НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте
ЭЛЕКТРОПОЕЗДАНормы безопасности
Москва
НБ ЖТ ЦТ 03-98
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) МПС России.
ВНЕСЕНЫ Департаментом технической политики МПС России, Департаментом локомотивного хозяйства МПС России
2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Указанием МПС России от 07 августа 1998 г. №Г-935у
3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
4 ПЕРЕИЗДАНИЕ (ноябрь 2003 г.) с Изменением № 1, принятым указанием МПС России от 25.06.2003 № Р-634у и Изменением, принятым распоряжением МПС России от 27.05.2003 № 522р.
Настоящие нормы безопасности на железнодорожном транспорте не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены в качестве официального издания без разрешения федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта
Продолжение Таблицы 1 |
|
~1 1 |
2 I |
10.3 - разность нагрузок по осям а одной тележке |
[3] |
10.4 - разность нагрузок по сторонам вагона электропо-езда
11 Динамические качества, устойчивость движения, динамическая нагружен-ность: |
13) |
11.1 • коэффициент конструктивного запаса для 1-ой н 2-ой ступеней подвешивания |
(3) |
11.2- коэффициент запаса устойчивости против схода с рельсов |
13) |
11.3 - показатели плавности хода в вертикальной и горизонтальной плоскостях |
(3) |
11.4 • рамные силы в прямых. кривых участках пути и стрелочных переводах |
(3) |
11.5 - коэффициент вертикальной динамики для 1-ой и 2-ой ступеней подвешивания |
[3) |
11.6 - первая собственная частота изгибных колебаний кузова в вертикальной ПЛОСКОСТИ |
[3) |
3 |
1 4 |
1 5 |
Таблица 2.3 |
СТ ССФЖТ ЦТ 16-98 |
Покояесное
взвешивание |
Таблица 2.3 |
СТ ССФЖТ ЦТ 16-98 |
Покояесное
взвешивание |
Таблица 2.1 |
СТ ССФЖТ ЦТ 16-98 |
Расчет |
Таблица 2.1 |
СТ ССФЖТ ЦТ16-98 |
Динамико-
прочностные
испытания |
Таблица 2.1 |
СТ ССФЖТ ЦТ 16-98 ОСТ 24.050.16 |
Динамико-
прочностные
испытания |
Таблица 2.1 |
СТ ССФЖТ ЦТ 16-98 |
Динамико
прочностные
испытания |
Таблица 2.1 |
СТ ССФЖТ ЦТ 16-98 |
Динамико
прочностные
испытания |
Таблица 2.1 |
СТ ССФЖТ ЦТ 16-98 |
Динамико-
ППЛЧИЛСТИЫГ
испытания |
7
Продолжение таблицы 1 |
|
1 1 1 |
2 1 |
11.7- запас на относительные перемещении элементов экипажа
12 Прочность и долговечность несущих элементов экипажной части |
П} |
12.1 • коэффициенты запаса сопротивления усталости несущих конструкций экипажа |
[3] |
12.2 - несущая способность куэова и его элементов по допускаемым напряжениям для нормируемых режимов |
(3 J |
нагружения
12.3 • долговечность подшипников КОЛеСНО- |
[3) |
моторного блока 12.3.1 для буксовых под-шипнихов. км пробега , не менее |
