Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

50 страниц

Купить ИГ-93 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ определяет общие указания по эксплуатации, периодичность ревизий и ремонтов, содержание ревизий и объемы ремонтных работ по мокрым газгольдерам, а также содержит допускаемые отклонения их элементов от проектных размеров, нормы отбраковки и указания по ведению необходимой технической документации

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1 Общие указания

2 Основные положения по эксплуатации мокрых газгольдеров

3 Периодичность эксплуатационных осмотров газгольдера и его оборудования

4 Надзор за техническим состоянием мокрых газгольдеров

5 Надзор в период эксплуатации

6 Система ППР для газгольдеров

7 Ревизия в период текущего ремонта

8 Ревизия при среднем и капитальном ремонте

9 Нормы отбраковки и допускаемые отклонения основных элементов газгольдера от действующих норм (проекта)

10 Испытания мокрых газгольдеров

11 Техническая документация

Список использованных источников

Приложение 1. Рекомендации по выбору коэффициента прочности сварных швов

Приложение 2. Паспорт на мокрый газгольдер

Приложение 3. Акт ревизии и отбраковки элементов газгольдера

Приложение 4. Журнал посещений и осмотров газгольдера

Приложение 5. Акт испытаний газгольдера в целом

Приложение 6. Рекомендации об использовании защитной жидкости "ЗЖ" в качестве антикоррозионного покрытия

Приложение 7. Сведения о верхних и нижних роликах мокрых газгольдеров

Приложение 8. Особенности обследования газгольдеров, выполненных из "кипящей" углеродистой стали

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

27.12.1993УтвержденМинистерство топлива и энергетики РФ
16.05.1994ПринятГосгортехнадзор России02-35/121
РазработанВНИКТИнефтехимоборудование
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ИГ-93


ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ, ТЕХНИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ, МЕТОДАМ РЕВИЗИИ, ОТБРАКОВКЕ И РЕМОНТУ МОКРЫХ ГАЗГОЛЬДЕРОВ

Всероссийский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт оборудования нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности (ВНИКТИиефтехимоборудование)

УТВЕРЖДАЮ

тель руководителя

мента нефтепереработки

г.::ули:

В.П.Белов __ 1993г.

СОГПОСОВАНО Первый Заместитель Председателя Госгортехнадзора России

_________ Е.О.Малов

< письмо N~02-75/121 от 16.05.94 )

ИНСТРУКЦИЯ

по эксплуатации, техническому надзору, методам ревизии, отбраковке и ремонту мокрых газгольдеров

ИГ - 93

* Г.; : :Л11 {


ректор

ГИнефтехимоборудое ание •ехн.наук, сотр.


; г 1


N.    1    а

Г. Фолиянц 1993г.


КОПИЯ J&CPHA

"Зам.директора по научной работе ВЧИКТИнефтехимоборудование канд. Texvy. наук, ст. нал

.В.Мартынов 1993г


И.о.зав.лабораторией N 14 ВНИКТИнефтехимоборудование

.В.И.Козинцев 1993г.

Волгоград - 1993

IO

4. НАДЗОР ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ МОКРЫХ ГАЗГОЛЬДЕРОВ

4.1.    Все действующие газгольдеры должны систематически контролироваться как в период эксплуатации, так и в периоды остановки на ремонт.

Основными методами контроля за техническим состоянием газгольдеров являются!

а)    надзор в период эксплуатации?

б)    ревизия в период текущего ремонта без освобождения газгольдера от воды и газа?

в)    ревизия в период остановки на средний или капитальный ремонты с освобождением газгольдера от веды и газа?

г)    специальные обследования (после длительной эксплуатации), как правило, проводимые специализированной организацией по специально разработанной методике с целью определения возможности и срока дальнейшей эксплуатации на основе сценки прочности несущих элементов работоспособности основных частей и узлов и всего газгольдера в цело

4.2.    Ревизия е периоды текущих, средних и капитальных ремонтов, а также периодические и специальные обследования газгэл.с-деров проводятся с целью выявления их технического состояния и возможности безопасной эксплуатации.

4.3.    Оценку технического состояния выполняют по результатам проведенных ревизий и обследований, которые сопоставляют с нормами отбраковки и допускаемыми отклонениями основных эломентоз газ-ол.е-дера от действующих норм или проекта <см. раздел 9).

5. НАДЗОР В ПЕРИОД ЭКСПЛУАТАЦИИ

1 1

5.1.    Обслуживающий персонал во время эксплуатации должен производить осмотр газгольдера не реже 1 раза в смену и выполнять Работы по обслуживанию в соответствии с обьемами, указанными в разделах 2 и 3, строго соблюдая при этом правила по технике безопасности и противопожарные правила.

5.2.    Посещение газгольдера и результаты осмотров механиками или обслуживающим персоналом должны регистрироваться в "Журнале посещений и осмотров газгольдера" (см. главу "Техническая документация"), а выявленные при этом неисправности подлежат устранению.

5.3.    Комиссия в составе представителя технического надзора, начальника технологического цеха или его заместителя и старшего механика цеха должна производить комплексное обследование газгольдера не реже 2-х раз в год, при этом привлекаются представители служб КИПиА, энергохозяйства, а также экологической службы.

5.4.    Обследование газгольдеров комиссией включает в себя:

-    проверку режима эксплуатации в соответствии с действующими регламентами;

-    проверку правильности ведения технической документации;

-    выборочную проверку знаний и выполнение своих обязанностей обслуживающим персоналом на момент обследования;

-    наружный осмотр газгольдера и его оборудования.

5.5.    При наружном осмотре комиссией проверяют: герметичность фланцевых соединений, сальников арматуры в приямках? состояние вентиляции, отопление и работу пароструйных элеваторов в зимнее время; состояние корпуса резервуара, телескопов, колокола и кровли; состояние сварных швов, обслуживающих площадок и лестниц? наличие смазки в роликах, защитной жидкости в гидрозатворах; состояние наружного антикоррозионного покрытия; работу клапанной коробки; состояние тросов и роликов указателя обьема; состояние и работу КИПиА состояние заземления и молниезащиты? состояние и размещение грузов на крыше колокола.

