Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

21 страница

253.00 ₽

Купить МР 2.3.2/2.3.7.0123-18 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В методических рекомендациях представлены основные принципы, алгоритм и модели информирования различных контингентов (потребители и производители пищевой продукции, органы государственной власти в субъектах Российской Федерации и органы местного самоуправления) о рисках, связанных с остаточным количеством антибиотиков в пищевых продуктах.

Методические рекомендации предназначены для органов и организаций, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, медицинских организаций, научно-исследовательских организаций, осуществляющих оценку риска для здоровья населения при воздействии факторов среды обитания.

 Скачать PDF

Оглавление

I. Область применения

II. Общие положения

III. Определение объема сведений для информирования различных контингентов

IV. Алгоритм и модель информирования различных контингентов о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевых продуктах

V. Система информирования различных контингентов о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевых продуктах

Нормативные ссылки

Библиографический список

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование _Российской    Федерации_

2.3.2/2.3.7. ГИГИЕНА. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ. ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ СЫРЬЕ И ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ С СОСТОЯНИЕМ ПИТАНИЯ

Система информирования о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевых продуктах

Методические рекомендации МР 2.3.2/2.3.7.0123—18

Издание официальное

Москва • 2018

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

23.2123.7. ГИГИЕНА. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ. ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ СЫРЬЕ И ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ С СОСТОЯНИЕМ ПИТАНИЯ

Система информирования о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевых продуктах

Методические рекомендации МР 2.3.2/2.3.7.0123—18

1)    распространение сведений о возможных последствиях превыше-ния допустимых уровней остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции;

2)    формирование социальной ответственности производителя перед потребителем;

3)    мотивирование к постепенному отказу производителей от использования антибиотиков в кормовых и профилактических целях, что предполагает высокий уровень информированности о правилах содержания сельскохозяйственных животных и доказанном снижении риска заболеваний при соблюдении ветеринарно-санитарных и зоогигиениче-ских требований; о значимости вакцинирования сельскохозяйственных животных, что снижает вероятность инфицирования и, следовательно, необходимость применения антибиотиков в дальнейшем; об альтернативах кормовым антибиотикам как стимуляторам роста животных - о молочнокислых бактериях, пребиотиках, ферментах, пробиотиках, травах, об органических кислотах, эфирных маслах и пр. (рис. 2).

3.9. Информирование органов власти осуществляется с целью реализации полномочий по принятию управленческих решений по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и управления риском для здоровья населения на территории субъекта Российской Федерации/муниципального образования,

3.9.1.    Информирование органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления включает следующие информационные блоки:

1)    информирование о результатах контроля (на территории субъекта Российской Федерации/муниципального образования) содержания в продовольственном сырье остаточного количества антибиотиков;

2)    информирование о результатах научных исследований по проблеме антибиотикорезистентности (параметры зависимостей «фактор — эффект», негативные ответы со стороны здоровья, результаты оценки риска);

3)    информирование о необходимости отказа от применения антибиотиков в составе кормов и в профилактических целях.

3.9.2.    Каждому информационному блоку соответствует определенная цель информирования (рис. 3).

10

MP 2.3.2/2.3.7.0123—18


Информированность о правилах содержания с/х животных


Информированность о значимости вакцинирования с/х животных


Информированность об альтернативах кормовым антибиотикам как стимуляторам роста

\17


Информированность о рисках формирования устойчивости к антибиотикам


Повышение

гигиенического

статуса

животноводческих

учреждений


\F


Распространение

практики

вакцинации


Переход на альтернативы кормовым антибиотикам


Повышение

уровня

социальной

ответственности

производителей


Ч/


\1/


Снижение риска заболеваний сельскохозяйственных животных


Сохранение продуктивности и экономической эффективности


Осознание рисков здоровью потребителей


ч/


Отсугствие необходимости использования кормовых антибиотиков в профилактических и экономических целях


Сознательный отказ от применения антибиотиков


! Информирование

1

1

Соблюдение

1 о стандартах лечения ] с/х животных

1

1

стандартов лечения антибиотиками

->

Рис. 2. Условия эффективного информирования производителей пищевой продукции (предприятий сельского хозяйства)


Снижение риска формирования устойчивости


Информирование о результатах контроля (на территории субъекта Российской Федерации/му-ниципального образования) содержания в продовольственном сырье остаточного количества антибиотиков


