Купить ГОСТ Р 58996-2020 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Распространяется на посадочные места валов с диаметром до 500 мм и отверстий корпусов с диаметром 630 мм под подшипники качения для вновь разрабатываемых газотурбинных двигателей и редукторов. Стандарт не распространяется на поверхности валов и отверстий корпусов, сопрягаемых с телами качения некомплектных подшипников
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ГОСТР
58996—
2020
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Посадки шариковых и роликовых подшипников
Издание официальное
Москва Стандартинформ 2020 |
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова» (ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2020 г N9 594-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федералыюго закона от 29 июня 2015 г. N° 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
© Стандартинформ. оформление. 2020
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
II
|
0303—96685 d 100J |
А2 Предельные отклонения диаметров посадочных поверхностей валов, диаметров внутренних колец подшипников класса точности 6 и образуемые при их сопряжении натяги и зазоры приведены в таблице А.2.
Таблица А2
Номинальный диаметр d. мм |
Предельное от клоиение диаметра внутреннего кольца подшипника КВ мкм |
Поле допуска | |||||||||||||
пб |
тб |
кв |
h6 |
дв |
f6 |
пб |
тб |
кб |
he |
дб |
в | ||||
Предельное отклонение вала мкм |
нагяг <-т)и зазор (-). мкм | ||||||||||||||
От 3 до 6 вхлюч. |
0 |
+16 |
♦ 12 |
♦9 |
♦4 |
0 |
-4 |
-10 |
♦23 |
♦ 19 |
+16 |
♦ 11 |
♦7 |
♦3 |
-3 |
-7 |
♦8 |
♦4 |
♦ 1 |
-4 |
-8 |
-12 |
-18 |
*8 |
♦4 |
♦1 |
-4 |
-8 |
-12 |
-18 | |
Се. 6 до 10 вхлюч. |
0 |
♦19 |
♦15 |
♦ 10 |
♦4.5 |
0 |
-5 |
-13 |
♦ 26 |
♦22 |
♦17 |
♦11.5 |
♦7 |
♦2 |
-6 |
-7 |
♦10 |
♦6 |
♦1 |
-4.5 |
-9 |
-14 |
-22 |
♦ 10 |
♦6 |
♦1 |
-4.5 |
-9 |
-14 |
-22 | |
Се. 10 до 18 вхлюч. |
0 |
♦23 |
♦18 |
♦ 12 |
♦5.5 |
0 |
-6 |
-16 |
+30 |
♦25 |
♦ 19 |
♦12.5 |
♦7 |
♦1 |
-9 |
-7 |
♦ 12 |
♦7 |
♦1 |
-5.5 |
-11 |
-17 |
-27 |
♦ 12 |
♦7 |
♦1 |
-55 |
-11 |
-17 |
-27 | |
Св. 18 до 30 вклкуч. |
0 |
+28 |
+21 |
+15 |
♦6.5 |
0 |
-7 |
-20 |
+Э5 |
+29 |
+23 |
+14.5 |
♦8 |
+1 |
-12 |
-8 |
+15 |
