Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

77 страниц

Купить НД 2-020101-039 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила устанавливают требования, являющиеся специфическими для судов, перевозящих сжиженные газы наливом. И дополняют Правила классификации и постройки морских судов и Правила по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства.

 Скачать PDF

Оглавление

Часть I. Классификация

Часть II. Конструкция газовоза

Часть III. Остойчивость, деление на отсеки. Надводный борт

Часть IV. Грузовые емкости

Часть V. Противопожарная защита

Часть VI. Системы и трубопроводы

Часть VII. Электрическое оборудование

Часть VIII. Контрольно-измерительные устройства

Часть IX. Материалы и сварка

Часть X. Специальные требования

Приложения

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

НД1Ч 2-020101-039

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ ГАЗОВОЗОВ

Правил классификации и постройки газовозов(2004)

Санкт-Петербург

2004

ЛИСТ УЧЕТА ЦИРКУЛЯРНЫХ ПИСЕМ, ИЗМЕНЯЮЩИХ / дополняющих НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ

_НД    N2-020101-039_

_Правил    классификации    и    постройки    газовозов    (2004)_

(номер и название нормативного документа)

п/п

Номер циркулярного письма, дата утверждения

Перечень измененных и дополненных пунктов

1.

009-1.8-163ц от 15.06.06

Часть VI: 3.7.5.

2.

007-2.1-253ц от 07.06.07

Часть 1: 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3. Часть II: 2.1,2.4, 2.8. Часть III: 3.2.

3.

007-2.5-307Ц от 13.03.08

Приложение 1.

4.

009-1,8-425ц от 30.10.09

Часть VI: раздел 11.

5.

009-1,8-508ц от 29.12.10

Часть V: 3.5.3.3.

Часть VI: 3.2.4, раздел 11.

11/05

Правила классификации и постройки газовозов

беспрепятственного осмотра и ремонта трубопроводов, а также беспрепятственной эвакуации пострадавших в бессознательном состоянии.

1.16    Требования к конструкции и размерам коффердамов изложены в 2.7 части II «Корпус» Правил классификации.

1.17    Конструкция закрытий куполов грузовых емкостей является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

1.18    Размещение твердого балласта в районе грузовых емкостей, как правило, не допускается. В особых случаях, когда прием твердого балласта в район грузовых емкостей неизбежен, его расположение должно быть таким, чтобы ударные нагрузки при повреждении днища не передавались непосредственно на грузовые емкости.

требованиям, предъявляемым к судам при перевозке самого опасного из перевозимых грузов.

2.4    На судах, перевозящих грузы, требующие конструктивной защиты типа 1G, расстояние от грузовой емкости до обшивки борта должно быть не менее размера повреждения по ширине, указанной в 3.2.1.2 части V «Деление на отсеки» Правил классификации.

2.5    На всех судах расстояние от грузовой емкости до обшивки днища должно быть не менее размера протяженности повреждения по вертикали, указанной в 3.2.1.3 части V «Деление на отсеки» Правил классификации (см. рис. 2.6).

2.6    Минимальное расстояние от грузовой емкости до наружной обшивки должно быть не менее 760 мм (см. рис. 2.6).


2 ТИПЫ КОНСТРУКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ.

РАСПОЛОЖЕНИЕ ГРУЗОВЫХ ЕМКОСТЕЙ

2.1    Для газовозов предусматривается конструктивная защита трех степеней.

Тип 1G — высшая степень конструктивной защиты при перевозке грузов, указанных в таблице приложения 1 и представляющих наибольшую опасность для человека и окружающей среды, которые требуют максимальных предупредительных мер для исключения утечки такого груза.

Тип 2G — степень конструктивной защиты при перевозке менее опасных грузов, указанных в таблице приложения 1, которые требуют принятия существенных предупредительных мер для исключения утечки такого груза.

Тип 2PG — степень конструктивной защиты для судов 150 м и менее при перевозке опасных грузов, указанных в таблице приложения 1, которые требуют принятия существенных предупредительных мер для исключения утечки такого груза и где грузы должны перевозиться во вкладных грузовых емкостях типа С, рассчитанных на MARVS, составляющее не менее 0,7 МПа избыточного давления и расчетную температуру в грузосодержащей системе — 55 °С или выше. Судно, отвечающее этим требованиям, но имеющее длину более 150 м, должно рассматриваться как судно с конструктивной защитой типа 2G.

Тип 3G — степень конструктивной защиты при перевозке грузов, указанных в таблице приложения 1, которые требуют принятия умеренных предупредительных мер для исключения утечки таких грузов.

2.2    Требуемый тип конструктивной защиты при перевозке конкретных грузов указан в таблице технических требований (приложение 1).

2.3    При перевозке нескольких грузов с различной степенью опасности требования к аварийной посадке и остойчивости газовоза должны соответствовать

а) Конструктивная защита типа 1G

б) Конструктивная защита типов 2G, 2PG и 3G

|    '7-su    ,®°    ■»

Рис. 2.6

2.7    Для целей размещения грузовых емкостей размеры должны определяться от внутренней поверхности наружной обшивки до наружной поверхности грузовой емкости.

На судах с мембранными и полумембранными емкостями требования 2.4, 2.5 и 2.6 относятся к расположению продольных переборок и настила двойного дна.

2.8    За исключением судов, перевозящих грузы, требующие конструктивной защиты типа 1G, сточные колодцы грузовых емкостей могут распола-


11

Часть III. Остойчивость, деление на отсеки. Надводный борт

гаться в пределах вертикальной протяженности повреждения днища, однако их углубление в двойное дно не должно превышать 25 % высоты двойного дна или 350 мм, смотря по тому, что меньше. Колодцы, удовлетворяющие этому требо

ванию, не учитываются при определении числа затапливаемых отсеков.

2.9 Требования по расположению могут применяться отдельно для каждой грузовой емкости в зависимости от степени опасности перевозимою в ней груза.


ЧАСТЬ III. ОСТОЙЧИВОСТЬ,^ДЕЛЕНИЕ НА ОТСЕКИ.

1 остойчивость

НАДВОДНЫЙ БОРТ

3 ДЕЛЕНИЕ НА ОТСЕКИ

1.1    Остойчивость газовозов должна удовлетворять требованиям части IV «Остойчивость» Правил классификации, предъявляемым к наливным судам, и должна проверяться для каждого вида груза при вариантах нагрузки, приведенных в 4.1 указанной части Правил классификации.

Учет влияния свободных поверхностей в грузовых емкостях должен производиться по их фактическому заполнению в зависимости от возможного изменения заполнения во время рейса.

1.2    В процессе грузовых операций исправленная метацентрическая высота должна быть не менее 0,15 м. Расчеты, подтверждающие выполнение этого требования, должны представляться в составе проектной документации.

1.3    В дополнение к требованиям 1,4.11 части IV «Остойчивость» Правил классификации Информация об остойчивости должна содержать сведения об остойчивости газовоза в процессе грузовых операций и указания о последовательности погрузки и выгрузки из грузовых емкостей.

2 АВАРИЙНАЯ ОСТОЙЧИВОСТЬ ПРИ МЕСТНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ

2.1 Требования 3.3 части V «Деление на отсеки» Правил классификации должны выполняться при местных повреждениях борта в любом месте в границах грузовой зоны. Глубина повреждения должна приниматься равной 760 мм и измеряться перпендикулярно к обшивке.

Число затапливаемых отсеков должно приниматься в соответствии с 3.4.7 части V «Деление на отсеки» Правил классификации.

3.1    Все суда должны удовлетворять требованиям части V «Деление на отсеки» Правил классификации.

3.2    Суда длиной 75 м и менее, имеющие конструктивную защиту типа 2G/2PG и типа 3G, по согласованию с Регистром могут быть освобождены от выполнения отдельных требований разд. 3 части V «Деление на отсеки» Правил классификации, если приняты специальные меры по обеспечению требуемого уровня безопасности; при этом в Свидетельство вносится соответствующая запись.

3.3    Главная поперечная переборка может иметь выступ (рецесс) при условии, что все части выступа лежат между вертикальными плоскостями, которые находятся внутри корпуса на расстоянии от наружной обшивки, равном В/5 и измеренном под прямым углом к диаметральной плоскости на уровне грузовой ватерлинии деления судна на отсеки.

Любая часть выступа, расположенная вне указанных пределов, должна рассматриваться как уступ.

3.4    При проектировании судна необходимо учитывать требование, чтобы вероятность несимметричного затопления была сведена к минимуму.

Трубопроводы и клапаны (клинкеты), используемые как перетоки, не должны учитываться в расчетах аварийной посадки и остойчивости. Исключение составляют расчеты времени спрямления судна.

Помещения, соединенные перетоками в виде туннелей большого сечения, могут рассматриваться как единое целое.

3.5    Если трубопроводы, шахты и туннели находятся в пределах глубины повреждения, указанной в

3.2 части V «Деление на отсеки» Правил классификации, должны быть предусмотрены устройства, препятствующие распространению воды по судну. Исключение составляют отсеки, затопление которых учитывается в расчетах аварийной посадки и остойчивости.

3.6    Угол крена в конечной стадии затопления не должен превышать угла, при котором еще возможна работа аварийных источников питания.


