НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДА
Нормы безопасности
Издание официальное
Москва
TIE ЖТ ЦТ 01-98
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) МПС России
ВНЕСЕНЫ Департаментом технической политики МПС России, Департаментом локомотивного хозяйства МПС России
2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от 07 августа 1998 г. №Г-935у
3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
4 ИЗДАНИЕ (январь 2007 г.) с ИЗМЕНЕНИЯМИ, утвержденными указанием МПС России от 25 июня 2003 г. №Р-634у и Распоряжением МПС
России от 27 мая 2003 г. №522р
Настоящие нормы безопасности на железнодорожном транспорте не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены в качестве официального издания без разрешения федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта
II
Продолжение таблицы I |
1 |
2 |
12.1 коэффициент конструктивного запаса для 1-ой и 2-ой ступеней подвешивания;
12.2 коэффициент запаса устойчивости против схода с рельсов;
12.3 показатели плавности хода в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
12.4 рамные силы в прямых, кривых участках пути и стрелочных переводах;
12.5 коэффициент вертикальной динамики для 1-ой и 2-ой ступеней подвешивания;
12.6 первая собственная частота изгибкых колебаний кузова в вертикальной плоскости;
12.7 запас на относительные перемещения элементов экипажа |
|
|
НБЖТ ЦТ 01-98
3 |
4 |
5 |
|
|
Расчет |
|
СТССФЖТЦТ 16 ОСТ 24.050.16 |
Динамико-прочностные испытания То же |
|
СТССФЖТЦТ 16 |
J9m |
|
То же |
* |
|
гг |
|
|
т |
Визуальный
контроль |
7
Продолжение таблицы 1_
13 Прочность и долговечность несуших элементов экипажной части:
13.1 коэффициенты запаса сопротивления усталости несущих конструкций экипажа;
13.2 несущая способность кузова и его элементов по допускаемым напряжениям для нормируемых режимов нагружения;
13.3 долговечность подшипников колесно-моторного блока:
13.3.1 для буксовых подшипников, км пробега, не менее
13.3.2 для якорных подшипников тягового электродвигателя:
- при посадке шестерни на хвостовике вала якоря, км пробега, не менее
- в случае разделения ведущей шестерни и вала якоря, км пробега, не менее
8
3 |
4 |
5 |
(1), таблица 2.2 То же |
СТ ССФЖТЦТ-131 То же |
Динамико
прочностные
испытания
Динамико
прочностные
испытания
Расчет |
[1], таблица 2.2 |
Ш |
Расчет |
3x106 |
Ш
То же |
Расчет |
2x106 |
|
|
3x106 |
|
|
Продолжение таблицы 1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
13.3.3 для подшипников шее- |
[1] |
|
(И |
|
терки тягового редуктора, км пробега, не менее |
|
2x106 |
|
|
13.3.4 для опорных подшипников тяговых редукторов, а также для подшипников зубчатого колеса (при передаче с полым валом), км пробега, нс менее |
То же |
5x104 |
То же |
|
13а Обеспечение страховки от |
(И |
Наличие |
СТССФЖТ ЦТ 16 |
Визуальный |
падения деталей механической |
|
страховочных |
|
контроль. |
части экипажа на путь |
|
устройств.
Прочность |
|
Экспертиза
конструкторской |
|
|
страховочных |
|
документации |
|
|
элементов по п.3.4.10 |
|
|
|
|
_______ш_ |
|
|
Раздел 11. (Измененная редакции 11-13, изм.Л* 1-25.06.2003 NtP-634y) |
III ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА |
14 Тормозной путь |
ЦРБ/176 |
ЦРБ/176, таблица 3.1 |
Методика [31, приложение 3 |
Ходовые
испытания |
|
9
I li-одолжение таблицы 1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
S |
15 Расчетный тормозной коэффициент (коэффициент силы нажатия тормозных колодок) |
М-4731 |
М-4731, П.П. 1, 10 |
Методика (3J, приложение 3 |
Расчет Номографический метод по данным ходовых испытаний |
16 Удержание ручным (стояночным) тормозом на нормируемом уклоне |
|
30%в |
|
Испытания |
17 Регулировка тормозной рычажной передачи |
ЦТ/3549 |
ЦТ/3549, глава 11, раздел 7 |
ЦТ/3549, глава13, раздел 12 |
Испытания |
18 Выход штоков тормозных цилиндров |
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-
ВНИИЖТ-277 |
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-
ВНИИЖТ-277,
таблица 3.1 |
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-
ВНИИЖТ-277,
п.3.2.4 |
Испытания |
19 Плотность питательной сети дизель-поезда |
ЦТ/3549 |
Щ73549, таблица 63 |
ЦТ/3549, глава 13 раздел 2 |
Испытания |
20 Плотность тормозной сети дизель-поезда |
ЦТ/3549 |
не более 20 кЛа за 1 мин |
ЦТ/3549.
