Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

19 страниц

Купить ГОСТ Р 59126-2020 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на регулирующую арматуру различного типа, предназначенную для эксплуатации в системах автоматического регулирования на объектах магистрального трубопровода для транспортировки нефти и нефтепродуктов. Настоящий стандарт устанавливает методику расчета требуемых гидравлических и кавитационных характеристик регулирующей арматуры

 Скачать PDF

 
Дата введения01.07.2021
Актуализация01.01.2022

Этот ГОСТ находится в:

Trunk pipeline transport of oil and oil products. Pipeline valves. Calculation method of required hydraulic and cavitation characteristics of control valves for selection in automatic control systems

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19

ГОСТ Р

59126-

2020

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов.

Арматура трубопроводная

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ТРЕБУЕМЫХ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ И КАВИТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АРМАТУРЫ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ДЛЯ ВЫБОРА В СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

т

Издание официальное

Стаидартииформ

2020

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Научно-производственная фирма «Центральное конструкторское бюро арматуростроения» (АО «НПФ «ЦКБА») и Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт трубопроводного транспорта» (ООО «НИИ Транснефть»)

2    ВНЕСЕН Подкомитетом ПК 7 «Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов» Технического комитета по стандартизации ТК 023 «Нефтяная и газовая промышленность»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2020 г. No 938-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федоралыгого закона от 29 июня 2015 г. М> 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федералы1ого агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (wmv.gost.ru)

© Стандартинформ. оформление. 2020

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии II

Приложение Б (справочное)

Перечень рабочих сред

Б.1 Нефть — по ГОСТ 31378. ГОСТ Р 51858. техническому регламенту [1J.

Б.2 Нефтепродукты — по техническому регламенту (2]. в том числе:

-    автомобильный бензин — по ГОСТ 2084. ГОСТ Р 51105. ГОСТ Р 51866. ГОСТ 32513. техническим условиям;

-    дизельное топливо — по ГОСТ 305, ГОСТ Р 52368. ГОСТ 32511. техническим условиям;

-    топливо для реактивных двигателей — по ГОСТ 10227. ГОСТ Р 52050. техническим условиям;

-    авиационный бензин — по ГОСТ 1012. техническим условиям;

-    мазут — по ГОСТ 10585.

Б.З Другие нефтепродукты (по требованию заказчика).

Приложение В (обязательное)

Формулы для расчета требуемых гидравлических и кавитационных характеристик

регулирующей арматуры

Требуемый коэффициент кавитации регулирующей арматуры Кс ^,еб вычисляют по формуле

(В.1)

и    —    ^PAmh

ЛСтроО - р-р—

~\ - 'нп

где ДРрдгпп — минимальный перепад давления на регулирующей арматуре. МПа;

Р, — абсолютное давление на входе в кснфузор (при отсутствии конфузора — на входе регулирующей арматуры), МПа;

Рнп — давление насыщенных паров при температуре рабочей среды, МПа.

Перепад давления, соответствующий началу газовой кавитации АРа, МПа. вычисляют по формуле

ЛРа = Ка-(Р1г).    (В.2)

где Ка — коэффициент начала газовой кавитации регулирующей арматуры;

Р, — абсолютное давление, при котором из рабочей среды выделяется газ. МПа.

Примечание — При отсутствии данных о значении Рг его принимают равным атмосферному давлению МПа.

Коэффициент начала газовой кавитации регулирующей арматуры Ка вычисляют по формуле

Ка = 0.5^.    (В.З)

где Кт— коэффициент критического перепада давления на регулирующей арматуре.

Перепад давления, соответствующий началу кавитации. АР^. МПа. вычисляют по формуле

<в-4)

где Кс — коэффициент кавитации регулирующей арматуры.

Перепад давления, соответствующий режиму развитой кавитации ДЯЫ. МПа. вычисляют по формуле

(В-5)

где г— полуэмпирический коэффициент критического отношения давлений.

(В.6)

Полуэмпирический коэффициент критического отношения давлений г вычисляют по формуле

г =0.96-0.28

где Р* — критическое термодинамическое давление среды. МПа. Число Рейнольдса Re вычисляют по фюрмуле

(В-7)

Re =-—-.

