Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

28 страниц

202.00 ₽

Купить МР 2.6.1.0050-11 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические рекомендации определяют действия органов и организаций Роспотребнадзора по осуществлению надзора (контроля) за выполнением санитарно-гигиенических требований к мероприятиям по ликвидации последствий радиационной аварии и обеспечению радиационной безопасности населения и персонала при обнаружении, расследовании и ликвидации последствий радиационной аварии.

Рекомендации не распространяются на радиационные аварии на объектах ядерного оружейного комплекса, на ядерных реакторах, предприятиях ядерного топливно-энергетического цикла.

Рекомендации предназначены для органов и организаций Роспотребнадзора, ими могут руководствоваться федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации, учреждения, физические и юридические лица, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, при планировании и осуществлении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий радиационных аварий.

 Скачать PDF

Оглавление

I. Область применения

II. Общие положения

III. Характеристика радиационных аварий

IV. Организации расследования радиационной аварии

V. Ликвидация последствий радиационной аварии и мероприятия по защите персонала и населения

VI. Анализ действий администрации радиационного объекта

VII. Радиационный контроль

Приложение 1. Категорирование закрытых радионуклидных источников по потенциальной опасности при аварии

Библиографический список

Нормативные ссылки

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28

Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека

2.6.1. ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Санитарно-гигиенические требования к мероприятиям по ликвидации последствий радиационной аварии

Методические рекомендации МР2.6.1.0050—11

ББК 51.26 С18

С18    Санитарно-гигиенические требования к мероприятиям по

ликвидации последствий радиационной аварии: Методические рекомендации. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2012.—28 с.

1.    Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защита прав потребителей и благополучия человека (Л. Л. Горский, В. С. Степанов, О. В. Липатова): ФБУН «Санкг- Петербургский научно- исследовательский институт радиационной гигиены им. профессора 11. В. Рамзаева» (Ю. О. Константинов) и ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский m«статут железнодорожной гигиены» (М. Н. Гавкни. В. В. Романов, А. Г. Ьазазьян).

2.    Утверждены Руководителем Федеральной службы но надзору в сфере зашиты прав потреби телей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г. Г. Онищенко 25 декабря 2011г.

3.    Введены в действие с момента утверждения.

4.    Введены впервые.

ББК 51.26

© Роспотребнадзор ,2012 © Федеральный центр гигиены

и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2012

Продолжение табл. 2

1

2

3

Авария с открытым источником

Отбор проб воздуха

Мониторинг

источника

Контроль загрязнения Измерение выпадений на почву

Отбор проб и лабораторный анализ

ИI шивидуальны й мониторинг доз

Установить периметр безопасности

Провести немедленные защитные мероприятия

Определить загрязнение воздуха

Определить загря31 ieiшыс зоны или объекты Контролировать индивидуальное облучение и загрязнение

Спланировать операции по восстановлению контроля над источником и очистке территории Для короткоживущих радионуклидов установить запретное время

Авария с диспергированием альфа-излучателей

Мониторинг

источника

Контроль загрязнения Измерение выпадений на почву

Полевой от^ор проб и радиохимический анализ

Индивидуальный

мониторинг

Провести немедленные защитные мероприятия; Определить загрязнение воздуха

Определить загря зненн ые зоны или объекты Контролирован» индивидуальное загрязнение Спланировать операции по восстановлению контроля над источником и очистке территории (для короткоживущих радионуклидов установить запретное время)

Спланировать действия после аварии (наблюдение) и долговременные защитные мероприятия

Продолжение табл. 2

1

2

3

Обнаружение бесконтрольного источника

Измерение мощности дозы излучения, плотности потока частиц Контроль уровней загрязнения Гамма-спектрометрические измерения на месте

Индивидуальный

дозиметрический

контроль

Установить периметр безопасности

Провести немедленные защитные мероприятия Идентифицировать источник

Контролировать индивидуальное облучение и загрязнение

Спланировать операцию по восстановлению ко!ггроля над источником и очистке территории

По ходу получения новых данных оценивать эффективность защитных мероприятий и корректировать их в соответствии с изменением ситуации.

