Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

54 страницы

389.00 ₽

Купить МСН 33-01-2011 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Нормы и правила, распространяются на вновь строящиеся, эксплуатируемые и реконструируемые речные и морские гидротехнические сооружения всех видов и классов.

 Скачать PDF

Проект, 1 редакция

Оглавление

1 Нормативные ссылки

2 Термины и определения

3 Общие указания по проектированию гидротехнических сооружений

4 Общие требования безопасности гидротехнических сооружений на стадии строительства

5 Безопасность гидротехнических сооружений при эксплуатации

6 Безопасность гидротехнических сооружений при реконструкции

7 Основные расчетные положения

Приложение 1. Обязательное. Постоянные гидротехнические сооружения

Приложение 2. Обязательное. Классы гидротехнических сооружений

Приложение 3. Рекомендуемое. Типы конструкций морских нефтегазопромысловых гидротехнических сооружений

Приложение 4. Обязательное. Перечень нагрузок и воздействий на гидротехнические сооружения

Приложение 5. Обязательное. Значение коэффициента надежности по нагрузке при расчетах по предельным состояниям первой группы

Приложение 6. Обязательное. Расчетные судоходные уровни воды и габариты судопропускных сооружений и водных путей

Приложение 7. Обязательное. Состав основных технических и программных средств систем мониторинга гидротехнических сооружений

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРОЕКТ

МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Система межгосударственных нормативных документов в строительстве

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Цветная полоса шириной -4 см: для МСН - синяя; для МСП- зеленая

Гидротехнические сооружения. Основные положения МСН 33-01-2011

Издание официальное

МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ, СТАНДАРТИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (МНТКС)

Москва 2011

1

1 РАЗРАБОТАНЫ Открытым Акционерным Обществом "ВНИИГ им. Б.Е.Веденеева" (канд.техн.наук А.П.Пак - руководитель темы, доктора техн.наук Е.Н.Беллендир, В.Б.Глаговский, главный науч.сотр. В.Б. Векслер

2. ВНЕСЕНЫ Секретариатом МНТКС

3 СОГЛАСОВАНЫ в рамках МНТКС (протокол № от    ).    За

утверждение проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИС0 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование органа государственного управления строительством

Азербайджан

AZ

Г осстрой

Армения

AM

Министерство градостроительства

Беларусь

BY

Минстройархитектуры

Казахстан

KZ

Агентство по делам строительства и ЖКХ

Киргизия

KG

Г осстрой

Молдова

MD

Минрегионразвития

Россия

RU

Минрегион

Таджикистан

TJ

Агентство по строительству и архитектуре при Правительстве Республики Таджикистан

Туркменистан

TM

Узбекистан

UZ

Г осархитектстрой

Украина

UA

Минрегионстрой

4. УТВЕРЖДЕНЫ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ в действие не позднее _г.    решением _заседания    Межправительственного    совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ № от «    »_

года.

5 ВЗАМЕН (указывается обозначение действующего МСН)

6. (Пункт вносится при введении документа в действие на территории государства). ВВЕДЕНЫ в действие на территории (указывается наименование государства, срок введения, наименование органа власти и вид документа, которым введен в действие МСН, его дата и номер) в качестве национального (указывается вид национального нормативного документа).

2

MCH 33-01-2011 (проект, 1 редакция)

здоровья человека, животного и растительного мира;

-    по ликвидации отрицательных воздействий на качество воды затопленной древесной растительности и нависающей древесины, торфяных островов и пр.;

-    по извлечению и утилизации плавающей древесной массы и мусора;

-    по локализации возможных очагов загрязнения и по снижению концентрации вредных примесей.

Должно предусматриваться обеспечение нормативного качества воды водохранилища и фильтрационной воды из хранилищ жидких отходов:

-по гидрохимическим показателям (по содержанию химических элементов и соединений, по показателю pH);

-    по гидробиологическим показателям (по цветности, по биологическому потреблению кислорода);

-    по санитарным показателям.

При превышении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ необходима организация дополнительных мероприятий по локализации возможных очагов загрязнении и снижению концентрации вредных примесей.

3.23. Для выполнения требований п. 3.21 необходимо производить оценку и прогнозирование:

-    изменения геологических и гидрогеологических условий - уровенного режима, условий питания, химизма подземных вод, особенно минерализованных, засоления грунтов;

-    фильтрационных потерь воды из водохранилищ и хранилищ жидких отходов;

-    изменений природной обстановки в результате создания водохранилищ;

-    изменения хода руслового процесса, трансформации русла нижних бьефов, заиления и переработки берегов водохранилищ;

-    изменений термического и ледового режимов в бьефах, бассейнах гидроаккумулирующих (ГАЭС) и приливных (ПЭС) электростанций, в том числе образования протяженных полыней, усиления заторно-зажорных явлений;

-    изменения сейсмологической обстановки (в том числе вызванной «наведенной сейсмичностью») - прежде всего, частоты и интенсивности землетрясений, их распределения и т.п.;

-    изменения ландшафта района строительства и его восстановления;

-    влияния изменений руслового, гидравлического, термического и ледового режимов водотоков и водоемов на условия нереста и воспроизводства рыб, гнездования птиц, среду обитания млекопитающих и т.д.;

11

MCH 33-01-2011 (проект, 1 редакция)

-    влияния микроклиматических изменений в районе создания водохранилища и нижнего бьефа гидроузла - температурного режима и влажности воздуха, количества и режима ветров и осадков и т.п. на инженерно-геологические процессы и свойства пород оснований, а также на объекты инфраструктуры, социально-демографическую и природную среду;

-    мерзлотно-температурного режима территории - повышения или понижения температур пород, формирования и развития таликовых зон в ложе, берегах водохранилища, основаниях (среде) и примыканиях напорных сооружений; в днище и бортах долины в нижнем бьефе гидроузла.

