Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

25 страниц

Купить Методические рекомендации 1366-75 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

Задачи, содержание и методика гигиенического воспитания

Средства гигиенического воспитания в дошкольных учреждениях

     Закаливание

     Общие рекомендации к проведению закаливания

     Утренняя гимнастика

     Профилактика заболеваний

     Гигиеническое воспитание на занятиях, в играх, в труде

Примерная схема оформления детского сада

Санитарно-просветительская работа с родителями

Темы для бесед с родителями

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ГЛАВНОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

(Методические рекомендации)

Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР

МОСКВА — 1979

Таблица 2

Примерная температура воды для обтирания (в градусах)

До I года

1—3 года

4—7 лат

Начальная

35

34

32

Минимальная

28

25

22

Темпе ратура снижается на 1° каждые 3—4 дня.

Тело ребенка обтирают тто частям хорошо смоченной рукавичкой и тут же растирают полотенцем: сначала обтирают всю верхнюю, а затем всю нижнюю половину тела. Детей 5—7 лет приучают обтираться самостоятельно, помогая им смочить рукавичку и обтереть спину. Рукавички после употребления кипятят и просушивают.

Детям до года, а также ослабленным детям более старшего возраста перед обтиранием водой в течение 1—2 недель следует проводить сухие растирания кожи до слабого ее покраснения куском чистой мягкой материи.

Обливание считается более сильным средством закаливания, чем обтирание, так как вода попадает сразу на все тело и оказывает при этом не только температурное (табл. 3), но и механическое (давление подающей воды) действие. Поэтому обливание следует проводить только со здоровыми детьми, начиная с полутора лет. Чтобы избежать сильного давления воды на кожу ребенка, высота падения «воды не должна превышать 40—50 см над его головой. В теплые дни обливание лучше проводить на воздухе, в сырые, прохладные или ветреные дни — з помещении. Для обливания можно использовать душ, лейку или просто ковш. Перед процедурой на голову надевают резиновую шапочку. Рекомендуется придерживаться определенной последовательности: сначала обливают шею, спину, бока, грудь. Во время обливания надо присматриваться к коже •ребенка- при появлении «гусиной кожи» и побледнения обливание следует прекращать!

Таблица 3

Примерная температура воды для обливания в летний период

(в градусах)

До 3 лет

4—6 лет

6—7 лет

Начальная

33

32

30

Максимальная

25

24

22

Процедура обливания продолжается от 30—40 секунд до 1—1V2 минуты. По окончании тело растирается до покраснения мохнатым полотенцем. Детей старшего дошкольного возраста следует обучать растираться самостоятельно.

Купание в открытых водоемах — одна из любимых детьми закаливающих «процедур. При купании на организм одновременно действуют воздух, солнце, вода (ее температура, движение, состав). Все это в сочетании с движениями, которые ребенок производит, плавая или играя в воде, активизирует работу нервной, мышечной, сердечно-сосудистой и других систем организма.

Купание в открытых водоемах должно строго контролироваться. В условиях дошкольных учреждений к такому купанию допускаются только здоровые дети, которым исполнилось 2 года.

Начинать купаться следует в безветренную погоду пр.и температуре воздуха не ниже 25° и температуре воды 23°. Нельзя купаться натощак или раньше, чем через W2 часа после приема пищи.

Продолжительность первых купаний должна быть не более 2 минут. В дальнейшем се можно постепенно увеличить для детей 2—5 лет до 5 минут, для детей 6—7 лет — до 10 минут. Купание нужно проводить по утрам, после того, как дети примут солнечную ванну и немного побудут в тени. В жаркие дни можно разрешить купание и второй раз, через П/г часа после полдника.

Одновременно в воде могут находиться 6 детей вместе с воспитателем, умеющим плавать. Другой воспитатель остается на берегу и следит за находящимися там детьми. Во время купания дети должны постоянно двигаться.