+8 |
+2 |
-6.5 |
-13 |
-20 |
-32 |
+ 15 |
+8 |
+2 |
-6.5 |
-13 |
-20 |
-32 | |
Св. 30 до 50 вклкуч. |
0 |
+33 |
+25 |
♦ 18 |
♦8 |
0 |
-9 |
-25 |
+43 |
+35 |
+28 |
+ 18 |
+10 |
♦ 1 |
-15 |
-10 |
♦17 |
♦9 |
♦2 |
-8 |
-16 |
-25 |
-41 |
♦ 17 |
♦9 |
♦2 |
-8 |
-16 |
-25 |
-41 | |
Св. 50 до 80 вхлюч. |
0 |
♦39 |
♦ЭО |
♦21 |
*9.5 |
0 |
-10 |
-Э0 |
♦51 |
♦42 |
♦33 |
♦21,5 |
♦ 12 |
♦2 |
-18 |
-12 |
*20 |
♦11 |
♦2 |
-9.5 |
-19 |
-29 |
-49 |
♦20 |
♦ 11 |
♦2 |
-9.5 |
-19 |
-29 |
-49 | |
Се. 80 до 120 вхлюч. |
0 |
♦45 |
♦35 |
♦25 |
♦ 11 |
0 |
-12 |
-36 |
♦60 |
♦50 |
♦40 |
+26 |
♦15 |
♦3 |
-21 |
-15 |
♦23 |
♦ 13 |
♦3 |
-11 |
-22 |
-34 |
-58 |
♦23 |
♦13 |
♦3 |
-11 |
-22 |
-34 |
-58 | |
Св. 120 до 180 вхлюч. |
0 |
♦52 |
*40 |
♦28 |
♦12.5 |
0 |
-14 |
-43 |
♦70 |
♦58 |
♦46 |
♦30.5 |
♦ 18 |
♦4 |
-25 |
-18 |
♦27 |
♦ 15 |
♦3 |
-12.5 |
-25 |
-39 |
-68 |
♦27 |
♦15 |
♦3 |
-125 |
-25 |
-39 |
-68 |
Ном сальный диаметр d. мм |
Предельное отклонение диаметра внутреннего кол ыха гюдшилника КВ. мкм |
Поле допуска | |||||||||||||
пв |
тб |
кв |
1,6 |
h6 |
дб |
(в |
пв |
тб |
кв |
1,е |
hfi |
дв |
в | ||
Предельное отклонение вала, мкм |
Натяг <♦ > и зазор <->. мкм | ||||||||||||||
Св. 180 до 250 включ. |
0 |
+60 |
+46 |
+34 |
+ 14.5 |
0 |
-15 |
-50 |
+82 |
+68 |
+56 |
+36.5 |
+22 |
♦7 |
-28 |
-22 |
+31 |
♦ 17 |
+4 |
-14,5 |
-29 |
-44 |
-79 |
+31 |
+17 |
♦4 |
-14.5 |
-29 |
-44 |
-79 | |
Се. 250 до 315 включ. |
0 |
*66 |
♦52 |
♦36 |
♦ 16 |
0 |
-17 |
-56 |
♦91 |
♦77 |
*61 |
♦41 |
♦25 |
♦8 |
-31 |
-25 |
♦34 |
♦20 |
+4 |
-16 |
-32 |
-49 |
-88 |
+34 |
+20 |
♦4 |
-16 |
-32 |
-49 |
-88 | |
Св. 315 до400 включ. |
0 |
*73 |
+57 |
♦40 |
♦ 18 |
0 |
-18 |
-62 |
♦ 103 |
♦87 |
♦70 |
+48 |
♦30 |
♦ 12 |
-32 |
-30 |
♦37 |
♦21 |
♦4 |
-18 |
-36 |
-54 |
-98 |
+37 |
♦21 |
♦4 |
-18 |
-36 |
-54 |
-98 | |
Св. 400 до 500 включ. |
0 |
+80 |
+63 |
+45 |
+20 |
0 |
-20 |
-69 |
+125 |
+108 |
♦90 |
+65 |
+45 |
+25 |
-24 |
-35 |
♦40 |
♦23 |
♦5 |
-20 |
-40 |
-60 |
-109 |
♦40 |
♦23 |
♦5 |
-20 |
-40 |
-60 |
-109 |
А.З Предельные отклонения диаметров посадочных поверхностей валов, диаметров внутренних колец подшипников класса точности 5 и образуемые при их сопряжении натяги и зазоры приведены в таблице А.З.
