НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ТЕПЛОВОЗЫ Нормы безопасности
НБ ЖТ ЦТ 02-98
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) МПС России)
ВНЕСЕНЫ Департаментом технической политики МПС России, Департаментом локомотивного хозяйства МПС России
2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Указанием МПС России от 07 августа 1998 г. №Г-935у
3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
4 ПЕРЕИЗДАНИЕ (апрель 2007) с Изменениями, утвержденными указанием МПС России от 25 июня 2003 №Р-634у и распоряжением МПС России от 27.05.2003 №522р
Настоящие нормы безопасности на железнодорожном транспорте не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены в качестве официального издания без разрешения федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11.4 для опорных подшипников тяговых редукторов, а также для подшипников зубчатого колеса (при передаче с полым валом), км пробега, не менее |
|
5x106 |
|
|
12 Обеспечение страховки от падении деталей механической части экипажа на путь |
Ш |
Наличие страховочных устройств. Прочность страховочных элементов по п.3.4.10 (1) |
СТ ССФЖТ ЦТ 15 |
Визуальный контроль. Экспертиза конструкторской документации |
Раздел II (Измененная редакции пн. 7-12, изм. ЛИ - 25.06.2003 МР-634У) |
III ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА |
14 Тормозной путь |
ЦРБ/176 |
ЦРБ/176, таблица 3.1 |
Методика |
Ходовые испытания |
15 Расчетный тормозной коэффициент (коэффициент силы нажатия тормозных колодок) |
М-4731 |
М-4731, пп. 1,10 |
Методика |
Расчет Номографический метод по данным ходовых испытаний |
|
8 |
НБЖТ ЦТ 02-98
Продолжение таблицы 1 |
I |
2 |
3 |
4 |
5 |
16 Удержание ручным (стояночным) тормозом на нормируемом уклоне |
|
30%о |
|
Испытания |
17 Регулировка тормозной рычажной передачи |
ЦТ73549 |
ЦТ/3549, гл. 11, р. 7 |
ЦТ/3549, гл. 13, р. 12 |
Испытания |
18 Выход штоков тормозных цилиндров |
пт-цв-цл-
ВНИИЖТ-277 |
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277, таблица 3.1 |
1ТГ-1ДВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-
277 п.3.2.4 |
Испытания |
19 Плотность питательной сети тепловоза |
ЦТ/3549 |
ЦТ/3549, таблица 63 |
ЦТ/3549 гл.13р.2 |
Испытания |
20 Плотность тормозной сети тепловоза |
ЦТ/3549 |
не более 20 кПа за 1 мин. |
ЦТ/3549, гл.13, р.З |
Испытания |
21 Плотность тормозных цилиндров |
ЦТ/3549 |
не более 20 кПа за 1 мин. |
ЦГ/3549, гл.13,р.4 |
Испытания |
22 Функционирование тормозной системы, в т.ч.
22.1 крана машиниста
22.2 крана вспомогательного тормоза
22.3 воздухораспределителя
22.4 электропневматического тормоза |
ЦТ/3549
ЦТ/3549
ЦТ/3549
ЦТ/3549 |
ЦТ/3549. гл. 13, р.5 ЦТ/3549, гл.13,р.6
ЦТ/3549, гл. 13 ,р.8 ЦТ/3549,1 л. 13,п. 13.1 |
ЦТ/3549, гл. 13, р.5 ЦТ/3549, гл. 13, р.6
ЦТ/3549, гл. 13, р.8 ЦТ/3549 гл.13п. 13.1 |
Испытания
Испытания
Испытания
Испытания
Испытания |
23 Проходимость воздуха через блокировочное устройство |
ЦТ/3549 |
ЦТ/3549, гл.13,р.9 |
ЦТ/3549, гл. 13, р.9 |
Испытания |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
24 Производительность компрессорной установки |
ЦТ/3549 |
ЦТ/3549, гл.13, р.1 |
ЦТ/3549, гл. 13, р.1 |
Испытания |
25 Пределы давлений в главных резервуарах |
ЦТ-ЦР-ЦЛ-
ВНИИЖТ-227 |
ЦТ-ЦВ-ЦЛВНИИЖТ-227, п.3.1.1 |
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-227 п.3.1.1 |
Испытания |
26 Устройства контроля и диагностики тормозной системы:
26.1 сигнализация обрыва тормозной магистрали; |
цт-цв-цл-
ВНИИЖТ-227 |
цт-цв-цл-вниижт-
227, п.3.2.3 |
цг-цр-цл-вниижт-
227, п.3.2.3 |