Результаты обследования газгольдера оформляются актом, в котором отражаются замеченные нарушения технологического режима, нарушения в ведении технической документации, результаты проверки знаний правил обслуживания, указываются обнаруженные при наружном осмотре дефекты и неисправности, методы и сроки их устранения и ответственное лицо.

Комиссия, по результатам обследования, может принять решение остановить газгольдер, освободить его от газа и воды для внутреннего осмотра и более полного выявления технического состояния или для ремонта и устранения недопустимых дефектов.

5.6.    Обследование газгольдеров комиссией проводится по заранее разработанному графику, утвержденному главным инженером.

При разработке графика предпочтение должно отдаваться проведению обследования газгольдеров в весенне-осенний период.

Рекомендуется одно из обследований комиссией совмещать с ревизией, которую проводят в период текущего ремонта.

6.СИСТЕМА ППР ДЛЯ ГАЗГОЛЬДЕРОВ

6. 1. При организации технической эксплуатации и планово-предупредительного ремонта мокрых газгольдеров на предприятиях нефте-химпереработки следует руководствоваться положениями настоящей "Инструкции", а также действующими положениями о ППР СЗЗ.

Положениями о ППР предусматриваются следующие виды ремонтов» текущий, средний и капитальный.

6.2.    В период работы между плановыми ремонтами обслуживающим персоналом (операторами, дежурными слесарями и электриками) осуществляется межремонтное обслуживание газгольдеров, которое включает в себя:

1.    Контроль за работой газгольдера в соответствии с технологическим регламентом и наблюдение за исправной работой подвижных звеньев газгольдера, отопительной системы, вентиляции;

2.    Наблюдение за состоянием фланцев трубопроводов, натяжением тросов обьемоуказателя и командо-аппаратов, содержание в чистоте площадок обслуживания, пространства между утепг.рюшей стенкой и стенкой резервуара, приямков газгольдера;

3.    Мелкий ремонт оборудования газгольдера: подтяжка креплений, сальникое, проверка работы задвижек на газопроводе путем проворачивания их на несколько ниток, при этом защитные колпаки штоков набивают солидолом (кроме газопроводов с кислородом).

Любые устранения неисправностей необходимо проводить в строгом соответствии с инструкциями по технике безопасности на каждую работу.

6.3.    Все ремонты газгольдеров должны осуществляться в строгом соответствии с графиками ППР, которые составляются с учетом технического состояния газгольдера и его фактически отработанного времени на начало ремонта.

6.4.    ТЕКУЩИМ РЕМОНТ производится без освобождения газгольдера от воды и газа. Б случае обнаружения дефектов, которые невозможно устранить без освобождения газгольдера, или в случае необходимости проведения огневых работ, газгольдер должен быть освобожден от газа и воды.

6.5.    При остановках газгольдеров на средний или капитальный ремонты главным инженером предприятия должна быть согласована с проектной (или специализированной) организацией и утверждена временная схема работы, обеспечивающая безопасную эксплуатацию производства.

6.6.    СРЕДНИЕ и КАПИТАЛЬНЫЕ РЕМОНТЫ проводятся при полной остановке газгольдера с опорожнением его от газа и воды. Газгольдер полностью отключается от газопроводов заглушками. До начала освобождения газгольдера тщательно осматриваются все конструкции при полностью поднятых давлением газа подвижных звеньях газгольдера с целью уточнения дефектной ведомости.

6.7.    Вывод газгольдера в ремонт и все работы по его остановке, отключению и опорожнению проводят в полном соответствии с требованиями техники безопасности, определяемыми действующими нормативными документами.

Остановку газгольдера для внутреннего осмотра и ремонта производят в соответствии со специально подготовленным "Планом подготовки газгольдера к ремонту", в котором даются схема освобождения газгольдера от газа и воды, схема установки заглушек, схема продувки газгольдера, определяется порядок отключения, освобождения, методика определения готовности газгольдера к ремонту,указываются мероприятия по обеспечению безопасности работ внутри и снаружи газгольдера.

6.8.    Внутренний осмотр и ремонтные работы внутри газгольдера проводятся только после полной очистки днища и стенок резервуара от остатков отложений.

Подготовленный к внутреннему осмотру (зачищенный) газгольдер подлежит сдаче специально назначенной комиссии с оформлением соответствующего акта.

6.9.    Периодичность текущих, средних и капитальных ремонтов в каждом конкретном случае для каждого газгольдера предприятие устанавливает на основании эксплуатационных осмотров и ревизий и в зависимости от агрессивности хранимых газов, учитывая условия эксплуатации газгольдера, его роль в технологическом процессе производства, но, при этом межремонтные сроки не должны превышать указанные в таблице 6.1.

Таблица 6.1.

ПЕРИОДИЧНОСТЬ РЕМОНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СКОРОСТИ КОРРОЗИИ МЕТАЛЛА ГАЗГОЛЬДЕРА

Категории

ремонтов

Газгольдеры с малоагрессивной средой со скоростью коррозии 0,1 мм/год и менее

Г азгольдеры со среднеагрессивной средой со скоростью КОРРОЗИИ более 0,1 до 0,3 мм/год

Текущий

1 раз в

год

Средний

1 раз в 8 лет

1 раз в 5 лет

Капитальный

По мере необходимости

По мере необходимости

Примечания. 1. Для газгольдеров с малоагрессивной средой (со скоростью коррозии элементов до 0,1 мм/год) при условии их удовлетворительного технического состояния допускается проводить текущие ремонты не реже 1 раза в 2 года на основании результатов осмотра комиссией.

2. В отдельных случаях,при техническом обосновании допускается увеличение периодичности среднего ремонта газгольдера не более чем на 2 года от указанной в таблице, после осмотра и проверки его технического состояния комиссией под руководством главного инженера предприятия.