Таб л и ца А.З
Номинальный диаметр d мм |
Предельное отклонение диаметра внутреннего кольца лэдшигмияд Кв мкм |
Лоле допуска | |||||||||||
п5 |
гп5 |
к5 |
h5 |
g5 |
пб |
тб |
кб |
Ьб |
дб | ||||
Предельное отклонение вала мкм |
И атяг <4) И зазор МКМ | ||||||||||||
От 3 ДО 6 ВКЛЮЧ. |
0 |
♦13 |
♦9 |
♦6 |
♦2.5 |
0 |
-4 |
♦ 18 |
♦ 14 |
♦11 |
♦7.5 |
♦5 |
♦1 |
-5 |
♦8 |
♦4 |
♦1 |
-2.5 |
-5 |
-9 |
♦8 |
♦4 |
♦ 1 |
-2.5 |
-5 |
-9 | |
Св. 6 до 10 включ. |
0 |
+16 |
+12 |
+7 |
+3 |
0 |
-5 |
+21 |
+17 |
+12 |
♦8.0 |
+5 |
0 |
-5 |
♦10 |
♦6 |
♦ 1 |
-3 |
-6 |
-11 |
♦ 10 |
♦6 |
♦ 1 |
-3.0 |
-6 |
-11 | |
Св. 10 до 18 включ. |
0 |
♦20 |
♦ 15 |
*9 |
♦4 |
0 |
-6 |
♦25 |
♦20 |
♦14 |
♦9.0 |
♦5 |
-1 |
-5 |
♦ 12 |
♦7 |
♦1 |
-4 |
-8 |
-14 |
♦ 12 |
♦7 |
♦1 |
-4.0 |
-8 |
-14 | |
Св. 18 до 30 включ. |
0 |
♦24 |
♦ 17 |
♦11 |
♦4.5 |
0 |
-7 |
♦30 |
+23 |
♦17 |
♦10,5 |
♦6 |
-1 |
-6 |
+15 |
+8 |
+2 |
-4.5 |
-9 |
-16 |
+15 |
+8 |
+2 |
-45 |
-9 |
-16 | |
Св. 30 до 50 включ. |
0 |
♦28 |
♦20 |
♦13 |
♦5.5 |
0 |
-9 |
♦36 |
+28 |
♦21 |
♦13,5 |
♦8 |
-1 |
-8 |
♦17 |
♦9 |
♦2 |
-5.5 |
-11 |
-20 |
♦17 |
♦9 |
♦2 |
-55 |
-11 |
-20 |
|
А4 Предельные отклонения диаметров посадочных поверхностей валов, диаметров внутренних колец подшипников класса точности 4 и образуемые при их сопряжении натяги и зазоры приведены в таблице А4.
Таблица А. 4
Номинальный диаметр d. мм |
Предельное отклонение диаметра внутреннего кольца подшипника КВ. мкм |
Поле допуска | |||||||||||
п5 |
тб |
кб |
h5 |
дб |
пб |
тб |
кб |
I»5 |
h5 |
дб | |||
Предельное отклонение вала, мкм |
Натяг и зазор Н. мкм | ||||||||||||
От 3 до 6 вхлюч. |
0 |
♦13 |
♦9 |
♦6 |
♦2.5 |
0 |
-4 |
♦ 17 |
♦13 |
♦ 10 |
♦6.5 |
♦4 |
0 |
-4 |
+8 |
♦4 |
+1 |
-2.5 |
-5 |
-9 |
+8 |
+4 |
+1 |
-2.5 |
-5 |
-9 | |
Св. 6 до 10 вхлюч. |
0 |
♦16 |
♦12 |
♦7 |
♦3 |
0 |
-5 |
♦20 |
♦16 |
♦11 |
♦7 |
♦4 |
-1 |
-4 |
♦ 10 |
+6 |
♦ 1 |
-3 |
-6 |
-11 |
♦ 10 |
♦6 |
♦1 |
-3 |
-6 |
-11 | |
Св. 10 до 18 вхлюч. |
0 |
♦20 |
♦ 15 |
♦9 |
♦4 |
0 |
-6 |
♦24 |
♦19 |
♦ 13 |
♦8 |
♦4 |
-2 |
-4 |
+12 |
+7 |
+1 |
-4 |
-8 |
-14 |
♦ 12 |
+7 |
+1 |
-4 |
-8 |
-14 |
Номинальный диаметр d. мм |
Предельное отклонение диаметра внутреннего кольца подшипника КВ. мкм |
Поле допуска | |||||||||||
п5 |
т5 |
kS |
i*5 |
h5 |
gs |
n5 |
т5 |
к5 |
»*5 |
h5 |
gs | ||
Предельное отклонение вела мкм |
Натяг(4> и задор <-). мкм | ||||||||||||
