Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

99 страниц

Купить НД 2-020101-113 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила по предотвращению загрязнения с судов, эксплуатирующихся в морских районах и на внутренних водных путях Российской Федерации применяются к судам, эксплуатирующимся под флагом РФ и имеющим класс Российского морского регистра судоходства, а также к их судовому оборудованию.

 Скачать PDF

Оглавление

Часть 1. Положения по техническому наблюдению

1 Общие положения

     1.1 Область применения

     1.2 Определения

2 Освидетельствования

     2.1 Виды освидетельствований

     2.2 Объем освидетельствований оборудования

3 Техническая документация

Часть II. Конструкция, оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения нефтью

1 Определения

2 Освидетельствования и объем технического наблюдения

3 Требования к нефтеналивным судам

     3.1 Танки изолированного балласта

     3.2 Показатели аварийного вылива нефти, размеры грузовых танков и устройство трубопроводов нефтеналивных судов

     3.3 Деление на отсеки и остойчивость

     3.4 Отстойные танки

     3.5 Системы автоматического замера, регистрации и управления сбросом

     3.6 Прибор определения границы раздела "нефть/вода" в отстойных танках

     3.7 Требования к системе мойки сырой нефтью

     3.8 Требования к двойному корпусу нефтеналивных судов

4 Сепараторы лояльных вод

     4.1 Общие положения

     4.2 Технические требования к сепараторам лояльных вод

5 Сигнализаторы

     5.1 Общие положения

     5.2 Технические требования к сигнализаторам

6 Устройство автоматического прекращения сброса

7 Системы перекачки, сдачи и сброса нефтесодержащих смесей

     7.1 Общие положения

     7.2 Требования к системам перекачки и сдачи нефтесодержащих смесей

8 Сборные танки

     8.1 Танки лояльных вод

     8.2 Танки нефтяных остатков (шлама)

     8.3 Конструкция и оборудование сборных танков

9 Другие средства для удаления нефтяных остатков (шлама)

10 Защита топливных танков судов

     10.1 Определения

     10.2 Требования

Часть III. Конструкция, оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения вредными веществами, перевозимыми наливом

1 Определения

2 Объем технического наблюдения

3 Конструкция судов для перевозки вредных жидких веществ наливом

4 Требования к оборудованию судов для перевозки вредных жидких веществ наливом

     4.1 Оборудование для мойки танков

     4.2 Насосы и трубопроводы зачистной системы

     4.3 Системы сброса и удаления остатков груза

     4.4 Грузовые насосные отделения

4.5 Отстойные танки

5 Прибор контроля остойчивости

6 Перевозка растительных масел

7 Требования к оборудованию судов, не являющихся химовозами

Часть IV. Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения сточными водами

1 Определения

2 Объем технического наблюдения

3 Оборудование для сбора, хранения, обработки и сброса сточных и хозяйственно-бытовых вод

     3.1 Общие положения

     3.2 Сборные танки

     3.3 Установки для обработки сточных вод

     3.4 Системы для измельчения и обеззараживания сточных вод

     3.5 Оборудование для удаления сточных и хозяйственно-бытовых вод

Часть V. Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения мусором

1 Общие положения

2 Определения

3 Объем технического наблюдения

4 Оборудование и устройства для сбора, хранения и переработки мусора

     4.1 Общие положения

     4.2 Устройства для сбора и хранения мусора

     4.3 Устройства для измельчения и прессования мусора

     4.4 Инсинераторы

Часть VI. Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения

     1.3 Освидетельствования и объем технического наблюдения

2 Контроль за выбросами с судов

     2.1 Озоноразрушающие вещества

     2.2 Окислы азота (NO)

     2.3 Окислы серы (SO)

     2.4 Летучие органические соединения (VОС)

     2.5 Сжигание на судне

     2.6 Требования по энергоэффективности судов

 
Дата введения01.04.2018
Добавлен в базу01.01.2019
Завершение срока действия01.04.2019
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

02.02.2018УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
РазработанРоссийский морской регистр судоходства
ИзданРоссийский морской регистр судоходства2018 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 02.02.18

ПРАВИЛА

ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ, ЭКСПЛЖГИРУЮЩИХСЯ В МОРСКИХ РАЙОНАХ И НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НД № 2-020101-113

Санкт-Петербург

2018

Правила по предотвращению загрязнения с судов, эксплуатирующихся в морских районах и на внутренних водных путях Российской Федерации, утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу 1 апреля 2018 г.

