Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

16 страниц

Определяет методы испытания для измерения эффективности действия тормозной системы кресел-колясок с ручным приводом и кресел-колясок с электроприводом, включая скутера, предназначенных для перемещения одного человека с максимальной скоростью, не превышающей 15 км/ч.

 Скачать PDF

Идентичен ISO 7176-3:2012

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Принцип

5 Оборудование для испытания

6 Подготовка кресла-коляски к испытанию

7 Работа тормозов

8 Отчет об испытаниях

9 Раскрытие информации

Приложение А (обязательное)Тормозные рычаги. Определение прикладываемого усилия

Приложение В (справочное) Ручные рабочие тормоза. Определение эффективности

Приложение С (справочное) Рабочие тормоза. Альтернативный метод испытания

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации

Библиография

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ


ГОСТ Р ИСО

7176-3—

2015


КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

Часть 3

Определение эффективности действия тормозной системы

(ISO 7176-3:2012, ЮТ)

Издание официальное


Москва

Стандартинформ

2016


Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Региональной общественной организацией инвалидов «Центр гуманитарных программ» (РОИ «Центр гуманитарных программ») и Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 «Технические средства для инвалидов»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 октября 2015 г. № 2170-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 7176-3:2012 «Кресла-коляски. Часть 3. Определение эффективности действия тормозной системы» (ISO 7176-3:2012 «Wheelchairs — Part 3: Determination of effectiveness of brakes», IDT).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5    ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 7176-3-2007

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, 2016

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ГОСТ Р ИСО 7176-3-2015

Приложение А (обязательное)

Тормозные рычаги. Определение прикладываемого усилия

А.1 Метод испытания

a)    Выбор части рычага, к которой прикладывают усилие в следующих вариантах (см. рисунок А.1) с приоритетом для выбора, данным ранее в последовательности, представленной ниже:

1)    если рычаг имеет обычную сферическую головку, прикладывают усилие к центру головки;

2)    если рычаг конусной формы, прикладывают усилие в точке, в которой наибольшее поперечное сечение пересекает ось рычага;

3)    если форма рычага такая, что рычаг захватывают всей рукой, прикладывают усилие к оси рычага на расстоянии 15 мм от его конца;

4)    если тормоз включают толканием или натяжением стержня или колодки, прикладывают усилие к центру тяжести стержня или колодки;

5)    если рычаг параллельный или какой-либо другой формы, отличной от указанных выше форм, прикладывают усилие в точке на оси рычага на расстоянии 15 мм ниже его верхнего торца;

6)    если рычаг телескопический или снабжен удлиненной ручкой, прикладывают усилие в точке на расстоянии 15 мм от конца полностью удлиненного рычага.

b)    Устанавливают средства для включения тормоза, прикладывая усилие через устройство измерения силы, указанное в 5.6 и выровненное, как показано на рисунке А.1.

c)    Полностью прикладывают усилие к тормозу через устройство измерения силы и регистрируют максимальное приложенное усилие. Усилие должно быть приложено под прямым углом ± 5° к рычагу в точке, где тормоза начинают действовать. Хотя угол рычага может изменяться из-за его движения, направление усилия должно быть постоянным.

d)    Выполняют процедуру по перечислению с) три раза, поворачивая соответствующее колесо между приложениями усилий, и рассчитывают с достаточной точностью, Н, среднее арифметическое значение измеренных сил.

1 — точка поворота рычага; 2 — рычаг со сферической головкой; 3 — конусообразный рычаг;

4 — параллельный рычаг; 5 — рычаг типа велосипедного тормоза; 6 — траектория точки приложения силы

Рисунок А.1 —Приложение усилия к тормозам, управляемым вручную

7

Приложение В (справочное)

Ручные рабочие тормоза. Определение эффективности

В.1 Общие положения

Предупреждение — Эти испытания потенциально опасны для персонала, проводящего испытания. Предпримите соответствующие меры предосторожности.

Это испытание применяют ко всем креслам-коляскам, оснащенным ручными рабочими тормозами.

Примечание — Этот метод испытания находится еще в стадии разработки и, следовательно, включен в стандарт как справочное приложение.

В.2 Рекомендации

Когда испытывают, как определено в В.З, рабочие тормоза кресла-коляски должны быть способны остановить кресло-коляску без какого-либо нестандартного поведения, такого как опрокидывание (см. 3.1), скольжение (см. 3.2), отказ тормозов или разворот в одну сторону.

