Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

85 страниц

486.00 ₽

Купить НД 2-020401-001 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила проектирования, постройки, ремонта и эксплуатации спортивных парусных судов, а также изготовления материалов и изделий для установки на спортивных парусных судах применяются к спортивным парусным судам, подлежащим классификации и освидетельствовано в соответствии с Правилами классификации и освидетельствования спортивных парусных судов, утвержденными приказом Министерства транспорта РФ № 184 от 22 октября 2009 г.

 Скачать PDF

Оглавление

Часть I. Общие положения

     1 Область распространения

     2 Определения и пояснения

Часть II. Корпус

     1 Водонепроницаемые переборки

     2 Кокпиты

     3 Маркировка на корпусе

Часть III. Устройства, оборудование и снабжение

1 Рулевое устройство

2 Якорное, швартовное и буксирное устройства

3 Устройство и закрытие отверстий в корпусе, надстройках и рубках

4 Релинги, стойки, леера

5 Сетки на многокорпусных парусных спортивных судах

6 Упоры для ног, поручни, страховочные леера и точки пристегивания

7 Рангоут, такелаж и паруса

8 Съемное оборудование и снабжение

9 Маркировка на снабжении

Часть IV. Обеспечение обитаемости

1 Общие положения

2 Камбузное оборудование

3 Обеспечение питьевой водой

Часть V. Остойчивость, запас плавучести и надводный борт

1 Состояние загрузки

2 Общие требования к остойчивости, надводному борту и деление на отсеки

3 Специальные требования для однокорпусных спортивных парусных судов

4 Специальные требования для многокорпусных спортивных парусных судов

5 Дополнительные требования для спортивных парусных судов с переменным или перемещаемым балластом

Часть VI. Механические установки. Механизмы. Системы и трубопроводы

1 Механические установки

2 Конструктивные противопожарные мероприятия

3 Газовыпускная система

4 Топливные системы

5 Система охлаждения

6 Осушительная система

Часть VII. Электрическое оборудование

1 Общие положения

2 Электрические сети и соединения

3 Источники питания

4 Заземление, молниезащита

Часть VIII. Спасательные и сигнальные средства

1 Спасательные плоты

2 Спасательные круги

3 Спасательные жилеты

4 Страховочные пояса и страховочные лини

5 Аварийные мешки

6 Сигнализация «Человек за бортом»

7 Пиротехнические и световые сигнальные средства

8 Сигнально-отличительные фонари

Часть IX. Радио- и навигационное оборудование

1 Радиооборудование

2 Навигационное оборудование и снабжение

Часть Х. Требования к спортивным парусным судам категории плавания 5

1 Общие положения

2 Люки

3 Кокпиты

4 Съемное оборудование и снабжение

5 Рекомендованное оборудование и снабжение

Часть ХI. Требования к спортивным парусным судам категории плавания 6

1 Общие положения

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 08.06.10

ПРАВИЛА

ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ПОСТРОЙКИ, РЕМОНТА И ЭКСПЛУАТАЦИИ СПОРТИВНЫХ ПАРУСНЫХ СУДОВ,

А ТАКЖЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ УСТАНОВКИ НА СПОРТИВНЫХ ПАРУСНЫХ СУДАХ

HflN 2-020401-001

Санкт-Петербург

2010

Правила проектирования, постройки, ремонта и эксплуатации спортивных парусных судов, а также изготовления материалов и изделий для установки на спортивных парусных судах разработаны по поручению Министерства транспорта РФ № 04-04-945 от 1 апреля 2009 года, утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу с 1 июня 2010 года.

Настоящие Правила применяются к спортивным парусным судам, подлежащим классификации и освидетельствованию в соответствии с Правилами классификации и освидетельствования спортивных парусных судов, утвержденными приказом Министерства транспорта РФ № 184 от 22 октября 2009 года.

Настоящие Правила учитывают основные требования Международной федерации парусного спорта - ISAF Offshore Special Regulations 2008/09, а также применимые требования ранее действовавших нормативных документов РФ, относящихся к классификации и освидетельствованию спортивных парусных судов.

ISBN 978-5-89331-122-8 © Российский морской регистр судоходства, 2010

ЧАСТЬ II. КОРПУС

1 ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЕ ПЕРЕБОРКИ

1.1    На многокорпусных спортивных парусных судах категорий плавания О - 4 и на однокорпусных спортивных парусных судах категории плавания О должны быть предусмотрены:

.1 водонепроницаемая таранная переборка, расположенная в корму от носовой точки ватерлинии, соответствующей полному водоизмещению, на расстоянии не более 15 % ЬОА от носа спортивного парусного судна; либо

.2 постоянно установленный закрытый отсек плавучести, заполненный пеной, простирающийся от носа на расстояние 30 % ЬОА.