6.10. ПРИ ТЕКУЩЕЙ РЕМОНТЕ выполняются:

1)    работы по ревизии и ремонту блоков и тросов обьемоуказате-ля; тросов и блоков подьемного устройства клапанной коробки для газгольдера с трубой сброса газа в атмосферу;

2)    регулировка зазора между роликами и внешними направляющими; смазка роликов и поверхностей направляющих;

3)    ремонт пароструйных элеваторов и проверка их работы;

4)    ремонт и проверка работы отопительной системы приямков; опрессовка обогревающего парового кольца;

5)    проверка и ремонт водопроводных коммуникаций в приямке;

6)    устранение пропусков газовой системы»

7)    проверка работы вентиляторов и их ремонт;

8)    заделка свищей в стенках колокола, телескопов, кровли колокола, при условии, что проверка неразрущающим методом показала, что в местах образования свищей нет недопустимых дефектов;

9)    запивка защитной жидкости в соответствии с инструкцией по антикоррозионной защите мокрых газгольдеров (см. "Приложение 6");

10)    проверка работы КИПиА и электрических Устройств оборудования газгольдера»

11)    проверка молниеотводов и устройств по заземлению и грозозащите;

12)    осмотр и ремонт маршевых лестниц, перил, кольцевых площадок обслуживания;

13)    работы по ремонту дверей, окон утепляющей стенки (остекление) ;

14)    покраска наружных поверхностей и металлоконструкций (по необходимости).

6.11. ПРИ СРЕДНЕМ РЕМОНТЕ выполняются все работы текущего ремонта и дополнительно:

1)    работы по обследованию технического состояния элементов газгольдера в соответствии с обьемом ревизии в период среднего ремонта ( см. раздел 8 )»

2)    ремонт арматуры, отопительной системы, замена пароструйных элеваторов;

3)    чистка днища, затворов телескопа, колокола от отложений;

4)    замена листов или участков днища или отдельных поясов телескопа, колокола, резервуара;

5)    работы по ремонту кровли;

6)    подтрамбовка оснований и работы по устранению обнаруженных хлопунов в днище газгольдера;

7)    работы по ремонту гидрозатворов телескопов и колокола;

8)    ремонт вертикальных направляющих (внешних и внутренних);

9)    Ремонт несущих ферм купола колокола;

10)    работы по антикоррозионной защите внутренних поверхностей»

11)    испытание газгольдера в целом и его отдельных узлов и эле

ментов на плотность и прочность;

12) покраска наружных поверхностей газгольдеров с защитной жидкостью, а для газгольдеров, где не применяется защитная жидкость, покраска и внутренних поверхностей (по необходимости) .

6.12. КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ газгольдеров включает в себя все операции по ревизии и работы среднего ремонта, а кроме того работы:

1)    по ремонту фундамента и основания газгольдера, если это необходимо;

2)    по попной или частичной замене днища;

3)    по ремонту ферм направляющих или полной их замене;

4)    по замене отдельных поясов или полной замене телескопов, колокола, кровли;

5)    по антикоррозионной защите внутренних и наружных поверхностей газгольдера и его металлоконструкций;

6)    по испытанию газгольдера в целом и, по необходимости, его отдельных узлов и элементов.

7. РЕВИЗИЯ Б ПЕРИОД ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА

7.1.    При текущем ремонте выполняются следующие операции по ревизии:

1.    Внешний осмотр металла корпуса резервуара, телескопов и колокола, а также всех сварных соединений с целью выявления неплотностей, трещин, свищей. Осмотр производится при полностью поднятых давлением газа подвижных звеньях газгольдера.

2.    Проверка арматуры сетей водопароснабжения.

3.    Ревизия тросов и блоков обьемоукаэателя, тросов и блоков подьемного устройства клапана в клапанной коробке (для газгольдеров с трубой сброса газа в атмосферу).

4.    Проверка работы вентиляционных устройств в приямках.

5.    Проверка работы секторных затворов или гидрозатворов в приямках.

6.    Ревизия верхних роликов и проверка зазора между роликами и направляющими.

7.    Проверка работы отопительной системы приямков, кольцевых отопительных систем гидрозатвороо телескопа и колокола; ревизия пароструйных элеваторов.

6. Нивелировка по наружному контуру окрайки днища не менее, чем в 8 точках и не реже,чек через 6 м. У вновь сооруженных газгольдеров в первые 3 года эксплуатации необходимо ежегодно проводить нивелировку окрайки днища; в последующие годы, после стабилизации осадки основания, следует производить контрольные нивелировки в средние и капитальные ремонты. Нивелирную сьемку выполняют по возможности в тех точках, в которых ома производилась в процессе строительства.

9. Замер толщин стенок корпуса резервуара, телескопов, колокола, крсоли, секторных затворов и гидрозатворов в приямках газовых вводов и выводов ультразвуковым методом. Количество замеров определяется на основании осмотров поверхности металла; при этом подвергаются замэру в первую очередь листы, на которых ранее обнаружена коррозия. При отсутствии явной коррозии производят замер толщ«/»н, соблюдая принцип чередования, не менее, чем в 4-х точках по периметру каждого пояса телескопа, колокола.

У резервуаров газгольдеров, при отсутствии явной коррозии, производят замеры ультразвуком только двух нижних доступных поясов не менее, чем в 4-х точках по периметру.

При наличии коррозии или обнаружении ее в результате замеров нижних поясов все последующие пояса подлежат замеру.

Б точках замера толщины наружная поверхность стенок должна очищаться от неплотно прилегающей краски, окалины или грязи. Работу по измерению толщины стенок ультразвуковыми толщиномерами выполняют с учетом "Правил аттестации специалистов неразрушающего контроля"С4Э согласно инструкции на эти приборы и "Инструкции по ультразвуковому контролю сварных соединений технологического оборудования" Е5Э, разработанной ВНИКТИнефтехимоборудование, или другими документами.