С 4—5-летнего возраста детей следует обучать плаванию. При обучении плаванию прежде всего надо научить ребенка правильно дышать в воде, а затем переходить к скольжению по ее поверхности. Ребенок должен встать лицом к берегу (или вдоль берега, но ни в коем случае не в сторону глубокой части водоема), присесть и, оттолкнувшись ногами от дна, стараться скользить по воде как можно дольше. Умение скользить по поверхности воды — первый шаг к плаванию. Затем следует отработать движение ногами, после чего приступить к обучению движениям рук.

Обучать плавательным движениям можно и на берегу. Дети их видят, запоминают и отрабатывают, после чего нм гораздо легче повторить их -в воде.

Во время купания детям запрещается без причины кричать, нырять, заходить дальше отмеченного места. Если кто-нибудь из детей синеет и начинает дрожать, его надо немедленно направить на берег. После купания дети как следует растираются полотенцем.

П

Солнечная радиация оказывает на организм разностороннее действие. Она способствует улучшению обмена веществ, повышает защитные функции организма, благотворно влияет на формирование скелета.

Весьма эффективным закаливающим средством являются солнечные ванны. При их организации и проведении надо соблюдать определенные правила. Солнечные ванны следует проводить со здоровыми детьми старше двух лет в утренние часы (9—11 часов в средних широтах, 8—10 часов на юге) при температуре воздуха в тени не ниже 20° и нс выше 32°, не раньше чем через 17г—2 часа после приема пищи. На это время все тело ребенка, кроме головы, обнажают, а на глаза надевают защитные очки. Дети ложатся на индивидуальные топчаны или подстилки ногами к солнцу.

Время первой ванны — 4 минуты; затем его постепенно увеличивают и доводят до 20—30 минут для детей 2—3 лет, до 35—40 минут для детей 3—7 лет. Для равномеоного облучения всего тела ребенок должен через одинаковые промежутки времени поворачиваться, обращая к солнцу спину, бок, грудь, другой бок.

После солнечной ванны полезно обтирание, обливание или купание по усмотрению медицинского работника.

При появлении вялости, беспокойства, сильного покраснения лица и тела ребенка переводят в тень.

Количество солнечных ванн не должно превышать 20—30 за лето.

Слишком частое и длительное пребывание на солнце может оказать на самочувствие ребенка отрицательное влияние: у него может появиться слабость, вялость, иногда раздражительность, головные боли и даже ожоги на коже. Поэтому необходимо, чтобы показания к этому виду закаливания и дозировку его во времени определял врач. Контроль за проведением процедуры осуществляется воспитателем и медицинской сестрой.

Общие рекомендации к проведению закаливания

Чтобы закаливающие процедуры дали желаемые результаты, необходимо соблюдать при их применении правильную систему. Один из основных принципов закаливания — постепенное увеличение дозировки раздражителей. Сила и продолжительность первых закаливающих процедур должна быть такой, чтобы они вызывали минимальные сдвиги в организме.

Не менее важны последовательность и систематичность закаливания, т. е. переход от мягкодействующих процедур к сильнодействующим. Так, к водным процедурам и солнечным ваннам переходят после того, как дети привыкают к воздушным ваннам, к обливаниям — после обтирания, к купанию — после

12

обливаний. Без серьезных к тому причин закаливание прерывать не следует, так как оно не достигает своей цели.

Большое значение в эффективности проведения закаливающих процедур имеет заинтересованность и понимание детьми их необходимости. С этой целью детям в доступной для них форме надо объяснить, что закаливание поможет им вырасти крепкими, предохранит от многих болезней и т. д. Такую задачу необходимо решать в предварительных беседах, проводимых воспитателями и медицинскими работниками дошкольных учреждений.