1.2    Любая требуемая водонепроницаемая переборка должна иметь достаточную прочность, чтобы выдерживать полный напор воды без протечек в смежные помещения.

1.3    Однокорпусное спортивное парусное судно категории плавания 0 должно иметь не менее двух главных водонепроницаемых поперечных переборок в дополнение к переборкам форпика и, если имеется, ахтерпика.

1.4    На однокорпусном спортивном парусном судне категории плавания 0 в каждый водонепроницаемый отсек, образуемый поперечными переборками, должен быть обеспечен доступ с открытой палубы для осмотра и осушения, при этом доступ в отсеки, расположенные ближе к носовой оконечности, чем отсек, расположенный в нос от таранной переборки, не требуется.

1.5    На однокорпусных спортивных парусных судах категории плавания 0 в каждой требуемой водонепроницаемой переборке, за исключением таранной, должен быть предусмотрен люк для доступа. Каждый такой люк должен иметь постоянно установленные средства закрытия, которые должны обеспечивать задраивание люка не более чем за 5 с. Задраивание закрытий должно осуществляться без использования инструмента.

1.6    Для однокорпусных спортивных парусных судов категории плавания 0 рекомендуется:

.1 предусматривать в кормовой оконечности водонепроницаемую переборку, которая, по возможности, должна устанавливаться в нос от рудерпоста;

.2 обеспечить укрытие и средства к существованию для всего экипажа в течение двух недель в сухом отсеке, имеющем выход на открытую палубу, после затопления одного главного водонепроницаемого отсека;

11

.3 оборудовать отсек между водонепроницаемыми переборками ручными осушительными средствами, работа которых обеспечивается с открытой палубы.

2 КОКПИТЫ

2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1.1    Кокпиты должны представлять собой прочную конструкцию, являющуюся частью корпуса спортивного парусного судна.

2.1.2    Должно быть обеспечено быстрое осушение кокпита самотеком при любых ходовых углах крена.

2.1.3    Суммарная площадь поперечного сечения труб осушения закрытого кокпита (за вычетом сеток, если имеются), см2, должна быть не менее

12,6Fc/(0,09 LBmF)9    (2.1.3)

где Vc - объем кокпита, м3;

L - длина расчетная, м;

Втах - ширина наибольшая, м;

F - высота от ватерлинии, соответствующей полному водоизмещению, до нижней точки, через которую вода может проникнуть внутрь судна, м.

При этом:

.1 на спортивных парусных судах, построенных до 1 января 1972 г., или на спортивных парусных судах наибольшей длиной менее 8,5 м (28 футов) должны быть предусмотрены не менее двух труб осушения условным диаметром Ду 25 мм;

.2 на спортивных парусных судах, построенных начиная с 1 января 1972 г., должны быть предусмотрены не менее четырех труб осушения условным диаметром Ду 20 мм.

2.1.4    В любом случае должно быть обеспечено осушение полностью залитого кокпита при нахождении судна на ровном киле не более чем за 5 мин.

2.1.5    Кокпит должен быть водонепроницаемым, то есть все отверстия в корпусе кокпита, расположенные ниже уровня точки перелива за борт, должны быть оборудованы герметичными закрытиями.

2.1.6    Выпускная труба осушительного насоса не должна соединяться с трубами осушения кокпита.

2.1.7    Дно кокпита должно быть расположено не менее чем на 0,02Ьш выше ватерлинии, соответствующей полному водоизмещению.

2.1.8    Носовой, боковой, центральный или кормовой колодец рассматриваются как кокпиты.

2.1.9    Для кокпитов, открытых в корму, площадь кормового просвета должна быть не менее половины произведения максимальной глубины кокпита на его максимальную ширину.

2.2 ОБЪЕМ КОКПИТА

2.2.1 Для спортивных парусных судов категорий плавания 0 и 1, построенных до 1 апреля 1992 г., суммарный объем всех кокпитов ниже самого нижнего комингса кокпита, м3, не должен превышать

F=0,0 6LwrB F,    (2.2.1)

С J WL max J    '

где V - объем кокпита, м3;

L - длина по ватерлинии, м;

Втах - ширина наибольшая, м;

F - высота от ватерлинии, соответствующей полному водоизмещению, до нижней точки, через которую вода может проникнуть внутрь судна, м.

2.2.2 Для спортивных парусных судов категорий плавания 2-4, построенных до 1 апреля 1992 г., суммарный объем всех кокпитов ниже самого нижнего комингса кокпита, м3, не должен превышать

Vc = 0,09 L^B^F,    (2.2.2)

где Vc - объем кокпита, м3;

L - длина по ватерлинии м;

Втах - ширина наибольшая, м;

F - высота от ватерлинии, соответствующей полному водоизмещению, до нижней точки, через которую вода может проникнуть внутрь судна, м.