глава 13, раздел 3 |
Испытания |
21 Плотность тормозных цилиндров |
ЦТ/3549 |
не более 20 кПа за 1 мин |
ЦТ/3549, глава 13, раздел 4 |
Испытания |
22 Функционирование тормозной системы, в т.ч.:
22.1 крана машиниста; |
ЦТ/3549 |
ЦТ/3549, глава 13, раздел 5 |
ЦТ/3549, глава 13, раздел 5 |
Испытания |
|
10
НБ Ш ЦТ 01-98
Продолжение таблицы 1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
S |
22.2 крана вспомогательного тормоза;
22.2а авторежима; |
ЦТ/3549 То же |
ЦТ/3549, глава13, раздел 6 ЦТ/3549, глава 13, раздел 11 |
ЦТ/3549,
глава 13, раздел 6
ЦГ/3549. глава 13, раздел 11 |
Испытания То же |
22.3 воздухораспределителя;
22.4 электропневматического тормоза |
ЦТ/3549 То же |
ЦТ/3549,
глава 13, раздел 8 ЦТ/3549, глава13, п.13.2 |
ЦТ/3549, глава 13, раздел 8 ЦТ/3549, глава 13, п. 13.2 |
я |
23 Пределы давлений в главных резервуарах |
цт-цв-цл-
ВНИИЖТ-227 |
цт-цв-цл-
ВНИИЖТ-227,
п.13.2 |
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-227, п. 13.2 |
Испытания |
24 Производительность компрессорной установки |
ЦТ/3549 |
ЦТ/3549, глава 13 раздел 1 |
ЦТ/3549, глава 13, раздел 1 |
Испытания |
25 Сигнализация отпуска тормозов в поезде |
цг-цв-цл-
ВНИИЖТ-227 |
Функциональная
работоспособность |
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-
ВНИИЖТ-227
п.13.3.2 |
Визуальный
контроль |
VI ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ |
26 Работоспособность электрооборудования при номинальных, граничных и аварийных режимах |
ГОСТ 9219 |
Функциональная работоспособность электрических аппаратов и машин |
Методика |
Ходовые и стационарные испытания |
|
11
Продолжение таблицы 1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
27 Характеристики изоляции 27.1 Электрическое сопротивление изоляции - провода и кабели; |
ГОСТ 26445 |
ГОСТ 26445, и. 2.5.3 |
ГОСТ 3345 |
Стационарные
испытания |
электрические аппараты, дроссели, резисторы, предохранители; |
ГОСТ 9219 |
ГОСТ 9219. п.2.5 |
|
|
- машины электрические вра- |
ГОСТ 2582 |
ГОСТ 2582, п.2.8.1 |
ГОСТ 11828, п.6 |
|
щающнеся; |
|
|
ГОСТ 2582, п.5.12а |
|
- полупроводниковые преоб- |
ГОСТ 18142.1 |
ГОСТ 18142.1, |
ГОСТ 26567, п.3.1.1 |
|
разователи; |
|
п.3.5.2.13 |
|
|
- трансформаторы;
27.2 Электрическая прочность |
ГОСТ 3484.3 |
ГОСТ 3484.3, л.4.3 |
ГОСТ 3484.3, п.4.1 |
Стационарные |
изоляции |
|
|
|
испытания |
- провода и кабели; |
ГОСТ 26445 |
ГОСТ 26445, п.2.5.2 |
ГОСТ 2990 |
|
|
|
|
ГОСТ 23286, п.2.8 |
|
- электрические аппараты. |
ГОСТ 9219 |
ГОСТ 9219, п.2.4 |
ГОСТ 2933, п.4 |
|
дроссели, резисторы;
- машины вращающиеся элек- |
ГОСТ 2582 |
ГОСТ 2582, п. 2.6 |
ГОСТ 11828, п.7.8 |
|
трнческие; |
|
|
ГОСТ 2582, п. 5.13 |
|
- полупроводниковые преобразователи |
ГОСТ 18142.1 |
ГОСТ 18142.1, п. 3.5.2.14 |
ГОСТ 18142.1, п.7.1.7 ГОСТ 26567, п. 3.1.2 |
|
28 Электрическое сопротивле- |
ГОСТ 12.1.030 |
|
|
Стационарные |
ние защитного заземления |
|
|
|
испытания |
|
НБЖТЦГ 01-98
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения......................................................... 1
2 Нормы безопасности......................................................... 1
Приложение А (обязательное) Таблица А.1 - Параметры микроклимата в кабине управления дизель-поезда ............... 41
Приложение Б (обязательное) Таблица Б.1 - Параметры, определяющие эффективность системы подогрева кабины
и салона дизель-поезда ..................................... 42
Приложение В (обязательное) Таблица В.1 - Параметры, определяющие эффективность системы охлаждения кабины и салона дизель-поезда.............................. 43
Приложение Г (обязательное) Таблица Г. 1 - Количество
наружного воздуха, подаваемого в кабину и салон
дизель-поезда.................................................. 44
Приложение Д (обязательное) Таблица Д.1 - Предельно допустимые уровни звука и звукового давления в октавных полосах частот в кабине и салоне дизель-
поезда .......................................................... 45
Приложение Е (обязательное) Таблица Е.1 - Предельно допустимые уровни инфразвука в кабине и салоне дизель-
поезда .......................................................... 46
Приложение Ж (обязательное) Таблица Ж.1 - Предельно допустимые уровни вибрации в кабине управления дизель-