где Оы — массовый расход среды, кг/с;

0.о — внутренний диаметр трубопровода, на котором установлена регулирующая арматура, м; р — плотность рабочей среды при рабочих условиях, кг/м3;

„    3.564    -104

н =

v — коэффициент кинематической вязкости при температуре среды на входе Г,. м2/с. Расчетную пропускную способность KVp вычисляют по формуле

(В-8)

где Су,v mjn — квадратичный модуль при минимальном перепаде на регулирующем элементе.

9

Квадратичный модуль при минимальном перепаде на регулирующем элементе С а) если число Рейнольдса Re больше или равно 104, по формуле


Кр min


вычисляют:


С,


лип ' Р Ом»п«х


(В-9)


где О,., тах — максимальный массовый расход среды, кг/с;

б) если число Рейнольдса Re меньше 104, по формуле


Ск


pmln


106APPAmtn p-i) • nQM Олтах


(В.Ю)


где q — коэффициент динамической вязкости при Г,. Па • с (где Г, — температура рабочей среды на входе регулирующей арматуры. 'С);

С/ip т,П — модуль вязкости при минимальном перепаде на регулирующем элементе.

Модуль вязкости при минимальном перепаде на регулирующем элементе СЛрП1(п вычисляют по формуле


^pmln


(В.11)


где а. Ь. с — коэффициенты для расчета квадратичного модуля;

DN — номинальный диаметр регулирующей арматуры.

Значения коэффициентов для расчета квадратичного модуля приведены в таблице В.1.


Таблица В.1 — Значения коэффициентов для расчета квадратичного модуля

Тип регулирующей арматуры

Значение коэффициента

9

ь

С

Дисковые затворы

276.0

0.07154

0.7679

Регулирующая арматура других типов

240.0

1.30600

1,0770

Квадратичный модуль конфузора Ск> вычисляют по формуле



(В-12)


где угу — коэффициент сопротивления конфузора в режиме турбулентной автомодельности;

F, — площадь сечения патрубка на входе в конфузор. м2;

F2 — площадь сечения патрубка на выходе из конфузора, м2.

Коэффициент сопротивления конфузора в режиме турбулентной автомодельности {J-jy вычисляют по формуле


чту*


(В.13)


где лк, тк — эмпирические коэффициенты для расчета коэффициента сопротивления конфузора;

/. — коэффициент гидравлического трения;

|1Г — центральный угол конфузора. градусы.

Эмпирический коэффициент для расчета коэффициента сопротивления конфузора mt вычисляют по формуле


10 3Р<У |2

0,р J '


(В-14)


где D,p — внутренний диаметр трубопровода, на котором устанавливают регулирующую арматуру, м. 10


Эмпирический коэффициент для расчета коэффициента сопротивления конфузора вычисляют по формуле


л„ = 5.68010-4    _ 4.36010 2 |\ + 1.

Модуль вязкости конфузора Свычисляют по формуле

Со - Lany-

* 'V'V

где Lany — критерий Лагранжа для конфузора;

02( — диаметр сечения патрубка на выходе из конфузора. м Критерий Лагранжа для конфузора Lany> вычисляют по формуле

Lanyr -г—-г- + 1Z6(sinft.)

3Мт<

Квадратичный модуль диффузора Ск вычисляют по формуле

пя


(В. 15)


(В. 16)


(В. 17)


Ск. =•


-Mr


(В-18)


где Цуу — коэффициент сопротивления диффузора в режиме турбулентной автомодельности;

Я — площадь сечения патрубка на входе в диффузор, м2;

Я — площадь сечения патрубка на выходе из диффузора, м2.

Коэффициент сопротивления диффузора в режиме турбулентной автомодельности £|у вычисляют по формуле


(1-/П2)

ГДЕ


(В.19)


где Лд. тд — эмпирические коэффициенты для расчета коэффициента сопротивления диффузора;

|(д— центральный угол конфузора. градусам.

