Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

25 страниц

Купить НД 2-020101-023 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

Раздел 1. Общие положения

Раздел 2. Класс судна

Раздел 3. Освидетельствования прогулочных судов

Раздел 4. Применение правил Регистра

Раздел 5. Судовые документы Регистра

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА МОРСКИМИ ПРОГУЛОЧНЫМИ СУДАМИ

НД No 2-020101-023

2001

Настоящие Правила классификации и технического надзора за морскими прогулочными судами Российского Морского Регистра Судоходства разработаны в соответствии с Постановлением № 74 Правительства Российской Федерации от 31 января 2001 года, утверждены в соответствии с действующими положениями и согласованы с Министерством транспорта Российской Федерации письмом ВЯ-134/ИС от 13 июня 2001 г.

Правила вступают в силу с 01 июля 2001 года и распространяются на морские прогулочные суда, плавающие под российским флагом.

© Российский Морской Регистр Судоходства, 2001

ISBN 5-89331-057-8

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА МОРСКИМИ ПРОГУЛОЧНЫМИ СУДАМИ

Ответственный за выпуск Е.Б.Мюллер Гл. редактор Г.В. Шелкова

Подписано к печати 25.06.01 Гарнитура Таймс. Печать офс.

Уел. печ. л. 1,5. Уч.-изд. л. 1,6. Формат 60x90/16. Тираж 300. Зак. 2098.

Российский Морской Регистр Судоходства 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 8

.3 частей IV «Остойчивость» и V «Запас плавучести и деление на отсеки» Правил классификации и постройки высокоскоростных судов.

4.4.2 Информация об остойчивости.

.1 Наличие на судне одобренной Регистром Информации об остойчивости обязательно. При отсутствии Информации об остойчивости должно быть выставлено требование об ее разработке как условия присвоения судну класса Регистра.

.2 Информация об остойчивости может быть составной частью Руководства по эксплуатации судна (см. 3.2.10), которое в этом случае подлежит одобрению Регистром только в отношении раздела, касающегося остойчивости.

.3 Информация об остойчивости должна содержать указания судоводителю по управлению судном в условиях волнения различной степени.

.4 При наличии на судне Информации об остойчивости, не имеющей одобрения органа надзора, эта Информация может быть рассмотрена подразделением Регистра, выполняющим первоначальное освидетельствование судна, и при положительных результатах одобрена на срок до шести месяцев, с соответствующим ограничением срока действия выдаваемых на судно документов Регистра. Указанная Информация должна быть направлена впоследствии в Главное управление Регистра для рассмотрения и окончательного одобрения.

.5 В случае, когда имеющаяся Информация об остойчивости одобрена органом надзора, но примененные критерии остойчивости не соответствуют правилам Регистра, то с учетом степени такого несоответствия, судно может быть классифицировано на срок не более шести месяцев с условием, что будут выполнены и представлены в Главное управление Регистра для рассмотрения и одобрения проверочные расчеты остойчивости в соответствии с критериями правил Регистра.

.6 Информационные материалы об остойчивости судна должны быть составлены с таким расчетом, чтобы исключалась необходимость выполнения капитаном (судоводителем) судна самостоятельных проверочных расчетов остойчивости. Указания в отношении обеспечения остойчивости судна должны приводиться в форме исчерпывающего числа рассчитанных случаев нагрузки судна и указаниями по размещению запасов, снабжения и оборудования для спорта и отдыха.

11

.7 Обеспечение остойчивости путем ограничения перемещения людей по судну не допускается. Если это необходимо, то число пассажиров на судне должно быть сокращено для исключения такого ограничения.

.8 При установлении района плавания в качестве места убежища может рассматриваться необорудованный берег, защищающий судно от прямого воздействия ветра и волнения, при условии, что обеспечивается возможность якорной стоянки и/или возможность высадки пассажиров и экипажа на необорудованный берег.

.9 Удаление от места убежища должно устанавливаться во всяком случае с учетом дальности плавания судна по его запасам топлива. В информационных материалах об остойчивости должна указываться дальность плавания судна в зависимости от имеющихся на судне запасов (для 100%, 75%, 50%, 25%).

.10 Состав и форма существующих информационных материалов об остойчивости могут не соответствовать Приложению I к части IV «Остойчивость» Правил классификации, однако данные согласно 1.5.1, 1.5.2, 1.5.6 — 1.5.9, 1.6.4 — 1.6.6, 1.7, 1.8 указанного Приложения должны быть представлены по объему и форме в зависимости от размеров судна и числа пассажиров.