{3} |
12.3.2 для якорных подшипников тягового электродвигателя:
при посадке шестерни на хвостике вала якоря, км пробега не менее
в случае разделения ведущей шестерни и вала яхоря, км побега, не менее |
[3] |
8
3 |
1 4 |
5 |
Таблица 2.1 |
СТ ССФЖТ ЦТ 16-93 |
Визуальный
контроль |
Таблица 2.2 |
СТ ССФЖТ ЦТ 16-98 |
Динамико
прочностные
испытания |
Таблица 2.2 |
СТ ССФЖТ ЦТ 131-2002 |
Динамико-
прочмостиьм
испытания |
Таблица 2.2 |
СТ ССФЖТ ЦТ 131-2002 |
Расчет |
|
(3) |
Расчет |
3x10* |
(3) |
Расчет |
2x10*
3x10*
Продолжение Таблицы 1 ______ |
1 1 1 |
2 |
1 з Г |
4 |
_!_5_ |
12.3.3 для подшипнико» шестерни тягового редукто- |
(3) |
2x10* |
13] |
Расчет |
ра, км побега, не менее 12.3.4 для опорных ПОДШИП- |
m |
(3) |
Расчет |
|
ников тяговых редукторов, а также для подшипников зубчатого колеса (при передаче с полым валом), км пробега. |
|
5x10* |
|
|
не менее |
|
|
|
12а Обеспечение страховки |
щ |
Наличие страховочных уст- |
СТССФЖТЦТ 16-98 |
Визуальный |
от падения деталей механи- |
|
ройств. Прочность страховой- |
|
контроль. |
ческой части экипажа на |
|
ных элементов по п. 3.4.10 ( 1 |
|
Экспертиза |
пуп |
|
) |
|
конструктор- |
|
|
|
|
ской доку- |
|
|
|
|
мектаиин |
|
|
III ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА |
|
|
13 Тормозной путь |
ЦРБ/176 |
Таблица 3.1 |
Методика |
Ходовые |
|
|
|
12 ], приложение 3 |
испытания |
14 Расчетный тормозной ко- |
М-4731 |
п.п. 1 и 10 |
Методика |
Расчет |
эффициект (коэффициент |
|
|
( 2 ], приложение 3 |
Номографкче- |
силы нажатия тормозных |
|
|
|
с кий метод по |
колодок). |
|
|
|
данным ходо- |
|
|
|
|
аых испита- |
15 Удержание ручным (стояночным) тормозом на нормн- |
|
30%* |
|
НИЙ
Испытания |
руемои уклоне 16 Регулировка тормозной рычажной передачи |
ЦТ/Э549 |
гл.11 р.7 |
ЦТ/3549 гя. 13 р. 12 |
Испытания |
|
9 |
17 Выход штосов тормоэных цилиндров
НБ ЖТ ЦТ 03-98
Продолжение таблицы 1_
» i 2 I
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277
18 Плотность питательной сети электропоезда
19 Плотность тормозной сети электропоезда
20 Плотность тормозных цилиндров
21 Функционирование тормозной системы, в т.ч.:
21.1 - крана машиниста
21.2 - авторежима
21.3 • воздухораспределителя
21.4- электропневматиче-ского тормоза
22 Пределы давлений в главных резервуарах
23 Производительность компрессорной установки
24 Сигнализация отпуска тормозов в поезде |
ЦТ/3549
ЦТ/3549
ЦТ/3549
ЦТ/3549 ЦТ/3549 ЦТ/3549 ЦТ/3549 ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-227 ЦТ/3549 ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ- 277 |
__3_
Таблица 3.1
Таблица 63
не более 20 кПаза 1мин.
