Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

138 страниц

751.00 ₽

Купить НД 2-090101-003 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководство по техническому наблюдению за промышленной безопасностью опасных производственных объектов и их технических устройств устанавливает на основании требований Правил по промышленной безопасности и нормативных требований Федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации формы, порядок, методы и объем услуг, выполняемых Российским морским регистром судоходства в области технического наблюдения за промышленной безопасностью опасных производственных объектов и их технических устройств.

 Скачать PDF

Оглавление

Часть I. Организационные положения по техническому наблюдению

     1 Область распространения

     2 Определения и пояснения

     3 Общие условия оказания услуг Регистром

     4 Услуги, осуществляемые Регистром при техническом наблюдении за промышленной безопасностью ОПО и их технических устройств

     5 Заявки и договоры

     6 Экспертиза промышленной безопасности ОПО

     7 Декларация промышленной безопасности ОПО

     8 Экспертиза декларации промышленной безопасности

     9 Идентификация ОПО

     10 Сертификация технических устройств, материалов и изделий для них

     11 Признание испытательных лабораторий

     12 Подготовка и аттестация работников ОПО в области промышленной безопасности

     13 Разработка системы организации производственного контроля и технического наблюдения Регистра за ОПО по заказу предприятия

     14 Общие положения по техническому наблюдению по поручению заказчика

     15 Техническое наблюдение на предприятии за изготовлением технических устройств, материалов и изделий для них

     16 Техническое наблюдение за постройкой ОПО

     17 Организация технического наблюдения при ремонте

     18 Техническое расследование причин аварий ОПО или их технических устройств

Часть II. ОПО и нормативно-техническая документация, устанавливающая требования промышленной безопасности

     1 Область применения

     2 Определения и пояснения

     3 Общие положения

     4 Проведение ЭПБ на нефтегазодобывающих производствах и магистральном трубопроводном транспорте

     5 Проведение ЭПБ на химических, нефтехимических, нефтеперерабатывающих и других взрывопожароопасных и вредных производствах

     6 Проведение ЭПБ на объектах котлонадзора и ЭПБ подъемных сооружений

     7 Проведение ЭПБ на металлургических и коксохимических производствах

     8 Проведение ЭПБ на объектах газораспределения и газопотребления

     9 Проведение ЭПБ по транспортировке опасных грузов

Часть III. Основные требования к материалам и технологическим процессам, применяемым для изготовления ОПО и их технических устройств

     1 Область применения

     2 Определения и пояснения

     3 Общие положения

     4 Общие требования к материалам и технологическим процессам

     5 Монтаж и сварка

     6 Термическая обработка

     7 Контроль качества

Приложение 1. Перечень документов, необходимых для представления в экспертную организацию для проведения работ по экспертизе промышленной безопасности технических устройств

Перечень документов, необходимых для представления в экспертную организацию для проведения работ по экспертизе промышленной безопасности проектов

Приложение 2. Перечень нормативно-технической документации

Приложение 3. Примеры проведения ЭПБ

I. Рекомендации по подготовке заключения ЭПБ по автоматизированным системам управления (АСУ) технологическим процессом (ТП) и противоаварийной защиты (ПАЗ) ОПО, имеющего в своем составе технологические блоки I и II категории взрывоопасности

II. Рекомендации по подготовке заключения ЭПБ конструкции центробежных компрессоров и документации на них

III. Рекомендации по подготовке заключения ЭПБ конструкции центробежных насосов и документации на них

IV. Рекомендации по подготовке заключения ЭПБ проектной документации объектов химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств и других взрывопожароопасных и химически опасных объектов

 
Дата введения16.11.2009
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

16.11.2009УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
РазработанРоссийский морской регистр судоходства
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 16.11.09

РУКОВОДСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАБЛЮДЕНИЮ ЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ И ИХ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ

HflN 2-090101-003

Санкт-Петербург

2009

Руководство по техническому наблюдению за промышленной безопасностью опасных производственных объектов и их технических устройств устанавливает на основании требований Правил по промышленной безопасности и нормативных требований Федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации формы, порядок, методы и объем услуг, выполняемых Российским морским регистром судоходства в области технического наблюдения за промышленной безопасностью опасных производственных объектов и их технических устройств.