Испытания
Испытания |
26.2 обеспечение автоматического торможения при са-морасцепе секции |
ЦТ/3549 ЦРБ/162 |
ЦТ/3549, гл.6, п.7.10 |
ЦТ/3549, гл.6, п.7.10 ЦРБ/162, п.11.1 |
Функциональный и визуальный контроль |
IV ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ |
27 Работоспособность электрооборудования при номинальных, граничных и аварийных режимах |
ГОСТ 9219 |
Функциональная работоспособность электрических аппаратов и машин |
Методика |
Ходовые и стационарные испытания |
28 Характеристики изоляции: |
|
|
|
|
28.1 Электрическое сопротивление изоляции:
- провода и кабели |
ГОСТ 26445 |
ГОСТ 26445, п. 2.5.3 |
ГОСТ 3345 |
Стационарные
испытания |
НБЖТЦТ 02-98 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
• электрические аппараты. |
ГОСТ 9219 |
ГОСТ 9219, п. 2.5 |
|
|
дроссели, резисторы, предохранители
- машины электрические вращающиеся |
ГОСТ 2582 |
ГОСТ 2582, п. 2.8.1 |
ГОСТ 11828, п.6 ГОСТ 2582, п.5.12а |
|
- полупроводниковые прсоб- |
ГОСТ 18142.1 |
ГОСТ 18142.1, |
ГОСТ 26567, п. 3.1.1 |
|
разователи
- трансформаторы
28.2 Электрическая проч- |
ГОСТ 3484.3 |
п. 3.5.2.13 ГОСТ 3484.3, п. 4.3 |
ГОСТ 3484.3, п. 4.1 |
Стационарные |
иость изоляции |
|
|
|
испытания |
- провода и кабели |
ГОСТ 26445 |
ГОСТ 26445, п. 2.5.2 |
ГОСТ 2990 |
|
|
|
|
ГОСТ 23286, п. 2.8 |
|
- электрические аппараты, |
ГОСТ 9219 |
ГОСТ 9219, п. 2.4 |
ГОСТ 2933, п.4 |
|
дроссели, резисторы
машины вращающиеся |
ГОСТ 2582 |
ГОСТ 2582, п. 2.6 |
ГОСТ 11828, п. 7.8 |
|
электрические
- полупроводниковые преоб- |
ГОСТ 18142.1 |
ГОСТ 18142.1, |
ГОСТ 2582, п. 5.13 ГОСТ 18142.1, п.7.1.7 |
|
разователи |
|
п. 3.5.2.14 |
ГОСТ 26567, п.3.1.2 |
|
29 Электрическое сопротив- |
ГОСТ 12.1.030 |
|
|
Стационарные |
ление защитного заземления |
|
|
|
испытания |
30 Нагрев элементов электрооборудования |
|
|
|
Ходовые и стационарные |
|
|
|
|
испытания |
- провода и кабели |
ГОСТ 26445 |
ГОСТ 26445, таблица 1, п.7 |
ГОСТ 20.57.406, п. 2.16 |
то же |
|
11 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
- электрические аппараты, дроссели, резисторы
- машины электрические вращающиеся
- трансформаторы
- полупроводниковые преобразователи |
ГОСТ 9219
ГОСТ 2582
ГОСТ 11677 ГОСТ 18142.1 |
ГОСТ 9219, п. 2.3
ГОСТ 2582, таблица 1, п. 2.7 ГОСТ 11677, п. 3.2.1 ГОСТ 18142.1, п.п. 3.4.14-3.4.15,3.5.2.2, 3.5.2.17 |
ГОСТ 9219. п.6.6 ГОСТ 2933, п.5
ГОСТ 2582, п. 5.2 ГОСТ 11828, п.9, 10 ГОСТ 3484.2, п. 2 ГОСТ 26567 п. 3.1.7 |
Ходовые и стационарные испытания то же
тоже
■ |
V СИСТЕМЫ |
И УСТРОЙСТВА ЗАЩИТЫ |
31 Оснащенность локомоти- |
ГОСТ 25463 |
ГОСТ 25463, |
ГОСТ 10448 |
Ходовые и |
ва приборами и устройства- |
ГОСТ 11928 |
пп.2.4.5, 2.4.6, 2.9 |
|
стационарные |
ми сигнализации и защиты |
|
ГОСТ 11928, п.2.2 |
|
испытания |
дизеля и их работоспособ- |
|
|
|
|
кость |
|
|
|
|
31.1 от повышенной частоты |
ГОСТ 11928 |
ГОСТ 11928, п. 1.6 |
ГОСТ 10448 |
то же |
вращения коленчатого вала |
ГОСТ 10150 |
ГОСТ 10150, п.2.11 |
|
|
(разнос дизеля) |
|
|
|
|
31.2 от взрыва паров масла в |
то же |
то же |
ГОСТ 10150 |
■ |
картере |
|
|
|
|
32 Оснащенность локомоти- |
|
Функциональная |
|
Экспертиза |
ва устройствами защиты от |
|
работоспособность |
|
технической |
боксования и юза и их рабо- |
|
|
|
документации |
тоспособи ость |
|
|
|
Испытания |
12
НБЖТ ЦТ 02-98 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
33 Исключение сбора схемы тяги при недостаточном давлении воздуха в тормозной магистрали |
ГОСТ 25463 |
ГОСТ 25463, п. 2.9 |
|
Экспертиза
технической
документации
Испытания |