Если все же у ребенка возникает нежелание к обливанию, купанию, к солнечным ваннам, заставлять его не следует. Детей надо убеждать в необходимости этих процедур и давать возможность самим преодолевать свой страх. Хороший помощник в этом — пример товарищей и взрослых. Так, воспитатель должен быть всегда одет по погоде, не бояться прохладной воды, открытых окон и т. д.

Наиболее активны при проведении мер закаливания старшие дошкольники, так как многое они уже могут делать самостоятельно (мыть уши, шею, ноги, обтираться и т. д.). Работая с ними, следует добиваться сознательного выполнения всех действий, т. е. дети должны знать не только, как проводится та или иная процедура, но и с какой целью.

Привычка к закаливанию, приобретенная детьми за 4—5 теплых месяцев, должна сохраниться и еще более укрепиться и в последующее время. В осенне-зимний период доступны такие средства закаливания, как пребывание детей в хорошо и часто проветриваемом помещении, прогулки, дневной сон на верандах или выполнение зарядки в соответствующей одежде. Из водных процедур рекомендуется мытье ног прохладной водой, обтирание.

Утренняя гимнастика

Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) помогает перейти от сна к бодрствованию, улучшает кровообращение, повышает настроение. Гимнастические упражнения развивают и укрепляют мышечную и сердечно-сосудистую системы, способствуют закаливанию организма.

Утренняя зарядка имеет и воспитательное значение — дисциплинирует ребенка, приучает его к режиму. Однако выработать привычку к ней очень трудно. Воспитать ее можно при условии, если ни одно утро в жизни ребенка не проходит без гимнастики и если сам ребенок чувствует серьезное отношение к ней со стороны взрослых.

Однако изучение показало, что дома в выходные и праздничные дни зарядкой занимается только 12—16% дошкольников; кроме того, в -некоторых дошкольных учреждениях опоз-

давших детей принимают в группу уже после проведения зарядки. Это нарушает режим ребенка и, бесспорно, не может оказать положительного влияния на формирование такого нужного и полезного для здоровья навыка.

Заведующие детскими садами и медицинские работники должны систематически следить за тем, как воспитатели проводят утреннюю зарядку, за соответствием упражнений возрасту ребенка, своевременной сменяемостью комплексов упражнений.

Успех в формировании у дошкольника навыка выполнения утренней гимнастики во многом зависит от семьи. Только совместные усилия работников детского сада и родителей могут дать хорошие результаты.

Родители должны приводить ребенка в детский сад вовремя, чтобы он успевал на зарядку, а в выходные дни, когда ребенок дома, делать с ним зарядку вместе. Поэтому в вестибюле сада целесообразно вывешивать комплексы упражнений, которые выполняют дети различных групп в данное время.

Профилактика заболеваний

Большое значение в гигиеническом воспитании детей имеет организация условий, способствующих профилактике различных заболеваний у детей (например, нарушений осанки, зрения и т. д.).

Для предупреждения нарушений зрения необходимо соблюдать ряд условий, облегчающих работу глаз. Речь идет прежде всего о правильном естественном и искусственном освещении.

Естественное оовещение зависит от расположения здания по отношению к сторонам света, другим зданиям, от величины застекленной поверхности. Чтобы ничто не мешало доступу в помещения естественного света, необходимо постоянно содержать в чистоте стекла; шторы, комнатные растения должны помещаться в простенках. Что касается искусственного освещения, то для групповых комнат площадью 60—62 м2 достаточно 8 ламп мощностью по 300 ватт каждая, подвешенных в два ряда (по 4 лампы в ряду) на уровне 2,8—3 м от пола. В спальнях площадью 70 м2 должно быть 8 ламп по 150 ватт каждая; кроме того, в спальнях и примыкающих к ним коридорах необходимо дополнительное ночное освещение лампами синего света.