Эмпирический коэффициент для расчета коэффициента сопротивления диффузора та вычисляют по формуле


Г10 30/У Г

=l J '


(В.20)


где Dip— внутренний диаметр трубопровода, на котором устанавливают регулирующую арматуру, м.

Эмпирический коэффициент для расчета коэффициента сопротивления диффузора лд вычисляют по формуле

пд = 5.580 10'4 р2 + 1.050- 10'2рд +2.165 • 10’2.    (В.21)


Модуль вязкости диффузора Сдд вычисляют по формуле

г - Lany«

--


(В-22)


где LaЛУд — критерий Лагранжа для диффузора:

О, — диаметр сечения патрубка на входе в диффузор, м. Критерий Лагранжа для диффузора La^ вычисляют по формуле


tahv*


^sJ + 12.6(Slnpe)0-25.

Кт)


(В-23)


Уточненную пропускную способность вычисляют по формуле

3.564-104


(В-24)


где С* — квадратичный модуль при минимальном перепаде на регулирующем элементе с учетом потерь в с диффузоре и конфузоре.

Квадратичный модуль при минимальном перепаде на регулирующем элементе с учетом потерь в диффузоре

А


и конфузоре С* вычисляют по формуле


С„ =--

р 1+е (Ск ь )с '


(В-25)


где А. В — эмпирические коэффициенты.

Эмпирический коэффициент А вычисляют по формуле


1 Ю6-ДЯРАт1п р    <4

Аа---<Скк    +Ск«>—а;-


(В-26)


Эмпирический коэффициент В вычисляют по формуле


В - г) а


(10~3 DN}b Qlmai


(В-27)


Критическое число Рейнольдса Яе вычисляют по формуле


Яе.


500


(В.28)


где Д — относительная шероховатость трубопровода.

Относительную шероховатость трубопровода Д вычисляют по формуле

Д = ^-.

Dtp

где Д — абсолютная шероховатость трубопровода, м.

Второе переходное число Рейнольдса Яе2 вычисляют по формуле

Яе2 = 2090 (Д)000645.

Число Рейнольдса для цилиндрических труб Red вычисляют:

а) если значение эмпирического коэффициента А, меньше 0. по формуле


(В 29)


(В.ЗО)


(АНЯ


(В.31)


где AQ — эмпирический коээфициент;

б) если значение эмпирического коэффициента А, равно 0. по формуле


64

Аз'


(В.32)


в) если значение эмпирического коэффициента А. больше 0. по формуле



(В.ЗЗ)


Эмпирический коэффициент А1 вычисляют по формуле

А, = В-С* . ^    4000 - Rez


(В-34)


где С2 — эмпирический коэффициент. 12


Эмпирический коэффициент AQ вычисляют по формуле

(В.35)

(В.36)

(В-37)

(В.38)

(В-39)

>4о = В-40О0 • Av Эмпирический коэффициент В вычисляют по формуле

8 =

1

0.5975 1п2[0.2785 • (Д)125 + 0.0015875]

Эмпирический коэффициент С2 вычисляют:

а)    если значение относительной шероховатости Д меньше или равно 0.07. по формуле

С2 = 0.0531(Д)0.0О4ОВЗ.

б)    если значение относительной шероховатости Д больше 0.07. по формуле

С2 = 0.1450(A)0244.

Коэффициент гидравлического трения к вычисляют:

а) если число Рейнольдса Re меньше числа Рейнольдса для цилиндрических труб Rea, по формуле

Л=®1;

Re

б)    если число Рейнольдса Re больше числа Рейнольдса для цилиндрических труб Red. но меньше 4000. по формуле

Х = Д0 + Д,Яе:    (В.40)

в)    если число Рейнольдса Re больше 4000. но меньше критического числа Рейнольдса Reip, по формуле

0.5976    O.IIORe0112    •    (Д)']    41)

Ре

г)    если число Рейнольдса Re больше критического числа Рейнольдса Re,p, по формуле

(В-42)

1

[1.14-2.00-lg(A))2

Библиография

[11 Технический регламент Евразийского экономического союза ТРЕАЭС 045/2017 [2] Технический регламент

Таможенного союза ТР ТС 013/2011

О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и/или использованию

О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту

УДК 621.643.4:006.354    ОКС    23.060.40

Ключевые слова: трубопроводная арматура, регулирующая арматура, гидравлические характеристики, кавитационные характеристики, методика расчета, пропускная способность, пропускная характеристика

Редактор Л.И. Нахимова Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор М.И. Першина Компьютерная верстка И.А. Напвйхиной

Сдано в набор 28.10.2020. Подписано в печать 14.12.2020. Формат 60*84'/е. Гарнитура Ариал.

