Информационное письмо МЧС РФ от 7 июля 2011 г. № 19-2-4-2623
"О требованиях пожарной безопасности, реализуемых при проектировании
зданий, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной
безопасности"
В настоящее время от различных организаций в Департамент
надзорной деятельности МЧС России поступают запросы о порядке применения ст. 6
и 78 Федерального закона от 22.07.08 № 123-ФЗ
"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее -
Технический регламент).
Согласно п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона пожарная безопасность
объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены
обязательные требования пожарной безопасности, установленные техническим
регламентом, и пожарный риск не превышает допустимых значений.
В соответствии с п.п. 26, 41 (подпунктом м) "Положения
о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"
(утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.08 № 87)
расчеты пожарного риска включаются в раздел 9 "Мероприятия по обеспечению
пожарной безопасности" проектной документации на объекты капитального
строительства и разработка специальных технических условий (далее - СТУ) не
требуется.
В соответствии с п. 3 ст. 6 при выполнении обязательных
требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о
технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной
безопасности расчет пожарного риска не требуется.
Согласно п. 2 ст. 78 Технического регламента для зданий,
сооружений и строений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной
безопасности на основе требований Технического регламента должны быть
разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения
их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых
инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной
безопасности.
На основании положений ст. 20 Федерального закона от
21.12.94 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
СТУ подлежат согласованию с МЧС России. Порядок согласования установлен
приказом МЧС России от 16 марта 2007 № 141, который действует в настоящее время
только в части не противоречащей Техническому регламенту.
Таким образом, СТУ должны разрабатываться при отсутствии в
Техническом регламенте и нормативных документах требований пожарной
безопасности, при этом проведение расчета пожарного риска не требуется.
Если, при необходимости в СТУ, включаются отдельные
отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности, то
для подтверждения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности
в их состав должен входить расчет пожарного риска.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от
31.03.09 № 272, утвердившему
"Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска", расчеты по
оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, в который включаются:
а) наименование использованной методики расчета;
б) описание объекта защиты, в отношении которого проведен
расчет по оценке пожарного риска;
в) результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска;
г) перечень исходных данных и используемых справочных
источников информации;
д) вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта
защиты требованиям пожарной безопасности.
В перечне исходных данных должно быть представлено:
описание системы обеспечения пожарной безопасности объекта
капитального строительства;
проектные решения по наружному противопожарному
водоснабжению, по определению проездов и подъездов для пожарной техники;
принятые конструктивные и объемно-планировочные решения,
степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности строительных
конструкций;
сведения о категории зданий, сооружений, помещений,
оборудования и наружных установок по признаку взрывопожарной и пожарной
опасности;
перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования,
подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и оборудованию
автоматической пожарной сигнализацией;
описание противопожарной защиты (автоматических установок
пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей
при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода, противодымной защиты);
организационно-технические мероприятия по обеспечению
пожарной безопасности объекта капитального строительства.
Одновременно сообщается, что по анализу предоставляемых в
МЧС России отчетов выявлены организации, не соблюдающие правила проведения
расчетов, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации,
допускающие подмену исходных данных, некорректность расчетов и подгонку
результатов в целях снижения затрат на противопожарную защиту в ущерб
безопасности людей при пожаре.
Методики оценки рисков выполнены таким образом, что при
объективно проведенных расчетах с наличием в исходных данных отступлений от
требований сводов правил и других нормативных документов по пожарной
безопасности, выполнение которых должно обеспечивать безопасность людей (пути
эвакуации, пожарная сигнализация, системы оповещения, дымоудаления, пожаротушения
и т.п.), без достаточно серьезно проработанных вариантов противопожарной защиты
заведомо будут получены результаты, превышающие допустимый уровень пожарного
риска.
МЧС России в консультационном порядке готово дать
соответствующие разъяснения и комментарии о достаточности принимаемых
организационно- технических противопожарных мероприятий и исходных данных,
используемых для проведения расчетов по оценке пожарного риска.
Заместитель
главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному
надзору - заместитель директора Департамента надзорной деятельности
|
А.Н.
Гилетич
|