В.З Метод испытания

a)    Подготавливают кресло-коляску, как определено в разделе 6.

b) Устанавливают кресло-коляску так, чтобы оно могло быть приведено в действие.

c)    Обеспечивают рабочую температуру тормозной системы.

Примечание 1 — Это может быть сделано, приводя в движение кресло-коляску в обычном режиме использования, включая остановку и начало движения в течение приблизительно 10 минут.

d)    Выполняют процедуру по перечислениям е) — i) в пределах 5 мин по завершении процедуры по перечислению с).

e)    Выполняют одно из следующих испытаний:

1)    Если кресло-коляска с электроприводом, приводят его в движение вперед по горизонтальной испытательной плоскости на максимальной скорости. Измеряют и регистрируют максимальное достигнутое значение скорости, как определено в ИСО 7176-6.

Примечание 2 — Движение на максимальной скорости означает, что дана команда двигаться с максимальной скоростью. Важно, чтобы кресло-коляска достигло своей максимальной скорости в точке измерения.

2)    Если кресло-коляска с ручным приводом, приводят его в движение вперед по горизонтальной испытательной плоскости, измеряя скорость в соответствии с ИСО 7176-6. Когда скорость превысит 7 км/ч, прекращают приводить в движение кресло-коляску и дают креслу-коляске возможность замедлить движение естественным образом. Переходят к процедуре по перечислению f), когда скорость достигнет значения (6 ± 0,5) км/ч.

f)    Останавливают кресло-коляску, воздействуя на рабочие тормоза так быстро, как практически возможно, прикладывая усилия, не превышающие значений, указанных в таблице 1, определенных согласно приложению А.

д) Определяют и регистрируют линейное расстояние в пределах 100 мм, которое проходит кресло-коляска с момента включения тормозов до окончательной его остановки.

h)    Регистрируют любое нестандартное поведение кресла-коляски во время торможения, такое как опрокидывание (см. 3.1), скольжение (см. 3.2), отказ тормоза или поворот в одну сторону.

i)    Повторяют процедуру по перечислениям а) — h) еще два раза и определяют среднее арифметическое значение пути торможения после трех повторений.

j)    Повторяют процедуру по перечислениям а) — i), используя испытательный пандус с углами наклона 3°, 6° и 10° к горизонтали, исключая, что в перечислении е) 2), прекращают приводить в движение кресло-коляску перед тем, как оно достигнет скорости (6 ± 0,5) км/ч, и дают креслу-коляске возможность ускоряться и замедляться естественным образом.

k)    Если необходимы результаты испытания при других углах наклона, повторяют процедуру по перечислениям а) — i), используя указанные углы наклона.

В.4 Отчет об испытаниях

Результаты испытания должны быть представлены в отчете об испытаниях, как указано в таблице 2 для нормальной работы.

В.5 Раскрытие информации

Результаты должны быть раскрыты, как определено в 9, перечисление Ь), для нормальной работы. Если кресло-коляска имеет ручной привод, вместо слов «нормальная работа» используют слова «нормальная работа

(от 6 км/ч)».

8

ГОСТ Р ИСО 7176-3-2015

Приложение С (справочное)

Рабочие тормоза. Альтернативный метод испытания

С.1 Общие положения

Большинство испытательных наклонных поверхностей, используемых сегодня, имеют длину приблизительно 10 м и могут быть установлены на угол 10°. Если кресло-коляска имеет номинальную скорость более 10 км/ч, то маловероятно, что кресло-коляска способно ускориться до максимальной скорости и остановиться на такой испытательной наклонной поверхности.

Кресло-коляска с номинальной скоростью 15 км/ч на наклонных поверхностях с углом наклона 10° обычно достигает скорости, приблизительно равной 19 км/ч. Чтобы испытать такое кресло-коляску, испытательная наклонная поверхность должна быть, по крайней мере, длиной 15 м. Наклонная поверхность такого размера не осуществима для большинства испытательных средств.

Испытание рабочих тормозов кресла-коляски на наклонной поверхности, которая не имеет указанного коэффициента трения или которая не является объектом с указанными условиями окружающей среды, предпочтительно вообще не проводить.

Метод испытания, определенный в настоящем приложении, дает информацию о том, сможет ли кресло-коляска безопасно остановиться, но не дает сопоставимые измерения тормозного пути. Метод также предусматривает испытание на наклонных поверхностях с углом наклона более 10° в соответствии с требованиями, заявленными изготовителем.