Правила разработаны с учетом требований нормативных документов Администрации Российской Федерации в отношении предотвращения загрязнения внутренних водных путей с судов, действующих национальных стандартов, регламентирующих выбросы вредных веществ из судовых двигателей в условиях эксплуатации, а также международных нормативных документов по предотвращению загрязнения с судов с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

ISBN 978-5-89331-291-1

В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

© Российский морской регистр судоходства, 2018

результате освидетельствований или каждый раз, когда производится какой-либо серьезный ремонт или замена. Освидетельствование проводится, чтобы удостовериться, что необходимый ремонт или замена были произведены качественно, что применяемый материал и результаты такого ремонта или замены во всех отношениях удовлетворительны, и что судно во всех отношениях отвечает применимым к нему требованиям.

2.1.2    В части предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом, каждое судно, перевозящее эти вещества и указанное в 1.1.1, подлежит перечисленным ниже освидетельствованиям в объеме требований, предъявляемых к судну в соответствии с частью Ш «Конструкция, оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом»:

.1 первоначальному освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.1;

.2 очередному (для возобновления свидетельства) освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.2;

.3 промежуточному освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.3;

.4 ежегодному освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.4, чтобы удостовериться, что конструкция, оборудование, системы, устройства и материалы содержатся в годном состоянии;

.5 внеочередному освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.5, в зависимости от обстоятельств, которое должно проводиться в ходе ремонта, выполняемого в результате освидетельствований.

2.1.3    В части предотвращения загрязнения сточными водами каждое судно, указанное в 1.1.1, подлежит перечисленным ниже освидетельствованиям в объеме требований, предъявляемых к судну в соответствии с частью IV «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения сточными водами»:

.1 первоначальному освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.1;

.2 очередному (для возобновления свидетельства) освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.2;

.3 внеочередному освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.5.

2.1.4    В части предотвращения загрязнения мусором каждое судно, указанное в 1.1.1, подлежит освидетельствованиям в соответствии с 2.1.1.1, 2.1.1.2, 2.1.1.4 и 2.1.1.5 в объеме требований, предъявляемых к судну в соответствии с частью V «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения мусором».

2.1.5    В части предотвращения загрязнения атмосферы каждое судно, указанное в 1.1.1, подлежит перечисленным ниже освидетельствованиям в объеме требований, предъявляемых к судну в соответствии с частью VI

«Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы»:

Л первоначальному освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.1;

.2 очередному (для возобновления свидетельства) освидетельствованию в соответствии с 2 Л Л.2;

.3 промежуточному освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.3;

.4 ежегодному освидетельствованию в соответствии с 2 Л Л.4, чтобы удостовериться, что конструкция, оборудование, системы, устройства и материалы содержатся в годном состоянии;

.5 внеочередному освидетельствованию в соответствии с 2 Л Л.5, в зависимости от обстоятельств, которое должно производиться в ходе ремонта, выполняемого в результате освидетельствований.

2Л .6 В части предотвращения загрязнения атмосферы двигателем каждый двигатель, на который распространяются требования 2.2 части VI «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы», подлежит перечисленным ниже освидетельствованиям:

Л первичному освидетельствованию на предприятии-изготовителе в соответствии с Техническим кодексом по NOx;

.2 первоначальному освидетельствованию после монтажа на судне до ввода двигателя в эксплуатацию в соответствии с Процедурой, приведенной в одобренном Техническом файле по NOx этого двигателя;

.3 очередному, промежуточному и ежегодному освидетельствованиям, которые проводятся как часть освидетельствований судна, чтобы убедится, что двигатель продолжает полностью удовлетворять требованиями 2.2 части VI «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы» Правил и Технического кодекса по NOx.

По результатам первоначального и периодических освидетельствований судовых двигателей, на которые распространяются требования 2.1 — 2.5 части VI «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы», в пункте 2.2.1 части VI «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы» Свидетельства (форма 2.4.18RF) делаются соответствующие отметки в соответствии с руководством в циркуляре ИМО MEPC.l/Circ.849.

2Л.7 В части энергоэффективности судов каждое судно валовой вместимостью 400 и более, которое подпадает под требования 2.6 части VI «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы» подлежит перечисленным ниже освидетельствованиям, принимая во внимание Руководство ИМО по освидетельствованию и выдаче свидетельств в отношении конструктивного коэффициента энергоэффективности (EEDI), приведенное в резолюции ИМО МЕРС.254(67) с поправками в резолюции ИМО МЕРС.261(68):

.1 первоначальному освидетельствованию перед вводом нового судна в эксплуатацию и до выдачи Международного свидетельства об энергоэффективности судна (форма 2.4.3RF) с Дополнением (форма 2.4.3.1RF). По результатам освидетельствования должно быть подтверждено, что достигнутый EEDI судна соответствует требованиям главы 4 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78 и что План управления энергоэффективностью судна (SEEMP), требуемый 2.6.9 части VI «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы», находится на борту судна;