Когда ход аварийных событий взят под контроль, следует принять решение о необходимости проведения мероприятий:

по восстановлению места аварии, удалению или дезактивации радиоактивного загрязнения (материала, почвы, помещений): по дезактивации людей, одежды, личных вещей и оборудования (вт.ч. канализации, воздуховодов):

по установлению гигиенических требований по уровням очистки места аварии и удаления радиоактивных отходов.

4.2.3. Действия в период ликвидации последствий аварии: установить круг лиц, участвовавших и находившихся в зоне действия аварии, вт. ч. детей;

-    определить круг лиц. для которых необходимо срочное медицинское обследование (по радиологическим показаниям — дозам как общим, так и локальным — частей тела);

-    оценить ориентировочно уровни облучения наиболее пострадавшего персонала и населения с прогнозом на 1—3 дня, 10 дней:

оценить необходимость долговременных защитных мероприятий:

получить объяснения заинтересованных и ответственных лиц о причинах аварии и ходе ликвидации её последствий:

подготовить отчет по результатам работ во время аварии:

12

MP 2.6.1.0050-11

провести анализ действий по ликвидации аварии и разработать рекомендации по совершенствованию плана аварийного реагирования и других организационных вопросов (если это необходимо).

4.2.4. При расследовании и ликвидации последствий радиационной аварии орган Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации выполняет следующие задачи:

-    осуществляет контроль за соблюдением обязательных требований по обеспечению радиационной безопасности населения:

проводит радиационный контроль за уровнями радиоактивного загрязнения производственной и окружающей среды, источников водоснабжения, продуктов питания:

-    проводит гигиеническую оценку радиационной обстановки и индивидуальных доз облучения персонала и отдельных групп населения, а также лиц, принимавших участие в аварийных работах;

-    осуществляет контроль за обеспечением радиационной безопасности лиц, принимающих участие в расследовании и ликвидации аварии;

осуществляет оценку эффективности дезактивации и санитарной обработки;

-    проводит контроль за сбором, удалением и захоронением радиоактивных отходов;

-    контролирует обеспечение медицинской помощи и медицинского наблюдения.

V. Ликвидация последствий радиационной аварии и мероприятия по защите персонала и населения

5.1.    При предположении о возникновении радиационной аварии лицо, ответственное за радиационную безопасность в учреждении, а при его отсутствии на месте происшествия — старший по должности из персонала, обязаны принять срочные меры по локализации аварийной ситуации, предотвращению ее дальнейшего развития, сведению к минимуму облучения людей и радиоактивного загрязнения производственной и окружающей среды, предусмотренные «Инструкцией по действиям персонала при аварийных ситуациях».

5.2.    При установлении факта радиационной аварии ответственные лица должны немедленно прекратить проведение всех видов работ в её зоне, известить об этом персонал и людей, находящихся вблизи от источника, администрацию учреждения, а в случае необходимости — диспетчеров скорой медицинской помощи, пожарной охраны в соответствии с системой оповещения, принятой на объекте. Ответственный за радиационную безопасность

13

обязан немедленно доложить администрации учреждения не только о возникшей радиационной аварии, но и о любом нарушении правил обращения с источниками, поскольку такое нарушение может предвещать аварию или быть сигналом скрытой аварии.

5.3.    На основании исходной информации об аварии ответственный за радиационную безопасность или старший на участке:

-    проводит предварительный контроль радиационной обстановки (радиационную разведку):

-    устанавливает (обозначает) предварительные границы зоны аварии;

-    прекращает работы в зоне аварии:

-    организует вывод людей из зоны радиационной аварии и проводит мероприятия по ограничению доступа посторонних лиц

в эту зону:

организует оказание медицинской помощи пострадавшим:

-    дает предварительную оценку типа и масштаба аварии:

-    определяет первоочередные защитные мероприятия и назначает их исполнителей:

-    организует доставку защитных средств, дозиметрической аппаратуры, другого оборудования и материалов, необходимых д ля проведения первоочередных защитных мероприятий:

-    организует индивидуальный дозиметрический контроль и обеспечивает исключение или сведение к минимуму облучение людей при проведении защитных мероприятий.