Руководство является инструктивным документом для инспекторов Российского морского регистра судоходства.

Настоящее издание Руководства составлено на основе издания 2008 г.

Руководство утверждено в соответствии с действующим положением и вступает в силу с момента опубликования.

ISBN 978-5-89331-077-1 О Российский морской регистр судоходства, 2009

2.2 Термины и определения в надежности [17, табл. 1]

Безотказность - свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки.

Вероятность безотказной работы - вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ объекта не возникнет.

Вероятность восстановления - вероятность того, что время восстановления работоспособного состояния объекта не превысит заданного значения.

Долговечность - свойство объекта сохранять работоспособное состояние изделия до предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

Надежность - свойство системы сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях эксплуатации. Надежность АСУ включает свойства безотказности, ремонтопригодности, а в некоторых случаях и долговечности.

Наработка - продолжительность или объем работы объекта. Наработка может быть как непрерывной величиной (продолжительность работы в часах, километраж пробега и т.п.), так и целочисленной величиной (число рабочих циклов, запусков и т.п.). Наработка до отказа исчисляется от начала эксплуатации объекта до возникновения первого отказа. Наработка между отказами исчисляется от окончания восстановления его работоспособного состояния после отказа до возникновения следующего отказа.

Ремонтопригодность - свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

Ресурс - суммарная наработка объекта от начала его эксплуатации или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние. Исчисляется в часах, числе циклов нагружения, километрах пробега.

Сохраняемость - свойство объекта сохранять в заданных пределах значения параметров, характеризующих способности объекта выполнять требуемые функции до и после хранения и/или транспортирования. Срок службы исчисляется в единицах календарной продолжительности (в годах) от начала эксплуатации объекта или ее возобновления до перехода в предельное состояние. Отличие ресурса от срока службы состоит только в единицах измерения.

Средний ресурс - математическое ожидание ресурса.

Средний срок службы - математическое ожидание срока службы.

11

См. Циркуляр 888


2.3 Пояснения и сокращения

Инспектор/эксперт - должностное лицо Регистра, уполномоченное осуществлять техническое наблюдение.

Номенклатура - номенклатура продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация.

Н Т Д - нормативно-техническая документация.

Одобрено - термин, применяемый Регистром при рассмотрении технической документации. Одобрение технической документации означает, что рассмотренная Регистром документация удовлетворяет предъявляемым требованиям Правил и НТД.

О Т Э С - Отдел технической экспертизы и подтверждения соответствия нефтегазовых сооружений на шельфе морей.

Подразделение - подразделение Регистра, осуществляющее свою деятельность в определенном регионе.

Правила - Правила Ростехнадзора.

Ростехнадзор - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору России.

Ростехрегулирование - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Э П Б - экспертиза промышленной безопасности.

3 ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ РЕГИСТРОМ1

3.1    Общие положения

3.1.1    Все услуги оказываются Регистром на основе договоров либо заявок, заключаемых в письменной форме. Договор может быть заключен с заказчиком услуг Регистра как путем составления одного документа (с использованием форм, принятых в Регистре, или в произвольной форме), подписанного уполномоченными представителями сторон, так и путем обмена документами, включая письменную заявку по форме, принятой в Регистре, или в произвольной форме. Допускается обмен документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

В дальнейшем — Общие условия.

3.1.2    Объем данных, содержащихся в договоре либо заявке, а также порядок их приема и анализа устанавливаются нормативными документами Регистра, Обязательным условием при подписании заявки /договора на оказание услуг является ссылка в тексте заявки/договора на тот факт, что клиент ознакомлен и согласен с Общими условиями.

3.1.3    Правила, инструкции, процедуры, циркуляры, информационные материалы и другие документы по вопросам оказываемых услуг, издаваемые Регистром и другими органами, от которых Регистр имеет поручения, или в которых аккредитован, всегда являются составной и неотъемлемой частью договоров (заявок) об оказании услуг. Регистр обязан ознакомить заказчика (при наличии его просьбы) с перечнем документов по вопросам оказываемых услуг.