поезда .......................................................... 47
Приложением (обязательное) Таблица ИЛ - Уровни
искусственной освещенности в помещениях
дизель-поезда................................................. 48
Приложение К (обязательное) Таблица КЛ - Предельно допустимые уровни электромагнитных изучений на рабочих местах в кабине управления
дизель-поезда................................................. 49
Приложение Л (обязательное) Таблица ЛЛ - Планировка кабины, конструкция и компоновка рабочих мест в кабине........................................................ 50
III
Приложение М (обязательное) Таблица M.l 1 - Компоновка органов управления и средств отображения информации на
пульте управления........................................... 52
Приложение Н (обязательное) Таблица Н.1 - Параметры микроклимата в салоне дизель-поезда............................... 53
Приложение П (обязательное) Таблица П.1 - Предельно
допустимые уровни вибрации в салоне
дизель-поезда............... 55
Приложение Р (обязательное) Таблица Р.1 - Предельно допустимые уровни электромагнитных излучений в салоне дизель-поезда .................................................... 56
Приложение С (обязательное) Таблица С.1 - Планировка салона, организация пассажирских мест, обеспечение
безопасности и удобства проезда пассажиров ........................................................... 57
Библиография..................................................................... 59
IV
НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДА Нормы безопасности
Дата введения 1998-08-07
1 Область применения
Настоящие нормы безопасности распространяются на дизель-поезда и применяются при проведении сертификации в системе сертификации, созданной федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта
(Измененная редакция, Распоряжение МПС России 27.05.2003 №522р)
2 Нормы безопасности
Нормы безопасности, предъявляемые к дизель-поездам, приведены в таблице 1. Сведения о нормативных документах, на которые даны ссылки в таблице 1, приведены в таблице 2.
(Измененная редакция, Распоряжение МПС России 27.05.2003 №522р)
Издание официальное |
Издание с Изменениями |
Таблица 1 - Нормы безопасности дизель-поездов
(Измененная редакция. Распоряжение МПС России 27.05.2003 Л*522р) |
Наименование сертификационного показателя |
Нормативные документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю |
Нормативное
значение
сертификационного
показателя |
Нормативные документы, устанавливающие методы проверки (контроля, испытаний) сертификационного показателя |
Регламентируемый
способ
подтверждения
соответствия |
1 |
2 |
3 |
4 |
S |
I ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ |
1 Соответствие строительного и проектного очертания габарита |
1'ОСТ 9238 |
разделы 3, 4 |
ЦВ/4422 |
Пропуск через габаритную рамку Расчет Инструментальные измерения |
2 Допускаемые скорости движения на типовых конструкциях пути в прямых, кривых участках и по стрелочным переводам при условии не превышения нормативных значений следующих показателей |
|
|
|
|
|
2
Продолжение таблицы 1 |
|
1 |
2 |
2.1 рамных сил, Yp |
[1] |
2.2 коэффициент вертикальной динамики, Kg |
Ш |
2.3 напряжений в наружной и внутренней кромках подошвы рельсов, о,
2.4 напряжений в наружной кромке остряков в нормируемых сечениях, о«.ос. |
То же |
3 |
4 |
5 |
Yp £ 0,4Ро - для щс- |
Аттестованная |
Испытания |
беночного балласта; |
методика |
|
Yp £ О.ЗРо - для пес- |
аккредитованного |
|
чаного и гравийного |
испытательного |
|
балласта; |
центра |
|
Yp £ 0,25Ро - для бал- |
(далее - Методика) |
|
ласта с глинистыми |
НРБ 393 |
|
включениями,
где Ро - статическая
осевая нагрузка |
ЦП 492 |
|
- для моторного ваго- |
Методика |
Испытания |
на Kg £ 0,35; |
ЦРБ 393 |
|
- для прицепного вагона кд £ о,зо |
ЦП 492 |
|
о, £ 240 МПа |
Методика |
Испытания |
|
ЦРБ 393 ЦП 492 12] |
Расчет |
£ 275МПа |
То же |
Тоже |
j
Продолжение таблицы J |
1 |
2 |
3 |
4 |
i |
2 5 отношение максимальной горизонтальной нагрузки Ншп. к средней вертикальной нагрузке Ршп. рельса на шпалу, а |
Ш |
- для щебеночного и асбестовою балласта 1,4;
- для гравийного и песчаного балласта a
SU
шах ^ _ Ншп.
