Устанавливает требования по расположению информационных устройств и элементов управления. Стандарт устанавливает требования к рабочему месту водителя автобуса с низким расположением пола, в котором имеется более восьми сидений для пассажиров (кроме сиденья водителя), имеющего максимальный вес более пяти тонн и габаритную ширину более 2,30 м.
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины, определения и обозначения
4 Контрольные и информационные устройства
5 Регулируемая приборная панель
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации (и действующим в этом качестве межгосударственным стандартам)
Библиография
12 страниц
Дата введения | 01.12.2012 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Актуализация | 01.01.2021 |
01.12.2011 | Утвержден | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | 668-ст |
---|---|---|---|
Разработан | АНО НИЦ КД | ||
Издан | Стандартинформ | 2012 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
ГОСТ Р исо 16121-3-2011
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Часть 3
ISO 16121-3:2011
Road vehicles — Ergonomic requirements for the driver’s workplace in line-service buses — Part 3: Information devices and controls
(IDT)
Издание официальное
Москва
Стандартинформ
2012
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АНО «НИЦ КД») на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 «Эргономика»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. № 668-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 16121-3:2011 «Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя в автобусах. Часть 3. Информационные устройства и элементы управления» (IS016121-3:2011 «Road vehicles — Ergonomic requirements for the driver's workplace in line-service buses — Part 3: Information devices and controls»).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок— в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
©Стандартинформ, 2012
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации (и действующим в этом качестве межгосударственным стандартам)
Таблица ДА.1 | ||||||||||||||||||
|
Библиография
[1] VDV 234 Driver’s work place in the low-floor line-service bus, Verband Deutscher Verkehrsbetriebe (VDV), Cologne, Germany
[2] TCRP Report 25, Bus operator workstation evaluation and design guidelines — summary, sponsored by the Federal Transit Administration, USA, 1997
[3] STRP Report# 6, Ergonomic study of the driver’s workstation in urban buses, Canadian Urban Transit Association
[4] NEN 5526, Nederlandse Norm, Ergonomische criteria voor het ontwerpen de beoordeling van de buscabine, Delft 1999
[5] Swedish Road and Transport Research Institute, Driver’s Cab in Buses, Phase 3: Field tests — Summary
[6] Bus Cab Ergonomics: Assessment of general layout and guidelines, by ICE Ergonomics Ltd and Sammie CAD Ltd, UK, August 2000
7
УДК 331.41:006.354 ОКС 42.020 Э65
Ключевые слова: эргономика, транспортное средство, информационные устройства, элементы управления, зоны приборной панели.
Редактор И.В. Меньших Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор В.И. Баренцева Компьютерная верстка ИЛ. Налейкиной
Сдано в набор 30.07.2012. Подписано в печать 13.08.2012. Формат 60 х 84/а. Гарнитура Ариал.
Уел. печ. л. 1,40. Уч.-изд. л. 0,85. Тираж 84 экз. Зак. 702.
ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru info@gostinfo.ru
Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ.
Отпечатано в филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» — тип. «Московский печатник», 105062 Москва, Лялин пер., 6.
Содержание
1 Область применения...................................................1
2 Нормативные ссылки..................................................1
3 Термины, определения и обозначения.......................................1
4 Контрольные и информационные устройства...................................4
5 Регулируемая приборная панель...........................................5
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов
ссылочным национальным стандартам Российской Федерации (и действующим
в этом качестве межгосударственным стандартам).....................7
Библиография........................................................7
Низкая эргономичность рабочего места водителя автобуса, предназначенного для рейсовых городских и междугородних перевозок, приводит к увеличению физического и умственного напряжения водителя.
В настоящем стандарте приведены рекомендации для проектировщика рейсовых автобусов по разработке общей эргономической концепции рабочего места водителя. Рекомендуемые требования к рабочему месту водителя рейсового автобуса, установленные в настоящем стандарте, основаны на научных выводах исследовательского проекта «Рабочее место водителя в рейсовом автобусе», который был проведен в Германии и обобщен в рекомендациях VDV234 [1]. В стандарте также учтены всесторонние эргономические исследования, относящиеся к конструкции улучшенного рабочего места водителя, проведенные в США, Канаде, Нидерландах, Швеции и Соединенном Королевстве ([2]—[6]).