не более 20 кПаза 1мнн
гя. 13 р.5 гя. I3p.ll гл. 13 р.8 гл.13 п. 13.2 п.13.2 гя.13 р.1
функциональная работоспособность |
4
Испытания
Испытания
Испытания
Испытания
Испытания
Испытания
Испытания
Испытания
Испытания
Испытания
Испытания
Вюуалькый
коктрояь
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277 п. 3 2.4 ЦТ/3549 га. 13 р.2 ЦТ/3549 гя.13 р.З
ЦТ/3549 гл. 13 р.4
ЦТ/3549 гя.13 р.5 ЦТ/3549 гя.13 р II ЦТ/3549 гя.13 р.8 ЦТ/3549 гя.13 п.13.2 ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-227 п.132 ЦТ/3549 Гя .13 р .1 ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277 п. 13.3.2 |
IV ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
25 Работоспособность электрооборудования
10
Продолжение Таблицы 1
25.1 Работоспособность ГОСТ 6962
при номинальных, граинч- ГОСТ 9219
ных и аварийных режимах
25.2 Электричесхое сопротивление изоляции
- провода и кабели
• электрические аппараты, дроссели, резисторы, предохранители
- машины электрические вращающиеся
- полупроводниковые преобразователи
- трансформаторы
- функциональна* работоспособность электрических аппаратов и машин;
- ал* электропоездов постоянного тока в диапазоне напряжения тяговой сети 2J2
+4,0 кВ;
-ал* электропоездов переменного тока в диапазоне напряжения тяговой сети 19 + 29 кВ (в режиме тяги при сопротивлении системы электроснабжения до 30 Ом с соответствующим уменьшением мощности)
4 | 5
Методика Ходовые и
стационарные испытания
п. 2.8.1 ГОСТ 11828. п. 6
ГОСТ 2582. п. 5.12а п. 3.5.2 13 ГОСТ 26567, п. 3.1.1
п. 4.3 ГОСТ 3484,3. п. 4.1
НБЖТЦТ 03-98 |
Продолжение таблицы 1 |
|
1 1 1 |
2 ! |
25.3 Электрическая прочность изоляции • провода и кабели |
ГОСТ 26445 |
- злектрические аппараты. |
ГОСТ 9219 |
дроссели, резисторы - трансформаторы силовые и напряжения, реакторы, предохранители |
ГОСТ 1516.1 |
- машины вращающиеся электрические |
ГОСТ 2582 |
• полупроводниковые преобразо ватели |
ГОСТ 18142.1 |
25 4 Электрическое сопротивление защитного заземления
26 Нагрев элементов злек-трооборудоваиия |
ГОСТ 12.1.030 |
• провода и кабели |
ГОСТ 26445 |
• электрические аппараты, дроссели, резисторы |
ГОСТ 9219 |
- машины электрические вращающиеся |
ГОСТ 2582 |
- трансформаторы 12 |
ГОСТ 11677 |
|
3 |
1 4 |
и г— |
|
ГОСТ 2990 |
Стационарные
испытания |
п. 2.5.2 |
ГОСТ 23286, п. 2.8 |
|
2.4 |
ГОСТ 2933, п.4 |
|
Таблицы 1,2,4.6 |
ГОСТ 22756 |
|
п. 2.6 |
ГОСТ 11828, п. 7.8 |
|
п. 3.5.2.14 |
ГОСТ 2582. п.5.13 ГОСТ 18142.1, п. 7.1.7, |
|
Таблица 1,п.7 |
ГОСТ 26567, п. 3.1.2 ГОСТ 20.57.406, п. 2.16 |
Стационарные
испытания
Ходовые » стационарны» испытания Ходовые н |
п.2.3 |
ГОСТ 9219. п. 6 6 |
стационарны» испытания Ходоеые и |
|
ГОСТ 2933, п. 5 |
стационарны» |
Таблица 1, п.2.7 |
ГОСТ 2582, п. 5.2 |
испытания Ходовые и |
|
ГОСТ 11828. п. 9.10 |
стационарны» |
п. 3.2.1 |
ГОСТ 3484.2. п. 2 |
испытания |
НБ ЖТ ЦТ 03-98
Содержание
1 Область применения..............................................................................1
2 Нормы безопасности.............................................................................2
Приложение I. Таблица П.1 - Параметры микроклимата в кабине управления электропоезда.........................................................................39
Приложение 2. Таблица П.2 - Параметры, определяющие эффективность
системы подогрева кабины и салона электропоезда..................................40
Приложение 3. Таблица П.З - Параметры, определяющие эффективность
системы охлаждения кабины и салона электропоезда..............................40
Приложение 4. Таблица П.4 - Количество наружного воздуха, подаваемого в кабину и салон электропоезда....................................................41
Приложение 5. Таблица П.5 - Предельно допустимые уровни звука и звукового давления в октавных полосах частот в кабине и салоне электропоезда.................................................................................................41
Приложение 6. Таблица П.6 - Предельно допустимые уровни инфразвука
в кабине и салоне электропоезда.........................................................41
Приложение 7. Таблица П.7 - Предельно допустимые уровни вибрации в
кабине управления электропоезда (на сиденье)........................................42
Приложение 8. Таблица П.З - Уровни искусственной освещенности в помещениях электропоезда...................................................................43