Правила классификации и постройки газовозов

4 надводный борт    Назначенный    надводный    борт должен быть не

менее надводного борта, при котором выполняются требования настоящей части.

4.1 Минимальный надводный борт для газовозов назначается в соответствии с Правилами о грузовой марке морских судов.

ЧАСТЬ IV. ГРУЗОВЫЕ ЕМКОСТИ

1 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.1 Для оценки напряжений, указанных в 5.3 настоящей части, приняты следующие определения:

Нормальное напряжение — составляющая напряжения, нормальная к рассматриваемой плоскости.

Мембранное напряжение — составляющая нормального напряжения, равномерно распределенная и равная средней величине напряжения по толщине рассматриваемого сечения.

Напряжение изгиба — переменное по толщине рассматриваемого сечения напряжение за вычетом мембранного напряжения.

Первичное напряжение — напряжение, вызываемое приложенной нагрузкой и необходимое для уравновешивания внешних сил и моментов. Первичное напряжение не является самоограни-чивающимся.

Первичное общее мембранное напряжение — мембранное напряжение, распределенное таким образом, что в результате текучести не происходит перераспределения нагрузки.

Первичное местное мембранное напряжение — мембранное напряжение, вызываемое давлением или другими механическими нагрузками и связанное первичным эффектом или эффектом нарушения непрерывности. Это напряжение вызывает чрезмерную деформацию при передаче нагрузки на другие части конструкции. Район этого напряжения можно рассматривать как местный, если выполняются условия:

5'1^0,5л/Жи5,2^2,5л

где Si — расстояние в меридиальном направлении, в пределах которого эквивалентное напряжение превышает 1,1/;

52 — расстояние в меридиальном направлении до другого района, в котором пределы первичного общего мембранного напряжения превышены;

R — средний радиус грузовой цистерны;

t — толщина стенок грузовой цистерны в месте, где предел первичного общего мембранного напряжения превышен;

/— допустимое первичное общее мембранное напряжение.

Вторичное напряжение — нормальное или касательное напряжение, вызываемое реакцией смежных частей или реакцией самой конструкции. Вторичное напряжение является самоограничи-вающимся. Местная текучесть и малые пластические деформации приводят к уменьшению этого напряжения.

Расчетная температура материала грузовой емкости — минимальная температура, при которой груз может приниматься на борт и/или перевозиться в грузовых емкостях.

Расчетное давление паров Р0 — максимальное манометрическое давление в верхней части грузовой емкости.

Для грузовых емкостей, если отсутствует регулирование температуры и давление груза зависит только от окружающей температуры, Рдолжно быть не менее манометрического давления паров груза при температуре 45 °С.

Для судов ограниченных районов плавания или совершающих короткие рейсы, Регистр может допустить меньшие значения температуры с учетом наличия изоляции грузовых емкостей.

Для судов, постоянно эксплуатируемых в районах с повышенной температурой окружающей среды, Регистр может потребовать увеличения расчетной температуры.

В любом случае Р0 должно быть не менее MARVS.

При условии специального рассмотрения Регистром и при ограничениях, указанных в разд. 2 настоящей части для различных типов грузовых емкостей, при стоянке в порту может допускаться давление паров выше Р0.

2 ТИПЫ ГРУЗОВЫХ ЕМКОСТЕЙ

2.1 Вкладные грузовые емкости — грузовые емкости, стенки которых не являются конструкциями корпуса судна и не участвуют в обеспечении его общей и местной прочности.


Вкладные грузовые емкости подразделяются на три типа.

2.1.1    Вкладные грузовые емкости типа А — грузовые емкости, прочность которых отвечает требованиям одобренных Регистром норм прочности судовых конструкций; при этом если они образованы плоскими поверхностями, Р0 не должно превышать 70 кПа.

2.1.2    Вкладные грузовые емкости типа В — грузовые емкости, прочность которых подтверждена результатами модельных испытаний и расчетами, выполненными по уточненным методикам для достаточного определения уровня действующих напряжений, усталостной долговечности и характеристик процесса распространения трещин.

Если эти емкости образованы плоскими поверхностями, Р0 не должно превышать 70 кПа.

2.1.3    Вкладные грузовые емкости типа С — грузовые емкости, которые отвечают требованиям, предъявляемым к сосудам под давлением, и рассчитаны на перевозку груза под давлением, определяемым по формуле

Р() = 2 + ЛСр3/2,    (2.1.3-1)

где А= 0,0185 (сгт/Лсгл)2;    (2.1.3-2)

ст — расчетное напряжение в стенке емкости;

Аса — удвоенная амплитуда динамических напряжений в

стенке емкости при уровне вероятности 10'х, составляющая 55 МПа — для феррито-мартенситной стали и 25 МПа для алюминиевых сплавов;

С — характерный размер в вертикальном направлении, м, принимаемый как наибольшая из следующих величин /г, 0,75Ъ или 0,45/, здесь: h —высота грузовой емкости, м;

Ъ—ширина грузовой емкости, размер в поперечном направлении, м;

/ — длина грузовой емкости, размер по длине судна, м; р — относительная плотность груза при расчетной температуре (р = 1 для пресной воды).

2.1.4    Соответствие вкладной грузовой емкости типу А или В в зависимости от ее формы, расположения на судне, конструкции опор и деталей крепления является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

2.2 Встроенные грузовые емкости — грузовые емкости, которые являются неотъемлемой частью корпуса судна и участвуют в обеспечении его общей и/или местной прочности.

2.2.1    Расчетное давление паров Р0, как правило, не должно превышать 25 кПа, однако может быть увеличено до 70 кПа при условии соответствующего увеличения размеров связей корпусных конструкций.

2.2.2    Встроенные грузовые емкости могут быть использованы для перевозки сжиженных газов с температурой кипения не ниже —10 °С. Более низкая температура является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

2.3 Грузовые емкости с внутренней изоляцией — грузовые емкости, образованные

тепловой изоляцией, которая поддерживается конструкцией прилегающего внутреннего корпуса или конструкцией вкладной цистерны. Внутренняя поверхность изоляции подвергается воздействию груза.

2.3.1    Грузовые емкости с внутренней изоляцией подразделяются на две категории.

2.3.1.1    Грузовые емкости типа 1 — грузовые емкости, у которых изоляция либо сочетание изоляции и одного или нескольких слоев внутренней облицовки выполняют функцию первичного барьера. Внутренний корпус или конструкция вкладной цистерны должны выполнять функции вторичного барьера.

2.3.1.2    Грузовые емкости типа 2 — грузовые емкости, у которых изоляция либо сочетание изоляции и одного или нескольких слоев внутренней облицовки выполняют функцию первичного и вторичного барьеров и эти барьеры легко различимы.

2.3.2    Под внутренней облицовкой подразумевается относительно тонкий не подверженный нагрузкам защитный слой из металлических, неметаллических или композитных материалов, образующий часть конструкции грузовой емкости с внутренней изоляцией. Внутренняя облицовка служит для предотвращения образования трещин или для улучшения механических свойств изоляции.

2.3.3    К внутренней облицовке не предъявляется требование обеспечения непроницаемости.

2.3.4    Свойства материалов, применяемых для изготовления грузовых емкостей с внутренней изоляцией, должны допускать возможность применения методов моделирования и аналитических методов расчета (см. 4.7.1 настоящей части).

2.3.5    Расчетное давление паров Р0, как правило, не должно превышать 25 кПа, однако может быть увеличено до 70 кПа при условии достаточной прочности конструкций корпуса, поддерживающих грузовую емкость с внутренней изоляцией. Давление более 70 кПа может быть допущено, если грузовая емкость с внутренней изоляцией поддерживается конструкцией вкладной емкости.

2.4 Мембранные емкости — грузовые емкости, образуемые тонкой оболочкой (мембраной), которая поддерживается через изоляцию смежными конструкциями корпуса. Конструкция мембраны должна обеспечивать отсутствие повреждений при любых деформациях, в том числе термических.

2.4.1    Расчетное давление паров Р0, как правило, не должно превышать 25 к Па, однако может быть увеличено до 70 кПа при условии соответствующего увеличения размеров связей корпуса и учета прочности поддерживающей изоляции.

2.4.2    При проектировании мембранных емкостей по специальному согласованию с Регистром допуска-


Правила классификации и постройки газовозов

ется применение конструкций с использованием неметаллических мембран либо мембран, встроенных в изоляцию или соединенных с ней. Толщина таких мембран, как правило, не должна превышать 10 мм.

2.5 Полумембранные емкости — грузовые емкости, образуемые тонкой оболочкой (мембраной), которая частично поддерживается через изоляцию смежными конструкциями корпуса; при этом компенсация возникающих деформаций, в том числе термических, осуществляется за счет скругленных частей мембраны.

2.5.1 Расчетное давление паров Р0, как правило, не должно превышать 25 кПа, однако может быть увеличено до 70 кПа при условии соответствующего увеличения размеров связей корпуса и учета прочности поддерживающей изоляции.