Св. 18 до Э0 включ. |
0 |
+24 |
+ 17 |
♦и |
+4.5 |
0 |
-7 |
♦29 |
♦22 |
+16 |
+9.5 |
+5 |
-2 |
-5 |
+15 |
♦8 |
♦2 |
-45 |
-9 |
-16 |
♦15 |
♦8 |
♦2 |
-4.5 |
-9 |
-16 | |
Св. 30 до 50 включ. |
0 |
♦28 |
♦20 |
♦ 13 |
+5.5 |
0 |
-9 |
♦34 |
♦26 |
♦ 19 |
♦11.5 |
♦6 |
-3 |
-6 |
♦17 |
+9 |
+2 |
-5.5 |
-11 |
-20 |
+17 |
♦9 |
+2 |
-5.5 |
-11 |
-20 | |
Се. 50 до 80 включ. |
0 |
♦33 |
♦24 |
♦15 |
♦6.5 |
0 |
-10 |
♦40 |
♦31 |
♦22 |
♦ 13.5 |
♦7 |
-3 |
-7 |
♦20 |
♦ 11 |
♦2 |
-€.5 |
-13 |
-23 |
♦20 |
♦11 |
♦2 |
-6.5 |
-13 |
-23 | |
Св. 80 до 120 включ. |
0 |
♦38 |
♦28 |
♦18 |
♦7.5 |
0 |
-12 |
♦46 |
♦36 |
♦26 |
+15.5 |
♦8 |
-4 |
-8 |
+23 |
+13 |
♦3 |
-7.5 |
-15 |
-27 |
♦23 |
+13 |
+3 |
-7.5 |
-15 |
-27 | |
Св. 120 до 180 включ. |
0 |
♦45 |
♦33 |
♦21 |
♦9 |
0 |
-14 |
♦55 |
♦43 |
♦31 |
♦ 19 |
♦ 10 |
-4 |
-10 |
♦27 |
♦15 |
♦3 |
-9 |
-18 |
-32 |
♦27 |
♦15 |
♦3 |
-9 |
-18 |
-32 | |
Св. 180 до 250 включ. |
0 |
♦51 |
♦37 |
♦24 |
+ 10 |
0 |
-15 |
♦63 |
♦49 |
♦36 |
♦22 |
♦ 12 |
-3 |
-12 |
+31 |
+17 |
♦4 |
-10 |
-20 |
-35 |
+31 |
+17 |
♦4 |
-10 |
-20 |
-35 |
А.5 Предельные отклонения диаметров посадочных поверхностей отверстий корпусов, диаметров нарукяых колец подшипников класса темности 0 и образуемые при их сопряжении натяги и зазоры приведены в таблице А.5.
Таблица А.5
|
|
А.6 Предельные отклонения диаметров посадочных поверхностей отверстий корпусов, диаметров наружных колец подшипников класса точности 6 и образуемые при их сопряжении натяги и зазоры приведены в таблице А.6.
Таблица А.6
Предельное отклонение |
Поле допуска | ||||||||||||
Номинальный диамотр D. мм |
диаметра пару#*ого кольца подшипника hB |
N7 |
М7 |
К7 |
V |
Н7 |
G7 |
N7 |
М7 |
К7 |
V |
Н7 |
G7 |
мкм |
Предельное отклонение отверстий коргтуооо мкм |
Натяг (♦) и зазор мюд | |||||||||||
От 3 до 6 включ. |
0 |
-4 |
0 |
♦3 |
♦6 |
♦ 12 |
♦16 |
♦16 |
♦12 |
♦9 |
♦6 |
0 |
-4 |
-7 |
-16 |
-12 |
-9 |
-6 |
0 |
♦4 |
-3 |
-7 |
-10 |
-13 |
-19 |
-23 |
Номинальный диаметр о мм |
Предельное отклонение диаметра нару*мого кольца подшипника he. мкм |
Поле допуска | |||||||||||
N7 |
М7 |
К7 |
V |
М7 |
G7 |
N7 |
М7 |
К7 |
V |
М7 |
G7 | ||
Предельное отклонение отверстий корпусов мкм |
Натяг<♦> и задор <-}. мкм | ||||||||||||
Св. 6 до 10 включ. |
0 |
-4 |
0 |
+5 |
+7 |
+ 15 |
♦20 |
♦ 19 |
♦15 |
+ 10 |
+7 |
0 |
-5 |
-7 |
-19 |
-15 |