.2 полному или частичному освидетельствованию, в зависимости от обстоятельств, после значительного переоборудования нового судна, к которому применимы требования по EEDI. По результатам освидетельствования должно быть подтверждено, что достигнутый EEDI судна пересчитан и соответствует требованиям 2.6.5 части VI «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы» с учетом понижающего коэффициента X в табл. 2.6.5 части VI «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы», применимого для типа и размеров переоборудованного судна во временной фазе, соответствующей дате контракта на постройку или дате закладки киля, или дате поставки, установленных для этого судна до переоборудования;

.3 в случаях, когда значительное переоборудование нового или существующего судна настолько существенно, что к этому судну должны применяться требования как к вновь построенному, должна быть определена необходимость проведения первоначального освидетельствования для подтверждения достигнутого EEDI.

По результатам освидетельствования должно быть подтверждено, что достигнутый EEDI судна рассчитан и соответствует требованиям 2.6.5 части VI «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы» с учетом понижающего коэффициента X, указанного в табл. 2.6.5 этой части Правил, для типа и размеров переоборудованного судна на дату заключения контракта на его переоборудование или, при отсутствии контракта, на дату начала переоборудования.

По результатам освидетельствования должно быть подтверждено, что SEEMP находится на борту судна;

.4 для существующих судов подтверждение наличия на борту SEEMP должно быть выполнено при первом промежуточном или возобновляющем освидетельствовании судна в соответствии с 2.1.5.2 и 2.1.5.3, что произойдет раньше на или после 1 января 2013 г.;

.5 при удовлетворительных результатах вышеуказанных освидетельствований на судно может быть выдано Свидетельство (форма 2.4.3RF)

13

с Дополнением (форма 2.4.3ЛRF). В Свидетельстве (форма 2.4.18RF) делается соответствующая отметка.

2Л.8 После проведения любого вышеуказанного освидетельствования не допускается производить без санкции Регистра никакие изменения в конструкции, оборудовании, системах, устройствах и материалах, подлежащих освидетельствованиям.

2Л .9 По результатам первоначального освидетельствования судна или освидетельствования для возобновления Свидетельства (форма 2.4.3RF) Регистр выдает данное Свидетельство каждому судну, указанному в 1.1, для возможности эксплуатации в морских районах и на внутренних водных путях РФ.

Свидетельство (форма 2.4.18RF), выданное на судно в эксплуатации до вступления в силу поправок в 2.1 новой редакции Правил, возобновляется после окончания его срока действия при удовлетворительных результатах освидетельствования с учётом поправок в 2.1.

2ЛЛ0 На суда в эксплуатации, к которым применяются настоящие Правила и контракт на постройку которых заключен, или при его отсутствии, закладка киля которых произошла до 1 декабря 2010 г. (даты вступления в силу первой редакции Правил), могут быть выданы не международные стандартные свидетельства в соответствии с 1.11 части Ш «Освидетельствование судов в соответствии с международными конвенциями, кодексами и резолюциями» Руководства по техническому наблюдению за судами в эксплуатации, если судно соответствует применимым требованиям Международной конвенции МАРПОЛ 73/78.

14

2.2 ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ ОБОРУДОВАНИЯ

2.2.1 Объем освидетельствований оборудования и интервалы между ними приведены в табл. 2.2.1.

Таблица 2.2.1

Условные обозначения:

О — осмотр с обеспечением, при необходимости, доступа, вскрытия или демонтажа;

С — наружный осмотр;

М — замеры износов, зазоров, сопротивления изоляции и т. п.;

Н — испытания давлением (гидравлические, пневматические);

Р — проверка в действии механизмов, оборудования и устройств, их наружный осмотр;

Е — проверка наличия действующих документов и/или клейм о поверке контрольных приборов соответствующими компетентными органами, если они подлежат таковой, а также Свидетельства о проверке калибровки сигнализатора.

Объект освидетельствования

Освидетельствование судна

п/п

первона-

еже год-

проме-

очеред-

чальное

ное

жуточ-

ное

ное

1 Оборудование и устройства по предотвращению загрязнения нефтью

1.1

Танки (изолированного балласта, отстойные, грузовые, топливные, сборные нефтяных остатков (шлама) и нефтесодержащих льяльных вод)

О

О

1.2

Система мойки танков сырой нефтью

ОНР

Р

Р

ОНР

1.3

Сепаратор на 15 млн-1

ОР1

Р

Р

ОМР1

1.4

Сигнализатор на 15 млн-1

ЕМР

МР

МР

ЕМР

1.5

Устройство автоматического прекращения сброса

ОР

Р

Р

ОР

1.6

Стандартное сливное соединение

С

С

С

С

1.7

Система автоматическою замера, регистрации и управления сбросом балластных и промывочных вод

