Определяет классификацию судовых бортовых иллюминаторов (серия, тип, исполнение) и устанавливает размеры для взаимозаменяемости, конструкцию, материалы, испытания, маркировку и назначение судовых бортовых иллюминаторов с закаленными безопасными стеклами.
Идентичен ISO 1751:2012
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Классификация бортовых иллюминаторов
5 Технические требования
6 Материалы
7 Испытания
8 Маркировка
9 Условное обозначение
10 Расположение
11 Установка бортовых иллюминаторов
Приложение А (обязательное) Максимально допустимое расчетное давление на стекло бортового иллюминатора
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам и действующим в этом качестве межгосударственным стандартам
22 страницы
Дата введения | 01.04.2018 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2019 |
Актуализация | 01.01.2021 |
19.10.2017 | Утвержден | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | 1453-ст |
---|---|---|---|
Разработан | Научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации Лот ФГУП Крыловский государственный научный центр | ||
Издан | Стандартинформ | 2017 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
ГОСТР ИСО 1751— 2017
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
(ISO 1751:2012, ЮТ)
Издание официальное
Москва Стандартинформ 2017 |
1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации «Лот» ФГУП «Крыловский государственный научный центр» на основе аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 5 «Судостроение»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 октября 2017 г. № 1453-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 1751:2012 «Суда и морские технологии. Судовые бортовые иллюминаторы» (ISO 1751:2012 «Ships and marine technology — Ships’ side scuttles», IDT).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, приведенные в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
© Стандартинформ, 2017
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
И
б) Рамка крепления стекла с фланцами
Таблица 6 —Размеры посадочного места для стекла | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рисунок 5 — Установка стекла на посадочное место |
Применяют безопасные термически закаленные стекла, бесцветные или обработанные в соответствии с ИСО 21005.
Виды обработки стекла и коды обработки приведены в таблице 7. Толщина стекла зависит от типа и номинального размера иллюминатора в соответствии с ИСО 21005.
Таблица 7 — Виды обработки стекла | ||||||
|
Применяются стекла по ИСО 5797. В зависимости от условий эксплуатации необходимо определить, какому типу огнестойкости должен соответствовать бортовой иллюминатор.
Для крепления стекол следует применять материал, стойкий к воздействию морской воды и ультрафиолетового излучения.
При установке стекла необходимо, чтобы стекло было расположено по центру рамы створчатого иллюминатора или корпуса глухого иллюминатора таким образом, чтобы сохранялся одинаковый зазор по периметру.
При креплении стекол в бортовых иллюминаторах огнестойкой серии (Р) необходимо применять специальные уплотнительные прокладки в зависимости от конструкции корпуса, рамы и материала защиты кромок стекла (при наличии).
а) Минимальное количество задраивающих устройств, включающее задрайки и петли рам, и штормовых крышек с круглыми отверстиями под ось для иллюминаторов типа А, В и С, приведено в таблице 4.
б) Общее количество задраивающих устройств и их конструкция должны быть такими, чтобы бортовые иллюминаторы соответствовали требованиям прочности и водонепроницаемости, приведенным в разделе 7.
Примечание — Если отверстие под ось петли рамы имеет овальную форму, то петля не считается задраивающим устройством.
Задрайка состоит из откидного болта, гайки-барашка и шарнирной оси. Основные размеры деталей приведены в таблице 8.
Диаметр шарнирных осей бортового иллюминатора приведен в таблице 8.
Таблица 8—Диаметр шарнирных осей | ||||||||
|
Для обеспечения водонепроницаемости между рамой и корпусом, а также между штормовой крышкой и рамой следует применять уплотнительные прокладки.
Тип уплотнительных прокладок— по ИСО 3902 или определяется изготовителем.
Уплотнительные прокладки должны быть закреплены в пазах рамы бортового иллюминатора при помощи клея.
Все материалы должны иметь соответствующие механические характеристики и документацию.
Основные части бортового иллюминатора (корпус, рама, рамка крепления стекла и штормовая крышка) следует изготавливать из материалов, указанных в таблице 10. Механические характеристики материалов должны соответствовать приведенным в таблице 11.
Минимальные значения предела прочности и относительного удлинения материала для указанных типов бортовых иллюминаторов приведены в таблице 11. Материалы, используемые при изготовлении бортовых иллюминаторов, должны отвечать требованиям соответствующих национальных стандартов.