Приложение 9. Таблица П.9 - Предельно допустимые уровни электромагнитных излучений на рабочих местах в кабине управления электропоезда.................................................................................................44
Приложение 10. Таблица П.10 - Планировка кабины, конструкция и компоновка рабочих мест в кабине...........................................................45
Приложение 11. Таблица П.11 - Компоновка органов управления и средств отображения информации на пульте управле-
47
III
НБ ЛСТ ЦТ 03-98
Приложение 12. Таблица П.12 - Параметры микроклимата в салонах
электропоезда.................................................................................48
Приложение 13. Таблица П.13 - Предельно допустимые уровни вибрации
в салоне электропоезда (на сиденье).....................................................50
Приложение 14. Таблица П.14 - Предельно допустимые уровни электромагнитных излучений в салоне электропоезда........................................51
Приложение 15. Таблица П.15 - Планировка салона, организация пассажирских мест, обеспечение безопасности и удобства проезда пассажиров.....52
IV
НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ЭЛЕКТРОПОЕЗДА Нормы безопасности
Дата введения 1998-ОК-15
1 Область применения
Настоящие нормы безопасности распространяются на электропоезда и применяются при проведении сертификации в системе сертификации, созданной федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. (Измененная редакция, распоряжение МПС России от 27.05.2003 №522р).
2 Нормы безопасности
Нормы безопасности, предъявляемые к электропоездам, приведены в таблице 1. Сведения о нормативных документах, на которые даны ссылки е таблице 1, приведены в таблице 2. (Измененная редакция, распоряжение МПС России от 27.05.2003 №522р).
Издание официальное |
Издание с изменениями
|
НБЖТЦТ 03-98 Продолжение таблицы 1
Таблица 1 - Нормы безопасности электропоездов (Измененная реакции. распоряжение МПС России от 27.05.2003 2«22р^ |
Наименование
сертификационного
показателя |
Нормативные документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю |
Нормативное значение сертификационного показателя |
Нормативные документы, устанавливающие методы проверки (контроля, испытаний) сертификационного показателя |
Регламентируемый способ подтверждения соответствия |
1 I |
2 |
1 з |
4 |
5 |
I ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ |
1 Соответствие строительного и проектного очертания габарита |
ГОСТ 9238 |
р.рЗ.4 |
ЦВ /4422 |
Пропуск через габаритную рамку Расчет |
|
Инструментальные измерения
2 Допускаемые скорости движения на типовых конструкциях пути в прямых, кривых участках и по стрелочным переводам при условии не превышения нормативных значений следующих показателей
' Для проверки (контроля. испытаний) сертификационных показателей, ал» которых я графе 4 и* указаны иермгтнаиые документы. неполную тс» соответствующие методики аккредитованных испытател-ыиих иеитроа по согласованию с PC ФЖТ
Продолжение Таблицы 1 |
|
1 1 1 |
2 |
2.1 • рамных скл; Yp |
гп |
22 - коэффиаиент вертикальной динамики. Kg |
[1) |
2.3 - напряжений в наружной и внутренней кромках |
(И |
подошвы рельсов, о,
2.4 - напряжений в наружной кромке остряков в нормируемых сечениях, с*.ее. |
ш |
3 |
1 4 |
1 5 |
Yp 5» 0,4Ро - для щебеночного |
Аттестованная методика аккрсди- |
Испытания |
балласт*. |
тованных испытательных центров |
|
Yp £ О.ЗРо • да* песчаного и |
(далее - Методика) |
|
гравийного балласт». |
ЦРБ 393 |
|
Yp й 0Д5Ро- ддя балласта с |
ЦП 492 |
|
глинистыми включениями;
Ро - статическая осевая иа-фу,ка |
- ддя моторного вагона |
Методика |
Испытания |
Kg S 0.35; |
ЦРБ 393 |
|
• для прицепного вагона |
ЦП 492 |
|
Kg £ 0,30 |
о,£ 240 МПа |
Методика |
Испытания |
|
ЦРБ 393 ЦП 492 |
Расчет |
о«,«:.5 27 5МПа |
Методика |
Испытания |
|
ЦРБ 393 ЦП 492 |
Расчет |
3
НБЖТ ЦТ 03-98
Продолжение таблицы 1___
1 1 ИХ
2.5 -отношение максималь- [ 1 ]
ной горизонтальной нагрузки
Н шп. к средней вертикальной нагрузке Р шл. рельса на шпалу, о
3 Статическая нагрузка от колеса на рельс, Ро
4 Обеспечение страховки от (1 ]
падения деталей ходовых частей вагона на путь
Характеристики
5 Среднее ускорение для тягового режима, м/с1:
4
|
- для щебеночного н ас- Методика Испытания
бестоаого балласта ЦРБ 393 Расчет
aS 1.4 ЦП 492 |
- для гравийного и песчаного балласта aSl.l
шах Н шл.