3.1.4    По окончании оказания услуг уполномоченные представители Регистра и заказчика подписывают акт сдачи-приемки услуги. В акте указывается основание (заявка, договор), время, место оказания услуги, оказана ли услуга в полном соответствии с условиями договора (заявки), имеются ли претензии сторон друг к другу, урегулированы ли условия оплаты услуг и другие факты в соответствии с принятой в Регистре или у заказчика практикой. Порядок работы с претензиями определяется действующими законами РФ и нормативными документами Регистра.

3.2 Оплата услуг Регистра

3.2.1 Стоимость услуги определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке «Нормативами времени на оказание основных услуг Российским морским регистром судоходства»1 и «Тарифами на услуги федерального государственного учреждения «Российский морской регистр судоходства»2 либо в соответствии с договорами, заключенными между не взаимозависимыми лицами. После получения заявки Регистр сообщает заказчику действующие, согласно вышеперечисленным документам, в месте предоставления услуги:

стоимость нормо-часа Регистра (НЧ);

стоимость часа фактически затраченного времени (ФВ) при предоставлении услуг, не включенных в Нормативы;

стоимость часа сверхнормативного фактически затраченного времени (СФВ);

1    В дальнейшем - Нормативы.

2    В дальнейшем - Тарифы.

13

порядок работы и стоимость нормо-часа при оказании услуг, выполняемых по просьбе заказчика в нерабочее время;

порядок учета и стоимость часа пребывания специалистов Регистра в пути; перечень дополнительных расходов, которые Регистр может понести при выполнении заявленных услуг и которые заказчик должен будет оплатить в соответствии с 3.2.3.

При предоставлении услуг, стоимость которых определяется в процентах от стоимости освидетельствуемого объекта или процесса, Регистр сообщает значение в процентах, установленное Нормативами, для определения стоимости данной услуги. В этом случае заказчик несет ответственность за предоставление Регистру достоверных сведений о стоимости освидетельствованных процессов или объектов.

3.2.2    При наличии достаточной информации заказчику может быть предварительно сообщена минимальная ориентировочная нормативная трудоемкость заявленной услуги. Других расчетов стоимости услуги до завершения ее выполнения Регистр заказчику не предоставляет.

При подтверждении согласия на оплату услуги Регистра заказчик должен учитывать, что нормативы времени сформированы, исходя из следующих условий:

однократного освидетельствования полностью подготовленных объектов или их частей надлежащего качества, изготовленных или эксплуатирующихся по одобренной PC технической документации;

отсутствия задержек объекта к предъявлению из-за его неподготовленности и возможности доступа ко всем элементам объекта, полного выполнения требований техники безопасности на объекте;

отсутствия напрасных вызовов, повторных или дополнительных освидетельствований и испытаний, рассмотрений технической документации и других затрат времени, возникающих в процессе оказания услуги.

Невыполнение указанных условий может привести к превышению фактически затраченного (ФВ) времени - нормативной трудоемкости в НЧ и к соответствующему удорожанию услуги.

3.2.3    В оплату услуги также включаются дополнительные суммы в возмещение расходов Регистра, связанных с оказанием услуги:

суточные, выплачиваемые специалистам Регистра в соответствии с законодательством;

транспортные расходы, связанные с оказанием услуги; фактические расходы по найму жилого помещения, понесенные в период оказания услуги;

расходы по связи и другие необходимые фактические расходы, имеющие документальное подтверждение;

налог на добавленную стоимость или другие выплаты (в тех случаях, когда они применяются по законодательству РФ, страны нахождения подразделения Регистра, оказывающего услугу, или страны, где оказывается услуга).

3.2.4    Основная и дополнительная плата взимается полностью и в тех случаях, когда обнаруживается невозможность достижения результатов, желаемых заказчиком, вследствие несоответствия объекта установленным требованиям независимо от момента обнаружения такой невозможности.

3.2.5    Счета Регистра должны быть оплачены заказчиком услуг в течение 30 дней со дня выставления счета Регистром, если иной срок не оговорен в соглашении сторон, заключенном в письменной форме, или не указан в счете.