По результатам замеров составляют протокол замеров толщин стенок, а места расположения точек замера указываются на развертках листовых элементов газгольдера.

7.2.    Проверку КИПиА, электрооборудования, молниезащиты и заземления мокрых газгольдеров производят по соответствующим инструкциям или по графикам их nFозерки, приурочивая очередную проверку к текущему ремонту.

8. РЕВИЗИЯ ПРИ СРЕДНЕМ И КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТАХ

8.1. При среднем и капитальном ремонтах, которые производятся при полной остановке газгольдера с опорожнением его от газа и воды, выполняются все работы по обследованию технического состояния газгольдера при текущем ремонте, а кроме того следующие операции по ревизии:

1.    Внутренний осмотр всех поверхностей газгольдера с целью:

-    выявления отклонений габаритных размеров и сечений от принятых е проекте;

-    выявления механических повреждений и других дефектов, возникших в период эксплуатации;

-    определения состояния антикоррозионного покрытия поверхностей газгольдера;

-    определения состояния внутренних направляющих и роликов;

-    определения состояния битумного покрытия днища;

-    определения состояния сварных швов соединений, коррозии металла листоб.

2.    Определение отклонений элементов газгольдера (отклонения стенки корпуса и направляющих от вертикали, стрелы прогиба каждого пояса, Еыпучины, вмятины, хлопуны).

3.    Ревизия клапанной коробки для газгольдеров с трубой сброса газа в атмосферу (вскрытие и проверка внутри состояния клапана, наличия коррозии).

4.    Проверка состояния несущего каркаса крыши колокола, сварных швов мест приварки к корпусу колокола; для проверки производится вырезка участков кровли 500x500 мм в местах, определяемых представителем службы технического надзора.

5.    Проверка состояния днища, которая включает в себя:

-    нивелировку по наружному контуру окрайки днища резервуара;

-    пс-оверку соответствия днища проектному положению; для этого необходимо взять фактическую отметку центра днища резервуара (через вентиляционные патрубки колокола, телескопа, резервуара), которая является основной характеристикой осадки газгольдера;

-    проверку наличия хлопунов, вмятин и других неровностей в днище путем нивелирной сьемки или наливом воды до уровня наивысшей точки днища и последующего измерения расстояния от поверхности днища до поверхности воды. Измерения производят не менее, чем в 8-ми точках по окрайкам и не менее, чем в 8-ми характерных точках по полотнищу днища;

Примечание. Все ниеелировки выполняются с использованием постоянного заводского репера.

-    проверку толщины листов днища ультразвуком; проверяются в первую очередь те листы, где имеются дефекты покрытия и не менее 3-х замеров в центральной части днища, а в местах примыкания днища к корпусу через каждые 10 м, но не менее, чем в 3-х точках;

Примечания:    1. В случае наличия вмятин и других

неровностей выполняется контроль толщины листов днища ультразвуком или засБерловками с последующим замером.

2. При наличии каких либо сомнений в состоянии металла или сварных шзсв днища необходимо произвести частичное или полное удаление покрытия с тем, чтобы юбеспечить надежную ревизию днища газгольдера.

6.    Проверка толщины листов корпуса резервуара, телескопов, колокола, кровли выполняется ультразвуковыми толщиномерами (50*/. листов на каждом поясе, в первую очередь в местах, подверженных коррозии, затем выборочно на остальной поверхности).

Примечание. Разрешается дополнительный контроль засверловками, осуществляемый в местах наибольшего коррозионного износа, которые выявляются ультразвуком. Контрольные засверлоЕКИ выполняются сверлом диаметром 4-6 мм с последующим замером толщины механическом толщиномером .

7.    Контроль качества сварных соединений.

При среднем и капитальном ремонтах производится 100'/. просвечивание рентгеновскими или гамма-лучами всех вновь сваренных при ремонте швов стенки, днища резервуара газгольдера; кроме того, все вертикальные стыкозые uibdi стенки резервуара, а также стыковые швы окраек днища и сварные соединения в месте примыкания стенки к днищу подвергают проверке осмотром с применением лупы внутри и снаружи газгольдера; для уточнения состояния сомнительных мест стыковых швов окрайки днища и пересечения их со шзом в месте примыкания корпуса к днищу газгольдера необходимо проверить эти пересечения одним из способов: цветной дефектоскопией, просвечиванием рентгено-гамма-лучами, ультразвуковым методом;

при капитальном ремонте производится 100У. просвечивание рентгеновскими или гамма-лучами пересечений вертикальных швов с горизонтальными двух нижних поясов корпуса газгольдера.

Взамен просвечивания допускается производить контроль ультразвуковым методом есех вертикальных стыковых швов с последующим просвечиванием всех дефектных и сомнительных участков швов.

В созупьтате составляется заключение о просвечивании (или другом ксн-ролс) к которому прикладывается эскиз-развертка с указанием мест просвечивания и номеров пленок (или мест другого контроля).

Для газгольдеров, длительное время находящихся в эксплуатации (более 25 лет), сооруженных из "кипящей" стали, проводится дополнительнее обследование металла и сварных швов (см. Приложение 8); для этого из четырех нижних поясов газгольдера вырезают не менее одной плиты размером 400x400 мм, из которых иэготавлиеают образцы для испытаний; кроме того дополнительный контроль сварных швов, сваренных электродами с меловой обмазкой, наряду с тщательным осмо,-тром лупой 6-8 кратного увеличения, выполняют как физическими методами контроля (радиографическим контролем или магнитографированием 100У. вертикальных швов 2 нижних поясов), так и механическими испытаниями образцов сварных швов, вырезанных из наиболее нагруженных нижних поясов стенки газгольдера.

8.    Испытания элементов газгольдера в случае их ремонта или замены (испытания днища, гидроэатворов подвижных звеньев, настила кровли и обшивки, телескопов, стенок резервуара).