Цель: создание информационной базы для адресной «работы» с производителями пищевой продукции


Информирование о результатах научных исследований по проблеме антибиотикорезистеитности (параметры зависимостей «фактор -эффект», негативные ответы со стороны здоровья, результаты оценки риска)


Цель: содействие принятию стратегических решений и региопальных/муниципальных программ по предотвращению формирования устойчивости к антибиотикам


Информирование о необходимости отказа от применения антибиотиков в составе кормов и в профилактических целях


Цели: 1) поддержка научных исследований по поиску альтернатив антибиотикам;

2) содействие принятию локальных программ, поддерживающих производителей, отказавшихся от антибиотиков


Рис. 3. Информационные блоки и цели информирования органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления


11


3.9.3. В информационные материалы, предназначенные для органов власти, целесообразно включать раздел, содержащий конкретные предложения по управлению рисками остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции. Предложения структурируются:

1.    По приоритетности их реализации:

а)    неотложные;

б)    приоритетные;

в)    прочие.

2.    По горизонту внедрения:

а)    краткосрочные (эффект от внедрения будет получен в течение года);

б)    долгосрочные (эффект от внедрения будет получен через несколько лет).

IV. Алгоритм и модель информирования различных контингентов о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевых продуктах

4.1.    Информирование о рйсках остаточного количества антибиотиков в пищевых продуктах может носить плановый и экстренный характер. Основанием для экстренного информирования является, например, квалификация риска по итогам процедуры оценки риска для здоровья на уровне 1 • 10 ^-«неприемлемый риск».

4.2.    Алгоритм планового информирования о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевых продуктах представлен на рис. 4.

—-з~1    >1    Население    в целом

Шаг I. Определение адресата информационного воздействия


Отдельные группы


продукции


>


Потребители пищевой

Производители пищевой продукции

Руководители

Ветеринары

Шаг 2. Определение цели / целей информирования

Формирование

знания

Формирование

мнения

Изменение

поведения

>

Органы власти

Исполнительная

|Представительная |

Шаг 3. Определение

>

соответствия цели

Шаг 8. Разработка

информирования

информационного

потребностям целевой

сообщения

аудитории

/Т\

ф

Шаг 7. Определение

Шаг 4. Определение

канала информирования.

«зацепки»

Выбор «спикера»

\1/

Шаг 5. Определение

Шаг 6. Сбор и

содержания

>

подготовка данных для

информационного

информационного

сообщения

сообщения

>

Н я

Й М о н

(D О О-Ж 5 а> cd

о а

11 £ о

Й S о =

Рис. 4. Алгоритм информирования о рисках остаточного количества антибиотиков 12

MP 2.3.2/23.7.0123—18

43. Информационное сообщение обязательно должно содержать «зацепку» (это может быть как одно слово или словосочетание, предложение, так и картинка, графический элемент), выступающую в роли «спускового крючка», не только привлекающего внимание адресата, но и побуждающего его к планируемому отправителем действию.

4.4. Информирование о рисках здоровью населения следует строить в соответствии со следующими принципами:

1)    адресность - информация о рисках здоровью должна быть направленной, предназначенной конкретной группе. Процесс распространения информации должен иметь четкую цель, а каналы распространения информации - ориентированы на выбранную целевую группу;

2)    актуальность - распространяемая информация должна соответствовать текущему периоду времени, обладать ценностью для принятия решения в сфере управления рисками в момент ее использования. Актуальность информации зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента ее возникновения;

3)    полнота — информация о рисках здоровью должна быть достаточной для понимания проблемы и принятия решения неспециалистами в сфере сохранения и укрепления здоровья человека; элемент неопределенности при принятии решения в случае соблюдения данного принципа будет минимизирован;

4)    доступность - целевая аудитория, на которую рассчитана распространяемая информация о рисках остаточного количества антибиотиков, должна иметь возможность получения данной информации. Выбранные каналы распространения информации должны быть не только открыты для объекта информирования, но и типичны для использования;

5)    понятность (когнитивная доступность) - распространяемые сведения должны быть адаптированы для выбранной целевой аудитории. Не рекомендуется употреблять специфические термины, понятия, оперировать научными категориями. Язык изложения информации о рисках здоровью населения должен быть привычен для объекта информирования. Чем более понятна информации, тем больше вероятность, что она будет правильно воспринята;

6)    практическая ценность - объект информирования должен иметь возможность использовать полученную информацию для управления рисками. Информация должна соответствовать актуализированным потребностям адресата;

7)    достоверность - распространяемые сведения о рисках остаточного количества антибиотиков не должны содержать непроверенных данных, субъективный компонент целесообразно минимизировать.