3.2.6    В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед Регистром (в том числе по оплате его услуг или уплате неустойки и как по данному, так и по любому другому договору) Регистр имеет право отказать заказчику услуги оказать любую заказанную им услугу, приостановить оказание услуг, не выдавать документы по результатам оказанных услуг, не присваивать класс или, в случае, когда класс уже присвоен, приостанавливать действие класса либо снимать класс с морского судна, по которому не исполнено или ненадлежащее исполнено обязательство перед Регистром, и изымать (делать запись о недействительности) выданные Регистром документы. Регистр может осуществлять права, предусмотренные данным пунктом, без предварительного извещения заказчика услуг об этом.

3.2.7    Подразделение Регистра имеет право отказать в оказании услуги до погашения задолженности и перечисления предоплаты за оказанную услугу, если заказчик услуги Регистра:

имел просроченную задолженность перед Регистром в течение 18 предшествующих месяцев;

начата процедура банкротства заказчика или назначен внешний управляющий;

на имущество заказчика или на его часть наложен судебный арест.

Подразделение Регистра также имеет право отказать в предоставлении услуги до момента получения предоплаты в случаях, если заказчик:

впервые заказывает услуги Регистра;

нет уверенности в своевременности оплаты услуг Регистра заказчиком.

3.2.8    Комиссионное вознаграждение банкам (плата за совершение банковских операций) оплачивается Регистром.

15

3.3 Ответственность Регистра

3.3.1    Оказание услуг Регистр поручает соответствующим специалистам, достаточно квалифицированным и выполняющим свои функции с надлежащей старательностью.

3.3.2    Регистр несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств только при наличии вины (умысла или неосторожности),

3.3.3    Регистр возмещает убытки лицам, состоящим с ним в договорных отношениях по поводу оказания услуг Регистром и понесшим убытки вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения Регистром договорных обязательств по неосторожности, в размере, не превышающем платы по договору в соответствии с тарифом и(или) оплаченным и(или) предъявленным к оплате счетом (счетами) Регистра, и только в случае, если доказана причинная связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением Регистром договорных обязательств и возникшими убытками.

3.3.4    Регистр не несет ответственности за убытки заказчика, возникшие в связи с осуществлением Регистром прав, предусмотренных 3.2.6 и 3.2.7.

3.4    Арбитражная оговорка и применение материального права

3.4.1    Если иное не оговорено в письменном соглашении сторон, при возникновении разногласий или споров между Регистром и заказчиком - нерезидентом в ходе исполнения договора или в связи с ним они будут рассматриваться Третейским судом при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате в соответствии с регламентом указанного суда.

3.4.2    Если иное не оговорено в письменном соглашении сторон, ко всем спорам и разногласиям по договорам об оказании услуг Регистром, а также ко всему тому, что не урегулировано такими договорами, применяется материальное право Российской Федерации, кроме тех положений российского законодательства, которые решают вопрос о подлежащем применению праве при отсутствии соглашения сторон об этом.

3.5    Действие Общих условий

3.5.1    Настоящие Общие условия являются составной и неотъемлемой частью всех договоров и заявок с заказчиками услуг Регистра, если иное прямо не оговорено в договоре (заявке).

3.5.2    Недействительность части настоящих Общих условий не влечет недействительности всех остальных частей.

3.5.3    В случае возникновения спора о толковании настоящих Общих условий за основу будет применяться текст Общих условий на русском языке.

4 УСЛУГИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ РЕГИСТРОМ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ НАБЛЮДЕНИИ ЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ОПО И ИХ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ

4Л Основные услуги, осуществляемые Регистром в области промышленной безопасности ОПО и их технических устройств, приведены в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Выполняемая услуга

Конечный документ/результат услуги

1

2

Группа 1

Услуги, результатом которых являются официальные документы, регламентируемые Федеральным законом РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и представление которых предприятием Ростехнадзору обязательно Подготовка заключения ЭПБ ОПО Подготовка заключения ЭПБ проектной документации Подготовка заключения ЭПБ зданий и сооружений Подготовка заключения ЭПБ технических устройств Подготовка декларации промышленной безопасности

Подготовка заключения экспертизы декларации промышленной безопасности Идентификация ОПО

Сертификация технических устройств, материалов и изделий для них

Заключение экспертизы Заключение экспертизы Заключение экспертизы Заключение экспертизы Декларация промышленной безопасности

Заключение экспертизы декларации промышленной безопасности Идентификационный лист и сводный лист учета ОПО Сертификат соответствия