2.2.3 Для спортивных парусных судов, построенных начиная с 1 апреля 1992 г., должны применяться требования 2.2.1 или 2.2.2 в зависимости от категории плавания, при этом в понятие «нижний комингс кокпита» не включается его часть, расположенная в корму от поперечного сечения, проходящего через пересечение верхнего угла транца и линии палубы, а продление кокпита в корму от рабочей палубы не учитывается при расчете его объема.

3 МАРКИРОВКА НА КОРПУСЕ

3.1    На корпусе должны быть нанесены:

.1 номер государственной регистрации спортивного парусного судна. Номер должен быть нанесен любым пригодным способом, обеспечивающим его хорошую видимость и стойкость к воздействию воды. Рекомендуемая высота знаков при наибольшей длине судна до 11 м - 150 мм, при наибольшей длине судна 11 м и более - 200 мм. Номер государственной регистрации спортивного парусного судна наносится на обоих бортах однокорпусного спортивного парусного судна и на внешних бортах многокорпусного спортивного парусного судна;

.2 для однокорпусных и многокорпусных спортивных парусных судов категории плавания 0 - по крайней мере, одно пятно флюоресцентной краской оранжевого или желтого цвета площадью не менее 4 м2 на крыше по-лурубки и/или палубе (на самом видном месте);

.3 для однокорпусных и многокорпусных спортивных парусных судов категории плавания 1 - по крайней мере, одно пятно флюоресцентной краской оранжевого или желтого цвета площадью не менее 1 м2 на крыше по-лурубки и/или палубе (на самом видном месте).

3.2    На подводной части корпуса многокорпусных спортивных парусных судов категорий плавания 0 и 1 в местах, хорошо видимых в случае опрокидывания судна, должно быть нанесено пятно хорошо видимого цвета (например, розового, оранжевого или желтого).

3.3    Рекомендуется наносить на каждой подводной выступающей части корпуса однокорпусных и многокорпусных спортивных парусных судов категорий плавания 0-4 пятно хорошо различимого цвета.

14

ЧАСТЬ III. УСТРОЙСТВА, ОБОРУДОВАНИЕ И СНАБЖЕНИЕ

1 РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО

1.1    Каждое судно должно иметь надежное рулевое устройство, обеспечивающее его управляемость и устойчивость на курсе в предусмотренных условиях эксплуатации. Конструкция рулевого устройства должна обеспечивать легкий доступ для контроля и обслуживания отдельных элементов.

1.2    На спортивных парусных судах категорий плавания 0-3 аварийное рулевое управление должно быть обеспечено следующим образом:

.1 за исключением случаев, когда главным рулевым приводом является прочный металлический румпель, должен быть предусмотрен аварийный румпель, прикрепляемый к баллеру руля;

.2 должны быть предусмотрены альтернативные способы управления спортивным парусным судном при любом состоянии моря в случае потери руля. По крайней мере, один способ должен быть проверен в работе на борту спортивного парусного судна. Регистр может потребовать, чтобы этот способ управления был продемонстрирован.

2 ЯКОРНОЕ, ШВАРТОВНОЕ И БУКСИРНОЕ УСТРОЙСТВА

2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1.1    Для спортивных парусных судов категории плавания 0 наибольшей длиной до 24 м включительно характеристики якоря, якорной цепи и/или якорного каната и буксирного троса должны приниматься согласно 2.2.1.

Характеристики якоря, якорной цепи и/или якорного каната и буксирного троса для однокорпусных и многокорпусных спортивных парусных судов категории плавания 0 наибольшей длиной более 24 м являются предметом специального рассмотрения Регистром.

2.1.2    На спортивных парусных судах категорий плавания 1-3 наибольшей длиной 8,5 м (28 футов) и более должны быть предусмотрены два якоря вместе с подходящей комбинацией цепей и канатов, которые должны быть готовы к немедленному использованию.

15

2.1.3    На спортивных парусных судах категорий плавания 1-3 наибольшей длиной до 8,5 м (28 футов) должен быть предусмотрен один якорь вместе с подходящей комбинацией цепи и каната, которые должны быть готовы к немедленному использованию.

2.1.4    На спортивных парусных судах категории плавания 4 должен быть предусмотрен один легкодоступный якорь.

2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА СНАБЖЕНИЯ

(2.2.1)

2.2.1 Требуемое оборудование якорями, цепями и тросами спортивных парусных судов длиной 8,5 м (28 футов) и более должно определяться по табл. 2.2.1 на основании характеристики снабжения Nc, м3, определяемой по формуле

N =0,6LB Д +А.