С.2 Метод испытания

Данный метод испытания применим только к креслам-коляскам с электроприводом.

a)    Проводят испытание на наклонном испытательном пандусе, который может находиться внутри или снаружи помещения. Испытательный пандус должен иметь область, наклоняемую к горизонтали на требуемые углы наклона с точностью ± 1 °, и достаточной длины, чтобы кресло-коляска, перемещающееся вниз по склону на максимальной скорости, могло остановиться в пределах этой области. Термин «зона измерения» используют относительно этой области. Коэффициент трения испытательного пандуса может не соответствовать ИСО 7176-13, но пандус должен быть сухим, необледенелым, свободным от посторонних материалов (таких, как гравий) и достаточно ровным.

Пример 1 — Наклонная асфальтовая тропинка.

b)    Включают систему привода мотора.

c)    Обеспечивают, чтобы любая силовая установка и любая тормозная система имели рабочую температуру.

Примечание 1 — Это может быть сделано, приводя в движение кресло-коляску в обычном режиме использования, включая остановку и начало движения в течение приблизительно 10 минут.

d)    Выполняют процедуру по перечислениям е) — h) в пределах 5 минут по завершении процедуры по перечислению с).

e)    Приводят кресло-коляску в движение вперед на максимальной скорости вниз по наклонному испытательному пандусу к «зоне измерения». Измеряют и регистрируют максимальное значение скорости, достигнутой в пределах этой «зоны измерения», как определено в ИСО 7176-6.

Примечание 2 — Движение на максимальной скорости означает, что дана команда двигаться с максимальной скоростью. Важно, чтобы кресло-коляска достигло своей максимальной скорости в точке измерения.

f)    Останавливают кресло-коляску в пределах этой зоны измерения, применяя устройство управления так быстро, как практически дают команду для достижения нулевой скорости.

Примечание 3 — В большинстве кресел-колясок это может быть сделано просто освобождением ручки. Для рабочих тормозов, работающих вручную, см. приложение В.

д) Определяют и регистрируют, остановилось ли кресло-коляска безопасным способом.

h)    Регистрируют любое нестандартное поведение кресла-коляски во время торможения, такое как опрокидывание (см. 3.1), скольжение (см. 3.2), отказ тормозов или поворот в одну сторону.

i)    Повторяют процедуру по перечислениям а) — h) при движении кресла-коляски по команде на реверс вниз по наклонному испытательному пандусу.

j)    Если требуются результаты испытания при других углах наклона, повторяют процедуру по перечислениям а) — i), используя указанные углы наклона.

Пример 2 — Если изготовитель заявляет максимальный рабочий угол наклона более 10 ° проводят испытание при требуемом угле наклона.

Примечание 4 — Если кресло-коляска не может остановиться при каком-то конкретном угле наклона пандуса, нет необходимости продолжать испытание при более крутых углах наклона.

С.З Рабочие тормоза, работа при команде на реверс

Повторяют процедуры по разделу С.2, останавливая кресло-коляску и переводя устройство управления в положение, соответствующее движению в обратном направлении на максимальной скорости.

9

С.4 Рабочие тормоза, аварийный режим

Повторяют процедуры по разделу С.2, останавливая кресло-коляску, используя способ, указанный для аварийной остановки вручную пользователем, или, если не предоставлена инструкция, выключая кресло-коляску.

10

Приложение ДА (справочное)

Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации

Таблица ДА.1

Обозначение

ссылочного

международного

стандарта

Степень

соответст

вия

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ИСО 7176-6

ЮТ

ГОСТ Р ИСО 7176-6-2005 «Кресла-коляски. Определение максимальной скорости, ускорения и замедления кресел-колясок с электроприводом»

ИСО 7176-11

ЮТ

ГОСТ Р ИСО 7176-11-2015 «Кресла-коляски. Часть 11. Испытательные манекены»

ИСО 7176-13

ЮТ

ГОСТ Р ИСО 7176-13-96 «Кресла-коляски. Методы испытаний для определения коэффициента трения испытательной поверхности»

ИСО 7176-15

ЮТ

ГОСТ Р ИСО 7176-15-2007 «Кресла-коляски. Часть 15. Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации»

ИСО 7176-22

ЮТ

ГОСТ Р ИСО 7176-22-2004 «Кресла-коляски. Часть 22. Правила установки»

ИСО 7176-26

ЮТ

ГОСТ Р ИСО 7176-26-2011 «Кресла-коляски. Часть 26. Словарь»

Примечание —В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:

- ЮТ — идентичные стандарты.

