Купить ГОСТ Р 59051-2020 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Устанавливает общие требования и руководящие указания, предназначенные для проведения оценки этического воздействия, касающегося этических аспектов исследований и инноваций. Настоящий стандарт направлен на повышение качества проводимых оценок и гармонизацию существующих методов. Настоящий стандарт распространяется непосредственно на оценку этических аспектов, а не на подготовку рекомендаций в части выполнения исследований и инноваций по вопросам этики
Дата введения | 01.01.2021 |
---|---|
Актуализация | 01.06.2021 |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
ГОСТР 59051 — 2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Часть 2
Издание официальное
Москва Стандартинформ 2020 |
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс» (ООО «НИИ «Интерэкомс»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 «Стратегический и инновационный менеджмент»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 сентября 2020 г. Ne 702-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ -О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе <•Национальные стандарты•>, а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе -Национальные стандарты В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя -Национальные стандартыСоответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также е информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (mvw.gost.ru)
© Стандартинформ. оформление. 2020
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии II
Окончание таблицы 1
И
5. Могут оказывать негативное воздействие на благосостояние отдельных граждан, их групп и/или на общественные блага, включая негативное воздействие на культурное наследие (в частности, на благосостояние и интересы отдельных граждан и их групп в обществе, включая и негативное воздействие на качество работ и социальные институты/ структуры, демократию и наиболее важные аспекты культуры и культурного разнообразия)?
Культурное наследие включает в себя как сохранение природных объектов, так и нематериальных атрибутов, ценных как для отдельных групп граждан, так и для общества в целом, например достопримечательности, памятники, артефакты, тексты, архивы, реликвии и ранее полученные знания).
6. Могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду, животных и/или растения, в том числе из-за использования генетически модифицированных организмов (GMO) (в частности, непосредственное и долгосрочное негативное воздействие на окружающую среду, животных и растения по причине используемых биологических, химических, радиологических, ядерных или взрывоопасных элементов, включая ГМО. а также любые негативные антропогенные воздействия на естественную среду обитания и проводимую экологическую политику)?
Прокомментируйте Ваш ответ или кратко опишите любые этические проблемы, которые могут возникать: |
Дайте ответ на следующие вопросы в виде оценки степени серьезности этического воздействия, присвоив 1 (т. е. как очень маловероятного и/или обладающего очень низкой потенциальной серьезностью воздействия) или 5 (т. е. как весьма вероятного и/или обладающего весьма высокой потенциальной серьезностью воздействия)
Предусматривает ли проект простое использование его результатов для проектирования или разработки технологий. методик или протоколов, которые:
7. Могут использоваться в военных целях (в частности, для создания оружия массового поражения, военных систем слежения, автономных комплексов вооружения и др.)?
8. Могут вызывать озабоченность касательно устойчивого развития (в частности, соответствие исследовательского проекта и инноваций целям устойчивого развития в части использования ресурсов, выработки вредных отходов и др.)?
9. Могут стать объектом непредусмотренного применения (в частности, источником неблагоприятного биологического. химического, радиационного, ядерного воздействия, взрывоопасных материалов, или средствами их транспортировки. или использования государственными или другими органами в гражданских целях)?
4.4 Проверка результатов анализа пороговых значений оценки этических воздействий
Если пороговый анализ Е!А-оценки не выявил этических проблем, то независимый орган должен проверить правильность выполнения самого анализа.
Примечание — Проверка результатов независимым органом не освобождает проверявшую организацию от ответственности.
5.1 Цель оценки этических воздействий
Если при пороговом анализе EIA-оценки выявлен ряд этических проблем, то организация или проектный консорциум должны подготовить EIA-план, в котором должна быть учтена последовательность следующих действий:
а) определение масштаба Е!А-оценки.
б) распределение бюджета в соответствии с масштабом EIA-оценки;
в) формирование коллектива, выполняющего EIA-оценки, в соответствии с масштабом этой оценки;
г) формулирование критериев анализа EIA-оценки, например по графику предоставления отчетности. стандартам на обеспечение качества или по целям публикации (для крупномасштабной Е1А-оценки);
д) корректировка (при необходимости) результатов порогового анализа: для инновационно-исследовательского проекта, затрагивающего новые технологии и/или изменение рисков этического воздействия на протяжении всего проекта; при этом финансирующий орган и коллектив, выполняющий проект, должны согласовывать периодически выполняемый пороговый анализ результатов Е1А-оцвнки;
е) проведение (при необходимости) консультаций со всеми заинтересованными сторонами: в тех случаях, когда анализ пороговых значений потребует проведения средне- или крупномасштабной EIA-оценки. Коллектив, выполняющий данный проект, вначале может провести консультации со всеми заинтересованными сторонами. Эти консультации могут быть направлены на:
1) определение конкретных заинтересованных сторон;
2) повышение степени информированности всех заинтересованных сторон о порядке реализации проекта:
3) сбор дополнительной информации от всех заинтересованных сторон относительно возможных этических последствий.
5.2 Опродоление масштаба оценки этических воздействий
Масштаб EIA-оценки влияет на состав команды, выполняющей EIA-оценку, и ее бюджет. При определении масштаба учитывается следующее:
а) масштабы Е1А-оценки:
1) мелкомасштабная оценка: используется для идентификации ограниченного числа этически значимых видов деятельности (одного или двух) и конечных результатов выполнения инновационно-исследовательского проекта, а также для выявления рисков, по крайней мере один из которых можно считать среднезначимым (2 по 5-балльной шкале);
2) среднемасштабная оценка: используется для выявления значительного числа (трех или четырех) этически значимых видов деятельности и конечных результатов выполнения инновационно-исследовательского проекта, а также для выявления рисков, по крайней мере один из которых можно считать достаточно значимым (3 или 4 по 5-балльной шкале):
3) крупномасштабная оценка: используется для выявления большого числа (пяти и более) этически значимых видов деятельности и конечных результатов выполнения инновационно-исследовательского проекта, а также для выявления рисков, по крайней мере один из которых можно считать весьма значимым (4 или 5 по 5-балльной шкале);
б) состав команды, выполняющей EIA-оценку: ниже указаны следующие минимальные требования к составу команды, зависящие от масштаба Е1А-оценки:
1) при мелкомасштабной EIA-оценке: в основном от коллектива требуется выполнение административных работ. При этом коллектив должен возглавлять научный сотрудник — член коллектива по выполнению инновационно-исследовательского проекта, работающий неполный рабочий день:
2) при среднемасштабной EIA-оценке: от коллектива требуется выполнение организационных, консультативных и коллегиальных работ. При этом данный коллектив должен возглавлять научный сотрудник — член коллектива по выполнению инновационно-исследовательского проекта, работающий полный рабочий день;
3) при крупномасштабной EIA-оценке: от коллектива требуется приложение больших совместных усилий с участием большинства заинтересованных сторон. При этом коллектив, выполняющий EIA-оценку в рамках инновационно-исследовательского проекта, должен возглавлять ведущий научный сотрудник (в научно-исследовательских институтах им может быть профессор) или независимый сторонний консультант, работающий полный рабочий день;
в) структура бюджета: желательно, чтобы расходы на выполнение EIA-оценки составляли 1 % —10 % от бюджетных расходов на инновационно-исследовательский проект, но не более 20 %. При составлении бюджета необходимо руководствоваться следующими соображениями:
1) расходы на мелкомасштабную EIA-оценку: приблизительно 90 % от прямых расходов на персонал и 10 % от остальных расходов;
2) расходы на среднемасштабную EIA-оцемку: приблизительно 80 % от прямых расходов на персонал и 20 % от остальных расходов;
3) расходы на крупномасштабную EIA-оценку: приблизительно 70 % от прямых расходов на персонал и 30 % от остальных расходов.
