НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ЭЛЕКТРОВОЗЫ Нормы безопасности
Издание официальное Москва
НБ )КТ ЦТ 04-98
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) МПС России
ВНЕСЕНЫ Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России, Департаментом локомотивного хозяйства МПС России
2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Указанием МПС России от 07 августа 1998 г. № Г-935у
3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
4 ИЗДАНИЕ (ноябрь 2003 г.) с Изменением № 1, принятым указанием МПС России от 25.06.2003 № Р-634у и Изменением, принятым распоряжением МПС России от 27.05.2003 № 522р.
Настоящие нормы безопасности на железнодорожном транспорте не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены в качестве официального издания без разрешения федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта
1 1 2 | 3 | 4 1 " 5 I |
III ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА |
14 Тормозной путь |
ЦРБ/176 |
Таблица 3.1 |
Методика Г 3 1. приложение 3 |
Ходовые
испытания |
15 Расчетный тормозной коэффициент (коэффициент силы нажатия тормозных колодок) |
М-4731 |
п.п.1.10 |
Методика (3 ]. приложение 3 |
Расчет Номографический метод по данным ходовых испытаний |
16 Удержание ручным (стояночным) тормозом на нормируемом уклоне |
|
30%. |
Методика |
Испытания |
17 Регулировка тормозной рычажной передачи |
ЦТ/3549 |
rn.11 р.7 |
ЦТ/3549 гя.13 р. 12 |
Испытания |
18 Выход штокоа тормозных цилиндров |
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277 |
Таблица 3.1 |
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277
п.3.2.4 |
Испытания |
19 Плотность питательной сети электровоза |
ЦТ/3549 |
Таблица 63 |
ЦТ/3549 гл. 13 р.2 |
Испытания |
20 Плотность тормозной сети электровоза |
ЦТ/3549 |
не более 20 кПа за 1 мин. |
ЦТ/3549 га.13 р.З |
Испытания |
21 Плотность тормозных цилиндров |
ЦТ/3549 |
не более 20 кПа за 1 мин. |
ЦТ/3549 гл. 13 р.4 |
Испытания |
22 Функционирование тормозной системы, в т.ч. |
|
|
|
Испытания | |
22.1 - крана машиниста |
ЦТ/3549 |
гя.13 р.5 |
ЦТ/3549 гя.13 р.5 |
Испытания |
22.2- крана
вспомогательного тормоза |
ЦТ/3549
1 |
гл.13 р.6 |
ЦТв549 гл.13 р.6 |
Испытания
1 |
|
8 |
НБ ЖТ ЦТ 04-98
Продолжение таблицы I |
I г~ |
~~2 I Г" |
4 |
5 |
122.3 •
1 воздухораспределителя |
1ГГ/3549 |
гл.13 р.8 |
ЦТ/3549 гл. 13 р.8 |
Испытания |
22.4.
электропмевматического
тормоза |
ЦТ/3549 |
гл.13 п.13.1 |
ЦТ/3549 гя.13 п.13.1 |
Испытания |
23 Проходимость воздуха через блокировочное устройство |
ЦТ/Э549 |
гл.13 р.9 |
ЦТ/3549 гл.13 р.9 |
Испытания |
24 Производительность компрессорной установки |
ЦТ/3549 |
гл.13 р.1 |
ЦТв549 гл.13 р.1 |
Испытания |
25 Пределы давлений в главных резервуарах |
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-227 |
п.3.1.1 |
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-227
п.3.1.1 |
Испытания _1 |
26 Устройства контроля и диагностики тормозной системы: |
|
|
|
Испытания |
26.1 • сигнализация обрыва тормозной магистрали. |
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-227
ЦТ/3549 |
п.3.2.3 гл.6 п.7.10 |
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-227 п.3.2.3 ЦТ/3549 гл.6 п.7.10 |
Испытания |
! 26.2 - обеспечение автоматического торможения при саморасиепе секции |
НРБ /162 |
|
НРБ/162 п.11.1 |
Функциональный и визуальный | контроль |
IV ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ |
j 27 Работоспособность при номинальных, граничных и 1 аварийных режимах
I_ |
ГОСТ 6962 ГОСТ 9219 |