с J    max    1

где L = 0,5 (L + Lwl) - длина расчетная, м;

L - длина наибольшая, м;

L - длина по ватерлинии, м;

В - ширина наибольшая, м;

max    г    77

А — условная высота борта, равная высоте борта судна Hh (вертикальное расстояние от линии борта судна на середине наибольшей длины до нижней точки корпуса в том же сечении) плюс 1/6 высоты киля, измеренная в поперечной плоскости на середине длины судна по ватерлинии (см. рис. 2.2.1), м;

А - половина суммарного объема надстроек, рубок и полурубок, ширина которых превышает BmJA, м3.

Килевая яхта


Швертбот


Рис. 2.2.1


Таблица 2.2.1

Снабжение спортивных парусных судов якорями, цепями и тросами

М3

^SPL>

т

Якорь

Якорная цепь или канат

Буксирный трос

Кол-

во3

Масса4, кг

Длина,

м

Ка

либр,

мм

Диаметр2,

мм

Длина,

м

Диаметр2,

мм

Што

ковый

Бесшто-

ковый

ПДС5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

-

0,50

1

5,5

6,5

5,0

10

5 L

12

-

0,60

1

6,0

7,5

5,5

10

14

-

0,75

1

7,0

8,7

6,5

10

14

-

1,00

1

8,0

10,0

7,5

10

14

-

1,50

1

9,5

12,0

8,7

10

14

10

2,00

2

11,0

14,0

10,5

22,5

6,0

12

16

15

3,00

2

12,5

16,0

12,0

24,0

6,0

12

18

20

4,00

2

14,0

17,0

13,0

25,0

6,0

12

18

25

5,00

2

15,0

18,0

14,0

26,0

7,0

12

18

30

6,00

2

17,0

20,0

15,0

27,0

7,0

14

18

40

8,00

2

19,0

22,5

17,0

29,0

8,0

14

20

55

12,00

2

24,0

28,0

21,0

32,5

8,0

16

22

70

17,00

2

30,0

33,0

25,0

36,0

9,0

18

4,75 L

22

90

23,00

2

37,0

39,0

29,0

40,0

10,0

24

22

110

29,00

2

45,0

46,0

34,5

43,0

10,0

26

24

130

36,00

2

53,0

53,0

40,0

47,0

11,0

28

4 JSL

24

155

44,00

2

62,0

62,0

46,5

52,5

13,0

-

24

180

52,00

2

70,0

70,0

53,0

57,0

13,0

-

24

210

60,00

2

82,0

82,0

62,0

62,0

13,0

-

26

245

72,00

2

98,0

98,0

73,5

68,0

14,0

-

4,25 L

26


1JV - характеристика снабжения согласно 2.2.1. Если характеристика снабжения больше 10 м3 и имеет промежуточное значение по отношению к величинам, приведенным в таблице, следует выбирать оборудование в соответствии с большей величиной, за исключением массы якорей, которые могут быть выбраны методом интерполяции.

2    Диаметры якорного каната и буксирного троса приведены для трехпрядного полиамидного троса.

3    Если требуется два якоря, масса одного из них не должна быть меньше приведенной в таблице для данного типа якоря.


17


Продолжение табл. 2.2.1

Масса другого якоря, рассматриваемого как запасной, должна быть не менее 70 % табличного значения для соответствующего типа якоря. Допускается уменьшить массу якоря на 25 %, если спортивное парусное судно эксплуатируется только на внутренних водоемах разрядов «О» или «Р», где нет сильных течений и высоких приливов, и характеристика снабжения более 10 м3.

4    В таблице указана масса для одного якоря. Испытательные нагрузки цепей указаны в 2.4.1.

5    ПДС - якорь повышенной держащей силы.


2.2.2 Для спортивного парусного судна полным водоизмещением, определенным согласно 1.5 части V «Остойчивость, запас плавучести и надводный борт», менее 2 т при выборе якорей, цепей и тросов следует руководствоваться полным водоизмещением.

2.3 ЯКОРЯ

2.3.1    На спортивных парусных судах могут применяться якоря следующих типов:

.1 штоковый - адмиралтейский;

.2 бесштоковые - Холла, Грузона;

.3 повышенной держащей силы - Данфорта, Брюса, Матросова, CQR (якорь-плуг).

Другие типы якорей являются предметом специального рассмотрения Регистром. Процедура испытаний и определение держащей силы должны быть выполнены в соответствии с требованиями Регистра.

2.3.2    Якоря должны быть промышленного изготовления в соответствии с действующими в судостроении стандартами.

