Приложение к письму ММФ от 04.06.87 Л% ГФ-15-433
1025. КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РЕЖИМА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ АКРИЛОНИТРИЛА НАЛИВОМ
(применяется вместе с РД 31.11.81.37—82 «Правила морской перевозки химических грузов наливом»)
КТР 31.11.81.06-87
Москва 1988
27
КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО
РЕЖИМА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗ- КТР 31.11.81.06-87
КИ АКРИЛОНИТРИЛА НАЛИ- Взамен РД 31.11.81.06-77
ВОМ
Срок введения в действие установлен с 01.07.87
Настоящая карта технологического режима устанавливает условия безопасной и сохранной перевозки акрилонитрила наливом на танкерах-химовозах II степени конструктивной защиты, имеющих Свидетельство Регистра СССР о пригодности судна под перевозку данного груза.
I. ИНФОРМАЦИЯ О ГРУЗЕ
№ ООН 1093
Стр. МК МПОГ 3022 Гр. МОПОГ 3114 ГОСТ 11097-73
1.1. Общие сведения
1.1.1. Наименование на английском языке: AKRILONITRIL.
1.1.2. Синонимы: нитрил акриловой кислоты, акрилонитрил.
1.1.3. Квалификация: технический продукт.
1.1.4. Химическая формула: C3H3N.
1.1.5. Химическая группа: нитрилы непредельных кислот.
1.1.6. Основная транспортная опасность: пожаровзрывоопас-ность.
1.1.7. Дополнительная транспортная опасность: токсичность.
1.1.8. Качественные показатели:
цвет — бесцветная жидкость; запах — характерный.
1.2.1. Плотность при 20 °С, кг/м3 ..... 800—806
1.2.2. Вязкость динамическая при 20°С, Па-с . . 0,31-10~3
1.2.3. Температура кипения, °С......77,3
1.2.4. Температура плавления, °С.....минус 83,5
1.2.5. Теплоемкость удельная, кДж/(кг-К) . . .2,09
1.2.6. Коэффициент объемного расширения при
20 °С, 1/К............1,1-10-*
1.2.7. Парциальное давление паров в воздухе при
20 °С, Па.............1,1-10'
1.2.8. Удельное объемное сопротивление электрическое, Ом-м............104—106
1.2.9. Растворимость в воде, % мае......7,3
1.2. Фнзнко химические свойства
1.2.10. Взаимодействие с воздухом: не взаимодействует.
1.2.11. Взаимодействие с морской и пресной водой: присутствие воды в танках ухудшает качество груза.
29
1.2.12. Термочувствительноеть: при повышении температуры акрилонитрила выше 30 °С выделяется ядовитый цианистый газ.
1.2.13. Светочувствительность: полимеризуется под воздействием солнечных лучей.
1.2.14. Совместимость: несовместим с кислотами и щелочами.
Вызывает бурную реакцию с выделением ядовитых паров.
1.3. Пожароопасность.
няющаяся жидкость.
1.3.2. Температура вспышки, °С, минус I
1.3.3. Температура самовоспламенения, °С.....481
1.3.4. Концентрационные пределы воспламенения (взрываемости) паров, % об.
нижний (НКПВ)...........3
верхний (ВКПВ)...........17
1.3.5. Температурные пределы воспламенения (взрываемости) паров, °С:
нижний 15
верхний..............28
1.3.1. Группа горючести по ГОСТ 12.1.044-84: легковоспламе
1.3.6. Образование токсичных продуктов при сгорании: возможно образование высокотоксичных паров цианистого водорода.
1.4. Токсичность
1.4.1. Общая характеристика: высокотоксичное вещество. Отравление происходит при вдыхании паров и воздействии паров жидкости на кожный покров. Вызывает слабость, тошноту, головную боль, головокружение, раздражение кожи, верхних дыхательных путей и глаз, потерю созанания, смерть.