Уел. печ. л. 2.32. Уч.-изд. л. 2.10.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМо для комплектования Федерального информационного фонда стандартов, 117418 Москва, Нахимовский пр-т. д. 31. к. 2. wvAv.gostinfo.ru info@gostinfo.ru

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................1

3    Термины и определения....................................................... 2

4    Общие положения...................................................................2

5    Выбор типа регулирующей арматуры............. 5

6    Расчет требуемых гидравлических и кавитационных характеристик..........................5

Приложение А (справочное) Методы устранения кавитационных и критических режимов работы

регулирующей арматуры..................................................7

Приложение Б (справочное) Перечень рабочих сред........................................8

Приложение В (обязательное) Формулы для расчета требуемых гидравлических и кавитационных

характеристик регулирующей арматуры......................................9

Библиография........................................................................14

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Арматура трубопроводная

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ТРЕБУЕМЫХ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ И КАВИТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АРМАТУРЫ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ДЛЯ ВЫБОРА В СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Trunk pipeline transport of oil and oil products. Pipeline valves. Calculation method of required hydraulic and cavitation characteristics of control valves for selection in automatic control systems

Дата введения — 2021—07—01

1    Область применения

1.1    Настоящий стандарт распространяется на регулирующую арматуру различного типа, предназначенную для эксплуатации в системах автоматического регулирования на объектах магистрального трубопровода для транспортировки нефти и нефтепродуктов.

1.2    Настоящий стандарт устанавливает методику расчета требуемых гидравлических и кавитационных характеристик регулирующей арматуры.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.2.063 Арматура трубопроводная. Общие требования безопасности

ГОСТ 305 Топливо дизельное. Технические условия

ГОСТ 1012 Бензины авиационные. Технические условия

ГОСТ 2084 Бензины автомобильные. Технические условия

ГОСТ 10227 Топлива для реактивных двигателей. Технические условия

ГОСТ 10585 Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия

ГОСТ 24856 Арматура трубопроводная. Термины и определения

ГОСТ 31378 Нефть. Общие технические условия

ГОСТ 32511 (EN 590:2009) Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия ГОСТ 32513 Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия ГОСТ Р 51105 Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия

ГОСТ Р 51858 Нефть. Общие технические условия

ГОСТ Р 51866 (ЕН 228—2004) Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия ГОСТ Р 52050 Топливо авиационное для газотурбинных двигателей Джет А-1 (Jet А-1). Технические условия

ГОСТ Р 52368 (ЕН 590:2004) Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который

Издание официальное

дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 24856. а также следующий термин с соответствующим определением:

3.1

коэффициент критического перепада давления Кт: Безразмерный коэффициент, используемый для расчета критического перепада давления ДРт, соответствующего достижению критического расхода, остающегося постоянным независимо от увеличения перепада давления на регулирующей арматуре.

[ГОСТ 34437-2018, пункт 3.1.6]

4 Общие положения

4.1    Методика расчета требуемых гидравлических и кавитационных характеристик регулирующей арматуры для выбора в системы автоматического регулирования состоит из следующих этапов:

а)    выбор типа регулирующей арматуры:

б)    расчет требуемых гидравлических и кавитационных характеристик.

4.2    Схема алгоритма методики расчета требуемых гидравлических и кавитационных характеристик регулирующей арматуры приведена на рисунке 1.

4.3    Гидравлическими характеристиками регулирующей арматуры являются:

-    пропускная способность;

-    пропускная характеристика.

4.4    Кавитационными характеристиками регулирующей арматуры являются:

-    коэффициент кавитации;

-    коэффициент критического перепада давления.