Условные обозначения классов материалов, приведенные в таблице 10, являются комбинациями кодов материалов, приведенных в таблице 9, где первая цифра обозначает материал корпуса, вторая — рамы и рамки крепления стекла, третья — штормовой крышки.
Таблица 9 |
— Материалы, используемые для изготовления бортовых иллюминаторов |
Код материала |
Материал |
1 |
Медный сплав (бронза) |
2 |
Сплавы на основе железа и аустенитные стали (малоуглеродистая сталь, нержавеющая сталь, литая сталь) |
3 |
Алюминиевые сплавы |
0 |
Составная часть отсутствует (например: штормовая крышка для бортовых иллюминаторов типа С) |
Таблица 10 — Классы материалов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Окончание таблицы 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 11 —Предел прочности и относительное удлинение материала деталей бортового иллюминатора | ||||||||||||
|
Откидные болты, гайки-барашка и шарнирные оси петель рам следует изготавливать из материалов, имеющих следующие свойства:
- коррозионно-стойкость;
- не вызывать коррозию других частей;
- иметь минимальные механические свойства в соответствии с таблицей 12.
Минимальные значения предела прочности и относительного удлинения материала деталей задраек для указанных типов бортовых иллюминаторов приведены в таблице 12. Применяемые материалы должны отвечать требованиям соответствующих национальных стандартов.
Для бортовых иллюминаторов, изготовленных из алюминиевого сплава, откидные болты и шарнирные оси петель рам следует изготавливать из коррозионно-стойкой стали, нержавеющей стали или из сплавов, которые не вызывают коррозию деталей иллюминаторов, откидных болтов или шарнирных осей.
Таблица 12 — Предел прочности и относительное удлинение материала деталей задраек | ||||||||||||||||||||||||
|
11
Испытания на водонепроницаемость смонтированных бортовых иллюминаторов и уплотнителей проводят в присутствии представителя заказчика.
Испытания бортовых иллюминаторов проводят при помощи струи воды из шланга диаметром не менее 12,5 мм при давлении воды 250 кПа и на расстоянии не более чем 1,5 м до иллюминатора.
Эквивалентные гидравлические испытания должны проводиться изготовителем перед отправкой продукции для 10 % поставляемой партии, но не менее чем для двух иллюминаторов.
Бортовые иллюминаторы должны проходить испытания под давлением в соответствии с таблицей 13 при следующих условиях:
процедура 1: С установленным стеклом и открытой штормовой крышкой, за исключением иллюминаторов типа А, при диаметре 350 мм и 400 мм. При испытательном давлении 150 кПа штормовые крышки должны быть закрыты;
процедура 2: Без стекла и с закрытой штормовой крышкой.
Обоснование процедуры 1 — практика показала, что в бортовых иллюминаторах нормальной серии (N), типа А с диаметром 350 мм, 400 мм и 450 мм при испытании давлением 150 кПа прогиб между точками крепления увеличивается, что приводит к протечке.
Таблица 13 — Давление воды при проведении испытаний на водонепроницаемость | ||||||||||||||
|
Опытный образец бортового иллюминатора без стекла с закрытой штормовой крышкой должен проходить испытания механической прочности с помощью метода динамического пуансона (см. рисунок 6) при испытательном давлении, приведенном в таблице 14.
Рисунок 6 — Испытания опытного образца |
7.3.2.1 Пуансон должен располагаться с той стороны штормовой крышки, которая подвергается воздействию морской воды. При необходимости, обусловленной конструкцией штормовой крышки, пластина диаметром 100 мм и шириной 10 мм может быть размещена между штырем и штормовой крышкой.
7.3.2.2 При значении создаваемого давления (см. таблицу 14), остаточная деформация штормовой крышки не должна превышать 1 % номинального размера бортового иллюминатора.
Таблица 14 — Давление при испытании механической прочности | ||||||
| ||||||
Примечание — Величины испытательного давления, приведенные в таблице 14, используют для расчета нагрузки при проведении испытания методом динамического пуансона. |
Для бортовых иллюминаторов огнестойкой серии (Р) испытания опытного образца на огнестойкость проводят в соответствии с ИСО 5797.
Бортовые иллюминаторы, удовлетворяющие требованиям настоящего стандарта, должны иметь маркировку, как указано в 8.1,8.2.2.
a) корпус или другая металлическая часть должна быть промаркирована буквой, указывающей на тип (А, В или С);
b) следующие маркировки являются дополнительными, например:
- номинальный размер;
- класс материала;
- наименование производителя или торговая марка;
- обозначение настоящего стандарта1.
Стекло должно иметь маркировку по ИСО 614.