5.4.    Ограничение зоны радиационной аварии следует осуществлять немедленно после предположения о возможной радиационной опасности, на основании первоначальной информации об обстоятельствах и возможных масштабах аварии, результатов дозиметрических и радиометрических измерений. Ограничение зоны радиационной аварии производится таким образом, чтобы мощность дозы гамма-излучения за ее пределами для лиц, не участвующих в выполнении конкретных аварийных работ, не превышала 10 мкЗв/ч для персонала (в производственных помещениях и на территории радиационного объекта) и 1 мкЗв/ч для населения (в местах нахождения людей вне производственных помещений и территории радиационного объекта). На существующих физических барьерах (стены, двери, заборы и т. п.) и специальных ограждениях вывешивают предупреждающие надписи, извещающие о радиационной опасности и о запрете входа в зону. При больших размерах зоны, при необходимости, ее границы поддерживаются с помощью вспомогательного персонала, органов внутренних дел, военнослужащих и пр. По мере уточнения радиационной обстановки, границы зоны радиационной аварии корректируют.

MP 2.6.1.0050-11

5.5.    Контроль доступа в зону радиационной аварии и выхода из нее вводится сразу после ограничения зоны. Контроль доступа предотвращает облучение непричастных к аварии людей и сводит до минимума количество людей, которые могут быть облучены или стать переносчиками радиоактивного загрязнения, сокращает трудоемкие и дорогостоящие работы по радиационному контролю и дезактивации людей, их одежды и личных вещей. В зоне аварии могут находиться только члены аварийной бригады, выполняющие конкретные, предусмотренные планом противоаварийные работы. Лица, не выполняющие в данный момент противоаварийные работы, должны на это время покинуть зону аварии либо перейти в укрытие.

5.6.    Сокращение длительности контакта с источником посредством тщательного планирования и грамотной организации про-тивоаварийных работ позволяет существенно снизить индивидуальные и коллективную дозы облучения. Следует исключить все работы, кроме действительно необходимых, и отрепетировать в чистой зоне выполнение наиболее радиационно-опасных операций.

5.7.    При выполнении работ по ликвидации радиационной аварии и её последствий запрещается:

-    при наличии радиоактивного загрязнения выполнять работы без средств индивидуальной защиты (респираторов, комбинезонов. спец, обуви, резиновых перчаток, головных уборов);

-    находиться в зоне радиационной аварии без средств индивидуал ьного до зи метричес ко го ко нтроля:

выносить из зоны радиационной аварии любые предметы без предварительного радиационного контроля;

-    курить, принимать пищу и использовать косметику в зоне радиационной аварии.

5.8.    Для защиты людей от внешнего гамма-излучения экранирование включает использование существующих (стены, оборудование и т. п.) или специально созданных защитных барьеров, поглощающих излучение.

5.9.    Все работающие в зоне аварии должны быть оснащены индивидуальными (желательно термолюминесцентными) дозиметрами и прямопоказывающим дозиметром интегрирующего типа, позволяющими во время работы следить за накопленной дозой и предотвращать облучение свыше планируемого уровня.

5.10.    Защита от внутреннего облучения при высоких уровнях радиоактивности воздуха в зоне аварии должна быть обеспечена применением средств индивидуальной защиты органовдыхания: респираторов, противогазов или простейших ватно-марлевых масок. Защита кожных покровов обеспечивается использованием

15

комбинезонов, рабочей одежды, резиновой обуви, перчаток, головных уборов.

5.11.    Санобработка людей, смена одежды и дезактивация рабочих поверхностей проводятся при превышении допустимых уровней радиоактивного загрязнения поверхностей, указанных в НРБ-99/2009 (табл. 8.9 и 8.10).

5.12.    Дезактивационные работы на территории и в помещениях начинают после установления управления радиационным контролем и оценки радиационной обстановки. При загрязнении ко-роткоживущими радионуклидами целесообразнее выждать некоторое время, обеспечив охрану зоны, чем проводить дезактивацию.

5.13.    К проведению работ по ликвидации аварии и ее последствий привлекаются, прежде всего, работники радиационного объекта, аварийно-спасательных формирований и члены специализированных аварийных бригад, прошедшие аттестацию и имеющие разрешение на участие в конкретных видах работ.