Критериями выбора канала распространения информации в соот-ветсвии с поставленной задачей являются:

13

а)    доступность канала целевой аудитории;

б)    способность канала представить информацию в требуемом объеме и форме (например, сюжет в телевизионных новостях предполагает фиксированную длительность, не всегда достаточную для полного донесения информации);

в)    доверие целевой аудитории каналу распространения информации (низкий уровень доверия каналу информирования со стороны целевой аудитории детерминирует также снижение доверия распространяемой информации);

г)    типичность (привычность) канала информации для целевой аудитории;

д)    степень контролируемости канала распространения информации.

4.5. Эффективное информирование о риске остаточного количества

антибиотиков в пищевой продукции предполагает реализацию нелинейной модели, интегрирующей механизм обратной связи (рис. 5).

Доведение информации до непосредственного адреса

Доведение информации о риске до информационных посредников

Циркуляция

информации

1

____________1

/

\

X...

Этап 3. Получение обратной связи

т

Инициативная

Инициативная

Специальные исследования

обратная связь от

опосредованная

восприятия и

основного адресата

обратная связь

информированности о риске

\|/

Этап 4. Открытая общественная дискуссия

-ф-

Ф

Предоставление дополни

Изменение точек

Принятие решения

тельной информации о риске

зрения

по управлению

Пересмотр исходной

Формирование единой

риском

информации

точки зрения

Рис. 5. Нелинейная (с обратной связью) модель информирования о риске остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции

MP 2.3.2/2.3.7.0123—18

4.6.    Применение данной модели определяет следующие положи-тельные эффекты:

а)    повышение уровня доверия со стороны населения;

б)    повышение степени принятия распространяемой информации о риске здоровью;

в)    снижение социальной напряженности, обусловленной недостатком информации о риске или ее искажением. Предотвращение сопротивления по причине незнания или ложного чувства опасности (определяется адресностью ответов на актуальные вопросы, возможностью предоставления наиболее полной и востребованной информации о риске, прояснения позиции относительно решения по поводу риска, предотвращения возникновения новых информационных лакун);

г)    обеспечение конструктивного участия населения в разработке решений по управлению риском остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции.

4.7.    Необходимыми условиями реализации предложенной модели информирования о риске являются:

1)    опора на актуальную научную и методологическую базу информирования о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции (в т. ч.: на актуальные данные о последствиях реализации рисков; на обоснованные подходы к использованию современных средств массовой коммуникации и пр.);

2)    распространенность культуры открытого диалога (сформирован-ность информационных и коммуникативных компетенций у субъектов информирования в процессе обучения в рамках курсов повышения квалификации, семинаров, тренингов, стажировок; поддержка осознанного сотрудничества, поощрение соответствующего типа мышления);

3)    согласованность действий, направленных на предотвращение формирования устойчивости к антибиотикам;

4)    наличие организационных и технических условий для информирования о риске;

5)    подкрепление успешных практик информирования о риске на различных уровнях.

4.8.    Для предложенной модели характерно наличие обратной связи между отправителем и получателем информационного сообщения. Обеспечительными решениями может стать:

1)    размещение на официальных сайтах органов и организаций, ответственных за управление рисками здоровью населения, сервисов обратной связи, предоставление возможности направления гражданами обращений в форме электронных документов;

2)    открытие горячих телефонных линий для потребителей и производителей пищевой продукции после размещения в средствах массовой информации или в сети Интернет сведений о рисках здоровью, связанных с угрозой антибиотикорезистентности;

15

3)    использование диалоговых форм информирования, дающих возможность получения полноценной обратной связи - семинары, круглые столы с привлечением СМИ; форумы в сети Интернет;

4)    вовлечение экспертов (ученых, медицинских работников, ветеринаров) в диалог о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции.

4.9. Плановое информирование потребителей пищевой продукции рекомендуется осуществлять не реже 1 раза в 3 месяца, производителей пищевой продукции и органов власти - не реже 1 раза в 2 месяца.

V. Система информирования различных контингентов о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевых продуктах

5.1.    Достижение поставленных на мировом уровне задач сдерживания формирования устойчивости к противомикробным препаратам требует построения многоуровневой системы информирования о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевых продуктах, охватывающей муниципальный, региональный и федеральный уровни.