Особое внимание следует уделять правильной с гигиенической точки зрения организации просмотра диапозитивных фильмов и телевизионных передач. Детям 3—5 лег рекомендуется смотреть не более одного фильма продолжительностью 12—15 минут, старшим дошкольникам (6—7 лет) можно посмотреть два диафильма общей продолжительностью 20—25

14

минут. Экраны для их демонстрации должны быть белыми: белое полотно, ватманская бумага. Имеются и специальные экраны ЭПП-1 или ЭПП-2. Экран располагается на уровне глаз сидящих на стульях детей. Расстояние от первого ряда стульев до экрана должно быть равно двойной ширине экрана, между рядами стульев — не менее 50 см, а между последним рядом и экраном — не более 4 метров.

Телевизионные передачи дети должны смотреть не чаще 2 раз в неделю. Это специальные детские передачи продолжительностью не более 25—30 минут, просмотр которых планируется родителями и воспитателями заранее. Рекомендуется, чтобы расстояние от экрана было не менее 2 м и не более 5 м. В помещении, кроме светящегося экрана, рекомендуется иметь еще небольшой светильник, расположенный за спиной зрителей. Эго способствует меньшему утомлению глаз.

На занятиях, связанных с длительным напряжением глазных мышц (рисование, лепка, аппликация, вышивание), надо время от времени отвлекать детей от работы каким-либо замечанием или показом наглядных пособий, чтобы переключить зрение с близкого расстояния на далекое и дать отдых глазам. Особенно важно, чтобы дети соблюдали нужное расстояние от глаз до рабочей поверхности (см. стр. 15).

Большое значение имеет качество наглядных пособий, их яркость и четкость изображения. Иллюстрации должны быть видны всем, каждая деталь ясно различима. Хорошо, если место, с которого идет демонстрация наглядного материала, дополнительно освещается. То же самое необходимо сказать и о книжном уголке, где дети проводят много времени за просмотром книг; здесь при общем освещении нужна еще добавочная лампочка в 60—75 ватт.

Осанка начинает формироваться с раннего детства. Нормальной, или правильной считается такая осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования как двигательного аппарата, так и всего организма.

Некоторые особенности костно-мышечного аппарата детей дошкольного возраста (большое количество хрящевой ткани в костях ребенка, слабость мышц спины, живота, шеи) лепко вызывают различные нарушения осанки, которые в дальнейшем могут привести к образованию стойких деформаций костной системы.

К причинам нарушения осанки относятся- нерациональная организация режима детей, неправильная организация рабочего места (несоответствие мебели росту ребенка, недостаточная освещенность и т. д.), малая подвижность дошкольников .в течение дня.

Очень важное значение при сохранении оса<нки имеет соблюдение правильной позы Особенно трудно сохранить нужную позу на занятиях, связанных с работой рук (рисование, лепка,

15

УДК 014.374-053 4

Разработано Центральным научно-исследовательским институтом санитарного просвещения

© Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР, Москва, 1976

© Центральный научно исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохраения СССР, Москва, 1979

УТВЕРЖДАЮ:

Начальник. Главного санитарно-»пи-демиологического управления Министерства здравоохранения СССР

В. Е КОВШИЛО

«12» ноября 1975 г.

№ 1366—75

Для педагогического и медицинского персонала дошкольных учреждений

Для работников органов народного образования

Для санитарно-эпидемиологической службы и домов санитарного просвещения

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Методические рекомендации

С первых дней Советской власти забота о здоровье детей стала главнейшей задачей государства. В стране создана огромная сеть детских лечебных и профилактических учреждений — поликлиник, больниц, санаториев, детских яслей и детских садов. На страже здоровья подрастающего поколения стоят сотни тысяч медицинских работников. Однако успешную профилактическую работу медики не могут вести только своими силами; в ней должны принимать участие все, кто занят воспитанием детей, и в первую очередь — персонал дошкольных учреждений.

Проблема охраны и укрепления здоровья детей встает особенно остро в связи с их подготовкой к школе, которая должна начинаться уже с раннего дошкольного возраста.