1.4.2. Класс опасности по ГОСТ 12.1.007-76 .... 2
1.4.3. Предельно допустимая концентрация (ПДК) паров в воздухе, мг/м3..............0,5
1.4.4. Поражающее действие паров:
при вдыхании — вызывает сильное отравление;
при попадании в глаза — вызывает раздражение;
при попадании на кожу — вызывает раздражение, ожоги.
1.4.5. Поражающее действие жидкости:
при попадании на кожу—вызывает ожоги, легко впитывается в поры кожи;
при попадании в глаза — вызывает сильное раздражение;
при попадании в желудок — вызывает острое отравление.
1.5. Опасность для водной среды
1.5.1. Категория загрязнения для эксплуатационного сброса по
МАРПОЛ —73/78 В
1.5.2. Условия сброса остатков груза или балластных вод: сброс согласно части III РД 31.04.23—86 «Наставление по предотвращению загрязнения с судов».
1.5.3. Меры при разливе груза: разлитый на палубу груз собрать в грузовой или отстойный танк, остатки груза удалить с палубы при помощи опилок или ветоши. При разливе груза в портовые воды прекратить грузовые операции до тех пор, пока не будет ликвнди-
30
рована угроза пожара. При уборке разлитого груза необходимо использовать средства индивидуальной защиты согласно требованиям раздела 4.
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ ПЕРЕВОЗКИ
2.1. Перевозка в инертной среде: рекомендуется.
2.2. Ингибирование: следует ингибировать перед погрузкой. В качестве ингибиторов применяются аммиак, гидрохинон.
2.3. Перевозка под избыточным давлением: не требуется.
2.4. Температура груза: налив, перевозка и слив груза производятся при температуре окружающей среды.
2.5. Способ налива: закрытый, с вытеснением паров груза в береговые емкости.
2.6. Скорость налива-слива: не ограничивается.
2.7. Дополнительные требования
2.8. Подготовка грузовых танков к наливу
2.8.1. Грузовые танки под налив акрилонитрила должны быть подготовлены в соответствии с требованиями РТМ 31.2006—78 «Мойка грузовых танков и топливных цистерн танкеров. Типовая технология. Технические требования».
2.8.2. Перевозка акрилонитрила после темных нефтепродуктов не допускается.
2.8.3. Порядок подготовки грузовых танков под перевозку акрилонитрила после различных наливных грузов приведен в таблице.
Наименование слитого груза |
Шифр моечных и зачистных операций |
1. Ацетон |
М10БЛПВ |
2. Бензин |
М1М10БЛПВ |
3. Бензол |
М1М10БЛПВ |
4. Бутиловый спирт (бутанол) |
М1М10БЛПВ |
5. Бутилацетат |
М1М10БЛПВ |
6. Глицерин |
М1М10БЛПВ |
7. Дизельное топливо |
М4.М26М20БЛПВ |
8. Дихлорэтан |
М1М28М20БЛПВ |
9. Изобутиловый спирт (изобутанол) |
М10БЛПВ |
10. Изопропилбензол (кумол) |
М1М31М20БЛПВ |
11. Керосин |
М2М26М20БЛПВ |
12. Ксилолы (орто-, мета-, пара-) |
М1М10БЛПВ |
13. Метиловый спирт (метанол) |
БВЛП |
14. Метилэтилкетоны |
М10БЛПВ |
15. Проииленгликоль |
М1М10БЛПВ |
16. Реактивное топливо |
М4М26М20БЛПВ |
17. Серная кислота |
М4М10БЛГ1В |
18. Сольвент нефтяной |
М1М31М20БЛПВ |
19. Стирол |
БРМ2М23ГАГБЛПВ |
20. Суперфосфорная кислота |
М4М10БЛПВ |
21. Толуол |
М1М10БЛПВ |
22. Уксусная кислота |
М4АБЛПВ |
23. Фурфурол |
М2МЗ1М17М2АБЛ П В |
24. Хлорбензол (монохлорбензол) |
М1М26М10БЛПВ |
25. Циклогексан |
М1 М31М20Б Л П В |
26. Этиленгликоль |
М1М10БЛПВ |
|
31 |
Примечания. 1. Значения шифров моечных и зачиетных операций:
Ml —машинная мойка холодной морской водой— 1 ч;
М2 — машинная мойка морской водой — 2 ч;