5.2,    Элементами системы информирования выступают:

а)    отправители информационных сообщений;

б)    целевые аудитории, имеющие потребность в специфической информации;

в)    каналы распространения информации о рисках и получения обратной связи;

чества антибиотиков в пище (рис, 6).

Нормативно-правовая база информирования о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевых продуктах

ч7

47

Ч'

Информационные базы (в т. ч.

Целен аправлеиное

Запросы со стороны

система социально

информирование

различных

гигиенического мониторинга)

о рисках

контингентов


Рис. 6, Система информирования о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции


г)    нормативно-правовая и информационная база информирования о рисках, учитывающая подходы международных организаций и современные достижения науки в области анализа рисков остаточного коли-

16

MP 2.3.2/2.3.7.0123—18

5.3.    Система информирования об остаточном количестве антибиотиков в пищевой продукции может использовать в качестве базы различные информационные системы (в том числе, систему социально-гигиенического мониторинга, в перспективе - Единую информационную систему прослеживаемости пищевой продукции), о которых рекомендуется информировать заинтересованные стороны (потребителей пищевой продукции, производителей и органы власти) и в которые в доступной и наглядной форме может быть представлена информация:

а)    о конкретных производителях, допустивших производство и выпуск в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям безопасности;

б)    о производителях, применяющих антибиотики в составе кормов и в профилактических целях;

в)    о «чистых» производителях - производителях, отказавшихся от использования антибиотиков с профилактической целью при производстве (выращивании) животных.

5.4.    Информирование о риске остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции представляет собой доведение результатов экспертной оценки риска до населения, производителей и органов власти и обеспечение адекватного восприятия указанных результатов, а также ведение диалога (взаимообмен мнениями) между потребителями, производителями пищевой продукции, экспертным сообществом, государственными органами (в т. ч. органами и организациями, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и пр.).

5.5.    Повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, экспертного сообщества и производителей пищевой продукции в сфере противодействия распространению антибиотикорезистентности предполагает в дальнейшем переход от информирования о риске с обратной связью к равноправной диалоговой модели риск-коммуникации.

17

Нормативные ссылки

1.    Глобальная стратегия ВОЗ по сдерживанию резистентности к противомикробным препаратам (2001) WHO/CDS/CSR/DRS/2001.2.

2.    Конституция Российской Федерации.

3.    Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

4.    Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

5.    Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

6.    Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

7.    Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

8.    Распоряжение Правительства Российской Федерации от

29.06.2016    № 1364-р «Об утверждении Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года».

9.    Распоряжение Правительства Российской Федерации от

25.09.2017    № 2045-р «Об утверждении Стратегии предупреждения распространения антимикробной резистентности в Российской Федерации».

10.    Постановление Правительства российской Федерации от 22.11.2000 № 883 «Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения».

11.    Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

12.    Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 № 60 «Об утверждении Положения о проведении социальногигиенического мониторинга».

13.    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.10.2007 № 656 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по информированию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения».

MP 23.2/2.3.7.0123—18

14.    МУ 23.7.2519—09 «Определение экспозиции и оценка риска воздействия химических контаминантов пищевых продуктов на население».

15.    ГОСТ Р ИСО 26000 «Руководство по социальной ответственности».

Библиографический список

1.    Борьба с устойчивостью к антибиотикам с позиций безопасности пищевых продуктов в Европе // Доклад Европейского регионального бюро ВОЗ [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.euro. who.int/_data/assets/pdf_file/0011/144695/е948 89R.pdf.

2.    Воздвиженская А. Отделить таблетки от котлет // Российская газета. 14.03.2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/ 2016/03/14/anna-popova-v-rf-normativy-po-antibiotikam-v-pishche-zhestche-chem-v-es.html.

3.    Гавра Д.ГТ. Основы теории коммуникации: учебное пособие. СПб.: Питер, 2011.288 с.

4.    Доклад о состоянии дел в области устойчивости к противомик-робным препаратам. 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fao.Org/3/a-mm736r.pdf.

5.    Коган Н. Ошибки восприятия риска // Наука и техника. 2008. № 12. С. 71-76.

6.    Обследование ВОЗ в странах свидетельствует о широко распространенном непонимании общественностью устойчивости к антибиотикам // Официальный сайт ВОЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2015/antibiotic-resistance/ru/.