Группа 2

Услуги, результатом которых являются документы и материалы, требуемые Правилами и входящие в систему ведомственного и производственного контроля Подготовка и проведение освидетельствований и испытаний ОПО и их технических устройств в эксплуатации

Определяется договором с заказчиком

Подготовка производственного контроля Подготовка и проведение аттестаций работников Участие в расследовании причин аварий Группа 3

Различные услуги экспертно-консультационного характера

Определяется договором с заказчиком

Определяется договором с заказчиком

Акт освидетельствования

17

1

2

Проведение отдельных экспертиз безопасности промышленных производств, объектов, работ и оборудо-

Выдача заключений

вания:

-    проведение экспертизы организационной и технической готовности предприятия к осуществлению лицензируемого вида деятельности

-    проведение экспертизы программ и методик контроля и испытаний оборудования производств повышенной опасности

-    проведение экспертизы по техническим решениям, связанным с обеспечением безопасности промышленных производств (работ), предусматриваемых проектноконструкторской документацией

-    проведение технического диагностирования (освидетельствования) оборудования

Акт освидетельствования

- проведение контроля оборудования и материалов неразрушающими методами контроля

Акт освидетельствования

Группа 4

Услуги по техническому наблюдению по поручению заказчика за изготовлением или постройкой ОПО, их технических устройств, частей или элементов Выполнение технического наблюдения за изготовлени-

Определяется договором с заказ-

ем технических устройств или их отдельных элементов

чиком

Выполнение технического наблюдения за постройкой

Определяется договором с зака-

ОПО или их отдельных частей

зчиком

Признание испытательных лабораторий

Свидетельство об признании

4.2    Вышеупомянутые услуги выполняются Регистром на основании заявок предприятий на договорной основе (см. разд. 5).

4.3    По окончании выполнения услуг Регистром выдаются заключения или документы установленной формы в соответствии с табл. 4.1.

5 ЗАЯВКИ И ДОГОВОРЫ

5.1 При наличии указания о техническом наблюдении Регистра в заказной документации на проектирование, постройку, ремонт или переоборудование ОПО, также на изготовление технических устройств, материалов и изделий для них, предприятие должно обратиться в Регистр с заявкой на проведение технического наблюдения с гарантией оплаты выполнения услуг и возмещения расходов Регистра.

5.2    После анализа заявки в зависимости от конкретных условий предстоящего технического наблюдения объекта, объема, продолжительности и т. п. Регистр, руководствуясь действующими положениями, определяет необходимость заключения договора о техническом наблюдении, либо осуществляет техническое наблюдение в соответствии с заявкой без заключения договора.

5.3    Договор о техническом наблюдении Регистра на предприятии определяет объекты технического наблюдения и регламентирует взаимоотношения, права и обязанности сторон при осуществлении технического наблюдения Регистра за ОПО и изготовлении на предприятии технических устройств и материалов и изделий для них.

5.4    В договоре устанавливается стоимость технического наблюдения, определяются порядок и сроки оплаты. При осуществлении технического наблюдения по заявке, без заключения договора, оплата выполнения услуг и возмещение расходов производится по счетам, предъявляемым Регистром.

6 ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПО1

6.1    Область применения

6.1.1    Положения настоящего раздела применяются при ЭПБ как проектируемых, так и действующих ОПО.

6.1.2    Проведение ЭПБ ОПО обязательно для:

проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО;

См. Циркуляр 888ани^ и С00руЖениЦ9 применяемых на ОПО;

технических устройств, применяемых на ОПО;

деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией ОПО.

6.1.3    Требования, которые должны учитываться при ЭПБ различных объектов, устанавливаются Ростехнадзором как специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности.

6.2 Порядок проведения экспертизы

6.2.1 Процесс проведения экспертизы состоит из следующих этапов:

предварительный этап;

Примеры проведения экспертизы промышленной безопасности - см. приложение 3.

19

заявка, план-график, договор или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы; процесс экспертизы; выдача заключения.

Весь процесс проведения экспертизы должен быть задокументирован.

См. Циркуляр 88^ 2.2 Предварительный этап.

6.2.2.1    При обращении заказчика в Регистр по вопросу проведения экспертизы промышленной безопасности Регистр проводит предварительный этап переговоров с заказчиком.