Примечание — EIA-оценки технологического масштаба могут рассматриваться в дополнение к EIA-оценке по аналогии для одного из указанного выше масштаба. В приложении Б представлена дополнительная информация для EIA-оценки технологического масштаба.
5.3 Анализ и утверждение плана оценки этических воздействий
5.3.1 Исполнитель анализа и утверждения плана оценки этических воздействий
План EIA-оценки должен рассматриваться независимым органом.
Примечание — Организации, финансирующие исследования, могут создавать независимый орган, ответственный за проведение анализа и аудита планов EIA-оценок и результатов самих Е1А-оценок.
5.3.2 Информирование о решениях, принятых исполнителем анализа
Исполнитель анализа должен информировать коллектив, выполняющий EIA-оценку, о своих решениях. к которым могут относиться:
а) решение о принятии исполнителем плана EIA-оцемки. которое означает одобрение исполнителем выбора критериев анализа, его масштаба, бюджета и состава коллектива, выполняющего EIA-оцемку:
б) решение о необходимости внесения поправок в план EIA-оцемки, например:
1) рассмотрение дополнительных этических воздействий, которые коллектив, выполняющий EIA-оценку, не включил в свой пороговый анализ;
2) дополнительных требований к составу коллектива, выполняющего EIA-оценку, и/или к ее масштабу;
в) решение об отклонении плана EIA-оценки, принимаемое в следующих случаях, если:
1) пороговый анализ требует масштаба EIA-оценки, который не соответствует размеру выполняемого проекта;
2) некоторые этические воздействия являются слишком сложными в сравнении с возможностями коллектива, выполняющего Е1А-оценку.
Конечные результаты проверки плана EIA-оценки должны быть конфиденциальными и доступными только внутри организации, проводившей анализ.
6.1 Цель идентификации этического воздействия
Идентификация этического воздействия должна быть направлена на выявление и описание этического воздействия инновационно-исследовательского проекта, а также на рассмотрение этого воздействия во временной перспективе с целью прогнозирования его краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного влияния.
6.2 Процедура идентификации этического воздействия
Процедура идентификации этического воздействия состоит из следующих этапов:
- анализ информации о ранее полученных результатах исследований (обзоров) потенциальных этических воздействий в аналогичных проектах;
- определение и идентификация других потенциальных этических воздействий посредством использования как методов прогнозирования, так и методов анализа этических воздействий;
- документирование результатов работ по выявлению этических воздействий.
Для возможности оценки потенциальных этических воздействий и их учета при выполнении корректирующих мер (если они могут повлиять на ход выполнения проекта в будущем) идентификация этических воздействий должна проводиться на начальном этапе выполнения проекта.
6.3 Прогнозирование при идентификации этического воздействия
Коллектив, выполняющий EIA-оценку, должен определить все потенциальные этические воздействия. выбрав для этого соответствующую методику и выполнив следующие операции:
- анализ информации, содержащей результаты уже выполненных аналогичных проектов с целью сбора выявленных этических проблем. Анализ методик может содержать рассмотрение этических проблем. а также практические рекомендации;
- использование методов прогнозирования и анализа этических воздействий для подтверждения, уточнения и выявления дополнительных этических проблем.
методы прогнозирования следует использовать для определения возможных, вероятных и предпочтительных ситуаций, которые могут возникать в будущем после выполнения инновационно-исследовательского проекта, а также они могут быть ориентированы на перспективные технологии, вопросы применения и социальный контекст. Методы анализа этических воздействий используются для систематического выявления и описания этических воздействий инновационно-исследовательского проекта. Методы прогнозирования обычно используются перед применением методов анализа этических воздействий, однако эта последовательность не является обязательной, поскольку оба метода могут быть взаимосвязаны между собой.
Пример — Методы прогнозирования могут давать подробное описание перспективных возможностей (в т. ч. в части способов применения) и социального контекста конкретных технологий, которые. в свою очередь, могут подвергаться этическому анализу, тогда как методы анализа этических воздействий могут давать рекомендации относительно тех важных потенциальных этических воздействий, которые требуют дальнейшего анализа с использованием методологии прогнозирования.
При выявлении этических воздействий коллектив, выполняющий EIA-оценку, должен сопоставлять этические принципы, связанные со свободой, конфиденциальностью или справедливостью, с потенциальными воздействиями инновационно-исследовательского проекта, например с существующими социальными, экономическими или экологическими воздействиями. Этот коллектив должен определять, как эти воздействия могут влиять на выбор этических принципов. Определение потенциальных этических воздействий должно выполняться с достаточной глубиной проработки.
Пример — Предполагается, что через 20 лет роботы могут заменить многих работников в сфере обслуживания. При этом идентификация этических воздействий позволит устанавливать взаимосвязи между потенциальным экономическими и этическими воздействиями, например между благосостоянием или социальной справедливостью.
Коллектив, выполняющий EIA-оценку, должен обеспечивать баланс между методами прогнозирования и методами анализа этического воздействия с точки зрения распределения времени и ресурсов. Этот баланс может определяться путем оценки уровня технологической готовности (TRL-уровня) и прогнозируемых результатов выполнения инновационно-исследовательского проекта. Технологии, находящиеся на ранней стадии разработки, имеют низкий TRL-уровень и поэтому требуют большего акцента на методы прогнозирования. В приложении В содержится дополнительная информация относительно способа определения TRL-уровня инновационно-исследовательского проекта.