3 РАСЧЕТНЫЕ НАГРУЗКИ

3.1    Прочность элементов конструкций грузовых емкостей, их опор и деталей крепления при действии любых возможных в эксплуатации нагрузок и их реальных комбинаций должна быть подтверждена расчетами; при этом дополнительно должны быть рассмотрены;

нагрузки, возникающие в процессе испытаний (см. разд. 2 настоящей части);

возможность увеличения расчетного давления паров Р0 при стоянке в порту (см. разд. 1 настоящей части);

перераспределение нагрузок при статическом крене 30°.

3.2    Расчетная нагрузка от внутреннего давления в грузовой емкости Рэкв, кПа (м вод. ст.), должна определяться по формуле

р,кв = ю[л> + (а^\ 021104 )] >    (3-2.1)

где яр — перегрузка относительно ускорения свободного падения в направлении р (рис. 3.2.1). В расчете следует принимать направления р, в которых перегрузка максимальная; av — поперечная составляющая ускорения; ах — вертикальная составляющая ускорения; zp — высота жидкости над рассматриваемой точкой, м, при полностью заполненной грузовой емкости (рис. 3.2.2); у—максимальная плотность груза при расчетной температуре, т/м3.

Произведение (tfpzpy)max учитывает влияние давления жидкости.

Купола емкостей, рассматриваемые как часть их общего объема, должны учитываться при определении zp , за исключением случаев, когда общий объем куполов Vd не превышает величины

и-    (3.2.2)

где Vt — объем емкости без купола;

FL — предел заполнения емкости (см. 3.7 части VI «Системы и трубопроводы»).

Рис. 3.2.1 Эллипсы ускорения

Рис. 3.2.2 Определение внутреннего гидростатического напора

3.3    Расчетная нагрузка от внешнего давления должна определяться как разность между одновременно действующими минимально возможным в эксплуатации внутренним давлением (максимальный вакуум) и максимальным внешним давлением.

3.4    Расчетные динамические нагрузки, действующие на элементы грузовых емкостей, должны определяться на основании рассмотрения долго-


временного распределения всех видов перемещений судна на нерегулярном волнении; при этом за расчетную величину принимаются 108 волновых циклов.

а.

Применение упрощенных спектров динамических нагрузок, а также возможность их снижения за счет уменьшения скорости судна и изменения курсового угла на волнении являются в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

(3.5.3)

(3.5.4)

Lo

5z

Lo

1200

Для практической оценки скорости распространения трещин допускается применение распределения нагрузки за период 15 суток в соответствии с рис. 3.4.

±аоф + (5,3-~)2(-Ч),05)2®3/2;    (3.5.1)

у    Lq    L о    с.ь

для поперечного ускорения:

aY = ± a(J 0,6+2,5(-+0,05)2+К( 1 +0,6к|)2;    (3.5.2)

v    Lo    о

для продольного ускорения:

ах = ± a0-sj 0,6+ А2 — 0,25А

при А = (0,7


Рис. 3.4 Упрощенное распределение нагрузки (с0 — наиболее вероятное максимальное напряжение в течение срока службы судна.

График циклической нагрузки — логарифмический. Величина 2T05 приведена в качестве примера оценки)

3.5 Ускорения, действующие на грузовые емкости, определяются в их центрах тяжести и включают:

вертикальное ускорение — ускорение при вертикальной килевой и бортовой качке, направленное перпендикулярно к основной плоскости судна;

поперечное ускорение — ускорение при поперечно-горизонтальной качке, рысканьи и бортовой качке, а также гравитационная составляющая бортовой качки;

продольное ускорение — ускорение при продольной и килевой качке, а также гравитационная составляющая килевой качки.

Если достоверные данные об инерционных силах, действующих на грузовые емкости при перемещениях судна на волнении, отсутствуют, при определении составляющих ускорения могут быть применены следующие формулы: для вертикального ускорения:

где L0 — длина судна, м (см. часть II «Корпус» Правил классификации);

С,„ — коэффициент общей полноты;

В — наибольшая ширина судна, м;

х — продольное отстояние центра тяжести грузовой емкости от миделя, м (положительное значение — в нос от миделя);

z — расстояние по вертикали от фактической ватерлинии судна до центра тяжести грузовой емкости с грузом, м (положительное значение — выше ватерлинии, отрицательное — ниже нее);

34_600

а0 = 0,2 т=+-ТL-;    (3.5.5)

\JL о    Lo

V — эксплуатационная скорость, уз;

К = 1,0, как правило. Для конкретных условий загрузки судна и обводов корпуса К может определяться по формуле К = 13G,„/B, (А> 1; Gm — метацентрическая высота, м); ах, av а2 — максимальные безразмерные (т. е. отнесенные к ускорению свободного падения) ускорения в соответствующих направлениях (в расчетах считаются действующими отдельно); ах включает составляющую от воздействия статического веса в продольном направления при килевой качке; av включает составляющую от воздействия статического веса в поперечном направлении при бортовой качке; az не включает составляющую от воздействия статического веса.

3.6    Расчетная динамическая нагрузка на стенки грузовой емкости при частичном ее заполнении является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

3.7    Необходимость учета и расчетные значения термических нагрузок являются в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

В расчетах прочности грузовых емкостей при спецификационной температуре перевозимого груза ниже -55 °С должны учитываться кратковременные термические нагрузки, возникающие в период охлаждения.

3.8    Расчетные нагрузки на опоры должны определяться согласно требованиям разд. 7 настоящей части.


Правила классификации и постройки газовозов

4 РАСЧЕТЫ ПРОЧНОСТИ

4.1    Расчет толщины стенок грузовых емкостей и размеров элементов смежных конструкций должен выполняться по методикам, одобренным Регистром.

4.2    Размеры элементов корпусных конструкций, ограничивающих встроенные грузовые емкости, должны определяться с учетом требований 2.13 части II «Корпус» Правил классификации.

4.2.1    Выбор размеров указанных конструкций должен быть подтвержден расчетом прочности, выполненным по методике, одобренной Регистром.

4.3    В расчете прочности конструкции мембранных емкостей должно учитываться влияние всех возможных в эксплуатации статических и динамических нагрузок.

4.3.1    Одновременно с расчетом прочности Регистру должны быть представлены для сведения результаты модельных испытаний конструкции, подтверждающие целесообразность принятых в расчете допущений и достаточную точность и достоверность его результатов. Условия проведения испытаний должны соответствовать наиболее неблагоприятным условиям эксплуатации емкости.

4.3.2    Испытания материалов должны подтвердить, что старение материалов не препятствует выполнению функций, для которых они предназначены.

4.3.3    При отсутствии достоверных данных о внешних нагрузках на однотипных судах виды и значения испытательных нагрузок должны определяться из рассмотрения всех возможных в эксплуатации комбинаций реальных нагрузок; при этом должно быть подтверждено, что при воздействии избыточного давления в межбарьерном пространстве, вакуума в грузовой емкости, динамических ударов при наличии свободных поверхностей или вибрации целость мембраны не будет нарушена.

4.3.4    Расчет прочности корпуса должен выполняться с учетом внутреннего давления, указанного в 3.2; при этом должен быть рассмотрен случай совместной деформации мембраны и примыкающей к ней изоляции с элементами корпуса судна.

4.3.5    Толщина обшивки внутреннего борта и настил второго дна должны соответствовать требованиям части II «Корпус» Правил классификации с учетом внутреннего давления (см. 3.2 настоящей части).

4.3.6    Допускаемые напряжения для расчета мембраны, ее опор и изоляции являются в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

4.4 Методика расчета прочности полумембран-ных емкостей является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

4.5    Расчет прочности вкладных грузовых емкостей типа А должен выполняться в соответствии с требованиям части II «Корпус» Правил классификации с учетом внутреннего давления (см. 3.2 настоящей части) и надбавок на коррозию, указанных в разд. 6.

4.5.1    Для конструкций в районе опор расчетные напряжения должны определяться с учетом нагрузок, указанных в разд. 3, насколько это применимо, и деформации корпуса судна.

4.6    Расчет прочности вкладных грузовых емкостей типа В должен выполняться с учетом воздействия всех возможных в эксплуатации статических и динамических нагрузок и их комбинаций для выполнения требования ограничения пластической деформации, устойчивости, усталостной долговечности и критического размера трещин; при этом должны быть выполнены:

статистическая оценка волновых нагрузок (см. 3.4 настоящей части);

расчеты прочности методом конечных элементов или эквивалентным методом по методике, одобренной Регистром;

расчет скорости распространения трещин;

расчет прочности при воздействии нагрузки, передаваемой на конструкции грузовой цистерны от ее опор и деталей крепления с применением трехмерной схемы идеализации.

4.6.1    Если данные для однотипных судов отсутствуют, должен быть проведен полный расчет ускорений и качки судна на нерегулярном волнении, а также реакций судна и грузовых емкостей на нагрузки, возникающие под действием сил инерции.

4.6.2    Расчет устойчивости должен учитывать максимальные допуски на изготовление конструкции.

4.6.3    При определении коэффициентов концентрации напряжений и усталостной долговечности узлов конструктивных элементов Регистр может потребовать проведения модельных испытаний.