Настоящий стандарт предлагает практические решения для всего диапазона роста водителей, в том числе 1,58 м (невысокая женщина) и 2,0 м (высокий мужчина). Рост включает в себя высоту подошвы обуви (30 мм).
Важно, чтобы при проектировании рабочего места водителя были учтены требования всех стандартов серии ИСО 16121 (части 1—4).
Следует отметить, что при наличии национальных требований в рассматриваемой области они также должны быть выполнены. В случае возникновения противоречий между национальными требованиями и требованиям стандартов серии ИС016121 в какой-либо специфической области национальные требования должны превалировать только в этой специфической области.
IV
ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Требования к рабочему месту водителя автобуса Часть 3
Ergonomic of vehicles. Requirements for the workplace of bus driver.
Part 3. Information devices and controls
Дата введения — 2012—12—01
Настоящий стандарт устанавливает требования по расположению информационных устройств и элементов управления.
Настоящий стандартустанавливаеттребования к рабочему месту водителя автобуса с низким расположением пола, в котором имеется более восьми сидений для пассажиров (кроме сиденья водителя), имеющего максимальный вес более пяти тонн и габаритную ширину более 2,30 м.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ИСО 2575 Транспорт дорожный. Символы для элементов управления, индикаторов и сигнализаторов (ИСО 2575, Road vehicles — Symbols for controls, indicators and tell-tales)
ИСО 4040 Транспорт дорожный. Расположение элементов ручного управления, индикаторов и сигнализаторов в автомобилях (ISO 4040, Road vehicles — Location of hand controls, indicators and tell-tales in motor vehicles)
ИСО 16121-1 Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя в автобусах. Часть 1. Общее описание, основные требования (ISO 16121-1, Road vehicles — Ergonomic requirementsforthedriver's workplace in line-service buses — Part 1: General description, basic requirements)
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 транспортное средство с низким расположением пола (low-floor): Транспортное средство, в котором не менее 35 % площади (или площади его передней части в случае сочлененного транспортного средства), отводимой для стоящих пассажиров, образует сплошную поверхность без ступенек, на которую пассажир может подняться, сделав только один шаг с поверхности земли, имеющее хотя бы одну дверь, позволяющую это сделать.
3.1.2 предварительное предупреждение (early warning): Визуальный сигнал предупреждения, не требующий немедленного принятия мер.
3.1.3 сигнал тревоги (alert): Визуальный сигнал тревоги, требующий немедленного принятия мер.
Издание официальное
3.1.4 зона A (zone Л): Зона на приборной панели, находящаяся за рулевым колесом, ограниченная горизонтальной касательной плоскостью, проходящей через высшую точку рулевой колонки, находящейся в своем самом верхнем положении, вертикальными плоскостями, проходящими через левую и правую крайние точки обода рулевого колеса, и верхней частью приборной панели (см. рисунок 1).
3.1.5 зона В (zone В): Зона слева от рулевого колеса, ограниченная с правой стороны вертикальной плоскостью, проходящей через левую крайнюю точку обода рулевого колеса, с левой и верхней сторон — досягаемостью руки R (см. рисунки 1 и 2), с нижней стороны — плоскостью, перпендикулярной к оси сиденья, проходящей на 60 мм ниже центра рулевого колеса (в центральном положении, как рекомендовано изготовителем).
3.1.6 зона С (zone С): Зона, имеющая такую же форму, как и зона В, но располагающаяся в зеркальном отражении справа от рулевого колеса (см. рисунок 1).
3.1.7 зона S1 (zone В^)\ Дополнительная область под зоной В, имеющая туже ширину, что и зона В, от нижней границы зоны В до прямой, проходящей через нижнюю границу приборной панели (см. рисунок 1).
Примечание — Зона Вч может быть объединена с зоной В.
3.1.8 зона Сл (zone CJ: Дополнительная область, имеющая такую же форму, какизонаВ.,, но располагающаяся в зеркальном отражении, справа от рулевого колеса ниже зоны С (см. рисунок 1).
Примечание — Зона С-\ может быть объединена с зоной С.