-10 |
-7 |
0 |
♦5 |
-3 |
-7 |
-12 |
-14 |
-22 |
-27 | |
Св. 10 до 18 включ |
0 |
-5 |
0 |
♦6 |
♦9 |
♦ 18 |
♦24 |
♦23 |
+18 |
+12 |
♦9 |
0 |
-6 |
-7 |
-23 |
-18 |
-12 |
-9 |
0 |
♦6 |
-2 |
-7 |
-13 |
-16 |
-25 |
-31 | |
Се. 18 до 30 еклк*. |
0 |
-7 |
0 |
♦6 |
♦ 10 |
♦21 |
♦28 |
♦28 |
♦21 |
♦15 |
♦10 |
0 |
-7 |
-8 |
-28 |
-21 |
-15 |
-10 |
0 |
♦7 |
-1 |
-8 |
-14 |
-18 |
-29 |
-36 | |
Се. 30 до 50 включ. |
0 |
-8 |
0 |
♦7 |
♦ 12 |
+25 |
+34 |
♦33 |
+25 |
+18 |
+12 |
0 |
-9 |
-9 |
-33 |
-25 |
-18 |
-12 |
0 |
♦9 |
-1 |
-9 |
-16 |
-21 |
-34 |
-43 | |
Св. 50 до 80 включ. |
0 |
-9 |
0 |
♦9 |
♦ 15 |
♦30 |
*40 |
♦39 |
♦30 |
♦21 |
♦15 |
0 |
-10 |
-11 |
-39 |
♦30 |
-21 |
-15 |
0 |
♦ 10 |
-2 |
-11 |
-20 |
-26 |
-41 |
-51 | |
Св. 80 до 120 включ. |
0 |
-10 |
0 |
+ 10 |
♦ 17 |
+35 |
♦47 |
♦45 |
♦35 |
♦25 |
♦17 |
0 |
-12 |
-13 |
-45 |
-35 |
-25 |
-17 |
0 |
+ 12 |
-3 |
-13 |
-23 |
-30 |
-48 |
-60 | |
Се. 120 до 180 включ. |
0 |
-12 |
0 |
♦12 |
♦20 |
♦40 |
♦54 |
♦52 |
♦40 |
♦28 |
♦20 |
0 |
-14 |
-18 |
-52 |
-40 |
-28 |
-20 |
0 |
♦ 14 |
-6 |
-18 |
-30 |
-38 |
-58 |
-72 | |
Св. 180 до 250 включ. |
0 |
-14 |
0 |
+ 13 |
♦23 |
♦46 |
♦61 |
♦60 |
♦46 |
+33 |
♦23 |
0 |
-15 |
-20 |
-60 |
-16 |
-33 |
-23 |
0 |
♦ 15 |
-6 |
-20 |
-33 |
-43 |
-66 |
-81 | |
Св. 250 до 315 включ. |
0 |
-14 |
0 |
♦16 |
♦26 |
♦52 |
♦69 |
•66 |
*52 |
♦36 |
♦26 |
0 |
-17 |
-25 |
-66 |
-52 |
-36 |
-26 |
0 |
♦ 17 |
-11 |
-25 |
-41 |
-51 |
-77 |
-94 | |
Св. 315 до 400 включ. |
0 |
-16 |
0 |
+ 17 |
+28 |
♦57 |
♦75 |
+73 |
+57 |
+40 |
+28 |
0 |
-18 |
-28 |
-73 |
-57 |
-40 |
-28 |
0 |
♦ 18 |
-12 |
-28 |
-45 |
-56 |
-85 |
-103 | |
Се. 400 до 500 включ, |
0 |
-17 |
0 |
♦ 18 |
♦31 |
♦63 |
♦83 |
♦80 |
♦63 |
♦45 |
♦31 |
0 |
-20 |
-33 |
-80 |
-63 |
-45 |
-31 |
0 |
+20 |
-16 |
-33 |
-51 |
-64 |
-96 |
-116 | |
Св. 500 добЭО вклкх. |
0 |
-44 |
-26 |
0 |
+35 |
♦70 |
+92 |
+114 |
+96 |
+70 |
+35 |
0 |
-22 |
-38 |
-114 |
-96 |
-70 |
-35 |
0 |
♦22 |
♦6 |
-12 |
-38 |
-73 |
-108 |
-130 |
Таблица А.7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица А.8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Приложение Б (справочное)
Б. 1 Поля допусков диаметров валов радиально-упорных и радиальных шарико- и роликоподшипников с цилиндрическими роликами (для всех диаметров) в зависимости от классов точности подшипников приведены в таблице Б.1.