4.6.4    Кумулятивное влияние нагрузки, вызывающей усталость, должно удовлетворять условию

у Hi +12_ < с    (4    6    4)

где я, — число циклов напряжений при каждом уровне напряжений за весь срок службы судна;

Nj — число циклов до излома для соответствующего уровня напряжений согласно кривой Велера (S — N);

Nj — число циклов до излома для усталостных нагрузок, обусловленных погрузочно-разгрузочными операциями;

Clv^0,5 в зависимости от метода испытаний и данных, используемых для построения кривой Велера (,S — N), по специальному согласованию с Регистром может быть допущено Cw > 0,5, но не более 1,0.

4.7    Расчеты прочности вкладных грузовых емкостей типа С должны выполняться с учетом следующих положений.


4.7.1    Толщина стенок вкладных грузовых емкостей типа С должна определяться с учетом формы их частей по методикам, одобренным Регистром.

Конструкция и способы подкрепления отверстий в емкостях типа С в каждом случае является предметом специального рассмотрения Регистром.

4.7.2    Если предусматривается визуальный и неразрушающий контроль, расчетный коэффициент прочности сварного соединения должен приниматься равным 0,95. По согласованию с Регистром он может быть увеличен до 1,0 в зависимости от свойств материала, типа соединения, способа сварки и типа нагрузки.

Для технологических сосудов под давлением по специальному согласованию с Регистром может быть допущен сокращенный объем неразрушающего контроля, при этом коэффициент прочности сварного соединения должен приниматься не более 0,85.

4.7.3    Если вкладные грузовые емкости типа С в процессе эксплуатации могут подвергаться воздействию нагрузки, вызывающей напряжение сжатия в стенках емкости, выбор толщины стенок и формы емкости является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

Расчеты прочности этих емкостей должны выполняться по методике, одобренной Регистром, с учетом технологических допусков на изготовление.

4.7.4    Расчетное внешнее давление Ре9 кПа, должно определяться по формуле

Ре1234,    (4.7.4)

где Р\ — установочное давление подрыва предохранительных клапанов; для грузовых емкостей без предохранительных клапанов является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром, однако не менее 2 кПа;

Р2 — установочное давление подрыва предохранительных клапанов для отсеков корпуса, в которых расположены грузовые емкости или их части; в других случаях

Р2 = 0;

Ръ — любые сжимающие усилия (воздействие веса и усадки изоляции, веса обшивки, включая надбавку на коррозию и т. п.), которым может быть подвержена грузовая емкость. Они включают также вес куполов, возвышающихся частей и трубопроводов, влияние груза при частично заполненной емкости, нагрузку от деформации корпуса и инерционные усилия. Кроме того, должно быть учтено местное воздействие внешнего и/или внутреннего давления;

Р4 — условная внешняя нагрузка вследствие наката воды на емкости или их части, находящиеся на открытой палубе; в других случаях Р4 = 0.

4.7.5    Должен быть выполнен расчет напряжений в районе опор емкостей (в стенке емкости и в корпусных конструкциях) при действии нагрузок, указанных в разд. 3 настоящей части.

Дополнительно Регистр может потребовать результаты оценки усталостной прочности конструкции, а также расчеты с учетом вторичных и термических напряжений.

4.7.6 Толщина стенок вкладных грузовых емкостей типа С должна быть не менее полученной расчетом с учетом надбавки на коррозию и в любом случае не менее:

5 мм — для углеродисто-марганцевых и никелевых сталей;

3 мм — для аустенитных сталей;

7 мм — для алюминиевых сплавов.

4.8 Расчеты прочности грузовых емкостей с внутренней изоляцией должны выполняться с учетом всех возможных в эксплуатации случаев статической и динамической нагрузок и их реальных комбинаций. Должна быть произведена оценка элементов конструкций, образующих стенки грузовой емкости, в отношении обеспечения усталостной прочности, склонности к распространению трещин, адгезионной способности изоляции, обеспечения прочности при снятии, растяжении и сдвиге. Кроме того, на одобрение Регистру должны быть представлены:

статистический анализ волновых нагрузок (см.

3.4 настоящей части);

расчеты конструкции по методу конечных элементов или эквивалентным методом; анализ механизма разрушения.

4.8.1    Должен быть выполнен расчет (с применением трехмерной идеализации) уровней напряжений и соответствующих им деформаций конструкций внутреннего корпуса или вкладной емкости, чтобы убедиться в том, что указанные деформации не приведут к отслоению и разрушению материала изоляции. В расчете должны учитываться нагрузка от давления внутри грузовой емкости (см. 3.2 настоящей части) и динамические нагрузки от волнообразования в балластных отсеках, если отсеки непосредственно прилегают к стенкам грузовой емкости.

4.8.2    Допускаемые напряжения, возникающие в стенках грузовых емкостей, и допускаемые совместные деформации конструкций стенок грузовых емкостей и материала изоляции являются в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

4.8.3    Регистру должны быть представлены результаты испытаний моделей конструкций, включая испытания конструктивных элементов сложных конструкций при совместном воздействии статической, динамической и термической нагрузок.

4.8.3.1 Условия испытаний должны соответствовать экстремальным условиям эксплуатации, в которых может находиться грузосодержащая система в процессе эксплуатации судна, включая учет тепловых циклов. Минимальным для этой цели количеством считается 400 тепловых циклов, исходя из 19 рейсов в год; если предполагается свыше 19 рейсов в год, может быть затребовано большее


Правила классификации и постройки газовозов

расчетное количество тепловых циклов. 400 тепловых циклов могут быть разделены на 20 полных циклов (температура груза до 45 °С) и 380 частичных циклов (температура груза достигает предполагаемой в период рейса в балласте).

4.8.3.2    Модели должны в достаточной мере представлять реальную конструкцию, включая углы, соединения, крепления насосов, места проходов трубопроводов и другие концентраторы напряжений, а также учитывать различие свойств материалов грузовой емкости, технологию изготовления и контроль качества.

4.8.3.3    Должны быть проведены испытания на растяжение и усталостную прочность для оценки поведения материала изоляции в отношении распространения трещин при развитии сквозной трещины в конструкции внутреннего корпуса или вкладной емкости; при этом конструкция в районе трещины по возможности должна быть подвергнута максимальному гидростатическому давлению балластной воды,

4.8.3.4    Кумулятивное влияние нагрузки, вызывающей усталостное разрушение, должно определяться в соответствии с 4.6.4 или эквивалентным методом.

4.8.3.5    Для грузовых емкостей с внутренней изоляцией при подготовке программы испытаний прототипа должна быть разработана технология ремонта материала изоляции и внутреннего корпуса или конструкции вкладной цистерны.

5 ДОПУСКАЕМЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ

5.1    При выборе размеров элементов конструкций, образующих встроенные и мембранные грузовые емкости, должны быть выполнены требования 4.2 и 4.3 настоящей части.

5.2    Для вкладных грузовых емкостей типа А, имеющих плоские поверхности, расчетные напряжения для связей (рамных шпангоутов, стоек, стрингеров, продольных рамных балок) не должны превышать меньшую из величин:

Кен/2>66 или ДвЛЛ,33 .

Если выполняются уточненные расчеты прочности с учетом деформации при изгибе, кручении и осевом смещении, а также силы взаимодействия между корпусом и грузовой емкостью при деформациях двойного дна и днища грузовой емкости, по специальному согласованию с Регистром могут быть допущены большие значения допускаемых напряжений.

5.3    Для вкладных грузовых емкостей типа В, имеющих форму тел вращения, допускаемые напряжения не должны превышать:

(5.3.1)

^1,5/;

(5.3.2)

стя^ 1,5F;

(5.3.3)

Gl+ob^1,5F;

(5.3.4)

стт + ств<1,5 F,

(5.3.5)

где c,„ — эквивалентные

первичные общие мембранные

напряжения;

<jL — эквивалентные первичные местные мембранные напряжения;

в — эквивалентные первичные напряжения при изгибе;

/ — меньшая из величин Rm/A и Ren/B\

F — меньшая из величин Rm/C и Reff/D;

ReH — спецификационный минимальный предел текучести при комнатной температуре.

Если кривая зависимости деформаций от напряжений не показывает четко выраженного предела текучести, принимается напряжение, соответствующее удлинению образца на 0,2 %;

Rm — спецификационный минимальный предел прочности при комнатной температуре.

Для сварных соединений конструкций из алюминиевых сплавов следует использовать соответствующие значения ReH или Rm в состоянии после отжига.

Указанные характеристики должны соответствовать минимальным спецификационным механическим свойствам материалов, включая наплавленный металл сварных швов.

При условии специального рассмотрения, Регистром могут быть учтены более высокие значения предела текучести и предела прочности при низкой температуре.

Температура, при которой определялись свойства материалов, должна быть указана в Свидетельстве.

Кроме того, в Свидетельстве должны быть приведены коэффициенты напряжений А, В, С и D, которые должны иметь минимальные значения, указанные в таблице 5.3.

Эквивалентные напряжения определяются по формуле

Стс = У1al + Оу - ахау + Зтху,    (5.3.6)

где ох — суммарные нормальные напряжения по оси х;

Су — суммарные нормальные напряжения по оси у; хху — суммарные касательные напряжения в плоскости д; — у.