ОМР

МР

МР

ОМР

1.8

Прибор для определения содержания нефти

ЕМР

МР

МР

ЕМР

1.9

Приборы для определения границы раздела «нефть-вода» в отстойных танках

ЕМР

МР

МР

ЕМР

1.10

Система перекачки и сдачи нефтесодержащих

ОР

Р

р

ОР

льяльных вод

1.11

Система перекачки, сдачи и сброса нефтяных остатков (шлама)

ОР

Р

р

ОР

1.12

Контрольно-измерительные приборы

Е

Е

Е

Е

2 Оборудование и устройства по предотвращению загрязнения вредными жидкими

веществами, перевозимыми наливом

2.1

Танки (изолированного балласта, отстойные, грузовые)

ОН

О

2.2

Насосы, трубопроводы, устройства для выгрузки груза и обеспечения зачистки танков

ОР

Р

Р

ОМР

2.3

Вентиляционное оборудование для удаления остатков груза

ОМР

Р

Р

ОМР

п/п

Объект освидетельствования

Освидетельствование судна

первона

чальное

ежегод

ное

проме

жуточ

ное

очеред

ное

2.4

Оборудование для мойки танков

ОР

Р

Р

ОР

2.5

Контрольно-измерительные приборы

Е

Е

Е

Е

3 Оборудование и устройства по предотвращению загрязнения сточными водами

3.1

Установки для обработки сточных вод

ОПР2

ОМНР2

3.2

Системы для измельчения и обеззараживания

ОНР

ОМНР

сточных вод

3.3

Сборные танки

он

омн

3.4

Система сдачи и сброса сточных вод

ОНР

ОНР

3.5

Стандартное сливное соединение

с

с

3.6

Контрольно-измерительные приборы

Е

Е

4 Оборудование и устройства по предотвращению загрязнения мусором

4.1

Установки для сжигания мусора (инсинераторы)

ОР

Р

ОМР

4.2

Устройства для обработки мусора

ОР

Р

ОР

4.3

Устройства для сбора и хранения мусора

с

С

с

4.4

Контрольно-измерительные приборы

Е

Е

Е

5 Оборудование и устройства по предотвращению загрязнения атмосферы

5.1

Двигатели, на которые распространяются

ОМР

ОМ

ОМ

ОМР

положения 2.2.1 части VI «Оборудование и

устройства судов по предотвращению

загрязнения атмосферы»

5.2

Система перевода работы двигателей на

ОР

Р

Р

ОР

низкосернистое топливо

5.3

Система очистки выхлопных газов для умень-

ОМР

Р

Р

ОМР

шения выбросов SOx (EGCS-SO*)

5.4

Система сбора паров летучих органических

ОР

Р

Р

ОР

соединений (VOC)

5.5

Инсинераторы

ОМР

Р

Р

ОМР

5.6

Контрольно-измерительные приборы

Е

Е

Е

Е

1 При первоначальном и очередных освидетельствованиях отбор проб производится в

присутствии инспектора Регистра с последующим предоставлением результатов анализа

проб, проведенного признанной лабораторией.

При первоначальном и очередных освидетельствованиях представляется заключение

органов государственного санитарного надзора о соответствии установок санитарным

нормативам и требованиям.

3 ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

3.1    До начала постройки судна на рассмотрение Регистру должна быть представлена проектная документация судна в объеме отчетной документации, указанной в разд. 13 «Устройства и оборудование по предотвращению загрязнения с судов» приложения к части II «Техническая документация» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов.

3.2    При освидетельствованиях судов на соответствие требованиям настоящих Правил должна быть проведена проверка наличия на судне всей требуемой документации в соответствии с разд. 19 части V «Техническое наблюдение за постройкой судов» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов (в зависимости от того, что применимо).

В дополнение к вышеуказанному на судне также необходимо проверить наличие следующей документации:

.1 одобренной документации по эксплуатационным методам и балластировке для нефтеналивных судов со специальной балластировкой, если применимо;

.2 Инструкции пользователя системы быстрого доступа к компьютеризированным береговым программам расчета остойчивости в поврежденном состоянии и остаточной конструктивной прочности, Договора с береговым центром выполнения расчетов аварийной остойчивости и остаточной конструктивной прочности, а также копии Свидетельства о соответствии предприятия (форма 7.1.27) этого берегового центра (для нефтеналивных судов дедвейтом 5000 т и более);

.3 одобренного Руководства по эксплуатации системы очистки выхлопных газов (схема А) (если применимо) в соответствии с резолюцией ИМО МЕРС.259(68);