11

Библиография

[1]    ISO 7176-1, Wheelchairs — Part 1: Determination of static stability

[2]    ISO 9355-3, Ergonomic requirements for the design of displays and control actuators — Part 3: Control actuators

УДК 615.478.3.001.4:006.354    OKC    11.180.10    P23    ОКП94    5150

Ключевые слова: кресла-коляски, эффективность действия тормозной системы, методы испытаний

Редактор А.К. Давыдова Корректор Е.Д. Дульнева Компьютерная верстка Е.И. Мосур

Подписано в печать 08.02.2016. Формат 60х841/в.

Уел. печ. л. 1,86. Тираж 31 экз. Зак. 377.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru    info@gostinfo.ru

ГОСТ Р ИСО 7176-3-2015

Предисловие к ИСО 7176-3:2012

ИСО (Международная организация по стандартизации) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов — членов ИСО). Разработку международных стандартов обычно осуществляют Технические комитеты ИСО. Каждый комитет-член, заинтересованный в деятельности, для которой был создан Технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работах. ИСО тесно взаимодействует с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации электротехники.

Международные стандарты разрабатывают в соответствии с правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2.

Основной задачей Технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, одобренные Техническим комитетом, направляются членам этого комитета на голосование. Для их публикации в качестве международного стандарта требуется одобрение не менее 75 % проголосовавших членов комитета.

Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте некоторых элементов, которые могут быть объектом патентного права. ИСО не несет ответственности за идентификацию некоторых или всех таких патентных прав.

Международный стандарт ИСО 7176-3 подготовлен техническим комитетом ИСО/ТК 173 «Средства помощи для лиц с ограничениями жизнедеятельности», подкомитет ПК 1 «Кресла-коляски».

Настоящее третье издание аннулирует и заменяет второе издание (ИСО 7176-3:2003), все разделы которого были технически пересмотрены.

ИСО 7176 состоит из следующих частей под общим наименованием «Кресла-коляски»:

-    часть 1. Определение статической устойчивости:

-    часть 2. Определение динамической устойчивости кресел-колясок с электроприводом:

-    часть 3. Определение эффективности действия тормозов;

-    часть 4. Определение запаса хода кресел-колясок с электроприводом и скутеров в зависимости от расхода энергии;

-    часть 5. Определение размеров, массы и площади маневрирования;

-    часть 6. Определение максимальной скорости, ускорения и торможения кресел-колясок с электроприводом;

-    часть 7. Измерение размеров сиденья и колес;

-    часть 8. Требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность;

-    часть 9. Климатические испытания кресел-колясок с электроприводом;

-    часть 10. Определение способности кресел-колясок с электроприводом преодолевать препятствия при подъеме;

-    часть 11. Испытательные манекены;

-    часть 13. Определение коэффициента трения испытательных поверхностей;

-    часть 14. Электросистемы и системы управления кресел-колясок с электроприводом и скутеров. Требования и методы испытаний;

-    часть 15. Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации;

-    часть 16. Стойкость к возгоранию устройств, поддерживающих положение тела;

-    часть 19. Колесные передвижные устройства, используемые в автомобилях в качестве сидений в автомобилях;

-    часть 21. Требования и методы испытаний для обеспечения электромагнитной совместимости кресел-колясок с электроприводом и скутеров с зарядными устройствами;

-    часть 22. Правила установки;

-    часть 25 Батареи и зарядные устройства для кресел-колясок с электроприводом;

-    часть 26. Словарь;

-    часть 28. Требования и методы испытаний устройств для преодоления лестниц.

Ill

Введение

Работа тормозной системы кресла-коляски может быть критична для безопасности. Испытания, определенные в настоящем стандарте, определяют способность кресла-коляски останавливаться безопасным способом на уровне земли и на склоне и определяют способность кресла-коляски оставаться неподвижным при парковке на склоне.

IV

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ Часть 3

Определение эффективности действия тормозной системы

Wheelchairs. Part 3. Determination of effectiveness of brakes

Дата введения — 2017—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт определяет методы испытания для измерения эффективности действия тормозной системы кресел-колясок с ручным приводом и кресел-колясок с электроприводом, включая скутера, предназначенных для перемещения одного человека с максимальной скоростью, не превышающей 15 км/ч. Стандарт также определяет требования к раскрытию информации изготовителем.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанные издания. Для недатированных ссылок применяют самые последние издания (включая любые изменения и поправки).