Таблица Б.1
Поле допуска для | ||||
Условия нагружения |
класса точности под- | |||
шипника |
Место расположения подшипникоеото узла | |||
вращается или не |
Вид нагружения |
0. 6 |
5.4 | |
вращается вал |
внутреннею кольца | |||
кб |
k5 |
Турбины, компрессоры и вентиляторы с тон- | ||
Js6 |
i,5 |
костенными валами | ||
пб |
n5 | |||
гпб |
m5 |
Турбины, компрессоры и вентиляторы со | ||
Вращается |
Циркуляционное |
кб |
k5 |
сплошным или толстостенным валом |
is6 |
i«5 | |||
пб тб |
n5 m5 |
Приводы агрегатов, агрегаты, редукторы и | ||
кб )56 |
k5 J»5 |
мультипликаторы, планетарные механизмы безгаечного крепления | ||
кб |
k5 | |||
is6 h6 |
js5 h5 |
То же | ||
g€ |
g5 |
с гаечным креплением подшипников | ||
17 |
f6 | |||
кб |
k5 | |||
Не вращается |
Местное |
>s6 |
js5 |
Приводы агрегатов, агрегаты, редукторы и |
h6 |
h5 |
мультипликаторы, планетарные механизмы | ||
дб |
gs | |||
is6 | ||||
h6 g€ |
— |
Неответственные подшипниковые узлы | ||
f7 |
Б.2 Поля допуска диаметров валов упорных шарико- и роликоподшипников всех типов —js6.
Б.З Поля допусков диаметров отверстий корпусов радиально-упорных и радиальных шарико- и роликоподшипников с цилиндрическими роликами (для всех диаметров) в зависимости от классов точности подшипников приведены в таблице Б.2.
Таблица Б.2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Б.4 Поля допуска диаметров отверстий корпусов упорных шарико- и роликоподшипников всех типов — Js7. |
1 Область применения...................................................................................................................................1
3 Термины и определения............................................................................................................
4 Поля допусков и посадки ...........................................................................................................
5 Требования к посадочным поверхностям.................................................................................
Приложение А (справочное) Предельные отклонения диаметров посадочных поверхностей
2 Нормативные ссылки...................................................................................................................................1
валов, отверстий корпусов и колец подшипников. Натяги и зазоры
в посадках.............................................................................................................................7
Приложение Б (справочное) Рекомендуемые поля допусков диаметров валов и отверстий
корпусов в зависимости от условий нагружения.............................................................16
Приложение В (справочное) Схематическое изображение отклонений формы посадочных
и расположения торцовых поверхностей валов и отверстий корпусов..........................18
Приложение В (справочное)
Схематическое изображение отклонений формы посадочных и расположения торцовых поверхностей валов и отверстий корпусов
Ad-d-d* Ad-d-d*; AD-D-D' AD-D-d- |
В.1 Непостоянство диаметра вала (Лd) или отверстия корпуса (ДО) определяется как разность наибольшего и наименьшего диаметра окружности в любом радиальном сечении согласно рисунку В.1.
В.2 Средняя конусообразность вала (Ad) или отверстия корпуса (ДО) в случае цилиндрической посадочной поверхности проверяется как разность средних диаметров в крайних сечениях, отстоящих от торцов на расстоянии 2с и 2г. согласно рисункам В.2 и В.З.
Рисунок В.З |
Рисунок В.2 |
В.З Торцовое биение вала (ДО или отверстия корпуса (ДF) приведено на рисунках В.4 и В.5.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВАЛЫ И ОТВЕРСТИЯ КОРПУСОВ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Посадки шариковых и роликовых подшипников
Shafts and openings of gas turbine engines.