.4 одобренного Руководства по эксплуатации системы очистки выхлопных газов (схема В) (если применимо) в соответствии с резолюцией ИМО МЕРС.259(68);

.5 копии Свидетельства о соответствии выбросов 80Х/Свидетельства об одобрении устройства систем очистки выхлопных газов (форма 2.4.42) (если применимо);

.6 одобренного Руководства по мониторингу выбросов SOx на судне (ОММ), если применимо, в соответствии с резолюцией ИМО МЕРС.259(68);

.7 одобренного Плана соответствия выбросов SOx (SECP) в соответствии с резолюцией ИМО МЕРС.259(68);

17

.8 процедуры подготовки судовой топливной системы для работы на низкосернистом топливе с содержанием серы, как указано в 2.3.2, до захода во внутренние водные пути, так же, как и в пределы районов контроля выброса окислов серы (SOx) и соответствующего судового журнала для регистрации количества низкосернистого топлива в каждом танке, а также даты, времени и местонахождения судна в момент завершения вышеуказанной операции;

.9 Плана управления летучими органическими соединениями (VOC) (для нефтеналивных судов, перевозящих сырую нефть, если применимо);

.10 программы и результатов испытаний для определения количества остатков в грузовых танках, насосах и присоединенных трубопроводах судов, на которых допускается перевозка вредных жидких веществ наливом;

.11 SEEMP (если применимо в соответствии с 2.6.9 части VI «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы»);

.12 Технического файла по EEDI (если применимо).

3.3 При очередных, ежегодных и промежуточных освидетельствованиях судов на соответствие требованиям Правил должна быть проведена проверка наличия на судне документации в соответствии с 3.1, а также следующей документации:

.1 Удостоверения соответствия согласно положениям системы оценки состояния (СОС) (для нефтеналивных судов, если применимо);

.2 полного комплекта актов предыдущих освидетельствований, включая результаты замеров размеров связей корпуса, записи о проведенных ремонтах, а также, если применимо, Акта освидетельствования нефтеналивного судна в рамках СОС;

.3 журналов регистрации параметров судовых двигателей, подпадающих под требования Правил;

.4 накладных на поставку бункерного топлива.

18

ЧАСТЬ II. КОНСТРУКЦИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ И УСТРОЙСТВА СУДОВ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НЕФТЬЮ

1 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1 В настоящей части Правил приняты следующие определения. Бортовой танк — любой танк, примыкающий к бортовой обшивке судна.

Водоизмещение судна порожнем — водоизмещение судна в метрических тоннах без груза, топлива, смазочных масел, балластной, пресной и котельной питательной воды в танках, расходных материалов, продовольствия, а также экипажа, пассажиров и их багажа.

Дедвейт (DWT) — разность между водоизмещением судна в тоннах по грузовую ватерлинию, соответствующую летнему надводному борту в воде с относительной плотностью 1,025 т/м3, и водоизмещением порожнем.

Длина (L) — длина, равная 96 % полной длины судна по ватерлинии, проходящей на высоте, отмеренной от верхней кромки киля и равной 85 % наименьшей теоретической высоты борта, или длина судна от передней кромки форштевня до оси баллера руля по той же ватерлинии, если эта длина больше. На судах, спроектированных с дифферентом, ватерлиния, по которой измеряется их длина, должна быть параллельна конструктивной ватерлинии. Длина (L) измеряется в метрах.

Ежегодная дата — день и месяц каждого года, которые будут соответствовать дате истечения срока действия Свидетельства (форма 2.4.18RF).

Жидкое топливо — тяжелые дистилляты или остатки сырой нефти, или смеси таких материалов, предназначенные для использования в качестве топлива для производства теплоты или энергии, качество которых эквивалентно спецификациям, приемлемым для ИМО.

Значительное (существенное) переоборудование судна — переоборудование судна, которое:

существенно изменяет размерения или грузовместимость; или изменяет тип судна; или

19

имеет целью значительное продление срока службы судна; или изменяет судно иным образом, но в такой степени, что если бы оно являлось вновь строящимся судном, то подпадало бы под действие соответствующих положений Правил, не применимых к нему как к судну в эксплуатации.

Изолированный балласт — балластная вода, принятая в танк, который полностью отделен от грузовой и топливной систем и предназначен только для перевозки балласта либо балласта или грузов, не являющихся нефтью или вредными жидкими веществами.

Комбинированное судно — судно, предназначенное для перевозки или нефти наливом, или твердых грузов навалом.