ИСО 7176-6 Кресла-коляски. Часть 6. Определение максимальной скорости, ускорения и торможения кресел-колясок с электроприводом (ISO 7176-6, Wheelchairs — Part 6: Determination of maximum speed, acceleration and deceleration of electric wheelchairs)

ИСО 7176-11 Кресла-коляски. Часть 11. Испытательные манекены (ISO 7176-11, Wheelchairs — Part 11: Test dummies)

ИСО 7176-13 Кресла-коляски. Часть 13. Методы испытаний для определения коэффициента трения испытательной поверхности (ISO 7176-13, Wheelchairs — Part 13: Determination of coefficient of friction of test surfaces)

ИСО 7176-15 Кресла-коляски. Часть 15. Требования к информационному описанию, документации и маркировке (ISO 7176-15, Wheelchairs — Part 15: Requirements for information disclosure, documentation and labeling)

ИСО 7176-22 Кресла-коляски. Часть 22. Процедуры установки (ISO 7176-22, Wheelchairs — Part 22: Set-up procedures)

ИСО 7176-26 Кресла-коляски. Часть 26. Словарь (ISO 7176-26, Wheelchairs — Part 26: Vocabulary)

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ИСО 7176-26, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    опрокидывание (tipping): Поворотное движение кресла-коляски, которое происходит, когда вертикальная проекция центра массы кресла-коляски с пользователем смещается наружу многоугольника, соединяющего точки контакта с землей всех работающих колес.

Примечание 1 — Момент, при котором кресло-коляска начинает опрокидываться, достигается, когда силы под всеми поднятыми рабочими колесами становятся равны нулю (т.е. имеется сила, проходящая только через одну сторону многоугольника). Для уточнения см. [1].

3.2    скольжение (sliding): Движение кресла-коляски по испытательной поверхности, когда есть разница в скорости между испытательной поверхностью и поверхностью качения тормозных колес.

4    Принцип

Выполняют ряд операций торможения кресла-коляски и измеряют и наблюдают результирующие реакции кресла-коляски.

5    Оборудование для испытания

5.1    Жесткие, ровные испытательные плоскости и пандус.

5.1.1    Все испытательные плоскости, определенные в этом разделе, должны быть жесткими с коэффициентом трения поверхности, определенным в ИСО 7176-13, и достаточного размера, чтобы

Издание официальное

проводить испытания. Поверхность должна быть ровной, так что любые две точки на расстоянии 1 м на плоскости должны находиться между двумя воображаемыми горизонтальными плоскостями, разнесенными на расстоянии 5 мм, как показатель плоскостности. Соответствие этому требованию может быть оценено, используя поверочную линейку длиной 1 м.

Примечание — Воображаемые плоскости предназначены для предоставления средства измерения плоскостности испытательной поверхности.

Плоскости и пандусы по 5.1.2—5.1.4 могут быть объединены в один или два блока, гарантируя, что требования ровной/накпонной поверхности для каждого применяемого типа ровной/наклонной поверхности удовлетворены.

5.1.2    Жесткая, ровная, горизонтальная испытательная плоскость, которая должна отвечать требованиям 5.1.1 и иметь в процессе испытания отклонение от горизонтали не более 0,5 °в наклоне или поперечном уклоне.

5.1.3    Жесткая, ровная, регулируемая испытательная плоскость, которая должна отвечать требованиям 5.1.1 и быть достаточного размера для размещения кресла-коляски во время испытания стояночного тормоза, имеющая регулируемый угол наклона относительно единственной оси наклона по горизонтали.

Если наклон испытательной плоскости увеличивается непрерывно, скорость его увеличения не должна превышать 1 °/с при приближении к углу опрокидывания.

Если наклон испытательной плоскости увеличивается пошагово, размер шага не должен превышать 0,5 ° и движение между шагами должно быть достаточно гладким, чтобы не оказывать влияния на результаты испытания.

Примечание — Диапазон наклона от горизонтали до 25° обычно является достаточным для большинства кресел-колясок.

5.1.4    Жесткий, ровный, наклонный испытательный пандус, который должен отвечать требованиям 5.1.1 и быть достаточного размера для размещения кресла-коляски во время испытания рабочего тормоза, который может быть установлен под определенным углом наклона с допуском

( +q5)° или который фиксируют при этом угле наклона. Соответствие требуемому углу наклона может быть оценено, используя угломер, определенный в 5.5.

Примечание 1 — Если угол фиксированный, следует использовать несколько различных испытательных пандусов.