Якоря должны быть изготовлены из низкоуглеродистой кованой стали, стального проката или литой стали. Рымы (скобы) якорей должны быть коваными или штампованными.

2.3.3    Масса штока для штокового (адмиралтейского) якоря должна составлять не менее 20 % полной массы якоря со штоком и скобой (рымом).

Для бесштокового якоря масса тренда и лап вместе с болтами и элементами крепления должна составлять не менее 60 % полной массы якоря.

2.3.4    Масса якорей для спортивных парусных судов длиной менее 8,5 м (28 футов) должна соответствовать табл. 2.3.4.

Таблица 2.3.4

Масса якорей для спортивных парусных судов длиной менее 8,5 м (28 футов)

Длина расчетная L, м

L = (Loa+Lwl)I 2

Масса якоря, кг

Штоковые

Бес штоковые

Повышенной держащей силы

6,0

11

14

8

7,0

12

16

9

8,0

12

18

10

2.4 ЯКОРНЫЕ ЦЕПИ И КАНАТЫ

2.4.1 Якорные цепи могут быть без распорок или с распорками. Материал якорных цепей должен соответствовать требованиям, приведенным в табл. 2.4.1.

Таблица 2.4.1

Испытательная нагрузка для якорных цепей

Калибр цепи, мм

Без распорок

С распорками

Испытательная, кН

Разрывная, кН

Испытательная, кН

Разрывная, кН

8,0

11,5

23,5

-

-

9,0

14,4

28,7

-

-

10,0

17,6

35,6

-

-

11,0

22,1

44,1

33,1

49,5

12,0

26,5

53,0

40,0

60,0

13,0

31,4

62,8

46,9

70,2

14,0

35,8

71,6

53,8

80,7

Примечание. Для промежуточных значений калибра цепи относительно табличных испытательные нагрузки выбираются путем интерполирования.

2.4.2    Якорные канаты должны иметь длину, в 1,5 раза превышающую указанную в табл. 2.2.1, и быть оснащены коушем на одном конце.

2.4.3    Между канатом и якорем должна быть вставлена на скобах якорная смычка, калибр которой определяется в соответствии с колонкой 8 табл. 2.2.1, а длина - согласно табл. 2.4.3.

Таблица 2.4.3

Калибр (номинальный диаметр)

Длина цепи якорной смычки, м

цепи якорной смычки, мм

00

1

4D

6,0

9-16

12,5

19

Якорные цепи и якорные смычки должны иметь по концам усиленные звенья. Между якорем и якорной цепью должен быть предусмотрен вертлюг.

2.4.4    В случае использования якоря без промежуточной якорной смычки масса якоря должна быть увеличена в 1,8 раза. При полном водоизмещении спортивного парусного судна, определенном согласно 1.5 части V «Остойчивость, запас плавучести и надводный борт», менее 1 т якорная смычка может не предусматриваться.

2.4.5    Крепление коренного конца якорной цепи к корпусу судна должно быть выполнено в соответствии с хорошей морской практикой. Детали крепления якорной цепи или троса должны быть равнопрочными цепи или тросу.

2.4.6    Требуется замена якорной цепи или одной из ее смычек, если обнаружится уменьшение размера наиболее изношенных звеньев до величины, приведенной в табл. 2.4.6.

Таблица 2.4.6

Наименьший допустимый размер самого слабого звена в смычке якорной цепи, требующей замены

Исходный калибр цепи, мм

Наименьший размер после износа, мм

6,0

5,5

7,0

6,25

8,0

7,25

9,0

8,25

10,0

9,25

11,0

10,25

12,0

11,0

13,0

П,5

14,0

12,5

2.5 ЯКОРНЫЕ УСТРОЙСТВА И МЕХАНИЗМЫ

2.5.1    Якорные клюзы и носовые роульсы должны быть достаточного размера и расположены так, чтобы обеспечить легкий проход цепи. Прочность их должна быть такова, чтобы они не получали остаточных деформаций под действием разрывной нагрузки для якорной цепи.

2.5.2    Должны быть приняты конструктивные меры для предотвращения перетирания троса в якорном клюзе.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1    Область распространения...........................................................................6

2    Определения и пояснения...........................................................................7

ЧАСТЬ П. КОРПУС

1    Водонепроницаемые переборки...............................................................11

2    Кокпиты......................................................................................................12

3    Маркировка на корпусе.............................................................................14

ЧАСТЬ Ш. УСТРОЙСТВА, ОБОРУДОВАНИЕ И СНАБЖЕНИЕ

1    Рулевое устройство....................................................................................15

2    Якорное, швартовное и буксирное устройства.......................................15

3    Устройство и закрытие отверстий в корпусе, надстройках

и рубках......................................................................................................22