Методы прогнозирования, используемые для определения этических воздействий, могут различаться по используемым источникам знаний, получаемым из документально оформленных сведений, опыта, осуществляемого взаимодействия и степени креативности. Эти методы можно классифицировать по степени их зависимости от указанных факторов. Коллектив, выполняющий EIA-оценку, должен выбрать сочетание методов, основанных на разных источниках знаний, для получения наиболее точных и объемных результатов анализа, тем самым снижая вероятность недоучета потенциальных этических воздействий.
Выбор методов прогнозирования для определения этических воздействий также зависит от масштаба EIA-оценки и допускает конкретную интерпретацию в зависимости от отрасли научных знаний.
В таблице 2 приведены общие сведения о различных методах определения этических воздействий и прогнозирования для различных уровней EIA-оцвнки. В приложении Г содержится дополнительная информация по этим методам.
Таблица 2 — Общие сведения о методах определения этических воздействий и прогнозирования для различных уровней Е1А-оценки | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
Примечание — Категории, к которым относятся данные методы, могут по факту опираться на несколько источников знаний; столбцы в вышеприведенной таблице указывают на то. что данный метод является основным источником знаний, используемым в каждом из методов. |
Методы анализа этических воздействий позволяют выявлять и оценивать все потенциальные этические воздействия. Коллектив, выполняющий EIA-оценку, должен выбрать нужные методы и принять конкретные меры для анализа этических воздействий.
Выбор указанных методов и мер для анализа этических воздействий зависит от масштаба EIA-оценки (см. 5.2). типа анализа и этических проблем, а именно;
а) методы анализа этических воздействий могут различаться по их ориентации либо на концептуальный анализ (в котором используются концептуальные методы, без использования внешних консультантов). либо на эмпирический анализ (проводимый, например, экспертами-консультантами);
б) в процессе определения этических воздействий коллектив, выполняющий EIA-оценку, может разделить этические проблемы на два типа:
1) явные этические проблемы, возникающие в тех случаях, когда результаты инновационно-исследовательского проекта нарушают принципы/мормы морали и моральные ценности;
2) проблемы, интуитивно воспринимаемые как этические и возникающие в тех случаях, когда результаты инновационно-исследовательского проекта воспринимаются как потенциально аморальные или противоречащие морали, даже если пока неясно, нарушается ли при этом какой-либо этический принцип (и если да, то каким образом).
Пример — При идентификации этического воздействия можно прийти к заключению о том, что развитие робототехники может приводить к нарушению гражданских свобод или режима конфиденциальности.
В таблице 3 представлены общие сведения о методах анализа этических воздействий, зависящих от типа анализа и типа этических проблем. В приложении Д приводится краткое описание этих методов с указанием оснований для их возможного использования.
Таблица 3 — Общие сведения о методах анализа этических воздействий | ||||||
|
Окончание таблицы 3 | ||||||
|
6.4 Документирование выявленных этических воздействий
Коллектив, выполняющий EIA-оценку, должен документировать результаты своей деятельности по выявлению этических воздействий в форме отчета, обычно имеющего следующую структуру:
- введение;
- описание используемых методов:
- результаты консультаций с экспертами и/или взаимодействия с заинтересованными сторонами,
- описание выявленных потенциальных этических воздействий (краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных);
- вывиды.
В процессе выполнения EIA-оценки коллектив, выполняющий эту оценку, а также все участвующие и заинтересованные стороны могут определять дополнительные требования и принципы, на которые могут оказывать воздействие предлагаемый проект или технология.
7.1 Цель оценки этических воздействий инновационно-исследовательского проекта
В процессе выполнения EIA-оценки коллектив, выполняющий оценку, должен оценивать относительную важность, вероятность возникновения и возможные конфликты интересов для воздействий, которые ранее были определены на этапе их идентификации.
Пример — В предлагаемом проекте Интернета вещей (1оТ) при идентификации этического воздействия было определено, что профилирование поведения в loT-системах может создавать проблемы. связанные со справедливостью и независимостью. В процессе оценки этих воздействий исследователь должен определить угрозы, слабые места, риски, преимущества и недостатки, воздействие технологий на справедливость, независимость и вероятность возникновения конфликта конфиденциальности с другими этическими аспектами при использовании 1оТ-технологий (например, с независимостью. безопасностью и благополучием). Исследователь также должен определить причину этого конфликта и способы его разрешения.
7.2 Процедура оценки этических воздействий инновационно-исслодовательского проекта
Этап оценки этического воздействия инновационно-исследовательского проекта должен состоять из следующих операций:
- выбор методов оценки этических воздействий инновационно-исследовательского проекта и выполнение соответствующих действий;
- оценка наличия или отсутствия угроз или выгод для морально-этических ценностей и принципов:
- выявление конфликтов ценностей и определение возможных способов их разрешения;
- предоставление оценки этических воздействий всем заинтересованным сторонам с дальнейшим обсуждением этих оценок.
7.3 Выбор методов и принятие соответствующих мер по оценке этических воздействий
инновационно-исследовательского проекта
Коллектив, выполняющий EIA-оценку, должен выбрать методы и принять соответствующие меры для оценки этических воздействий инновационно-исследовательского проекта. Выбор методов зависит от масштаба EIA-оценки и типа исследования, т. е.:
а) аналитические («кабинетные») исследования, подразумевающие изучение документарных материалов и являющиеся основой всех мер. предпринимаемых для выполнения оценки этических воздействий инновационно-исследовательского проекта. К ним относятся анализ литературных источников
и существующих оценок этических воздействий в аналогичных проектах, использование конкретных концептуальных моделей, например при разрешении конфликтов между морально-этическими ценностями;
б) экспертное консультирование, требующее этической или профильной экспертизы. При этом можно выбирать методы, аналогичные применяемым на этапе определения этических воздействий инновационно-исследовательского проекта (например, дельфийский метод экспертных оценок, проведение социологических опросов и семинаров). Целью экспертного консультирования является облегчение определения значимости выявленных этических воздействий инновационно-исследовательского проекта и при необходимости оказание помощи в их балансировании;
в) подходы, предполагающие активное (совместное) участие всех заинтересованных сторон в оценке этических воздействий инновационно-исследовательского проекта, являющиеся предпочтительными в тех случаях, когда масштаб EIA-оценки и доступные ресурсы позволяют делать выбор, а используемые подходы ориентированы на взаимодействие всех заинтересованных сторон (например, в форме специальных рабочих групп, созданных для решения конкретной проблемы, или экспертных групп). Цель консультаций состоит в облегчении определения значимости выявленных этических воздействий инновационно-исследовательского проекта и при необходимости оказании помощи в нахождении баланса между ними.