Применяется маркировка, приведенная в 8.1.1.
Бортовые иллюминаторы огнестойкой серии также должны иметь маркировку на внутренней стороне рамы:
- тип огнестойкости В-0 или В-15 (см. 5.4.2);
- номер протокола об испытании.
Огнестойкое стекло должно иметь маркировку по ИСО 5797.
При заказе бортовых иллюминаторов, удовлетворяющих требованиям настоящего стандарта, должна быть приведена информация в соответствии с 9.1,9.2.
Для бортовых иллюминаторов различных серий в зависимости от типа используемых стекол в условном обозначении приводят следующую информацию:
a) основные элементы:
1) обозначение (сокращенное): иллюминатор;
2) обозначение стандарта: ГОСТ Р ИСО 1751;
3) условное обозначение серии (см. 4.1);
4) условное обозначение типа (см. 4.2);
5) номинальный размер (см. таблицу 2);
6) высота выступающей части корпуса иллюминатора (см. таблицу 5);
7) условное обозначение исполнения (см. таблицу 1);
8) условное обозначение класса материала (см. таблицу 10);
b) дополнительные элементы для обозначения бортовых иллюминаторов нормальной серия (N):
- код вида обработки стекла (см. 5.4.1);
c) дополнительные элементы для обозначения бортовых иллюминаторов огнестойкой серии (Р):
- огнестойкое стекло для бортового иллюминатора (см. 5.4.2).
Бортовой иллюминатор, соответствующий требованиям настоящего стандарта нормальной серии (N), тяжелый (тип А), номинальный размер ф = 400 мм, высота выступающей части корпуса с = 16 мм, створчатый, с креплением болтами, открывающийся вправо (RB), класс материала 112, с бесцветным стеклом (Y1) обозначается следующим образом:
Иллюминатор ИСО 1751-N-A400 х 16-RB-112-Y1
Бортовой иллюминатор, соответствующий требованиям настоящего стандарта, огнестойкой серии (Р), тяжелый (тип А), номинальный размер ф = 400 мм, высота выступающей части корпуса с = 16 мм, створчатый, с креплением болтами, открывающийся вправо (RB), класс материала 112, тип огнестойкости В-15 обозначается следующим образом:
Иллюминатор ИСО 1751-Р-А400 х 16-RB-112-B15
Бортовые иллюминаторы должны быть расположены в соответствии с ИСО 5780.
Для установки бортовых иллюминаторов применяют соответствующие национальные стандарты. Номинальные размеры вырезов в корпусе под иллюминаторы приведены в таблице 15.
14
Номинальный размер иллюминатора dj, мм |
Диаметр выреза d7, мм |
Графическое изображение | |
Допустимые отклонения (способ крепления — болтами) +2 0 |
Допустимые отклонения (способ крепления — сваркой) 0 -2 | ||
200 |
254 |
w f | |
250 |
309 | ||
300 |
364 | ||
350 |
414 | ||
400 |
464 | ||
450 |
514 |
15
Значения максимально допустимого расчетного давления на стекло бортового иллюминатора нормальной серии (N) (закаленные безопасные стекла по ИСО 21005) и бортового иллюминатора огнестойкой серии (Р) (стекла по ИСО 5797) приведены в таблице А. 1.
Таблица А.1 — Максимально допустимое давление
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 Толщина стекла приведена для стекол бортовых иллюминаторов нормальной серии (N) и для основных стекол бортовых иллюминаторов огнестойкой серии (Р). В особых случаях следует применять стекло с увеличенной толщиной по ИСО 21005. |
Приложение ДА (справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам и действующим в этом качестве межгосударственным стандартам
Таблица ДА. 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1 Область применения ............................................................... 1
2 Нормативные ссылки ............................................................... 1
3 Термины и определения............................................................. 2
4 Классификация бортовых иллюминаторов.............................................. 2
5 Технические требования ............................................................ 4
6 Материалы ....................................................................... 10
7 Испытания........................................................................ 12
8 Маркировка....................................................................... 13
9 Условное обозначение.............................................................. 14
10 Расположение.................................................................... 14
11 Установка бортовых иллюминаторов ................................................. 14
Приложение А (обязательное) Максимально допустимое расчетное давление на стекло
бортового иллюминатора................................................. 16
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам и действующим в этом качестве межгосударственным стандартам............................................................. 17
УДК [629.5.023.71 ;006.354]: ОКС 47.020.10 ОКП
18
Ships and marine technology. Ships’ side scuttles
Дата введения — 2018—04—01
Настоящий стандарт определяет классификацию судовых бортовых иллюминаторов (серия, тип, исполнение) и устанавливает размеры для взаимозаменяемости, конструкцию, материалы, испытания, маркировку и назначение судовых бортовых иллюминаторов (далее — бортовые иллюминаторы) с закаленными безопасными стеклами.
