Купить Директивное письмо 02-2002 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Дата введения | 07.05.2002 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Актуализация | 01.01.2021 |
07.05.2002 | Утвержден | Авиарегистр МАК |
---|
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ АВИАЦИОННЫЙ РЕГИСТР
07 мая 2002 г.
ДИРЕКТИВНОЕ ПИСЬМО № 02-2002
РАЗРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО БАЗИСА КОМПЛЕКТУЮЩЕГО ИЗДЕЛИЯ
1. Цель документа
Настоящее Директивное письмо устанавливает содержание и порядок разработки и оформления Квалификационных базисов комплектующих изделий категории А, устанавливаемых на образцы авиационной техники, и разъясняет относящиеся к этим вопросам требования главы 9 Авиационных правил,часть 21.
2. Сокращения
ОАТ - образец авиационной техники
КИ - комплектующее изделие ОАТ
ТЗ - техническое задание на разработку ОАТ или его КИ
КБ - квалификационный базис
КГ - квалификационные требования
СТУ - специальные технические условия
СЦ - Сертификационный центр
3. Область распространения
Требования настоящего Директивного письма распространяются на КИ, квалифицируемые в соответствии с требованиями Авиационных правил, часть 21, п. 9,2, независимо от того, подана ли Заявка на получение Свидетельства о годности или на получение Одобрительного письма на вновь разрабатываемое КИ.
4. Содержание квалификационного базиса
4.1. Квалификационный базис КИ должен содержать следующие разделы:
4.1.1. Введение - краткое общее описание характеристик КИ, в том числе особенности конструкции КИ, его конкретное назначение и поблочный состав. Если запрашивается Одобрительное письмо, должен быть указан ОАТ, на который устанавливается КИ.
4.1.2. Общие технические требования.
4.1.3. Технические требования и нормы испытаний на внешние воздействия.
4.1.4. Технические требования и нормы испытаний на взрывобезопасность.
4.1.5. Технические требования и нормы испытаний на электромагнитную совместимость.
4.1.6. Технические требования к КИ как приемнику электроэнергии.
4.1.7. Требования к сертификации программного обеспечения.
4.1.8. Специальные требования (технические требования к функциональным характеристикам КИ).
4.1.9. Специальные технические условия.
Примечание. В КБ КИ допускается ссылка на специально изданные КГ без включения в него всех указанных выше разделов, если указанные КГ содержат полностью или частично соответствующие требования.
4.2. Содержание разделов КБ КИ, указанных в пп. 4.1.2-4.1.9 настоящего Директивного письма, должно базироваться на требованиях следующих нормативных документов, применимых к данному КИ:
4.2.1. Раздела «Общие технические требования» - на подразд. П8.1.1 документа «Технические требования к оборудованию самолета. Приложение к главе 8 ЕНЛГ-С» (далее по тексту - П8 ЕНЛГ-С).
4.2.2. Раздела «Технические требования и нормы испытаний на внешние воздействия» - на подразд. 8.1.2 П8 ЕНЛГ-С для оборудования самолетов и приложении П8.1 к «Нормам летной годности гражданских вертолетов» (НЛГВ-2) для оборудования вертолетов.
4.2.3. Раздела «Технические требования и нормы испытаний на взрывобезопасность» - на подразд. 8.1.3 П8 ЕНЛГ-С.
4.2.4. Раздела «Технические требования и нормы испытаний на электромагнитную совместимость» -на подразд. 8.1.4.1 П8 ЕНЛГ-С.
4.2.5. Раздела «Технические требования к КИ как к приемнику электроэнергии» - на подразд. 8.1.5 П8 ЕНЛГ-С.
4.2.6. Раздела «Требования к сертификации программного обеспечения» - на Квалификационных требованиях КТ-178А «Требования к программному обеспечению бортовой аппаратуры и систем при сертификации авиационной техники».
4.2.7. Раздела «Специальные требования (технические требования к функциональным конструктивным характеристикам КИ)» - на применимых Квалификационных требованиях П8 ЕНЛГ-С (разд. П8.2, П8.3, П8.4, П8.5, П8.8 П8 ЕНЛГ-С) или на других специально изданных Квалификационных требованиях.
Если на заявленное для квалификации КИ не существует введенных в действие в установленном порядке КГ, данный раздел КБ КИ не оформляется, а признанные необходимыми для включения в КБ КИ функциональные и конструктивные требования оформляются в виде СТУ (см. 4.3).
4.2.8. Раздела «Специальные технические условия» КБ КИ - на требованиях действующих «Норм летной годности» (НЛГ, АП), на требованиях ТЗ на разработку КИ, а также на требованиях Авиарегистра МАК, которые могут быть включены в КБ КИ на основании действующих российских и международных норм и стандартов.