VI СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ |
34 Оснащенность тепловоза системой автоматического регулирования температуры воды и масла дизеля и ее работоспособность |
ГОСТ 25463 |
ГОСТ 25463, п. 2.8.4 Функциональная работоспособность |
|
Испытания |
При оснащении локомотива системами автоведения |
35 Выполнение ограничений скорости движения |
ЦД-ЦТ 4485 ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ 277 |
Функциональная
работоспособность |
ЦД-ЦТ-ЦП 4805 ЦГ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ 277 |
Испытания |
36 Снижение скорости при движении на сигналы автоблокировки |
ЦД-ЦТ 4485 ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ 277 |
Функциональная
работоспособность |
ЦД-ЦТ-ЦП 4805 ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ
277 |
Испытания |
37 Реакция системы на аварийные режимы
37.1 потеря бдительности
37.2 нарушение тормозной системы
37.3 аварийный сигнал от машиниста |
ЦД-ЦТ 4485
цт-цв-цл-
ВНИИЖТ 277 то же |
Функциональная
работоспособность
тоже
■
• |
ЦД-ЦТ-ЦП 4805
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ
277
то же •
• |
Испытания
тоже |
|
13 |
НБ ЖТ ЦТ 02-98
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения.......................................................... 1
2 Нормы безопасности....................................................... 1
Приложение А. Таблица А.1 - Параметры микроклимата в кабине
управления тепловоза.................................... 33
Приложение Б. Таблица Б.1 - Параметры, определяющие
эффективность системы подогрева кабины
управления тепловоза.................................. 34
Приложение В. Таблица В.1 - Параметры, определяющие эффективность системы охлаждения кабины
управления тепловоза.................................... 35
Приложение Г. Таблица Г. 1 - Количество наружного воздуха,
подаваемого в кабину управления тепловоза ....... 36
Приложение Д. Таблица Д.1 - Предельно допустимые уровни звука и звукового давления в октавных полосах
частот в кабине управления тепловоза.............. 37
Приложение Е. Таблица Е.1 - Предельно допустимые уровни
инфразвука в кабине управления тепловоза........ 38
Приложение Ж. Таблица Ж.1 - Предельно допустимые уровни вибрации в кабине управления тепловоза (на
сидении)..................................................... 39
Приложение И. Таблица И. 1 - Уровни искусственной освещенности в помещениях тепловоза....................... 40
Приложение К. Таблица К.1 - Предельно допустимые уровни электромагнитных изучений на рабочих местах в
кабине управления тепловоза.......................... 41
Приложение Л. Таблица Л.1 - Планировка кабины, конструкция и
компоновка рабочих мест в кабине................... 42
Приложение М. Таблица МЛ - Компоновка органов управления и средств отображения информации на пульте
управления................................................. 44
Библиография................................................................. 45
III
НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ТЕПЛОВОЗЫ Нормы безопасности
Дата введения 1998-08-15
1 Область применения
Настоящие нормы безопасности распространяются на тепловозы и применяются при проведении сертификации в системе сертификации, созданной федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
(Измененная редакция, Распоряжением МПС России 27.05.2003 №522)
2 Нормы безопасности
Нормы безопасности, предъявляемые к тепловозов приведены в таблице 1. Сведения о нормативных документах, на которые даны ссылки в таблице 1, приведены в таблице 2.