Льяльная нефтесодержащая вода —вода, которая может содержать нефть в результате ее эксплуатационных утечек или обслуживания механизмов в машинных помещениях. Любая жидкость, поступающая в льяльную систему, включая льяльные колодцы, трубопроводы льяльной системы, льяла, танки льяльных вод, рассматривается как льяльная нефтесодержащая вода

Мгновенная интенсивность сброса нефти — интенсивность сброса нефти в литрах в час в любой момент, деленная на скорость судна в узлах в тот же момент.

Мидель судна — середина длины судна (L).

Нефтеналивное судно — судно, построенное или приспособленное главным образом для перевозки нефти наливом в своих грузовых помещениях. Нефтеналивным судном также является комбинированное судно и любое «наливное судно для перевозки вредных жидких веществ», определение которому дано в части Ш «Конструкция, оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом» Правил, и любой газовоз, который определен в правиле 3.20 главы П-1 Конвенции СОЛАС 1974 г. (с поправками), если он перевозит в качестве груза или части груза нефть наливом.

Нефтепродуктовоз — нефтеналивное судно, занятое в перевозке нефти иной, чем сырая нефть.

Нефтесодержащая смесь — смесь с любым содержанием нефти.

Нефтесодержащие отходы — нефтяной шлам и нефтесодержащие льяльные воды.

Нефть — нефть в любом виде, включая сырую, жидкое топливо, нефтяные остатки (шлам), нефтяные осадки и очищенные нефтепродукты. Нефть тяжелых сортов: сырая нефть плотностью при 15 °С более 900 кг/м1;

20

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ I. ПОЛОЖЕНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАБЛЮДЕНИЮ

1    Общие положения....................................7

1.1    Область применения...................................7

1.2    Определения.........................................7

2    Освидетельствования.................................10

2.1    Виды освидетельствований..............................10

2.2    Объем освидетельствований оборудования..................15

3    Техническая документация.............................17

ЧАСТЬ П. КОНСТРУКЦИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ И УСТРОЙСТВА СУДОВ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НЕФТЬЮ

1    Определения........................................19

2    Освидетельствования и объем технического наблюдения .... 23

3    Требования к нефтеналивным судам....................23

3.1    Танки изолированного балласта..........................23

3.2    Показатели аварийного вылива нефти, размеры грузовых танков

и устройство трубопроводов нефтеналивных судов...........24

3.3    Деление на отсеки и остойчивость........................25

3.4    Отстойные танки.....................................25

3.5    Системы автоматического замера, регистрации

и управления сбросом.................................25

3.6    Прибор определения границы раздела «нефтъ/вода»

в отстойных танках...................................27

3.7    Требования к системе мойки сырой нефтью.................28

3.8    Требования к двойному корпусу нефтеналивных судов.........28

4    Сепараторы льяльных вод............................33

4.1    Общие положения....................................33

4.2    Технические требования к сепараторам льяльных вод.........34

5    Сигнализаторы.....................................37

5.1    Общие положения....................................37

5.2    Технические требования к сигнализаторам..................37

6    Устройство автоматического прекращения сброса..........40

7    Системы перекачки, сдачи и сброса нефтесодержащих смесей. . 41

7.1    Общие положения....................................41 1

нефть иная, чем сырая нефть плотностью при 15 °С более 900 кг/м1 или с кинематической вязкостью при 50 °С более 180 мм^с; или битум, смола и их эмульсии.

Нефтяное топливо — любая нефть, используемая в качестве топлива для главных двигателей и вспомогательных механизмов судна, на борту которого такая нефть находится.

Нефтяные осадки — часть нефти, которая в силу своей консистенции не поддается обычной откачке и обработке и требует особых приемов или приспособлений для ее удаления с судна.

Нефтяные остатки (шлам) — шлам, отсепарированный в результате пурификации топлива или масла для главных и вспомогательных механизмов; отработанное смазочное масло и масло из систем гидравлики, отсепарированная нефть из сепараторов, утечки топлива и масла

Носовой и кормовой перпендикуляры —вертикальные линии в диаметральной плоскости, проходящие через носовой и кормовой концы длины судна (L). Носовой перпендикуляр проходит через точку пересечения передней кромки форштевня с плоскостью ватерлинии, по которой измеряется длина.

Объемы и площади на судне — во всех случаях рассчитываются по теоретическим обводам.

Отработанное масло — отработанное смазочное масло, масло из танков гидравлики или другая жидкость на углеводородной основе, которые более не пригодны для использования в механизмах вследствие износа и загрязнения.

Отсепарированный шлам — шлам, образовавшийся вследствие пурификации топлива и смазочного масла.

Отстойный танк — любой танк, специально предназначенный для сбора остатков из танков, промывочной воды и других нефтесодержащих смесей.

Построенное судно — судно, киль которого заложен или которое находится в подобной стадии постройки.

