекта

     4.4 Требуемое тяговое усилие

     4.5 Расчет требуемого тягового усилия

     4.6 Буксирное устройство

     4.7 Расчет прочности буксирной линии и ее соединений

     4.8 Специальные устройства для аварийной буксировки

     4.9 Оборудование для возврата буксирной линии

     4.10 Требования к буксирам

     5 Спуск объекта на воду

     5.1 Общие требования

     5.2 Требования к спускаемому объекту

     5.3 Требования к барже

     5.4 Операция спуска

     5.5 Перевод объекта в вертикальное положение

     6 Установка объекта на точке эксплуатации

     6.1 Общие требования

     6.2 Подготовка рабочей площадки

     6.3 Позиционирование

     6.4 Погружение объекта и установка на грунт

     6.5 Закрепление объекта на точке установки

     6.6 Стыковка объектов или их частей на плаву

     6.7 Соединение с другими объектами

     7 Операции после завершения эксплуатации

Часть IV. Оценка безопасности

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Сокращения

2 Анализ риска морских операций

     2.1 Концепция обеспечения безопасности морских операций

     2.2 Идентификация типовых опасностей и аварийных ситуаций при морских операциях

     2.3 Статистические данные по аварийности при морских операциях

     2.4 Моделирование при оценке риска морских операций

     2.5 Методы оценки риска морских операций

     2.5.1 Методы качественных оценок

     2.5.2 Методы количественных оценок

     2.5.3 Методы экспертно-статистических оценок

     2.5.4 Требования по применению методов оценки риска морских операций

     2.6 Критерии достаточности безопасности при морских операциях (КДБ)

     2.7 Анализ видов риска при морских операциях

     2.7.1 Общие сведения

     2.7.2 Анализ индивидуального и социального риска

     2.7.3 Анализ риска пожаров и взрывов

     2.7.4 Анализ риска столкновений, навалов и посадок на мель, падения грузов, затопления объектов

     2.8 Рекомендации по оформлению результатов оценок риска морских операций

     2.8.2 Матрицы риска

     2.8.3 Реестр риска

3 Контроль и управления риском морских операций

     3.1 Варианты контроля и управления риском при МО

     3.2 Стоимостные оценки эффективности мероприятий, снижающих риск проведения МО

Приложение 1. писание методов оценки риска проведения МО

Приложение 2. Примеры оценки риска морских операций

 
Дата введения01.07.2017
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

26.06.2017УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
РазработанРоссийский морской регистр судоходства
ИзданРоссийский морской регистр судоходства2017 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 26.06.17

ПРАВИЛА

ИД № 2-090601-006



РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ МОРСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Санкт-Петербург

2017

Правила разработки и проведения морских операций Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу 1 июля 2017 года.

Настоящие Правила составлены на основе предыдущего издания 2014 г., с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания, результатов проведенной Регистром в 2016 г. научно-исследовательской работы (НИР), опыта технического наблюдения Регистра при рассмотрении технической документации проектов морских операций и технического наблюдения за морскими операциями и циркулярного письма № 391-01-809ц от 06.04.2015 г.

ISBN 978-5-8933-278-2

В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

© Российский морской регистр судоходства, 2017

риска — см. табл. 3.2.

33 В зависимости от расчетной продолжительности морские операции подразделяются на:

операции, не ограниченные по погодным условиям, — продолжительностью свыше 72 ч;

операции, ограниченные по погодным условиям, — операции продолжительностью менее 72 ч.

Операции продолжительностью свыше 72 ч могут рассматриваться как ограниченные по погодным условиям, если операция может быть прервана в процессе выполнения, а объект может быть отведен в защищенное место при превышении допускаемых критериев гидрометеорологических условии.

Морские операции расчетной продолжительностью менее 12 ч рассматриваются отдельно.

3.4    Расчетное время проведения операции TRt ч, определяется по формуле

Tr= Трор+Тс,    (3.4)

где Трор — нормативное (проектное) время выполнения рассматриваемой операции, ч;

Тс — превышение нормативного времени, обусловленное случайными природными и техногенными факторами, ч.

В случае, если превышение нормативного времени Тс, обусловленное случайными факторами, неизвестно, оно может приниматься равным нормативному времени проведения операции ТРОР, но не менее 6 ч.

3.5    Для морских операций, ограниченных по погодным условиям, расчетные естественные условия могут устанавливаться в каждом конкретном случае в задании на проектирование, исходя из конструктивных особенностей объекта, технических возможностей имеющихся судов обеспечения и т. п. Начало таких операций обусловлено наличием допускаемых погодных условий и их благоприятным прогнозом.