Примечание. Особое внимание следует уделять выявлению сквозных водовыводящих таликов, обусловливающих локальные пути сосредоточения фильтрационных потерь воды из водохранилища, либо водоподводящих таликов, обеспечивающих активизацию водообмена между водохранилищем и подземными водами, обладающими другими температурами, химическим составом, иногда минерализованными, в частности отрицательно-температурными рассолами.

3.24. При проектировании гидротехнических сооружений необходимо учитывать изменения природных условий, которые могут привести к развитию и активизации следующих негативных физико-геологических, геодинамических процессов в их основаниях:

-    повышению активности ближайших сейсмогенерирующих разломов;

-    подтоплению и затоплению территорий, оценку которых необходимо выполнять, руководствуясь положением СНиП 2.06.15-85. Для районов распространения многолетнемерзлых пород оценка подтопления должна производиться в комплексе с прогнозированием динамики геокриологических условий;

-    переработке берегов и заилению водохранилищ;

-    химической суффозии растворимых пород карбонатного и галогенного карста, вымыву из грунтов основания и накоплению в них потенциально вредных химических и радиоактивных веществ; отжатию из глубинных подземных вод сильноминерализованных, термических и радиоактивных вод и т.д.;

-    механической суффозии песчаных грунтов, суффозионного карста;

-    возникновению и активизации оползневых явлений;

-    всплытию и растворению торфов, их влиянию на химический состав воды в водохранилище, на изменение свойств пород оснований, на гидрохимический режим грунтовых вод и подруслового потока в нижнем бьефе;

-    просадочным деформациям оснований, сложенных лессовыми грунтами;

-    тепловым осадкам при оттаивании пород в основаниях сооружений напорного фронта и ложа водохранилища; процессам термоабразионной и термокарстовой переработки берегов чаши водохранилища и его уровенного режима; термокарстовым процессам

MCH 33-01-2011 (проект, 1 редакция) в прибереговой полосе водохранилища, в пределах его микроклиматического воздействия; активизации термоэрозии; наледеобразованию, в том числе в строительных котлованах, во врезках, подземных выемках, нижнем бьефе, на откосах плотин; криогенного (мерзлого) пучения; возникновению и активизации специфических склоновых процессов - курумов, солифлюкции и т.д.

3.25.    В качестве природоохранных мероприятий для управления развитием указанных в п. 3.24 процессов следует рассматривать и разрабатывать при проектировании гидротехнических сооружении комплекс мероприятий, включающий, как правило: разделку и бетонирование крупных трещин, дренажно-противофильтрационные устройства, уплотнение, цементирование, инъектирование, искусственное промораживание грунтов; химические добавки и защиты (слои, барьеры и т. п.); планировочные работы, замену грунтов, удаление и пригрузку торфов, берегоукрепительные и теплоизолирующие конструкции, оградительные и водоотводные конструкции (дамбы, каналы, трубопроводы), регулирование уровенного режима водохранилища, рекультивацию земель; землеотводные охранные и рекреационные зоны (заповедники, парки, пастбища), особые правила использования транспорта и т. п.

В нижних бьефах гидроузлов, в которых прогнозируется протяженная полынья, влияющая на микроклимат района, а также гидроузлов, в состав которых входят гидроэлектростанции, осуществляющие суточное регулирование мощности, следует рассматривать целесообразность возведения гидроузлов-контррегуляторов, позволяющих снизить негативное влияние основного гидроузла на природные процессы, инженерные объекты и социальную обстановку в нижнем бьефе.

3.26.    В проектах гидротехнических сооружений, существенным образом влияющих на экологию в процессе эксплуатации, должен быть предусмотрен мониторинг водной, наземной и воздушной экосистем, обеспечивающий оценку экологических процессов, действенности принятых проектом природоохранных мероприятий, проверку, уточнение, корректировку оценок и прогнозов с начала строительства объекта и до стадии стабилизации процессов взаимодействия гидротехнических сооружений с природным комплексом.

3.27.    В проектной документации гидротехнических сооружений должны быть разработаны мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения.

3.28.    В проектах водоподпорных гидротехнических сооружений должны предусматриваться локальные системы оповещения персонала хозяйственных субъектов и населения, проживающего в зоне затопления в нижнем бьефе гидротехнического соору-

13

MCH 33-01-2011 (проект, 1 редакция)

жения, об угрозе прорыва напорного фронта. Зона действия локальной системы оповещения устанавливается Правительством Российской Федерации.