4    Релинги, стойки, леера..............................................................................27

5    Сетки на многокорпусных парусных    спортивных судах.......................31

6    Упоры для ног, поручни, страховочные леера и точки

пристегивания............................................................................................33

7    Рангоут, такелаж и паруса.........................................................................35

8    Съемное оборудование и снабжение.......................................................37

9    Маркировка на снабжении........................................................................43

ЧАСТЬ IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБИТАЕМОСТИ

1    Общие положения......................................................................................44

2    Камбузное оборудование..........................................................................44

3    Обеспечение питьевой водой...................................................................46

ЧАСТЬ V. ОСТОЙЧИВОСТЬ, ЗАПАС ПЛАВУЧЕСТИ И НАДВОДНЫЙ БОРТ

1    Состояние загрузки...................................................................................48

2    Общие требования к остойчивости, надводному борту и делению

на отсеки.....................................................................................................50

3

2.5.3    Спортивные парусные суда, не оборудованные устройствами для выбирания якорной цепи или троса, специально предназначенными для длительного восприятия динамической нагрузки от якорной цепи, должны иметь элементы (кнехты, битенги и т. д.), прочно прикрепленные к корпусу спортивного парусного судна, предназначенные для закрепления якорной цепи или каната.

2.5.4    Для обслуживания якорей массой от 30 до 50 кг рекомендуется применение якорных лебедок. Для отдачи и подъема таких якорей могут использоваться шкотовые лебедки.

2.5.5    Для обслуживания якорей массой более 50 кг применение якорных механизмов является обязательным. В качестве якорных механизмов рекомендуется использовать шпили или брашпили, судовые лебедки и подобные механизмы.

2.5.6    Ручной привод допустим в качестве основного (первичного). Рукоятки ручного привода должны быть снабжены защитой от обратного момента.

2.5.7    Для брашпилей с приводом от источника энергии рекомендуется наличие аварийного привода, независимого от основного привода. Если аварийный привод является ручным, он должен быть устроен таким образом, чтобы включение привода, действующего от источника энергии, не могло стать источником какой-либо опасности.

2.5.8    Для защиты от перегрузки должно быть предусмотрено устройство, ограничивающее момент приводного агрегата.

2.5.9    Звездочки (цепные колеса) якорных механизмов должны иметь не менее 5 зубов.

2.5.10    Мощность и прочностные размеры привода якорных механизмов должны отвечать следующим требованиям:

.1 должна быть обеспечена возможность подъема тройной массы якоря со средней скоростью 3 м/мин. В случае ручных брашпилей усилие на рукоятке не должно превышать 150 Н при радиусе приблизительно 0,35 ми частоте вращения 30 об/мин;

.2 должна быть обеспечена способность привода выдерживать кратковременную перегрузку при подрыве якоря от грунта;

.3 прочностные размеры элементов привода должны определяться в соответствии с обычной практикой проектирования судовых механизмов.

2.6 БУКСИРНОЕ И ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВА

2.6.1 Швартовные и буксирные канаты могут изготавливаться из натуральных (растительных) или синтетических волокон, при этом их диаметры

21

3    Специальные требования для однокорпусных спортивных

парусных судов..........................................................................................51

4    Специальные требования для многокорпусных спортивных

парусных судов..........................................................................................53

5    Дополнительные требования для спортивных парусных судов

с переменным или перемещаемым балластом........................................54

ЧАСТЬ VI. МЕХАНИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ МЕХАНИЗМЫ. СИСТЕМЫ И ТРУБОПРОВОДЫ

1    Механические установки..........................................................................56

2    Конструктивные противопожарные мероприятия..................................58

3    Г азовыпу скная система.............................................................................58

4    Топливные системы...................................................................................59

5    Система охлаждения.................................................................................60

6    Осушительная система..............................................................................60

ЧАСТЬ VIL ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1    Общие положения......................................................................................63

2    Электрические сети и соединения...........................................................63

3    Источники питания....................................................................................64

4    Заземление, молниезащита.......................................................................66

ЧАСТЬ VIII. СПАСАТЕЛЬНЫЕ И СИГНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

1    Спасательные плоты..................................................................................67

2    Спасательные круги..................................................................................68

3    Спасательные жилеты...............................................................................69

4    Страховочные пояса и страховочные лини.............................................70

5    Аварийные мешки.....................................................................................71

6    Сигнализация «Человек за бортом».........................................................74

7    Пиротехнические и световые сигнальные средства...............................74

8    Сигнально-отличительные фонари..........................................................75

ЧАСТЬ IX. РАДИО- И НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1    Радиооборудование....................................................................................76

2    Навигационное оборудование и снабжение............................................77