- функциональная работоспособность электрических аппаратов и машин;
- для электровозов |
Методика |
Ходовые и стационарные испытания |
|
9 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 1 |
|
|
постоянного тока а диапазоне напряжения тяговой сети 2,2 *4,0 кВ -для электровозов переменного тока в диапазоне напряжения тяговой сети 19 ♦ 29 кВ (в режиме тяги при сопротивлении системы электроснабжения до 30 Ом с соответствующим уменьшением мощности) |
|
|
28 Характеристики изоляции: |
|
|
|
|
28.1 Электрическое сопротивление изоляции:
• провода и кабели
- электрические аппараты, дроссели, резисторы, предохранители
- машины электрические вращающиеся
• полупроводниковые |
ГОСТ 26445
ГОСТ 9219
ГОСТ 2582
ГОСТ 18142.1 ГОСТ 3484.3 |
п. 2.5.3
п. 2.5
п. 2.8.1
п. 3.52.13 п. 4.3 |
ГОСТ 3345
ГОСТ 11828. п.б
ГОСТ 2582, п. 5.12а
ГОСТ 26567, п. 3.1.1 ГОСТ 3484,3. п. 4.1 |
Стационарные
испытания
1 |
преобразователи - трансформаторы |
|
10
НБ ЖТ ЦТ 04-98
Продолжение таблицы 1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
28.2 Электрическая |
|
|
|
Стационарные |
прочность ИЗОЛЯЦИИ |
|
|
|
испытания |
• провода и кабели |
ГОСТ 26445 |
п. 2.5.2 |
ГОСТ 2990 ГОСТ 23286. п. 2.8 |
|
• электрические аппараты. |
ГОСТ 9219 |
|
|
|
дроссели, р« и сгори |
|
2.4 |
ГОСТ 2933. п. 4 |
|
- трансформаторы силовые |
|
|
|
|
и напряжения, реакторы. |
ГОСТ 1516.1 |
Таблицы 1.2,4,6 |
ГОСТ 22756 |
|
предохранители |
|
|
|
|
- машины вращающиеся |
ГОСТ 2582 |
п. 2.6 |
ГОСТ 11828, п. 7.8 |
|
электрические |
|
|
ГОСТ 2582, п. 5.13 |
|
- полупроводниковые |
ГОСТ 18142.1 |
п. 3.5.2.14 |
ГОСТ 18142.1, п.7.1.7. |
|
преобразователи |
|
|
ГОСТ 26567, п. 3.1.2 |
|
29 Электрическое |
ГОСТ 12.1.030 |
|
|
Стационарные |
сопротивление защитного |
|
|
|
испытания |
заземления |
|
|
|
|
30 Нагрев элементов |
|
|
|
Ходовые и |
электрооборудования |
|
|
|
стационарные |
|
|
|
|
испытания |
• провода и кабели |
ГОСТ 26445 |
Таблица 1, п.7 |
ГОСТ 20.57.406. |
|
|
|
|
п. 2.16 |
|
- электрические аппараты. |
ГОСТ 9219 |
п.2.3 |
ГОСТ 9219. п. 6.6 |
|
дроссели, резисторы |
|
|
ГОСТ 2933. п. 5 |
|
• машины электрические |
ГОСТ 2582 |
Таблица 1, п.2.7 |
ГОСТ 2582, п. 5.2 |
|
вращающиеся |
|
|
ГОСТ 11828. п. 9,10 |
|
• трансформаторы |
ГОСТ 11677 |
п. 3.2.1 |
ГОСТ 3484.2. п. 2 |
|
• полупроводниковые |
ГОСТ 18142.1 |
п.п. 3.4.14-3.4.15,3.5.2.2, |
ГОСТ 26567 п. 3.1.7 |
|
преобразователи |
|
3.5.2.17 |
1 |
|
|
11
1 ~ I ~2 I 3 I 4 I 5 1
V СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВА ЗАЩИТЫ
31 Обеспечение зашиты и |
|
|
|
|
сигнализации ее |
|
|
|
|
срабатывания:
31.1 • от коротких |
|
Функциональная |
|
Испытания |
замыканий в высоковольтных, низковольтных и вспомогательных цепях управления, |
|
работоспособность |
|
|
31.2 - от перегрузок в цепи |
|
Функциональная |
|
Испытания |
преобразовательного
агрегата; |
|
работоспособность |
|
|
31.3 - от перегрузок |
|
Функциональная |
|
Испытания |
вспомогательных |
|
работоспособность |
|
|
электрических машин; 31.4-от перегрузок |
|
Функциональная |
|
Испытания |
электрических машин и |
|
работоспособность |
|
|
аппаратов;
31.5- от замыканий на |
|
Функциональная |
|
Испытания |
землю; |
|
работоспособность |
|
|
31.6-от коротких |
|
Функциональная |
|
Испытания |
замыканий в контактной сети при рекуперативном торможении; |
|
работоспособность |
|
|
Продолжение таблицы 1 |
1 |
2 |
-з-Г |
4 |
5- |
31.7 - от снятия |
|
Функциональная |
Методика |
Испытания |
напряжения в контактной |
|
работоспособность |
|
|