3.29.    В проекте должны предусматриваться мероприятия:

-    по предупреждению чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате возможных аварий гидротехнических сооружений, и снижению их тяжести;

-    по предупреждению возможных чрезвычайных ситуаций, вызванных обрушением береговых склонов, сходом лавин в зоне водохранилища;

-    по защите от поражающего воздействия источника чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате аварий на рядом расположенных потенциально опасных объектах, включая аварии на транспорте;

-    по защите от поражающего воздействия источника чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате опасных природных процессов.

3.30.    Для гидроузла в каскаде должны предусматриваться мероприятия, обеспечивающие устойчивость сооружения напорного фронта при прохождении волны прорыва в результате разрушения выше расположенных гидроузлов, а также условия пропуска указанной волны через фронт этих сооружений с учетом предварительной форсированной сработки водохранилищ.

3.31.    При проектировании хранилищ жидких отходов должны определяться параметры волны прорыва, зоны возможного затопления и зоны отложения продуктов для случаев разрушения ограждающих сооружений на различных этапах их эксплуатации.

4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ НА СТАДИИ СТРОИТЕЛЬСТВА

Общие требования

4.1.    При строительстве гидротехнических сооружений должно обеспечиваться соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности.

4.2.    Лицо, осуществляющее строительство несет ответственность за качество выполняемых работ и соответствие требованиям проектной документации.

4.3.    На объектах строительства должна быть организована постоянная военизированная охрана объектов по противодействию возможным террористическим актам.

Требования безопасности при пропуске строительных расходов воды и льда

MCH 33-01-2011 (проект, 1 редакция)

4.4.    Должен осуществляться постоянный контроль за состоянием ограждающих котлован перемычек с целью своевременного принятия мер по недопущению:

-    их опасных размывов и подмывов;

-    опасных повреждений при ледоходе и ледоставе;

-    опасных навалов льда;

-    перелива через гребень;

-    превышения допустимых градиентов фильтрации и расходов фильтрующейся в котлован воды.

При возникновении заторно-зажорньгх явлений, угрожающих затоплением котлована, необходимо срочное осуществление мероприятий по устранению возможности опасных подъемов воды.

4.5.    При пропуске строительных расходов воды недопустимо создание в нижнем бьефе режимов, могущих оказать угрозу для сохранности строящихся сооружений, их элементов и примыкающих к ним участков русла.

Требования безопасности гидротехнических сооружений при ведении строительных работ в зимний период

4.6.    Ведение строительства гидротехнических сооружений в зимнее время не должно привести к снижению общего уровня безопасности строящегося сооружения.

4.7.    При ведении работ в зимний период следует осуществлять мероприятия по недопущению:

-    строительства на промороженном основании (если это не предусмотрено проектом);

-    проморажевания строительных материалов, укладываемых в тело сооружения;

-    промораживания тела бетонных конструкций до завершения их твердения и обретения нормативной прочности;

-    промораживания тела грунтовых сооружений до уплотнения или консолидации грунта в соответствии с требованиями проекта.

Требования безопасности окружающей среды при строительстве

4.8. При производстве работ по возведению гидротехнических сооружений необходимо осуществлять специальные мероприятия по охране окружающей среды, предусмотренные п. 3.21.

15

MCH 33-01-2011 (проект, 1 редакция)

4.9.    Материалы, используемые при строительстве (привозные или местные - грунтовые, негрунтовые, льдокомпозитные), химические добавки и реагенты должны проходить экологическую экспертизу, в процессе которой должны рассматриваться как сами материалы, так и результаты их взаимодействия с водой и грунтами оснований. При использовании для замораживания грунтов в основаниях жидкостных и парожидкостных систем (на фреоне, керосине и т.п.) необходима оценка их влияния на природный комплекс и выбор безопасных для природной среды технических решений.

Требования безопасности на завершающих этапах строительства гидротехнических сооружений

4.10.    На завершающих стадиях строительства и при поэтапном вводе сооружений во временную эксплуатацию необходимо строгое разграничение обязанностей строительно-монтажной организации и собственника (эксплуатируемой организации) по техническому обслуживанию строящихся и завершенных строительством объектов и механического оборудования.

4.11.    В период пропуска половодий и паводков через незавершенные строительством водопропускные сооружения необходимо четкое согласование действий строительномонтажной организации и собственника (эксплуатирующей организации), исключающее создание на трассах водопропускных сооружений и в их нижнем бьефе условий возникновения кавитационных, абразионных и иных повреждений и разрушений, размывов неукрепленного русла, угрожающих устойчивости сооружения, при расходах воды, не превышающих максимальные расходы основного расчетного случая.

5. БЕЗОПАСНОСТЬ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Требования, правила и нормы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений при эксплуатации

5.1.    На каждом гидротехническом сооружении должен быть организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния сооружения, а также определены уполномоченные за их состояние и безопасную эксплуатацию лица, назначен персонал по техническому и технологическому надзору и утверждены его должностные функции.