М4 — машинная мойка холодной морской водой — 3 ч;
Ml0—машинная мойка горячей (80 °С) морской водой — 1,5 ч;
МП — машинная мойка горячей (80°С) морской водой —2 ч;
М12— машинная мойка горячей (80 °С) морской водой — 3 ч;
М15 — машинная мойка пресной водой— 1 ч;
М17—машинная мойка теплой (50 °С) морской водой— 1 ч;
М20 —машинная мойка горячей (80 °С) пресной водой — 1 ч;
М23 —машинная мойка холодной морской водой —2 ч;
М26 —машинная мойка горячей (80 °С) морской водой с моющим средством — 1.5 ч;
М28—машинная мойка горячей (80°С) морской водой с моющим средством —
2 ч;
М31 —машинная мойка горячей (80 °С) морской водой с моющим средством —
3 ч;
А — пропарка;
Б —слив остатков из танков, трубопроводов и насосов;
В — осушка танков до полного удаления влаги;
Г — скатывание пресной водой;
Л — вентиляция грузовых танков до санитарных норм;
П — выборка механических примесей и ржавчины;
Р — заполнение танков морской водой.
2. Пропарка грузовых танков должна производиться только после их дегазации.
3. При обнаружении остатков груза в танках их мойку необходимо повторить.
4. Контроль чистоты поверхности танков на наличие следов хлоридов производится согласно приложению 3 РД 31.11.81.37—82.
5. Продолжительность работы моечных машинок в каждом положении должна быть не менее одного цикла.
6. Время мойкн каждого танка корректируется в зависимости от его размера, количества положений моечных машинок и продолжительности циклов их работы, но не менее времени, указанного в таблице.
3. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Рекомендуемые средства пожаротушения: воздушно-механическая пена средней кратности на основе пенообразователей ПО-1С по ТУ 38-40726—72, «Форетол», «Сампо». Кроме этого, могут применяться углекислый газ, азот, инертные газы. Нельзя применять химическую пену.
3.2. Тактика борьбы с пожаром: при возникновении пожара в грузовом танке необходимо немедленно заполнить его и прилегающие к нему помещения инертным газом, углекислотой или воздушно-механической пеной. Одновременно следует осуществлять интенсивное охлаждение водой палубы, бортов, надстроек.
3.3. Тушение пожара должно производиться в изолирующих дыхательных аппаратах и в защитной спецодежде, одобренной Регистром СССР для пожарных работ на судне.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. На всех этапах транспортного процесса (налив—перевозка—слив—мойка) должны соблюдаться требования безопасности, установленные:
32
РД 31.81.10—75 «Павила техники безопасности на судах морского флота»;
РД 31.11.81.37—82 «Правила морской перевозки химических грузов наливом»;
РТМ 31.2006—78 «Мойка грузовых танков и топливных цистерн танкеров. Типовая технология. Технические требования».
4.2. Лица, участвующие в грузовых или вспомогательных операциях, до начала работ должны пройти инструктаж в части транспортных и токсичных свойств груза, безопасных методов ведения работ, мер индивидуальной и коллективной защиты работающих, а также других мер по обеспечению безопасности, регламентированных действующими руководящими нормативными документами.
4.3. Не допускаются к проведению грузовых или зачистных работ лица, не имеющие Свидетельства по безопасным приемам и методам аварийных работ с опасными грузами на танкерах-химовозах согласно приказу ММФ от 11.04.80 № 73.