6.2.2.2    Предварительный этап переговоров проводится для информирования заказчика о порядке проведения экспертизы, а также для обсуждения вопросов, касающихся проведения экспертизы, в том числе:

содержание и ход экспертизы;

подготовка проведения экспертизы на месте (в случае необходимости); составление календарного плана.

6.2.2.3    По результатам предварительного этапа составляется протокол.

6.2.3    Заявка, договор или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы.

6.2.3.1    Экспертиза проводится на основании заявки заказчика или других документов в соответствии с согласованными Регистром и заказчиком условиями.

6.2.3.2    Документы на проведение экспертизы составляются после проведения предварительных переговоров.

6.2.3.3    В документах:

определяются договаривающиеся стороны; определяются объекты экспертизы;

приводится перечень информации, необходимой для проведения экспертизы объекта в соответствии с действующей НТД;

подтверждается согласие заказчика выполнить требования, обязательные для проведения экспертизы, в частности по принятию эксперта или группы экспертов (в случае необходимости) и оплате расходов на проведение экспертизы независимо от ее результата;

определяются сроки проведения экспертизы.

6.2.3.4    Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с действующей НТД, и выполнения всех иных условий проведения экспертизы.

20

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАБЛЮДЕНИЮ

1    Область распространения............................................................................6

2    Определения и пояснения............................................................................7

3    Общие условия оказания услуг Регистром..............................................12

4    Услуги, осуществляемые Регистром при техническом наблюдении

за промьппленной безопасностью ОПО и их технических устройств...Л7

5    Заявки и договоры......................................................................................18

6    Экспертиза промышленной безопасности ОПО.....................................19

7    Декларация промышленной безопасности ОПО.....................................24

8    Экспертиза декларации промышленной безопасности..........................27

9    Идентификация ОПО.................................................................................30

10    Сертификация технических устройств, материалов и изделий

для них.........................................................................................................31

И    Признание испытательных лабораторий..................................................32

12    Подготовка и аттестация работников ОПО

в области промышленной безопасности..................................................33

13    Разработка системы организации производственного контроля и технического наблюдения Регистра за ОПО

по заказу предприятия........................................................ 33

14    Общие положения по техническому наблюдению

по поручению заказчика......................................... 36

15    Техническое наблюдение на предприятии за изготовлением

технических устройств, материалов и изделий для них.........................39

16    Техническое наблюдение за постройкой ОПО........................................41

17    Организация технического наблюдения при ремонте............................46

18    Техническое расследование причин аварий ОПО

или их технических устройств..................................................................47

ЧАСТЬ II. ОПО И НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, УСТАНАВЛИВАЮЩАЯ ТРЕБОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1    Область применения..................................................................................48

2    Определения и пояснения..........................................................................48

3

6.2.3.5 Регистр приступает к проведению экспертизы только после получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с требованиями действующих НТД.

6.2.4 Процесс экспертизы.

6.2.4.1    Процесс экспертизы включает:

подбор материалов и документации, необходимой для проведения экспертизы объекта;

назначение экспертов;

проведение экспертизы.

6.2.4.2    Материалы и документы, необходимые для проведения экспертизы.

Перечни документов, которые должны быть представлены заказчиком

для проведения экспертизы технических устройств и проектов, на русском и английском языках, приведены в приложении 1 к Руководству.

При несоответствии представленных материалов и документации установленным требованиям Регистр уведомляет заказчика о сроках представления материалов и документации в полном объеме в соответствии с действующей НТД. Срок направления Регистром уведомления не должен превышать 7 дней со дня получения материалов.

При непредставлении в согласованный заказчиком и Регистром срок запрашиваемых материалов и документации экспертиза не проводится, а материалы и документы возвращаются заказчику.

6.2.4.3    Назначение экспертов.

Эксперты и их полномочия определяются в порядке, установленном Регистром.

Для проведения экспертизы назначается один или, в случае необходимости, группа экспертов. В последнем случае назначается ведущий эксперт, отвечающий за результаты работы группы экспертов.

См. Циркуляр вЫ "Р,шеде,,ие экспертизы

6.3.1    Проведение экспертизы заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной информации, соответствия ее стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности.