5.2.    Оценка состояния гидротехнических сооружений должна осуществляться на основе контроля (мониторинга) за показателями состояния, природных и техногенных воздействий на сооружения на основе сравнения полученных натурных данных и допустимых их значений, установленных в критериях безопасности по устойчивости, прочно-

MCH 33-01-2011 (проект, 1 редакция) сти, долговечности и (для напорных гидротехнических сооружений) показателей пропускной способности и водопроницаемости.

В процессе эксплуатации количественные показатели критериев могут подвергаться корректировке на основе опыта эксплуатации и исследований.

Критерии безопасности и их количественные показатели должны пересматриваться не реже 1 раза в 5 лет и согласовываться с органами государственного надзора.

При наличии признаков аварийного состояния и после проведения ремонтных работ и/или изменения режимов эксплуатации сооружения показатели критериев безопасности подлежат уточнению во внеочередном порядке.

5.3.    Результаты мониторинга должны отражаться в декларации безопасности гидротехнических сооружений и передаваться в органы государственного надзора в установленном Правительством РФ порядке.

5.4.    Собственник гидротехнического сооружения (эксплуатирующая организация) должны обеспечить сохранность и развивать систему контрольно-измерительной аппаратуры для проведения качественного мониторинга состояния сооружений.

Вышедшая из строя аппаратура подлежит замене на аналогичную, способную давать необходимую достоверную информацию.

5.5.    Собственник гидротехнического сооружения (эксплуатирующая организация) должен иметь комплекты проектной документации, технических регламентов, национальных стандартов, стандартов организаций, действующих и отмененных нормативно-технических документов, акты приемочных комиссий, технические паспорта сооружений, материалы гидрометеорологических наблюдений и изысканий за весь период из производства, декларацию безопасности гидротехнических сооружений

5.6.    Гидротехнические сооружения, находящиеся в эксплуатации более 25 лет, независимо от состояния должны один раз в 5 лет подвергаться комплексному анализу их состояния с оценкой их прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности.

На основе фактических физико-механических характеристик материалов сооружений и их оснований при необходимости (наличии признаков предаварийного состояния) комплексному анализу состояния сооружения подвергаются во внеочередном порядке.

5.7.    Для каждого гидротехнического сооружения на основе анализа его состояния, особенностей конструкции и материалов должны быть разработаны проектные решения по предотвращению и локализации аварий, в том числе в результате возможных террористических актов.

17

MCH 33-01-2011 (проект, 1 редакция)

Собственник гидротехнического сооружения (эксплуатирующая организация) в соответствии с проектом обязан обеспечить наличие и хранение необходимого запаса материалов и оборудования для локализа ции аварии.

5.8.    Режимы эксплуатации гидротехнических сооружений (порядок сработки и наполнения водохранилища, попуски в нижний бьеф, уровни бьефов) должны основываться на правилах использования водных ресурсов водотока, согласованных в установленном порядке с заинтересованными организациями для каждого водохранилища и утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Особые требования по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, эксплуатируемых в особых природных условиях

5.9.    Грунтовые сооружения мерзлого типа, их основания и сопряжения с берегами и встроенными в плотину сооружениями (водосбросы, туннельные водоводы, водоприемники и др.) должны постоянно поддерживаться в мерзлом состоянии.

5.10.    Крупнообломочный материал упорных призм, подвергающийся сезонному замораживанию и оттаиванию, должен отвечать нормативным (проектным) показателям по морозостойкости и через каждые 10-15 лет эксплуатации должен испытываться на механическую и сдвиговую прочность.

5.11.    При эксплуатации грунтовых сооружений на многолетнемерзлых льдинистых основаниях должны быть организованы наблюдения за температурным режимом, а также за деформациями, связанными с переходом грунтов в талое состояние.

5.12.    На каменнонабросных сооружениях северной климатической зоны должен осуществляться контроль за льдообразованием в пустотах каменной наброски низовой призмы. Через каждые 10-15 лет должны проводиться испытания наброски на сдвиговую прочность с учетом степени заполнения ее пустот льдом.

5.13.    На гидротехнических сооружениях первого класса, расположенных в районах с сейсмичностью 7 баллов и выше, и на сооружениях второго класса в районах с сейсмичностью 8 баллов и выше должны проводиться следующие виды специальных наблюдений и испытаний:

-    инженерно-сейсмометрические наблюдения за работой сооружений и береговых примыканий (сейсмометрический мониторинг);

-    инженерно-сейсмологические наблюдения в зоне ложа водохранилища вблизи створа сооружений и на прилегающих территориях (сейсмологический мониторинг);

-    тестовые испытания по определению динамических характеристик этих сооружений (динамическое тестирование) с составлением динамических паспортов.

18

MCH 33-01-2011 (проект, 1 редакция)

Безопасность речных гидротехнических сооружений при пропуске максимальных расходов воды

5.14.    Пропуск воды через водосбросные сооружения должен осуществляться в соответствии с проектом и не должен приводить к повреждению сооружений, а также к размыву дна за ними , который мог бы повлиять на устойчивость сооружений.