5.14.    Планируемое повышенное облучение, предусмотренное разделом 3.2. НРБ-99/2009, допускается лишь в исключительных случаях при необходимости спасения людей и (или) предотвращения их облучения, если соответствующие защитные меры не могут быть обеспечены без проведения технологических операций, связанных с превышением пределов доз для персонала группы А.

5.15.    Перед началом работ по ликвидации последствий аварии проводится инструктаж персонала по вопросам радиационной безопасности с разъяснением характера и последовательности работ. При необходимости следует проводить предварительную отработку предстоящих операций на макетах или муляжах.

5.16.    Работы по ликвидации последствий аварии и выполнение других мероприятий в зоне с мощностью дозы гамма-излучения выше 100 мкЗв/ч проводятся по специальному допуску, в котором предусматриваются продолжительность работы, средства защиты и радиационного контроля, фамилии участников и лица, ответственного за выполнение работ.

5.17.    При обнаружении радиоактивного загрязнения жилых помещений проживание в них людей запрещается до проведения соответствующих мероприятий по нормализации радиационной обстановки. В помещениях следует провести радиационный контроль загрязненности полов, стен, мебели, оборудования, бытовой техники, одежды. Загрязненные поверхности подлежат дезактивации, а предметы домашнего обихода - дезактивации или захоронению. После завершения дезактивационных работ по результатам радиационного контроля составляются акт и протоколы радиационного контроля. Один экземпляр указанных документов

16

Содержание

I.    Область применения...................................................................... 4

II.    Общие положения......................................................................... 5

III.    Характеристика радиационных аварий........................................ 6

IV.    Организации расследования радиационной аварии.................... 8

V.    Ликвидация последствий радиационной аварии и мероприятия

по защите персонала и населения................................................. 13

VI.    Анализ действий администрации радиационного объекта..........    18

VII.    Радиационный контроль............................................................... 20

Приложение 1. Категорирование закрытых радионуклидных источников по потенциальной опасности при аварии ............................................................................ 23

Библиографический список.......................................................... 28

Нормативные ссылки.................................................................... 28

3

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека. Главный государственный санитарный врач Российской Федерации

Г.Г. Онищенко

25 декабря 2011 г.

Дата введения: с момента утверждения

2.6.1. ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Санитарно-гигиенические требования к мероприятиям по ликвидации последствий радиационной аварии

Методические рекомендации МР 2.6.1.0050-11

I. Область применения

1.1.    Настоящие методические рекомендации (далее - рекомендации) определяют действия органов и организаций Роспотребнадзора по осуществлению надзора (контроля) за выполнением санитарно-гигиенических требований к мероприятиям по ликвидации последствий радиационной аварии и обеспечению радиационной безопасности населения и персонала при обнаружении. расследовании и ликвидации последствий радиационной аварии.

1.2.    Рекомендации не распространяются на радиационные аварии на объектах ядерного оружейного комплекса, на ядерных реакторах, предприятиях ядерного топливно-энергетического цикла.

1.3.    Рекомендации предназначены для органов и организаций Роспотребнадзора, ими могут руководствоваться федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации, учреждения, физические и юридические лица, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, при планировании и осуществлении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий радиационных аварий.

4

MP 2.6.1.0050-11

II. Общие положения

2.1.    Методические рекомендации разработаны в развитие требований Федерального закона от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения», основных положений Сан Пи Н 2.6.1.2523—09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)» и СанПиН 2.6.1.2612—10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)» в форме требований к мероприятиям по ликвидации последствий радиационной аварии, расследованию радиационных аварий, оценке доз аварийного облучения пострадавших.

2.2.    Целью методических рекомендаций является выработка алгоритма действий органов и организаций Роспотребнадзора по осуществлению надзора и контроля за выполнением санитарно-гигиенических требований к мероприятиям по ликвидации последствий радиационной аварии.

2.3.    В каждой организации, использующей источники ионизирующего излучения, в которой потенциально возможна радиационная авария, разрабатывается план мероприятий по защите персонала.

На радиационных объектах в случаях радиационной аварии персонал руководствуется инструкцией по действиям персонала в аварийных ситуациях, которая разрабатывается с учетом особенностей технологии, используемой на объекте.

Органами местного самоуправления территории разрабатывается план мероприятий по защите населения в случае радиационной аварии на радиационных объектах I—II категорий.