Примечание —Данный стандарт основан на опыте изготовителей окон и стекол в судостроительной промышленности, регулирующих органов, которые должны руководствоваться Международной конвенцией SOLAS 74 с поправками и Международной конвенцией о грузовой марке 1966 года с поправками.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ISO 261, ISO general purpose metric screw threads — General plan (ИСО 261 Резьбы метрические ИСО общего назначения. Общий вид)
ISO 614, Ships and marine technology — Toughened safety glass panes for rectangular windows and side scuttles — Punch method of non-destructive strength testing (ИСО 614 Суда и морские технологии. Закаленные безопасные стеклянные панели для прямоугольных окон и бортовых иллюминаторов. Метод неразрушающего контроля с помощью кернера)
ISO 1207, Slotted cheese head screws — Product grade А (ИСО 1207 Винты с цилиндрической головкой со шлицем.Класс изделия А)
ISO 1580, Slotted pan head screws — Product grade А (ИСО 1580 Винты с шлицем в цилиндрической головке с закругленным торцом. Класс изделия А)
ISO 2009, Slotted countersunk flat head screws — Product grade (ИСО 2009 Винты с потайной плоской головкой и шлицем (головка общего типа). Класс изделия А)
ISO 2010, Slotted raised countersunk head screws — Product grade А (ИСО 2010 Винты с полупотай-ной головкой и шлицем (головка общего типа). Класс изделия А)
ISO 3902, Shipbuilding and marine structures — Gaskets for rectangular windows and side scuttles (ИСО 3902 Судостроение и морские сооружения. Уплотняющие прокладки для судовых бортовых иллюминаторов и прямоугольных окон)
ISO 5780, Shipbuilding — Side scuttles — Positioning (ИСО 5780 Судостроение. Иллюминаторы круглые. Расположение)
ISO 5797, Ships and marine technology — Windows and side scuttles for fire-resistant constructions (ИСО 5797 Суда и морские технологии. Окна и бортовые иллюминаторы для огнестойких конструкций) ISO 6345, Shipbuilding and marine structures — Windows and side scuttles — Vocabulary (ИСО 6345 Судостроение и морские конструкции. Судовые иллюминаторы. Словарь)
Издание официальное
ISO 7045, Pan head screws with type H or type Z cross recess — Product grade А (ИСО 7045 Винты с цилиндрической головкой с закругленным торцом и крестообразным шлицем типа Н или Z. Класс изделия А)
ISO 7046-2, Countersunk flat head screws (common head style) with type H or type Z cross recess — Product grade A — Part 2: Steel screws of property class 8.8, stainless steel screws and non-ferrous metal screws (ИСО 7046-2 Винты с потайной головкой (головка общего типа) и крестообразным шлицем типа Н или типа Z. Класс изделия А. Часть 2. Стальные винты класса качества 8.8, винты из нержавеющей стали и цветных металлов)
ISO 7047, Raised countersunk head screws (common head style) with type H or type Z cross recess — Product grade А (ИСО 7047 Винты с полупотайной головкой (головка общего типа) и крестообразным шлицем типа Н или Z. Класс изделия А)
ISO 21005, Ships and marine technology — Thermally toughened safety glass panes for windows and side scuttles (ИСО 21005 Суда и морские технологии. Термически закаленные безопасные стекла для окон и бортовых иллюминаторов)
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 6345 и ИСО 21005.
Бортовые иллюминаторы классифицируют по серии, типу, исполнению и номинальному размеру согласно 4.1—4.4.
Примечание — Варианты конструкции бортовых иллюминаторов приведены в 4.5 и таблице 3.
Требования к характеристикам материалов приведены в 6.2 и таблице 10.
В бортовых иллюминаторах нормальной серии применяют закаленные безопасные стекла, отвечающие требованиям ИСО 21005.
В бортовых иллюминаторах огнестойкой серии, устанавливаемых в помещениях классов А и В, применяют стекло, отвечающее требованиям ИСО 5797. Конструкцию бортового иллюминатора, способ установки рамы, рамки стекла и корпуса, требования к дополнительным испытаниям и маркировке определяют по ИСО 5797.