Стоящая перед работниками дошкольных учреждений задача воспитания здорового ребенка — сложна и ответственна. Основой этой работы является правильная организация и методика физического и гигиенического воспитания.

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Гигиеническое воспитание как раздел воспитательно-образовательной работы с детьми имеет свои задачи, содержание и методику. Рациональное использование условий внешней среды, сообщение детям элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитание культуры поведения — вот основные задачи этого раздела работы. 1

Решение этих задач тесно связано с другими направлениями воспитания: с физическим (укрепление здоровья), нравственным (воспитание культуры поведения, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью товарищей), трудовым и эстетическим воспитанием (соблюдение гигиенических требований, формирование навыков самообслуживания), а также с умственной подготовкой (обогащение представлениями и значениями).

Содержание работы по гигиеническому воспитанию детей определено следующими разделами «Программы воспитания в детском саду»:2 3 «Организация жизни группы и воспитание детей», «Воспитание навыков личной гигиены», «Игры», «Занятия», «Труд», «Физическая культура». Программа предусматривает сообщение на каждой возрастной ступени определенных гигиенических сведений и привитие гигиенических навыков.

Многие культурно-гигиенические навыки, несмотря на казалось бы благоприятные условия для их формирования, долгое время остаются неустойчивыми. Это — выполнение утренней зарядки, закаливающих процедур, соблюдение правил личной гигиены и др. Например, очень часто ребенок, который каждый день в течение 4—5 лет делает зарядку в детском саду, не приобретает стойкого навыка к ней (по данным ЦНИИ санитарного просвещения, только 15% первоклассников делают утреннюю гимнастику).

То же самое можно сказать и о других гигиенических навыках, прививаемых дошкольникам. Педагоги объясняют это тем, что еще слабо разработаны методы постоянного упражнения в поведении, в то время как необходимость накопления детьми такого опыта очевидна.

Следует учитывать, что характер педагогических приемов определяется эмоциями дошкольников: требования воспитателей должны вызывать у детей положительное отношение.

В воспитательной работе важно использовать увеличивающуюся с возрастом самостоятельность и активность детей.

Гигиеническое воспитание не может проводиться от случая к случаю. Это непрерывный и планомерный процесс. Усложнение программного материала от группы к группе соответственно меняет и методику формирования и закрепления гигиенических навыков: в младшем дошкольном возрасте — совместные действия, показ и объяснения, в старшем — обоснование требований, создание навыков, контроль и самоконтроль за действиями.

Гигиенические сведения, сообщаемые детям, должны быть доступны и достоверны. Излагается только необходимый для формирования нужного гигиенического навыка материал, тесно связанный с жизнью ребенка. Так, целесообразно дать, на-

пример, некоторые сведения о пользе зарядки, закаливания, о необходимости мыть руки От старших дошкольников надо требовать сознательного и прочного усвоения материала программы по гигиеническому воспитанию.

Большое значение в воспитании и обучении имеет пришит наглядности. Поэтому в работе с детьми необходимо широко использовать фотографии, диафильмы, иллюстрации, наборы к фланелеграфу и др Большинство гигиенических вопросов связано с предметами и явлениями окружающей среды. Показ этих предметов и действия с ними позволяют раскрыть те их стороны, которые играют важную роль в формировании гигиенического «поведения, но обычно остаются незамеченными или недостаточно осмысленными детьми. Наглядными пособиями могут служить предметы личной гигиены, ухода за одеждой и обувью и др. Наглядность должна сочетаться со словесным воздействием: воспитатель — показывает, рассказывает, пояс-няет, читает; ребенок — смотрит, отвечает, пересказывает, объясняет.

СРЕДСТВА ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Правильное развитие и здоровье детей зависят от соблюдения режима дня, правильного питания, достаточного пребывания на свежем воздухе. Кроме этого, большое значение приобретает закаливание, санитарное состояние помещений, соответствие гигиеническим нормам естественного и искусственного освещения, мебели, а также то, насколько дети овладели навыками и привычками, способствующими охране здоровья.