Примечание 2 — Рекомендуемый минимальный размер равен 5 х 1,5 м, но размер 10 х 1,5 м часто будет необходим.

5.2    Испытательный манекен, как определено в ИСО 7176-11, с соответствующим закреплением, или пользователь в качестве испытателя.

Примечание 1 — Если используют манекен, может быть использовано устройство дистанционного управления для управления креслом-коляской.

Примечание 2 — Пользователь в качестве испытателя должен быть внимательным, чтобы минимизировать любое перемещение во время испытания, так как это может оказать влияние на результат.

5.3    Дополнительные грузы с соответствующим закреплением для добавления к испытателю, для получения массы и распределения массы, эквивалентной применяемому манекену.

5.4    Средства измерения тормозного пути, чтобы измерять тормозной путь кресла-коляски с точностью ± 50 мм.

5.5    Угломер для измерения угла наклона испытательной плоскости относительно горизонтали с точностью ± 0,2

5.6    Средства измерения силы, чтобы измерять силу с точностью 5 % в диапазоне от 10 до 250 Н.

6 Подготовка кресла-коляски к испытанию

Перед началом последовательности испытаний подготавливают испытуемое кресло-коляску следующим образом.

a)    Устанавливают кресло-коляску, как определено в ИСО 7176-22. Если используют испытательный манекен, выбирают и устанавливают манекен, как определено в ИСО 7176-22, и добавляют крепления, чтобы минимизировать перемещение манекена. Если используют пользователя в качестве испытателя, размещают и закрепляют дополнительные грузы (см. 5.3), чтобы придать в основном аналогичное распределение массы, как у испытательного манекена, когда пользователь в качестве испытателя сидит в кресле-коляске.

b)    Регулируют тормоза таким образом, что:

- когда инструкции изготовителя по применению определяют способ регулирования тормозов, тормоза регулируют в соответствии с этими инструкциями;

-    если нет спецификаций, тормоза регулируют так, чтобы прикладываемые усилия находились в пределах диапазонов, определенных в таблице 1;

-    где тормоза не могут быть отрегулированы так, чтобы получать прикладываемые усилия, как определено в таблице 1, тормоза регулируют так, чтобы значения прикладываемых усилий находились как можно ближе к значениям, указанным в таблице 1.

Таблица 1 — Прикладываемые усилия

Способ воздействия

Прикладываемое усилие, Н

Воздействие кистью/рукой а

60 ± 5

Воздействие ногой, толчок

100 ± 10

Воздействие ногой, тяга

60 ±5

Воздействие пальцем

5 ± 1

Воздействие рукой ь

13,5 ± 2

а Воздействие, при котором может быть использовано совместное усилие кисти и руки. ь Воздействие, при котором может быть использовано только усилие одной кисти, оно может включать два или более пальца.

Прикладываемые усилия взяты из [2], где приведено максимальное рекомендуемое усилие для нормального взрослого человека с учетом направления приложения усилия.

Если прикладываемое усилие превышает значение, определенное в таблице 1, прикладываемое усилие должно быть описано, как определено в разделе 9.

c)    Непосредственно перед испытанием состояние кресла-коляски должно быть таким, как после содержания его при окружающей температуре 20 °С ± 10 °С в течение, по крайней мере, 3 часов.

d)    Если используют пользователя в качестве испытателя, сажают в кресло-коляску пользователя.

7 Работа тормозов

Предупреждение — Эти испытания потенциально опасны для персонала, проводящего испытания. Предпримите соответствующие меры предосторожности.

7.1    Общие положения

Проводят испытания, определенные в 7.2—7.5, в любом порядке.

7.2    Стояночные тормоза

Это испытание применимо к стояночным тормозам, если имеются, для всех типов кресел-колясок. Если кресло-коляска оснащено более чем одной системой стояночного тормоза, где каждая система может работать независимо, обе системы должны оцениваться отдельно.

Пример — Кресло-коляска с электроприводом с автоматическим стояночным тормозом, который является частью силовой установки, и ручным стояночным тормозом, который действует непосредственно на колеса, следует рассматривать как имеющее отдельные независимые стояночные тормоза.

a)    Устанавливают регулируемую испытательную плоскость на угол наклона менее 2 °.

b)    Убеждаются, что любая силовая установка и любая тормозная система имеют рабочую температуру.