9.    Испытание газгольдера в целом после окончания всех ремонтных работ.

0 результатах испытаний составляют соответствующие акты.

8.2.    Оценка результатов проведенных ревизий выполняется в соответствии с техническими требованиями к состоянию газгольдера, указанными в разделе 9.

8.3.    Если е результате ревизии газгольдера появились сомнения в качестве материалов несущих конструкций, необходимо провести испытания механических свойств, химического состава образцов, вырезанных непосредственно из элементов газгольдера.

8.4.    Все данные по ревизии газгольдера и его элементов заносятся в "Акт ревизии и отбраковки элементов газгольдера" (см. приложение 3). Результаты ревизии сопоставляются с первоначальными данными (приемки после монтажа или предыдущей ревизии) и служат основанием для оценки состояния газгольдера и возможности его дальнейшей эксплуатации.

К акту рееизии и отбраковки прилагаются схемы с результатами нивелировки окрайки днища, развертки резервуара, телескопов, колокола, кровли с нанесенными на них местами замеров толщин и данными фактических толщин листов. На развертках также обозначаются обнаруженные места коррозии с указанием вида коррозии (сплошная, равномерная, точечная, местная, язвенная), а также указываются выпучины, вмятины, свищи, трещины.

8.5.    Ревизия элементов газгольдера производится администрацией цеха и представителем службы технического надзора с привлечением, по необходимости, других служб или сторонних организаций.

9. НОРМЫ ОТБРЯКОВКИ И ДОПУСКЯЕМЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ГЯЗГОЛЬДЕРЯ ОТ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМ (ПРОЕКТЯ)

9. 1. Предельные отклонения фактических размеров оснований и фундаментов газгольдера от проектных не должны превышать величин, приведенных в табл. 9.1. С6Э.

Таблица 9.1.

Наименование отклонений

Величина предельных отклонений , мм

1. Отклонение отметки центра основания при*

плоском основании

0} +50

с подьемом к центру

о; +60

с уклоном к центру

о; -60

. 2. Отклонение отметок поверхности кольцевого

Фундамента

+8

3. Разность отметок любых несмежных точек

кольцевого фундамента

15

4. Отклонение ширины кольцевого фундамента

(по еерху)

50| 0

5. Отклонение наружного диаметра кольцевого

фундамента

+60» —40

6. Отклонение толщины гидроизоляционного слоя

на бетонном кольце в месте расположения

стенки резервуара

+5

Примечание. Для отдельных длительно эксплуатирующихся газгольдерое, у которых основание и фундамент стабилизировались (что подтверждается неоднократными нивелировками), допускаются отклонения отметок поверхности кольцевого фундамента в 2 - 3 раза более указанных в таблице 9.1, при условии удовлетвсрительногс технического состояния газгольдера, определенного по результатам осмотра комиссии или после обследования специализированной организацией.

СОДЕРЖАНИЕ

Введзние ............... 3

1.    Общие указания.......................................... 4

2.    Основные положения по эксплуатации мокрых газгольдеров.. 5

3. Периодичность эксплуатационных осмотров газгольдера и

его оборудования ................. В

4. Надзор за техническим состоянием мокрых газгольдеров.... 10

5.    Надзор е период эксплуатации........................ 11

6.    Система ПНР для газгольдеров............................ 12

7.    Ревизия в пер иод текущего ремонта....................... 15

В. Ревизия при среднем и капитальном ремонте............... 16

9.    Нормы отбраковки и допускаемые отклонения основных элементов газгольдера от действующих норм (проекта) ....... 19

10. Испытания мокрых    газгольдеров.......................... 25

11. Техническая документация .............................. 30

Список использованных    источников ...................... 31

Приложение I. Рекомендации по выберу коэффициента прочности сварных швов ...... 32

Приложение Г.    Паспорт на мокрый газгольдер.............. 33

Приложение 3.    Акт ревизии и отбраковки элементов

газгольдера............................... 34

Приложение 4.    Журнал посещений и осмэтроз газгольдера... 35

Приложение 5.    Акт испытания газгольдера в целом......... 36

Приложение 6.    Рекомендации об ,.AC''o-.s зсса-*ии защитной

жидкости "ЗЖ" б качестве антикоррозионного

покрытия........... 40

Приложение 7. Сведения о верхних и нижних роликах мокрых

газгольдеров.............................. 44

Приложение 3.    Особенности обследования газгольдеров,

выполненных из "кипящей" углеродистой стали..................................... 46

9.2. Допускаемые отклонения фактических геометрических размеров и формы стальных конструкций газгольдера при монтаже и эксплуатации приведены в табл. 9.2. С6Э.

Таблица 9.2.

N

л/п

Наименование отклонений

Допускаемая величина отклонения, мм

1.

Разность двух любых диаметров

резервуара, телескопа и колокола

40

2.

Отклонение стенок резервуара от вертикали на каждый метр высоты

стенки

3

3.

Отклонение зазора между поверхностями гидрозатвора, телескопа

и колокола

+20

4.

Отклонение горизонтального размера в свету между поверхностью верхнего листа стенки телескопа и внешней гранью горизонтального листа затвора колокола, а также между вертикальной поверхностью затвора телескопа и внешней по-

верхностью стенки колокола

+8

5.

Отклонение от вертикали внутренних направляющих телескопа и стоек колокола (после окончания

сварки) на всю высоту

10

6.

Кривизна (стрела прогиба) стропил крыши колокола из вертикаль-

ной плоскости

0,001 диаметра колокола

Примечание. Для газгольдеров, находящихся в эксплуатации более 5 лет и имеющих удовлетворительное техническое состояние, указанные в табл. 9.2 отклонения могут быть и выше допускаемых при условии, что такое решение примет комиссия по результатам осмотра или после обследования специализированной орг аниэацией.

9.3. Высота хлопунов днища резервуара газгольдера не должна превышать*

-    150 мм при диаметре днища до 12 м (предельная площадь хлопуиа 2 кв.м).