Landings of ball and roller bearings
Дата введения — 2021—01—01
Настоящий стандарт распространяется на посадочные места валов с диаметром до 500 мм и отверстий корпусов с диаметром 630 мм под подшипники качения для вновь разрабатываемых газотурбинных двигателей и редукторов.
Стандарт не распространяется на поверхности валов и отверстий корпусов, сопрягаемых с телами качения некомплектных подшипников.
Стандарт устанавливает:
- выбор посадок;
- поле допуска для вала и отверстия корпуса в зависимости от характера выбранной посадки и класса точности подшипников;
- требования к посадочным поверхностям.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 520 Подшипники качения. Общие технические условия
ГОСТ 3325 Подшипники качения. Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов. Посадки
ГОСТ 25347-82 Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Поля допусков и рекомендуемые посадки
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылха, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
Издание официальное
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 номинальный размер: Размер, который служит началом отсчета отклонений и относительно которого определяются предельные размеры.
3.2 нулевая линия: Линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок.
Примечание — Отрицательные отклонения откладываются внутрь детали, положительные — наружу.
3.3 действительный размер: Размер элемента, установленный измерением с допускаемой погрешностью.
3.4 продельные размеры: Два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер годной детали.
3.5 отклонение размера: Алгебраическая разность между этим размером (действительным или предельным) и соответствующим номинальным размером.
3.6 верхнее продельное отклонение: Алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами.
3.7 нижнее отклонение: Алгебраическая разность между наименьшим продельным и соответствующим номинальным размерами.
3.8 допуск: Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями.
Примечание —Допуск является абсолютной величиной без знака.
3.9 квалитот (степень точности): Совокупность допусков, рассматриваемых как соответствующие одному уровню точности для всех номинальных размеров.
3.10 поле допуска: Поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и определяемое величиной допуска и его положением относительно номинального размера.
Примечание — При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии.
3.11 посадка: Характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки.
3.12 номинальный размер посадки: Номинальный размер, общий для отверстия и вала, составляющих соединение.
3.13 допуск посадки: Сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение.
3.14 зазор: Разность между размерами отверстия и вала до сборки, если размер отверстия больше размера вала.
4.1 Выбор посадок на вал и в корпус зависит от класса точности и типа подшипника, величины, направления и вида нагружения подшипника, условий его эксплуатации, а также от материала вала и корпуса.
4.2 В зависимости от характера требуемого соединения подшипника с валом поле допуска вала выбирают по системе отверстия согласно таблице 1.
Таблица 1 — Определение поля допуска вала | ||||||||||||||||||||
|
4.3 В зависимости от характера требуемого соединения подшипника с отверстием корпуса поле допуска отверстий корпусов выбирают по системе вала согласно таблице 2.
Таблица 2 — Определение поля допуска отверстия корпуса | ||||||||||||||||||||
|
4.4 При удовлетворительных результатах испытаний допускается применение полей допусков и посадок, отличных от указанных в таблицах 1 и 2.
4.5 Если по условиям работы вместо подшипников класса точности 5 или 4 могут быть использованы подшипники класса точности 0 или 6, то допускается применять для валов поле допуска квалитота 6.
4.6 При применении подшипников без внутреннего или наружного кольца, посадка имеющегося кольца осуществляется в соответствии с таблицами 1 или 2.
4.7 Предельные отклонения диаметров посадочных поверхностей валов, отверстий корпусов, колец подшипников и образуемые при их сопряжении натяги и зазоры для соответствующих посадок приведены в приложении А.
4.8 Поля допусков на диаметры посадочных поверхностей подшипников принято обозначать.
КВ — поле допуска внутреннего диаметра подшипника;
hB — поле допуска наружного диаметра подшипника.
4.9 Относительные положения полей допусков колец подшипников, валов и отверстий корпусов при различных посадках показаны на рисунке 1.
4.10 При выборе посадок различают три основных вида нагружения колец подшипников: местное, циркуляционное и колебательное.
4.11 Рекомендуемые посадки подшипника на вал и в корпус в зависимости от вида нагружения и класса точности приведены в приложении Б.