4.4.3 Протокол кренования судна.

.1 Наличие сведений о массе и координатах центра тяжести судна порожнем обязательно. В противном случае при первоначальном освидетельствовании должно быть выставлено требование о предоставлении этих сведений и о проведении опыта кренования.

.2 Если протокол кренования судна отсутствует, но в судовых документах об остойчивости имеются сведения о массе и координатах центра тяжести судна порожнем, либо если эти данные могут быть получены из достоверных источников, судно должно быть подвергнуто опытному «взвешиванию» в соответствии с 1.5.5 части IV «Остойчивость» Правил классификации.

Судно должно быть подвергнуто также опытному «взвешиванию», если с момента постройки прошло 5 лет и более.

Если результаты опытного «взвешивания» не удовлетворяют требованиям 1.5.5 части IV «Остойчивость» Правил классификации, судно должно быть подвергнуто опытному определению массы судна порожнем и координат его центра тяжести.

Глава 4.5 ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

4.5.1    К прогулочным судам применяются требования части VI «Противопожарная защита» Правил классификации с учетом следующих указаний.

4.5.2    Допускается отсутствие деления судна на главные противопожарные зоны.

4.5.3    При применении таблиц 2.2.1.5-1 и 2.2.1.5-2 следует исходить только лишь из необходимости отделения машинного помещения (а также отсека топливных цистерн при использовании бензина в качестве топлива для главных двигателей) от всех прочих помещений конструкциями типа А-30.

4.5.4    Сохраняются требования 2.1.1.1, 2.1.4.3 и 2.1.5 относительно применения негорючих материалов, наличия стальных трапов и их защиты, размещения кладовых и установки самозакрывающихся дверей в машинное отделение.

При этом:

.1 требования относительно негорючих материалов следует рассматривать как рекомендательные;

.2 требование относительно материала трапов может не выполняться с учетом размеров судна, при наличии только одной палубы и только одного яруса рубки на ней, а также с учетом количества и расположения путей эвакуации из помещений в корпусе и в рубке. При этом трап в машинное отделение должен быть в любом случае стальным.

4.5.5    Машинное отделение (во всех случаях) и отсек вкладных топливных цистерн при использовании бензина в качестве топлива для главных двигателей должны быть защищены стационарной системой объемного тушения (углекислотной, аэрозольной), приводимой в действие с поста управления судном. Запас углекислого газа при этом должен определяться исходя из суммарного объема этих помещений.

4.5.6    Судно должно быть оборудовано системой автоматического обнаружения пожара и сигнализации о пожаре в машинном отделении (во всех случаях) и в отсеке вкладных топливных цистерн (при использовании бензина в качестве топлива для главных двигателей), а также в жилых и служебных помещениях, выведенной на пост управления судном и в каюту капитана (судоводителя).

4.5.7    На судне должен иметься по крайней мере один пожарный насос с электрическим или механическим приводом. Запуск этого

13

насоса должен осуществляться как с местного поста, так и дистанционно с поста управления судном.

Количество и длина пожарных рукавов и ручных пожарных стволов должны обеспечивать тушение пожара в любом из помещений судна, исходя из числа членов экипажа судна.

4.5.8 Судно должно быть обеспечено противопожарным снабжением и инвентарем в соответствии с пунктами 1, 2, 4, 5, 9, 17 табл. 5.1.2 части VI «Противопожарная защита» Правил классификации.

Глава 4.6 МЕХАНИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА. МЕХАНИЗМЫ

4.6.1    Требования части VII «Механические установки» Правил классификации применяются к морским прогулочным судам с учетом следующих допущений и исключений:

.1 Глава 1.1 — допускается применение бензина в качестве топлива главных двигателей;

.2 Глава 1.2 — применяется полностью, с учетом конструкции и состава механической установки судна;

.3 Глава 2.1 — не применяются пункты 2.1.1, 2.1.2, 2.1.6 — 2.1.9;

.4 Глава 2.4 — не применяется пункт 2.4.3 относительно материала гребных винтов судов с ледовыми усилениями;

.5 Глава 3.1 — не применяются пункты 3.1.7 — 3.1.9;

.6 Глава 3.2 — не применяются пункты 3.2.2, 3.2.5, 3.2.7 — 3.2.13;

.7 Глава 4.2 — применяются только пункты 4.2.1 и 4.2.6;

.8 Глава 4.3 — применяется только пункт 4.3.3. При использовании топлива с температурой вспышки менее 55 °С топливные цистерны должны удовлетворять требованиям, перечисленным в

4.7.4.3 настоящих правил;

.9 Глава 4.4 — применяются только пункты 4.4.1, 4.4.4 — 4.4.9;

.10 Глава 4.5 — применяются только пункты 4.5.1, 4.5.2, 4.5.8;

.11 Глава 5.1 — применяются только пункты 5.1.3, 5.1.4.