-    180 мм при диаметре днища свыше 12 м (предельная площадь хлопуна 5 кв. м) .

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая "Инструкция по эксплуатации, техническому надзору методам ревизии, отбраковке и ремонту мокрых газгольдеров"* разработана ВНИКТИнефтехимоборудование в соответствии с заданием Министерства топлива и энергетики Российской Федерации.

В основу разработки положены действующие нормативные документы, проектно—конструкторская документация, опыт эксплуатации и ремонта мокрых газгольдеров на предприятиях отрасли.

Наряду с рекомендациями проектных организаций и действующими нормативными документами, "Инструкция1* является основным документом при составлении предприятиями рабочих инструкций по эксплуатации, техническому надзору и ремонту мокрых газгольдеров.

Кроме того, инструкция содержит справочные материалы, которые могут быть полезны работникам предприятий при эксплуатации, ревизии и ремонте газгольдеров.

"Инструкция" разработана авторским коллективом в составе* Я.Е.Фолиянц, Н.В.Мартынов, В.И.Козинцев, В.И.Стегачев.

В подборе и систематизации материалов принимали участие Т.В.Сурина и Н.Л.Кулева.

Активное участие в обсуждении отдельных положений "Инструкции" приняли ведущие специалисты предприятий отрасли и других организаций. С благодарностью приняты и учтены ценные замечания и предложения следующих специалистов*

В. В.Захарова (Волгоградская инспекция по надзору в химической промышленности);

Й.Ф.Шутина (ПО "Нафта", г.Новополоцк);

Л. П. Парфоненкова (Волжское объединение "Оргсинтеэ", г.Волжский); Н. Н.Парамонова, И.И.Селиверстова (АО "RHXK", г. Ангарск)»

О.С.Львова (R0 "ЛУКойл-Волгограднефтепереработка")»

В.Н.Серова (ПО "Салаватнефтеоргсинтез")»

Б.П.Пилина, Н.В.Кириличева (ВНИКТИнефтехимоборудование).

Замечания и предложения по настоящей "Инструкции" следует направлять по адресу* 400085, г.Волгоград, пр.В.И.Ленина,98 "б", ВНИКТИнефтехимоборудов ание.

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1.    ''Инструкция" определяет общие указания по эксплуатации, периодичность, ревизий и ремонтов, содержание ревизии*) и обьеглы ремонтных работ по мокрым газгольдерам, а также содержит допускаемые отклонения их элементов от проектных размеров, нормы отбраковки и указания по ведении) необходимой технической документации.

1.2.    "Инструкция" распространяется на стальные сварные мокрые газгольдеры низкого давления (до 400 мм вод.от.) и переменного обьема с вертикальными направляющими.

1,7. fee конструктивные изменения, усовершенствования, касающиеся как самого газгольдера, так и изменения условий эксплуатации, должны быть соггасозаны с проектной организацией или организацией, имеющей разрешение Госгортехнадзора России.

1.4.    "Инструкция" разработана на основе;

а) "Временной инструкции по эксплуатации, техническому надзору и ремонту мокрых газгольдеров", разработанной ЕНИКТИнефто-химобсрудование (бывшим Нижне-Волжском филиале ГрозНИИ) в 1977 году.

б) рабочей конструкторской документации (-иловые проекты мокрых газгольдеров):

в) действующих нормативных документов;

г) анализа материалов по эксплуатации, ревизии и ремонту газгольдеров на. предприятиях отрасли;

д) материалов по результатам технических обследований и изучению i-еисгрявностей при эксплуатации;

е»"руководства пс безопасной эксплуатации мокрых газгольдеров, п-едназначенных для горючих газов", рззргботанного институтом.    с:г;

ж) "Сбщих правил взрызобезонасмости для взрывопожароопасных химических, нефтехимических v; нефтеперерабатывающих производств" С

1.5.    "Инструкция" является документом, обязательным для выполнения предприятиями нефтепереработки и нефтехимии.

С выходом настоящей "’Инструкции" на ее осчззе на предприятиях должны бы-ь разработаны рабочие инструкции на каждый газгольдер с учетом особенностей хранимых газов и условий эксплуатации.

1.6.    Ус-ройс-во и оснащение, сх-мы газовых вводов, предохранительные у электрические устройс-ва, кон-рэлено-иомерителеные приборы, сигнализация, блокировка, отепление и вентиляция определяются проеч-эм.

1.7.    Зко.-.гуа-ация газооых коммуникаций газгольдера и других трубспрсе эд-«ь х систем (для пара, водь) прсизводится с учетом требований 7Q.17.О^л-бб "Эксплуатация и ремонт технологических трубопроводов под давлением до 10,0 РЛе". С23

1.?. Зксглуа-ация и ремонтные работы по газгольдерам и в их приямках прсизеодр-ся в полном соответствии с требованиями действующих -«орм и правил по технике безопасности С10, 12,17, 14,.. 1.

1.9. Ответственность за выполнение данной "Инструкции" определяется действующими положениями об организации работ по охране труда, техники безопасности и промышленной санитарии на предприятиях и в организациях нефтепереработки и нефтехимии.

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ МОКРЫХ

ГАЗГОЛЬДЕРОВ

2.1.    Администрация заводов, которым принадлежат газгольдеры, обязана содержать их в соответствии с требованиями проекта, настоящей инструкции, также других действующих норм и правил, обеспечивая безопасность обслуживания и надежность их работы.

2.2.    Надежная безаварийная работа газгольдера и безопасность его эксплуатации должны обеспечиваться постоянным контролем за состоянием газгольдера и его элементов, своевременным ремонтом е объеме, определенном при осмотре и ревизии, заменой элементов по мере износа и испытаниями на прочность и плотность отдельных узлов и в целом всего газгольдера.

2.3.    За осадкой основания газгольдера должно быть установлено систематическое наблюдение, которое осуществляется путем нивелировок по наружному контуру выступающей части днища <окрайке).