4.12 Требования, предусмотренные настоящим стандартом, выполняются при наличии одного или нескольких из следующих условий:
- валы полые тонкостенные, корпуса тонкостенные;
- материал валов — сталь или сплавы на основе железа, титана, никеля и др.;
- материал корпусов — сталь или сплавы на основе железа, титана, алюминия, магния и др;
- рабочая температура подшипникового узла свыше 100 °С.
Примечания
1 Под тонкостенными понимаются валы и корпуса:
с didB <1.25 — для валов:
DJD < 1.25 — для корпусов,
где d — диаметр отверстия подшипника: de — диаметр отверстия вала;
D„ — наружный диаметр корпуса;
D — наружный диаметр подшипника.
2 Для стальных сплошных или толстостенных валов и толстостенных корпусов посадочные места под подшипники выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 3325.
4.13 При изготовлении валов и корпусов из титановых сплавов и сплавов на железной основе допускается нанесение поверхностного твердого покрытия.
4.14 Для корпусов из алюминиевых и магниевых сплавов допускается рабочая температура подшипникового узла до 200 °С, для валов и корпусов из стали или титанового сплава допускается рабочая температура 350 °С.
Рисунок 1 — Поля допусков колец подшипников, валов и отверстий корпусов при различных посадках |
4.15 При изготовлении корпусов из алюминиевых и магниевых сплавов подшипники в ответственных подшипниковых узлах рекомендуется устанавливать в переходные втулки из стали, бронзы, титановых сплавов и т. д. При этом требования настоящего стандарта на посадочные поверхности под подшипник следует обеспечивать после монтажа втулок в корпус.
5.1 Отклонения формы посадочных поверхностей и расположения торцовых поверхностей валов и отверстий корпусов характеризуются следующими параметрами:
- непостоянство диаметра (некруглость) в любом поперечном сечении цилиндрической посадочной поверхности вала или корпуса:
- средняя конусообразность (разность средних диаметров в крайних сечениях посадочной поверхности).
-допуск расположения опорных торцовых поверхностей заплечиков вала и отверстия корпуса.
Схематичное изображение отклонений формы посадочных поверхностей и расположения торцовых поверхностей валов и отверстий корпусов приведено в приложении В.
5.2 Предельные отклонения от крутости и конусообраэности диаметра в продольном и поперечном сечениях цилиндрической посадочной поверхности не должны быть более половины допуска на диаметр посадочной поверхности при посадке подшипников класса точности 0 и 6. и не более трети допуска — при посадке подшипников класса 5 и 4.
При вычислении отклонений полученные величины округляют до целых микронов.
5.3 Наиболее допускаемое значение торцового биения опорных торцовых поверхностей заплечиков вала и отверстия корпуса не должно превышать требований, указанных в таблице 3 для заплечиков вала и в таблице 4 для заплечиков отверстий корпусов.
Таблица 3 — Допускаемое значение торцового биения для заплечиков вала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 4 —Допускаемое значение торцового биения для заплечиков отверстий корпусов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
5.4 При установке подшипника с осевым зазором между торцами колец и заплечиком допускается снижение требований по торцовому биению заплечика. но не ниже требований для подшипников класса 0.
5.5 В случае применения в конструкции подшипникового узла пакета (набора) деталей допуск торцового биения детали, сопряженной с кольцом подшипника, не должен быть более приведенных ранее значений величин (см. таблицы 3 и 4).
Схематически пакет деталей подшипникового узла представлен в приложении В.
5.6 Параметр шероховатости посадочных и торцовых поверхностей валов и отверстий корпусов должен соответствовать указанным в таблице 5.
Таблица 5 — Шероховатость посадочных и торцовых поверхностей валов и отверстий корпусов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Окончание таблицы 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Приложение А (справочное)
Предельные отклонения диаметров посадочных поверхностей валов, отверстий корпусов и колец подшипников.
Натяги и зазоры в посадках
А.1 Предельное отклонение диаметров посадочных поверхностей валов, диаметров внутренних колец подшипников класса томности 0 и образуемые при их сопряжении натяги и зазоры приведены в таблице А.1.
Таблица А.1
|