Примечание 1 — Это может быть сделано, приводя в движение кресло-коляску в обычном режиме использования, включая остановку и начало движения в течение приблизительно 10 минут.

c)    Выполняют процедуру по перечислениям d) — h) в пределах 5 минут по завершении процедуры по перечислению Ь).

d)    Размещают кресло-коляску, повернутое для спуска, на регулируемой испытательной плоскости с любыми самоориентирующимися колесами в положении смещения. Для выравнивания кресла-коляски выбирают пару колес, которые перпендикулярны направлению движения и находятся на одной и той же оси. Выравнивают кресло-коляску таким образом, чтобы общая ось пары колес была параллельна оси наклона плоскости с допуском ±3°.

Примечание 2 — Предпочтительно для выравнивания использовать пару, колес наиболее удаленных от спуска.

e)    Выключают любые контроллеры.

f)    Полностью включают один стояночный тормоз и отключают все другие стояночные тормоза, которые могут работать независимо.

3

Примечание 3 — Если предполагается использовать два или более стояночных тормоза параллельно, согласно инструкции изготовителя, включают их одновременно; примером могут служить ручные тормоза на левое и правое колеса.

д)    Увеличивают угол наклона плоскости до тех пор, пока кресло не начнет перемещаться вниз по склону. Если кресло-коляска начнет наклоняться (см. 3.1) прежде, чем начнет скользить (см. 3.2) или перекатываться вниз по склону, прикладывают минимальную силу, необходимую для предотвращения наклона кресла-коляски. Прикладывают силу к верхним по склону колесам в направлении, перпендикулярном испытательной плоскости. Убеждаются, что силу прикладывают таким способом, при котором оказывается минимальное влияние на скольжение или перекатывание.

h)    Измеряют и регистрируют с наибольшей точностью угол наклона плоскости в момент начала перемещения и вид перемещения.

Примечание 4 — Обычными видами перемещения являются вращение колес, скольжения колес и сползание покрышек с обода колеса.

i)    Повторяют процедуру по перечислениям а) — h) с креслом-коляской, повернутым вверх по склону, когда плоскость наклонена.

j)    Повторяют процедуру по перечислениям а) — h) для каждого стояночного тормоза, который может работать независимо.

7.3 Рабочие тормоза, нормальный режим

Это испытание применяют только к рабочим тормозам, установленным на креслах-колясках с электроприводом.

Примечание 1 — В приложении В представлен рекомендуемый метод испытания для определения эффективности действия ручных рабочих тормозов, установленных на креслах-колясках.

Примечание 2 — Если полный испытательный цикл не может быть выполнен на наклонном пандусе, см.приложение С.

a)    Включают систему привода мотора.

b)    Убеждаются, что любая силовая установка и любая тормозная система имеют рабочую температуру.

Примечание 3 — Это может быть сделано, приводя в движение кресло-коляску в обычном режиме использования, включая остановку и начало движения в течение приблизительно 10 минут.

c)    Выполняют процедуру по перечислениям d) — g) в пределах 5 минут по завершении процедуры по перечислению Ь).

d)    Приводят кресло-коляску в движение вперед на максимальной скорости вдоль горизонтальной испытательной плоскости. Измеряют и регистрируют достигнутое максимальное значение скорости, как определено в ИСО 7176-6.

Примечание 4 — Движение на максимальной скорости означает, что дана команда двигаться с максимальной скоростью. Важно, чтобы кресло-коляска достигло своей максимальной скорости в точке измерения.

е)    Останавливают кресло-коляску, применяя устройство управления так быстро, как практически дают команду для достижения нулевой скорости.

Примечание 5 — В большинстве кресел-колясок это может быть сделано просто освобождением ручки. Для рабочих тормозов, управляемых вручную, см. приложение В.

f) Определяют и регистрируют линейное расстояние в пределах 100 мм, которое проходит кресло-коляска с момента включения тормозов по перечислению е) до окончательной его остановки.

д) Регистрируют любое нестандартное поведение кресла-коляски во время торможения, такое как опрокидывание (см. 3.1), скольжение (см. 3.2), отказ тормозов или поворот в одну сторону.

h)    Повторяют процедуру по перечислениям а) — д) еще два раза и определяют среднее арифметическое значение пути торможения после трех повторений. Регистрируют это значение в отчете об испытаниях, как определено в таблице 2.

i)    Повторяют процедуру по перечислениям а) — h) при движении кресла-коляски по команде на реверс на горизонтальной испытательной поверхности.

j)    Повторяют процедуру по перечислениям а) — h), используя наклонный испытательный пандус с углами наклона 3°, 6° и затем 10° относительно горизонтали, с креслом-коляской, перемещающимся вперед вниз и затем вниз по команде на реверс. Если изготовитель определяет максимальный уклон, при котором кресло-коляску следует использовать, испытание при угле наклона круче, чем определенный изготовителем угол, не проводят, но повторяют процедуру по перечислениям а) — h), используя указанный изготовителем угол наклона.

k)    Если требуются результаты испытания при других углах наклона, повторяют процедуру по перечислениям а) — h), используя указанные углы наклона.