У вновь сооруженных газгольдеров в первые 3 года эксплуатации необходимо ежегодно проводить нивелировку окрайки днища; в последующие годы, после стабилизации осадки основания днища, следует производить контрольные нивелировки в средние и капитальные ремонты.

Примечания: 1) Нивелирную съемку выполняют не менее, чем

в 8-ми точках выступающей части днища и не реже, чем через 6м.

2) Съемку производят, по возможности, в тех

точках, в которых она производилась в процессе строительства.

2.4.    Переключение мокрого газгольдера на другой газ может быть осуществлено только по согласованию с проектной организацией или организацией, имеющей разрешение Госгортехнадзора России.

2.5.    К обслуживанию газгольдеров допускаются люди, знающие устройство и правила эксплуатации газгольдеров и сдавшие экзамен.

2.6.    В технологических регламентах установок (цехов, производств) должны найти отражение все вопросы, касающиеся газгольдеров, входящих в их состав.

2.7.    Эксплуатация мокрых газгольдеров должна производиться в соответствии с рабочей инструкцией на каждый газгольдер, разработанной предприятием с учетом требований проекта, регламента, настоящей ’’Инструкции" и специфических условий производства и утвержденной глазным инженером предприятия.

Рабочая инструкция должна содержать следующие разделы:

1.    Название газгольдера с указанием его номера и места установки.

2.    Техническая характеристика с описанием применяемых приборов и автоматики, средств сигнализации и блокировки, предохранительных устройств, связи с энергетическими сетями, вентиляции и отопления.

3.    Правила техники безопасности и противопожарных мероприятий при эксплуатации газгольдера.

4.    Описание технологической схемы привязки газгольдера.

5.    Подготовка к пуску и пуск газгольдера о работу.

6.    Эксплуатация газгольдера с указанием параметров, соответствующих нормальному технологическому режиму работы, надзор за состоянием газгольдера е период эксплуатации.

7.    Остановка газгольдера на ремонт.

Э. Авг\рийная остановка газгольдера.

9. Возможные нарушения в работе газгольдера и устранение неполадок.

В рабочих инструкциях должны быть четко сформулированы правила и обязанности работающих на данном рабочем месте, указаны порядок действий при нормальной эксплуатации газгольдера и необходимые мероприятия для предупреждения и ликвидации возможных аварий.

К инструкции прилагается схема газовых вводов и выводов и других коммуникаций, связанных с данным газгольдером, а также запорных и измерительных устройств.

2.8.    Для газгольдеров, сооруженных по типовым проектам, нормальному режиму работы газгольдера соответствуют следующие параметры:

-    обьем газа в пределах 10-90 V. полезного обьема газгольдера}

-    давление газа в газгольдере не ниже 125 мм вод.ст. и не выше 400 мм вод. ст.}

-    температура воды в водяных затворах газгольдера не ниже

+ 5о С;

-    температура поступающего газа от - 20е С до + 60** С)

-    температура в приямках газгольдера не ниже 5" С;

Примечание. По согласованию с проектной организацией параметры работы газгольдера могут иметь другие величины .

2.9.    Для поддержания нормального режима работы газгольдера и газопроводной сети обслуживающему персоналу необходимо:

-    регулярно наблюдать за правильным движением роликов по внешним направляющим (замеченные заедания бортов роликов и перекосы направляющих должны немедленно устраняться). Поверхности внешних направляющих и оси наружных роликов газгольдера необходимо периодически смазывать солидолом или другой смазкой для обеспечения свободного вращения роликов (периодичность должна быть указана в рабочей инструкции))

-    следить за уровнем воды в резервуаре и в подвижных гидрозатворах телескопа газгольдера (уровень воды должен быть постоянным).

В случае значительной утечки воды должны быть приняты меры к определению места утечки из резервуара и ликвидации этой утечки. При повышении уровня воды избыток ее должен беспрепятственно отводиться по переливному трубопроводу в промышленную канализацию)

-    непрерывно следить за положением колокола газгольдера по дистанционным указателям обьемов со световой и звуковой сигнализацией, расположенным в операторных производственных цехов. Ответственные за обслуживание газгольдера контролируют его работу и ведут регулировку уровня подвижных звеньев газгольдера. (Во время работы газгольдера должна гореть одна из сигнальных ламп с надписью соответствующей данному положению колокола).

При снижении запаса газа в газгольдере ниже нормы, т.е. при загорании сигнальной лампы "минимум", газгольдер должен быть отключен от потребителей газа. При остановке газгольдера на длительный период его отключают от межцеховых газопроводов путем закрытия задвижки и залива водой гидрозатвора в камере газового ввода) при этом необходимо помнить, что остановка газгольдера без запаса в нем газа (запас газа должен быть не менее 507. полезного обьема) может привести к образованию вакуума и разрушению колокола)

-    следить, чтобы в гидрозатворах газового ввода и вывода при нормальном режиме работы не было воды)

-    следить, чтобы при эксплуатации газгольдера задвижки перепускных устройств на кровле колокола были закрыты) задвижка перепускной трубы должна быть открыта только в момент первоначального наполнения газгольдера, при начале подъема колокола она закрывается)

-    вести постоянный контроле* за давлением газа в газгольдере.

При обнаружении отклонений от заданной величины давления немедленно принимать меры по их устранению;

-    следить (визуально) за правильностью показаний обьема и отсутствием утечек газа из газгольдера (по слуху и по наружным признакам);

-    проверять в газгольдерах с защитной жидкостью или залитых маслом наличие защитной жидкости и ее состояние (подвижность и появление сгустков)? следить за состоянием защитных покрытий (перхлороиниловых материалов, сурика и др.> на наружных стенках резервуара, телескопа и колокола газгольдера»

-    проверять наличие конденсата или воды в гидроотсеке сливных бакоа; проверять работу насосов откачки воды из сливных баков в камерах газовых вводов и выводов»

-    периодически проверять работу механической вентиляции в камерах газовых вводов и выводов»

-    следить за давлением газа, поступающего в газгольдер и выходящего из него;

-    проверять проточность воды через клапанную коробку свечи сброса газа в атмосферу и работу подьемного устройства»

-    следить за работой контрольно-измерительных приборов.