3.1.9 зона D (zone D): Боковая консоль слева от водителя, ограниченная с правой стороны плоскостью, параллельной срединной плоскости водителя, расположенной на расстоянии до сиденья не менее 100 мм, с верхней стороны — нижней границей зоны Bv с левой и нижней сторон — стенами и полом кабины (см. рисунок 1).
3.1.10 зона Е (zone Е): Боковая консоль справа от водителя, ограниченная с левой стороны плоскостью, параллельной срединной плоскости водителя, расположенной на расстоянии до сиденья не менее 100 мм, с верхней стороны — нижней границей зоны C1t с правой стороны — в зависимости от норм для проходов, с нижней стороны — стенами и полом кабины (см. рисунок 1);
3.1.11 зона F (zone Е): Потолочная консоль над рабочим местом водителя, которая находится за пределами досягаемости рук сидящего водителя (см. рисунок2).
3.1.12 диапазон досягаемости рук (hand reach range): Область, ограниченная двумя обращенными вперед полусферами с радиусом 750 мм и центрами, расположенными в плечевых точках.
3.13 плечевая точка, ПТ (shoulder point, SP): Точка, расположенная слева или справа от нулевой плоскости Yна расстоянии 170 мм по горизонтали и на 530 мм выше точки Н, когда сиденье находится в своем самом переднем и самом нижнем положении.
LHD — транспортное средство с левосторонним управлением,
RHD — транспортное средство с правосторонним управлением.
2
Размеры в миллиметрах |
А — зона Л (3.1.4); В — зона 6 (3.1.5); В1 — зона Б1 (3.1.7); С — зона С (3.1.6); С1 — зона С1 (3.1.8); D — зона D(3.1.9); Е — зона Е (3.1.10); точка Н — соответствует водителю невысокого роста; R — диапазон досягаемости руки = 750 мм;
ПТ — плечевая точка
Рисунок 1 — Определение зон, вид сверху
Размеры в миллиметрах |
1 — рулевое колесо; 2 — приборная панель; А — зона А (3.1.4); В — зона В (3.1.5); В1 — зона В1 (3.1.7); С — зона С (3.1.6); ПТ — плечевая точка; C-j — зона С1 (3.1.8); D — зона D (3.1.9); Е — зона Е (3.1.10); F— зона F (3.1.11); точка Н — соответствует водителю невысокого роста; R — диапазон досягаемости руки = 750 мм
Рисунок 2 — Определение зон, вид сбоку
3
Конструкция информационных устройств (приборов) должна быть разработана на основе следующих эргономических принципов:
- доступности элементов управления из положения, соответствующего обычному управлению транспортным средством без необходимости сгибать верхнюю часть туловища вперед;
- удобного управления кассовым аппаратом и устройством для отрывания (печати) билетов;
- отсутствия ограничений переднему и боковому обзору;
- свободного обзора водителем дисплея, клавиатуры, кассового аппарата, разменного автомата (если установлен) и лотка для денег;
- четкого отображения источника информации с помощью пиктограмм;
- наличия как можно меньшего количества сигнальных ламп, но не менее, чем установлено в национальных требованиях;
- минимизации усилий, необходимых водителю для обнаружения ошибки и принятия мер для ее исправления;
- четкости символов крупного размера (ИСО 2575);
- использования дисплея, способного к выводу графической информации, для централизованного представления данных;
- наличия красной лампы или цветного экрана для сигнала тревоги;
- наличия желтой лампы или цветного экрана для предварительного предупреждения;
- наличия сообщений о неисправностях, которые помогают различать «предварительное предупреждение» и «сигнал тревоги».
Информация, представляемая водителю, должна быть важной, недвусмысленной и как можно меньше отвлекающей водителя. Это вызывает необходимость ранжировать информацию, принимая во внимание следующие факторы:
a) важность (безопасность, возможный ущерб);
b) источник информации;
c) адресат (водитель, обслуживающий персонал).
Приоритетность должна быть определена изготовителем с учетом режима работы.
Необходимо, чтобы информация могла быть сохранена для отображения в будущем. У соответствующего персонала должна быть возможность вызвать вручную сохраненную информацию.
Рекомендуется, чтобы следующие элементы управления на приборной панели и боковых консолях были расположены в соответствии с ИСО 4040:
- спидометр;
- указатель поворота;
- переключатель фар/проблескового прибора;
- стеклоочиститель/омыватель ветрового стекла;
- клавиша включения звукового сигнала (гудка).