4

ЧАСТЬ X. ТРЕБОВАНИЯ К СПОРТИВНЫМ ПАРУСНЫМ СУДАМ КАТЕГОРИИ ПЛАВАНИЯ 5

1    Общие положения......................................................................................79

2    Люки...........................................................................................................79

3    Кокпиты......................................................................................................80

4    Съемное оборудование и снабжение.......................................................81

5    Рекомендованное оборудование и снабжение.........................................82

ЧАСТЬ XI. ТРЕБОВАНИЯ К СПОРТИВНЫМ ПАРУСНЫМ СУДАМ КАТЕГОРИИ ПЛАВАНИЯ 6

1    Общие положения......................................................................................83

5

ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1    Настоящие Правила проектирования, постройки, ремонта и эксплуатации спортивных парусных судов, а также изготовления материалов и изделий для установки на спортивных парусных судах (далее - Правила) применяются к спортивным парусным судам, подлежащим классификации и освидетельствованию в соответствии с Правилами классификации и освидетельствования спортивных парусных судов, утвержденными приказом Министерства транспорта РФ № 184 от 22 октября 2009 г.

1.2    Требования частей I - IX Правил применимы к спортивным парусным судам категорий плавания 0-4, если в тексте соответствующих частей не указано иное.

1.3    Спортивные парусные суда, указанные в табл. 1.3, проектируются, строятся, модифицируются или ремонтируются (в зависимости от того, что применимо), а также поддерживаются в рабочем состоянии в соответствии с Правилами классификации и освидетельствования спортивных парусных судов и в соответствии со следующими документами.

1.3.1    Спортивные парусные суда категорий плавания 0,1 и 2 - в соответствии с одним из следующих документов:

применимыми положениями Директив Европейского Парламента и Совета 94/25/ЕС от 16 июня 1994 г. и 2003/44/ЕС от 16 июня 2003 г. для проектной категории «А» с присвоением спортивному парусному судну знака «СЕ»;

стандартом ИСО 12215 для проектной категории «А» с письменным заявлением проектанта и строителя, подтверждающим, что спортивное парусное судно спроектировано, построено, модифицировано, отремонтировано в соответствии со стандартом ИСО;

настоящими Правилами с выдачей соответствующих свидетельств, либо с письменным заявлением проектанта и строителя, подтверждающим, что спортивное парусное судно спроектировано, построено, модифицировано, отремонтировано в соответствии с правилами иного классификационного общества.

1.3.2    Спортивные парусные суда категорий плавания 3 и 4 - в соответствии с одним из следующих документов:

применимыми положениями Директив Европейского Парламента и Совета 94/25/ЕС от 16 июня 1994 г. и 2003/44/ЕС от 16 июня 2003 г. для про-

6

ектной категории «В» с присвоением спортивному парусному судну знака «СЕ»;

стандартом ИСО 12215 для проектной категории «В» с письменным заявлением проектанта и строителя, подтверждающим, что спортивное парусное судно спроектировано, построено, модифицировано, отремонтировано в соответствии со стандартом ИСО;

настоящими Правилами с выдачей соответствующего свидетельства, либо с письменным заявлением проектанта и строителя, подтверждающим, что спортивное парусное судно спроектировано, построено, модифицировано, отремонтировано в соответствии с правилами иного классификационного общества;

Правилами классификации, постройки и обмера спортивных яхт 1973 г.,с формуляром, выданным строителем, и свидетельством (сертификатом), удостоверяющим соблюдение правил постройки для соответствующего класса;

ОСТ 62-169-86 «Суда спортивные парусные» с формуляром, выданным строителем, и свидетельством (сертификатом), удостоверяющим соблюдение правил постройки для соответствующего класса.

Таблица 1.3

Длина наибольшая

Дата постройки или дата серии (в зависимости от того, что раньше)

Категория

любая

с 01 января 1986 г.

0, 1

3,4

12 м (39,4 фута) и более

с 01 января 1987 г.

2

до 12 м (39,4 фута)

с 01 января 1988 г.

2

Любые существенные ремонты или модификации корпуса, палуб, полу-рубок, киля и т. п. на спортивных парусных судах, перечисленных в табл. 1.3, должны быть освидетельствованы в соответствии с одной из процедур, указанных в 1.3.1 или 1.3.2 (в зависимости от того, что применимо); соответствующие подтверждающие документы должны находиться на борту судна.

2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

2.1 В Правилах приняты следующие определения и пояснения. Брызгонепроницаемое закрытие (имеющее степень водонепроницаемости 4) - закрытие, при воздействии на всю поверхность и элементы которого рассеянной струи воды под давлением не

7

менее 100 кПа с расстояния не более 3 м пропускающее только небольшое количество воды внутрь корпуса.