(Измененная редакция, Распоряжением МПС России 27.05.2003 №522)
Издание официальное |
Издание с изменениями |
Таблица 1 - Нормы безопасности тепловозов
(Измененная редакция, распоряжение МНС России от 27.05.2003 №522р) |
Наименование сертификационного показателя |
Нормативные документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю |
Нормативное значение сертификационного показателя |
11орма I ивные документы, устанавливающие методы проверки(контроля, испытаний) сертификационного показателя |
Регламентируемый способ подтверждения соответствия |
1 |
2 |
~~3 1 4 |
5 |
1 ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ |
1 Соответствие строительного и проектного очертания габарита |
ГОСТ 9238 |
ГОСТ 9238, р.р.3,4 |
ЦВ/4422 |
Пропуск через габаритную рамку Расчет Инструментальные измерения |
2 Допускаемые скорости движения на типовых конструкциях пути в прямых, кривых участхах и по стрелочным переводам при условии не превышения нормативных значений следующих показателей: |
|
|
|
|
|
2
! |
2 |
2.1 рамные силы, Yp |
гп |
2.2 коэффициент вертикальной динамики. Kg |
то же |
2.3 напряжения в наружной и внутренней кромках подошвы рельсов, ак |
• |
2.4 напряжения в наружной кромке остряков в нормируемых сечениях, о,.ос |
• |
2.5 отношение максимальной горизонтальной нагрузки Н шп. к средней вертикальной нагрузке Р шп. рельса на шпалу, а |
• |
ИБ ЖТ ЦТ 02-98 |
3 |
4 |
5 |
Yp й 0,4Ро - для щсбс- |
Аттестованная методика |
Испытания |
ночного балласта; |
аккредитованных испы- |
|
Yp й 0,ЗРо - для песча- |
тательных центров |
|
ного |
(далее - Методика) |
|
и гравийного балласта; |
ЦРБ - 393 |
|
Ро - статическая осевая |
ЦП - 492 |
|
нагрузка |
|
|
- для пассажирских |
Методика |
то же |
Kg й 0,35; |
ЦРБ - 393 |
|
- для грузовых |
ЦП-492 |
|
Kg £ 0,40 |
|
|
аяй 240 МПа |
Методика |
Испытания |
|
ЦРБ - 393 |
Расчет |
о„.ос.£27 5МПа |
ЦП - 492 [2] Методика |
Испытания |
|
ЦРБ - 393 |
Расчет |
Ншп. шах о. =- |
ЦП - 492 [2] Методика |
Испытания |
1’щп.ср. |
ЦРБ - 393 |
Расчет |
ай 1,4 |
ЦП-492 |
|
- для щебеночного и ас- |
[2) |
|
бсстового балласта; «5 1,1 |
|
|
|
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2.6 статическая нафузка от колеса на рельс, Ро |
ш |
- для гравийного и песчаного балласта -для грузовых Ро =*117,5 кН;
- для пассажирских Ро =*107 кН |
Методика |
Взвешивание |
3 Предельно допустимая сила тяги по воздействию на путь |
|
Определяется из условия не превышения нормируемых значений величин по п.2.1, п.2.2 |
|
Испытания |
4 Предельно допустимая сила электрического торможения по воздействию на путь |
|
500 кН |
Методика |
то же |
5 Расход топлива при номинальной мощности, частичных нагрузках и на холостом ходу |
ГОСТ 10150 ГОСТ 26923 |
ГОСТ 10150, п. 1.1 ГОСТ 26923, п.2 |
ГОСТ 10448 |
|
6 Коэффициент полезного действия ТПС |
ГОСТ 25463 ГОСТ 26923 |