4.6.2    В отношении остальных требований части VII «Механические установки» и требований части IX «Механизмы» Правил классификации при первоначальном освидетельствовании прогулочного судна следует руководствоваться следующим:

.1 Испытания на функционирование в диапазонах эксплуатационных режимов и при их спецификационных изменениях должны

14

рассматриваться в качестве главного оценочного критерия работоспособности и надежности механизмов.

.2 Должна проверяться надежность и работоспособность аварийно-предупредительной сигнализации и защиты, их соответствие документации изготовителя.

.3 При обнаружении ненормальной работы и различных дефектов механизмов и других компонентов механической установки должен быть сделан анализ причин выявленных недостатков и намечены технически осуществимые меры по их устранению. При необходимости может быть потребован анализ соответствия конструкции и качеств компонентов механической установки применимым требованиям частей VII «Механические установки» и IX «Механизмы» Правил классификации, с выполнением необходимых расчетов.

При этом могут применяться альтернативные методы определения прочных размеров деталей механизмов.

Глава 4.7 СИСТЕМЫ И ТРУБОПРОВОДЫ

Требования части VIII «Системы и трубопроводы» Правил классификации применяются к морским прогулочным судам следующим образом.

4.7.1    Требования 1.4.2, 1.5, 1.6, 2.1.2 — 2.1.5, 2.1.7, 2.1.9 — 2.1.11, 2.2, 2.3.8, 2.4, разд. 3, а также 4.1, 4.2, 4.3.2.10, 4.3.2.12 следует считать рекомендательными.

4.7.2    Обязательно выполнение требований 2.1.1, 2.1.6, 2.1.8, 2.3.1 — 2.3.7, 4.3.2 — 4.3.9 (при этом в подпункте 4.3.2.3 обязательно выполнение только указания о наличии защитных решеток или пропускных щелей в обшивке корпуса судна), 4.3.2.11, 5.1.3, 5.1.4 (кроме второго абзаца), 5.2.1, 5.5.1, 5.6.1, 5.7.1.

4.7.3    Осушительная система.

Должны быть выполнены следующие положения:

.1 На каждом прогулочном судне с главными двигателями общей мощностью 220 кВт и более должно быть не менее двух осушительных насосов с механическим приводом, один из которых может быть переносным.

Вместо указанных в качестве осушительных могут применяться (при их наличии на судне) балластные, санитарные насосы или иные насосы общесудового назначения с достаточной подачей.

15

В качестве одного из осушительных насосов может быть использован насос, приводимый в действие главным двигателем или водоструйный эжектор.

.2 На каждом прогулочном судне с главными двигателями общей мощностью менее 220 кВт должно быть не менее двух осушительных насосов, одним из которых должен быть насос с механическим приводом (может быть использован насос, приводимый в действие главным двигателем, или переносной насос с механическим приводом) или водоструйный эжектор, а вторым — ручной насос с подачей не менее половины указанной в табл. 4.7.3.3.

.3 Для осушения судов, имеющих в качестве главных двигателей подвесные двигатели, и не имеющих приводных источников электроэнергии, достаточно иметь не менее двух ручных насосов поршневого типа с суммарной подачей не меньшей, чем указана в табл. 4.7.3.3.

Таблица 4.7.3.3

LxBxD, м3

Подача, м3/час

До 60

4

60 — 250

6

250 — 500

8

Более 500

12

Примечание. Определения L, В, D указаны в части II «Корпус» Правил

классификации. При этом D измеряется в

1 каждом случае до палубы переборок.

.4 Осушительные центробежные насосы должны быть самовсасывающими или система должна быть оборудована воздухоудали-тельным устройством.

Рекомендуется применение одного из насосов (с механическим приводом) поршневого типа.