Таблица 5.3

Коэффициент

напряжений

Стали

Алюминиевые

сплавы

Углеродисто-марганцовистые и никелевые

Аустенитные

А

3

3,5

4

В

2

1,6

1,5

С

3

3

3

D

1,5

1,5

1,5


Если статическое и динамическое напряжения определяются отдельно и не оправдано применение иных методов, суммарные напряжения определяются по формулам:

=С^,СТ±;    (5.3.7)

Од, — (7д,ст i лУ^С^^дин) >    (5.3.8)

^■ху Тгу,ст

±^(тхулин)2 ,    (5.3.9)

где    а,,С|,    тл>.сп ал.Я1Ш, аКЯ1Ш, т^>дин — соответственно

статические и динамические компоненты напряжения, которые определяются отдельно от составляющих ускорения и составляющих напряжения корпуса, обусловленного прогибом и скручиванием.

5.4    Выбор допускаемых напряжений для конструкций вкладных емкостей типа В, стенки которых образованы плоскими поверхностями, является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

5.5    Для вкладных грузовых емкостей типа С допускаемое мембранное напряжение в расчетах прочности (см. 4.7 настоящей части) должно приниматься как меньшая из величин RJA и Яец/Вгде Rm и ReH (см. 5.3).

Величины А и В должны приниматься не менее указанных в 5.3 и должны быть приведены в Свидетельстве.

5.6    Для грузовых емкостей с внутренней изоляцией должны выполняться требования 4.7.3 настоящей части

5.7    Допускаемые напряжения для материалов, не упомянутых в части IX «Материалы и сварка», являются в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

6 НАДБАВКА НА КОРРОЗИЮ

6.1    Если в процессе эксплуатации в грузовых емкостях предусмотрена перевозка химически активных веществ или не предусмотрен контроль окружающей грузовую емкость среды, Регистр может потребовать введения надбавки на коррозию для толщин стенок грузовой емкости, полученных расчетом.

6.2    Не требуется введения надбавок на коррозию для стенок грузовых емкостей, если их наружная поверхность защищена инертным газом или изоляция обладает стойкостью к воздействию паров груза.

Если стенки грузовых емкостей изготовлены из коррозионно-стойких материалов, введение надбавки на коррозию является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

Применение окраски или других тонких покрытий не рассматривается в качестве коррозионной защиты стенок грузовых емкостей.

7 ОПОРЫ ГРУЗОВЫХ ЕМКОСТЕЙ

7.1    Грузовые емкости должны крепиться к корпусу судна таким образом, чтобы предотвратить возможность их смещения под действием динамических или статических нагрузок.

Должна обеспечиваться возможность сжатия и расширения конструкций, образующих грузовую емкость, под действием изменения температуры без возникновения чрезмерных напряжений в элементах ее конструкции и конструкциях корпуса.

Грузовые емкости с опорами должны рассчитываться с учетом статического крена 30°.

Опоры должны рассчитываться для наиболее вероятного максимального результирующего ускорения (см. рис. 3.2.1).

7.2    Конструкция крепления грузовых емкостей к корпусу должна предусматривать наличие специальных упоров, которые способны воспринять горизонтальные усилия, возникающие при столкновении судна и равные 0,5 и 0,25 веса грузовой емкости с грузом в нос и в корму соответственно; при этом должно быть исключено возникновение любых повреждений элементов конструкции грузовых емкостей.

7.3    В расчете прочности элементов конструкции грузовых емкостей и их опор должно предполагаться независимое воздействие нагрузок, указанных в 7.1 и 7.2, а также отсутствие наложения этих нагрузок на усилия, возникающие при деформациях корпуса судна на волнении.

7.4    Должны быть предусмотрены конструктивные меры для предотвращения возможности смещения грузовых емкостей (вкладных емкостей и, если необходимо, мембранных и полумембранных емкостей) относительно корпуса судна при действии сил инерции, обусловленных бортовой качкой.

7.5    Конструкция вкладных грузовых емкостей должна предусматривать наличие устройств (клинья, упоры и т. п.), препятствующих их всплытию под действием силы поддержания, действующей на порожнюю цистерну при затоплении трюма до осадки в полном грузу; при этом напряжение в элементах конструкции корпуса судна не должно превышать ReH.

8 ВТОРИЧНЫЙ БАРЬЕР

8.1 Если температура перевозимого груза при атмосферном давлении ниже -10 °С, должен быть предусмотрен вторичный барьер (см. 8.2), который может служить в качестве временной емкости для жидкого груза при его утечке из грузовой емкости.


Правила классификации и постройки газовозов утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу с 1 июля 2004 г.

Настоящее издание Правил составлено на основе Правил классификации и постройки газовозов издания 1985 г. с учетом изменений и дополнений, включенных в Бюллетень № 1 (1994 г.), а также подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены положения Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом с соответствующими изменениями к нему, введенными Резолюциями ИМО, а также унифицированные требования МАКО.

ISBN 5-89331-104-3

Правила устанавливают требования, являющиеся специфичными для судов, перевозящих сжиженные газы наливом, и дополняют Правила классификации и постройки морских судов и Правила по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства.

© Российский морской регистр судоходства, 2004

Правила классификации и постройки газовозов

Конструкция корпуса судна может служить вторичным барьером, если температура груза при атмосферном давлении не ниже -55 °С; при этом материал корпуса должен удовлетворять требованиям

10.2 и элементы конструкции корпуса, образующие вторичный барьер, не должны повреждаться при действии нагрузок, вызванных термическими деформациями.

8.2 Необходимость вторичного барьера для каждого типа грузовой емкости определяется по таблице 8.2.

Если конструкция грузовых емкостей не соответствует типам, приведенным в разд. 2 настоящей части, требование к наличию вторичного барьера является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

8.3 С учетом спектра нагрузок, указанного в 3.4 настоящей части, вторичный барьер должен удерживать жидкий груз при его утечке из грузовой емкости в течение не менее 15 суток, если к продолжительности рейса не предъявляются иные требования.

При утечке груза через первичный барьер конструкция вторичного барьера не должна

допускать снижения температуры корпусных конструкций до опасного уровня, а разрушение первичного барьера не должно приводить к выходу из строя вторичного барьера, и наоборот.

Функции вторичного барьера должны обеспечиваться до статического крена 30°.

8.4    Если в табл. 8.2 требуется частичный вторичный барьер, его протяженность должна определяться исходя из возможного объема утечки, соответствующего длине трещины в стенке грузовой емкости. Длина трещины определяется на основе рассмотрения спектра нагрузок, указанного в 3.4 настоящей части, с учетом скорости испарения жидкого груза, скорости утечки, подачи насосов и других факторов.

Двойное дно в районе грузовых емкостей в любом случае должно быть защищено от попадания на него жидкого груза.

В местах, где вторичный барьер отсутствует, должны быть приняты меры (например, установка брызгоотражателей) для отвода утечек жидкого груза вниз, в пространство между первичным и вторичным барьерами, чтобы сохранить температуру корпусных конструкций на безопасном уровне.

8.5    Конструкция вторичного барьера должна обеспечивать возможность периодического контроля его непроницаемости в процессе эксплуатации судна. Объем и методы испытаний являются в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

9 ИЗОЛЯЦИЯ

9.1    В конструкции грузовых емкостей, предназначенных для перевозки груза при температуре ниже -10 °С, должна быть предусмотрена изоляция, обеспечивающая поддержание температуры элементов корпусных конструкций выше минимально допустимой расчетной температуры, указанной в разд. 10 настоящей части и в части IX «Материалы и сварка», при расчетной температуре грузовых емкостей и температуре окружающей среды 0 °С для морской воды и 5 °С для воздуха.

9.1.1    Для судов ограниченных районов плавания по согласованию с Регистром может быть допущена более высокая расчетная температура окружающей среды.

9.1.2    Если эксплуатация судна предполагается в широтных зонах с более низкими температурами, Регистр может потребовать снижения расчетных температур окружающей среды. Соответствующая запись об этом должна быть сделана в Свидетельстве о годности газовоза.

9.2    Расчеты изоляции при установке вторичного барьера должны выполняться в соответствии с 9.1 для проверки того, что температура корпусной

Таблица 8.2

Тип емкости

Температура груза при атмосферном давлении

-10 °с

и выше

Ниже -10 °С до -55 °С

Ниже -55 °С

Основной тип грузовой емкости

Вторичный барьер не требуется

Корпус может выполнять функцию вторичного барьера

Отдельный вторичный барьер, если требуется

Встроенная грузовая емкость

Обычно не допускаемый тип емкости1

Мембранная емкость

Полный вторичный барьер

Полумембранная емкость

Полный вторичный барьер2

Вкладная грузовая емкость:

Типа А Типа В Типа С

Полный вторичный барьер Частичный вторичный барьер Вторичный барьер не требуется

Грузовая емкость с внутренней изоляцией:

Тип I

Тип 2

Полный вторичный барьер Полный вторичный барьер является частью конструкции

'Полный вторичный барьер обычно требуется, если допускается перевозка грузов при температуре ниже -10 °С при атмосферном давлении (см. определение «встроенные грузовые емкости» в разд. 2 настоящей части).

2Для полумембранных емкостей, отвечающих требованиям, предъявляемым к вкладным грузовым емкостям типа В, Регистр может допустить частичный вторичный барьер.


СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ

ЧАСТЬ V. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

1

Общие положения...................