В отдельных случаях Регистром могут быть проведены испытания по согласованным с заказчиком методикам и программам.

При необходимости Регистр может провести экспертизу с выездом на место (к заказчику).

6.3.2    Экспертиза на месте состоит из следующих этапов:

вводная часть;

непосредственно экспертиза на месте;

21

3    Общие положения................................................... 48

4    Проведение ЭПБ на нефтегазодобывающих производствах

и магистральном трубопроводном транспорте.............. 49

5    Проведение ЭПБ на химических, нефтехимических, нефтеперерабатывающих и других взрывопожароопасных

и вредных производствах........................................ 51

6    Проведение ЭПБ на объектах котлонадзора и ЭПБ

подъемных сооружений..................................................... 56

7    Проведение ЭПБ на металлургических

и коксохимических производствах...........................................................58

8    Проведение ЭПБ на объектах газораспределения

и газопотребления........................................................... ....60

9    Проведение ЭПБ по транспортировке    опасных грузов..........................61

ЧАСТЬ III. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ, ПРИМЕНЯЕМЫМ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОПО И ИХ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ

1    Область применения.......................... 63

2    Определения и пояснения..........................................................................63

3    Общие положения......................................................................................63

4    Общие требования к материалам и технологическим процессам.........64

5    Монтаж и сварка.........................................................................................66

6    Термическая обработка..............................................................................68

7    Контроль качества......................................................................................68

Приложение 1. Перечень документов, необходимых

для представления в экспертную организацию

для проведения работ по экспертизе промышленной безопасности

технических устройств..............................................................................71

Перечень документов, необходимых для представления в экспертную организацию для проведения работ

по экспертизе промышленной безопасности проектов..........................72

Приложение 2. Перечень нормативно-технической документации......76

Приложение 3. Примеры проведения ЭПБ..............................................79

I. Рекомендации по подготовке заключения ЭПБ по автоматизированным системам управления (АСУ) технологическим процессом (ТП) и противоаварийной защиты (ПАЗ) ОПО, имеющего в своем составе технологические блоки I и II категории взрывоопасности......................................................................79

4

II.    Рекомендации по подготовке заключения ЭПБ конструкции

центробежных компрессоров и документации на них...........................97

III.    Рекомендации по подготовке заключения ЭПБ конструкции

центробежных насосов и документации на них....................................107

ГУ. Рекомендации по подготовке заключения ЭПБ

проектной документации объектов химических,

нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств

и других взрывопожароопасных и химически опасных объектов......117

5

ЧАСТЬ I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАБЛЮДЕНИЮ

1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1Л Руководство по техническому наблюдению за промышленной безопасностью опасных производственных объектов1 и их технических устройств2 устанавливает на основании требований правил и нормативных требований Федеральных органов исполнительной власти РФ формы, порядок, методы и объем услуг, выполняемых Российским морским регистром судоходства3 в вышеупомянутой области.

1.2    Руководство предназначено для применения Регистром при выполнении работ и услуг в области промышленной безопасности. Основным условием проведения таких работ является обязательное выполнение всех требований Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору России4 к промышленной безопасности ОПО и их технических устройств, приведенных в соответствующих правилах и нормативно-технической документации, включая наличие необходимых лицензий и аккредитаций.

1.3    Руководство распространяется на следующие области деятельности, в которых Регистр может осуществлять работы и услуги в отношении промышленной безопасности, а именно:

.1 техническое наблюдение за объектами нефтегазодобычи и магистрального трубопроводного транспорта;

.2 техническое наблюдение за объектами нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности;

.3 техническое наблюдение за взрывопожароопасными, химически опасными объектами и объектами спецхимии;

.4 техническое наблюдение за газораспределением и газопотреблением;

.5 техническое наблюдение за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и сетями;

.6 техническое наблюдение за транспортированием опасных веществ.

1.4    Руководство применяется Регистром также при осуществлении технического наблюдения по поручению заказчика за постройкой и эксплуатацией ОНО или их технических устройств и при техническом наблюдении за изготовлением материалов и изделий для них.

1.5    Настоящее Руководство разработано с учетом документов, приведенных в приложении 2.