аш-
ср.
Р шп.
- для моторного вагона
Ро • 107 кН(тара)
- для прниепного вагона
Ро - 76.5 кН(тарв) Наличке и эффективность средств страховки
Экспертиза
технической
документации
Визуальный
контроль
Определяются в режимах тяги и рекуперативного торможения при сопротивлении системы энергоснабжения ие более 15 Ом
Продолжение Таблицы 1 |
|
1 г" г |
2 |
5.1 - до скорости 60 км/ч; |
(П |
5.2 - до скорости 100 км/ч |
(И |
(для вновь создаваемого) 6 Среднее замедление в тормозном режиме. м/сг: 6.1 - со скорости 80 kWh |
[И |
6.2 - со скорости 100 км/ч |
[1] |
7 Характеристика ограничения по сцеплению 7.1 - силы тяги. F* |
[2] |
_*_I 5
Методика Испытания
Методика Испытания
Методика Испытания
Методика Испытания
Fa-P-ЧЧ МЭКПЗЗ Расчет
Fi - максимальная сила тяги моторного вагона по сцеплению
Р - нагрузка на ось Ч\ • расчетный коэффициент сцепления
А
Ч\---K|XV
♦100
где Аи19 * 25 - величина, зависящая от схемы соединения тяговых двигателей и их типа;
К|“ 1*1,15- величина зависящая от плавности регулирования вращающего момента тягового двигателя;
V - скорость движения
5
НБ ЖТ ЦТ 03-98 Продолжение таблицы 1
(2) |
Вк - Р 'Рк
Вк • максимальная сила торможения моторного вагона по сцеплению,
'Рк - расчетный коэффициент сцепления колес с рельсами;
(см. п.7.1) |
Методика |
Расчет |
|
30 +45 |
Методика МЭК 1133 |
Испытания |
|
0.8 +0,95 |
Методика МЭК 1133 |
Испытания |
7.2 - силы электрического торможения, Вк
8 Расход энергии в расчетном режиме движения.
Вт ч/ т км
9 Коэффициент мощности при номинальном напряже-кии на тяговых двигателях и расчетной уставке пускового тока в режиме тяги ( для электропоездов переменного тока)
II ПОКОЛЕСНАЯ РАЗВЕСКА, ДИНАМИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА, ДИНАМИЧЕСКАЯ НАГРУЖЕННОСТЬ И ПРОЧНОСТЬ НЕСУЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
10 Развеска порожних вагонов: |
10.1 -отклонение фактического значения массы вагона от проектной |
[3] |
Таблица 2.3 |
СТ ССФЖТ ЦТ 16-98 |
Поколесное
взвешивание |
10.2 - разность нагрузок по колесам колесной пары |
13] |
Таблица 2.3 |
СТССФЖТ ЦТ 16-98 |
Поколесное
взвешивание |
|
6 |