5.15.    Режим сработки водохранилища перед половодьем и его последующего наполнения должен обеспечивать:

-    наполнение водохранилища в период половодья до нормального подпорного уровня; отклонение от этого правила допустимо только в случае особых требований водохозяйственного комплекса и для водохранилищ многолетнего регулирования;

-    благоприятные условия для сброса через сооружения избытка воды, пропуска наносов, а также льда, если это предусмотрено проектом;

-    необходимые согласованные условия для нормального судоходства, рыбного хозяйства, орошения и водоснабжения;

-    наибольший энергетический (топливный, мощностной) эффект в энергосистеме при соблюдении ограничений, согласованных с неэнергетическими водопользователями;

-    регулирование сбросных расходов с учетом требований безопасности и надежности работы гидротехнических сооружений и борьбы с наводнениями.

Взаимно согласованные условия неэнергетических водопользователей, ограничивающие режимы сработки и наполнения водохранилища, должны быть включены в основные правила использования водных ресурсов водохранилища и правила эксплуатации водохранилища.

5.16.    При сдаче электростанции в эксплуатацию проектной организацией должны быть переданы собственнику (заказчику): согласованные с заинтересованными организациями основные правила использования водных ресурсов водохранилища и правила эксплуатации водохранилища; гидравлические характеристики каждого из водопропускных (водосбросных) сооружений.

При изменений условий эксплуатации, состава и требований водопользователей, уточнения расчетных расходов, а также по мере накопления эксплуатационных данных эти правила и характеристики должны уточняться и дополняться.

5.17.    На гидроузлах, где для пропуска расчетных максимальных расходов воды проектом предусмотрено использование водопропускного сооружения, принадлежащего другому ведомству (например, судоходного шлюза), должна быть составлена согласованная с этим ведомством инструкция, определяющая условия и порядок включения в работу этого сооружения.

19

MCH 33-01-2011 (проект, 1 редакция)

Требования, нормы и правила обеспечения безопасности механического оборудования гидротехнических сооружений

5.18.    Перед весенним половодьем затворы водосбросных сооружений и их закладные части, используемые при пропуске половодья, должны быть в исправности и находиться в состоянии готовности к работе, освобождены от наледей и ледяного припая, чтобы обеспечить возможность маневрирования затворами.

5.19.    Основные затворы должны быть оборудованы указателями высоты открытия. Индивидуальные подъемные механизмы и закладные части затворов должны иметь привязку к базисным реперам.

5.20.    Полное закрытие затворов, установленных на напорных водоводах, может проводиться лишь при исправном состоянии аэрационных устройств.

5.21.    Сороудерживающие конструкции (решетки, сетки, запани) должны регулярно очищаться от сора.

Для каждого сооружения должны быть установлены предельные по условиям прочности и экономичности значения перепада уровней на сороудерживающих решетках.

Сороудерживающие решетки не должны испытывать вибрацию ни при каких эксплуатационных режимах работы.

5.22.    Механическое оборудование гидротехнических сооружений должны защищаться от коррозии и обрастания дрейсеной.

Особые требования по обеспечению безопасности специальных гидротехнических сооружений (судоходных, портовых, морских, хранилищ и накопителей жидких отходов)

5.23.    При эксплуатации судоходных сооружений (шлюзов, каналов) необходимо обеспечить работоспособность механического оборудования (ворот, затворов) и систем заполнения и опорожнения камер шлюзов.

Проводка судов должна исключать возможность их навала на закрытые ворота.

5.24.    При эксплуатации причальных сооружений должен быть организован контроль за их смещениями, просадками территории и за размещением как генеральных, так и сыпучих грузов; не допускать отступлений от правил размещения грузов; не допускать размывов вдоль причальных стенок, снижающих устойчивость причалов.

5.25.    При эксплуатации золо- и шлакоотвалов, а также отвалов горных пород необходимо осуществлять контроль за:

-    уровнями воды в отвалах;

-    превышением гребня ограждающих дамб над уровнем воды;

20

MCH 33-01-2011 (проект, 1 редакция)

_Межгосударственные    строительные    нормы

Гидротехнические сооружения. Основные положения

Hydraulic Structures. Basic statements

Издание официальное

Дата введения

Настоящие нормы и правила, распространяются на вновь строящиеся, эксплуатируемые и реконструируемые речные и морские гидротехнические сооружения всех видов и классов. Международных и региональных стандартов и норм развитых зарубежных стран по тематике данного МСН не имеется.

1. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящих нормах и правилах приведены ссылки на следующие нормативные документы:

СП 33-101-2003 Определение основных расчетных гидрологических характеристик

СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия

СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления

ГОСТ 19185-73 Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 26775-97 Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем документе использованы следующие основные термины и определения.

2.1. гидротехнические сооружения: сооружения, подвергающиеся воздействию водной среды, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами, включая плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемни-

ники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие золошлакоотва-

3

MCH 33-01-2011 (проект, 1 редакция)

-    состоянием пляжных откосов;

-    соответствием замыва территории отвала проекту намыва;

-    системой водовода и дренажа;

-    пылением отвалов в сухой период года;

-    предупреждением попадания агрессивных вод в водотоки, системы питьевого водоснабжения и грунтовые воды пролегающей к отвалу территории.