Сепаратор — любая комбинация из сепаратора, фильтра или коалисцера, а также единая установка, спроектированная для сброса нефтесодержащих вод с содержанием нефти в стоке не более требуемых норм.

Сигнализатор — прибор, сигнализирующий о содержании нефти в стоке более требуемых норм.

21

7.2 Требования к системам перекачки и сдачи

нефтесодержащих смесей...............................41

8    Сборные танки.....................................44

8.1    Танки льяльных вод...................................44

8.2    Танки нефтяных остатков (шлама)........................44

8.3    Конструкция и оборудование сборных танков...............48

9    Другие средства для удаления нефтяных остатков (шлама) . . 50

10    Защита топливных танков судов........................51

10.1    Определения........................................51

10.2    Требования..........................................51

ЧАСТЬ Ш. КОНСТРУКЦИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ И УСТРОЙСТВА СУДОВ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВРЕДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ, ПЕРЕВОЗИМЫМИ НАЛИВОМ

1    Определения........................................54

2    Объем технического наблюдения........................55

3    Конструкция судов для перевозки вредных жидких веществ

наливом...........................................55

4    Требования к оборудованию судов для перевозки

вредных жидких веществ наливом......................56

4.1    Оборудование для мойки танков.........................56

4.2    Насосы и трубопроводы зачистной    системы.................56

4.3    Системы сброса и удаления остатков 1руза.................56

4.4    Грузовые насосные отделения...........................58

4.5    Отстойные танки.....................................59

5    Прибор контроля остойчивости........................59

6    Перевозка растительных масел.........................60

7    Требования к оборудованию судов,    не являющихся химовозами. . 61

ЧАСТЬ IV. ОБОРУДОВАНИЕ И УСТРОЙСТВА СУДОВ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ

1    Определения........................................63

2    Объем технического наблюдения........................64

3    Оборудование для сбора, хранения, обработки и сброса

сточных и хозяйственно-бытовых    вод...................64

3.1    Общие положения....................................64 2

3.2    Сборные танки......................................65

3.3    Установки для обработки сточных вод.....................66

3.4    Системы для измельчения    и обеззараживания сточных вод......68

3.5    Оборудование для удаления сточных и хозяйственнобытовых вод........................................68

ЧАСТЬ V. ОБОРУДОВАНИЕ И УСТРОЙСТВА СУДОВ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МУСОРОМ

1    Общие положения...................................71

2    Определения........................................71

3    Объем технического наблюдения........................71

4    Оборудование и устройства для сбора, хранения

и переработки мусора................................72

4.1    Общие положения....................................72

4.2    Устройства для сбора и хранения мусора...................72

4.3    Устройства для измельчения и прессования мусора...........74

4.4    Инсинераторы.......................................74

ЧАСТЬ VI. ОБОРУДОВАНИЕ И УСТРОЙСТВА СУДОВ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ

1    Общие положения...................................76

1.1    Область распространения...............................76

1.2    Определения........................................76

1.3    Освидетельствования и объем технического наблюдения.......81

2    Контроль за выбросами с судов.........................82

2.1    Озоноразрушающие вещества............................82

2.2    Окислы азота (NOx)...................................83

2.3    Окислы серы (SOx)...................................88

2.4    Летучие органические соединения (VOC)...................89

2.5    Сжигание на судне....................................90

2.6    Требования по энергоэффективности    судов.................90 3

ЧАСТЬ I. ПОЛОЖЕНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАБЛЮДЕНИЮ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1.1 Правила по предотвращению загрязнения с судов, эксплуатирующихся в морских районах и на внутренних водных путях Российской Федерации4 применяются к судам, эксплуатирующимся под флагом РФ и имеющим класс Российского морского регистра судоходства5, а также к их судовому оборудованию.

1.1.2    Для вновь строящихся судов применяются правила и изменения к ним, действующие на дату подписания контракта на постройку судна (серии однотипных судов) или, при его отсутствии, на дату закладки киля судна6.

1.1.3    Требования Правил распространяются на суда в эксплуатации, когда это оговорено в тексте Правил. При этом на эти суда распространяются требования той редакции Правил, по которой они были построены, если в последующих изданиях Правил и изменениях и дополнениях к ним, выпущенных после издания Правил, не указано иное.

На суда в эксплуатации, контракт на постройку которых был заключен до даты вступления в силу первой редакции Правил, т. е. до 1 декабря 2010 г., должны распространяться применимые требования Международной конвенции МАРПОП 73/78.

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.2.1 Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил, приведены в части I «Классификация» Правил классификации и постройки морских судов.

В Правилах приняты следующие определения и сокращения.