сети при рекуперативном |
|
|
|
|
торможении; |
|
|
|
|
31.8 • от обратных токов в |
|
Функциональная |
Методика |
Испытания |
цепи преобразовательного |
|
работос пособность |
|
|
агрегата; |
|
|
|
|
31.9 - от перегрузок в цепи |
|
Функциональная |
Методика |
Испытания |
преобразовательного |
|
работоспособность |
|
|
агрегата; |
|
|
|
|
31.10 - от боксования и |
|
Функциональная |
Методика |
Испытания |
юза; |
|
работоспособность |
|
|
31.11 - от коротких |
|
полное время отключения |
Методика |
Испытания |
замыканий в цепи тяговых |
|
25 + 50 мс; |
|
|
двигателей |
|
|
|
|
VI СИСТЬМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ |
При оснащении локомотива |
системами автовеления |
|
|
|
32 Выполнение |
ЦД-ЦТ 4485 |
Функциональная |
ЦД-ЦТ-ЦП 4805 |
Испытания |
ограничений скорости |
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277 |
работоспособность |
ЦТ-ЦВ-ЦЛ- |
|
движения |
|
|
ВНИИЖТ -277 |
|
33 Снижение скорости при |
ЦД-ЦТ 4485 |
Функциональная |
ЦД-ЦТ-ЦП 4805 |
Испытания |
движении на сигналы |
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277 |
работоспособность |
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ -277 |
|
автоблокировки |
|
|
|
|
34 Реакция системы на |
ЦД-ЦТ 4485 |
Функциональная |
ЦД-ЦТ-ЦП 4805 |
Испытания |
аварийные режимы: |
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277 |
работоспособность |
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ -277 |
|
34.1 - потеря бдительности |
ЦД-ЦТ 4485 |
Функциональная |
ЦД-ЦТ-ЦП 4805 |
Испытания |
|
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277 |
работоспособность |
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ -277 |
|
34.2 - нарушение |
ЦД-ЦТ 4485 |
Функциональная |
ЦД-ЦТ-ЦП 4805 |
Испытания |
|
13 |
НБЖТ ЦТ 04-98
Содержание
1 Областьирименения...........................................................................1
2 Нормы безопасности........................................................................2
Приложение 1. Таблица П.1 - Параметры микроклимат в кабине
управления электровоза.....................................................................
Приложение 2. Таблица П.2 - Параметры, определяющие эффективность
системы подогрева кабины управления электровоза..................................
Приложение 3. Таблица П.З - Параметры, определяющие эффективность
системы охлаждения кабины управления электровоза................................
Приложение 4. Таблица П.4 - Количество наружного воздуха,
подаваемого в кабину электровоза........................................................
Приложение 5. Таблица 11.5 - Предельно допустимые уровни звука и звукового давления в октавных полосах частот в кабине управления
электровоза.....................................................................................
Приложение 6. Таблица П.6 - Предельно допустимые уровни инфразвука
в кабине управления электровоза..........................................................
Приложение 7. Таблица П.7 - Предельно допустимые уровни вибрации в
кабине управления электровоза............................................................
Приложение 8. Таблица П.8 - Уровни искусственной освещенности в
помещениях электровоза......................................................................
Приложение 9. Таблица П.9 - Предельно допустимые уровни электромагнитных излучений на рабочих местах в кабине управления
электровоза.....................................................................................