7.4 Оцонка вероятности возникновения угроз/выгод для морально-этических принципов
и способов их использования
Используя концептуальный анализ и применяя этические теории, коллектив, выполняющий EIA-оценкм, должен уточнить те этические принципы и морально-этические ценности, которые связаны с выявленными этическими воздействиями, а также оценить обоснованность их значимости, способ и степень их учета.
Пример — Частное применение морально-этических принципов в нейротехнологиях может серьезно подорвать этический принцип физической неприкосновенности человека, считая его обладающим важной морально-этической ценностью, можно прийти к выводу о том, что данная технология будет вызывать существенные потенциальные этические последствия.
Для проведения такого анализа, коллектив, выполняющий EIA-оценки, должен:
- критически проанализировать литературные источники с целью определения конкретных этических принципов, морально-этических ценностей и этических теорий, которые содержат дополнительные характеристики и моральные оправдания этих принципов/ценностей;
- применять этические теории к этическим воздействиям с целью дальнейшего уточнения рассматриваемых морально-этических принципов и ценностей с целью обоснования их значимости и получения рекомендации по выбору общих направлений деятельности по их поддержке.
После этого коллектив, выполняющий EIA-оценки, должен оценить степень, в которой этические лрин-цилы'моральные ценности могут нарушаться или затрагиваться в протозируемых этических последствиях. Последнее включает в себя оценку вероятности нарушения или использования этих принципов/ценностей в прогнозируемых сценариях, а также степени, в которой они могут нарушаться или использоваться.
Пример — Зарегистрированные пользователи могут взломать или получить несанкционированный доступ к централизованному национальному реестру медицинских данных, что будет нарушать требование конфиденциальности медицинской информации о пациентах. Может быть проведена оценка вероятности несанкционированного доступа, вероятных масштабов такого несанкционированного доступа, а также потенциальных рисков для конфиденциальности медицинской информации, которые могут возникать.
7.5 Выявление конфликтов между морально-этическими ценностями и выработка
предложений по способам их разрешения
Коллектив, выполняющий EIA-оценки, должен выявлять возникающие конфликты между морально-этическими ценностями и предлагать конкретные способы разрешения данных конфликтов. Основываясь на относительной важности этических воздействий, следует оценивать взаимосвязи между этическими принципами/моральными ценностями путем выявления возможных конфликтов между ними и по возможности ликвидировать их.
В редких случаях тот или иной научно-технологический продукт/приложение могут влиять только на одну материальную ценность и быть нейтральным по отношению ко всем остальным. Обычно они 12
могут поддерживать конкретные этические принципы/моральиые ценности, нарушая или нанося вред другим этическим принципам/моральным ценностям. Попытка смягчить нарушение одного принципа может приводить к нарушению другого принципа, что и может создавать конфликт между морально-этическими ценностями.
Примеры
1 Камеры видеонаблюдения предназначены для обеспечения безопасности граждан, но при этом они могут нарушать требования конфиденциальности. Удаление этих камер позволяет обеспечивать конфиденциальность, однако создает риск для безопасности.
2 Новые биотехнологии, которые позволяют родителям выбирать пол своего ребенка, дают им больше самостоятельности при его выборе, однако могут создавать дисбаланс полов и дискриминацию людей по признаку пола.
Коллектив, выполняющий EIA-оценки, может применять на практике следующие этические правила, которые будут обосновывать применение процедур различных типов для выявления и разрешения конфликтов между морально-этическими ценностями.
7.5.1 Первое эмпирическое правило: фундаментальные морально-этические ценности должны иметь приоритет над нефундаментальными ценностями, поскольку первые не должны сводиться к другим, поэтому их важно поддерживать для сохранения общественного согласия.
Пример — На Западе фундаментальными морально-этическими ценностями считают право на жизнь, независимость, свободу, достоинство, справедливость, благополучие, неприкосновенность частной жизни, равенство, безопасность и физическую неприкосновенность.
Процедура: руководствуются фундаментальными морально-этическими ценностями в том виде, в котором они рассматриваются в этических теориях и/или в утвержденных, общепринятых документах.
7.5.2 Второе эмпирическое правило: проведение оценки степени нарушения морально-этических принципов и выбор действия, которое в наименьшей степени компрометирует основную этическую ценность.
Пример — Если выбор сделан между легким нарушением независимости (при котором информированное согласие частично, но не полностью реализуется) и большой несправедливостью, когда тысячам людей отказывают в тех возможностях, которые имеют другие люди, тогда, исходя из степени этого нарушения, основополагающим приоритетом будет считаться выбор в пользу большего нарушения. Этот вид оценки требует понимания обстоятельств, при которых происходят нарушения, чтобы оценить степень серьезности нарушения.
Процедура: принимают во внимание прогнозируемую серьезность этического воздействия на моральные ценности, учитываемые при этой оценке.
7.5.3 Третье эмпирическое правило: рассматривают морально-этические ценности в ситуациях, когда две из них (ценностей) считаются одинаково нарушенными, и определение, какая моральная ценность более важна в конкретной ситуации; указание причины установления того или иного приоритета.
Пример — В аэропорту требования безопасности в большинстве случаев считаются более важными. чем требования конфиденциальности.
Процедура: формулируют интуитивно-выбранный этический аргумент, чтобы отдать предпочтение одной из морально-этических ценностей.
7.5.4 Четвертое эмпирическое правило: обсуждение конфликтов между моральными ценностями со всеми заинтересованными в данной ситуации сторонами.
Процедура: организовывают консультации со всеми заинтересованными сторонами и используют их исходную информацию для балансирования моральных ценностей при выполнении средне- или крупномасштабной Е1А-оценки.
7.5.5 Пятое эмпирическое правило: стремление к отсутствию конфликта между моральными ценностями, изменяя сложившуюся ситуацию и избегая возникновения подобных ситуаций.
Процедура: выясняют, в какой степени альтернативные технологические лланыУметоды исследований или оценок в том социальном, организационном и культурном контексте, в котором они используются. могут предотвращать конфликты между морально-этическими ценностями.
Пример — Камеры видеонаблюдения могут нарушать требования конфиденциальности, при этом обеспечивая повышенную безопасность. Тем не менее возможна такая перенастройка этих камер. при которой персонально идентифицируемая информация будет автоматически блокироваться
операторами или, в другом варианте, будут созданы такие строгие правила хранения и просмотра изображений с видеокамер, которые станут минимизировать риски в отношении конфиденциальности.