2.4.    К проведению работ по ликвидации аварии и ее последствий привлекается прежде всего персонал группы «А» радиационного объекта или организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности в области использования атомной энергии.

2.5.    Ликвидация последствий аварии и расследование ее причин при необходимости проводятся на федеральном, региональном, территориальном и объектовом уровнях.

2.6.    При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:

предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;

- виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за вычетом вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.

5

2.7. Организации Роспотребнадзора (не имеющие лицензии на деятельность с источниками ионизирующего излучения) участвуют в расследовании причин возникновения аварии, в организации мероприятий по ликвидации последствий аварии, соблюдая требования норм и правил, вт. ч. в отношении сотрудников Роспотребнадзора, а также осуществляют контроль за выполнением санитарно-гигиенических мероприятий при ликвидации аварии.

III. Характеристика радиационных аварий

3.1. Источники ионизирующего излучения по возможному пути радиационного воздействия на персонал, население и окружающую среду могут быть систематизированы в соответствии с видом источника следующим образом:

Таблица 1

Основные типы работ с источниками ионизирующего излучения и характер возможного воздействия

Вид источника

Возможное воздействие

1

2

Использование закрытых источников излучения и различной радиационной техники:

потребительские товары

внешнее облучение, поверхностное загрязнение, внутреннее облучение

калибровочные источники

внешнее облучение, поверхностное загрязнение, внутреннее облучение

рентгеновские аппараты, установки рентгеноструктурного аначиза

внешнее облучение

радиоизотопные приборы

внешнее облучение, поверхностное загрязнение, внутреннее облучение

каротаж скважин

внешнее облучение, поверхностное загрязнение, внутреннее облучение

радионуклидная дефектоскопия

внешнее облучение, поверхностное загрязнение, внутреннее облучение

рентгеновская дефектоскопия

внешнее облучение

Продолжение табл. 1

1

2

мощная радиационная техника в промышленности и медицине (генерирующая)

внешнее облучение

внутриполостная терапия с помощью закрытых источников

внешнее облучение

Работа с радиоактивными веществами в открытом виде:

ради о и зото иная диа гности ка

внешнее облучение, внутреннее облучение

лучевая терапия с помощью открытых препаратов

внешнее облучение, внутреннее облучение, поверхностное загрязнение

лаборатории, работающие с радионуклидами

внешнее облучение, внутреннее облучение, поверхностное загрязнение

Транспортирование источников ионизирующего излучения:

транспортирование источников ионизирующего излучения

внешнее облучение, поверхностное загрязнение, внутреннее облучение

Природные источники ионизирующего излучения в про и зводственн ых условиях:

минеральное сырье и материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов

внешнее облучение, поверхностное загрязнение, внутреннее облучение

3.2. В зависимости от технологического назначения оборудования наиболее часты следующие причины аварий:

в радионуклидных контрольно-измерительных приборах — нарушение герметичности источника вследствие механического или термического воздействия (удар, падение, вибрация, перегрев, дефекты сборки аппаратуры и т. п.);

в дефектоскопах с радионуклидными источниками - неисправность механизмов фиксации или перемещения источника, нарушение правил эксплуатации, утеря или хищение источника либо дефектоскопа (наиболее часто аварии происходят с переносными дефектоскопами);

в приборах радиационного каротажа - оставление источника в скважине вследствие заклинивания аппарата, хищение или утеря источника;

7

в радионуклидных облучателях — нарушения работы систем сигнализации и блокировки или перемещения источников, а на установках с водяной защитой - нарушение работы системы поддержания уровня воды;

при работе с радионуклидами в открытом виде - нарушение герметичности сосудов для хранения препаратов, рассыпание, разлив, хищение и утеря препаратов:

нарушение правил транспортирования радиоактивных веществ, материалов и радиоактивных отходов, а также материалов, содержащих природные источники ионизирующего излучения;

-    нарушение правил сбора и оборота металлолома:

-    расплавление источника при переплавке металлолома;

-    прямое воздействие ионизирующего излучения на человека (облучение коллимированным пучком отдельных частей тела):

-    обнаружение неизвестного источника.