4.5    Задачей расчета гидравлических и кавитационных характеристик регулирующей арматуры является выбор регулирующей арматуры, обеспечивающей:

-    бескавитационный режим работы регулирующей арматуры;

-    нахождение регулирующего элемента в рабочем диапазоне регулирования;

-    отсутствие колебаний и вибраций регулирующей арматуры, являющихся следствием гидродинамического воздействия потока на регулирующий элемент.

4.6    Расчет и выбор гидравлических и кавитационных характеристик регулирующей арматуры проводит изготовитель регулирующей арматуры на основании опросных листов, представленных заказчиком.

4.7    Опросные листы содержат исходные данные для различных режимов регулирования от минимального расхода рабочей среды до максимального расхода рабочей среды, необходимых для поддержания технологических режимов транспортировки нефти/нефтепродуктов.

DN — номинальный диаметр регулирующей арматуры; DN* — номинальный диаметр регулирующей арматуры, уточненный по результатам расчета; — внутренний диаметр трубопровода, на котором устанавливается регулирующая арматура, м: V«vy относительная пропускная способность; KVp — расчетная пропускная способность регулирующей арматуры; KVp* — расчетная пропускная способность с учетом потерь в конфузоре и диффузоре. м3»Ч; Куу — условная пропускная способность регулирующей арматуры. м3/ч;    — условная пропусхиая способность регулирующей арматуры, уточненная по результатам

расчета, м^ч, Nv N2 — коэффициенты запаса по пропускной способности регулирующей арматуры; Кс — коэффициент кавитации регулирующей арматуры. Кт — коэффициент критического перепада давления на регулирующей арматуре. Кс урод — требуемый коэффициент кавитации регулирующей арматуры; ДРа — перепад давления на регулирующей арматуре. соответствующий началу газовой кавитации. МПа; ДРрА min — минимальный перепад давления на регулирующей арматуре. Мпа; ДР0|. —* перепад давления, соответствующий началу кавитации. МПа.

Рисунок 1 — Схема алгоритма методики расчета требуемых гидравлических и кавитационных характеристик

регулирующей арматуры

I


*


Рмш М^АШ щяир^а пеги, ч ilixunspp) *i*^n*. нШЬт^шщт ИЯЩПИII» гм пнимшт рим ушкущиши тфш* mtmvenfKim.

а**иу *сгд МУ« пяфмжмммммп^ ■MWIMlIMflinpri

Jll j1 11" 11 NMT>l»MMKt^|



Мер ИЗ ■»КГдЦИ10<|Щ1 /ушуингшцм

II ■Ilf    ж—m— ьм—

11ННИЖ **и

им



1ЪтнлочвП|1*4|ми

ffri—магот1щмич1>щп

•4“—»

MybM.XMOW



H*t


vc i i ip^^pyibpa^fyf. n*Ty)i«ppffin аиимшти ■хжруиренда^ружре. Рки *тмня Ktf еумтом iWiWwm)H»»nт. Выбор м ■мпчкгцравй

^^ЧРО®"^011    р

меммгяи СпюиАши Симам


immimi фШПМАДОПМВ, <f* жг«ют КцСопьш*



Рисунок 1, ЛИСТ 2


ПР м »с ШСМ

шшЫГ

ryniaiiiwf»f


4.8 Перечень исходных данных для расчета и выбора регулирующей арматуры приведен в таблице 1. Перечень рабочих сред приведен в приложении Б.


Таблица 1 — Перечень исходных данных для расчета и выбора регулирующей арматуры

Наименование параметра

Единица измерения

Наименование рабочей среды1*

Состав рабочей среды

Давление насыщенных паров рабочей среды при температуре на входе Рнп

МПа

Плотность рабочей среды при рабочих условиях р

кг/м3

Коэффициент кинематической вязкости при температуре рабочей среды на входе v

lAc

Массовый расход 0

кг/с


Окончание таблицы 1

Наименование параметра

Единица измерения

Пропускная способность Kv

м3

Температура рабочей среды на входе в регулирующую арматуру 7,

Абсолютное давление на входе в регулирующую арматуру Р,

МПа

Абсолютное давление на выходе из регулирующей арматуры Р2

МПа

Внутренний диаметр трубопровода, на котором устанавливают регулирующую арматуру Dtp

м

11 Перечень рабочих сред приведен в приложении Б.