.5 Каждый осушительный насос с механическим приводом, из указанных в 4.7.3.1 и 4.7.3.2 настоящей главы, должен иметь подачу не менее указанной в таблице 4.7.3.3.

.6 на судах катамаранного типа каждый корпус должен быть оборудован автономной осушительной системой, отвечающей изложенным требованиям.

.7 Должна быть предусмотрена возможность осушения любого водонепроницаемого отсека каждым из требуемых в 4.7.3.1 — 4.7.3.3 насосов. В случае, если по конструктивным соображениям какой-либо водонепроницаемый отсек может осушаться только одним из

предусмотренных в 4.7.3Л — 4.7.3.3 насосов, должно быть предусмотрено самостоятельное резервное средство осушения этого отсека.

.8 Осушительная система должна исключать возможность сообщения отсеков и перетекания воды из одного водонепроницаемого отсека в другой.

.9 Осушение форпика должно осуществляться самостоятельно, вне связи с системой осушения остальных отсеков судна. Осушение форпика может осуществляться либо отдельным ручным насосом, либо с помощью любого приводного насоса, не связанного с осушительной системой. В качестве таких насосов могут применяться насосы охлаждения главного двигателя, пожарный насос, соединенные осушительной трубой с форпиком.

.10 Всасывающие отростки осушительной системы должны быть оборудованы приемными сетками со свободным доступом для их очистки.

.11 Один из стационарных осушительных насосов с механическим приводом должен иметь приемный патрубок в машинном отделении.

.12 Приемные отростки осушения должны быть расположены в каждом водонепроницаемом отсеке таким образом, чтобы обеспечивалось полное осушение отсека при любом возможном эксплуатационном дифференте и крене до 5° на любой борт.

4.7.4 Топливная система.

.1 Требования 13.1.3, 13.1.4, 13.4, 13.5.3 — 13.5.5, 13.6.2, 13.6.3, 13.8 части VIII «Системы и трубопроводы» Правил классификации следует считать рекомендательными.

.2 Обязательно выполнение требований 13.1.1, 13.1.2, 13.2.1, 13.2.2 — 13.2.4, 13.5.1 указанных правил.

.3 При использовании бензина в качестве топлива для главных двигателей следует руководствоваться следующими требованиями:

.3.1 Топливо должно храниться только во вкладных цистернах, размещенных в отдельном отсеке, отделенном от машинного и жилого отсеков газонепроницаемой (см. также пункт 4.5.3) переборкой и имеющем автономную естественную вентиляцию, обеспечивающую удаление паров топлива из любой точки отсека.

.3.2 Топливные цистерны должны быть изготовлены из материала, стойкого к воздействию топлива, морской воды и не склонного к образованию трещин.

17

.3.3 Топливные цистерны должны быть достаточно прочными и жесткими.

.3.4 Цистерны должны быть оборудованы датчиком уровня с указателем, установленным на щите приборов на посту управления судном. Датчик уровня должен быть искробезопасного исполнения.

.3.5 Для спуска отстоя из цистерны должен устанавливаться самозапорный клапан, снабженный на выходе заглушкой на резьбе.

.3.6 Каждая цистерна и отсек, в котором расположена цистерна, должны быть оборудованы воздушной трубой, выведенной на открытую часть палубы. Выходные отверстия воздушных труб должны быть оборудованы двойными огнепреградительными сетками. Высота и конструкция воздушных труб и их головок должны быть такими, чтобы во время качки или при любых других эксплуатационных условиях исключалась возможность выливания топлива из цистерны и попадания забортной воды в цистерну.

.3.7 Топливные цистерны, независимо от материала, должны иметь заземляющие устройства для отвода электростатического заряда.

.3.8 Топливный трубопровод должен быть изготовлен из стали или иного материала, уровень огнестойкости которого соответствует уровню L1 согласно Резолюции ИМО А.753(18) для пластмассовых труб.

.3.9 Топливный трубопровод должен быть доступен для осмотра на всем своем протяжении. Количество разъемных соединений трубопровода должно быть минимальным. Соединения труб должны быть выполнены без прокладок.

.3.10 Трубопровод и арматура должны быть расположены на стороне двигателя, противоположной выхлопному коллектору.

.3.11 Трубопровод от топливной цистерны к двигателю должен быть оборудован быстрозапорным клапаном с дистанционным приводом. Клапан устанавливается непосредственно на стенке цистерны.