3.6    Учитывая нестабильность гидрометеорологической обстановки и неточность прогнозов погоды, допускаемые критерии погодных условий для фактического начала и проведения морской операции должны приниматься меньше расчетных, принятых в проекте. Допускаемые для проведения морской операции критерии погодных условий С0 определяются по формуле

С„ 5S aCD,    (3.6)

где Со — расчетные критерии погодных условий;

а — понижающий коэффициент, принимаемый равным: для осредненной (анемомегрической) скорости ветра а = 0,8; для высоты волн — см. табл. 3.6.

Таблица 3.6

Понижающий коэффициент а для волнения

Расчетная продолжительность операций Тц, ч

Расчетная высота волн 3%-ной обеспеченности, м

1,3 < Лз%< 2,6

2,6 < Л3%^ 5,2

*з%>5,2

<12

0,68

0,76

0,80

12<Г*<24

0,63

0,71

0,75

24<7> <48

0,56

0,64

0,67

48s$7><72

0,51

0,59

0,63

3.7    Для морских операций продолжительностью свыше 72 ч, но которые могут быть отнесены к операциям, ограниченным по погодным условиям, при определении допускаемых проектных погодных условий должна учитываться общая (суммарная) продолжительность всех отдельных этапов.

Критерии допускаемых погодных условий С0 для таких операций устанавливаются отдельно в каждом конкретном случае.

3.8    Естественные условия для операций на плаву, не ограниченных по погодным условиям (продолжительностью свыше 72 ч), должны приниматься исходя из статистических данных по экстремальным условиям для конкретного района проведения операции. Критерии допускаемых погодных условий для проведения операций С0 могут приниматься равными проектным.

4 ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

4.1    До начала проведения операции следует предъявить Регистру на рассмотрение и одобрение техническую документацию, которая включает план и проект операции. Для операций 1 -й категории должен быть представлен план операции, для остальных категорий — план и проект операции.

4.2    План операции описывает организацию проведения морской операции. План операции должен в общем случае включать следующие разделы:

пояснительная записка; организационная схема; график проведения.

4.2.1 Пояснительная записка должна содержать: исходные данные для разработки морской операции; перечень руководящих документов;

этапы морской операции;

описание факторов риска, мероприятия по управлению рисками.

43 Проект операции описывает детали и порядок осуществления операции, используемые плавсредства, конструкции, устройства и оборудование. В проекте должны быть рассмотрены все важные аспекты операции, как для нормальных условий ее проведения, так и для возможных критических ситуаций.

Проект операции должен в общем случае включать следующие разделы: руководство по проведению морской операции (далее - Руководство)/ пояснительная записка;

описание внешних условий и воздействий; ограничения, обусловленные внешними условиями; ограничения, обусловленные прочностью и остойчивостью объекта и используемых средств и конструкций; навигационное обеспечение и связь; расчеты;

чертежи общего расположения, чертежи общего вида и спецификации конструкций, узлов и деталей; оценка рисков; защита окружающей среды.

4.4 Руководство/пояснительная записка в общем случае включает: распределение ответствешюсти участников операции; главные размерения и основные характеристики объектов (габариты, весовые характеристики, положение центра тяжести (ЦТ) и т.д.), чертежи общего вида;

чертежи общего расположения;

последовательность действий/технология и план проведения морской операции;

планы действий в чрезвычайных (при нарушении планируемого хода морской операции) и аварийных (при возможности возникновения аварии) ситуациях;

допускаемые состояния нагрузки; оперативные критерии условий окружающей среды; допустимые осадки, дифферент, крен и соответствующие схемы балластировки;

чертежи общего расположения с указанием основных технических характеристик систем и оборудования, инструкции по эксплуатации; перечень используемых судов и других технических средств; системы и режимы связи; гидрометеорологическое обеспечение;

13

спасательные средства;

процедуры и образцы форм отчетных документов;

перечни проверок при подготовке и проведении операции;

планы испытаний;

ведомость запасных частей и инструментов и аварийного снабжения.

Дополнительные требования к руководствам (технической документации) по отдельным видам морских операций приведены в 4.9 — 4.13.

