ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ Р ИСО
4089-2005
|
Судостроение
Внутреннее судоходство
УПЛОТНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЫТИЙ
ГРУЗОВЫХ ЛЮКОВ
ISO 4089:1979
Shipbuilding - Inland navigation - Sealing rubber for covers of cargo hatches
(IDT)
|
Москва
Стандартинформ
2006
|
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации
установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а
правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р
1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-исследовательским институтом по стандартизации и
сертификации «Лот» ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова» на основе аутентичного
перевода международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 005 «Судостроение»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2005 г. № 403-ст
4 Настоящий стандарт идентичен
международному стандарту ИСО 4089:1979 «Судостроение. Внутреннее судоходство.
Уплотнения для закрытий грузовых люков» (ISO 4089:1979 «Shipbuilding - Inland navigation - Sealing rubber for covers of cargo hatches»)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту
публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные
стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых
информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра
(замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет
опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные
стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также
в информационной системе общего пользования - на официальном сайте
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет
ГОСТ Р ИСО 4089-2005
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судостроение Внутреннее судоходство
УПЛОТНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЫТИЙ ГРУЗОВЫХ ЛЮКОВ
Shipbuilding. Inland
navigation. Sealing rubber for covers of cargo hatches
|
Дата введения - 2007-01-01
Введение
Настоящий стандарт призван способствовать организации
производства надежных резиновых уплотнений для закрытий грузовых люков судов,
внедрению оптимальных методов испытаний этих закрытий и облегчению их
эксплуатации и ремонта.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает тип, основные размеры и
технические требования на резиновое уплотнение для закрытий грузовых люков
судов и плавсредств внутреннего плавания различного назначения.
Уплотнение предназначено для обеспечения водо- и
брызгонепроницаемости прямолинейных участков по периметру и межсекционных
стыков закрытий грузовых люков.
Стандарт не распространяется на специальные резиновые
уплотнения, предназначенные для создания теплоизоляционных лабиринтов.
2 Определения
2.1 Водонепроницаемыми считаются такие закрытия, которые
сохраняют непроницаемость при воздействии воды под давлением в результате
наката волн.
2.2 Брызгонепроницаемыми считаются закрытия, которые
обладают способностью не пропускать воду в условиях сильного дождя и брызг.
3 Тип и размеры
3.1 Размеры прямоугольных резиновых уплотнений должны
соответствовать указанным в таблице 1.
Таблица 1
Размеры в миллиметрах
Типоразмерный
ряд
|
Размеры уплотнения h´w*
|
Типоразмерный ряд
|
Размеры уплотнения h´w*
|
1
|
42´30
|
4
|
42´107
|
2
|
42´67
|
5
|
32´67
|
3
|
42´87
|
* Обозначения: h - высота, w - ширина.
|
3.2 Сечение паза для уплотнения
может быть прямоугольным или трапецеидальным.
4 Технические требования
4.1 Уплотнение должно обеспечивать восстановление своей
формы после вдавливания в него в течение одного месяца уплотнительного бурта
(полосы толщиной до 20 мм или прутка диаметром до 30 мм) на (8 ± 2) мм.
Остаточная деформация уплотнения должна быть минимальной и
не вызывать нарушения его непроницаемости.
4.2 Уплотнение
должно обеспечивать водо- и брызгонепроницаемость и не терять своих
физико-механических свойств при температуре от минус 30 °С до плюс 70 °С.
4.3 Уплотнение
должно быть маслостойким.
4.4 Рабочие
поверхности уплотнения и поверхности, подверженные воздействию внешней среды,
должны быть светоозоностойкими.
4.5 Применяемая
марка резины должна обеспечивать надежное склеивание, вулканизацию либо другие
методы соединения отдельных элементов уплотнения между собой и крепление их в
пазах секций люкового закрытия.
Плотность, механическая прочность и другие характеристики
резины, не оговоренные в настоящем стандарте, должны соответствовать
требованиям соответствующих национальных стандартов.
4.6 Крепление
уплотнения на месте должно выполняться приклеиванием, вулканизацией или другим
надежным методом.
5 Испытания
5.1 Водонепроницаемость
Испытание на водонепроницаемость должно проводиться струей
воды, направленной на закрытие, из шланга с брандспойтом диаметром не менее 16
мм при напоре воды в шланге не менее 100 кПа (соответствует высоте струи воды,
выбрасываемой вверх из брандспойта у места испытания, не ниже 10 м).
Поливают с расстояния от 1 до 3 м до испытуемого участка.
Скорость прохождения брандспойтом периметра уплотнения не
должна превышать 2 м/мин.
Испытание рекомендуется проводить при температуре свыше 0
°С. Допускается проводить испытания при температуре воздуха ниже 0 °С, при этом
температура воды должна быть от 15 °С до 20 °С.
Результат испытания считается удовлетворительным, если на
внутренних поверхностях закрытий в испытуемых местах не обнаружены потеки или
капли воды.
Примечание
- Для судов, подпадающих под наблюдение Российского морского регистра судоходства,
в части испытания на водонепроницаемость рекомендуется руководствоваться
«Правилами технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением
материалов и изделий для судов».
5.2 Брызгонепроницаемость
При испытании на брызгонепроницаемость закрытие поливают
водой из брандспойта с напором и скоростью перемещения вдоль стыков в
соответствии с требованиями 5.1. При этом струя должна быть направлена
вертикально вверх, создавая при падении имитацию интенсивного дождя.
Результат испытания считается
удовлетворительным, если на внутренних поверхностях закрытия в испытуемых
местах не обнаружены потеки воды.
Ключевые
слова: судостроение,
внутреннее судоходство, уплотнения для закрытий грузовых люков