Администрация РФ — правительство Российской Федерации, под юрисдикцией которого действует судно.

Внутренние водные пути — естественные или искусственно созданные внутренние федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства.

Вредное вещество — любое вещество, которое при попадании в воду способно создать опасность для здоровья людей, причинить ущерб живым ресурсам, морской флоре и фауне, ухудшить условия отдыха или помешать другому правомерному использованию водной среды.

Достигнутый Конструктивный коэффициент энергоэффективности (достигнутый EEDI) — величина Конструктивного коэффициента энергоэффективности (EEDI), фактически достигнутая на отдельном судне, в соответствии с правилом 20 главы 4 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78.

И М О — Международная морская организация.

Кодекс МКХ — Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом.

МАРПОЛ 73/78    — Международная конвенция по

предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная Протоколами 1978 г. и 1997 г. к ней, с учетом поправок, принятых Комитетом по защите морской среды ИМО.

Морские районы Российской Федерации — морские районы, включающие в себя внутренние морские воды, территориальное море РФ (шириной 12 морских миль от исходных линий в соответствии с положениями Федерального закона), а также прилежащую зону РФ (шириной 24 морские мили от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря), а также исключительную экономическую зону (внешняя граница которой находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря).

Подобная стадия постройки — стадия, на которой:

начато строительство, которое можно отождествить с определенным судном; и

начата сборка этого судна, причем масса использованного материала составляет не меньше 50 т или 1 % расчетной массы материала всех корпусных конструкции, в зависимости от того, что меньше.

Сброс — любой сброс с судна вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества, какими бы причинами он не вызывался,

включая любую утечку, слив, удаление, разлив, протекание, откачку, выделение или опорожнение.

Сбросом не считается:

сброс в значении, предусмотренном Конвенцией по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.; или выброс вредных веществ, происходящий непосредственно вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов морского дна; или

выброс вредных веществ для проведения правомерных научных исследований по уменьшению или ограничению загрязнения.

Суда категорий А и В — суда, спроектированные для эксплуатации в полярных водах, определение которым дано в 2.1 и 2.2 Введения к Международному кодексу для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярному кодексу), приведенному в резолюции ИМО МЕРС.264(68)

Судно — плавучее средство любого типа и назначения, эксплуатируемое в морских районах и на внутренних водных путях.

Технический кодекс по NOx — Технический кодекс по контролю выбросов окислов азота из судовых дизельных двигателей.

9

2 ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

2.1 ВИДЫ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

2.1.1 В части предотвращения загрязнения нефтью каждое нефтеналивное судно и каждое иное судно, указанное в 1.1.1, подлежат перечисленным ниже освидетельствованиям в объеме требований, предъявляемых к судну в соответствии с частью II «Конструкция, оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения нефтью»:

.1 первоначальному освидетельствованию перед вводом судна в эксплуатацию или перед первичной выдачей Свидетельства о предотвращении загрязнения с судов (форма 2.4.18RF), которое включает полный осмотр конструкции, оборудования, систем, устройств и материалов в объеме требований, предъявляемых к судну в соответствии с Правилами, чтобы удостовериться, что судно соответствует применимым к нему требованиям;

.2 очередному (для возобновления свидетельства) освидетельствованию через промежутки времени, не превышающие 5 лет. Это освидетельствование проводится, чтобы удостовериться, что конструкция, оборудование, системы, устройства и материалы судна полностью удовлетворяют применимым к нему требованиям;

.3 промежуточному освидетельствованию в пределах 3 мес. до или после второй ежегодной даты или в пределах 3 мес. до или после третьей ежегодной даты свидетельства, которое проводится вместо одного из ежегодных освидетельствований, указанных в 2.1.1.4. Это освидетельствование проводится, чтобы удостовериться, что оборудование и устройства, а также связанные с ними системы судна полностью удовлетворяют применимым к ним требованиям и находятся в хорошем рабочем состоянии;

.4 ежегодному освидетельствованию в пределах 3 мес. до или после каждой ежегодной даты свидетельства, включая общую проверку конструкции, оборудования, систем, устройств и материалов судна, чтобы удостовериться, что они содержатся в годном состоянии и продолжают удовлетворять условиям эксплуатации, для которых судно предназначено;

.5 внеочередному освидетельствованию, в зависимости от обстоятельств, которое должно проводиться в ходе ремонта, выполняемого в

1

2

3

4

   В дальнейшем — Правила.

5

   В дальнейшем — Регистр.

6

   Под датой закладки киля судов из стеклопластика должна пониматься дата укладки первого конструктивного армированного слоя или с наружной, или с внутренней стороны матрицы (шаблона) в соответствии с одобренным графиком укладки слоистого материала корпуса

7