.3.12 Топливный трубопровод не должен прокладываться над двигателями, газовыпускными трубопроводами, электрооборудованием и иным оборудованием, которое может быть источником воспламенения, и должен быть удален от них насколько это практически возможно.

В отдельных случаях может быть допущен проход топливного трубопровода над газовыпускными трубами при условии надле-

18

жащей изоляции этих труб и установки поддонов, предотвращающих попадание топлива на нагретые поверхности газовыпускных труб.

.3.13 Должен быть обеспечен сток всех протечек топлива и масла в безопасное место или в специальную емкость, снабженную огнепреградительной сеткой.

.3.14 Каждая топливная цистерна должна иметь отдельные наполнительные и вентиляционные трубы, наружные отверстия которых не должны располагаться ближе чем на 1 м от воздухозаборника и газовыпуска двигателя. Устройства для наполнения цистерн должны быть такой конструкции, чтобы при заполнении цистерн исключалась возможность попадания топлива внутрь корпуса судна.

.3.15 Система заправки топлива должна быть оборудована легко доступным водоотделителем-сепаратором, при отсутствии которого заправка топлива должна осуществляться через воронку с водоотделительной сеткой (с ячейкой 0,5 мм).

.3.16 Трубопровод должен быть надлежащим образом закреплен и защищен от механических повреждений, снабжен температурными компенсаторами. Не должны применяться различные металлы для элементов трубопровода, если это может привести к контактной коррозии.

.3.17 Шланги топливного трубопровода должны выдерживать внутреннее давление 0,5 МПа при 60 (С. До начала такого испытания топливный шланг должен быть выдержан в заполненном топливом состоянии. Разрывное давление шлангов должно превышать указанное выше расчетное не менее чем в 4 раза.

.3.18 После сборки топливная система должна быть проверена на плотность в рабочих условиях.

4.7.5 Масляная система.

.1 Должно быть не менее двух насосов циркуляционной смазки равной подачи — основного и резервного, один из которых может иметь привод от двигателя.

Резервный насос может не предусматриваться при наличии на судне запасного насоса, доступного к монтажу в судовых условиях.

При наличии двух главных двигателей достаточно предусматривать по одному масляному насосу для каждого двигателя и один резервный насос с независимым приводом подачей, достаточной для обеспечения работы каждого из двигателей.

19

.2 Обязательно выполнение требований 14.2 части VIII «Системы и трубопроводы» Правил классификации.

.3 Следует считать рекомендательными положения 14.1.4 — 14.1.7, 14.5 — 14.7 указанных правил.

4.7.6    Система охлаждения.

.1 Требования 15.1 и 15.2 к насосам и трубопроводам применяются с учетом типа и числа главных двигателей и ограничения района плавания судна.

.2 Глава 15.3 — применяется полностью.

.3 Глава 15.4 — применяется с учетом типа и конструкции главного двигателя.

4.7.7    Вентиляция машинного отделения.

.1 Требования 12.1.1, 12.1.5, 12.5.1, 12.10 применимы полностью.

.2 Остальные требования Глав 12.1, 12.2, 12.5 следует считать рекомендательными.

4.7.8    Газовыпускной трубопровод.

.1 Должны выполняться все применимые требования.

4.7.9    Воздушные и измерительные трубы.

.1 Требования пунктов 10.1.1 — 10.1.8, 10.1.13, 10.1.14, 10.6.1 применяются полностью.

.2 Требования 10.1.9— 10.1.16, 10.1.18, 10.4, 10.5, 10.6.2— 10.6.8

следует считать рекомендательными.

Глава 4.8 КАЛОРИФЕРНЫЕ УСТАНОВКИ

4.8.1    Под калориферной установкой, которая может применяться на прогулочных судах, понимается установка для нагрева воздуха, в которой воздух нагревается проходя через камеру сгорания калорифера.

4.8.2    Помещения, в которых расположены калориферы, считаются машинными помещениями категории А. Забор обогреваемого воздуха должен производиться извне машинных помещений. Воздухозаборные устройства калориферов, расположенные на открытых частях палубы, должны быть защищены от попадания брызг и атмосферных осадков.

4.8.3    Теплообменные аппараты камер сгорания калориферов должны быть герметичны и испытаны давлением не менее 0,1 МПа.

4.8.4    Вентиляционные каналы горячего воздуха и трубопроводы отвода продуктов сгорания должны быть изготовлены из стали или

20

СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения....................

Пояснения.........................

Область распространения.............