О неполадках в приборах или о неправильных показаниях приборов следует немедленно сообщить руководству цеха. Категорически запрещается обслужизающему персоналу вскрывать контрольно-измерительные приборы;

-    следить за чистотой в приямке, на площадках, лестницах и территориии газгольдеров, не допуская присутствия посторонних предметов, особенно металлических;

-    осматривать дренажные трубы фундамента для выявления течи воды из них»

-    проверять работу электрозадвижек на газопроводах о узле управления;

-    следить за отсутствием газовых пропусков в приямках газо-воодов и газооыводое;

-    осматривать корпус резервуара, телеокопы, колокол, кровлю с целью обнаружения трещин, свищей, стпотин (визуально, по наружным признакам)»

-    проверять отсутствие конденсата в гидрозатворах приямков газгольдера путем открытия нижних кранов указателя уровня г идроза-твора; сладить за опорожнительными кранами гидрозатоора, которые должны быть всегда открыть: а сливной бак газгольдера.

2. 10. В зимнее время, кроме указанного выше, обслуживающему персоналу необходимог

-    следить за температурой воды в резервуаре и гидрозатворах подвижных звеньев (телескопов), а также за температурой воздуха в камерах газовых оводов и выводов газгольдера?

-    проверять работу обогревающего устройства, уровень воды и лрэ-точность е клапанной коробке для газгольдеров с трубой сброса газа в атмосферу;

-    следить за работой пароструйных элеваторов и всей отопительной системы;

-    очищать от снега дренажные трубки фундамента, кольцевые площадки обслуживания, лестницы, кровлю газгольдера;

-    в газгольдерах с телескопом необходимо следить за исправностью гибкого шланга, соединяющего полукольцевой и кольцевой паропроводы (гибкий шланг должен соответствовать техническим условиям С Z и должен быть такой длины, чтобы обеспечивался беспрепятственный подьем колокола при наполнении газгольдера газом).

e

3. ПЕРИОДИЧНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ОСМОТРОВ ГАЗГОЛЬДЕРА И ЕГО

ОБОРУДОВАНИЯ

3.1.    На предприятии, эксплуатирующем газгольдер, должны быть организованы эксплуатационные осмотры и уход за газгольдером и его оборудованием: газопроводом, приборами КИПиА, отоплением, вентиляцией, а также электрооборудованием и молниезащитой.

3.2.    Периодичность эксплуатационных осмотров и операций по уходу за газгольдером должна быть не реже приведенной в таблице 3.1.

Таблица 3.1.

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ ПО УХОДУ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ОСМОТРОВ ГАЗГОЛЬДЕРА И ЕГО ОБОРУДОВАНИЯ

N

п\п

Характер проводимых работ в период осмотра

Периодичность

осмотров

1

2

3

1.

Осмотр корпуса газгольдера, его наружных (верхних) роликов, дренажных трубок, вентиляции и отопления

1 раз в смену

2.

Регулировка роликов и грузов газгольдера

При

необходимости

3.

Проверка приборов отопительной системы, проверка подачи пара в змеевик клапанной коробки трубы сброса в атмосферу, проверка исправности пароструйных элеваторов

1 раз

в смену

4.

Осмотр газопроводов, паропроводов и других коммуникаций, а также гидрозатеоров или секторных затворов в приямках

1 раз в смену

5.

Осмотр конденсатоотводчиков, гребенок, приборов КИПиА, лестниц, кольцевых площадок обслуживания

1 раз

в смену

6.

Проверка уровня воды в резервуаре, проточности воды в клапанной коробке, наличия воды в сливном баке, вентиляционных устройств в зимнее время, а также работы отопления

2 раза о смену

7.

Смазка роликов (верхних) колокола или телескопов, направляющих газгольдеров, роликов и тросов команде—аппаратов

2 раза в месяц

8.

Чистка лестниц, кольцевых площадок обслуживания, крыши и дренажных трубок от мусора или снег а

По мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю!

_1

Продолжение таблицы 3.1.

1

2

3

9.

Проверка работы задвижек на газопроводах,

1 раз

смазка их штоков солидолом

в месяц

10.

Контрольный осмотр силовой и осветительной

1 раз

сети, а также устройств молниезащиты и заземления

в месяц

Проеерка сопротивления заземления с сос-

1 раз

тавлением акта

о 6 месяцев

11.

Проверка работы контрольно-измерительной

1 раз

аппаратуры газгольдеров и трубопроводных сетей службой КИПиП

в месяц

12.

Проверка и опробование защитных блокировок

Периодически согласно распорядку, у станов ленному цехом

13.

Ревизия датчиков и вторичных показывающих

2 раза

приборов

в год

14.

Нанесе-ие антикоррозионной защитной жидко-

1 раз

сти ЗЖ (для газгольдеров, в которых она применяется) на стенки колокола и телескопа путем опускания подвижных звеньев при расходовании газа

в месяц

15.

Пополнение ЗЖ в в гидрозатворы и внутрь

2 раза

газгольдера <107. от первоначального расхода)

в год

16.

Профилактический осмотр сотояиия защитной

2 раза

окраски наружных поверхностей (для газголь-ров с перхлорвинилоэыми покрытиями)

в год

17.

Долив воды в резервуар газгольдера

Периодически, по мере необходимости

18.

Проверка наличия азота в системе трубопро-

Периодически,

водов пробным краником (для продувки слив-

в соответствии

ного бака в газгольдерах с ацетиленосодер-

с технологич.

жащими газами)

регламентом

19.

Проверка состояния оттяжек трубы сброса

1 раз

газа (контроль натяжения и подтягивание оттяжек)

в 3 месяца