4.5    В проекте морской операции должны разрабатываться программы обследований и испытаний, включая процедуры тестирования контрольноизмерительных приборов. Результаты обследований и испытаний должны документироваться. Для операций с высоким уровнем риска рекомендуется разработка общей программы испытаний, определяющей состав, последовательность и порядок обследований и испытаний отдельных конструкций, оборудования и систем. В программе должны быть отражены контролируемые параметры, характеристики и их значения в соответствии с проектными требованиями.

4.6    В Руководстве (технической документации) по проведению операции должны быть четко установлены ограничивающие критерии по выполнению всей морской операции или ее частей.

4.7    Разработанная документация должна включать полные описания всех процедур, используемого оборудования и т. п. или содержать ссылки на известные доступные материалы, содержащие необходимые описания. Количество и детализация документации должны обеспечивать независимое представление и анализ чертежей, описаний процедур и вычислений для всех этапов операций.

4.8    Если какие-либо действия в ходе морской операции выполняются в соответствии со стандартами (стандартными процедурами) исполнителя, Регистру должны быть представлены на рассмотрение и одобрение вышеуказанные документы.

4.9    Руководства (техническая документация) по грузоподъемным операциям, операциям надвижки/накатки и креплению объекта при транспортировке должны содержать:

технологию операции;

чертежи общего расположения объектов перед погрузкой, описание с указанием основных технических характеристик и расчеты прочности или результаты расчетов прочности вспомогательных механизмов и оборудования, устанавливаемых только для обеспечения операций и/или крепления;

схемы швартовки и крлицевой защиты;

чертежи общего расположения объектов на плавсредствах;

чертежи общего расположения, расчеты прочности или результаты

расчетов прочности, чертежи общего вида транспортных опор и креплений;

расчеты общей и местной прочности объекта;

расчеты общей и местной прочности плавсредств, меры для распределения нагрузки (если требуется) и подкрепления корпуса (если требуются);

расчеты посадки, балластировки (если требуется), остойчивости, надводного борта и непотопляемости на всех этапах операции; планы действий в чрезвычайных и аварийных ситуациях.

4.9.1    Руководство (техническая документация) по грузоподъемным (такелажным) операциям должно дополнительно содержать:

обоснование выбора грузоподъемных устройств, средств и приспособлений, их чертежи общего расположения с указанием основных технических характеристик, чертежи общего вида; расчет строповки.

4.9.2    Руководство (техническая документация) по накапгке/надвижке должно дополнительно содержать:

обоснование выбора используемого оборудования; чертежи общего расположения с указанием основных технических характеристик, чертежи общего вида используемого оборудования;

чертежи общего расположения с указанием основных технических характеристик, чертежи общего вида судовозных тележек и гидравлической системы;

чертежи общего расположения с указанием основных технических характеристик, чертежи общего вида тягового оборудования; расчет прочности грузовых путей;

расчет процесса передачи веса объекта с опоры на опору; расчет держащей силы грунта (если применимо).

4.10    Руководство (техническая документация) по спуску на воду должно содержать:

описание метода спуска; обоснование выбора средств спуска;

чертежи общего расположения с указанием основных технических характеристик, чертежи общего вида вспомогательного оборудования для удержания на месте после спуска;

методы и расчет балластировки жидким и/или твердым балластом; расчеты остойчивости, осадки и непотопляемости, включая аварийные.

4.11    Руководство (техническая документация) по буксировке/ транспортировке должно содержать:

15

обоснование выбора плавсредств, спецификации/плавные размерения и основные характеристики плавсредств, чертежи общего расположения с указанием основных технических характеристик, чертежи общего вида имеющихся штатных и дополнительно устанавливаемых для морской операции систем, оборудования и механизмов, калибровочные таблицы балластных танков и чертежи трубопроводов и клапанов;

расчет буксировочного сопротивления и требуемого тягового усилия; обоснование выбора судов буксирного ордера и буксиров, специфика-ции/главные размерения и основные характеристики буксируемого объекта либо транспортного судна (баржи, понтона) с транспортируемым объектом, спецификации/главные размерения и основные характеристики буксиров, схема расположения в буксирном ордере;

чертежи общего расположения с указанием основных технических характеристик, чертежи общего вида, расчет прочности буксирных устройств, включая специальные устройства для аварийной буксировки; обоснование выбора буксирных тросов;

техническое описание (спецификации) и чертежи общего расположения спасательных средств буксиров;

расчет необходимых запасов топлива, смазочного масла и пресной воды для проведения морской операции, включая аварийный запас;

анализ планируемого маршрута (описание маршрута, протяженность, схема);

идентификацию мест убежищ и расстояний между ними (координаты точек невозврата и пунктов дозаправки, если таковые предусмотрены во время буксировки);

гидрометеорологический прогноз;

обоснование выбора времени проведения морской операции; идентификацию источников опасности; график перехода;

гидрометеорологическое обеспечение; систему связи;

инструкцию для руководителя буксировкой/транспортировкой (см. 4.11.1);

инструкцию для капитанов буксиров (см. 4.11.2); планы действии в чрезвычайных и аварийных ситуациях (см. 4.11.3).