7.    Онищенко Г.Г., Новиков С.М., Рахманин Ю.А., Авалиани С.Л., Буштуева К.А. Основы оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду / Под ред. Ю.А. Рахманина, Г.Г. Онищенко. М.: НИИ ЭЧ и ГОС, 2002. 480 с.

8.    Роль кодекса в борьбе с УПП // Официальный сайт Комиссии «Кодекс Алиментариус» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fao.org/fao-who-codexalimentarius/themes/antimicrobial-resistance/ru/#c437070.

9.    Руководящие принципы ВОЗ по применению важных в медицинском отношении противомикробных препаратов в продовольственном животноводстве // Официальный сайт ВОЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.who.int/foodsafety/publications/cia__guidelines/ru/.

10.    Устойчивость к антибиотикам - серьезная угроза общественному здравоохранению // Официальный сайт ВОЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.who.mt/mediacentre/news/releases/2014/amr-report/ru/.

19

ББК 51.23 С34

С34 Система информирования о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевых продуктах: Методические рекомендации.—М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2018.— 20 с.

ISBN 978-5-7508-1629-3

1.    Разработаны ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (В. Ю. Ананьев, М. В. Калиновская), ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» (П. 3. Шур, Н. А. Лебедева-Несевря, А. О. Барг,

К. В. Четверкина).

2.    Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А. Ю. Поповой 1 марта 2018 г.

3.    Введены впервые.

ББК 51.23

Редактор Л. С. Кучурова, Н. В. Карташёва Компьютерная верстка Е. В. Ломановой

Подписано в печать 08.05.18 Формат 60x84/16    Печ.    л. 1,25

Тираж 100 экз.    Заказ    28

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 127994, Москва, Вадковский пер., д. 18, стр 5, 7

Оригинал-макет подготовлен к печати и тиражирован ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора 117105, Москва, Варшавское ш., 19а

Реализация печатных изданий, тел./факс. 8 (495) 952-50-89

© Роспотребнадзор, 2018

MP 2.3.2/2.3.7.0123—18

11.    Устойчивость к антибиотикам // Официальный сайт ВОЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа:    http://www.who.int/mediacentre/

factsheets/antibiotic-resistance/ru/.

12.    Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Пер. с англ. А. Анистратенко, И. Знаешева. СПб.: Ювента, 1999.

13.    Sandman P.M. Responding to community outrage: strategies for effective risk communication. Falls Church: American Industrial Hygiene Association, 2012.

14.    Slovic P. Perceptions of Risk: Reflections on the Psychometric Para-digm / P. Slovic, S. Krimsky, D. Golding // Social Theories of Risk. N.Y.: Praeger, 1992. P. 117-152.

MP 2.3.2/2.3.7.0123—18

Содержание

1. Область применения.............................................................................................4

И. Общие положения.................................................................................................4

III.    Определение объема сведений для информирования различных

контингентов.........................................................................................................5

IV.    Алгоритм и модель информирования различных контингентов о

рисках остаточного количества антибиотиков    в    пищевых продуктах..........12

V.    Система информирования различных контингентов о рисках

остаточного количества антибиотиков    в пищевых    продуктах......................16

Нормативные ссылки................................................................................................18

Библиографический список.....................................................................................19

3

MP 2.3.2/2.3.7.0123—18

УТВЕРЖДАЮ Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственньгй санитарный врач Российской Федерации

А. Ю. Попова

1 марта 2018 г.

2.3.2/2.3.7. ГИГИЕНА. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ. ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ СЫРЬЕ И ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ С СОСТОЯНИЕМ ПИТАНИЯ

Система информирования о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевых продуктах

Методические рекомендации МР 2.3.2/2.3.7.0123—18

I. Область применения

1.1.    В методических рекомендациях представлены основные принципы, алгоритм и модели информирования различных контингентов (потребители и производители пищевой продукции, органы государственной власти в субъектах Российской Федерации и органы местного самоуправления) о рисках, связанных с остаточным количеством антибиотиков в пищевых продуктах.

1.2.    Методические рекомендации предназначены для органов и организаций, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, медицинских организаций, научно-исследовательских организаций, осуществляющих оценку риска для здоровья населения при воздействии факторов среды обитания.

И. Общие положения

2.1.    Распространение и обеспечение обмена информацией о риске остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции относится к компетенции органов государственной власти и местного самоуправления.