Класс судна........................

Общие указания.....................

Символ класса судна.................

Освидетельствования прогулочных судов .

Объемы освидетельствований..........

Объем документации, представляемой при первоначальном освидетельствовании

Применение правил Регистра...........

Общие положения...................

Корпус............................

Устройства, оборудование и снабжение . .

Остойчивость. Надводный борт........

Противопожарная защита.............

Механическая установка. Механизмы. . . .

Системы и трубопроводы.............

Калориферные установки.............

Предотвращение загрязнения с судов. . . .

Электрооборудование ................

Радио- и навигационное оборудование. . .

Спасательные средства...............

Сигнальные средства.................

Обмер судов........................

Судовые документы Регистра..........

равноценного по огнестойкости материала. На трубопроводах отвода продуктов сгорания не должно быть запорной арматуры.

4.8.5    Подвод воздуха для горения должен осуществляться автономной воздуходувкой. Перед включением форсунки калорифера топочная камера должна вентилироваться с помощью воздуходувки не менее 5 с.

4.8.6    Возможность попадания топлива на трубопроводы горячего воздуха должна быть исключена.

4.8.7    Подача топлива к калориферу должна автоматически прекращаться в случае:

обрыва факела,

прекращения или недостаточности напора воздуха для горения,

превышения температуры нагреваемого воздуха выше заданного значения,

потери электропитания.

После срабатывания защиты приведение в действие калорифера должно быть возможным только с местного поста управления калорифером.

4.8.8    Должна быть предусмотрена возможность выключения подачи топлива, воздуходувок нагреваемого воздуха и воздуха для горения из двух мест, одно из которых расположено вне машинного помещения, в котором расположен калорифер.

Глава 4.9 ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ

На прогулочные суда полностью распространяются Правила по предотвращению загрязнения с судов Регистра с учетом характера рейсов, района и условий плавания судна (в отношении как технических требований, так и оформляемых на них документов Регистра).

Глава 4.10 ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

На электрические установки прогулочных судов и отдельные виды электрооборудования распространяются требования части XI «Электрооборудования» Правил классификации, с учетом следующего:

21

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА МОРСКИМИ ПРОГУЛОЧНЫМИ СУДАМИ

Раздел 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1.1 ПОЯСНЕНИЯ

1.1.1    Под морскими прогулочными судами понимаются морские суда, используемые на некоммерческой основе исключительно в целях отдыха на воде.

1.1.2    Настоящие Правила классификации и технического надзора за морскими прогулочными судами исходят из того, что судовладелец морского прогулочного судна и капитан (судоводитель) несут полную ответственность за соблюдение мер безопасности при нахождении судна в море сообразно конструкции судна и его мореходным качествам, в том числе и относительно нахождения судна в условиях волнения, которое может быть или является для судна опасным, учитывая присвоенный Российским Морским Регистром Судоходства1 судну класс и предписанные ограничения по удаленности от мест убежища, сезонности и условиям плавания судна.

Глава 1.2 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1

1.2.1 Настоящие правила являются нормативным документом для структурных подразделений Регистра при принятии под технический надзор и классификации морских прогулочных судов и распространяются на находящиеся в эксплуатации закрытые самоходные морские прогулочные суда, как они определены в 1.1.1,

Далее — Регистр.

длиной не более 24 м и с числом пассажиров более 12 человек, но не более 36, независимо от мощности главного двигателя.

1.2.2 Возможность применения настоящих правил к открытым и полузакрытым прогулочным судам и прогулочным судам большей длины и/или с большим, чем указано в 1.2.1, числом пассажиров, а также к проектируемым и строящимся прогулочным судам является в каждом отдельном случае предметом специального решения Главного управления Регистра.

Раздел 2 КЛАСС СУДНА

Глава 2.1 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

2.1.1 Общие указания по классификации судов разд. 2 части I «Классификация» Правил классификации и постройки морских судов1 применяются к прогулочным судам, исключая следующее:

.1 класс судна может быть приостановлен на срок не более трех месяцев;

.2 прогулочные суда не включаются в Регистровую книгу морских судов.