Следующие приборы/устройства должны быть расположены в зоне Л:
- сигнальные лампы;
- главный информационный дисплей;
- индикаторы предупреждения и тревоги.
Следующие приборы/устройства должны быть расположены в зоне В:
- мигающая аварийная сигнализация (L/-/D);
- оборудование для автоматического мониторинга состояния транспортного средства и продажи билетов или аналогичные устройства в RHD (оно может быть расположено в зоне В^;
- переключатель фар (может быть расположен в зоне Вл)\
- переключатель передних противотуманных фар (может быть расположен в зоне BJ;
- переключатель задних противотуманных фар (может быть расположен в зоне BJ;
- переключатель внутреннего освещения пассажирского салона (альтернативно может быть расположен в зоне В.,);
- видеодисплеи (альтернативное местоположение).
4
В отношении сигнальных устройств и видеодисплеев можно не учитывать ограничение досягаемости рук.
Следующие приборы/устройства могут быть расположены в зоне В1 (см. 4.4):
- переключатель фар (альтернативное местоположение);
- переключатель передних противотуманных фар (альтернативное местоположение);
- переключатель задних противотуманных фар (альтернативное местоположение);
- переключатель внутреннего освещения пассажирского отделения (альтернативное местоположение).
Следующие приборы/устройства должны быть расположены в зоне С:
- контрольный переключатель двери (альтернативно может быть расположен в зоне Е в RHD)\
- устройство блокировки движения при открытых дверях (если установлено);
- элемент управления подвеской (если установлен) (альтернативно может быть расположен в зоне Е в RHD)\
- мигающая аварийная сигнализация (RHD);
- подъемное устройство/рампа (если установлено) (альтернативно может быть расположено в
зоне Е в RHD)\
- оборудование автоматического мониторинга состояния транспортного средства и продажи билетов или аналогичные устройства в LHD (альтернативно могут быть расположены в зоне Е);
- видеодисплеи (альтернативное местоположение).
Следующие приборы/устройства могут быть расположены в зоне С^:
- исполнительные механизмы, указанные в пункте 4.6 (опускающее устройство/рампа, ит. д.) (альтернативное местоположение).
Следующие приборы/устройства должны быть расположены в зоне D:
- оборудование автоматического мониторинга состояния транспортного средства и продажи билетов или аналогичные устройства в RHD (см. 4.4);
- стояночный тормоз, приводимый в действие с помощью регулируемого тормозного крана с ручным управлением в LHD;
- элементы управления отоплением/вентиляцией в LHD.
Ни один элемент управления, необходимый для нормального управления транспортным средством, не должен находиться позади точки Н водителя невысокого роста.
Следующие приборы/устройства могут быть расположены в зоне F:
- элементы управления редко используемым оборудованием, например:
- видеодисплеями;
- элементами управления видеосистемой.
Для улучшенной эргономичности управления все зоны могут быть наклонены в сторону водителя (рекомендуется наклон от 10° до 20°).
Если приборная панель представляет собой регулируемый комплектный узел, включающий зоны А, В и С, то при проектировании должны быть применены следующие критерии:
- регулировка выполняется одновременно для всех зон вместе с возможной регулировкой рулевого колеса;
- доступность элементов управления из нормального положения водителя при вождении без необходимости сгибания верхней части туловища вперед;
- наличие достаточного расстояния до плоскости рулевого колеса в соответствии с ИСО 4040;
- отсутствие управления устройствами «через рулевое колесо»;
5
- достаточное пространство для ног между приборной панелью и сиденьем во всех положениях сидя (см. ИСО 16121-1 для информации по диапазону регулировки);
- отсутствие затруднений, связанных с взаимным влиянием соседних компонентов друг на друга при регулировке;
- отсутствие возможности защемления или зажатия частей тела.
Рекомендуется конструкция рулевого колеса и приборной панели в виде объединенного регулируемого узла. При конструировании должно быть обеспечено минимальное влияние системы рулевого управления (вибрации, сотрясения и т. д.) на приборы и устройства для возможности быстрого, легкого, безошибочного считывания информации и управления.
6