2.2.    В компетенцию органов и организаций, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в отношении информирования о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции входят:

а) контроль за качеством мероприятий по оценке риска;

MP 2.3.2/2.3/7.0123—18

б)    методическое обеспечение деятельности по анализу риска для здоровья (в том числе оценки риска и информирования);

в)    предоставление информации всем заинтересованным сторонам о связи остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции с ответами со стороны здоровья, методах оценки риска, способах управления им и пр.;

г)    распространение на регулярной основе информации о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции среди потребителей, производителей пищевой продукции, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в т. ч. в рамках реализации государственной функции по информированию органов государственной власти и населения.

2.3.    В компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в отношении информирования о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции также входит распространение информации о рисках с целью формирования общественного мнения по проблеме антибиотикорезистентности.

2.4.    Помимо одностороннего информирования различных контингентов о рисках, связанных с остаточным количеством антибиотиков в пищевых продуктах (передача и распространение информации о риске), существуют другие формы взаимодействия потребителей и производителей пищевой продукции, государственных органов, общественных организаций и пр. по этому вопросу, а именно:

а)    информирование о риске с обратной связью;

б)    диалоговая риск-коммуникация.

III. Определение объема сведений для информирования различных контингентов

3.1.    Информирование о риске является неотъемлемой частью методологии анализа риска здоровью и представляет собой процесс распространения результатов определения степени риска для здоровья человека и решений по управлению риском среди заинтересованных сторон. Передача и распространение информации о риске являются естественным продолжением процесса оценки риска.

3.2.    Информирование о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевых продуктах направлено на три основные группы:

1)    потребители пищевой продукции (население);

2)    производители пищевой продукции;

3)    органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

3.3.    Информирование населения о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции наряду с информированием о рисках здоровью, связанных с медицинским приемом антибиотиков, явля-

5

MP 2.3.2/2.3.7.0123—18

ется элементом единой системы информирования об угрозах развития устойчивости к прот^ивомикробным препаратам.

3.4.    Целью информирования потребителей пищевой продукции является обеспечение населения достоверной и научно обоснованной информацией о наличии и уровне риска остаточного количества антибиотиков в пищевых продуктах, необходимых санитар но-противоэпидемических мероприятиях, а также о способах и средствах индивидуальной профилактики.

3.5.    Информация о рисках здоровью структурируется в соответствии с этапами оценки рисков (рис. 1).

Информирование о рисках возникновения устойчивости к антибиотикам

Рис. 1. Предметное поле информирования потребителей пищевой продукции о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции

MP 2.3.2/2.3.7.0123—18

3.6, Информация о рисках здоровью включает следующие информационные блоки:

1)    информацию об остаточном количестве антибиотиков в пищевых продуктах как факторе риска здоровью - о доказанности связи данного фактора с ответами со стороны здоровья, о возможных негативных эффектах со стороны здоровья (формировании устойчивости к антибиотикам, возникновении аллергических реакций), о характере и силе связи;

2)    информацию о нормативном регулировании остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции. Целесообразно предоставлять информацию как об отечественных практиках нормирования остаточного количества антибиотиков, так и о зарубежном опыте. Важным моментом является различение угроз, связанных с самим фактом наличия антибиотиков в пищевой продукции и с превышением их допустимого (установленного санитарным законодательством) количества;

3)    информацию о результатах оценки риска, связанного с наличием остаточного количества антибиотиков в пищевых продуктах. Данный тип информации является наиболее сложным для восприятия потребителями, что предполагает дополнительное разъяснение числовой информации в наглядной форме;

4)    информацию об управлении риском на популяционном и индивидуальном уровнях. В первом случае должна идти речь о том, какие действия предпринимаются субъектами управления для снижения риска, во втором - о том, какие действия может предпринять сам потребитель для минимизации риска (таблица).

Таблица

Рекомендации для потребителей по снижению риска для здоровья, связанного с остаточным содержанием антибиотиков в пищевой продукции

Действия

Эффект

Отказ от покупки продукции животного происхождения у «непроверенных поставщиков» - на рынках, во дворе, из багажников машин и т. д.