5.26.    При эксплуатации отстойников и хранилищ жидких отходов необходимо осуществить контроль за:

-    состоянием ограждающих устройств, превышением гребня ограждений над уровнем жидкости;

-    системой перехвата и отвода дождевых и талых вод;

-    противофильтрационными устройствами (экранами, стенками);

-    работой контрольно-измерительной аппаратуры, отслеживающей возможность проникновения жидких отходов за пределы территорий отстойников и хранилищ.

Требования по техническому контролю безопасности гидротехнических сооружений и механического оборудования

5.27.    Контроль за показателями состояния гидротехнических сооружений, природными и техногенными воздействиями должен осуществляться постоянно. Данные натурных наблюдений должны регулярно, не реже 1 раза в 5 лет, анализироваться, и по результатам должна производиться оценка безопасности гидротехнического сооружения и гидроузла в целом. Работы по контролю должны выполняться с привлечением специализированных организаций.

5.28.    Объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), устанавливаемой на гидротехнических сооружениях, должны определяться проектом.

В период эксплуатации состав КИА и объем наблюдений могут быть изменены в зависимости от состояния гидросооружений и изменения технических требований к контролю (например, изменения класса, уточнения сейсмичности и т.п ). Эти изменения должны согласовываться с проектными или специализированными организациями.

5.29.    При необходимости должны быть организованы наблюдения за вибрацией сооружений, сейсмическими нагрузками на них, прочностью и водонепроницаемостью бетона, напряженным состоянием и температурным режимом конструкций, коррозией металла и бетона, состоянием сварных швов металлоконструкций, выделением газа на отдельных участках гидротехнических сооружений и др. При существенных изменениях

21

MCH 33-01-2011 (проект, 1 редакция)

лы и хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; сооружения систем технического водоснабжения, системы гидротранспорта отходов и стоков, подачи осветленной воды, устройства от размывов на каналах, сооружения морских нефтегазопромыслов.

2.2.    безопасность гидротехнических сооружений: свойство гидротехнического сооружения, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

2.3.    декларация безопасности гидротехнического сооружения: документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.

2.4.    критерии безопасности гидротехнического сооружения: предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.

2.5.    допустимый уровень риска аварии гидротехнического сооружения: значение риска аварии гидротехнического сооружения, установленное нормативными документами.

2.6.    собственник гидротехнического сооружения: органы государственной власти, физическое или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие право владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

2.7.    эксплуатирующая организация: государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которых находится гидротехническое сооружение.

3. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

Общие положения

3.1.    Гидротехнические сооружения подразделяют на постоянные и временные.

К временным относятся сооружения, используемые только в период строительства и ремонта постоянных сооружений.

3.2.    Постоянные гидротехнические сооружения (приложение 1) в зависимости от их назначения подразделяют на основные и второстепенные.

4

MCH 33-01-2011 (проект, 1 редакция)

К основным следует относить гидротехнические сооружения, повреждение или разрушение которых приводит к нарушению или прекращению нормальной работы электростанций; прекращению или уменьшению подачи воды для водоснабжения и орошения; затоплению и подтоплению защищаемой территории; прекращению или сокращению судоходства, деятельности речного и морского портов, судостроительных и судоремонтных предприятий; может привести к прекращению добычи или к выбросу нефти и газа из морских скважин, хранилищ, трубопроводов.

К второстепенным следует относить гидротехнические сооружения, разрушение или повреждение которых не влечет за собой указанных последствий.

3.3.    Гидротехнические сооружения следует проектировать, исходя из требований комплексного использования водных ресурсов, схем использования водотоков, с учетом данных и положений, содержащихся в федеральных, региональных и отраслевых программах совершенствования структуры хозяйства, развития и размещения производственных сил и промышленных объектов, градостроительной документации и иных обязательных для использования материалов.

3.4.    Типы сооружений, их параметры и компоновку следует выбирать на основании сравнения технико-экономических показателей вариантов и с учетом:

-    функционального назначения сооружений;

-    места возведения сооружений, природных условий района (топографических, гидрологических, климатических, инженерно-геологических, гидрогеологических, геокриологических, сейсмических, биологических и др.);

-    условий и методов производства работ, наличия трудовых ресурсов;

-    развития и размещения отраслей хозяйства, в том числе развития энергопотребления, изменения и развития транспортных потоков и роста грузооборота, развития объектов орошения и осушения, обводнения, водоснабжения, судостроения и судоремонта, комплексного освоения участков морских побережий, включая разработку месторождений нефти и газа на шельфе;

-    водохозяйственного прогноза изменения гидрологического, в том числе ледового и термического, режима рек в верхнем и нижнем бьефах; заиления наносами и переформирования русла и берегов рек, водохранилищ и морей; затопления и подтопления территорий и инженерной защиты расположенных на них зданий и сооружений;

-    воздействия на окружающую среду;

-    влияния строительства и эксплуатации объекта на социальные условия и здоровье

населения;

5

MCH 33-01-2011 (проект, 1 редакция)

-    изменения условий и задач судоходства, лесосплава, рыбного хозяйства, водоснабжения и режима работы мелиоративных систем;