Глава 2.2 СИМВОЛ КЛАССА СУДНА

2.2.1 На прогулочные суда в отношении символа класса распространяются указания гл. 2.2 части I «Классификация» Правил классификации, за исключением следующих положений:

.1 пункт 2.2.1 — о несамоходных судах;

.2 подпункты 2.2.2.1 и 2.2.2.4 — о судах, построенных по правилам и под надзором Регистра и для особого случая перевода судна из класса члена МАКО в класс Регистра;

.3 пункт 2.2.3 — о знаках категорий ледовых усилений;

.4 подпункты 2.2.5.1.1 — 2.2.5.1.4 — о знаках ограничения районов плавания;

Далее — Правила классификации.

5

.5 пункт 2.2.6 — о знаках автоматизации;

.6 пункт 2.2.7 — о знаке управления одним вахтенных на мостике;

.7 пункты 2.2.8, 2.2.10, 2.2.11, 2.2.12 — полностью.

2.2.2 Прогулочным судам, как правило, назначается ограниченный район плавания III с установлением каждому конкретному судну конкретных границ прибрежного плавания в каждом отдельном районе (акватории) и ограничений по сезонности и погодным условиям в соответствии с требованиями 11.7 части I «Общие положения» Правил классификационных освидетельствований морских судов (1998 г.). Назначение прогулочным судам неограниченного района плавания и районов плавания «ограниченный I» или «ограниченный II» является в каждом отдельном случае предметом специального решения Главного управления Регистра.

Раздел 3 ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ПРОГУЛОЧНЫХ СУДОВ

Глава 3.1 ОБЪЕМЫ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

3.1.1 Первоначальное, очередное и ежегодное освидетельствования прогулочных судов выполняются в соответствии с действующими предписаниями Правил классификационных освидетельствований судов и Руководства по техническому надзору за судами в эксплуатации Регистра.

Глава 3.2 ОБЪЕМ ДОКУМЕНТАЦИИ СУДНА, ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ ПРИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ

Представляется чертеж общего расположения судна, а также документация, перечисленная в настоящей главе.

3.2.1 Корпус.

Объем представляемой технической документации должен соответствовать требованиям соответствующих разделов применяемых правил.

Документация должна давать возможность инспектору оценить достаточность прочности корпуса для назначаемых судну условий эксплуатации.

3.2.2    Устройства, оборудование и снабжение.

1.    Схема расположения отверстий в корпусе, надстройках, рубках с указанием высоты комингсов и типа закрытий отверстий.

2.    Чертеж общего расположения якорного, швартовного и буксирного устройств.

3.    Расчет характеристики снабжения судна.

4.    Расчет прочности рулевого устройства.

3.2.3    Остойчивость и деление на отсеки.

1.    Одобренная органом надзора Информация об остойчивости или другой документ, содержащий руководство для капитанов в отношении остойчивости.

2.    Общее расположение судна.

3.    Теоретический чертеж.

4.    Схема цистерн (может не представляться, если имеется в Информации об остойчивости или если расположение цистерн может быть определено по чертежу общего расположения).

5.    Схема расположения отверстий в корпусе, надстройках и рубках (может не представляться, если расположение отверстий и тип их закрытий представлены в чертежах по устройствам).

6.    Схема расположения водонепроницаемых отсеков (может не представляться, если расположение водонепроницаемых переборок определяется по чертежу общего расположения).

3.2.4    Противопожарная защита.

1.    Схема противопожарной конструктивной защиты (расположение противопожарных конструкций, если таковые имеются на судне, и, в частности, изолирующих машинное помещение от остальных прилегающих объемов судна).

2.    Описание примененных изоляционных материалов.

3.    Схемы противопожарных систем и управления ими.

3.2.5    Механическая установка.

1.    Расположение механизмов судна, их состав и технические характеристики.

2.    Чертежи валопровода, дейдвудного устройства и винта.

3.    Данные и сертификаты об одобрении главных и вспомогательных механизмов органами надзора.

7

3.2.6    Системы и трубопроводы.

1.    Схема осушительной системы.

2.    Схема топливной системы.

3.    Схема масляной системы.

4.    Схема газовыпускной системы.

5.    Схема системы охлаждения.

6.    Схема вентиляции машинного отделения.

7.    Схема воздушных и мерительных труб.

3.2.7    Устройства по предотвращению загрязнения с судов.

1.    Расчет необходимой вместимости сборных танков льяльных вод, цистерн сточных вод.

2.    Схемы систем нефтесодержащих льяльных и сточных вод с трубопроводами сдачи их в приемные сооружения.

3.    Свидетельства о типовом одобрении (испытании) водоохранного оборудования (если таковое установлено).

3.2.8    Электрооборудование и автоматизация.