Приложение 10. Таблица II. 10 - Планировка кабины, конструкция и
компоновка рабочих мест в кабине........................................................
Приложение 11. Таблица П. 11 - Компоновка органов управления и средств отображения информации на пульте
управления......................................................................................
Ill
НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ЭЛЕКТРОВОЗЫ Нормы безопасности
Дата введения 1998-08-15
1 Область применения
Настоящие нормы безопасности распространяются на электровозы и применяются при проведении сертификации в системе сертификации, созданной федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. (Измененная редакции, распоряжение МПС России от 27.05.2003 №522р).
2 Нормы безопасности
Нормы безопасности, предъявляемые к электровозам приведены в таблице 1. Сведения о нормативных документах, на которые даны ссылки в таблице 1, приведены в таблице 2. (Измененная редакция, распоряжение МПС России от 27.05.2003 №522р).
Издание официальное |
Издание с изменениями
|
НБ ЖТ ЦТ 04-98
Таблица 1 - Нормы безопасности электровозов (Измененная редакция, распоряжение МПС России от 27.0S.20V3 .Vt522р) |
Наименование
сертификационного
показателя |
Нормативные документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю |
Нормативное значение сертификационного показателя |
Нормативные документы, устанавливающие методы проверки (контроля.
испытаний)
сертификационного
показателя* |
Регламентируемый способ подтверждения соответствия |
1 |
2 |
_3_I_4_ |
5 |
I ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ |
1 Соответствие строительного и проектного очертания габарита |
ГОСТ 9238 |
р.р.3,4 |
ЦВ/4422 |
Пропуск через габаритную рамку Расчет Инструментальные измерения |
2 Допускаемые скорости движения на типовых конструкциях пути в прямых, кривых участках и по стрелочным переводам при условии не превышения нормативных значений следующих показателей: |
|
|
|
! |
|
1 Дл« проверки (контроля. испытаний) сертификационных покамтелеП. для которых • графе 4 ис укамиы иорм*ти*иые документы. иеподвзуются еоотаетстауюшие методики 4*«реамтсеакиы « испытательных ис игрок по согласованию с PC ФЖТ
2
НБЖТЦТ 04-98
Продолжение таблицы 1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
-5-1 |
2.1 - рамные силы, Yp |
[1] |
Yp S 0.4Ро - для шебеночного балласта; Yp £ О.ЗРо - для песчаного и гравийного балласта; Ро • статическая осевая нагрузка |
Аттестованная методика аккредитованных испытательных центров (далее - Методика) ЦРБ - 393 ЦП-492 |
Испытания |
2.2 - коэффициент вертикальной динамики. Kg |
ш |
* для пассажирских Kg S 0,35;
- для грузовых Kg S 0.40 |
Методика ЦРБ - 393 ЦП -492 |
Испытания |
2.3 • напряжения в наружной и внутренней кромках подошвы рельсов, о. |
(1) |
0*5 240 МПа 1 Методика
ЦРБ - 393 ЦП-492 [21 |
Испытания
Расчет |
2.4 - напряжения а наружной кромке остряков в нормируемых сечениях,
о».ее |
ш |
о,,.ее.*215МПа |
Методика ЦРБ - 393 ЦП-492 [21 |
Испытания
Расчет |
2.5 - отношение максимальной горизонтальной нагрузки Н шп к средней вертикальной нагрузке Р шп. рельса на шпалу, а |
m |
max Н шп.
а*-
ср.
Р ШП.