4.11.1 Инструкция для руководителя буксировкой/транспортировкой (руководитель, отвечающий за буксировку/транспортировку) должна содержать, как минимум, следующие разделы:

1.    Маршрут буксировки/транспортировки

2.    Описание буксирного ордера

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1    Область распространении..............................7

2    Определения и пояснения..............................8

3    Категории морских операций..........................10

4    Техническая документация............................12

5    Организация технического наблюдения..................18

ЧАСТЬ U. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1    Основные принципы разработки морских операций........22

1.1    Состав морских операции..............................22

1.2    Основные принципы планирования и проектирования

морских операций....................................23

2    Предельные состояния при проведении морских операций ... 25

3    Естественные условия, прогноз погоды, изыскания.........26

4    Организация и руководство морскими операциями.........31

5    Защита окружающей среды............................33

5.1    Общие положения....................................33

5.2    Основные направления снижения уровня воздействия

на окружающую среду.................................34

6    Обеспечение навигационной безопасности морской операции. 36

6.1    Обеспечение навигационной безопасности при буксировке/

транспортировке ..................................... 36

6.2    Обеспечение навигационной безопасности при работах на точке

установки..........................................40

7    Требования к конструкциям, системам и устройствам,

обеспечивающим морские операции.....................40

7.1    Устройства, оборудование и системы......................40

7.2    Конструкции........................................43

3

ЧАСТЬ III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

1    Требования к плавучести и остичивости объекта, сооружения

и их элементам в процессе морских операций.............45

1.1    Общие требования к плавучести и остойчивости.............45

1.2    Дополнительные требования к плавучести и    остойчивости......47

1.3    Требования к устройствам, оборудованию, системам и конструкциям,

влияющим на плавучесть и остойчивость...................49

2    Плавучие и технические средства, экипажи и персонал,

задействованные в морской операции...................51

3    Операции перемещения объекта........................52

3.1    Общие требования....................................52

3.2    Анализ конструкции..................................53

3.3    Анализ нагрузки при подъеме объекта.....................54

3.4    Статическая нагрузка на гак.............................57

3.5    Краны и крановые суда................................60

3.6    Погрузочно-разгрузочные операции.......................61

3.7    Подъем объекта в море................................63

3.8    Анализ нагрузки при надвижке/накатке....................63

3.9    Операции надвижки/накагки............................64

4    Транспортировка/буксировка объекта. ...................66

4.1    Местная и общая прочность плавсредств, нагружаемых в процессе

морской операции....................................66

4.2    Расчет и средства крепления объекта на плавсредствах........66

4.3    Расчет полного буксировочного сопротивления буксируемого

объекта............................................74

4.4    Требуемое тяшвое усилие..............................83

4.5    Расчет требуемого тягового усилия.......................84

4.6    Буксирное устройство.................................87

4.7    Расчет прочности буксирной линии и ее соединений..........91

4.8    Специальные устройства для аварийной буксировки..........92

4.9    Оборудование для возврата буксирной линии................93

4.10    Требования к буксирам................................93

5    Спуск объекта на воду................................96

5.1    Общие требования....................................96

5.2    Требования к спускаемому объекту.......................97

5.3    Требования к барже...................................99

5.4    Операция спуска....................................101

5.5    Перевод объекта в вертикальное положение................103

4

6    Установка объекта на точке эксплуатации...............105

6.1    Общие требования...................................105

6.2    Подготовка рабочей площадки..........................107

6.3    Позиционирование...................................108

6.4    Погружение объекта и установка на грунт.................108

6.5    Закрепление объекта на точке установки..................112

6.6    Стыковка объектов или их частей на плаву................117

6.7    Соединение с другими объектами.......................122

7    Операции после завершения эксплуатации..............123

ЧАСТЬ IV. ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ

1    Общие положения..................................124

1.1    Область распространения..............................124

1.2    Определения и пояснения.............................124

1.3    Сокращения........................................126