. 5

1

Область распространения.............

25

1.1

Область распространения..............

. 5

2

Конструктивная противопожарная защита .

25

1.2

Определения и пояснения..............

. 5

3

Противопожарное оборудование и системы

25

2

Равноценные замены.................

. 6

3.1

Общие требования...................

25

3

Документы.........................

. 6

3.2

Водопожарная система...............

25

4

Символ класса......................

. 7

3.3

Система водяного орошения...........

26

4.1

Символ класса судна.................

. 7

3.4

Система порошкового тушения.........

26

4.2

Словесная характеристика в символе класса

. 7

3.5

Система инертных газов..............

26

5

Классификационные освидетельствования .

. 7

4

Защита персонала...................

27

6

Документация технического проекта судна в постройке........................

. 7

ЧАСТЬ VI. СИСТЕМЫ И ТРУБОПРОВОДЫ

ЧАСТЬ 11. КОНСТРУКЦИЯ ГАЗОВОЗА

1

Общие положения...................

28

2

Трубопроводы......................

28

1

Общие положения...................

. 8

2.1

Материалы........................

28

2

Типы конструктивной защиты.

2.2

Толщина стенок труб.................

28

Расположение грузовых емкостей........

10

2.3

Соединения трубопроводов............

29

2.4

Термическая обработка труб...........

30

2.5

Изоляция трубопроводов..............

30

ЧАСТЬ Ш. ОСТОЙЧИВОСТЬ, ДЕЛЕНИЕ НА ОТСЕКИ.

2.6

Расположение трубопроводов..........

30

НАДВОДНЫЙ БОРТ

2.7

Бортовые отливные отверстия ниже палубы надводного борта...................

30

1

Остойчивость.......................

11

3

Грузовая система....................

30

2

Аварийная остойчивость при местных

3.1

Насосы и компрессоры...............

30

повреждениях.......................

11

3.2

Трубопроводы и арматура.............

31

3

Деление на отсеки...................

11

3.3

Система защиты от повышения давления. .

33

4

Надводный борт.....................

12

3.4

Дополнительная система понижения давления для регулирования уровня жидкости.....

34

3.5

Система защиты от вакуума...........

34

ЧАСТЬ IV. ГРУЗОВЫЕ ЕМКОСТИ

3.6

Размеры предохранительных клапанов. . . .

35

3.7

Пределы заполнения грузовых емкостей . .

36

4

Регулирование давления и температуры груза.

36

1

Определения и пояснения..............

12

4.1

Общие положения...................

36

2

Типы грузовых емкостей..............

12

4.2

Системы охлаждения.................

37

3

Расчетные нагрузки..................

14

5

Газоотводная система................

38

4

Расчеты прочности...................

16

6

Осушительная и балластная системы.....

38

5

Допускемые напряжения..............

18

7

Система вентиляции.................

39

6

Надбавка на коррозию................

19

7.1

Вентиляция помещений, требующих посе-

7

Опоры грузовых емкостей.............

19

щения в процессе грузовых операций ....

39

8

Вторичный барьер...................

19

7.2

Вентиляция помещений, обычно не

9

Изоляция ..........................

20

посещаемых.......................

39

10

Материалы.........................

22

7.3

Вентиляция других помещений.........

40

11

Изготовление и испытание.............

22

8

Грузовые насосные и компрессорные отделения.

40

12

Снятие напряжений в конструкциях вклад-

9

Посты управления грузовыми операциями.

40

ных грузовых емкостей типа С..........

24

10

Использование груза в качестве топлива . .

41

И

Испытания ........................

43

11.1

Испытания арматуры.................

43

11.2

Испытания трубопроводов и систем.....

43

Правила классификации и постройки газовозов

ЧАСТЬ VII. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1    Общие положения...................44

1.1    Область распространения..............44

1.2    Определения и пояснения..............44

2    Электрическая установка..............44

2.1    Общие положения...................44

2.2    Электрическое оборудование в газоопасных

пространствах и зонах................44

3    Заземление.........................46

4    Источники электрической энергии.......46

5    Питание ответственных устройств.......46

6    Распределение электрической энергии от

аварийных источников................46

7    Размещение распределительных устройств . 46

8    Электрические приводы судовых механизмов

и устройств........................47

8.1    Общие требования...................47

8.2    Электрические приводы насосов.........47

8.3    Электрические приводы вентиляторов .... 47

9    Освещение.........................47

10    Система аварийно-предупредительной

сигнализации (АПС)..................47

И Конструкция электрического оборудования. 48

ЧАСТЬ VIII. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

1    Общие положения...................48

2    Указатели уровня жидкости в грузовых

емкостях...........................48

3    Сигнализация об уровне жидкости.......49

4    Приборы для измерения давления.......49

5    Указатели температуры................49

6    Устройства обнаружения газа...........50

ЧАСТЬ IX. МАТЕРИАЛЫ И СВАРКА 1 2 3

3.6    Испытания сварных швов в процессе

производства....................... 56

3.7 Неразрушающий контроль............. 57

ЧАСТЬ X. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

1    Общие положения................... 57

2    Защита экипажа.................... 57

3    Конструкционные материалы........... 58

4    Вкладные грузовые емкости........... 58

5    Системы охлаждения................. 58

6    Палубные грузовые трубопроводы........ 59

7    Носовые или кормовые погрузочно-

разгрузочные трубопроводы............ 59

8    Удаление воздуха из паровых пространств. .    59

9    Контроль за влажностью.............. 59

10    Ингибирование..................... 59

11    Стационарные устройства обнаружения

токсичного газа..................... 59

12    Окись этилена...................... 59

13    Смеси метилацетилена и пропадиена..... 60

14    Азот............................. 60

15    Хлор............................. 60

15.1    Грузовые емкости................... 60

15.2    Грузовые трубопроводы............... 61

15.3    Материалы........................ 61

15.4    Контрольно-измерительные приборы..... 61

15.5    Защита экипажа.................... 61

15.6    Пределы заполнения грузовых емкостей . . 61

16    Винил хлористый................... 61

17    Эфир диэтиловый и эфир винилэтиловый . 62

18    Окись пропилена и смеси окиси этилена и окиси пропилена с содержанием

окиси этилена не более 30 % по весу .... 62

19    Аммиак........................... 64

20    Трубопроводы возврата паров.......... 64

21    Токсичные грузы.................... 64

22    Пламезащитные экраны газоотводных

отверстий......................... 64

23    Максимально допустимое количество груза

в одной емкости.................... 65

24    Несовместимые грузы................ 65

25    Перевозка грузов, отмеченных (*) в таблице технических требований (приложение 1). . 65

Приложение 1. Таблица технических требований........................... 65

Приложение 2. Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом (Глава 18. Эксплуатационные требования)......... 68


ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ ГАЗОВОЗОВ

ЧАСТЬ I. КЛАССИФИКАЦИЯ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1    Область распространения.

Правила классификации и постройки газовозов1 распространяются на специально построенные или переоборудованные суда независимо от валовой вместимости и мощности силовой установки, предназначенные для перевозки наливом сжиженных газов, имеющих абсолютное давление пара выше 280 кПа при температуре 37,8 °С, и других веществ, приведенных в таблице технических требований (приложение 1).

На газовозы в полной мере распространяются требования Правил по оборудованию морских судов, Правил по грузоподъемным устройствам морских судов, Правил о грузовой марке морских судов и Правил по предотвращению загрязнения с судов. Правила классификации и постройки морских судовраспространяются на газовозы в той мере, в какой это оговаривается в тексте настоящих Правил.

1.2    Определения и пояснения.

В Правилах приняты следующие определения.

Верхний предел воспламеняемости (ВПВ) — концентрация углеводородного газа в воздухе, свыше которой содержание воздуха оказывается недостаточным для поддержания и распространения процесса горения.

Вторичный барьер — не пропускающий жидкость внешний элемент грузосодержащей системы, предназначенный для временного хранения любых возможных утечек жидкого груза через первичный барьер и предотвращающий понижение температуры корпусных конструкций судна до опасного уровня.

Газ о безопасное пространство — пространство, которое не является газоопасным.

Газовоз — судно, предназначенное для перевозки наливом сжиженных газов и других грузов, перечисленных в приложении 1 к Правилам.