-    установленного режима природопользования (сельхозугодья, заповедники и т. и.);

-    условий быта и отдыха населения (пляжи, курортно-санаторные зоны и т. и.);

-    мероприятий, обеспечивающих требуемое качество воды: подготовки ложа водохранилища, соблюдения надлежащего санитарного режима в водоохранной зоне, ограничения поступления биогенных элементов (азотосодержащих веществ, фосфора и др.) с обеспечением их количества в воде не выше предельно допустимых концентраций (ПДК);

-    условий постоянной и временной эксплуатации сооружений;

-    требований экономного расходования основных строительных материалов;

-    требований энергетической эффективности зданий и сооружений и требований оснащенности их приборами учета энергетических ресурсов;

-    изменения термического режима и криогенного строения грунтов в районах распространения многолетнемерзлых грунтов;

-    возможности разработки полезных ископаемых, местных строительных материалов и т.п.;

-    технологии разработки нефтегазопромысловых месторождений в акватории морских шельфов, сбора, хранения и транспортировки нефти и газа; технологии демонтажа конструкций при завершении эксплуатации и ликвидации промысла;

-    минимизации последствий разрушения при возможных террористических актах;

-    обеспечения эстетических и архитектурных требований к сооружениям, расположенным на берегах водотоков, водоемов и морей.

3.5. При проектировании гидротехнических сооружений надлежит обеспечивать и предусматривать:

-    надежность сооружений на всех стадиях их строительства и эксплуатации;

-    максимальную экономическую эффективность строительства;

-    постоянный инструментальный и визуальный контроль за состоянием гидротехнического сооружения и вмещающего массива горных пород, а также природными и техногенными воздействиями на них;

-    подготовку ложа водохранилища и хранилищ жидких отходов промышленных предприятий и прилегающей территории;

-    охрану месторождений полезных ископаемых;

-    необходимые условия судоходства;

-    сохранность животного и растительного мира, в частности, организацию рыбо-охранных мероприятий;

6

MCH 33-01-2011 (проект, 1 редакция)

-    минимально необходимые расходы воды, а также благоприятный уровенный и скоростной режимы в бьефах с учетом интересов водопотребителей и водопользователей, а также благоприятный режим уровня грунтовых вод для освоенных земель и природных экосистем.

3.6.    При проектировании гидротехнических сооружений надлежит рассматривать возможность и технико-экономическую целесообразность:

-    совмещения сооружений, выполняющих различные эксплуатационные функции;

-    возведения сооружений и ввода их в эксплуатацию отдельными пусковыми комплексами;

-    унификации компоновки оборудования, конструкций и их размеров и методов производства строительно-монтажных работ;

-    использования напора, создаваемого на гидроузлах транспортного, мелиоративного, рыбохозяйственного и другого назначения, для целей энергетики.

3.7.    В составе проекта гидротехнических сооружений следует разрабатывать специальный проект защиты сооружений от возможных террористических актов.

3.8.    При проектировании гидротехнических сооружений в районах распространения многолетнемерзлых грунтов следует учитывать возможные изменения физикомеханических, теплофизических и фильтрационных свойств пород оснований и материалов сооружений при их переходе из мерзлого состояния в талое и наоборот, а также размеры и скорость осадки сооружения в процессе оттаивания основания.

3.9.    При проектировании гидротехнических сооружений на скальных грунтах и внутри скального массива необходимо учитывать структуру скального массива, его обводненность, газоносность и естественное напряженное состояние.

Обеспечение безопасности и энергетической эффективности гидротехнических сооружений

3.9.    При разработке проекта гидротехнических сооружений следует руководствоваться законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений и нормативными требованиями, направленными на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.

3.10.    В составе проекта гидротехнических сооружений следует разрабатывать специальный проект натурных наблюдений за их работой и состоянием как в процессе строительства, так и при эксплуатации для своевременного выявления дефектов и неблагоприятных процессов, назначения ремонтных мероприятий, предотвращения отказов и аварий, улучшения режимов эксплуатации и оценки уровня безопасности и риска аварий.

Проект натурных наблюдений должен включать:

MCH 33-01-2011 (проект, 1 редакция)

-    перечень контролируемых нагрузок и воздействий на сооружение;

-    перечень контролируемых и диагностических показателей состояния сооружения и его основания, включая критерии безопасности;

-    программу и состав инструментальных и визуальных наблюдений;

-    технические условия и чертежи на установку контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), спецификацию измерительных приборов и устройств;

-    структурную схему и технические решения системы мониторинга состояния сооружений, природных и техногенных воздействий на них;

-    инструктивные документы и методические рекомендации по проведению натурных наблюдений за работой и состоянием сооружений.

3.11.    В составе проекта гидротехнических сооружений должны быть разработаны критерии их безопасности.

Перед вводом в эксплуатацию и в процессе эксплуатации гидротехнических сооружений критерии безопасности должны уточняться на основе результатов натурных наблюдений за состоянием сооружений, нагрузок и воздействий, а также изменений характеристик материалов сооружений и оснований, конструктивных решений.