2    Анализ риска морских операций.......................127

2.1    Концепция обеспечения безопасности морских операций......127

2.2    Идентификация типовых опасностей и аварийных ситуации

при морских операциях...............................127

2.3    Статистические данные по аварийности при морских операциях 131

2.4    Моделирование при оценке риска морских операций.........131

2.5    Методы оценки риска морских операций..................132

2.5.1    Методы качественных оценок..........................132

2.5.2    Методы количественных оценок........................133

2.5.3    Методы экспертно-статистических оценок.................133

2.5.4    Требования по применению методов оценки риска

морских операций...................................133

2.6    Критерии достаточности безопасности при морских

операциях (КДБ)....................................133

2.7    Анализ видов риска при морских операциях...............135

2.7.1    Общие сведения....................................135

2.7.2    Анализ индивидуального и социального риска.............137

2.7.3    Анализ риска пожаров и взрывов.......................139

2.7.4    Анализ риска столкновений, навалов и посадок на мель,

падения грузов, затопления объектов.....................140

2.8    Рекомендации по оформлению результатов оценок риска

морских операций...................................143

2.8.2 Матрицы риска.....................................145

5

2.8.3 Реестр риска.......................................146

3    Контроль и управления риском морских операций........148

3.1 Варианты контроля и управления риском при МО...........148

3.2    Стоимостные оценки эффективности мероприятии,

снижающих риск проведения МО.......................149

Приложение 1. Описание методов оценки риска проведения МО . 150 Приложение 2. Примеры оценки риска морских операций .... 154 1

ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1    Требования настоящих Правил разработки и проведения морских операции2 распространяются на морские операции, выполняемые при строительстве, модернизации и утилизации объектов обустройства морских нефтегазовых месторождений, или других объектов, на которые распространяется деятельность Российского морского регистра судоходствапо техническому наблюдению.

1.2    Требования настоящих Правил не распространяются на:

работы/операции, традиционные для судоходства;

укладку морских подводных трубопроводов (МПТ) и кабелей, установку подводных добычных комплексов (ПДК);

установку самоподъемных плавучих буровых установок (СПБУ) и полупогружных плавучих буровых установок (ПИВУ) на точку бурения;

перегоны судов вне установленного района плавания (должны выполняться в соответствии с требованиями разд. 8 части П «Проведение классификационных освидетельствований судов» Руководства по техническому наблюдению за судами в эксплуатации с Приложениями).

13 Требования настоящих Правил, по согласованию с Регистром, могут быть распространены на морские операции с объектами, на которые не распространяется деятельность Регистра по техническому наблюдению (например, буксировку/транспортировку любых крупногабаритных и тяжеловесных изделий, если требуется подкрепление или другое изменение конструкции корпуса плавсредства).

1.4    Концепции разработки и проведения других видов морских операций, не регламентированных настоящими Правилами, должны рассматриваться и согласовываться с Регистром в каждом конкретном случае. При этом Регистру должны быть представлены данные и документация, позволяющие установить эффективность и уровень безопасности выполнения рассматриваемых операций.

1.5    Наряду с требованиями настоящих Правил могут применяться требования Правил классификации, постройки и оборудования плавучих буровых установок и морских стационарных платформ4, Правил

классификации, постройки и оборудования морских плавучих нефтегазодобывающих комплексов, Правил по грузоподъемным устройствам морских судов.

1.6 Проекты морских операций, разработанные по правилам иного классификационного общества (далее - ИКО) или другим стандартам, могут быть одобрены Регистром альтернативно или в дополнение к требованиям настоящих Правил.

2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

2.1 В настоящих Правилах приняты следующие определения.

Морские операции — операции по сборке, транспортировке, стыковке и установке на точку объекта(-ов) обустройства морских нефтегазовых месторождений и его частей (блоков, ярусов, колонн, модулей, систем удержания и др.), совершаемые при нахождении на плаву объекта или каких-либо его частей, или с использованием плавсредств, включающие в свой состав не менее 2-х из перечисленных этапов. Различаются два типа операций:

заводские операции на плаву — ограниченные в пространстве морские операции, совершаемые у достроечной набережной (пирса) или на заводской полностью защищенной акватории.

неограниченные морские операции — не ограниченные в пространстве операции на плаву, совершаемые в полузащищенной акватории или в открытом море.

Балластировка — заполнение балластных танков или отсеков.

Блок — самостоятельный, отдельно изготовленный элемент объекта.

Буксировка — транспортировка находящегося на плаву объекта или его частей.