ГОСТ 25463, пп. 2.1.2 ГОСТ 26923, приложение, п. 4 |
ГОСТ 26923 |
|
6.1 в рабочем диапазоне нагрузок от длительной до конструкционной скорости |
|
ГОСТ 25463, пп. 2.1.2 ГОСТ 26923. приложение, п. 4 |
|
Испытания |
НБЖТ ЦТ 02-98
Продолжение таблицы 1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6.2 наибольший |
|
ГОСТ 25463, пп. 2.1.2 ГОСТ 26923, приложение, п. 4 |
|
Испытания |
II ПОКОЛЕСНЛЯ РАЗВЕСКА, ДИНАМИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА, ДИНАМИЧЕСКАЯ НАГРУЖЕН ПОСТ Ь И ПРОЧНОСТЬ НЕСУЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ |
7 Развеска локомотивов
7.1 отклонение фактического значения массы локомотива от проектного
7.2 разность нагрузок по колесам колесной пары
7.3 разность нагрузок по осям в одной тележке
7.4 разность нагрузок по сторонам единицы подвижного состава |
m |
( 1 ], таблица 2.3 |
СТ ССФЖТ ЦТ 15 |
Поколесное
взвешивание |
8. Динамические качества, устойчивость движения, динамическая нагружен-ность
8.1 коэффициент конструктивного запаса для Гой и 2-'ой ступеней подвешивания |
[1] |
( 1 ], таблица 2.1 |
СТССФЖТЦТ 15 |
|
Расчет
1 |
|
5
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8.2 коэффициент запаса устойчивости против схода с рельсов |
|
|
|
Динамико-
прочностные
испытания |
8.3 показатели плавности хода в вертикальной и горизонтальной плоскостях |
Ш |
[ 1 ], таблица 2.1 |
СТССФЖТЦТ 15 ОСГ 24.050.16 |
то же |
8.4 рамные силы в прямых, кривых участках пути и в стрелочных переводах |
СТССФЖТЦТ 15 |
■ |
8.5 коэффициент вертикальной динамики для 1-ой и 2-ой ступеней подвешивания |
то же |
■ |
8.6 первая собственная частота нзгибных колебаний кузова в вертикальной плоскости |
■ |
■ |
9 Запас на относительные перемещения элементов экипажной части |
И] |
[ 1 ], таблица 2.1 |
СТССФЖТЦТ 15 |
Визуальный
контроль |
10 Прочность и долговечность несущих элементов экипажной части |
И] |
[ 1 ], таблица 2.2 |
|
|
10.1 коэффициенты запаса сопротивления усталости несущих конструкций экипажа; |
|
|
СТССФЖТЦТ 15 |
Динамико
прочностные
испытания |
|
6 |
НБЖТЦТ 02-98 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10.2 несущая способность |
|
|
СТССФЖТЦТ 131 |
Динамико- |
кузова и его элементов по |
|
|
|
прочностные |
допускаемым напряжениям |
|
|
|
испытания |
для нормируемых режимов нагружения |
|
|
|
Расчет |
11 Долговечность подтип- |
(И |
[ 1 J, таблица 2.2 |
[1] |
Расчет |
ников колесно-моторного блока |
|
|
|
|
11.1 для буксовых подшипников, км пробега, не менее |
|
3x106 |
|
|
11.2 для якорных подшипников тягового элсктродвигате- |
ш |
|
[1] |
|
ля: |
|
|
|
|
- при посадке шестерни на хвостовике вала якоря, км пробега, не менее
- в случае разделения веду- |
|
2x106 |
|
|
щей шестерни и вала якоря, км пробега, нс менее |
|
3x106 |
|
|
11.3 для подшипников шее- |
|
|
|
|
терни тягового редуктора, км пробега, нс менее |
|
2x106 |
|
|
|