7.6 Представление и обсуждение со всеми заинтересованными сторонами результатов
оценки этических воздействий инновационно-исследовательского проекта
Коллектив, выполняющий EIA-оценки, должен документировать результаты своей деятельности по оценке этических воздействий инновационно-исследовательского проекта и сообщать их всем заинтересованным сторонам с периодичностью, установленной в плане EIA-оценки. Этот коллектив должен организовывать совещания по их обсуждению со всеми заинтересованными сторонами и получению ответов на поставленные вопросы.
По желанию результаты оценки этических воздействий инновационно-исследовательского проекта могут публиковаться и представляться общественности.
Примечание — Использование хранилища знаний с документами, имеющими отношение (полное или частичное) к оценке этических воздействий (например, с перечнем этических принципов. Декларацией прав человека и отчетами с оценками этических воздействий), было бы целесообразным для экспертов по оценкам и сокращения времени, затрачиваемого на такие мероприятия, как анализ документации.
8.1 Цель выполнения коррекции
Основываясь на результатах оценки этических воздействий инновационно-исследовательского проекта, коллектив, выполняющий EIA-оценку, должен сформулировать и выдать руководителю проекта рекомендации относительно необходимости внесения изменений в процесс проектирования с целью предотвращения выявленных воздействий (или минимизации их последствий).
8.2 Процедура коррекции
Процедура коррекции должна состоять из следующих этапов:
- сбор информации о корректирующих воздействиях, предложенных в других, аналогичных инновационно-исследовательских проектах;
- формулирование изменений, вносимых в инновационно-исследовательские проекты и их реализация;
- формулирование рекомендаций для различных уровней;
- представление корректирующих воздействий.
8.3 Сбор информации о корректирующих воздействиях
Коллектив, выполняющий EIA-оценки, должен собирать информацию о мерах коррекции, ранее предложенных в аналогичных инновационно-исследовательских проектах. Перечень этических воздействий. приведенный в таблице 4, позволяет выбирать конкретный тип коррекции.
Таблица 4 — Обзор корректирующих воздействий, соответствующих различным типам этических воздействий | ||||||||
|
Окончание таблицы 4 | ||||||
|
8.4 Формулирование изменений, вносимых в инновационно-исследовательский проект,
и их реализация
Коллектив, выполняющий EIA-оценки, должен сформулировать изменения, которые необходимо внести в инновационно-исследовательский проект, а затем реализовать их. Эти изменения, учитывающие морально-этическую ценность, это те изменения, которые позволяют устранять этические последствия на следующих трех этапах исследований:
- на этапе концептуальных исследований: для определения тех морально-этических ценностей, которые необходимо учитывать применительно к технологии и области ее применения в рамках рабочих концепций. Этот этап может основываться на оценке этического воздействия исследований/инноваций;
- на этапе эмпирических исследований: для определения взаимодействий между населением и ожидаемыми результатами проекта (с использованием таких методов, как проведение опросов, интервью и этнографический анализ). Этот этап может основываться на методах выявления этических последствий исследований/инноваций заинтересованными сторонами;
- на этапе технических исследований: для формулирования и реализации внесения изменений в инновационно-исследовательский проект. Этот этап может основываться на конфликтах между морально-этическими ценностями, выявленных на этапе оценки (см. 7.5). Исследователи могут изменять проект для соответствующего учета каждой морально-этической ценности, которую необходимо вводить в технологию.
8.5 Формулирование рекомендаций
Коллектив, выполняющий EIA-оценки, должен сформулировать рекомендации в их широком масштабе. т. е.:
- социальные рекомендации, касающиеся воздействий на общественные ценности, общественное доверие и общественные интересы. Исследовательская группа проекта должна отвечать за реализацию и взаимодействие с другими субъектами общества, например с организациями гражданского общества, со средствами массовой информации и с другими группами с особыми интересами;
- организационные рекомендации, касающиеся способов выявления, реагирования, решения проблем, управления, предотвращения или минимизации организацией морально-этических проблем. Эта организация, ведущая инновационно-исследовательскую деятельность, несет ответственность за выполнение этих рекомендаций;
- нормативные рекомендации, касающиеся выполнения этически-правовых обязательств, за реализацию которых ответственность несут законодательные и контрольно-надзорные органы;
- рекомендации по стратегии и государственной политике для органов, принимающих решения. Ответственность за выполнение этих рекомендаций несут политические деятели и органы государственной власти.
8.6 Представление рекомендаций по выполнению корректирующих воздействий
Коллектив, выполняющий EiA-оценки, должен представить рекомендации по выполнению корректирующих воздействий, с указанием получателей этих рекомендаций. Корректирующие воздействия могут зависеть от его типа и представляться в различных формах:
- рекомендации по внесению изменений в проект: могут представляться в форме отчета, содержащего предлагаемые изменения и/или результаты опросов заинтересованных сторон. Если анализ проводится до и после внесения изменений в проект, то можно оценить их эффективность;
- социально-организационные рекомендации: представляются в форме простого отчета, состоящего из краткого обзора (если это возможно) социально-организационных рекомендаций, содержащихся
1 Область применения..................................................................1
2 Термины и определения...............................................................1
3 Система оценки этических воздействий..................................................3
4 Проведение анализа пороговых значений оценки этических воздействий......................4
4.1 Цель проведения анализа пороговых значений оценки этических воздействий..............4
4.2 Исполнители анализа пороговых значений оценки этических воздействий..................4
4.3 Разработка и порядок заполнения анкеты для анализа пороговых значений оценки
этических воздействий.............................................................5
4.4 Проверка результатов анализа пороговых значений оценки этических воздействий...........6
5 План проведения оценки этических воздействий...........................................7
5.1 Цель оценки этических воздействий..................................................7
5.2 Определение масштаба оценки этических воздействий..................................7
5.3 Анализ и утверждение плана оценки этических воздействий.............................8
6 Идентификация этического воздействия..................................................8
6.1 Цель идентификации этического воздействия..........................................8
6.2 Процедура идентификации этического воздействия.....................................8
6.3 Прогнозирование при идентификации этического воздействия............................9
6.4 Документирование выявленных этических воздействий ................................11
7 Оценка этических воздействий инновационно-исследовательского проекта....................11
7.1 Цель оценки этических воздействий инновационно-исследовательского проекта............11
7.2 Процедура оценки этических воздействий инновационно-исследовательского проекта.......11
7.3 Выбор методов и принятие соответствующих мер по оценке этических воздействий
инновационно-исследовательского проекта..........................................11
7.4 Оценка вероятности возникновения угроз/выгод для морально-этических принципов
и способов их использования......................................................12
7.5 Выявление конфликтов между морально-этическими ценностями и выработка
предложений по способам их разрешения............................................12
7.6 Представление и обсуждение со всеми заинтересованными сторонами результатов оценки
этических воздействий инновационно-исследовательского проекта.......................14
8 Меры по устранению выявленных недостатков...........................................14
8.1 Цель выполнения коррекции.......................................................14
8.2 Процедура коррекции.............................................................14
8.3 Сбор информации о корректирующих воздействиях...................................14
8.4 Формулирование изменений, вносимых в инновационно-исследовательский проект.