Газоопасное пространство — пространство в грузовой зоне, которое не оборудовано одобренньм образом или устройством, обеспечивающим постоянное поддержание безопасной атмосферы;

закрытое пространство вне грузовой зоны, через которое проходит трубопровод, содержащий груз в жидком или газообразном состоянии, или в пределах которого такой трубопровод оканчивается, если не установлены одобренные устройства для предупреждения любой утечки паров груза в атмосферу данного пространства; 4 5

грузосодержащая система и грузовые трубопроводы; трюмное помещение, где груз перевозится в грузосодержащей системе, для которой не требуется вторичный барьер;

помещение, отделенное одинарным стальным газонепроницаемым контуром от трюмного помещения, в котором расположена грузо содержащая система, требующая вторичного барьера;

грузовое насосное и грузовое компрессорное отделения;

пространство на открытой палубе; полузакрытое помещение на открытой палубе в районе 3 м от любого выпускного отверстия грузовой емкости, отверстия для выхода газа или паров, фланцев грузового трубопровода, грузовых клапанов, входов и вентиляционных отверстий, ведущих в грузовое насосное или в грузовое компрессорное отделения;

открытая палуба над грузовой зоной плюс 3 м в нос и в корму от грузовой зоны и на высоту 2,4 м над верхней палубой;

пространство в пределах 2,4 м от внешней поверхности грузо содержащей системы, где такая поверхность подвержена воздействию внешней среды;

закрытое или полузакрытое помещение, в котором расположены трубопроводы, предназначенные для груза. (Помещение, которое содержит оборудование для обнаружения газа, указанное в 6.3 части VIII «Контрольно-измерительные устройства», и помещение, в котором используется испаряющийся газ в качестве топлива и которое отвечает требованиям части VI «Системы и трубопроводы», не считаются газоопасными);

помещение для грузовых шлангов; закрытое или полузакрытое помещение, имеющее непосредственный выход в любое газоопасное пространство.

Грузовая емкость — непроницаемая для жидкости емкость, спроектированная как первичный резервуар для груза, а также включающая все подобные емкости независимо от того, имеют они изоляцию и/или вторичные барьеры или нет.

Грузовая зона — часть судна, в которой расположены грузосодержащая система, грузовое насосное и компрессорное отделения, включая палубные пространства над этими помещениями по всей ширине и длине судна, но исключая коффердамы, балластные и пустые помещения у носовой переборки носового трюмного помещения и у кормовой переборки кормового трюмного помещения.

Грузовые служебные помещения — помещения площадью более 2 м2 в грузовой зоне, используемые как мастерские, кладовые и склады.


Правила классификации и постройки газовозов

Грузосодержащая система — система, которая предназначена для операций с грузом и в которой содержится груз, а также первичный и вторичный барьеры, изоляция, любые промежуточные пространства и прилегающие конструкции, необходимые для их крепления.

Грузы — вещества, перечисленные в таблице технических требований (приложение 1) и перевозимые наливом на судах, которые отвечают требованиям Правил.

Давление пара — абсолютное равновесное давление насыщенного пара над жидкостью при определенной температуре, выраженное в кПа.

Жилые помещения — см. 1.5.2 части VI «Противопожарная защита» Правил классификации.

Закрытие емкости — конструкция, предназначенная для защиты грузосодержащей системы от повреждения, если она выступает над верхней палубой и/или служит для обеспечения непрерывности и целости палубной конструкции.

Изолированное пространство — межбарьерное или иное пространство, полностью или частично заполненное изоляцией.

Коффердам — пространство между двумя смежными стальными переборками или палубами. Этим пространством может быть пустое помещение или балластная цистерна.

Купол емкости — верхняя часть грузовой емкости, выступающая над верхней палубой или закрытием емкости.

MARVS — максимально допустимое установочное давление подрыва предохранительного клапана грузовой емкости.

Межбарьерное пространство — пространство между первичным и вторичным барьерами, полностью или частично заполненное изоляцией или другим материалом.

Нижний предел воспламеняемости (НПВ) — концентрация углеводородного газа в воздухе, ниже которой невозможно поддержание и распространение процесса горения.

Первичный барьер — внутренний элемент грузосодержащей системы, рассчитанный на хранение груза, если эта система включает два барьера.

Плотность пара — относительный вес пара по сравнению с весом воздуха эквивалентного объема при одинаковых давлении и температуре.

Пост управления грузовыми операциями — помещение, используемое для управления грузовыми операциями и соответствующее требованиям разд. 9 части VI «Системы и трубопроводы».

Посты управления — см. 1.5.1 части VI «Противопожарная защита» Правил классификации.

Пустое помещение — закрытое пространство в грузовой зоне вне грузосодержащей системы, не являющееся трюмным помещением или балластной цистерной, топливной цистерной, грузовым насосным или компрессорным помещением, любым помещением, обычно посещаемым экипажем.

Служебное помещение —см. 1.5.3 части VI «Противопожарная защита» Правил классификации.

СПГ (LNG) — сжиженный природный газ, в основном состоящий из метана.

СНГ (LPG) — сжиженный нефтяной газ, в основном состоящий из углеводородов (смеси пропана и бутана в любом сочетании), состав которого может содержать в небольших количествах другие компоненты, такие как сероводород или алкилы свинца.

Температура кипения — температура в °С, при которой груз имеет давление пара, равное атмосферному барометрическому давлению.

Трюмное помещение — пространство, которое ограничено конструкциями корпуса и в котором расположена грузосодержащая система. Если вторичный барьер является частью конструкции корпуса, он может быть границей трюмного помещения.

2 РАВНОЦЕННЫЕ ЗАМЕНЫ

2.1 Регистр может дать согласие на применение конструкций судна, оборудования, материалов, средств и приборов или проведение мероприятий иных, чем это требуется Правилами, при этом отступления от Правил могут быть допущены Регистром только в тех случаях, когда такие отступления допускаются Международным кодексом постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом1.

В указанных случаях Регистру должны быть представлены данные, позволяющие установить соответствие таких конструкций, оборудования, материалов, средств и приборов или мероприятий условиям, обеспечивающим безопасность судна, охрану человеческой жизни, надежную перевозку грузов и предотвращение загрязнения с судов.

3 ДОКУМЕНТЫ

3.1 Судам, удовлетворяющим требованиям Правил и Кодекса, в дополнение к документам,


предусмотренным в Общих положениях о классификационной и иной деятельности Правил классификации, на основании положительных результатов освидетельствования, отраженных в актах освидетельствований, выдается Международное свидетельство о годности судна к перевозке сжиженных газов наливом1.

Срок действия Свидетельства о годности газовоза — не более 5 лет.

3.2    Свидетельство о годности газовоза должно постоянно находиться на борту судна и быть доступным для инспектирования.

3.3    В случае, если на судне Регистром разрешены равноценные замены, регламентируемые разд.2 настоящей части, в Свидетельстве должно быть отражено содержание этих замен.

4 СИМВОЛ КЛАССА

4.1    Символ класса судна.

Основной символ класса судна и дополнительные знаки присваиваются в соответствии с указаниями 2.2 части I «Классификация» Правил классификации.

4.2    Словесная характеристика в символе класса.

4.2.1    Суда, отвечающие требованиям Правил классификации и настоящих Правил, к основному символу класса (см. 2.2.9 части 1 «Классификация» Правил классификации) получают словесную характеристику: газовоз.

4.2.2    В зависимости от того, в какой степени судно отвечает требованиям части Ш «Остойчивость, деление на отсеки. Надводный борт», а также от расположения грузовых емкостей относительно наружной обшивки судна и от степени обеспечения живучести судна, с учетом степени биологической опасности допущенных к перевозке грузов, к словесной характеристике добавляются слова: тип 1G, тип 2G, тип 2PG, тип 3G.

4.2.3    Если газовоз предназначен для перевозки только одного конкретного груза, в символе класса дополнительно указывается название этого груза, например, газовоз тип 2G (этилен). В этом случае требования, предъявляемые к судну, должны учитывать конкретные опасности, связанные с перевозкой этого груза.

4.2.4    Если газовоз предназначен для перевозки нескольких конкретных грузов, требования назначаются, исходя из совокупности свойств наиболее опасных перевозимых грузов.

4.2.5    Судно, предназначенное для перевозки сжиженных газов наливом совместно с другими

видами грузов, является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

5 КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

5.1    Первоначальное и/или периодические освидетельствования газовозов с целью присвоения и/или подтверждения класса проводятся в соответствии с разд. 3 части III «Дополнительные освидетельствования судов в зависимости от их назначения и материала корпуса» Правил классификационных освидетельствований судов.

5.2    Освидетельствование судна с целью выдачи Свидетельства о годности газовоза проводится при первоначальном или периодическом освидетельствовании судна.

5.3    Ежегодные освидетельствования судна проводятся в пределах 3 месяцев до или после истечения каждого годичного срока со дня выдачи Свидетельства о годности газовоза и имеют целью установить, что оборудование, арматура, устройства и материалы судна удовлетворяют соответствующим положениям Правил.

О проведенных освидетельствованиях делается соответствующая запись в Свидетельстве о годности газовоза.