Снижение вероятности покупки продукции без предварительно проведенной уполномоченными органами оценки соответствия пищевой продукции установленным требованиям

Покупка упакованной продукции животного происхождения с корректной маркировкой

Соблюдение гигиенических требований при приготовлении пищи животного и растительного происхождения - промывание, замораживание мяса, рыбы, овощей и фруктов

Снижение вероятности попадания антибиотиков из пищевой продукции в организм человека

7

MP 2.3.2/2,3.7.0123—18

3.7. При разработке материалов по информированию потребителей пищевой продукции о рисках остаточного количества антибиотиков следует учитывать особенности восприятия риска неспециалистами. Восприятие определяется следующими факторами:

а)    характеристики риска;

б)    характеристики информации о риске;

в)    характеристики объекта информирования.

3.7.1.    Для снижения влияния характеристик риска на его восприятие потребителями пищевой продукции следует учитывать, что:

1)    вынужденный, неподконтрольный индивиду риск воспринимается как более опасный. Это означает, что материалы о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевых продуктах должны содержать сравнение рисков различной природы по степени значимости;

2)    непривычные, незнакомые риски воспринимаются как более значимые. В этой связи материалы о рисках, не являющихся типичными для объекта информирования (как в случае с рисками остаточного количества антибиотиков в пищевых продуктах), должны содержать сравнение с привычными рисками аналогичной природы, предотвращая переоценку целевой аудиторией значимости данного неординарного риска;

3)    в сознании потребителя с риском могут быть связаны субъективные выгоды (фактические или перспективные). Наличие выгод побуждает потребителя воспринимать риск как менее значимый; уровень обеспокоенности в отношении данного риска снижается.

3.7.2.    Для снижения влияния характеристик информации о риске на его восприятие потребителями пищевой продукции следует учитывать, что:

1)    информация о риске вызывает тем большее доверие, чем выше доверие к источнику, из которого она поступает, и наоборот. Доверие к источнику информации о риске формируется на институциональном и персональном уровнях;

2)    информация о риске должна соответствовать потребностям и интересам целевой аудитории. Если сообщение, содержащее информацию о рисках здоровью, не удовлетворяет актуализированные потребности аудитории, она либо ищет нужную информацию в других каналах, либо подавляет потребность в такого рода информации, а следовательно, и свою активность в этой сфере;

3)    при распространении информации о рисках, связанных с остаточным количеством антибиотиков в пищевой продукции, различными субъектами информирования нередко возникают несоответствия в ее содержании, что снижает уровень доверия со стороны целевой аудитории. С целью снижения уровня тревожности реципиента необходима координация действий всех реальных и потенциальных информантов

8

MP 2.3.2/2.3.7.0123—18

(федеральных, территориальных, региональных и местных органов власти, медицинских организаций и пр.) для трансляции единой точки зрения по вопросам воздействия остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции на здоровье, согласование данных по результатам оценки риска и их комментариев. Дефицит официальной информации повышает вероятность возникновения и распространения непроверенных сведений по каналам неформальных коммуникаций. При этом чем выше неопределенность, тем выше доверие (положительная установка) к неформальным источникам информации.

3.7.3. Для снижения влияния характеристик объекта информирования о риске на его восприятие потребителями пищевой продукции следует учитывать, что:

1) в силу того, что восприятие представляет собой субъективный феномен, психический процесс, психологические особенности реципиента оказывают значительное влияние на эффективность информирования, в связи с чем в процесс информирования населения о рисках здоровью необходимо включать работу с возражениями, обусловленными психологическими особенностями индивидов. Данная работа не должна носить агрессивного характера, способного спровоцировать защитную реакцию со стороны адресата;

2)    чем лучше адресат информирования знаком с предметом, разбирается в нем, обладает уверенным пониманием предмета информирования, тем адекватней он воспринимает предоставляемую информацию о рисках здоровью. Низкий уровень знаний реципиента требует высокого уровня подробности распространяемых сведений, развернутых комментариев. Основным фактором, влияющим на уровень знаний предмета информирования, является уровень образования адресата. Следовательно, в процессе информирования о рисках здоровью следует учитывать:

а)    уровень образования целевой аудитории;

б)    степень знакомства целевой аудитории с предметом информирования. Чем выше уровень образования и степень знакомства с предметом, тем более краткой, сжатой может быть предоставляемая информация.

3.8. Информирование производителей о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции является необходимым элементом механизма стимулирования производителей к выпуску пищевой продукции, отвечающей критериям качества, предусмотренного Стратегией повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года.

3.8.1. Целями информирования производителей о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции являются:

9