От персонала дошкольных учреждений требуется немало усилий, чтобы создать необходимые условия для гигиенического воспитания и «правильно их использовать.

Ознакомление с дошкольными учреждениями показало, что подавляющее большинство из них соответствует установленным гигиеническим требованиям. Здесь строго соблюдается режим, проводятся мероприятия, необходимые для правильного физического и психического развития детей, для укрепления их здоровья.

Вместе с тем наблюдения показали, что имеющиеся условия для правильной организации гигиенического воспитания детей не всегда полностью используются. Это относится к проведению закаливания, занятиям физкультурой.

Закаливание

Важное место в общем комплексе оздоровительных •мероприятий занимает закаливание. Под закаливанием обычно понимают систему воздействий, повышающих выносливость орга- 4

низма к многообразным влияниям внешней среды. Закаливание позволяет быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Проведение закаливающих процедур не только укрепляет здоровье ребенка, но и развивает его волю, положительные черты характера.

Наиболее благоприятный период для начала закаливания детей и выработки привычки к нему — летнее время. Вполне естественно, что в это время работа дошкольных учреждений строится с учетом наиболее полного использования естественных закаливающих факторов: воздуха, воды и солнца.

Закаливание воздухом. С наступлением теплых дней необходимо так организовать жизнь детей, чтобы большую часть времени они находились на свежем воздухе. Для этого надо использовать время, отведенное на прием пищи, игры, занятия, дневной, а там, где возможно, и ночной сон.

Место для дневного сна на воздухе должно быть сухим, хорошо защищенным от прямых солнечных лучей и сильного ветра. Для ночного сна хорошо использовать специально оборудованные веранды. Если же дети спят ночью в групповой комнате или спальне, то, чтобы обеспечить достаточный приток свежего воздуха, рекомендуется открывать окна. В дневное время при температуре воздуха (в тени) 30° и выше во избежание перегревания детей также желательно уложить спать в комнатах с открытыми окнами.

В долгие летние дни дети обычно плохо засыпают. Для воспитания у ребенка привычки засыпать в новых условиях нужно строго следить за тем, чтобы время отхода ко сну было постоянным. Во время сна в группе должна быть полная тишина. Разговоры воспитателей, стук и иные шумы отвлекают детей. Если кто-нибудь из детей не может долго заснуть, не следует его .травмировать частыми и резкими замечаниями.

Одежда дошкольников. Закаливающее действие воздуха обусловлено разницей температур окружающей среды и поверхности тела ребенка. Разница эта колеблется в больших пределах в зависимости от одежды. Естественно, что чем легче одежда, чем более открыто тело, тем свободнее доступ воздуха и эффективнее его воздействие на кожу ребенка.

В первые теплые летние дни дети ходят с обнаженными руками и ногами, затем в легком сарафане или майке и, наконец, в одних трусах. В дальнейшем, когда выработается привычка переносить температурные колебания воздуха, детей можно оставлять в легкой одежде и в более прохладные дни.

7

Во время прогулки воспитатели следят за тем, чтобы у каждого ребенка был головной убор (панама, соломенная кепка, пилотка). Это защитит детей от перегревания и солнечного удара.

2*

5

Хождение босиком. Общепризнанной закаливающей процедурой считается хождение детей босиком, которое им доставляет большое удовольствие. Однако при этом следует учесть ряд обстоятельств: начинать ходить босиком нужно в теплые дни по прогретой сухой земле, лучше всего по прибрежному песку. Это полезно и с точки зрения предупреждения плоскостопия.

После того как дети ^привыкают ходить босиком по прогретой сухой земле, им можно разрешить побегать по лужайке. Однако, чтобы избежать травм, необходимо предварительно принять самые тщательные меры предосторожности. На участке, где гуляют дети, не должно быть битого стекла, сучков и др. Кожа у детей нежная, и во избежание ушибов, проколов и других мелких травм не рекомендуется гулять босиком в лесу, особенно в хвойном.