и их реализация.................................................................15
8.5 Формулирование рекомендаций....................................................15
8.6 Представление рекомендаций по выполнению корректирующих воздействий..............15
9 Анализ и аудит оценки этических воздействий............................................16
9.1 Цель анализа и аудита оценки этических воздействий..................................16
9.2 Процедура анализа и аудита оценки этических воздействий.............................16
9.3 Исполнитель анализа и аудита оценки этических воздействий...........................16
9.4 Критерии анализа и аудита оценки этических воздействий..............................16
9.5 Промежуточный анализ и аудит оценки этических воздействий..........................16
9.6 Окончательный анализ и аудит оценки этических воздействий...........................1 (
9.7 Представление результатов анализа и аудита оценки этических воздействий..............17
в других проектах, дополненных рекомендациями, относящимися к инновационно-исследовательским проектам, в которых проводятся Е1А-оценки;
- нормативные рекомендации: представляются в виде юридических положений, которые, как правило, содержат пояснение контекста правил и их обоснование, обоснование соответствия предлагаемых правил существующей нормативной базе, представления и объяснения предлагаемых правил;
- рекомендации по выбору стратегии: представляются в виде «Зеленой» или «Белой» книги, которые обычно содержат объяснение цели и контекста стратегии, описание функций этой стратегии, описание процедур, связанных с ее реализацией, и план-трафик (дорожную карту) реализации стратегии.
9.1 Цель анализа и аудита оценки этических воздействий
Этап анализа и аудита EIA-оценки обеспечивает независимую оценку самого процесса выполнения EIA-оценки и при необходимости независимое внесение изменений в инновационно-исследовательский проект. Этот этап обеспечивает:
- эффективную обратную связь и выдачу рекомендаций по совершенствованию процесса Е1А-оценки;
- сохранение согласованных ключевых этапов и ключевых показателей эффективности этого процесса.
9.2 Процедура анализа и аудита оценки этичоских воздействий
Процедура анализа и аудита оценки этических воздействий состоит из следующих этапов:
- в начале процесса EIA-оценки: определение ключевых этапов и критериев анализа и аудита;
- в процессе EIA-оценки: оценка выполнения и документирование процесса Е1А-оценки;
- по завершении процесса EIA-оценки: коррекция процесса Е1А-оценки.
Для снижения административной нагрузки процедуры анализа и аудита необходимо унифицировать и стандартизировать, например с помощью системы онлайн-ввода для представления результатов и загрузки документации.
9.3 Исполнитель анализа и аудита оценки этичоских воздействий
Исполнитель анализа и аудита EIA-оценки определяется в зависимости от источника финансирования инновационно-исследовательского проекта, коллектива, выполняющего EIA-оценки, финансирующего органа или ответственной компании. Исполнитель анализа и аудит EIA-оценки также может отвечать за рассмотрение плана EIA-оценки (см. 5.3).
Организации, финансирующие исследования, должны создать независимый орган для проведения анализа и аудита Е1А-оценки.
9.4 Критерии анализа и аудита оценки этических воздействий
Критерии анализа EiA-оценки обычно формулируют с учетом необходимой документации, которую следует предоставлять аудитору.
Критерии аудита обычно формулируют с учетом минимизации этапов или результатов исследований. которые необходимо предоставлять для продолжения процесса EIA-оценки и его финансирования.
Пример — Критерии анализа и аудита EIA-оценки могут содержать требования к представлению результатов EIA-оценки (например, к отчетам, публикациям или требования к взаимодействию с заинтересованными сторонами).
9.5 Промежуточный анализ и аудит оценки этических воздействий
В процессе EIA-оценки исполнитель несет ответственность за документирование этого процесса и организацию:
- стартовых совещаний: исполнитель должен организовать встречи с коллективом, выполняющим EIA-оценки, в ходе которых должны проводиться эти оценки, устанавливаться обратная связь и выдаваться рекомендации для последующих работ по Е1А-оценке;
- выдачу аудиторских заключений: исполнитель должен предоставлять коллективу, выполняющему EIA-оценки, аудиторские заключения, в которых необходимо указывать на выполнение согласованных этапов и/или получение нужных результатов;
Приложение А (справочное) Этические вопросы, указываемые при проведении анализа
пороговых значении......................................................18
Приложение Б (справочное) Технологическая оценка этических воздействий
инновационно-исследовательского проекта...................................19
Приложение В (справочное) Методология определения уровня технологической готовности.......20
Приложение Г (справочное) Методы прогнозирования.......................................21
Приложение Д (справочное) Методы анализа этических воздействий
инновационно-исследовательского проекта...................................23
Возрастающие темпы развития технологий в таких областях, как. например, генетика, инженерная геология, информационно-коммуникационные технологии, синтетическая биология, стимулируют постановку вопроса и проведение дискуссий на тему восприятия и возможности управления воздействием данных областей на общество. Оценка этических аспектов и этического воздействия технологий способствует анализу этических проблем специалистами по этике, а исследователям, политикам и конкретным заинтересованным сторонам помогает решать проблемы, связанные с этическими последствиями исследований и инноваций.
Необходимость в разработке согласованных методов оценки этических аспектов и этических воздействий обусловлена растущим вниманием к ответственности при проведении исследований и инноваций в контексте линии поведения исследователей, их совместных усилий для достижения конечного результата, а также введения новых законодательных норм.