OS 1.4 - для щебеночного и асбестового балласта OS1.1 - для гравийного и |
Методика ЦРБ- 393 ЦП-492 (2] |
Испытания
Расчет |
|
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
песчаного балласта |
|
|
2.6 - статическая нагрузка от колеса на рельс, Ро |
ш |
- для грузовых Ро “117,5 кН ;
• для пассажирских Ро *107 кН |
Методика |
Взвешивание
1 |
У Предельно допустимая сила тяги по воздействию на путь |
|
Определяется из условия не превышения нормируемых значений величин по 0.2-1. п.2.2 |
Методика |
Испытания |
< Предельно допустимая сила электрического торможения по воздействию на путь |
|
500 кН |
Методика |
Испытания |
5 Характеристики: |
|
Определяются в режимах тяги и рекуперативного торможения при сопротивлении системы энергоснабжения не более 150м |
|
I |
5.1 - тяговые, а т.ч. предельно допустимое значение силы тяги |
m |
|
Методика
МЭКИ 33 |
Испытания |
5.2 • тормозные |
m
ЦД-ЦТ-ЦП-4805 |
500 кН |
Методика |
Испытания |
4
Продолжение таблицы I
НБ ЖТ ЦТ 04-98 |
1 |
2 |
3 |
4 ~- |
5 |
6 Работоспособность при граничных условиях электроснабжения |
ГОСТ 6962 |
- для хтектровозов постоянного тока в диапазоне напряжения тяговой сети 2,2 -*-4.0 кВ, -для электровозов переменного тока в диапазоне напряжения тяговой сети 19 ♦ 29 кВ (в режиме тяги при сопротивлении системы электроснабжения до 30 Ом с соответствующим уменьшением мощности) |
Методика |
Испытания |
|
II ПОКОЛЕСИАЯ РАЗВЕСКА. ДИНАМИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА. ДИНАМИЧЕСКАЯ НАГРУЖЕННОСГЬ И ПРОЧНОСТЬ НЕСУЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
7 Развеска локомотива: |
7.1 -отклонение фактического значения массы локомотива от проектной,
7.2 - разность нагрузок по колесам колесной пары.
7.3 - разность нагрузок по осям в одной телсжхс;
7.4 - разность нагрузок по сторонам единицы подвижного состава |
(и |
Таблица 2.3 |
СТССФЖТЦТ 15 |
Поколесное
взвешивание |
8 Динамические качества, устойчивость движения, динамическая наг руженность |
(И |
Таблица 2.1 —-- |
СТ ССФЖТ ЦТ 15 |
|
|
5 |
1 |
2 |
з . 1_4___|_5 1 |
8.1 коэффициент конструктивного запаса для 1-ой и 2-ой ступеней подвешивания |
|
|
СТССФЖТ ЦТ 15 |
Динамикопрочностные ; испытания |
8 2 коэффициент запаса устойчивости против схода с рельсов |
СТССФЖТ ЦТ 15 |
Динамико-
прочностные
испытания |
8.3 показатели плавности хода а вертикальной и горизонтальной плоскостях |
СТССФЖТ ЦТ 15 ОСТ 24.050.16 |
Динамикопрочностные 1 испытания |
8.4 рамные силы а прямых, кривых участках пути и стрелочных переводах |
СТ ССФЖТЦТ 15 |
Динамико-
прочностные
испытания |
8.5 коэффициент вертикальной динамики для 1 -ой и 2-ой ступеней подвешивания |
СТССФЖТ ЦТ 15 |
Расчет |
8.6 первая собственная частота изгнбных колебаний кузова в вертикальной плоскости |
СТССФЖТ ЦТ 15 |
Динамико-
прочностные
испытания |
9 Запас на относительные перемещения элементов экипажа |
Ш |
Таблица 2.1 |
СТССФЖТ ЦТ 15 |
Визуальный ] контроль |
10 Прочность и долговечность несущих элементов экипажной частя |
Ш |
|
|
|
10.1 коэффициенты запаса сопротивления усталости несущих конструкций экипажа; |
Таблица 2 2 |
СТССФЖТ ЦТ 15 |
Динамико-
прочностные
испытания |
11 Долговечность подшипников колесно-моторного блока |
m |
|
Ш |
Расчет |
Продолжение таблицы 1
_1 _
11.1 для буксовых подшипников, км пробега, нс менее
11.2 для якорных подшипников тягового электродвигателя: при посадке шестерни на хвостовике вала якоря, км пробега, не менее
в случае разделения ведущей шестерни и вала якоря, км пробега, нс менее
11.3 для подшипников шестерни тягового редуктора, км пробега, не менее
11.4 для опорных подшипников тяговых редукторов, в также для подшипников зубчатого колеса (при передаче с полым валом), км пробега, не менее
12 Обеспечение страховки от паления деталей механической части экипажа на пуп.
Пункт 13 исключен (Изменение
JM )
Наличке страховочных устройств. Прочность страховочных , элементов по п.3.4.10
Визуальный
контроль.
Экспертиза
конструктор
ской
документации