После хождения босиком следует проследить, чтобы дети не только вымыли ноги, но и старательно их вытерли.

Из специфических закаливающих процедур широко распространены воздушные ванны.

Для воздушных ванн выбирают теневую площадку, защищенную от ветра (терраса, веранда). Дети остаются в одних трусах Начинать закаливание следует в тихую погоду при температуре воздуха 23—24°. Когда ребята привыкнут к такой температуре, воздушное закаливание можно проводить и в более прохладную погоду. Длительность первых воздушных ванн должна быть не более 10—15 минут, затем она постепенно увеличивается до 30 минут, а при благоприятных условиях — до 1 часа.

При -проведении ванн лежа следует через одинаковые промежутки времени поворачиваться на опину и живот. Детям, у которых отмечается повышенная нервная возбудимость, длительность воздушной ванны должна быть ограничена до 15 минут при температуре воздуха в тени не ниже 18°.

Табли па 1

Закаливание воздухом

Возраст

Рекой зндуемые параметры

воздушных ванн

3-12 месяце

1—3 г#да

3—7 лет

Минимальная температура воздуха в градусах

22

20

18

Продолжительность первой ванны в минутах

3

б

10

Максимальная продолжительность ванн в минутах

30

60

120

Воздушные ванны хорошо сочетать с подвижными играми и физкультурными упражнениями. Воздушные процедуры обя-

затсльно должны контролировать медицинские работники дошкольных учреждений.

Закаливание водой. Водные процедуры можно проводить в любых условиях (в городских и загородных). Их легко дозировать в зависимости от возраста, состояния здоровья, эмоционального настроения детей.

Приучать ребенка к холодной воде следует с самого раннего возраста.

Постепенное снижение температуры воды содействует более быстрой адаптации, приучает кожу, весь организм ребенка к холоду, способствует предупреждению простудных заболеваний.

Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем является ее хорошим массажем, способствует лучшему ее кровоснабжению.

Умывание, которое ежедневно проводится по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может стать и закаливающей процедурой. Для этого температура воды с 28° постепенно снижается (на Г каждые 2—3 дня) и доводится для детей 1—2 лет до 20°, 2—3 лет — до 16°, с 3 лет и старше— до 14°, а обмываемая поверхность тела с возрастом увеличивается: детям до 2 лет обычно моют лицо и кисти рук, детям 2—3 лет, кроме этого, — шею и руки до локтя, от 3 лет и старше можно мыть и верхнюю часть груди.

Мытье ног. Летом детям довольно часто приходится мыть ноги. Очень полезно эту гигиеническую процедуру сделать и закаливающей. Ежедневные ножные ванны, а также массаж ног >при вытирании снижают их потливость и служат профилактикой плоскостопия.

Мытье ног прохладной водой, температура которой постепенно, через каждые 3—4 дня снижается на Г и доводится с 36° до 20° для детей 1V2—3 лет и до 18°—16° для детей 4—7 лет, легко организовать в любых условиях. Для этого необходимо иметь хорошо и легко дезинфицируемые тазы, индивидуальные мочалки или губки, специальные полотенца для ног.

Старших дошкольников надо научить самостоятельно насухо вытирать ноги и растирать их полотенцем.

Мытье ног на ночь прохладной водой является успокаивающей процедурой, помогающей хорошему и спокойному сну.

Хорошим средством закаливания является обтирание, которое можно начинать с 3-месячного возраста. Перед его проведением в большой таз с водой нужной температуры (табл. 2) кладут индивидуальные рукавички из мягкой материи, которыми производится обтирание. Все это необходимо приготовить заранее, чтобы детям не приходилось ждать.

9

1

2

Программа воспитания в детском саду. М., «Просвещение», 1971.

3

Зак 1075

4