СР-
Ршп. |
Методика ЦРБ393 ЦП 492 (2) |
Испытания
Расчег |
3 Статическая нагрузка от колеса на рельс, Ро |
|
- для моторного вагона Ро = 81,6 кН (тара);
- для прицепного вагона Ро - 56 кН (тара) |
|
Взвешивание |
4 Обеспечение страховки от падения деталей ходовых частей вагона на путь |
(1) |
Наличие и эффективность средств страховки |
|
Экспертиза
технической
документации
Визуальный
контроль |
5 Среднее ускорение для тягового режима, м/с1
5.1 до скорости 60 км/ч;
5.2 до скорости 100 км/ч |
|
0,6-0,8 0,3-0,5 |
Методика То же
IV |
Испытания
Тоже |
|
4
НБЖТ ЦТ 01-98
11родолжение таблицы 1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 Среднее замедление в тормозном режиме, м/с1
6.1 со скорости 80 км/ч;
6.2 со скорости 100 км/ч |
|
0,6-0,8 0,55-0,75 |
Методика
Тоже
я |
Испытания То же |
7 Расход топлива при номи- |
ГОСТ 10150 |
ГОСТ 10150, п.1.1 |
ГОСТ 10448 |
Испытания |
нальной мощности, частичных нагрузках и на холостом ходу |
ГОСТ 25463 |
ГОСТ 25463, п.2 |
|
|
8 Приемистость дизеля |
ГОСТ 25463 |
ГОСТ 25463, |
ГОСТ 10448 |
Испытания |
|
|
п. 2.4.7 |
|
|
9 Характеристики 9.1 тяговые, в т.ч. |
ГОСТ 22602 ГОСТ 22339 |
|
|
Испытания |
- в длительном режиме; |
|
ГОСТ 22602, п.1 |
Методика |
|
- предельно допустимое значение силы тяги по воздейст- |
|
ГОСТ 22339, п.2 |
Методика |
|
вию на путь 9.2 тормозные, в т.ч. предельно допустимое значение силы электрического (гидравлического) торможения по возлействию на путь |
[3]
ЦД-ЦТ-ЦП-4805 |
500 кН |
Методика
Методика |
Испытания |
|
5
Ир. должеиие таблицы I |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10 Коэффициент полезного действия дизель-поезда
10.1 в рабочем диапазоне нагрузок от длительной до конструкционной скорости;
10.2 наибольший |
ГОСТ 25463 |
ГОСТ 25463, п. 2.1.2 То же |
ГОСТ 25463 |
Испытания То же |
II ПОКОЛЕСНАЯ РАЗВЕСКА, ДИНАМИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА, ДИНАМИЧЕСКАЯ НАГРУЖЕННОСТЬ |
И ПРОЧНОСТЬ НЕСУЩИХ |
ЭЛЕМЕНТОВ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ |
|
11 Развеска локомотива
11.1 отклонение фактического значения массы локомотива от проектной;
11.2 разность нагрузок по колесам колесной пары;
11.3 разность нагрузок по осям в одной тележке;
11.4 разность нагрузок по сторонам единицы подвижного состава |
Ш |
(1], Таблица 2.3 |
СТССФЖТЦТ 16 |
Поколесное
взвешивание |
12 Динамические качества, устойчивость движения, динамическая нагруженность: |
[1] |
[1], таблица 2.1 |
СТССФЖТЦТ 16 |
|
|
6