В рамках настоящего комплекса стандартов на «Этическую оценку исследований и инноваций» установлены общие принципы, подходы и методики гармонизации и совершенствования способов оценки этических аспектов исследований и инноваций, а также общая концепция, основанная на результатах анализа существующих методик и наилучшей практики, которые положены в основу настоящего комплекса стандартов, состоящего из следующих частей:
- часть 1 содержит рекомендации по составу, роли, функционированию и процедурам работы рабочего органа (комитета по этике). Организации могут использовать настоящий стандарт для расширения и/или повышения качества оценки этических аспектов своих инновационно-исследовательских проектов. В состав комитетов по этике должны входить, помимо прочих, комитеты по этике исследований. институциональные советы по вопросам этики, комитеты по этической экспертизе, советы по этике и подразделения, состоящие из одного или нескольких специалистов по этике. Настоящий стандарт применим ко всем комитетам по этике, независимо от их размера, масштаба или области исследований и инноваций;
- часть 2 (настоящий стандарт) содержит руководящие указания по оценке воздействия этических аспектов, а также комплексный подход к оценке данных аспектов, связанных с фактическим (возможным) среднесрочным (долгосрочным) воздействием исследований и инноваций на общество. Исследователи и комитеты по этике найдут эту информацию полезной, поскольку она содержит оценку воздействия тех или иных этических аспектов на различных этапах выполнения этических оценок. Настоящий стандарт применим ко всем исследователям и инноваторам, независимо от рабочей среды, в которой они работают, или от области их исследований и инноваций.
Обе части настоящего комплекса стандартов представляют интерес для организаций или их представителей, участвующих в выполнении, внедрении или финансировании исследований и инноваций, и несущих ответственность за решение проблем, связанных с этикой.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Инновационный менеджмент ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИССЛЕДОВАНИЙ И ИННОВАЦИЙ Часть 2 Оценка этического воздействия
Innovation management. Ethical assessment of research and innovation. Part 2. Ethical influence assessment
Дата введения — 2021—01—01
Настоящий стандарт устанавливает общие требования и руководящие указания, предназначенные для проведения оценки этического воздействия, касающегося этических аспектов исследований и инноваций.
Настоящий стандарт направлен на повышение качества проводимых оценок и гармонизацию существующих методов.
Настоящий стандарт распространяется непосредственно на оценку этических аспектов, а не на подготовку рекомендаций в части выполнения исследований и инноваций по вопросам этики.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 дельфийский метод экспертных оценок: Метод оценки перспективных показателей, выполняемой путем опроса группы экспертов с целью получения их оценки, возвращения полученных оценок обратно экспертам группы, с повторением этих операций до тех пор. пока оценки (ответы) группы экспертов не станут сближаться.
2.2 проектное вмешательство: Меры, направленные на внесение изменений в структуру инновационно-исследовательского проекта и в его результаты с целью устранения выявленных этических воздействий.
2.3 этическое воздействие: Воздействие, которое затрагивает или нарушает человеческое достоинство. свободу и права человека, его обязательства, выгоды и ущерб, законность и справедливость. личное благосостояние и общественные блага.
2.4 оценка этического воздействия: Процесс оценки воздействия тех или иных этических аспектов инновационно-исследовательской деятельности, ее результатов и технологий, которые могут включать в себя как средства для контекстной идентификации и оценки этических воздействий, так и разработку набора руководящих принципов (рекомендаций) по выбору мер коррекции, направленных на снижение связанных с этикой рисков и повышение выгод (как правило, путем консультаций со всеми заинтересованными сторонами).
Примечания
1 Оценка воздействия этических аспектов — это процесс выявления, анализа и оценки влияния этических аспектов.
2 Оценка воздействий этических аспектов является средством стимулирования социальной ответственности в сфере исследований и инноваций.
Издание официальное
2.5 анализ этического воздействия: Описание наиболее этически значимых аспектов в сфере планируемого применения результатов исследований (инноваций).
2.6 этические проблемы: Проблемы, которые могут иметь отношение к оценке этических последствий применения набора правил, принципов или конкретных действий.
2.7 выявление этического воздействия: Использование форсайт-методов для описания возможных применений результатов будущих исследований и инноваций.
2.8 метод «futures wheel»: Средство графической визуализации прямых и косвенных последствий определенного изменения или развития в будущем.
2.9 поиск информации из различных источников: Процесс рассмотрения и анализа литературы. веб-сайтов и других источников массовой информации для выявления и описания заслуживающих внимания тенденций и их возможного изменения и будущего.
2.10 корректирующие моры: Деятельность, направленная на повышение этического воздействия.
Примечание — Меры коррекции могут предприниматься с целью вмешательства в ход разработки инновационно-исследовательского проекта или в рекомендации, выдаваемые для будущих исследований и разработок.
2.11 формирование стратегического плана действий [дорожных карт]: Визуальное средство представления плана мероприятий от текущего состояния к желаемому будущему состоянию, являющееся графическим представлением развития в будущем ключевых компонентов и обычно применяемое к новой продукции, процессу (или к новой технологии), в которой краткосрочные и долгосрочные цели могут сочетаться с конкретными частными решениями.
Примечания
1 Часто используется в сочетании с методами построения концепции развития и участия.
2 Стратегический план действий (дорожная карта) может постоянно видоизменяться.
2.12 сценарий: Смоделированная последовательность событий, которые могут произойти в будущем.
2.13 сценарное планирование: Метод стратегического планирования, который организации используют для составления гибких долгосрочных планов.
2.14 оценка технологии: Научный, интерактивный и коммуникативный процесс, направленный на формирование общественных и политических представлений общества относительно различных аспектов науки и техники.
Примечание — Этот процесс может затрагивать как прямые, предсказуемые последствия внедрения технологий, так и их косвенные, непредсказуемые последствия.
2.15 уровень готовности технологии: Характеристика соответствия конкретной технологии уровню ее зрелости от идеи до серийного производства, выражающаяся в определенном научном, научно-техническом или производственном результате, измеряемая соответствующими показателями результативности и соответствующая определенному диапазону вкладываемых финансовых средств.
Примечание — Уровень готовности технологии измеряют по шкале от 1 до 9. где оценка 9 относится к наиболее «зрелой» технологии.
2.16 тренд: Тенденция или направление развития, которое становится очевидным, исходя из предшествующих событий, и обычно прогнозирует дальнейшие направления развития.
Примечание — Тренд может усиливаться или ослабляться в зависимости от частоты проводимых наблюдений.
2.17 видение: Четко сформулированное и выраженное описание прогнозируемого состояния дел. представленное отдельным лицом (или группой лиц) с целью повышения мотивации, заинтересованности и концентрации усилий всех тех, кто поддерживает концепцию развития.
2.18 «слабый» признак: Признак какого-либо события, связанный с развитием в прошлом или настоящем или с проблемой неоднозначной интерпретации происхождения, смысла и/или возможных последствий этого события.