5. Оформление и порядок разработки КБ КИ
5.1. Разделы КБ КИ, указанные в пп. 4.1.2-4.1.8 настоящего Директивного письма, оформляются в виде следующей таблицы:
№ пп. |
Требования КБ |
Дополнительные указания об условиях применения и испытаниях КИ |
1 |
2 |
3 |
5.1.1. В колонке 2 указываются наименования всех разделов КБ КИ по пп. 4.1.2-4.1.8 настоящего
Директивного письма и номера пунктов КТ, распространяемых на КИ. Например, «Общие технические требования», п. 8.1.1.2 П8. ЕНЛГ-С.
Примечание. Если требования раздела КБ КИ не распространяются на квалифицируемое КИ, в колонке указывается: «Требования не предъявляются».
5.1.2. В колонке 3 указываются данные, уточняющие или конкретизирующие квалификационное требование по условиям применения КИ, например, коды динамических зон, типы отсеков установки по герметичности, степени жесткости/группы исполнения по внешним воздействиям, категории электромагнитных помех, категории приемников электроэнергии и тип системы электропитания, тип окружающей среды по пожаро- и взрывобезопасности, климатические зоны использования ОАТ, уровень программного обеспечения. В качестве справочной информации может быть указан соответствующий пункт ТЗ на разработку.
Для разделов КБ КИ, указанных в пп. 4.1.3-4.1.6 настоящего Директивного письма, в данной колонке должны также указываться требования разделов 4.1.8 и 4.1.9, которые должны быть оценены при испытании КИ на внешние воздействия. При квалификации КИ, для которых существуют введенные в установленном порядке КТ, данные требования должны быть выбраны из числа содержащихся в КТ.
5.1.3. Раздел КБ КИ, указанный в п. 4.1.9 «Специальные технические условия», оформляется в виде следующей таблицы:
№ пп. |
Требования СТУ |
Источник требований |
Метод доказательства соответствия |
1 |
2 |
3 |
4 |
В колонке 2 записываются тексты соответствующих требований.
При формировании СТУ допускается частичное использование текста базовых требований, а также их изменение применительно к КИ по сравнению с требованиями к ОАТ (например, если в тексте базового требования указано: «Система должна быть спроектирована, изготовлена и установлена таким
образом, что ...», то в тексте КБ может быть указано: «КИ должно быть спроектировано таким образом, что...»).
5.2. В колонке 3 указывается источник, из которого взято требование (Авиационные правила, ТЗ, и т.п.).
5.3. В колонке 4 указывается метод доказательства соответствия КБ КИ. Для обозначения методов доказательства используются следующие обозначения:
1 - лабораторные испытания;
2 - летные испытания;
3 - стендовые испытания;
4 - аналитические методы (расчеты, анализы и т.п.).
5.4. КБ КИ оформляется на следующих этапах квалификации:
- на этапе подачи Заявки - План-проспект КБ КИ;
- на этапе макета КИ;
- на этапе завершения квалификационных испытаний.
5.5. План-проспект КБ КИ разрабатывается и утверждается Разработчиком КИ (Заявителем) с участием Разработчика ОАТ, если КИ создается по ТЗ этого Разработчика. По результатам рассмотрения Плана-проспекта КБ КИ Авиарегистр МАК направляет Заявителю, назначенному(ым) СЦ и Разработчику ОАТ замечания по содержанию Плана-проспекта.
5.6. На этапе макета КИ Разработчик КИ совместно с СЦ и Разработчиком ОАТ, если КИ создается по его ТЗ, уточняет КБ КИ с учетом замечаний Авиарегистра МАК. КБ КИ утверждается Разработчиками КИ (и ОАТ) и представляется на одобрение Авиарегистра МАК. Одновременно с КБ КИ в АР МАК представляется Протокол Макетной комиссии (или выписка из него) с указанием, что КБ КИ согласован с Сертификационным Центром.
5.7. После завершения работ, предусмотренных Планом квалификации, уточненный, при необходимости, КБ КИ утверждается Разработчиками КИ, ОАТ и представляется на одобрение Авиарегистра МАК.
5.8. Титульные листы Плана-проспекта КБ КИ и КБ КИ на этапах макета и завершения квалификационных испытаний оформляются по формам, приведенным в Приложениях 1 и 2 к настоящему Директивному письму. Последние листы КБ КИ подписываются ведущими исполнителями Разработчиков КИ и ОАТ.
Е.Ф. Жариков
Председатель Авиарегистра МАК
Приложение 1 к ДП № 02-2002
Подпись, ФИО, дата
| ||
обозначение ОАТ, если КИ создается только для конкретного О АТ |
Руководитель предприятия -Разработчика КИ |
Руководитель предприятия -Разработчика образца АТ |
(если КИ создается по ТЗ этого Разработчика) |
Подпись, ФИО, дата
Приложение 2 к ДП № 02-2002
(обозначение КИ)
комплектующего изделия категории А
обозначение ОАТ, если КИ создается только для конкретного ОАТ
Издание 01 (этап макета) или 02 (уточненное по результатам квалификации)
Место для постановки печати «Одобрено АР МАК»
Руководитель предприятия -Разработчика КИ
Руководитель предприятия -Разработчика образца АТ
(если КИ создается по ТЗ этого Разработчика)
Подпись, ФИО, дата
Подпись, ФИО, дата