3.12.    В соответствии с действующим законодательством гидротехнические сооружения, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, на всех стадиях их создания и эксплуатации подлежат декларированию безопасности.

Декларация безопасности является обязательной частью проекта, она подлежит утверждению в органах надзора за безопасностью гидротехнических сооружений при согласовании проекта.

Декларация безопасности подлежит корректировке:

-    перед вводом объекта в эксплуатацию;

-    после первых двух лет эксплуатации;

-    не реже одного раза в каждые последующие пять лет эксплуатации;

-    после реконструкции гидротехнических сооружений, их капитального ремонта, восстановления и изменения условий эксплуатации;

-    при выводе из эксплуатации и при консервации;

-    при изменении нормативных правовых актов правил и норм в области безопасности гидротехнических сооружений;

-    после аварийных ситуаций.

Декларация безопасности гидротехнических сооружений должна включать в себя вопросы антитеррористической защищенности.

MCH 33-01-2011 (проект, 1 редакция)

3.13.    Собственник (эксплуатирующая организация) гидротехнического сооружения в соответствии с Федеральным законом об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности должен проводить энергетическое обследование сооружений, по результатам которого должен быть составлен энергетический паспорт сооружения (объекта)

3.14.    В проектах гидротехнических сооружений для локализации и ликвидации их возможных аварий должны предусматриваться технические решения по использованию в строительный и эксплуатационный периоды карьеров и резервов грунтов; производственных объектов, транспорта и оборудования базы строительства; мостов и подъездных путей в районе и на территории объекта; автономных или резервных источников электроэнергии и линий электропередачи; других противоаварийных средств оперативного действия.

3.15.    При проектировании гидротехнических сооружений должны быть предусмотрены конструктивно-технологические решения по предотвращению развития возможных опасных повреждений и аварийных ситуаций, которые могут возникнуть в периоды строительства и эксплуатации.

3.16.    В проектах гидротехнических сооружений должны выполняться расчеты по оценке возможных материальных и социальных ущербов от потенциальной аварии сооружения с нарушением напорного фронта.

Надлежит также предусматривать мероприятия по снижению негативных воздействий возможных аварий сооружений на окружающую среду.

Охрана окружающей среды

3.17.    При разработке проекта гидротехнических сооружений должны соблюдаться положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и нормативных документов, устанавливающих требования к охране природной среды при инженерной деятельности. Следует также рассматривать мероприятия, ведущие к улучшению экологической обстановки по сравнению с природной, использованию водохранилищ, нижних бьефов и примыкающих к ним территорий для развития туризма, обеспечения рекреации, рекультивации земель и вовлечения их в хозяйственную деятельность, не противоречащую оправданному природопользованию.

3.18.    Мероприятия по охране окружающей среды следует проектировать комплексно на основе прогноза ее изменения в связи с созданием гидротехнических сооружений.

3.19.    При проектировании гидротехнических сооружений необходимо предусмотреть технические решения, которые обеспечат оптимизацию экологического взаимодей-

9

MCH 33-01-2011 (проект, 1 редакция)

ствия их и природного комплекса и предотвратят недопустимые последствия этого взаимодействия.

Должны быть разработаны биотехнические мероприятия по сохранению редких видов растений, рыб, животных, птиц на участках непосредственного влияния основных сооружений, водохранилищ, нижних бьефов, каналов и т.п. При этом должны рассматриваться как условия строительства сооружений, так и условия их эксплуатации.

В проектах гидротехнических сооружений следует также рассматривать влияние хозяйственной деятельности и инфраструктур, сопутствующих их созданию, на окружающую среду и предусматривать мероприятия по нейтрализации отрицательных факторов.

3.20.    Решение природоохранных вопросов должно начинаться на самых ранних стадиях проектирования объекта и выбора типа сооружений и учитываться при рассмотрении остальных технических вопросов. Разработка природоохранных мероприятий должна включать: изучение исходного состояния природной среды, составление прогнозов ее изменений, установление допустимого уровня антропогенного вмешательства, разработку мер защиты, а также способов контроля за состоянием каждого элемента среды и возможные дополнительные мероприятия по сохранению и улучшению экологической обстановки в процессе эксплуатации сооружений.

3.21.    При проектировании гидротехнических сооружений необходимо предусматривать специальные мероприятия по охране окружающей среды при выполнении:

-    дноуглубительных работ, включающих извлечение грунта, его транспортировку и создание отвалов;

-    устройства плотин, дамб, перемычек, каменных постелей, обратных засыпок и т.д. путем отсыпки грунтовых и каменных материалов в воду;

-    строительства ограждающих сооружений хранилищ жидких отходов промышленных предприятий;

-    уплотнения грунтов основания, в том числе производимого взрывным способом;

-    строительства сооружений с использованием материалов, которые могут явиться источником загрязнения окружающей среды;

-    закрепления грунтов, в том числе осуществляемого химическим способом или путем искусственного замораживания;

-    подводного бетонирования и т. п.

3.22.    В проектах подпорных гидротехнических сооружений должны предусматриваться мероприятия:

-    по подготовке ложа водохранилища и хранилищ жидких отходов;

-    по ликвидации возможных источников загрязнения водной среды, опасных для