ГОСТ Р ИСО 7176-3-2015

Примечание 6 — Если кресло-коляска не может остановиться при каком-то конкретном угле наклона пандуса, нет необходимости продолжать испытание при более крутых углах наклона.

7.4    Рабочие тормоза, команда на реверс

Это испытание применяют только к рабочим тормозам, установленным на креслах-колясках с электроприводом.

Повторяют испытания по 7.3, останавливая кресло-коляску и переводя устройство управления в положение, соответствующее движению в обратном направлении на максимальной скорости.

7.5    Рабочие тормоза, аварийный режим

Это испытание применяют только к рабочим тормозам, установленным на креслах-колясках с электроприводом.

Повторяют испытания по 7.3, останавливая кресло-коляску, используя способ, установленный для аварийной остановки вручную пользователем, или, если не предоставлены инструкции, выключая кресло-коляску.

8    Отчет об испытаниях

Отчет об испытании должен содержать следующую информацию:

a)    ссылку на это издание настоящего стандарта, используемого при испытании;

b)    наименование и адрес организации, проводившей испытания;

c)    наименование и адрес изготовителя кресла-коляски;

d)    дату составления отчета об испытаниях;

e)    тип кресла-коляски и номер серии и партии;

f)    массу используемого манекена или, если используют пользователя в качестве испытателя, массу испытателя и дополнительных грузов;

д) подробности установки кресла-коляски, как определено в ИСО 7176-22, включая оборудование и регулировки;

h)    фотографию кресла-коляски в комплектации для проведения испытания;

i)    описание испытанного(ых) стояночного(ых) тормоза(ов), включая способ воздействия, такой как пальцем/рукой/стопой, управление ручное, электрическое, автоматическое, и направление приложения;

j)    если подготовка кресла-коляски требует измерения предварительно отрегулированной прикладываемой к тормозу силы, как определено в разделе 6, перечисление Ь), указывают силу Н, требуемую для работы тормозов во время этих испытаний.

Примечание 1 —Это может включать исполнительный механизм;

k)    результаты испытания стояночного тормоза, полученные по 7.2;

l)    результаты испытания рабочих тормозов, полученные по 7.3 — 7.5, включая каждое среднее значение минимального тормозного пути для каждой взаимосвязанной максимальной испытательной скорости.

Примечание 2 — В таблице 2 показано, как эти результаты могут быть представлены;

т) любое замеченное нестандартное поведение кресла-коляски во время торможения, как определено в 7.3, перечисление д);

п) перечень оборудования, использованного при испытании;

о) была ли приложена сила для предотвращения опрокидывания.

9    Раскрытие информации

Следующие результаты должны быть представлены в листах спецификации изготовителя в формате, определенном в ИСО 7176-15:

a)    стояночные тормоза, если установлены:

-    максимальный наклон при подъеме;

-    максимальный наклон при спуске;

-    усилие, прикладываемое к тормозу, если превышает значение, указанное в таблице 1;

b)    рабочие тормоза, если установлены, минимальный тормозной путь при максимальной скорости движения вперед на горизонтальной поверхности:

-    при нормальном режиме;

-    по команде на реверс;

-    при аварийном режиме;

-    усилие, прикладываемое к тормозу, если превышает значение, указанное в таблице 1.

5

Таблица 2 — Результаты испытания рабочих тормозов

Угол наклона испытательной плоскости

Направление

движения

Макси

мальная

скорость,

м/с

Нормальный режим, м

Команда на реверс, м

Аварийный режим, м

Комментарии

Горизонталь

Вперед

Горизонталь

Реверс

Вперед вниз

Реверс вниз

Вперед вниз

Реверс вниз

10°

Вперед вниз

10°

Реверс вниз

Максимальный наклон, указанный изготовителем

Вперед вниз

Максимальный наклон, указанный изготовителем

Реверс вниз

Кресло-коляска должно быть остановлено безопасным способом согласно приложению С, если испытания не могут быть выполнены, как указано выше.

6