4.4. Средства индивидуальной зашиты
4.4.1. При наличии в воздухе рабочей зоны паров акрилонитрила должны применяться следующие средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД):
при концентрации паров на открытой палубе, не превышающей предельно допустимой нормы более чем в 50 раз,— противогазы промышленные ФГ-323 А по ГОСТ 12.4.121-83 с коробкой фильтрующе-поглощающей с аэрозольным фильтром по ГОСТ 12.4.122-83, код О КП 25 6831 0202;
при более высоких концентрациях и при выполнении аварийных работ в грузовых танках — шланговый противогаз типа ПШ-2-57 с механической подачей воздуха по ТУ 6.16.2054—76 или дыхательный аппарат типа АСВ-2 по ТУ 12.24.7—74.
4.4.2. Работы в грузовых танках без применения СИЗОД допускаются при наличии свободного кислорода в воздухе рабочей зоны не менее 20% об. и концентрации паров акрилонитрила не выше ПДК.
4.4.3. К работе в изолирующих СИЗОД допускаются только лица, прошедшие специальное освидетельствование и обучение правилам пользования СИЗОД.
4.4.4. Лица, занятые производством работ по зачистке грузовых танков от остатков груза, а также на ремонтных и других работах, обеспечиваются следующими СИЗ согласно приказу ММФ от 19.12.80 № 266:
костюм для защиты от кислот по ГОСТ 12.4.036-78; фартук для защиты от кислот по ГОСТ 12.4.029-76; сапоги резиновые кислотощелочестойкие по ГОСТ 5375—79; рукавицы для зашиты от кислот по ГОСТ 12.4.010-75: пояс предохранительный по ГОСТ 5718-77; каска защитная по ОСТ 39-124—81.
4.5. Средства контроля воздуха рабочей зоны
3 Заказ Nt 1246
4.5.1. Замер концентрации паров акрилонитрила и процентного содержания кислорода в воздухе рабочей зоны рекомендуется производить следующими приборами:
на воспламеняемость — газоанализатором типа ИВП-l.Vl.l по ТУ 25-05-1475—73;
на наличие вредных паров — газоанализатором УГ-2 по ТУ 6-09-630—85 или газоанализатором фирмы «Drager», модель 21/31 с индикаторной трубкой на акрилонитрил, код СН 26901;
на процентное содержание кислорода — газоанализатором ПГА-КМ по ТУ 2.066—74 или газоанализатором фирмы «Drager», модель 26/31 с индикаторной трубкой на кислород, код 67 28081.
4.5.2. Перед входом людей в грузовой танк необходимо произвести отбор проб воздуха на уровне 0,3 м от днища и 0,3 м от подволока.
4.5.3. Отбор проб воздуха рабочей зоны в процессе зачистных работ в грузовых танках должен производиться не реже двух раз за вахту.
4.6. СИЗ и приборы, отсутствующие в Нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты рабочих и служащих морского транспорта и Судовом табеле снабжения, должны приобретаться паро-ходствами как технологический инвентарь.
4.7. В случае аварии (разрыв шланга, выброс груза) или при обнаружении в воздухе рабочей зоны паров акрилонитрила необходимо: объявить общесудовую тревогу; всем покинуть опасную зону; аварийной партии надеть СИЗ; устранить утечку и убрать разлитый груз согласно требованиям п. 1.5.3; произвести замер концентрации паров акрилонитрила.
4.8. Меры доврачебной помощи
4.8.1. На специализированном участке порта или на борту судна в процессе слива-налива и зачистных работ должен постоянно дежурить работник медперсонала или судовой врач.
4.8.2. При воздействии акрилонитрила на организм идо прихода работника медперсонала необходимо:
удалить пострадавшего из опасной зоны, снять зараженную одежду;
проверить, имеется ли дыхание, при его отсутствии — произвести искусственное дыхание;
при воздействии на глаза — промывать в течение 15 мин проточной водой;
при попадании на кожу — смыть водой с мылом.