Примечание — «Слабые» признаки — это нечетко воспринимаемые события, предупреждающие о вероятности появления в будущем других, более серьезных событий.
2.19 «джокерв-событие: Непредсказуемое событие или ситуация, которые могут иметь низкую вероятность, но оказывать непропорционально большое воздействие.
Примечание — Эти «джокер»-события часто общеизвестны, но не принимаются в расчет, даже если они происходят достаточно регулярно на протяжении нескольких лет.
2.20 Форсайт: Коллективная интеллектуальная деятельность, связанная со стратегическим прогнозированием и ориентированная на выполнение реальных многофункциональных действий в альтернативном будущем.
Примечание — Форсайт-методы ориентированы на накопление знаний (в интерактивном режиме) несколькими заинтересованными сторонами, обладающими собственными интересами и разными взглядами на исследуемую проблему, а также на взаимодействие между этими сторонами и ускорение получения требуемых изменений и стратегий.
Система оценки этических воздействий связана с комплексной методологией выполнения оценки этических воздействий (EIA-оценки) в инновационно-исследовательских проектах, которая может быть положена либо в основу оценок, выполняемых комитетами по этике, либо использоваться в виде отдельной процедуры.
Процедура выполнения EIA-оценки состоит из следующих этапов:
- проведение анализа пороговых значений EIA-оценки (см. раздел 4);
- подготовка плана выполнения EIA-оценки, если по результатам анализа пороговых значений будет сделан вывод о том. что этические проблемы действительно существуют (см. раздел 5);
- идентификация этических воздействий (как правило, путем консультаций со всеми заинтересованными сторонами) (см. раздел 6):
- оценка этических воздействий (как правило, путем консультаций со всеми заинтересованными сторонами) (см. раздел 7);
- формулирование и реализация мер по устранению выявленных недостатков (см. раздел 8);
- анализ и аудит результатов EIA-оценки (см. раздел 9).
На рисунке 1 приведено графическое представление модели оценки этических воздействий.
4.1 Цель проведения анализа пороговых значений оценки этических воздействий
Цель проведения анализа пороговых значений EIA-оценки заключается в определении этических проблем, которые связаны с конкретным инновационно-исследовательским проектом и требуют выполнения EIA-оценки.
4.2 Исполнители анализа пороговых значений оценки этических воздействий
Исполнители анализа пороговых значений EIA-оценки определяются исходя из организационного контекста, ответственными за выполнение EIA-оценки могут быть:
- в государственных научно-исследовательских институтах или в крупных компаниях-'учреждени-ях — специально назначенный администратор, в университетах — менеджер, отвечающий за координацию предложений по финансированию исследований, а в небольших структурах — менеджеры, отвечающие за корпоративную ответственность, выполнение инновационно-исследовательских проектов, а также руководители проектов или члены коллективов, участвующих в данных проектах:
- на малых и средних предприятиях — исследователь из состава коллектива, выполняющего инновационно-исследовательский проект (при отсутствии назначенного администратора, ответственного за анализ пороговых значений Е1А-оценки);
- представитель третьей стороны — независимый консультант, способный выполнить анализ пороговых значений EIA-оценки и дать беспристрастное заключение о целесообразности начала выполнения конкретного проекта.
4.3 Разработка и порядок заполнения анкеты для анализа пороговых значений оценки этических воздействий
Анализ пороговых значений EIA-оценки обычно начинается с заполнения специальной анкеты (или вопросника), которая не обязательно должна быть достаточно длинной или сложной. Самым важным вопросом, который организация должна задать себе. — это затрагивает ли исследовательский проект (технология, услуга или область применения) какие-либо этические проблемы? В случае положительного ответа следует провести оценку соответствующих этических воздействий. В приложении А содержится краткий обзор этических воздействий, которые организация может брать за основу для определения прототипов.
В таблице 1 представлен базовый формат анкеты, используемой для порогового анализа этических воздействий. В представленную анкету необходимо вносить коррективы, связанные с этическими проблемами, которые затрагивают конкретные проекты или области науки.
Анализ пороговых значений EIA-оценки необходимо выполнять на этапе подготовки предложений по реализации инновационно-исследовательского проекта. Анализ должен проводиться своевременно и эффективно и не должен препятствовать планированию работ в рамках проекта.
Таблица 1 — Базовый формат анкеты, предназначенной для порогового анализа этических воздействий
Прокомментируйте Ваш ответ или кратко опишите любые этические проблемы, которые могут возникать: |
Дайте ответ на следующие вопросы в виде оценки степени серьезности этического воздействия, присвоив 1 (т. е. как очень маловероятного и/или обладающего очень низкой потенциальной серьезностью воздействия) или 5 (т. е. как весьма вероятного и/или обладающего весьма высокой потенциальной серьезностью воздействия)
Предусматривает ли проект разработку или развитие технологий. методик или протоколов (или использование их результатов), которые:
1. Используются в области здравоохранения или могут оказывать негативное воздействие на здоровье населения или его безопасность?
2. Включают сбор, обработку, хранение и/или передачу персональных данных (в частности, персональные данные. касающиеся здоровья, личной жизни, расовой принадлежности. политических взглядов, религиозных и философских убеждений и др.)?
Прокомментируйте Ваш ответ или кратко опишите любые этические проблемы, которые могут возникать: |
Дайте ответ на следующие вопросы в виде оценки степени серьезности этического воздействия, присвоив 1 (т. е. как очень маловероятного и/или обладающего очень низкой потенциальной серьезностью воздействия} или 5 (т. е. как весьма вероятного и/или обладающего весьма высокой потенциальной серьезностью воздействия)
Предусматривает ли проект разработку или развитие технологий, методик или протоколов (или использование их результатов), которые:
3. Могут оказывать воздействие на права и свободу воли отдельных лиц и групп людей (в частности, оказывать воздействие на свободу передвижения, независимость, аутентичность личности, индивидуализацию, конфиденциальность, человеческое достоинство, физическую неприкосновенность, интеллектуальную собственность и др.)?
4. Могут оказывать негативное воздействие на социальную справедливость и равенство (в частности, на распределение возможностей, полномочий и областей ответственности; на гражданские и политические права; на распределение экономических ресурсов, доходов, рисков и опасностей, с особым вниманием к воздействию на наиболее уязвимые, находящиеся в неблагоприятных условиях и недостаточно представленных в обществе граждан, их групп или сообществ, а также на будущие поколения и отдельных граждан, их групп и сообществ в странах с низким и средним уровнем доходов)?