Короткая буксировка — буксировка, ограниченная по погодным условиям интервалом времени предсказания «окна» хорошей погоды (не более 3-х суток).

Длительная буксировка — буксировка, не ограниченная по погодным условиям и по времени.

Модуль — элемент конструкции объекта, состоящий из блоков и представляющий транспортную единицу или функционально законченную конструкцию, предназначенную для транспортировки или монтажа.

Надвижка/накатка — горизонтальное перемещение объекта по направляющим/рельсам способом скольжения/качения. 5

Объект — любое крупногабаритное и/или тяжеловесное изделие, конструкция, сооружение, являющееся предметом морской операции.

Позиционирование — морская операция, выполняемая для наведения и удержания объекта с требуемой ориентацией и точностью над заданной точкой дна акватории.

Признанные нормы, стандарты, руководящие документы, методы расчета и проектирования — действующие общегосударствешше, отраслевые, ведомственные нормы, стандарты, руководящие документы, а также методы расчетов, разработанные отдельными организациями и авторами, в том числе зарубежными, одобренные для применения уполномоченными органами или Регистром.

Разработка морской операции — обоснование всех технологических процедур и необходимых для их проведения средств обеспечения (устройств, приспособлений, приборов, механизмов, буксиров и т. п.), позволяющих на требуемом безопасном уровне достичь поставленной цели эффективно и с минимальными затратами.

Сооружение — любая комбинация элементов недостроенного объекта.

Спуск на воду — ограниченная во времени или по погодным условиям вертикальная стыковка объектов (ярусов, блоков) между собой или опорного основания (плавучего или закрепленного на морском дне) с верхним строением при помощи плавсредства (баржа/понтон) посредством балластировки и маневрирования.

Стыковка наплавом — ограниченная во времени или по погодным условиям вертикальная стыковка объектов (ярусов, блоков) между собой или опорного основания (плавучего или закрепленного на морском дне) с верхним строением при помощи плавсредства (баржа/ понтон) посредством балластировки и маневрирования.

Технологический понтон (башня) плавучести — водонепроницаемая емкость, временно соединяемая с сооружением для обеспечения его плавучести и остойчивости в процессе морской операции.

Точка необратимости (невозврата) (PNR) — точка во время операции, которая представляет последнюю возможность, чтобы дать обратный ход операции, задержать ее или отказаться от нее.

Транспортировка — морская операция по перемещению объекта или его отдельных элементов от места постройки (изготовления) до места следующей морской операции.

Установка — морская операция, включающая процедуры по погружению (если необходимо), установке объекта в точке функционирования и фиксации объекта в соответствии с проектом (кроме установки СПБУ и ППБУ на место бурения).

9

Ярус — совокупность горизонтально состыкованных блоков.

3 КАТЕГОРИИ МОРСКИХ ОПЕРАЦИЙ

3.1    Рассматриваемые в настоящих Правилах операции включают: спуск блоков, модулей или объектов на воду;

достройку, сборку и горизонтальную стыковку блоков на плаву; грузоподъемные операции; операции накатки (надвижки); вертикальную стыковку ярусов наплавом;

вертикальную стыковку опорного основания и верхнего строения наплавом;

транспортировку и буксировку (длительную или короткую) объекта или его частей;

установку объекта в точке эксплуатации.

3.2    Морские операции делятся на категории в зависимости от уровня

Таблица 3.2

Категории операций па плаву

Категория

операции

Описание

риска

Критерии

отнесения

1

Простые операции

Грузоподъемные и монтажные операции при весе поднимаемого объекта от 35 до 300 т

2

Хорошо контролируемые операции или операции с низкой зависимостью от погодных условий

Грузоподъемные и монтажные операции при весе поднимаемого объекта свыше 300 т в защищенной акватории

Спуск объекта на воду в защищенной акватории Короткая буксировка

Транспортировка объекта на специализированном плавсредстве

3

Сложные операции или операции особо чувствительные к исходным условиям

Грузоподъемные и монтажные операции при весе поднимаемого объекта свыше 300 т в открытом море

Стыковка блоков на плаву

Накатка объекта на фиксированное или плавучее основание

Длительная буксировка

Спуск объекта на воду в открытом море

Установка на грунт опорного основания

4

Операции с высокой степенью риска

Дальняя океанская буксировка Монтаж верхнего строения в сборе

10

1

2

'В дальнейшем — Правила.

3

В дальнейшем Регистр.

4

В дальнейшем — Правила ПБУ/МСП.

7

5