3.3. Основные пути облучения людей при радиационной аварии:

-    внешнее облучение непосредственно от источника и/или от радионуклидов, присутствующих в окружающей среде, на коже и одежде человека;

внутреннее облучение от радионуклидов, поступивших в организм с воздухом, водой, пищевыми продуктами, через кожу и раны, с загрязненных рук, одежды, поверхностей объектов окружающей среды.

IV. Организация расследования радиационной аварии

4.1.    Органы и организации Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, задействованные в ликвидации последствий радиационной аварии, в кратчайшие сроки решают следующие задачи:

4.1.1.    Информирование Роспотребнадзора (центральный аппарат) о факте аварии.

4.1.2.    Обеспечение контроля и принятие участия в разработке рекомендаций и мер с целью:

минимизации (предотвращения) возможности дальнейшего воздействия ионизирующего излучения на персонал и население;

выявления всех возможных очагов радиоактивного загрязнения и путей возможного облучения людей;

минимизации (предотвращения) дальнейшего распространения радиоактивных веществ в окружающую среду:

организации мероприятий по восстановлению контроля над источником радиационной аварии;

- ликвидации последствия радиационной аварии.

MP 2.6.1.0050-11

4.2. Для решения вышеуказанных задач органам и организациям Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации необходимо:

4.2.1.    При получении информации о факте радиационной аварии:

получить сведения о радиационной ситуации на месте аварии (характеристиках источника ионизирующего излучения, режиме его использования, обстоятельствах аварии):

-    провести предварительную оценку радиационной обстановки на месте аварии:

-    подготовить необходимые измерительные приборы и индивидуальные средства защиты для лиц из числа специалистов Роспотребнадзора, учитывая конкретные условия аварии.

4.2.2.    На месте аварии:

Провести измерения мощности дозы и подготовить предложения об ограждении периметра по значению мощности дозы на внешней границе не выше 10 мкЗв/ч или при обнаружении пятен радиоактивного загрязнения.

На основании результатов измерений оценить радиационную опасность и необходимость немедленных защитных мероприятий (например, вывод людей из зоны аварии).

Подготовить предложения об организации пункта дозиметрического контроля людей (рук, одежды и обуви) на границе аварийного участка. Одежда и обувь, на которой при дозиметрическом контроле будет обнаружено радиоактивное загрязнение, должны быть остаалены в аварийной зоне с целью её дальнейшей дезактивации. Лица, у которых выявлено превышение допустимых уровней радиоактивного загрязнения кожных покровов, указанных в НРБ-99/2009, п. 8.10 (прилож. 4), должны пройти санитарную обработку и повторный радиационный контроль.

Если предполагается радиоактивное загрязнение воздуха, необходимо произвести отбор проб воздуха и их исследование.

Следует убедиться, что в случае необходимости применяются средства защиты дыхательных путей. При загрязнении воздуха радиоактивным йодом принимается решение относительно необходимости проведения йодной профилактики — блокирования щитовидной железы стабильным йодом.

Следует осуществлять надзор за проведением защитных мероприятий и контроль доз облучения. Проводить радиационный мониторинг согласно рекомендациям в табл. 2.

9

Таблица 2

Рекомендации по проведению мониторинга

Тип аварии

Контроль

радиационной

обстановки

Цель

1

2

3

Перемешенные, утерянные или украденные источники

Разведка источника методом пешеходной гамма-съемки, с помощью наземного транспорта или аэросъемки с воздуха

Определить местонахождение источника

Обнаруженный источник с нарушением герметичности или радиоактивное загрязнение

Мониторинг

источника

Кон зроль загрязнения I амма-с пектрометрия на месте

Отбор проб и лабораторный анализ И нд и видуа л ьны й мониторинг доз

Установить периметр безопасности

11ровести немедленные защитные мероприятия Идентифицировать источник или загрязнение Определить загрязненные зоны или объекты

Контролировать индивидуальное облучение и загрязнение

Спланировать операции по восстановлению контроля над источником и очистке территории

Неэкранируе-мый закрытый источник

Мониторинг

источника

Контроль загрязнения Идивидуальный мониторинг доз

Установить периметр безопасности

Провести немедленные защитные мероприятия 11роверить потенциально загрязненные поверхности и предметы

Контролировать индивидуальное облучение Спланировать операции но восстановлению контроля над источником