5    Выбор типа регулирующей арматуры

5.1    Тип регулирующей арматуры и ее характеристики выбирают по конструкторской документации (в т. ч. техническим условиям) изготовителя регулирующей арматуры.

5.2    Для обеспечения оптимальной и устойчивой работы регулирующей арматуры соблюдают следующие критерии выбора:

а)    температура рабочей среды на входе регулирующей арматуры Г, — не более температуры рабочей среды Тдоп;

б)    давление во входном патрубке/конфузоре регулирующей арматуры Р, — не более рабочего давления Рр;

в)    перепад давления на регулирующей арматуре ДРРА — не более перепада давления ДРдоп. определенного исходя из максимального усилия, развиваемого приводом;

г)    при регулировании потока рабочей среды перепад давления на регулирующей арматуре ДРРА должен быть не более кавитационного перепада ЛР, соответствующего началу кавитации. Условие должно сохраняться во всем диапазоне изменения положения регулирующего элемента — от минимального значения положения регулирующего элемента, при котором обеспечивается вид пропускной характеристики, до полностью открытого положения;

д)    отношение максимального расчетного значения пропускной способности KVp к принятому значению условной пропускной способности К^у:

-    для линейной пропускной характеристики — от 0.60 до 0.92;

-    для равнопроцентной пропускной характеристики — от 0,22 до 0.75;

е)    значение расчетного диапазона регулирования. равное отношению максимального расчетного значения пропускной способности К,/0 тах к минимальному KVp т|п, — не более диапазона регулирования Д;

ж)    значение минимальной расчетной пропускной способности KVp min — не более значения минимальной пропускной способности Ку mjn;

и)    значение максимальной расчетной пропускной способности KVp max — не менее значения максимальной пропускной способности тах;

к)    номинальный диаметр DN регулирующей арматуры — от 0.25 • 0,р • 103 до Drp • 103 в соответствии с ГОСТ 12.2.063 — внутренний диаметр трубопровода, на котором устанавливают регулирующую арматуру, м);

л)    максимальная скорость потока среды на прямом участке перед регулирующим элементом — не более 12 м/с. Минимальную скорость потока среды не устанавливают.

6    Расчет требуемых гидравлических и кавитационных характеристик

6.1 Расчет требуемых гидравлических и кавитационных характеристик регулирующей арматуры для выбора в системы автоматического регулирования включает в себя определение требуемых

гидравлических и кавитационных характеристик и выбор номинального диаметра регулирующей арматуры, в том числе:

-    определение режима течения рабочей среды;

* проверку правильности гидравлических характеристик и номинального диаметра регулирующей арматуры;

-    проверку режима течения рабочей среды в промежуточных положениях регулирующего элемента.

6.2    Методы устранения кавитационных и критических режимов работы регулирующей арматуры приведены в приложении А.

6.3    Формулы для расчета требуемых гидравлических и кавитационных характеристик регулирующей арматуры — в соответствии с приложением В.

Приложение А (справочное)

Методы устранения кавитационных и критических режимов работы регулирующей арматуры

А.1 Для усгранения кавитации и критических режимов работы регулирующей арматуры применяют один из следующих методов:

-    с использованием дополнительной регулирующей арматуры;

-    с использованием диафрагмы;

-    с использованием пакета диафрагм.

А.2 Устранение кавитации с использованием дополнительной регулирующей арматуры необходимо выполнять после определения принципа регулирования (равенство перепадов давления, равенство коэффициентов кавитации или др.).

А.З Метод устранения кавитации и критических режимов, схему обвязки регулирующей арматуры и размеры участков трубопровода определяет проектная организация. Изготовитель арматуры учитывает выбранную проектной организацией схему обвязки регулирующей арматуры, в том числе размеры участков трубопровода при расчете и выборе регулирующей арматуры.