Бортовые иллюминаторы подразделяют на:
- тип А — иллюминаторы тяжелые;
- тип В — иллюминаторы нормальные;
- тип С — иллюминаторы облегченные.
Исполнение бортовых иллюминаторов определяют в соответствии со следующими основными характеристиками по ИСО 6345:
- вид иллюминатора — створчатый или глухой;
- наличие штормовой крышки;
- направление открывания рамы;
- тип задраек.
Варианты исполнения иллюминаторов приведены в таблице 1.
Номинальные размеры бортового иллюминатора определяют по диаметру просвета иллюминатора с/1, приведенному в таблице 2.
Варианты конструкции бортовых иллюминаторов нормальной серии (N) и огнестойкой серии (Р) приведены в таблице 3.
Графические изображения бортовых иллюминаторов, приведенные в таблице 3, не определяют конструкцию, а представляют упрощенный пример.
Таблица 1 — Исполнения бортовых иллюминаторов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 Штормовая крышка открывается вверх. Бортовые иллюминаторы со штормовой крышкой, открывающейся вниз, могут быть предметом специального соглашения. |
Таблица 2 —Номинальные размеры бортовых иллюминаторов | ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3
Бортовые иллюминаторы всех серий, типов, исполнений и размеров следует изготавливать с соблюдением требований настоящего стандарта, они должны отвечать требованиям, приведенным в разделе 7.
Бортовые иллюминаторы огнестойкой серии (Р), их рамы и корпусы следует изготавливать из материалов с механическими характеристиками по ИСО 5797.
Бортовые иллюминаторы должны быть спроектированы таким образом, чтобы превышение температуры не вызывало напряжения в стекле, приводящего к растрескиванию.
Номинальные размеры бортовых иллюминаторов приведены на рисунке 1 и в таблицах 4 и 5.
Примечание — Рисунок 1 не определяет конструкцию, серию, тип и исполнение бортового иллюминатора. Он приведен только для указания номинальных размеров. На рисунке изображен створчатый бортовой иллюминатор со штормовой крышкой.
б) Способ крепления — сваркой
а Высота выступающей части корпуса — размер с (см. 5.2.2).
Рисунок 1 — Основные размеры бортового иллюминатора
5
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 Задраивающие устройства включают задрайки и шарнирные оси рам с круглыми отверстиями (см. 5.6). |
Рекомендованная номинальная высота выступающей части корпуса бортового иллюминатора для всех типов, исполнений и номинальных размеров иллюминаторов приведена в таблице 5.
Таблица 5 —Высота выступающей части корпуса (размер с) |
Диаметр посадочного места для стекла в раме створчатого бортового иллюминатора или в корпусе глухого бортового иллюминатора d4 (см. рисунок 5) приведен в таблице 6.
Минимальная толщина бортового иллюминатора нормальной серии (N) — по ИСО 21005.
Минимальная толщина бортового иллюминатора огнестойкой серии (Р) — по ИСО 5797.
Для крепления стекла применяют два типа рамок: рамки с резьбой (RFA) (см. рисунок 2) или рамки с фланцами и отверстиями для винтов (RFB и RFC) (см. рисунки 3, 4).
Номинальные размеры рамок с резьбой приведены в таблице 6. Рамки типа RFA не используются для глухих иллюминаторов со способом крепления — сваркой (см. таблицу 1).
Номинальные размеры рамок с фланцами приведены в таблице 6.
Рамки типа RFB могут применяться для всех типов и видов бортовых иллюминаторов.
Рамки типа RFC применяют для бортовых иллюминаторов без штормовых крышек.
Для крепления рамок типа RFB и RFC применяют винты со шлицевыми или крестовыми головками в соответствии с ИСО 1207, ИСО 1580, ИСО 2009, ИСО 2010, ИСО 7045, ИСО 7046-2 или ИСО 7047 по усмотрению изготовителя. Винты должны иметь следующие характеристики:
- резьба Мб;
- минимальная длина 16 мм;
- материал: нержавеющая сталь А50, медный или алюминиевый сплав с прочностью, соответствующей максимально допустимому давлению по таблице А.1 (приложение А) для соответствующего типа бортового иллюминатора.
| |||||||
Рисунок 2 — Рамка крепления стекла. Тип RFA |
| ||||||||||||||
Рисунок 3 — Рамка крепления стекла с фланцами. Тип RFB |
Рисунок 4 — Рамка крепления стекла. Тип RFC |
7
1
Приводится вместе с наименованием производителя или торговой маркой.
13