6 ДОКУМЕНТАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОЕКТА СУДНА В ПОСТРОЙКЕ

6.1 В дополнение к технической документации, указанной в разд. 4 части I «Классификация» Правил классификации, Регистру должны быть представлены следующие технические данные и документы, подтверждающие выполнение Правил:

.1 чертежи и расчеты прочности емкостей с указанием расстояния от обшивки борта и днища до емкостей;

.2 чертежи опор и других конструкций для крепления вкладных грузовых емкостей;

.3 чертежи и схемы систем и трубопроводов для груза с указанием таких узлов, как компенсаторы, фланцевые соединения, запорная и регулирующая арматура;

.4 чертежи и описания установки инертных газов;

.5 обоснование годности огнетушащих веществ, приборов системы обнаружения и тушения пожара для перевозимых грузов, а также документы, подтверждающие принятые в проекте расчетное время тушения пожара, интенсивность подачи огнетушащих веществ и запас огнетушащих веществ на судне;


Правила классификации и постройки газовозов

.6 схемы и расчеты системы вентиляции помещений в грузовой зоне и других помещений, к которым необходим доступ для выполнения грузовых операций. На схемах должны быть приведены данные о годности материалов, примененных для изготовления крылаток вентиляторов и воздуховодов;

.7 схемы и расчеты газоотводной системы;

.8 чертежи и описания всех систем и устройств для измерения количества и характеристик груза и обнаружения газов;

.9 схемы и расчеты осушительной и балластной систем в грузовой зоне, насосных отделениях, коффердамах, туннелях трубопроводов, помещениях для вкладных грузовых емкостей и т. д.;

.10 обоснование годности изоляционных материалов, примененных в грузовой зоне, а также сведения о технологии их изготовления, условиях хранения, методах контроля качества, степени вредного воздействия солнечной радиации, вибрационной и температурной стойкости;

.11 чертежи быстрозапорных устройств грузосодержащей системы;

.12 схемы систем подогрева и охлаждения груза и расчет теплопередачи;

.13 чертежи предохранительных и вакуумных предохранительных клапанов грузовых емкостей;

.14 схемы систем регулирования давления и температуры груза;

.15 расчеты напряжений в грузовых и других трубопроводах, содержащих груз при температуре ниже -ПО °С;

.16 схемы трубопроводов, относящихся к использованию груза в качестве топлива, с указанием отдельных узлов соединений труб, расположения и конструкции арматуры;

.17 принципиальные схемы электрических приводов и систем управления установок повторного сжижения газа, охлаждения сжиженных газов, грузовых насосов и компрессоров, выработки инерт

ных газов, вентиляции взрывоопасных помещений и воздушных шлюзов;

.18 принципиальные схемы электрических систем измерений и сигнализации;

.19 принципиальные схемы систем автоматического и дистанционного отключения электрического оборудования, дистанционного управления клапанами обогрева корпусных конструкций;

.20 чертежи расположения электрического оборудования;

.21 чертежи прокладки кабелей во взрывоопасных помещениях и пространствах;

.22 чертежи заземления электрического оборудования, кабелей, трубопроводов, установленных в газоопасных пространствах;

.23 обоснование годности электрического оборудования;

.24 методика работ по механическому снятию напряжений вкладных грузовых емкостей.

6.2    На чертежах общего расположения судна или на отдельных чертежах должно быть показано расположение:

.1 грузовых люков (куполов емкостей) и любых других отверстий в грузовых емкостях;

.2 дверей, люков и любых других отверстий в взрывоопасные помещения и пространства (см. 2.1 части VII «Электрическое оборудование»);

.3 газоотводных труб и мест забора и выпуска воздуха системы вентиляции;

.4 дверей, иллюминаторов, тамбуров, мест выхода вентиляционных каналов и других отверстий в помещениях надстройки и помещениях, примыкающих к грузовой зоне;

.5 предполагаемая разбивка грузовых емкостей на группы с целью разделения груза.

6.3    На рассмотрение Регистру должен быть представлен перечень грузов, предназначенных к перевозке на судне, с указанием основных химических и физических свойств, а также опасных свойств, связанных с их перевозкой и хранением.


ЧАСТЬ II. КОНСТРУКЦИЯ ГАЗОВОЗА

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 В качестве основного типа газовоза принято судно с кормовым расположением механической установки. Размеры элементов конструкции корпуса определяются в соответствии с требованиями Правил классификации для наливных или сухогрузных судов в зависимости от принятого конструктивного типа

судна, типа грузовых емкостей и высоты надводного борта.

1.2    Трюмные помещения должны быть отде-лены от судовых помещений в соответствии с требованиями 2.3 части V «Противопожарная защита».

1.3    Суда, оборудованные грузовыми емкостями со вторичным барьером, которые предназначены для перевозки грузов при температуре ниже -10 °С, по всей длине грузовой зоны должны иметь двойное


дно, а при оборудовании грузовыми емкостями, которые предназначены для перевозки грузов при температуре ~55 °С и ниже — также и продольные переборки, образующие бортовые цистерны.

1.4    В местах прохода грузовых емкостей через открытую верхнюю палубу должны быть предусмотрены устройства, обеспечивающие уплотнение между палубой и грузовыми емкостями.

1.5    Посты управления, жилые и служебные помещения не должны располагаться в пределах грузовой зоны.

На судах, оборудованных грузовыми емкостями со вторичным барьером, должна быть обеспечена газонепроницаемость переборок жилых и служебных помещений и постов управления, обращенных к грузовой зоне.

1.6    Входы и отверстия в посты управления, машинные, жилые и служебные помещения не должны быть обращены к грузовой зоне, носовьм или кормовым погрузочно-разгрузочным устройствам. Размещение этих входов и отверстий допускается на переборке, не обращенной к грузовой зоне, носовым или кормовым погрузочно-разгрузочным устройствам, и/или на бортовых стенках надстроек или рубок на расстоянии U25, но не менее 3 м от конца надстройки или рубки. Указанное расстояние может не превышать 5 м.

Двери рулевой рубки могут устанавливаться в указанных пределах, если их конструкция обеспечивает быстрое закрывание и надежную газонепроницаемость рулевой рубки.

1.7    Иллюминаторы в наружных стенках надстроек и рубок, обращенные к грузовой зоне, носовым или кормовым погрузочно-разгрузочным устройствам, на бортовых стенках надстройки или рубки на расстоянии от грузовой зоны менее указанного в 1.1.6, в наружной обшивке корпуса ниже верхней непрерывной палубы и в первом ярусе надстройки должны быть глухого (не открывающегося) типа.

Указанное требование не распространяется на окна рулевой рубки.

1.8    Конструкция трюмного помещения должна обеспечивать возможность наружного осмотра изоляции со стороны трюмного помещения.

Если целость изоляции может быть проверена осмотром снаружи переборки, ограничивающей трюмное помещение, при эксплуатационной температуре грузовой емкости, осмотр изоляции со стороны трюмного помещения не требуется.

1.9    Должен быть обеспечен визуальный осмотр по крайней мере с одной стороны внутренней конструкции корпуса без снятия какой-либо постоянной конструкции или оборудования.

Если такой осмотр возможен только с наружной стороны внутреннего корпуса, то внутренним корпусом не должна быть ограничивающая переборка топливной цистерны.

1.10    Расположение и устройство трюмных помещений, грузовых емкостей, пустых и других газоопасных помещений должны обеспечивать доступ для их осмотра персоналом в защитной одежде, использующим индивидуальные приборы для дыхания, а также беспрепятственную эвакуацию на носилках или в люльках пострадавших в бессознательном состоянии. Доступ должен быть предусмотрен:

.1 в грузовые емкости непосредственно с открытой палубы;

.2 через горизонтальные отверстия, люки или лазы, размеры которых должны обеспечивать беспрепятственную эвакуацию пострадавших из нижней части помещения. Размеры отверстий в свету должны быть не менее 800 х 800 мм;

.3 через вертикальные отверстия или лазы, обеспечивающие проход по всей площади помещения, и на высоте не более 600 мм от днищевой обшивки, если не установлен решетчатый настил или площадки для перемещения. Размеры отверстий в свету должны быть не менее 800 х 800 мм.

1.11    Доступ в помещение, отделенное одинарным стальным газонепроницаемым контуром от трюмного помещения, оборудованного грузовыми емкостями со вторичным барьером, должен быть обеспечен только с открытой верхней палубы.

1.12    Для обеспечения доступа из газоопасного помещения в газобезопасное должен быть предусмотрен воздушный шлюз, образованный двумя самозакрывающимися стальными газонепроницаемыми дверями, расположенными на расстоянии не менее 1,5 м друг от друга, но не более 2,5 м. Высота комингсов дверей воздушного шлюза должна быть не менее 300 мм.

Требования к сигнализации, электрическому оборудованию, вентиляции и контролю наличия паров груза указаны в 7.3.3 части VI «Системы и трубопроводы», части VII «Электрическое оборудование» и разд. 6 части VIII «Контрольно-измерительные устройства».

1.13    Если не предусмотрен воздушный шлюз, доступ с открытой верхней палубы в газоопасные помещения должен быть расположен в газобезопасной зоне на расстоянии не менее 2,4 м над открытой палубой.

1.14    Туннели трубопроводов должны иметь не менее двух независимых выходов в противоположных концах туннеля, ведущих на открытую палубу.

По согласованию с Регистром могут быть допущены выходы в противоположных концах туннеля в носовые помещения или в пустые помещения грузовой зоны. Эти выходы должны иметь закрытия одобренного Регистром типа.

1.15    Размеры и конструкция туннелей трубопроводов должны обеспечивать возможность


1

   Общие положения................... 51

2

   Требования к материалам..............52

3

   Сварка и неразрушающий контроль......55

3.1    Общие положения................... 55

3.2    Сварочные материалы................ 55

3.3    Технологические испытания    при сварке

грузовых емкостей, технологических сосудов под давлением и вторичных    барьеров.....55

3.4    Испытания......................... 56

3.5    Технологические испытания    сварных

соединений трубопроводов.............56

4

’В дальнейшем — Правила.

5

’в дальнейшем — Кодекс.

'В дальнейшем — Свидетельство.