1.6    Требования промышленной безопасности к объектам нефтегазодобычи на шельфе морей содержатся в Рекомендациях по обеспечению безопасности плавучих буровых установок и морских стационарных платформ при использовании оборудования для бурения и эксплуатации скважин, добычи и подготовки пластовой продукции.

2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

См. Циркуляр 888

2.1 Определения

Нижеприведенные определения и пояснения соответствуют Правилам устройства и безопасной эксплуатации ОПО и нормативно-технической документации Ростехнадзора, а также другим стандартам.

Авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на ОПО, а также неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Анализ риска - процесс выявления (идентификации) и оценки опасностей.

Гидродинамическая авария - авария на гидротехническом сооружении, связанная с распространением с большой скоростью воды и создающая угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации.

Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта (декларация) - документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте [4, п. 2.41].

1 Здесь и далее в квадратных скобках даны ссылки на российские нормы, правила и стандарты, на соответствие требованиям которых проводится экспертиза промышленной безопасности, - см. приложение 2.

7

Заключение экспертизы промышленной безопасности - документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности.

Идентификационный лист ОПО- формализованное приложение к заключению экспертизы промышленной безопасности в части идентификации ОПО (заполняется для каждого производственного объекта).

Идентификация ОПО - отнесение объектов в составе предприятия к категории ОПО и определение его типа в соответствии с требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте [1, п. 1].

Надзор федеральный в области промышленной безопасности5 - федеральный надзор, организуемый и осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности.

Объекты экспертизы - проектная документация, технические устройства, здания и сооружения на ОПО, декларации промышленной безопасности и другие документы, связанные с эксплуатацией ОПО.

Опасные производственные объекты (ОПО)-предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых:

получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды);

используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С;

используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Освидетельствование - технический контроль объектов, включающий в общем случае:

проверку наличия одобренной технической документации, сертификатов на материалы и комплектующие изделия;

осмотры и дефектацию с применением неразрушающих методов контроля; контроль замеров, испытаний и их результатов; оформление и выдачу установленных документов.

Особо опасное производство -участок, установка, цех, хранилище, склад, станция или другое производство, на котором единовременно используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют взрывопожароопасные вещества или опасные химические вещества в количестве, равном или превышающем определенное установленное нормативное пороговое значение.

Оценка соответствия -прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;

Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров [2, п. 2].

Потенциально опасное вещество - вещество, которое вследствие своих физических, химических, биологических или токсикологических свойств может представлять опасность для жизни и здоровья людей.

Признаки опасности о б ъ е к т а - один или несколько признаков, при наличии которых объект относится к категории ОПО. Признаки опасности объекта определяются при идентификации ОПО.

Промышленная безопасность ОПО - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на ОПО и последствий указанных аварий.

Промышленная катастрофа- крупная промышленная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо

9

разрушение и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде.

Промышленный объект Российской Федерации, подлежащий декларированию промышленной безопасности - субъект предпринимательской деятельности (организация), имеющий в своем составе одно или несколько производств повышенной опасности, расположенных на единой площадке. Такие производства в дальнейшем называются «особо опасные».

Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Система экспертизы промышленной безопасности - совокупность участников экспертизы промышленной безопасности, а также норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых организуется и осуществляется экспертная деятельность.

Техническая документация - конструкторская и нормативно-техническая документация на объекты экспертизы, содержащая необходимые данные для проверки выполнения соответствующих требований.

Техническое устройство - отдельный промышленный объект, подпадающий под действие Закона Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», и для которого имеются специальные Правила устройства и безопасной эксплуатации Ростехнадзора.

В состав технического устройства входят различные установки, изделия и материалы, используемые при его изготовлении.

Техногенная чрезвычайная ситуация - состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте (на определенной территории) нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Экспертиза безопасности промышленной (экспертиза промышленной безопасности) - оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему (действующим) требованиям промышленной безопасности, результатом которой является заключение (экспертизы промышленной безопасности).

1

   В дальнейшем - ОПО.

2

   В дальнейшем - Руководство.

3

   В дальнейшем - Регистр.

4

   В дальнейшем - Ростехнадзор.

5

Термин «надзор», применяемый в части II настоящего Руководства, относится к направлению деятельности Ростехнадзора и используется в нормативных документах Ростехнадзора.