Ватерлиния обмерная - ватерлиния судна на плаву, соответствующая обмерному водоизмещению.

Водоизмещение обмерное - водоизмещение спортивного парусного судна, полностью укомплектованного для плавания, но без запасов топлива, воды, провизии и других судовых запасов, без людей, личных вещей, одежды, постельных принадлежностей.

Водонепроницаемое закрытие (имеющее степень водонепроницаемости 2) - элемент конструкции корпуса или закрытие отверстия в надводной части корпуса, при воздействии на всю поверхность и элементы которых в течение 1 мин давления воды, соответствующего водяному столбу высотой 10 м, или струи воды под давлением не менее 100 кПа в течение 10 мин с расстояния не более 1,5 м предотвращающие любое проникновение воды внутрь корпуса.

Высота наполнения кокпита, h с- высота воды, удерживающейся в кокпите при полном водоизмещении судна без крена, измеренная между днищем кокпита и точкой перелива воды за борт.

Дата постройки - дата первого спуска спортивного парусного судна на воду.

Дата серии - дата, на которую спущено на воду первое судно серии.

Длина наибольшая, L ОА - продольное расстояние между крайними носовой и кормовой точками на корпусе (корпусах), исключая рангоут, выступающие части и оковки.

Длина по ватерлинии, Lwl- длина судна по обмерной ватерлинии. Для многокорпусных судов принимается наибольшая из длин корпусов по ватерлинии.

Длина расчетная, L - полусумма длины судна по ватерлинии и его наибольшей длины.

Категория плавания - категория плавания, устанавливаемая в зависимости от вероятных ветро-волновых условий и удаленности от места убежища согласно Правилам классификации и освидетельствования спортивных парусных судов.

Надежно закрепленный - прочно удерживаемый на месте каким-либо способом (например, тросовым найтовом, барашками), который будет надежно удерживать закрепленный объект в суровых условиях, включая переворот на 180°, и позволяет убрать или переместить предмет во время гонки.

Объем кокпита, V с- объем воды, который может в какое-то мгновение содержаться в кокпите перед сливом через дренаж и является объемом ниже верхней точки высоты наполнения кокпита (высота воды, удерживающейся в кокпите при полном водоизмещении судна без крена, измеренная между днищем кокпита и точкой перелива воды за борт).

Переменный балласт - вода, принимаемая на судно исключительно в целях изменения его остойчивости и/или дифферента, при этом масса и положение балласта могут изменяться в ходе гонки.

Перемещаемый балласт - свинец или иной материал, включая воду, предназначенный для увеличения массы спортивного парусного судна и/или изменения его остойчивости и/или посадки, который может перемещаться в поперечном направлении, но должен иметь постоянную массу во время гонки.

Полурубка - выступающая над палубой конструкция, закрывающая вырез в палубе и обеспечивающая увеличенную высоту в подпалубных помещениях.

Постоянно установленный - означает, что предмет эффективно встроен, т. е. привинчен, приварен, приформован стеклопластиком и т. п., и не может быть перемещен перед гонкой или во время гонки.

Постоянный балласт - свинец или иной материал, включая воду, предназначенный для увеличения массы спортивного парусного судна и/или изменения его остойчивости и/или посадки, который не может перемещаться и должен иметь постоянную массу во время гонки.

Постоянный страховочный линь - страховочный линь (обычно короче, чем линь страховочной сбруи), надежно закрепленный на рабочем месте.

Проектная категория - проектная категория спортивного парусного судна в соответствии со стандартом ИСО 12217-2.

Страховочный леер - трос или тканая лента, натянутая вдоль бортов судна и предназначенная для крепления страховочных линей и обеспечения перемещения экипажа по палубе без перестегивания.

Страховочный линь - привязь, соединяющая страховочную сбрую со страховочным леером или какой-либо точкой пристегивания.

Страховочный пояс (пояс безопасности) - комплект ремней, соединенных в виде сбруи, которую человек надевает вместе со страховочным линем, имеющем на концах карабины, один из которых крепится на страховочном поясе, а второй - на надежно закрепленном на судне элементе (на палубе, рубках, надстройке и т. д.), и предназначенный для обеспечения

безопасности во время работы экипажа на палубе в сложных штормовых условиях. Может быть встроен в спасательный жилет или штормовой костюм.

Ширина наибольшая, В тах -наибольшая ширина судна, исключая привальные брусья. Для многокорпусных спортивных парусных судов наибольшая ширина измеряется между внешними бортами.

Ширина по осям поплавков, ВсЪ - поперечное расстояние между центрами величины поплавков.

Экипаж - спортсмен или команда спортсменов, управляющие спортивным парусным судном.

10