1.    Принципиальные схемы генерирования и распределения электроэнергии от основного и аварийного источников. Для судов с разветвленной кабельной сетью — чертежи прокладки кабельных трасс и их проходов через водонепроницаемые переборки и палубы.

2.    Документация по ДАУ главного двигателя с указанием приборов сигнализации и индикации, с чертежом лицевой панели управления двигателем.

3.    Схема системы аварийно-предупредительной сигнализации и защиты, включая схемы питания.

3.2.9    Радио- и навигационное оборудование.

Комплект документации должен отвечать требованиям 3.1.2, 3.1.5, 3.1.6, 3.3.3, 3.3.4 части I «Положения по надзору» Правил по оборудованию морских судов.

3.2.10    Руководство по эксплуатации (Технический формуляр).

Каждое прогулочное судно должно быть обеспечено Руководством по эксплуатации (Техническим формуляром), содержащим следующие сведения:

.1 главные размерения судна;

.2 описание судна и его оборудования;

.3 максимально допустимое число людей на борту, описание помещений и количество мест для сидения и спальных мест;

.4 количество багажа, запасов и места их размещения;

.5 эксплуатационная скорость в зависимости от высоты волны (или степени волнения);

.6 перечень отверстий в палубе, бортах, рубке (надстройке) с описанием их закрытий и указанием об отверстиях, которые должны быть закрыты во время нахождения судна в море;

.7 описание машинной установки, систем электрооборудования, противопожарной защиты, дистанционного управления, систем сигнализации, радио- и навигационного оборудования, сигнально-отличительных огней и звуковых сигналов, а также указания по управлению перечисленным оборудованием и контролю за его работой;

.8 описание спасательных средств на судне и указания по их применению.

Раздел 4 ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВИЛ РЕГИСТРА

Глава 4.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1.1    На морские прогулочные суда, принимаемые под технический надзор Регистра и классифицируемые Регистром, распространяются технические требования действующих Правил классификации и постройки морских судов, относящиеся к пассажирским судам с числом пассажиров на борту не более 36 человек, или применимые требования Правил классификации и постройки высокоскоростных судов Регистра в зависимости от скорости судна с учетом последующих указаний.

4.1.2    Установление числа пассажиров на борту прогулочного судна в целях его классификации Регистром производится исходя из следующего:

.1 помещения для пассажиров (и экипажа) и их оборудование должны обеспечивать защиту людей на борту от неблагоприятного воздействия непогоды и предотвращения получения травм при нормальных условиях эксплуатации судна (в том числе на волнении);

.2 каждый пассажир на борту прогулочного судна должен быть обеспечен местом для сидения в защищенном от непогоды помещении. Ширина сидения должна быть не менее 0,5 м, длина места для сидения (включая место для ног) — не менее 0,75 м;

9

.3 на прогулочном судне с каютами для пассажиров (и экипажа) число мест для лежания в каютах должно соответствовать заявленной пассажировместимости судна. При этом для каждого пассажира должно быть предусмотрено в каюте также место для сидения.

4.1.3 Определение технического состояния элементов судна выполняется в соответствии с положениями гл. 10 части I «Общие положения» Правил классификационных освидетельствований судов Регистра.

Глава 4.2 КОРПУС

4.2.1    При освидетельствованиях конструкции корпуса прогулочного судна следует руководствоваться следующими правилами Регистра, с учетом материала и размеров корпуса судна, скорости судна, особенностей его конструкции:

Правила классификации и постройки морских судов,

Правила по оборудованию морских судов,

Правила классификации и постройки высокоскоростных судов, Технические требования к маломерным судам при проведении технического надзора.

4.2.2    К прогулочным судам полностью применимы требования части XIII «Материалы» и части XV «Сварка» Правил классификации.

Глава 4.3 УСТРОЙСТВА, ОБОРУДОВАНИЕ И СНАБЖЕНИЕ

4.3.1 Требования разделов 1 — 10 части III «Устройства, оборудование и снабжение» Правил классификации полностью применяются к прогулочным судам с учетом их размера и устанавливаемых района, сезонности и условий плавания.

Глава 4.4 ОСТОЙЧИВОСТЬ. НАДВОДНЫЙ БОРТ

4.4.1 К прогулочным судам применяются требования:

.1 гл. 3.9 части IV «Остойчивость» Правил классификации; .2 разд. 8 Правил о грузовой марке морских судов;

10